Эсминцы второй мировой войны. вооружение эсминцев
Содержание:
- Ссылки [ править ]
- 33DD (Япония)
- Постройка и испытания
- Конкурс на лучший эсминец
- Эсминцы начала XX века
- Постройка и испытания
- Судьба «новиков»
- Вооружение
- Постройка и испытания
- Эсминцы в период между войнами
- Судьба «новиков»
- Головной корабль серии
- Project 18 (Индия)
- Литература и источники информации
- Литература и источники информации
- История создания
Ссылки [ править ]
- . freepressjournal . Архивировано из 22 июля 2015 года . Проверено 16 апреля 2015 года .
- . ndtv . Проверено 17 апреля 2015 года .
- ↑ Friedman 2004, pp. 322–323, 425
Фридман, Норман (2004). Эсминцы США: иллюстрированная история дизайна (пересмотренное издание) . Аннаполис: Издательство военно-морского института. ISBN 1-55750-442-3.
vтеВоенные корабли и военные корабли в эпоху позднего Нового времени | |
---|---|
|
|
Авианосцы |
|
Линкоры |
|
Крейсеры |
|
Эскорт |
|
Транспорт |
|
Патрульный корабль |
|
Быстрое атакующее судно |
|
Противоминная война |
|
Командование и поддержка |
|
Подводные лодки |
|
Разное |
|
33DD (Япония)
Эсминцы проекта 33DD
Проект DD33, известный как «Революция эсминца», проектируется для японских ВМС. Корабль имеет универсальное назначение: он одинаково хорошо может бороться с воздушными и наземными целями, надводными и подводными кораблями противника. С борта судна проводить не только вертолетные операции, но и запускать беспилотные катера и подводные лодки: для этого на корабле предусмотрены специальные ангары и порты. На сегодняшний день основные характеристики проекта известны: корабли будут иметь длину 138 метров, их полное водоизмещение составит 5400 тонн. Между тем, параллельно с этим прорабатывается второй вариант корабля с водоизмещением до 7000 тонн. Планируется, что первый корабль проекта будет введен в строй уже в 2024 году.Корабль вооружен 125-мм автоматической пушкой в башне, большим числом пусковых шахт для новых типов противокорабельных и противовоздушных ракет и стандартными шахтами для ракет типов ESSM, Type 07, VL-ASROC, SM-2MR, SM-3 и SM-6.
Постройка и испытания
14 апреля 1976 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 27 октября 1978 года заложен в Ленинграде на судостроительном заводе № 190 имени А. А. Жданова. Строящемуся кораблю был присвоен заводской № 864.
Спущен на воду 24 апреля 1982 года. «Почётной матерью» эсминца, по традиции разбившей бутылку шампанского об его форштевень, стала работница судостроительного завода Марина Алексеева. Корабль был назван «Осмотрительный», ранее то же название носил эсминец проекта 30-К.
Экипаж сформирован 10 октября 1982 года в Североморске. На период строительства эсминец был включён в состав 13-й бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей (13 БрСтРемК) Ленинградской военно-морской базы. 17 апреля 1983 года прошло заселение экипажа на строящийся корабль.
Законченный постройкой эсминец «Осмотрительный» проходил сначала заводские, потом Государственные испытания в Балтийском море. На время испытаний корабль включали в состав 76-й бригады ракетных кораблей 12-й Балтийского флота. В период испытаний, на День ВМФ летом 1984 года, эсминец участвовал в параде на Неве.
На картинке, судя по бортовому номеру, РЛК «Фрегат-М1», отсутствию на носовой надстройке салютных пушек, отсутствию на крыше ходовой рубки и на срезе юта пусковых установок комплекса ПК-10 — эсминец «Осмотрительный». Бортовой номер 672 «Осмотрительный» носил в период и в 1984 году. То, что эта картинка — продукт фотошопа, вполне очевидно. Надо посмотреть на чересчур резкий и чёткий уровень горизонта за кораблём, и тщательно прорисованный старт ракеты. В реальности при старте облако дыма заволакивает полностью ходовую рубку. И надо помнить, что никто в опасном секторе (зоне) при ракетной стрельбе в непосредственной близости от стреляющего корабля находиться не мог. Кстати, на грот-мачте не видно вымпела, а это означает, что корабль не находится в кампании (очевидно — на испытаниях после постройки находился). Вариантов много. |
30 сентября 1984 года принят в состав ВМФ Советского Союза.
7 октября 1984 года на «Осмотрительном» был впервые поднят Военно-Морской флаг СССР.
Конкурс на лучший эсминец
Новый корабль должен был быть быстроходным, чтобы при необходимости обогнать ордер и встретить противника на подходе или отстать, чтобы отсечь нападающих, и догнать свои корабли позднее. Он должен был обладать большой дальностью плавания – по тем же причинам. Наконец, он должен был уметь ходить по морю при волнении в 7-8 баллов, то есть в условиях крутого шторма. А кроме того, ему полагалось иметь и артиллерийское, и торпедное, и минное вооружение, что превращало его в первый в мире универсальный боевой корабль, способный вести крейсерские набеговые действия на вражеских коммуникациях. В соответствии с этими условиями формулировались и требования к проекту нового корабля. Водоизмещение – 1000 т, скорость при полной нагрузке – 33 узла, турбинная главная энергетическая установка, вооружение – две 120-миллиметровые пушки, четыре пулемета и три 450-миллиметровых торпедных аппарата.
Итоги конкурса подвели в январе 1909 года. Из иностранных заводов ни один не смог представить по-настоящему серьезного проекта, и потому на рассмотрение вынесли четыре предложения русских заводов – Адмиралтейского, завода Крейтона (Охтинских верфей), Невского и Путиловского. Последний и получил заказ на новые эскадренные миноносцы: его проект наилучшим образом соответствовал требованиям конкурса. Решение о передаче заказа общее собрание «Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования» утвердило 4 июля 1909 года, а через 25 дней был подписан договор с заводом. На постройку корабля отпускались все оставшиеся у комитета деньги – 2,19 млн рублей.
В разработке рабочего проекта нового эсминца участвовали не только русские специалисты, но и немецкие, поскольку главная энергетическая установка – шесть водотрубных котлов – поставлялась германской фирмой «Вулкан». В значительной степени корабль и создавался вокруг нее, и потому, например, нумерация шпангоутов шла не по привычной русской схеме от носа к корме, а наоборот, так, как это было привычнее немцам. Но результат стоил этих уступок: уже на этапе рабочего проектирования стало понятно, что корабелы создают один из самых выдающихся эсминцев своего времени. «Новик» мог вести артиллерийский бой, атаковать противника торпедами и ставить минные заграждения, и, по сути, он на полвека определил критерии для класса эсминцев.
Эсминцы начала XX века
На рубеже веков в конструкцию силовой установки эсминцев приходят паровые турбины. Такое изменение позволяет резко увеличить скорость кораблей. Первый эсминец с новой силовой установкой на испытаниях смог развить скорость 36 узлов.
Затем Англия стала строить эскадренные миноносцы, работающие на нефти, а не на угле. Вслед за ней на жидкое топливо стали переходить флоты других стран. В России это был проект «Новик», построенный в 1910 году.
Русско-японская война с обороной Порт-Артура и Цусимским сражением, в котором сошлись девять российских и двадцать один японский эсминец, показала недостатки этого вида кораблей и слабость их вооружения.
К 1914 году водоизмещение эсминцев выросло до 1000 т. Их корпуса делались из тонкой стали, неподвижные и однотрубные подвижные торпедные аппараты сменились многотрубными на вращающейся платформе, с закрепленными на ней оптическими прицелами. Торпеды стали большими, значительно увеличилась их скорость и дальность действия.
Изменились условия отдыха матросов и офицеров экипажа эсминцев. Офицеры получили отдельные каюты впервые на британском эсминце «Ривер» в 1902 году.
В период войны эскадренные миноносцы с водоизмещением до полутора тысяч тонн, скоростью 37 узлов, паровыми котлами с нефтяными форсунками, четырьмя трехтрубными торпедными аппаратами и пятью орудиями калибра 88 или 102 мм активно участвовали в патрулировании, набеговых операциях, постановке минных заграждений, перевозили войска. В самом большом морском сражении этой войны – Ютландском бое – принимали участие больше 80 британских и 60 немецких эсминцев.
В этой войне эсминцы стали выполнять еще одну задачу — защищать флот от атак подводных лодок, атакуя их артиллерийским огнем либо тараном. Это привело к усилению корпусов эсминцев, оборудованию их гидрофонами для обнаружения подлодок и глубинными бомбами. Первый раз подводная лодка была потоплена глубинной бомбой эсминцем «Ллевеллин» в декабре 1916 года.
Великобритания создала в годы войны новый подкласс – «лидер эсминцев», с большими характеристиками и вооружением, чем у обычного эскадренного миноносца. Он предназначался для вывода в атаку своих эсминцев, борьбы с вражескими, управления группами эсминцев и разведки при эскадре.
Постройка и испытания
Командир «Стойкого» кап. 3 р. М. Ю. Волк впервые поднимает на эсминце Военно-Морской флаг 10 января 1987 года
Заложен в Ленинграде на заводе № 190 имени А. А. Жданова 28 сентября 1982 года, кораблю был присвоен строительный № 867. Название «Стойкий» эсминец получил в честь предшественника проекта 7У, воевавшего во время Великой Отечественной войны в составе Балтийского флота и заслужившего в боях звание гвардейского.
Спущен на воду 27 июля 1985 года. В августе 1986 года на базе Тихоокеанского флота сформирован экипаж нового эсминца. На период строительства эсминец был включён в состав 13-й бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей (13 БрСтРемК) Ленинградской военно-морской базы. С началом испытаний перечислен в состав 76-й бригады ракетных кораблей 12-й с базированием на военно-морскую базу Лиепая.
После успешного завершения испытаний принят флотом 31 декабря 1986 года. 10 января 1987 года был впервые поднят Военно-Морской флаг, 16 января «Стойкий» перешёл из Ленинграда в базу Балтийск, а 24 февраля эсминец был включён в состав Краснознамённого Тихоокеанского флота.
Судьба «новиков»
Русские моряки сразу оценили «Новик» по достоинству. Корабль ещё проходил испытания, когда было принято решение о строительстве девяти эсминцев этого проекта для Черноморского флота. Они немного отличались от своего прототипа, в том числе меньшими габаритами и чуть более слабым вооружением, но полностью соответствовали требованиям того театра военных действий, на котором им предстояло действовать. А в общей сложности для русского флота до начала Гражданской войны успели заложить 53 эсминца типа «Новик».
Из них моряки получили почти четыре десятка, и ещё несколько штук удалось достроить уже в двадцатые годы из имевшегося задела. Подавляющее большинство кораблей – двадцать пять – отправились служить на Черное море. Одиннадцать получил Балтийский флот. Для него были заказаны 26 «новиков», но многие из них достроить не удалось: помешало быстрое продвижение немецких войск к Ревелю (нынешний Таллин), где собирали корабли.
Судьба «новиков» оказалась очень разной. В ней как в зеркале отразилась судьба русских моряков, которых революция и Гражданская война развели по разные стороны фронта и разбросали по свету. Сам «Новик», служивший на Балтике, с честью прошел Первую мировую войну, вошел в состав Рабоче-крестьянского красного флота и получил имя «Яков Свердлов». Накануне войны он был модернизирован и воевал до 28 августа 1941 года, когда подставил свой борт немецкой торпеде, нацеленной на крейсер «Киров». Остальные семь «новиков», встретившие войну на Балтике (многие корабли этого проекта были потеряны во время Гражданской войны), воевали не слишком долго: все они погибли во время перехода советского флота из Таллина в Кронштадт в августе 1941 года.
Из двух с лишним десятков «новиков», служивших на Черном море, пять встретили Великую Отечественную войну в составе советского флота. Два из них погибли, три довоевали до Победы, причем один – «Железняков» (в Русском императорском флоте – «Корфу») – стал Краснознаменным. Пять эсминцев в ноябре 1920 года ушли в составе Русской эскадры Вооруженных сил юга России во французскую Бизерту, откуда уже не вернулись к родным берегам. А большинство кораблей были потоплены в апреле 1918 года по решению советского правительства, стремившегося не допустить попадания Черноморского флота в руки своих противников.
Самой долгой оказалась служба трех балтийских «новиков», которые в первой половине 1930-х годов совершили переход на вновь созданный Северный флот. Они прошли в его рядах всю Великую Отечественную войну, и один из них – «Куйбышев» (в составе Русского императорского флота – «Капитан Керн») – за свои боевые заслуги в 1943 году был награжден орденом Красного Знамени. А последним их боевым заданием стало участие в первом подводном испытании ядерного оружия на Новой Земле 21 сентября 1955 года.
Вооружение
ПУ ПЛУР ASROC
Ракетное вооружение
Первоначально эсминцы имели на вооружении по одной пусковой установке противолодочных ракет ASROC и зенитных ракет Sea Sparrow.
Противолодочный комплекс (Anti-Submarine ROCket). Пусковая установка Mk 16 поворотная контейнерного типа содержала 8 противолодочных ракет. Ракета RUR-5 ASROC состоит из боевой части (малогабаритная противолодочная торпеда) и расположенного за ней твердотопливного ракетного двигателя. После запуска RUR-5 совершает полет по баллистической траектории, в расчетной точке траектории отделяется маршевый двигатель. Непосредственно перед погружением переходник и тормозной парашют отделяется и боевая часть входит в воду. После выхода на заданную глубину торпеда производит поиск и атаку цели.
- Дальность стрельбы — до 9 км
- Масса боевой части — 44 кг
- Скорость — 315 м/с
ПУ Sea Sparrow Mk 29
Зенитный ракетный комплекс . Пусковая установка Mark 29 была создана на базе пусковой установки RUR-5 ASROC и также вмещала 8 зенитных ракет. Наведение их осуществлялось с помощью управляемых вручную радаров Mark 115. Боезапас составлял 24 зенитные управляемые ракеты.
- Дальность стрельбы — 20-30 км
- Высота поражения (максимальная) — 15240 м
- Масса боевой части — 40,5 кг
- Скорость полёта — 3,5 М
После модернизации на части кораблей была смонтирована одна универсальная пусковая установка Mark 41 с 61 ячейкой.
127-мм установка Mark 45
Универсальная/зенитная артиллерия
127-мм артиллерийская установка Mark 45 Mod. 0. Универсальная автоматическая артиллерийская одноорудийная установка калибра 127 мм с длиной ствола 54 калибра. Две башенных установки располагалась на носу и корме корабля. Обслуживали каждую установку 6 человек.
- Скорострельность — 20 выстрелов в минуту
- Максимальная дальность стрельбы (при угле = 47°) — 23,130 м
- Угол вертикального наведения — от — 15 до +65°
- Вес артустановки — 24,6 тонн
ЗАК Mark 15 Phalanx CIWS
Зенитный артиллерийский комплекс Mark 15 Phalanx CIWS. ЗАК Mark 15 Phalanx CIWS состоит из 20-мм автоматической шестиствольной артиллерийской установки, 2 РЛС и систем управления. Боезапас составлял 18 000 выстрелов.
- Скорострельность, выстрелов/мин — 3000
- Эффективная дальность стрельбы — 1,47 км
- Досягаемость по высоте — 1470 м
- Масса артустановки — 5,42 т
Кроме того, на эсминцах имелись два 12,7-мм пулемёта.
Минно-торпедное вооружение
Торпедный аппарат Mk 32
Торпедный аппарат Mark 32. На кораблях были установлены на вращающихся платформах два трёхтрубных 324-мм торпедных аппарата. Впервые на практике американского кораблестроения торпедные аппараты (ТА) установили внутри корпуса, под палубой полубака. Стрельба производится через бортовые лоцпорты.
Аппарат представляет собой трубу из стеклопластика, либо стеклопластиковый лейнер в металлическом кожухе. Выброс торпеды осуществляется сжатым воздухом из напорной ёмкости в задней части аппарата. Управление стрельбой дистанционное (из боевого информационного центра). Общий боезапас торпед Mark 46 — 14 штук, запасные торпеды хранились выгородке торпедных аппаратов, в специальных ложементах.
Авиационное вооружение
Вертолет SH-60B
Вертолеты SH-60B. Первоначально на этих ЭМ базировались по два противолодочных вертолета SH-2D/F «Сиспрайт» системы LAMPS Mk I фирмы «Каман», которые позднее были заменены вертолетами SH-60B системы LAMPS Mk III. Помимо решения противолодочных задач, вертолеты способны производить корректировку артиллерийского огня и загоризонтное целеуказание, осуществлять транспортные перевозки, эвакуацию больных и раненых, а также проводить поисково-спасательные операции.
- Боевой радиус в противокорабельном варианте — 139 км (с одной ракетой AGM-119 Penguin)
- Боевой радиус в противолодочном варианте — 185 км (с 2 торпедами Mk 46)
- Максимальная скорость на уровне моря — 270 км/ч
- Масса пустого вертолета — 6 895 кг
Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование
На кораблях устанавливалась система управления артиллерийским огнем Mk 86 mod.3 в обеспечении радиолокационных станций SPQ-9A, SPG-60 и оптико-электронной системы Mk 46.
В носовом бульбовом оптекателе находилась гидроакустическая станция SQS53B/C.
Первые шесть кораблей типа Spruance на момент вступления в строй имели аппаратуру РЭБ WLR-1, на остальных устанавливался комплекс РЭБ SLQ-32(V)2. Причем на David R. Ray и O’Brien имелись обе эти системы.
Постройка и испытания
16 ноября 1957 года заложен в Николаеве на судостроительном заводе имени 61 коммунара и 17 декабря 1957 года зачислен в списки кораблей ВМФ. Строящемуся кораблю был присвоен заводской № 1401. Строительство корпусов и надстроек эсминцев проекта 57бис велось крупносекционным способом: отдельные секции сначала максимально насыщались оборудованием, и только потом сваривались между собой с применением автоматической сварки. Широко применялись методы поточного производства и стандартизации, призванные удешевить и сократить время строительства.
Спущен на воду 30 ноября 1958 года. Эсминцу присвоено наименование «Гневный» в честь эсминца проекта 7, в составе Балтийского флота принявшего участие в советско-финской и Великой Отечественной войнах.
Законченный постройкой эсминец «Гневный» прошёл заводские и Государственные испытания на полигонах Чёрного моря. 10 января 1960 года принят в состав ВМФ СССР.
Эсминцы в период между войнами
Опыт Первой мировой войны показал, что торпедное вооружение эсминцев недостаточное для боевых действий. Для увеличения количества залпов в строенных аппаратах стали устанавливать шесть труб.
Новым этапом в строительстве этого вида кораблей можно считать японские эсминцы типа «Фубуки». В их вооружение входило шесть мощных пятидюймовых орудий с большим углом возвышения, которые можно было использовать в качестве зенитных, и три трехтрубных торпедных аппарата с кислородными торпедами типа 93 «Лонг Лэнс». В следующих японских эсминцах запасные торпеды для ускорения перезарядки аппаратов стали размещать в палубной надстройке.
Эскадренные миноносцы США проектов «Портер», «Мэхен» и «Гридли» были оснащены спаренными пятидюймовыми орудиями, а затем увеличили количество торпедных труб до 12 и 16 соответственно.
Французские эсминцы типа «Ягуар» уже имели водоизмещение 2 тыс. т и 130-мм орудия.
Лидер эсминцев «Ле Фантаск» 1935 года постройки имел рекордную для того времени скорость 45 узлов и был вооружен пятью 138-мм орудиями и девятью торпедными трубами. Почти такими же быстрыми были и итальянские эсминцы.
В соответствии с гитлеровской программой перевооружения строила большие эсминцы и Германия, корабли типа 1934 имели водоизмещение 3 тыс. т, но слабое вооружение. Эсминцы типа 1936 уже были вооружены тяжелыми 150-мм орудиями.
Немцы в эсминцах использовали паротурбинную установку с паром высокого давления. Решение новаторское, но оно приводило к серьезным проблемам в механике.
В противовес японской и немецкой программам строительства больших эсминцев англичане и американцы стали создавать легкие, но более многочисленные корабли. Английские эсминцы типов A, B, C, D, E, F, G и H водоизмещением 1,4 тыс. т имели восемь торпедных труб и четыре орудия калибра 120 мм. Правда, одновременно были построены эсминцы типа «Трайбл» водоизмещением больше 1,8 тыс. т с четырьмя орудийными башнями, в которых установлены восемь спаренных орудий калибра 4,7 дюйма.
Потом были спущены на воду эсминцы типов J с десятью торпедными трубами и в трех башнях с шестью спаренными орудиями, и L, на которых устанавливались шесть спаренных новых универсальных орудий и восемь торпедных труб.
Эскадренные миноносцы США типа «Бэнсон», водоизмещением 1,6 тыс. т, были вооружены десятью торпедными трубами и пятью 127-мм (5 дюймов) орудиями.
Советский Союз перед Великой Отечественной войной строил эсминцы по проекту 7 и доработанному 7у, в котором эшелонированное расположение силовой установки позволило улучшить живучесть кораблей. Они развивали скорость 38 узлов при водоизмещении около 1,9 тыс. т.
По проекту 1/38 было построено шесть лидеров эсминцев (головной – «Ленинград») водоизмещением почти 3 тыс. т, со скоростью 43 узла и запасом хода 2,1 тыс. миль.
В Италии для черноморского флота был построен лидер эсминцев «Ташкент» водоизмещением 4,2 тыс.тн, с максимальной скоростью 44 узла и дальностью плавания больше 5 тыс. миль при 25 узлах скорости.
Судьба «новиков»
Русские моряки сразу оценили «Новик» по достоинству. Корабль еще проходил испытания, когда было принято решение о строительстве девяти эсминцев этого проекта для Черноморского флота. Они немного отличались от своего прототипа, в том числе меньшими габаритами и чуть более слабым вооружением, но полностью соответствовали требованиям того театра военных действий, на котором им предстояло действовать. А в общей сложности для русского флота до начала Гражданской войны успели заложить 53 эсминца типа «Новик».
Из них моряки получили почти четыре десятка, и еще несколько штук удалось достроить уже в двадцатые годы из имевшегося задела. Подавляющее большинство кораблей – двадцать пять – отправились служить на Черное море. Одиннадцать получил Балтийский флот. Для него были заказаны 26 «новиков», но многие из них достроить не удалось: помешало быстрое продвижение немецких войск к Ревелю (нынешний Таллин), где собирали корабли.
Судьба «новиков» оказалась очень разной. В ней как в зеркале отразилась судьба русских моряков, которых революция и Гражданская война развели по разные стороны фронта и разбросали по свету. Сам «Новик», служивший на Балтике, с честью прошел Первую мировую войну, вошел в состав Рабоче-крестьянского красного флота и получил имя «Яков Свердлов». Накануне войны он был модернизирован и воевал до 28 августа 1941 года, когда подставил свой борт немецкой торпеде, нацеленной на крейсер «Киров». Остальные семь «новиков», встретившие войну на Балтике (многие корабли этого проекта были потеряны во время Гражданской войны), воевали не слишком долго: все они погибли во время перехода советского флота из Таллина в Кронштадт в августе 1941 года.
Из двух с лишним десятков «новиков», служивших на Черном море, пять встретили Великую Отечественную войну в составе советского флота. Два из них погибли, три довоевали до Победы, причем один – «Железняков» (в Русском императорском флоте – «Корфу») – стал Краснознаменным. Пять эсминцев в ноябре 1920 года ушли в составе Русской эскадры Вооруженных сил юга России во французскую Бизерту, откуда уже не вернулись к родным берегам. А большинство кораблей были потоплены в апреле 1918 года по решению советского правительства, стремившегося не допустить попадания Черноморского флота в руки своих противников.
Головной корабль серии
«Гремящий» является головным кораблём проекта 20385. Корветы этого класса предназначены для работы в ближней морской зоне и используются для борьбы с надводными и подводными кораблями противника, а также для патрулирования и артиллерийской поддержки морского десанта.
Разработчиком проекта является санкт-петербургское «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз», которое разработало и предыдущую его версию — 20380.
Также по теме
«Универсальные корабли»: как Россия развивает проект по созданию многоцелевых корветов
Корвет «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» доставлен во Владивосток для проведения испытаний, сообщила пресс-служба…
«Гремящий» был спущен на воду в июне 2017-го. Игорь Пономарёв, занимавший тогда пост генерального директора «Северной верфи», на торжественной церемонии подчеркнул, что корвет проекта 20385 имеет значительные преимущества перед судами предыдущих серий.
«В нём улучшены ходовые характеристики, используется самое современное вооружение, для уменьшения заметности применяется радиопоглощающее покрытие. На «Гремящий» будет установлена новейшая разработка — многофункциональный радиолокационный комплекс, который позволит кораблю хорошо ориентироваться в море и получать точные данные о противнике», — приводит его слова сайт ОСК.
По данным завода, водоизмещение корвета составляет 2,2 тыс. т, длина — 104 м, ширина — 13 м. Скорость может достигать 27 узлов при дальности плавания 3,5 тыс. миль. Автономность корабля равняется 15 суткам, а численность экипажа составляет 99 человек.
«Гремящий» оснащён «артиллерийским, ракетным, противолодочным, гидроакустическим и радиолокационным комплексами», отмечает пресс-служба ОСК.
Также сообщается, что этот корвет станет первым кораблём — носителем ракет «Калибр» на Тихоокеанском флоте. Кроме того, он будет вооружён зенитным ракетным комплексом «Редут», 100-мм артиллерийской установкой А-190-01, двумя 30-мм зенитными автоматами АК-630М и противолодочным комплексом «Пакет». Проектом также предусмотрен ангар для вертолёта Ка-27.
Разработчики отмечают, что «Гремящий» строится с использованием технологий малозаметности.
«Благодаря оригинальной архитектуре и использованию композитных материалов в сочетании со специальными покрытиями, а также встроенным в корпус ракетным вооружением и антенными постами у корветов значительно снижена радиолокационная, акустическая и оптическая заметность», — сообщает «Объединённая судостроительная корпорация».
Из-за антироссийских санкций, введённых в 2014 году, разработчикам «Гремящего» пришлось сменить производителя двигателей. Изначально планировалось оснастить корабль силовыми установками немецкой компании MTU, но их заменили на два дизель-дизельных агрегата 1ДДА-12000 производства «Коломенского завода».
В конце октября 2019 года судно осмотрел президент России Владимир Путин. Он побывал на главном командном пункте, ознакомился с оборудованием и системами вооружения. Покидая корабль, глава государства пожелал экипажу успешно пройти тестирование.
- Владимир Путин посетил Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», где осмотрел корвет «Гремящий». С министром обороны Сергеем Шойгу. Пояснения даёт командир корабля Роман Довгайлов
- kremlin.ru
Project 18 (Индия)
Project 18
Этот проект — следующее поколение боевых стелс кораблей для индийского флота. Новый эсминец будет иметь водоизмещение 13000 тонн и скорость до 30 узлов. Планируется оснастить эти корабли 300 квт лазерной пушкой и рельсовой электромагнитной пушкой. Для обеспечения работы этих агрегатов планируется установить на корабль 35 Мвт энергетическую установку, состоящую из двух газовых турбин и шести генераторов. Кроме этого, на эсминце будут стандартные 84 ячейки для ракет Barak 8ER, 24 пусковыми установками для сверхзвуковых ракет BrahMos II и установить 6 многоствольных пушек ПВО АК-630.
Литература и источники информации
Литература
Бережной С. С. Советский ВМФ 1945-1995. — «Морская коллекция». — М.: Моделист-конструктор, №1/1995. — 32 с.
Павлов А. С. Эсминцы первого ранга. — Якутск: Сахаполиграфиздат, 2000. — 40 с.
Ссылки
- Страница «Википедии» об эсминце «Осмотрительный»
- Фотографии ЭМ «Осмотрительный» на navsource.narod.ru
- Статья А. Розина о деятельности советского ВМФ в Персидском заливе
- Рассказ Ю. Н. Романова о ракетных стрельбах с участием ЭМ «Боевой» и «Осмотрительный» в 1989 году
- История и характеристики эсминцев проекта 956 «Сарыч»
- Статья А. Шишкина с анализом проблем эксплуатации ГЭУ эсминцев проекта 956
- О современном состоянии эсминцев проекта 956 в блоге navy-korabel
Литература и источники информации
- N.Friedman U.S. Destroyers: An Illustrated Design History. — Naval Institute Press, 2004. — 552 с. — ISBN 9781557504425
- D.McComb US Destroyers, 1939-45: Pre-War Classes. — Osprey Publishing, 2010. — 48 с. — ISBN 9781846034435
- A.Axelrod Encyclopedia of World War II, Vol.1. — H W Fowler, 2007. — 924 с. — ISBN 9780816060221
- T.Pitrof. Adapting to Innovation: The US Navy, High-Steam Destroyers, and the Second World War (англ.). Master Thesis, University of Maryland, 2013.
- War Service Fuel Consumption of U.S. Naval Surface Vessels (FTP 218) (англ.). United States Fleet, Headquarters of the Commander in Chief, 1945.
- https://destroyerhistory.org/goldplater/ (англ.)
- https://www.microworks.net/PACIFIC/ships/destroyers/mahan.htm (англ.)
- https://www.navsource.org/archives/05idx.htm (англ.)
- https://navweaps.com (англ.)
История создания
Тип Mahan продолжал программу обновления легких сил американского флота, начатую в 1932 году постройкой эсминцев типа Farragut. Финансирование строительства началось в 1934 году в рамках программы NIRA, средства на постройку последних двух кораблей серии были предусмотрены актом Винсона-Трэммела.
Проект нового эсминца был разработан компанией Gibbs & Cox и основывался на проекте Farragut. Поскольку Генеральный совет флота рассматривал эсминцы в первую очередь как носители торпедного оружия, новые корабли должны были представлять собой увеличенные «фаррагуты» с дополнительным четырехтрубным торпедным аппаратом, что доводило число торпедных труб до двенадцати. Необходимость размещения столь мощного вооружения создавала серьезные проблемы с компоновкой, потому в ходе обсуждения проекта выдвигались различные предложения по ослаблению артиллерии.
Одним из рассматривавшихся вариантов была замена универсальной артиллерии на орудия, предназначенные только для борьбы с надводными кораблями. Считалось, что для горизонтальных бомбардировщиков быстроходные эсминцы и без того являются неудобными целями, а для защиты от пикирующих бомбардировщиков предпочтение отдавалось зенитным пулеметам. Альтернативный вариант предполагал отказ от пятого 127-мм орудия, но флот на него не согласился: согласно взглядам ВМС США, американские эсминцы должны были быть способны эффективно действовать против эсминцев противника, для чего желательно было иметь более мощную артиллерию.
В конечном счете, в проекте удалось совместить и пять универсальных орудий, и три четырёхтрубных торпедных аппарата, хотя это потребовало перекомпоновки артиллерийского вооружения по сравнению с Farragut. При этом удалось избежать большого роста водоизмещения, поэтому эскадренные миноносцы типа Mahan относили к подклассу так называемых 1500-тонных эсминцев, первыми представителями которого стали эсминцы типа Farragut, а последними – эсминцы типа Benham, строительство которых завершилось в 1939 году.