Палубный истребитель f-14 «томкэт»
Содержание:
Countermeasures
The aircraft is equipped with the BAE Systems Integrated Defense Solutions (formerly Tracor) and Lockheed Martin AN/ALE-39 and AN/ALE-29 chaff, flare and decoy dispensers. The Super Tomcat has a Raytheon AN/ALR-67(V)4 radar warning system and BAE Systems Information & Electronic Warfare Systems (IEWS) (formerly Sanders) AN/ALQ-126 jammer.
Engine The F-14B and the F-14D have two General Electric F110-GE-400 turbofan engines rated at 72kN and 120kN with afterburn. There are five internal fuel tanks that carry 9,000l and are located in the fixed section and the outer section of the wings and in the rear section of the fuselage between the engines.
История разработки
С самого начала работ над проектом F-14 задумывался, как самолёт, способный завоевать полное воздушное превосходство в непосредственной близости от авианесущих кораблей, с которых предполагалось использовать эти самолёты. В качестве дополнительной задачи он также должен был быть способен наносить удары по тактическим наземным и надводным целям. В январе 1969 года проект F-14 выиграл конкурс, объявленный ВМС США на новый самолёт, предполагавшийся на замену устаревающим McDonnell Douglas F-4 Phantom II. Первый прототип поднялся в воздух 21 декабря 1970 года и за ним сразу последовала предсерийная партия из 11 самолётов. Летом 1972 года были завершены испытания F-14 на авианосцах. Промышленные поставки для флота начались в октябре того же года. «Томкэты» составляли эскадрильи истребителей-перехватчиков в составе авианосных групп.
F-14 был ориентирован, в первую очередь, на отражение ракетных ударов по корабельным группировкам. Основным элементом F-14 является система управления вооружением Hughes AN/AWG-9. По информации министерства обороны СССР, дальность обнаружения цели с ЭПР 3 м² составляла 160 км при одновременном сопровождении до 24-х целей. Диапазон работы БРЛС — 8-10 ГГц. Дальность обнаружения теплопеленгатором (телескоп) в ППС — 220 км, в ЗПС — 300 км. Для ближнего боя «Томкэт» располагает встроенной 20-мм автоматической пушкой General Electric M61A1 Vulcan с боекомплектом в 675 снарядов. Основу ракетного вооружения составляли четыре ракеты «воздух-воздух» AIM-54 или AIM-7, располагавшиеся на подфюзеляжных пилонах.F-14 был единственным самолётом, способным нести ракету «воздух-воздух» большой дальности AIM-54A Phoenix. Эта ракета, стоимостью 500 тыс. долларов, была способна поражать цели на расстоянии до 185 км, что давало F-14 возможность уничтожать большинство самолётов противника до того, как сам он появится у них на экране радара. (Лишь МиГ-31 имел на вооружении ракеты «воздух-воздух» Р-33 соизмеримой дальности пуска.) В дополнение к ним, на подкрыльевых пилонах могли располагаться ещё четыре ракеты AIM-9 Sidewinder. Кроме того, «Томкэт» был способен нести до 6 576 кг прочего ударного вооружения различного класса.
Работы над F-14A были омрачены потерей первого прототипа в декабре 1970 года, однако, несмотря на это, ВМС США были поставлены 478 машин и ещё 79 были проданы Ирану в 1976—1978 годах (модификация F-14A-GR). Но ненадёжность двигателя TF-30-P-412 продолжала преследовать самолёты. Двигатель, обладавший недостаточной для тяжёлого истребителя тягой, был, к тому же, склонен к помпажу на больших углах атаки и при резкой работе РУДом на сверхзвуковых скоростях. Улучшенная модификация двигателя 1977 года TF-30-P-414 положение не улучшила, так как и без того не сильно приёмистый двигатель стал ещё тяжелее.
TF-30 был виновен в потере 28% самолётов.
Следующей должна была стать модель F-14B, оснащённая двигателями Pratt & Whitney F401-PW-400, но работы над ней были свёрнуты. Вместо этого, начиная с 1986 года, 38 самолётов, названные F-14A+, были переоснащены гораздо более мощными и надёжными двигателями General Electric F110-GE-400 (устанавливаемыми также на F-15 и F-16) и впоследствии и получили обозначение F-14B. Модификация F-14D отличалась от предыдущих:
- более мощным радаром Hughes AN/APG-71, — система могла сопровождать до 24-х целей и одновременно захватывать 6 из них и одновременно запускать по ним ракеты на различных высотах и дальностях,
- усовершенствованной авионикой и переоборудованной кабиной.
Всего было построено 37 самолётов этого типа, ещё 104 переоборудованы из ранее выпущенных F-14A и получили обозначение F-14D(R).
После того, как Конгресс США отменил закупку F-14 на 1991 бюджетный год, руководство Grumman обратилось к правительству США с просьбой разрешить экспорт самолётов за рубеж, но получила отказ. Кроме того данной моделью было проблематично заинтересовать потенциальных покупателей ввиду наличия более дешёвых F-15 и F-16.
Конструктивные особенности
Выше мы отметили, что в качестве базовой основы была использована смешанная конструкция традиционной аэродинамической схемы. В результате И-16 был типичным низкопланом с предусмотренным механизмом втягивающегося шасси. Однако общая характеристика неспособна передать ширины творческой мысли Николая Поликарпова. Поэтому рассмотрим конструкцию «Ишачка» более детально.
Фюзеляж
Фюзеляжи такого типа назывались полумонокок. Особенностью таких конструкций было равномерное распределение несущей способности между каркасом и обшивкой. На первых моделях, каркас изготавливался из деревянных шпангоутов и лонжеронов, обшитых берёзовым шпоном. Сверху наклеивалось полотно, пропитанное специальными аэролаками.
На фюзеляже И-16 размещались:
- моторама с двигателем;
- топливные баки;
- масляный бак;
- спаренные пулемёты системы ШКАС;
- радиооборудование;
- система тяг и тросов;
- кабина с закрывающейся дверцей.
На более поздних модификациях, появилось отделение для аккумулятора и 5-миллиметровая бронепластина, защищающая пилота.
Центроплан, крылья и шасси
Центропланом в самолётах называют центральную часть крыла, соединяющую правую и левую полуплоскости. В целом, это типовая конструкция, но в случае с И-16, этот элемент претерпел серьёзные изменения.
На машины этой серии устанавливались элероны двух типов:
- длинные;
- короткие.
Начиная с моделей 10-го образца, «Ишачок» стал комплектоваться посадочными щитками Шренка, работавшими от механического привода.
Кроме этого, в центроплане И-16 были предусмотрены ниши для убираемого шасси. Этот элемент был выполнен в виде 3-опорной конструкции. Убиралось шасси вручную: лётчику приходилось крутить специальную ручку, соединённую с хвостовым костылём.
Двигатель
На И-16 устанавливалось несколько вариаций двигателей, различающихся конструкционным весом и производительностью. Все силовые установки охлаждались воздушным путём, цилиндры располагались радиально, поэтому двигатели получили название «Звёздочка».
На различные модификации И-16 ставились следующие типы двигателей:
- Ф-3 «Райт-Циклон»;
- М-22;
- М-22А;
- М-22В;
- М-62;
- М-63.
Все двигатели были 9-цилиндровыми, мощность варьировалась в пределах 480-930 «лошадок».
Flaps, Wingsweep, DLC control
Flaps, Wingsweep and DLC are all simulated with the FSX-flaps function, with in total 10 discrete positions; this implies that they are operated sequentially. In this description, the term FLAPS.x to refer to the position of the FSX-flaps function.
Wing sweep
- Auto or Manual control.
Clicking the sweep hat switch on the Throttles (in VC) toggles the control mode. Default: Auto. - Uses FLAPS.0 (swept backward) — FLAPS.6 (swept forward) or higher.
- In Auto-mode, Wingsweep depends on airspeed:
- FLAPS.0 when airspeed greater than Mach 0.8.
- FLAPS.6 when airspeed less than Mach 0.4.
- and proportionally in between.
DLC
- Mode of control follows the Wing sweep control mode.
- Uses FLAPS.8 (DLC Off) and FLAPS.9 (DLC On)
-
In Auto-mode
- When airborne, DLC is set:
- On, when airborne AND AoA greater than 10.5
- Off, when airborne and AoA less than 7.5
- When on the ground, DLC is set:
- On, when Flaps are full, Airbrakes extended and Throttle at Idle.
- Off, otherwise.
- When airborne, DLC is set:
This simulation of Wingsweep, Flaps, and DLC with FLAPS leads to a few restrictions, some of which are valid in a real F14 anyway:
- Flaps can only be lowered when wings are swept in full forward position.
- Wings can only be swept backward (both Auto and Manual) when Flaps are fully up.
- DLC can only be activated when Flaps are fully down.
Note: When Wingsweep control is set to Manual, you can simply step through all Wing sweep, Flaps and DLC positions (in sequence) by using FLAPS Increase and Decrease commands.
Keyboard controls
Flight controls
Key | Function |
---|---|
Home | Increase elevator trim |
End | Decrease elevator trim |
or f | Lower flaps |
or ⇧ Shift+f | Raise flaps |
Ctrl+b | Toggle speed brakes |
k | Increase speed brakes |
j | Decrease speed brakes |
Automatic flight controls
Key | Function |
---|---|
Ctrl+a | Toggle autopilot altitude mode |
Ctrl+s | Toggle APC (Landing Automatic Power Control) |
Ctrl+h | Cycle autopilot heading mode |
Ctrl+t | Aircraft flight control systems|AFCS] (Defaut Attitude Mode) |
* | Engage AFCS Altitude Mode |
Ctrl+y | Toggle ground spoilers armed |
HSD — radar and RWR
Key | Function |
---|---|
h | Cycles through HSD modes: radar — compass — ECM (RWR) |
⇧ Shift+e | Decrease Radar Range |
⇧ Shift+r | Increase Radar Range |
Ctrl+q | Toggles Radar Standby Mode. In standby mode the radar doesn’t emit and the «STAND BY» words are displayed on the HSD screen when in TID mode. |
Carrier operations
See also Howto:Carrier, Carrier over MP as well as a detailed carrier landing howto for the F-14 Tomcat.
Key | Function |
---|---|
⇧ Shift+o | Lower the hook |
o | Raise the hook |
⇧ Shift+l | Engage launch bar (keep holding until engaged) |
⇧ Shift+c | Release catapult |
Weapons
Key | Function |
---|---|
Ctrl+w | Cycle through master arm switch modes (see master arm switch in cockpit). |
w | Cycle Stick Weapon Mode Selector (see Weapon Mode knob selector on side of joystick in cockpit). Four positions: Off, Gun, SW, SP-PH. |
Ctrl+m | Toggle AIM-9 selection (must have at least one AIM-9 loaded through Tomcat Controls/Fuel & Stores menu) |
e | Trigger M61A1 Vulcan gun or AIM-9 missiles (depending on stick weapon mode selection) |
Flaps
F-14 Wing Devices
The F-14 has three different types of lift augmentation on the wings. Flaps, Auxiliary Flaps and Slats.
Maneuvering flaps and slats are automatically activated by the CADC to improve performance at high AoA and lower speeds. The maneuvering flaps are disabled when wings are swept outside of the permissible region for flap or slat deployment.
In the picture the slats are at the front, the spoilers on the top, and the flaps at the back. The auxiliary flaps are next to the fuselage and the main flaps are behind and below the spoilers.
Wing Sweep
F14-glareshield
Full aerodynamic affects of wing sweep are modelled. The Wing Sweep can be controlled via the keyboard or by using the Sweep gauge in the cockpit. Use the mousewheel over the sweep angle indication to adjust the required angle of sweep. The legends to the right of the wing sweep gauge can be clicked to any of the possible modes.
The CADC will provide automatic wing sweep based on Mach number. The wings cannot be swept further forwards than the CADC automatic value (to protect the airframe).
The main flaps operate until the wings are swept to 55 degrees; the auxiliary flaps are only available with the wings swept to 22 degrees. Interlocks operate to prevent flap deployment with unsuitable wing sweep.
It is possible to land with fully swept wings; however this should only be used in emergency situations as the landing speed is significantly increased.
< | Sweep Wings Forwards |
> | Sweep Wings Aft |
= | Wing Sweep to Automatic |
Miscellaneous
c | Toggle canopy and access ladder |
u | Toggle refuelling probe, three states |
Ctrl+o | Toggle oversweep (on ground only, otherwise sweep is automatic) |
Ctrl+v | Toggle between RIO (Radar Intercept Officer) and pilot view |
F-14 design and features
F-14 aircraft has a length of 19.1m, height of 4.8m and wingspan of 19.55m. It can accommodate two crew members.
The maximum take-off weight of the aircraft is 33.7t , while the empty and loaded weights are 19.8t and 27.7t respectively.
The variable-sweep wing and the twin almost upright tail fins of the F-14 Tomcat give the aircraft its distinctive appearance. The variable sweep wings are set at 20° for take-off, loitering and landing and automatically change to a maximum sweep of 68°, which reduces drag for high subsonic to supersonic speeds. The wings are swept at 75° for aircraft carrier stowage.
Победы F-14 в войне
К сентябрю 1980 года напряженность между Ираком и новым исламским правительством в Иране обострилась. Начали происходить первые приграничные столкновения. Поэтому, несмотря на хаос в иранских ВВС, они всеми силами хотели вернуть свои F-14 на вооружение. Из 77 уцелевших самолетов большинство было не готово к эксплуатации, а их экипажам не хватало подготовки и опыта. Когда дошло до перехвата иракских самолетов, подразделения F-14 стали в значительной степени полагаться на наземное управление. Через несколько дней после первых столкновений с иракцами около двенадцати F-14 вернулись в строй для патрулирования границ.
wikipedia.org / Tasnim News Agency / CC BY 4.0
Первая воздушная победа на F-14 случилась еще до официального начала ирано-иракской войны. 7 сентября 1980 года иракский вертолет Ми-25 Hind (экспортный вариант советского ударного вертолета Ми-24) был сбит из 20-мм пушки Vulcan. Шестью днями позднее состоялось первое успешное применение AIM-54: майор Мохаммед-рез Аттайе сбил иракский МиГ-21 во время патрулирования области, где иракские разведывательные самолеты были особенно активны в предыдущие дни.
Наиболее интенсивными воздушные бои были в первые два месяца войны, начавшейся 22 сентября. Капитан Джавад, участвовавший в боевых действиях против иракских военно-воздушных сил, вспоминал о том, как их ВВС перехватывали иракские истребители над границей, бомбили иракцев на земле и наносили удары глубоко в воздушном пространстве противника. Иранские F-14, оснащенные импульсно-доплеровским радаром AWG-9, могли поражать вражеский самолет с расстояния в 160 км, но летчики также ценили возможности истребителя в ближнем бою.
Майор Фархад вспоминает о маневренности самолета:
По словам полковника ВВС США в отставке, Рональда Бергквиста, бывшего специалиста по Ближнему Востоку, вместо того, чтобы пожертвовать своими истребителями в бою, обе стороны использовали авиацию в качестве сдерживающих средств также, как сверхдержавы в то время использовали свои ядерные арсеналы. Иран и Ирак в 1980 году не имели союзников и, будучи не в состоянии возместить свои потери, вынуждены были беречь имеющуюся в их распоряжении боевую технику.
Федеральное агентство новостей /
Иранские военно-воздушные силы сосредоточились на действиях в качестве сдерживающего фактора и использовали F-14 Tomcat для защиты стратегически важных объектов, в первую очередь, главного иранского нефтеэкспортного терминала на острове Харк. F-14 использовались только в качестве перехватчиков. Стратегия состояла в том, чтобы использовать ценные самолеты экономно и защитить их от иракских ракет класса «земля-воздух», но в то же время, чтобы они были готовы к ответным действиям при проникновении неприятеля на территорию Ирана.
Поначалу Иран пытался поддерживать в рабочем состоянии около 60 самолетов Tomcat, но многочисленные полеты и нехватка квалифицированного обслуживающего персонала вынудили его сократить число эксплуатируемых F-14 до 40 единиц к 1984 году и до 25 самолетов к 1986. Ракеты AIM-54 Phoenix эпизодически использовались в начале войны и более часто в 1981-82 годах, но отсутствие термобатарей приостановило их использование в 1986 году.
Во время войны капитан Хашеми выпустил по иракцам четыре ракеты AIM-54. Первая, выпущенная в июле 1982 года, была направлена на группу иракских истребителей МиГ-23, пытавшихся перехватить одиночный иранский F-4E, возвращавшийся из Багдада в Иран. Хашеми рассказывает о том, что МиГ-23 был достаточно слаб и не мог противостоять им в бою один на один. Но вот группа Миг-23 заставляла иранцев беспокоиться. Самым впечатляющим в МиГ-23 была его способность быстро ускоряться, когда ВВС Ирана преследовали их.
wikipedia.org / Tasnim News Agency / CC BY 4.0
Многие самые зрелищные воздушные сражения проходили между иранскими F-14 и иракскими истребителями Dassault Mirage F1EQ французского производства. Они были связаны с попытками Ирака перерезать иранский экспорт нефти и вскрыть оборону нефтеперерабатывающей и экспортной инфраструктуры.
Майор Казем, бывший пилот иранского F-4, вспоминает допрос иракского офицера Mirage F1EQ, сбитого иранскими Tomcat в феврале 1986 года:
Вспоминая свой опыт во время войны, Джавад был возмущен тем, что сообщалось об иранских летчиках Tomcat. Он рассказывал, что в 1990-х годах ряд наблюдателей объявил F-14 и AIM-54 «дорогостоящим провалом».
Примечания
- Bob Petrella (Writer), Max Raphael (Narrator). Modern Marvels . The History Channel. (2002, 12 March).
- «Грумман» // Авиация: Энциклопедия / Гл. ред. Г. П. Свищёв. — М. : Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 195. — ISBN 5-85270-086-X.
- Tom Cooper, Farzad Bishop. Iranian F-14 Tomcat Units in Combat. — Osprey Publishing, 2004. — P. 86.
- ↑
- The Iran-Iraq War, Pierre Razoux, Harvard University Press, 2015. P.231
- ↑
- ↑
- Tom Cooper, Farzad Bishop. Iranian F-14 Tomcat Units in Combat. — Osprey Publishing, 2004. — P. 82.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 сентября 2014.
- F-15C Eagle vs MiG-23/25: Iraq 1991. Doug Dildy, Tom Cooper, Bloomsbury Publishing, 2016. P.35
- Iranian F-14 Tomcat Units in Combat. Tom Cooper, Farzad Bishop, Osprey Publishing. 2004
- ↑
- В. Ильин, М. Левин. Истребители. — М.: Виктория, Аст, 1996. — С. 167.
- «Āraš i», Encyclopaedia Iranica 2, Ahmed Tafażżolī, стр. 266–267.
- ↑
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 июля 2013.
- Iranian F-14 Tomcat Units in Combat. Том Купер и Фарзад Бишоп. 2004. стр.85-88
- ↑ Iranian F-14 Tomcat Units in Combat by Tom Cooper & Farzad Bishop, 2004, Oxford: Osprey Publishing, pp. 85-88
- [/military/systems/aircraft/f-14-variants.htm F-14 Variants] (англ.). Дата обращения: 3 марта 2008.
- Михаил Никольский. «Томкэты» в Иране // Авиация и космонавтика. — М., 2020. — № 1. — С. 52.
- ↑ Anft, Torsent [/f-14/f14-serial.htm F-14 Bureau Numbers]. Home of M.A.T.S.. Дата обращения: 5 марта 2008. 17 февраля 2012 года.
Tomcat weapons
The F-14 is armed with a General Electric Vulcan M61A-1 20mm gun with 675 rounds of ammunition, which is mounted internally in the forward section of the fuselage on the port side.
The aircraft has eight hardpoints for carrying ordnance, four on the fuselage, and two each side under the fixed section of the wings. The aircraft can carry the short, medium and long-range air-to-air missiles AIM-9, AIM-7 and AIM-54, and air-to-ground ordnance including the Rockeye bomb and CBU cluster bombs.
The Raytheon AIM-7 Sparrow is a medium-range radar-guided air-to-air missile with range of 45km. Lockheed Martin / Raytheon AIM-9 Sidewinder is a short-range air-to-air missile with range of 8km.
Raytheon AIM-54 Phoenix is a long-range air-to-air missile with range of 150km. The F-14 can carry up to six Phoenix missiles and can fire the missiles almost simultaneously at six different targets.
The F-14D can carry four joint direct attack munitions (JDAM). The first operational deployment of a precision-guided JDAM from an F-14 was in March 2003.
In 1995, the US Navy installed the Lockheed Martin LANTIRN precision strike navigation and targeting pod on the F-14. The LANTIRN targeting pod includes a dual field of view FLIR and a laser designator / rangefinder. The navigation pod also contains a FLIR and terrain-following radar. A Lockheed Martin infrared search and track system is installed in a sensor pod under the nose.
Sensors
The F-14D is equipped with a Raytheon AN/APG-71 digital multimode radar, which provides non-cooperative target identification, and incorporates low sidelobe techniques and enhanced frequency agility.
The F-14 carries a tactical air reconnaissance pod system (TARPS), which carries a recon / optical KS-87B forward or vertical frame camera, a low-altitude panoramic view KA-99 camera together with a Lockheed Martin AN/AAD-5 infrared linescanner. The pod is equipped with a digital imaging system for the transmission of near real-time imagery to the aircraft carrier command centre via a secure UHF radio data link.
To supplement TARPS, US Navy F-14s were also fitted with a fast tactical imagery (FTI) line-of-sight system for targeting and reconnaissance.
Модификации
Ан-14 назывались только первые две машины, выпущенные в качестве опытного образца. Они имели двигатели АИ-14 с мощностью 240 л. с. Все последующие модели получали другие обозначения. Многие из них остались в виде проектов и не получили никакого развития. Всего зарегистрировано девять вариантов разного типа.
Модификации:
- Ан-14А – переработанная версия третьего прототипа Ан-14 получила форсированный двигатель АИ-14РФ, имела трапециевидное крыло увеличенной площади и некоторые изменения в конструкции, стала основным самолетом этой модели;
- Ан-14Б – проект улучшенной версии базового Ан-14, отличался отсутствием крыльевого подкоса и измененным хвостовым оперением, что повышало аэродинамические свойства конструкции, должен был получить продвинутый французский двигатель Astazou турбовального типа;
- Ан-14В – нереализованная модификация самолета с новыми турбовинтовыми адаптированными двигателями ГТД-350, которые изначально создавались для вертолетов, такой Ан-14 мог бы перевозить до 15 человек или 1,5 тонн груза, так как получил переработанный расширенный корпус;
- Ан-14М – единственный образец модификации получил удлиненный фюзеляж, вход и выход осуществлялся с помощью двери в левой части корпуса, работал самолет на двигателях ГТД-550АС мощностью 640 л. с., которые позднее заменили на ГТД-850, но результаты испытаний оказались неудовлетворительными;
- Ан-14Ш – специальная версия переоборудованной модели 14А, представляет собой летающую лабораторию для тестов шасси на воздушной подушке, после первых испытаний проект был закрыт, что связано с техническими особенностями и сложностями в его реализации и последующей эксплуатации;
- Ан-14Л – улучшенная версия самолета с продвинутой аэродинамической формой, V-образным хвостовым оперением и двумя двигателями АИ-14РМ мощностью 340 л. с., могла перевозить до 11 человек или 900 кг груза на дистанцию более 700 км, осталась в виде проекта, хотя был подготовлен один экземпляр;
- Ан-714 – опытный образец Ан-14 с шасси на воздушной подушке, был разработан для выявления мест использования ШВП в качестве способа приземления, имел специальную конструкцию из трех несущих баллонов из эластичной резиновой ткани, прикрепленную к днищу фюзеляжа;
- Ан-30 – проект дальнейшего развития Ан-14, самолет получил два двигателя ГТД-350, увеличенные винты, связанные между собой трансмиссией, он мог перевозить до 15 человек или 1300 кг любого негабаритного груза, аэродинамическая схема была переработана, что привело к изменению формы фюзеляжа;
- «Чайка» – проект специальной версии самолета для обработки сельскохозяйственных угодий различными химическими препаратами или сброса удобрительных смесей, он был переоборудован путем снятия всех сидений и монтирования крепежей для устройств опрыскивания.
History
Strangereal
In the Strangereal world, the F-14D was a carrier-launched aircraft operated by several nations because of its speed and combat capabilities, particularly for its ability to engage multiple enemy fighters at once. It operated along with the traditional F-14A and its rarer ground attack variant, the F-14B Bombcat.
The F-14D was used by both Belka and Osea during the Belkan War as an interceptor aircraft. The Schnee Squadron became famous for their use of the F-14D, and one such aircraft was manned by Jack Bartlett in his days as a rookie in the Osean Air Defense Force. Super Tomcats were also acquired by A World With No Boundaries, and a Yuktobanian member piloted one during the Allied Forces’ siege of Avalon Dam.
The F-14D was also used on the Usean Continent, especially during the Usean coup d’état. It was known for being the aircraft of choice of the Lancer Squadron, and it was also available to Scarface Squadron during their assistance of the Usean Allied Forces.
The F-14D was also fielded by the armed forces of Leasath, Emmeria and Estovakia on account of its dogfighting power, being deployed in considerable numbers during the Aurelian War and Emmeria-Estovakia War.
The F-14D was also utilized during the Lighthouse War mainly by the IUN’s air forces and in limited numbers by the Erusean Air Force.
Assault Horizon universe
Within the Assault Horizon universe, the F-14D was still used, albeit sparingly, by the United States Navy. It first became available to Warwolf Squadron during the Blatnoi conflict following Warwolf’s departure from Africa to defend Dubai from Blatnoi threats related to Trinity.
Infinity universe
Thanks to Advanced Automated Aviation technology within the Infinity universe, the F-14D never fell out of service. Mercenary groups continued to develop the Super Tomcat for personal use, including among those allied with the United Nations Forces during Operation Eternal Liberation.
Airbrakes control
In general, Airbrakes control is Manual, using the SpoilerToggle function of FSX.
However, a few real-world auto-settings of Airbrakes are implemented:
- Airbrakes are auto-retracted when Throttles are set to MIL power or higher.
- Actual Airbrakes extension is limited by actual airspeed when you activate Airbrakes:
- To 0 percent extension, when airspeed is above 600 Knots IAS.
- No limitation (100 percent), when airspeed is below 400 Knots IAS.
- And linear percentage, when airspeed is between 400 and 600 Knots IAS.
- No auto-return; meaning that when airspeed drops again, Airbrakes extension does not increase; you have to toggle Airbrake off/on again for full extension.
- When Airbrakes are in the (partial) extended position, FuelDump is forced Off.
- On the ground, Airbrakes are auto-extended when Throttles are at Idle AND AntiSkid is set.
Описание конструкции
Самолет F-14A выполнен по нормальной схеме высокорасположенным крылом изменяемой стреловидности, двухкилевым вертикальным оперением и двумя двигателями, расположенными в хвостовой части фюзеляжа. На внешней поверхности неподвижной части крыла расположены подкрепляющие элементы конструкции. Расчетный общий ресурс планера составляет 6000 летных часов, расчетная эксплуатационная перегрузка +6,5 ед. Конструкция планера выполнена на 39,4% из алюминиевых сплавов, на 24,4% — из титановых сплавов, на 17,4% — из стали и на 0,6% массы конструкции составляют изделия из бороэпоксидных материалов. Самолет имеет модульную конструкцию; модулями являются основные элементы планера, такие как крыло, секции фюзеляжа. Модули собираются и испытываются отдельно.
Фюзеляж
Фюзеляж типа полумонокок состоит из трех секций. В средней части фюзеляж имеет сплюснутую форму, способствующую увеличению подъемной силы на больших углах атаки. Четыре наиболее нагруженных шпангоута (воспринимающие нагрузки от основных опор шасси, гондол двигателя, хвостового оперения) изготовлены из стали, остальные — титановые. В передней части фюзеляжа находятся отсеки радиоэлектронного оборудования и двухместная кабина экипажа с общим фонарем, открывающемся вверх-назад. В центральной части фюзеляжа находятся топливные баки-отсеки; в хвостовой — установлены двигатели, хвостовое оперение и воздушные тормоза (одна панель на верхней поверхности фюзеляжа и две -на нижней).
Крыло
Поворотные части крыла обычной двухлонжеронной конструкции с гладкими гнутыми панелями обшивки, стрингерным набором и механически обработанными нервюрами. Обшивка крыла выполнена из титанового сплава. Угол стреловидности крыла изменяется в пределах от 20 град. до 68 град.; при размещении самолета на борту авианосца, для экономии места, угол стреловидности крыла увеличивается до 75 град.; максимальная скорость изменения стреловидности крыла составляет 7,5 град./с. Изменение стреловидности осуществляется автоматически с помощью вычислителя, который может задавать два режима изменения угла установки плоскостей: достижения максимальной подъемной силы или максимальной скорости.
Силовая установка
Силовая установка состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей с форсажной камерой Пратт-Уитни TF-30. До 1977 г. устанавливались ТРДДФ TF-30-P-412A, затем — ТРДДФ TF-30-P-414.
Вооружение и оборудование
Важнейшим компонентом бортового РЭО самолета Р-14А является система управления оружием (СУО) AN/AWG-9, включающая импульсно — доплеровскую РЛС, ИК станцию, цифровую ЭВМ 5400В (24-разрядная, быстродействие 550 тыс. опер./с, объем памяти 64 кбайт), комплекс управления огнем AN/AWG-15F и аппаратуру AN/ASW-27B линии передачи цифровых данных.
РЛС позволяет обнаруживать и сопровождать малоразмерные воздушные цели типа крылатой ракеты на больших и малых высотах, в том числе и в нижней полусфере на фоне любой подстилающей поверхности. При работе в импульсно-доплеровском режиме РЛС обеспечивает определение скорости изменения дальности до цели с ЭПР 5 м2 (истребитель), находящейся на удалении до 215 км, бомбардировщика — 315 км, крылатой ракеты — 120 км. Возможно одновременное сопровождение 24 воздушных целей и наведение ракет на шесть из них (при условии, что расстояние между обстреливаемыми целями не превышает 15 км). Залповый пуск УР «Феникс» возможен на дальность до 196 км.
Модификации
- F-14A — Двухместный всепогодный истребитель-перехватчик для ВМС США. В ВМС США были поставлены 545 самолётов. Последние 102 самолёта были оснащены улучшенными двигателями TF30-P-414A.
- F-14A+ или F-14B — Улучшенная версия самолёта F-14A с двигателями GE F110-400. Позднее получил обозначение F-14B. Всего было построено 38 самолётов F-14B, ещё 48 были переоборудованы из варианта F-14A.
- F-14D Super Tomcat — Модификация F-14 с двигателями GE F110-400. Аналоговое бортовое оборудование было заменено на цифровое, также был установлен новый радар APG-71. Было построено 37 самолётов модификации F-14D, ещё 18 были переоборудованы из варианта F-14A.
Однодвигательный дебют
Установленный на Су-75 силовой агрегат имеет функцию отклоняемого вектора тяги. Появление одномоторного двигателя на боевом самолёте — нетрадиционное решение для отечественной инженерной школы. В настоящее время все пилотируемые машины оперативно-тактической авиации ВКС оснащены двухмоторными установками.
На одномоторном агрегате летает только тяжёлый разведывательно-ударный беспилотник С-70 «Охотник». Из зарубежных изделий на одном двигателе летают французский истребитель Dassault Mirage 2000, американские машины F-16 и F-35.
В беседе с RT редактор газеты «Независимое военное обозрение» Дмитрий Литовкин пояснил, что одномоторный и двухмоторный типы авиационного двигателя имеют свои преимущества и недостатки.
«Например, двухмоторная установка считается более надёжной: если выйдет из строя один двигатель, можно будет продолжить полёт на втором. В целом двухмоторный агрегат более грузоподъёмный и позволяет преодолевать большее расстояние. Одномоторный двигатель, в свою очередь, более экономичный. Но это нюансы. Самое главное, чтобы самолёт и двигатель представляли собой единый слаженно работающий комплекс», — сказал Литовкин.
- Презентация Cheсkmate (Су-75) на выставке МАКС-2021
- АГН «Москва»
В свою очередь, директор Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО), главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко в комментарии RT предположил, что выбор однодвигательной компоновки обусловлен планами России составить конкуренцию американскому самолёту пятого поколения F-35 на мировом рынке.
«Концепт проекта самолёта предусматривает однодвигательную комплектацию. Эта машина будет конкурентом американскому F-35 в соответствующей размерности, географии поставок и ценовом диапазоне. «Сухой» — признанный лидер в сегменте боевого авиастроения. Любые машины, которые создаются специалистами этой компании, отвечают всем требованиям рынка», — подчеркнул Коротченко.
Напомним, F-35 Lightning II должен стать основой Военно-воздушных сил США и некоторых их союзников. Однако программа производства самолёта была значительно сокращена, возникли трудности и с экспортом. Главной причиной тому послужили многочисленные дефекты, выявленные во время испытаний и эксплуатации истребителя в войсках.
Окраска
Изначально И-16 покрывался обычной серебрянкой и аэролаком. Однако опыт боёв на Халкин-Голе показал, что такая раскраска обеспечивает нулевую маскировку самолётов в степи. Так появился камуфляжный раскрас, представляющий собой хаотичное расположение полос и пятен защитного цвета, наносимого поверх серебряной краски.
Перед началом войны, И-16 раскрашивался в стандартный для ВВС камуфляж. В 1941 году на корпус наносилась боевая раскраска типа НКАП, когда поверх защитного зелёного цвета накладывались чёрные полосы.
Самолёты, дислоцированные в северных районах «одевались» в зимний камуфляж, наносимый смывающейся краской МК7.
Литература и источники информации
- Bishop, Farzad and Tom Cooper. Iranian F-14 Tomcat Units (Osprey Combat Aircraft #49). Oxford, UK: Osprey Publishing Limited, 2004. ISBN 978-1-84176-787-1.
- Crosby, Francis. Fighter Aircraft. London: Lorenz Books, 2002. ISBN 0-7548-0990-0.
- Donald, David. Warplanes of the Fleet. London: AIRtime Publishing Inc., 2004. ISBN 1-880588-81-1.
- Dorr, Robert F. «F-14 Tomcat: Fleet Defender». World Air Power Journal, Volume 7, Autumn/Winter 1991, pp. 42–99. London: *Aerospace Publishing. ISSN 0959-7050.
- Drendel, Lou. F-14 Tomcat in Action. Carrollton, Texas: Squadron/Signal Publications, 1977. ISBN 0-89747-031-1.
- Eden, Paul. The Encyclopedia of Modern Military Aircraft. London: Amber Books, 2004. ISBN 1-904687-84-9.
- Eshel, D. Grumman F-14 Tomcat (War Data No. 15). Hod Hasharon, Israel: Eshel-Dramit Ltd., 1982.
- Gillcrest, Paul T. Tomcat!: The Grumman F-14 Story . Atglen, Pennsylvania: Schiffer Publishing, Ltd. 1994. ISBN 0-88740-664-5
- Gunston, Bill and Mike Spick. Modern Air Combat. New York: Crescent Books, 1983. ISBN 0-517-41265-9.
- Airlife. Bert Kinzey. F-14A & B in Detal & Scale