Тихоокеанский флот ссср во время второй мировой войны
Содержание:
- Северный флот
- Советское военное судостроение (реальная история)
- Состав ВВС ЧФ на 15 октября 1943 г.
- ВМФ СССР во время Великой Отечественной войны
- Состояние ВМФ СССР на конец 1980-х годов
- Подводная лодка С-56
- Фрегаты
- Руководящая структура ВМФ России
- Подводные лодки
- ПОЧЕМУ ТАК ВЫШЛО?
- Черноморский флот
- Итоги боевых действий
Северный флот
Оперативная обстановка на самом молодом в СССР Северном флоте (создан в 1937 г.) отличалась. В основном в Великую Отечественную советский флот вынужден был действовать не так, как учился перед войной. Главные цели оказались не на море, а на берегу, а страшнейшим врагом выступали не корабли, а авиация нацистов. Поэтому советские корабли преимущественно поддерживали огнем свои войска, защищали города, эвакуировали людей, доставляли грузы, и лишь на Севере в открытом море им противостоял традиционный противник — корабли и суда гитлеровцев, только там наши корабли сопровождали союзные конвои и уничтожали вражеские.
Состав и задачи флота
Между тем только корабельного состава для выполнения поставленных задач было недостаточно. И это притом что, имея открытый выход в океан и выполняя важнейшие государственные задачи по обеспечению поставок из США и Великобритании по лендлизу, Северный флот за весь период войны, пусть и с потерями, увеличил численность состава за счет боевых кораблей и катеров союзников.
Адмирал А. Г. Головко, командующий Северным флотом. К. В. Аккуратов. 1944. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
В ходе военных действий 19411945 гг. Северный флот выполнял три основные задачи — обеспечение и защита внутренних и внешних коммуникаций, прежде всего союзных конвоев, активные действия подводными лодками на коммуникациях противника и действия легких сил, прежде всего торпедных катеров, в том числе в деле высадки морских десантов. Причем именно на Севере великолепно проявили себя советские торпедные катера, бившие немецкие конвои и высаживавшие десанты в германских базах. Но не только они. В силу технических возможностей и подготовки действовали экипажи советских подводных лодок. Так, летом 1942 г. советская подводная лодка К-21 под командованием Н. А. Лунина атаковала крупнейший корабль германского флота — линкор «Тирпиц»: 2 торпеды — и линкор с кораблями сопровождения не вышел в атаку известного своей трагичностью конвоя РQ-17, вернулся в базу и простоял на ремонте 3 месяца. (По поводу этого военного эпизода историки спорят до сих пор: немцы утверждают, что атаки Лунина не было вообще, их российские коллеги считают, что атаки, может, и не было, но К-21 определенно вышла на «Тирпиц».)
Воевали интенсивно и надводные корабли. Так, самый знаменитый эсминец Северного флота «Гремящий» за годы войны прошел 59 850 миль, выполнил 90 заданий командования, в число которых входили обеспечение 24 отечественных и 39 союзных конвоев, поддержка своей артиллерией морских десантов и приморского фланга Карельского фронта, потопил 1 и повредил 2 нацистские подводные лодки, сбил 14 и повредил 23 немецких самолета. По праву 1 марта 1943 г. эсминец был удостоен гвардейского звания, а его первый командир, А. И. Гурин, стал Героем Советского Союза.
Особенности войны на Севере
Спецификой боев на Севере было то, что противником советских моряков являлся не только нацистский враг, но и природа. Так, в условиях 11-балльного шторма 20 ноября 1942 г. погиб эскадренный миноносец «Сокрушительный». К сожалению, именно на Севере проявилась политическая трусость высшего советского руководства: получив от союзников линкор и крейсер, Сталин запретил им покидать Ваенгу (будущий Североморск), несмотря на то что полученные от англичан и американцев корабли и катера иных классов действовали активно. По отзывам самих британцев, проверить которые маловероятно, возвращенный им в 1949 г. линкор «Архангельск» (английский «Королевский властелин») был настолько ржавым, что его тут же отправили на слом.
Советское военное судостроение (реальная история)
Советское военное судостроение прошло три этапа:
—с 1922 по 1927 г. — этап восстановления, капитального ремонта и окончания строительства кораблей, заложенных еще до революции;
—с 1927 по 1937 г. — этап развернутого строительства подводного флота и малых надводных кораблей, закладка легких крейсеров на основе документации и технической помощи итальянских судостроителей;
—с 1938 г. до начала войны — этап начала строительства большого морского и океанского флота.
К началу Великой Отечественной войны корабельный состав РККФ насчитывал 3 линейных корабля, 7 крейсеров, 59 лидеров и эскадренных миноносцев, 218 подводных лодок, 269 торпедных катеров, 22 сторожевых корабля, 88 тральщиков, 77 охотников за подводными лодками и ряд других кораблей и катеров, а также вспомогательных судов.
В постройке находилось 219 кораблей, в том числе 3 линейных корабля, 2 тяжелых и 7 легких крейсера, 45 эсминцев, 91 подводная лодка.
К сожалению, затраты молодой советской республики на строительство и укомплектование флота оказались не полностью востребованы ходом военных действий. К 4 часам утра 22 июня 1941 года приказ о приведении в боевую готовность № 1 не только дошел до баз, аэродромов, кораблей и береговых батарей – они уже успели подготовиться к отражению удара, но никому не пришло в голову отдать приказ о выходе кораблей в море! Многие краснофлотцы воевали на суше с винтовками в руках, а боевые корабли ржавели в гаванях. Гитлеровская Германия бесперебойно снабжала свою промышленность ценным сырьем, при том, что некоторые коммуникационные линии пролегали недалеко от военно-морских баз советского флота.
Состав ВВС ЧФ на 15 октября 1943 г.
Управление ВВС ЧФ — с. Мокапсе (20 км южнее Туапсе).
- 4-я ИАД: 3-й ИАП (Мериа, Геленджик), 7-й ИАП (Миха-Цхакая), 62-й ИАП (Лазаревская), 25-й ИАП (Геленджик);
- 1-я МТАД: 5-й гв. МТАП (Гудауты, Геленджик), 36-й МТАП (Геленджик, Алахадзе), 40-й БАП (Адлер), 11-й гв. ИАП (Геленджик);
- 11-я ШАД: 8-й гв. ШАП (Геленджик), 47-й ШАП (Абаша), 9-й ИАП (Геленджик),
- 6-й гв. ИАП (Абаша);
- 30-й ОРАП (Адлер);
- 23-й ОШАП (Ейск);
- 119-й ОМРАП (Геленджик): 18-я ОМРАЭ (Геленджик), 60-я ОМРАЭ (Поти);
- 82-я ОМРАЭ (Поти, Геленджик, оз. Инкит);
- 8-я УАЭ (с ноября переформирована во 2-й уБАП);
- 3-й ОБУКАО, 2-й ОАРТАО, 18-й ОТАО;
- 9-е ОАЗСВ, ОСАНАЗ.
ВМФ СССР во время Великой Отечественной войны
22 июня 1941 года, в три часа ночи, военно-воздушные силы нацистской Германии совершили авиационные налёты на главную базу Черноморского флота ВМФ СССР в Севастополе и на город Измаил.
В 03:06 22 июня 1941 года начальник штаба Черноморского флота контр-адмирал И. Д. Елисеев приказал открыть огонь по нацистским самолётам, которые вторглись далеко в воздушное пространство СССР, чем и вошёл в историю: это был самый первый боевой приказ дать отпор напавшим на Советский Союз нацистам в ходе Великой Отечественной войны.
В Севастополе, с целью заблокировать Черноморский флот, на входной фарватер базы и в Северной бухте были сброшены электромагнитные мины. Авиацию противника встретил огонь зенитной артиллерии и кораблей Дунайской флотилии. Воздушным атакам подверглись также Лиепайская и Рижская военно-морские базы. Магнитные мины были сброшены с самолётов в районе Кронштадта. Бомбили и главную базу Северного флота СССР — Полярный. 22 июня, доложив в Кремль о налёте на Севастополь, адмирал Кузнецов, не дожидаясь указаний сверху, приказал всем флотам: «немедленно начать постановку минных заграждений по плану прикрытия».
Главным противником флота с началом войны стали не морские, а воздушные и сухопутные силы противника. Главным в боевой деятельности флота стало содействие приморскому флангу сухопутных войск в обороне и наступлении (за годы войны до 85 % боезапаса корабельной артиллерии было израсходовано по береговым целям и до 40 % самолёто-вылетов морской авиации было произведено для нанесения ударов по сухопутным войскам).
Вторая по значимости группа задач — нарушение морских коммуникаций противника, защита своих коммуникаций, уничтожение сил противника в море, нанесение ударов по объектам на его побережье и территории. Решая эти задачи, РККФ провёл 88 военных операций, из них 23 раза привлекался к участию в армейских и фронтовых операциях.
Судьба Второй мировой и Великой Отечественной войн решалась на сухопутном фронте, поэтому планы флота и его действия подчинялись зачастую интересам группировок сухопутных войск на приморских направлениях. В годы войны Военно-морской флот СССР направил на сухопутные фронты свыше 400 тысяч человек.
Многие транспортные и вспомогательные суда, переоборудованные в боевые корабли, вошли в состав РККФ.
Состояние ВМФ СССР на конец 1980-х годов
В состав сил флота (стратегических и общего назначения) входило более 100 эскадр и дивизий, а общая численность личного состава ВМФ СССР составляла около 450000 (в том числе 12,6 тыс. в морской пехоте). Расходы на ВМФ СССР в 1989 году составили 12,08 млрд рублей (при общем военном бюджете в 77,294 млрд рублей), из них 2993 млн рублей на закупку кораблей и катеров и 6531 млн на техническое оснащение). В боевом строю флота находилось 160 надводных кораблей океанской и дальней морской зоны, 83 стратегических атомных подводных ракетоносцев второго поколения, 113 многоцелевых атомных подводных лодок и 254 дизель-электрических.
А. С. Павлов приводит следующие данные по составу ВМФ СССР на конец 1980-х годов: 64 атомные и 15 дизельных подводных лодок с баллистическими ракетами, 79 подводных лодок с крылатыми ракетами (в том числе 63 атомные), 80 многоцелевых торпедных атомных подводных лодок (все данные по ПЛ на 1 января 1989 года), четыре авианесущих корабля, 96 крейсеров, эсминцев и ракетных фрегатов, 174 сторожевых и малых противолодочных корабля, 623 катера и тральщика, 107 десантных кораблей и катеров. Всего 1380 боевых кораблей (не считая вспомогательных судов), 1142 боевых самолёта (все данные по надводным кораблям на 1 июля 1988 года).
На 1991 год на судостроительных предприятиях СССР строилось: два авианосца (в том числе один атомный), 11 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, 18 многоцелевых атомных подводных лодок, семь дизельных подводных лодок, два ракетных крейсера (в том числе один атомный), 10 эскадренных миноносцев и больших противолодочных кораблей и др.
- Printable version
- Tell by mail
- Export to OpenOffice
- Export to PDF
- Export to csv
- Export to Timeline
- Add page to book
- Tools:
Подводная лодка С-56
Еще одной известной субмариной Северного флота стала подводная лодка С-56. В октябре 1941 г. субмарина вошла в состав Тихоокеанского флота. Вооружение состояло из четырех носовых и двух кормовых 533 мм торпедных аппаратов. Кроме того, лодка несла одно 100-мм и одно 45-мм орудия. В октябре 1942 г. лодка покинула Владивосток и через Тихий океан, Панамский канал и Атлантический океан осуществила переход в Полярный.
Подводная лодка С-56. (sovboat.ru)
После включения в состав Северного флота совершила восемь боевых походов. Торпедами лодка потопила германские транспортные суда «Ойроштадт», и «Генрих Шульте», тральщик и сторожевой корабль. 31 марта 1944 г. С-56 была награждена орденом «Красное Знамя», а 23 февраля 1945 г. стала гвардейской. В 1954 г. по Северному морскому пути совершила переход на Дальний Восток, вернувшись, таким образом, вокруг света в начальный пункт базирования. В 1975 г. С-56 была установлена в качестве мемориала на Корабельной набережной Владивостока и является филиалом музея Краснознаменного Тихоокеанского флота.
Фрегаты
-
Буревестник класс
- Бдительный , «Бдительный» (1970)
- Бодрый , « Юркий » (1971)
- Свирепый , «Жестокий» (1971)
- Сторожевой , «Бдительный» (1972), участвовавший в мятеже 1975 года, этот инцидент вдохновил на создание романа «Охота за красным октябрем» .
- Разящий , «Разрушение» (1973)
- Разумный , «Умница» (1974)
- Druzhnyy , «Дружественный» (1975)
- Достойный , «Добродетельный» (1971)
- Доблестный , «Доблестный» (1973)
- Деятельный , «Актив» (1973)
- Жаркий , «Жаркий» (1975)
- Беззаветный «Безмятежность» (1978)
- Ретивый , « Пламенный » (1976)
- Ленинградский комсомолец (1976), в 1992 переименован в Легкий , «Светлый».
- Летучий , «Летучий» (1977)
- Пылкий , «Пылкий» (1979)
- Задорный , «Страстный» (1979)
- Безукоризненный , Безупречный (1980)
- Ладный , «Гармоничный» (1980)
- Порывистый , «Шквал» (1980)
- Модифицированный класс Буревестника
-
Буревестник М класс
- Резвой , » Резвый » (1975)
- Резкий , «Шарп» (1976)
- Грозящий , «Угрожающий» (1977)
- Разительный , «Поразительный» (1977)
- Неукротимый , «Непоколебимый» (1978)
- Бесменный , «Неизменный» (1979)
- Горделивый , «Гордый» (1979)
- Громкий , «Громко» (1979)
- Ревностный , «Ревностный» (1980)
- Ряный (1980)
- Пытливый (1982)
-
Неустрашимый класс
- Неустрашимый (Бесстрашный)
- Ярослав Мудрый
-
Татарстан / Гепард класс
- Татарстан
- Дагестан
Руководящая структура ВМФ России
Военно-морским флотом командует Главнокомандующий ВМФ адмирал Николай Анатольевич Евменов.
Начальник Главного штаба — первый заместитель Главнокомандующего ВМФ вице-адмирал Андрей Ольгертович Воложинский.
Заместители Главнокомандующего ВМФ:
- вице-адмирал Александр Николаевич Федотенков;
- вице-адмирал Виктор Иосифович Бурсук;
- адмирал Александр Викторович Витко;
- генерал-лейтенант Олег Леонтьевич Макаревич.
Третий этап – Советский военно-морской флот
Стоит отметить, что до Первой мировой войны основные задачи решались надводные суда. В период Второй Мировой войны особое место заняла морская авиация. В последствие, с развитием ядерного оружия, морская авиация утвердилась как основная сила военно-морского флота. Нынешняя система органов управления ВМФ сформировалась 15 января 1938 года. Был создан Народный комиссариат военно-морского флота. В его состав входил Главный морской штаб. С первых дней Великой отечественной войны моряки флота находились на передовых рубежах. Все ресурсы, силы и мощь уходила на приближение Победы. Морской флот принимал участие во Второй мировой войне и не только как часть транспортной системы страны, но и как основной состав военной флотилии. По окончанию войны, потребовалось большое количество времени восстановление флота, порта, заводов. Начиная с 1945, по специальной программе, началось строительство заново танкерного флота. Уже в 1965 г. флот СССР насчитывал 1187 судов дедвейтом 8,4 млн т, занимая шестое место в мире. К концу 1980 года Советский флот стал равноправным партнером многих судовладельческих компаний в мире, а также был принят в ряды международных организаций. После распада СССР и образованием автономных государств, судостроительная деятельность оказалась в кризисной ситуации. В 1993 году 8 октября, Правительством страны была принята программа возрождения флота России. В настоящее время отечественный водный транспорт активно развивается и нацелен покорять водные пространства мира.
Подводные лодки
- Список классов советских и российских подводных лодок
- Тип D
- L тип
- Тип ЩЧ
- Тип P
- Тип S
- Тип М
- Тип К
- Тип A (AG)
-
Калев класс (экс-эстонка)
- Лембит
- Калев
-
Ронис класс (бывший латыш)
- Ронис
- Спидола
-
S класс
Фау-1 ( HMS Sunfish )
(взят в аренду в 1944 году из Великобритании)
-
U класс (взаймы 1944–1950 из Великобритании)
- Фау-2 ( HMS Unbroken )
- Фау-3 ( HMS Unison )
- Фау-4 ( HMS Ursula )
- (бывшая румынская )
- ТС-2 (бывшая румынская NMS Marsuinul )
- ТС-3 (бывшая румынская NMS Delfinul )
- CB-класс (экс-итальянец, экс-румын)
SS / SSK
- Зулусский класс
- Класс виски
- Квебек класс
- Ромео класс
-
Фокстрот класс
- Б-37 (? -1962)
- B-427 Scorpion (1971–1994)
- Танго класс
- Браво класс
- Кило-класс
- Лосос класс
SSB
-
Гольф II класс
К-129 (? -1968), известный благодаряоперации по восстановлению ЦРУ с использованием Hughes Glomar Explorer
SSN
-
Ноябрьский класс (1958-?)
- К-3 (1958–1988)
- К-8 (1960–1970)
- К-159 (1963–1989)
- Виктор I класс
- Виктор II степени
- Виктор III степени
- Альфа-класс
-
Майк класс , преемник класса
АльфаК-278 Комсомолец (? -1989)
- Сьерра I класс
- Сьерра II класс
- Акула I / Барс класс
- Акула II класс
ПЛАРБ
-
Класс отеля
- К-19 (1959–1991)
- К-33 (1969–1990)
- К-55 (1962–?)
- К-178 (1962–?)
- К-40 (1962–1990)
- К-16 (1963–1990)
- К-145 (1963–?)
- К-149 (1964–1990)
-
Янки I класса
- К-140 Ленинец
- К-26
- К-32
- К-216
- К-207
- К-210
- К-249
- К-253
- К-395
- К-408
- К-411
- К-418
- К-420
- К-423
- К-426
- К-415
- К-403
- К-245
- К-214
- К-219
- К-228
- К-241
- К-444
- К-399
- К-434
- К-236
- К-389
- К-252
- К-258
- К-446
- К-451
- К-436
- К-430
- Янки II класса (1968-?)
- Преобразование класса Yankee Sidecar
- Преобразование класса Yankee Pod
-
Преобразование
класса Yankee StretchК-219 (? -1986)
- Дельта I класса
- Дельта II класса
-
Дельта III класс
К-129
- Дельта IV класс
- Класс Тайфун (1981-)
- Борей класс
ПЛАРК
- Эхо I класса
-
Эхо II класс
К-131
-
Папа класс
К-222 (1970–1988)
- Преобразование класса Yankee Notch
- Чарли I класс
- Чарли II класса
- Оскар I степени
-
Оскар II степени
К-141 Курск (? -2002)
ПОЧЕМУ ТАК ВЫШЛО?
Начало ХХ века для Русского Флота было ознаменовано трагедией Русско-Японской войны. Одной из определяющихпоражение причин была ошибочность кадровой политики Императорского Флота Российской империи. В этой связи особого внимания заслуживают слова Куропаткина: «Аттестации мирного времени во многом оказались несоответствующими при боевом испытании. Начальники, которые проходили службу всюду с отметками «выдающийся», «вне очереди», на боевом поле по физическим и духовным качествам не выдерживали боевого испытания. Наоборот, проходившие служебный путь незамеченными, в боевой обстановке неожиданно развертывали свои глубокие духовные силы, обнаруживали выдающиеся военные качества».
К началу Первой мировой войны сформировалась плеяда адмиралов, которыми могли бы гордиться флоты любого государства – в первую очередь это Колчак и Эссен. Однако, Революция, Гражданская война и политика сталинских репрессий не разрешила, аусугубила кадровые проблемы, доставшиеся Флоту молодой республики по наследству от Империи. Подавляющая часть кадровых решений в ходе «чистки» оказалась ошибочной. В результате из-за недостаточного опыта нового командного состава всех рангов снизилась боевая подготовка на флотах. Кроме того, репрессии отучили командиров от принятия самостоятельных решений, заставляя постоянно согласовывать их с вышестоящими руководителями.
Флотские артиллеристы имели хорошую подготовку в стрельбах по морским целям, чему в военно-морских училищах отводилось много времени. Стрельбам же по береговым целям уделялось мало внимания. Между тем именно береговые стрельбы стали преобладающими в ходе боевых действий флота.
Судостроительная программа в период с 1927 по 1941 многократно менялась, в том числе с печальными последствиями для ее авторов. Технические задания на образцы ВВТ не всегда отражали современные требования, а также реальные возможности советской экономики и промышленности.
Отдельной чертой оборонной промышленности СССР являлся и во многом остался до конца ХХ векаупрощенный подход к созданию вооружения и военной техники (ВВТ): Основное внимание было направлено на средства огневого поражения целей и снижение себестоимости ВВТ, при этом недостаточное внимание уделялось средствам связи, средствам обнаружения целей, средствам автоматизации управления, а также комфорту военнослужащих. Если в танкостроении и создании сухопутных артиллерийских орудий этот подход оказался верным («в Т-34 были широкие гусеницы, крепкая броня и хорошая пушка, а больше ничего примечательного»), то в кораблестроении, в целом, нет
Как раз наогромных морских просторах методы обнаружения целей определяют боевую эффективность корабля в большей мере, чем дальность стрельбы артустановки.
Подводные лодки обладали достаточно высокими тактико-техническими характеристиками, мощным вооружением, живучестью, но до последнего периода войны не получали скоростных и бесследных торпед. Приборы управления торпедной стрельбой требовали кардинального улучшения. В связи с отсутствием качественных гидролокаторов лодки не могли обнаружить противника на достаточных дистанциях. Тактика использования подводной лодки как боевого охранения военно-морской базы, и последовавшее из такой тактики ТЗ натип Малютка, оказалась ошибочной.
К недостаткам боевого состава флотов предвоенного периода нужно отнести отсутствие десантных кораблей и малое количество тральщиков. Боевые корабли и суда оказались незащищенными от неконтактного оружия. Первые отечественные неконтактные тралы появились в нашем флоте в конце 1942 г.
Черноморский флот
К 22 июня 1941 г. Черноморский флот (командующий адмирал Ф. С. Октябрьский) в качестве реального своего противника имел Румынию, у которой было 3 подлодки, 7 эсминцев и миноносцев и 30 других боевых кораблей и катеров. Не исключалось появление в Чёрном море англо-французской или итальянской эскадры, потому боевой состав Черноморского флота был мощным, но не сбалансированным — 1 линейный корабль, 6 легких крейсеров, 3 лидера эсминцев, 13 эскадренных миноносцев, 47 подводных лодок, 84 торпедных катера, иные корабли и суда, 625 самолетов. Флот готовился вести исключительно активные, наступательные действия и фактически должен был завоевать в первые часы войны господство на своем театре.
Адмирал Ф. С. Октябрьский, командующий Черноморским флотом. К. В. Аккуратов. 1947. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Иная реальность
Первый же налет германской авиации на главную базу Черноморского флота в Севастополе был отражен, казалось бы, успешно. Однако немецкие самолеты сбросили не только авиабомбы, но и новейшие к тому времени магнитные донные мины. В результате фарватеры Севастополя временно были закрыты. Тем не менее, ядро Черноморского флота в составе лидеров эскадренных миноносцев (средний тип корабля между эсминцами и легкими крейсерами, строившийся в 1919-1945 гг.) «Москва» и «Харьков» 25 июня вышло к главной базе и порту Румынии — Констанце — с целью ее обстрела. Операция эта была плохо подготовлена и не скоординирована с патрулировавшими район советскими подлодками. В итоге на следующий день лидер «Москва» наткнулся на мину, разломился пополам и затонул за 8 минут. В это время советская подлодка Щ-206 вышла в торпедную атаку на «Харьков», приняв его за румынский эсминец «Королева Мария». Выпущенные субмариной торпеды не попали в лидера, но его экипаж быстро потопил ее.
Впрочем, этот конфуз последним не стал. Во время ходовых испытаний на Херсонской мерной миле 30 сентября 1941 г. подорвался на нашем минном заграждении только построенный эсминец «Совершенный», а 5 октября 1943 г. Черноморский флот понес самую тяжелую и обидную потерю — при выходе из Поти для обстрела Феодосии лидер «Харьков», эсминцы «Способный» и «Беспощадный» были обнаружены, атакованы и потоплены торпедными катерами и пикирующими бомбардировщиками противника. После этого случая Сталин строжайше запретил крупным кораблям советского флота покидать базы.
Предыдущие операции
До описываемых событий корабли Черноморского флота приняли самое активное участие в обороне Одессы и Севастополя. Все, начиная от малого катера-охотника и заканчивая единственным черноморским линкором «Парижская Коммуна» (с 1943 г. снова «Севастополь»), активно перевозили в осажденные города войска и грузы, эвакуировали раненых, обстреливали береговые объекты противника, поддерживали огнем свои войска на берегу. И не было корабля, который не отличился бы в этих походах, где их самым главным, трудным и опасным врагом стала гитлеровская авиация.
Линейный корабль «Севастополь». Во время Великой Отечественной войны линкор участвовал в обороне Севастополя и Керченского пролива
Сейчас много спорят о том, что мощный Черноморский флот во время Великой Отечественной не смог завоевать господство на своем театре. Однако именно благодаря ему Одесса героически держалась 73 дня в полном окружении, Севастополь — 250 дней. Моряки-черноморцы провели 24 морские десантные операции, из них 2, по сути, оперативного масштаба — Григорьевский десант под Одессой в сентябре 1941 г. и Керченско-Феодосийскую операцию в 1941-1942 гг.
Именно морякам-черноморцам было доверено принимать корабли- репарации из Италии уже в послевоенный период. Примечательно, что, несмотря на большие потери, Краснознаменный Черноморский флот вышел из войны даже более сильным, чем был к ее началу, благодаря приобретенному боевому опыту и трофейным румынским кораблям.
Итоги боевых действий
На данный момент достоверно известно об уничтожении подводными лодками Северного флота за годы Великой Отечественной войны двадцати транспортов, подводной лодки, семи охотников за подводными лодками, четырех сторожевых кораблей и пяти мотоботов. Еще семь транспортов, госпитальное судно, два охотника за подводными лодками и два сторожевика погибли на минах, выставленных советскими субмаринами. Еще целый ряд немецких и норвежских судов получили различные повреждения.
Собственные потери составили двадцать две подводные лодки. При этом если на Балтике или Черном море ряд субмарин был уничтожен при оставлении портов (Севастополь, Таллин, Лиепая и др.), то на Северном флоте все погибшие лодки были потеряны во время боевых походов. Достоверно установлены обстоятельства гибели пяти лодок. Еще семнадцать субмарин не вернулись из походов, Обстоятельства гибели еще 17-ти субмарин точно неизвестны. Предположительно, основной причиной их гибели стали минные заграждения противника, которые за все войны лодки Северного флота пересекали более тысячи раз. Возможно, несколько подлодок погибли в результате аварий и неисправностей. Постепенно в силу случайностей или систематического поиска выясняются судьбы погибших субмарин и их экипажей.