Эсминец 2030 для вмф россии

На юге и в Арктике

«Сергей Котов» назван в честь участника Великой Отечественной войны, контр-адмирала, Героя Советского Союза Сергея Николаевича Котова. Он станет четвертым кораблем проекта 22160. В случае начала боевых действий корабли этого проекта будут участвовать в операциях по обороне побережья и приморских баз. Их можно использовать для сопровождения групп кораблей и судов, а также при проведении поисково-спасательных и антипиратских операций.

Они способны развивать скорость до 25 узлов, в экипаж входит около 80 человек. Корабль вооружен 76-миллиметровой артиллерийской установкой, гранатометами и пулеметами «Корд». Предусмотрена возможность базирования на нем вертолета Ка-27ПС. Корабль приспособлен и для использования подводных и воздушных беспилотников. Благодаря этому он становится идеальным разведчиком: экипажи могут в реальном времени отслеживать надводную и подводную обстановку в радиусе сотен километров.

Модульная схема, по которой построен корабль, дает возможность установить на нем вооружение или оборудование для решения конкретной боевой задачи. Оно монтируется на 40-футовых контейнерах, после чего доставляется на борт.

«Известия» уже писали, что для кораблей этого типа испытываются модули с вооружением и вспомогательным оборудованием. Среди них — зенитные комплексы «Редут» и «Панцирь-М», противолодочное оборудование. В перспективе на корабли могут быть установлены крылатые ракеты «Калибр».

Все корабли проекта 22160 строились для несения службы на Черном море, но они могут действовать не только в теплых широтах. В прошлом году «Василий Быков» прошел испытания в Заполярье. По их итогам был сделан вывод, что корабли проекта могут применяться и в Арктическом регионе.

Хранитель судов

В мирное время он играет роль некоего телохранителя (в данном случае — судохранителя) одного корабля или нескольких, занимающихся перевозкой драгоценных грузов. Он постоянно наготове, бдит, обеспечивая надежную охрану, и всегда держит боеприпасы в целости на случай, если придется действовать немедленно. Что любопытно, так это то, что при всей своей массе (а водоизмещение его равняется 9000т.) он вполне себе юркий и проворный. Если представить, как он будет медленно и вальяжно разворачиваться, настраиваться, то легко совершить ошибку и подставиться под удар.

Собственно, первоначально эсминец и создавался как объект, отвлекающий внимание противника. Враг смотрел на эти небрежно переваливающиеся суда, делал вывод, что для захвата такой эскадры много сил не потребуется и… Оказывался в не только сложной, но и крайне неприятной ситуации, где выход мог быть только один — сдаться

Если честь не позволяла, то — продолжать боевые действия, но исход предрешен заранее — выжившие вряд ли будут.

Естественно, что это далеко не полное оснащение эсминца, как и технические характеристики. Эти данные являются лишь наглядными показателями, что с ним связываться не стоит, а какими возможностями он еще обладает — предпочтительно оставить в секрете, ведь развитие не стоит на месте, а возможность защититься от опасности всегда должна быть. Но появился новый вариант эскадренного миноносца. Если раньше на него и так было возложено достаточное количество функций, то теперь к ним добавились:

  • Задачи противолодочных крейсеров;
  • Функции ракетных кораблей.

То есть мало того, что и раньше судно было нагружено, так теперь еще и дополнительные условия появились, но это все оказалось бравому кораблю по плечу. Мало того, планируется провести еще несколько усовершенствований, в том числе вооружить эсминец на случай нападения из космоса! Хоть и звучит фантастически, но разработки уже не только есть, но и активно запущены в процесс. В отсутствии угроз корабли будут мирно инспектировать водное пространство, и представлять интересы государства.

Оснащение эскадренного миноносца так же значительно меняется по сравнению с его предыдущим поколением. Двигатели станут более мощные и теперь представлены в двух видах: ядерный и газотурбинный. Но, не взирая на них, требуются и более серьезные улучшения, чтобы «многократно возвысить боевую мощь и результативность по нахождению решений для огромного спектра задач, возлагаемых на Военно-морской флот в любых точках Мирового водного пространства», как приблизительно высказался в пресс конференции заместитель министра обороны. Вот и ведутся разработки океанского эсминца под названием «Лидер».

  • УКСК 3К14 под названием «Калибр» с установленными ракетами (крылатые, расстояние полета превышает 300 км,);
  • Система зенитно-ракетная для обеспечения дальнего действия (С-500, она же «Прометей»);
  • Пусковые и артиллерийские установками (ЗРК для ближней зоны, «Редут-Полимент», ЗРАК «Панцирь-М»);
  • Торпедные комплексы («Пакет-НК»);
  • Вертолеты серии Ка-27;
  • Противокосмическая система обороны С-500, способная «работать» с баллистическими межконтинентальными, оперативно-тактическими и средней дальности ракетами, с низкоорбитальными спутниками и многим другим.

Вот такой вот внушительный боевой корабль (вернее, целый ряд) встанет на защиту спокойствия. Не спеша передвигается он по водной глади, не торопливо посматривает по сторонам. Каждый участок не остается без присмотра, везде проникает «бдительное око», готовое отреагировать в то же мгновение, если возникнет что-то подозрительное. Российские эсминцы — это опора, надежда и защита, возможность спокойно вести экономические и политические компании, не бояться внезапного нападения и уверенность в завтрашнем дне.

ЭСКИЗНЫЙ ПРОЕКТ 956М ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ ЭСМИНЦА ПРОЕКТА 956

Оригинальный проект эсминца проекта 956

Вооружение эсминца проекта 956 включает: две спаренные 130-мм универсальные корабельные артиллерийские установки АК-130, четыре шестиствольных 30-мм зенитных артиллерийских комплекса АК-630; две счетверенные пусковые установки противокорабельных ракет П-270 «Москит»; два зенитно-ракетных комплекса «Ураган» (суммарный боезапас 48 ракет); две шестиствольные реактивные бомбовые установки РБУ-1000; два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата. Корабельная авиационная группа может включать один вертолет типа Ка-27 в сдвижном ангаре.

Перевооружение, часть 1

Основой боевого могущества современных боевых кораблей являются ракетные комплексы. В этой связи почти безальтернативным видится необходимость вооружения эсминца проекта 956 некоторым числом вертикальных пусковых ячеек УКСК «Калибр», без существенного переустройства подпалубного пространства.

Анализ продольного разреза показывает возможность размещения трех ВПУ УКСК 3С14 «Калибр» по 8 ячеек при условии демонтажа кормовой или носовой артиллерийской установки АК-130 с устройством новой кормовой или носовой надстройки высотой около 2 метров.

Однако, ограничения в ширине корпуса в районе 2 и 17 шпангоутов соответственно, определяют в качестве единственного места для монтажа трех ВПУ УКСК 3С14 «Калибр» кормовую артиллерийскую установку АК-130:

Масса артиллерийской установки АК-130 совместно с механизированным погребом составляет около 130 тонн, что позволяет без роста массы вооружения разместить три ВПУ УКСК 3С14 «Калибр» по 8 пусковых ячеек, боекомплект из 24 ракет (3х14 тонн + 24х2 тонны = 90 тонн) и стальную надстройку.

Таким образом, первая часть модернизации эсминца проекта 956 могла бы включать демонтаж кормовой артиллерийской установки АК-130 (9), кормовых погребов 130-мм выстрелов (11), агрегатной кормовой АК-130 (8) и монтаж трёх ВПУ УКСК 3С14 «Калибр» по 8 ячеек с устройством новой кормовой стальной надстройки с конструкционной защитой. При этом высвобождается часть подпалубных объемов для прочих целей по предназначению:

Перевооружение, часть 2

Вторая часть модернизации могла бы включать размещение некоторого числа четырёхконтейнерных наклонных пусковых установок ПКР «Уран» на месте подлежащих демонтажу наклонных пусковых установок устаревших ПКР П-270 «Москит».

И в этом случае, сдерживающим фактором скорее является ограничение по доступному пространству, нежели ограничение по массе (масса ПКР «Уран» Х-35УЭ около 600 кг., а масса ПКР «Москит» — около 4000 кг.)

По образцу индийских фрегатов типа «Дели», представляется возможным монтаж на месте одной пусковой установки ПКР «Москит» двух пусковых установок ПКР «Уран»:

Таким образом, после модернизации и перевооружения по представленному эскизному проекту 956М, эсминец будет вооружён 40 ракетами, из них 16 ПКР «Уран» и 24 ракет семейств «Калибр», «Оникс» и «Циркон» (тактических, гиперзвуковых и противокорабельных). При этом число спаренных 130-мм артиллерийских установок АК-130 снижается с двух до одной. Целеуказание для крылатых ракет должен будет обеспечивать новый радиолокационный комплекс (РЛК) «Монумент-М», устанавливаемый взамен РЛК «Минерал», как было предусмотрено проектом 956У:

Перевооружение эсминцев «Адмирал Ушаков» и «Быстрый» по проекту 956М существенно повысит ударные возможности эсминцев проекта 956, за счет роста числа ракет в пять раз с 8 до 40, многократного роста номенклатуры поражаемых целей, роста дальности поражения сухопутных целей до нескольких тысяч километров и роста вероятности поражения целей за счет использования гиперзвуковых ракет.

Дополнительно, перевооружение и модернизация эсминцев по предлагаемому проекту 956М позволит на новом техническом уровне реализовать формирование малых тактических ударных групп в составе «один эсминец проекта 956 + один БПК проекта 1155». Как известно, в таких группах противолодочная оборона ордера возлагается на БПК, а противовоздушная — на эсминец. После модернизации БПК проекта 1155 по варианту, реализованному на БПК «Маршал Шапошников», огневые возможности будут гармонично распределены между обоими кораблями малой тактической ударной группы, а однотипный состав ударного вооружения облегчит логистику.

Визитеры из НАТО

Черноморский регион с геополитической точки зрения имеет большое значение, и спокойным в обозримой перспективе он не станет, заявил «Известиям» экс-замминистра иностранных дел Сергей Орджоникидзе.

— Корабли США и стран НАТО, не имеющих выхода к Черному морю, будут продолжать заходить сюда, — считает эксперт. — Американцев в первую очередь оно интересует с военной точки зрения — крылатые ракеты современных эсминцев могут достать до крупных городов и промышленных объектов юга и центра России. Под прицелом находится даже Москва. Заходя туда, они также оказывают моральную поддержку Украине и Грузии, которых в НАТО не берут, но постоянно обещают когда-нибудь это сделать. Такие визиты должны обеспечивать военное давление на Россию, и от них отказываться США и страны НАТО не будут.

На днях завершились совместные учения сил ВМС Турции, Болгарии, Румынии, Украины и США. Участвовавшие в них штабной корабль Mount Whitney и эсминец Porter Шестого флота США покинули черноморскую акваторию 15 и 16 ноября. Перед этим они посетили грузинский Батуми и румынскую Констанцу. Их визит сопровождался активностью авиаразведчиков США, Великобритании и Франции: за сутки над Черным морем и Украиной могли находиться сразу несколько таких самолетов, а также беспилотников. Одновременно на авиабазы в Румынии и Болгарии были переброшены американские истребители F-15E Strike Eagle. Известно, что на учениях НАТО эти машины использовались в качестве носителей тактического ядерного оружия.

Не обошлось в этом году и без резонансных инцидентов, самым громким из которых стал заход 23 июня британского эсминца Defender в территориальные воды России. Чтобы выдворить нарушителя, силам Черноморского флота России пришлось открыть предупредительный огонь. В его сопровождении также участвовал корабль проекта 22160.

С 1997 года в Черном море и на территории Украины проводятся ежегодные международные маневры Sea Breeze. Командование ВМС США заявляло, что в этом году на них задействовали до 5 тыс. военнослужащих и боевую технику 32 государств — 32 корабля и 40 летательных аппаратов, включая беспилотники.

Кроме того, боевые корабли США и других государств Североатлантического альянса регулярно совершают внеплановые визиты в акваторию Черного моря. Конвенция Монтрё о статусе черноморских проливов позволяет военным кораблям стран, не имеющих выхода к морю, заходить в него и находиться там 21 сутки.

«Жирный» флот англосаксов

Да, действительно, водоизмещение типовых кораблей ВМС США, причём практически всех классов, существенно больше принятых у нас стандартов. Но не стоит забывать, что в этом мире всё относительно.

И солидные габариты американского эсминца типа Arleigh Burke, водоизмещением под 10.000 тонн, продиктованы, прежде всего, необходимостью иметь большие внутренние объёмы для размещения топлива, экипажа и всех материальных запасов, необходимых для длительного трансокеанского плавания. Что с неизбежностью вытекает из сверхзадачи американского флота — удержания военного контроля над всем миром.

Впрочем, американцы на этой своей глобальной миссии довольно скоро и почти наверняка надорвутся. Об угрозе чего они сами же и говорят. Вплоть до Трампа включительно.

Что же касается изрядного количества ракетных ячеек на том же Arleigh Burke (почти сотня), то ещё вопрос — действительно ли это лучше рассредоточения того же количества пусковых установок на большем количестве менее крупных кораблей? Как минимум, это не факт.

navy.mil
Упитанные американские моряки.

Как формируется программа военного кораблестроения

Государственная программа, прописывается с учетом как преимуществ и перспектив, так и оценивает возможные угрозы для национальной безопасности. Только после тщательного анализа может быть сформирован госзаказ по данному направлению и прописывается ее бюджет.

Но, как показывает опыт, любое изменение ситуации в мире может внести свои коррективы в утвержденную программу. Поэтому при создании военной техники очень сложно делать какие-либо прогнозы.

К примеру, события 2014 года привели к тому, что программа, утвержденная ранее, была значительно откорректирована в пользу усиления Черноморского флота. В то время также было завершено сотрудничество с Украиной по вопросам военно-технического оснащения ВМФ.

На народные деньги

Своим созданием эсминцы типа «Новик» обязаны неудачам русского флота в войне с Японией. Колоссальные потери, которые несли тихоокеанцы и балтийцы во время сражений с японскими кораблями, необходимо было восполнять, и сделать это требовалось как можно быстрее. Финансировался проект за счет «Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования» – организации, аккумулировавшей на своих счетах пожертвования российских подданных.

Кампания по сбору пожертвований стартовала после призыва князя Льва Кочубея, который в первые же дни войны обратился к соотечественникам через газету «Новое время». Желающих участвовать в усилении русского флота оказалось так много, что вскоре по высочайшему соизволению императора Николая II возник тот самый «Особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования». Средства, которые в него поступали, были колоссальными. Хотя большинство жертвователей отправляли небольшие суммы – от рубля до десяти, были и такие, кто жертвовал сразу миллион рублей, как эмир Бухары, или по 300 тысяч, как Казанское земство или сенат Финляндии, или по 200 тысяч, как генерал-майор граф Александр Шереметьев.

Довольно скоро на счетах общества собралась огромная сумма в 17 млн рублей. Существенную часть ее – около пятнадцати миллионов – Морской технический комитет и Морской генеральный штаб израсходовали почти сразу, стремясь восполнить оперативные потери. Но свыше двух миллионов оставались в распоряжении комитета, который по своей инициативе в декабре 1905 года созвал совещание по вопросу проектирования новых минных крейсеров. Хотя в этом совещании участвовали и моряки, никакого единого решения принято не было, и вопрос остался в подвешенном состоянии на два года.

В 1907 году «Особый комитет», не дождавшись указаний от Морского генерального штаба, сформулировал собственные требования к новому быстроходному минному крейсеру – или, как они стали называться согласно новой классификации кораблей того же года, эскадренному миноносцу. А еще через год объявил от своего имени конкурс на разработку его проекта. О том, что русскому флоту нужен именно такой, более современный корабль, говорили большинство участников двухгодичной давности совещания. И как показали дальнейшие события, принятое комитетом решение оказалось не только совершенно правильным, но и очень своевременным.

ПРОЕКТ 956У

Описание проекта 956У

Работы над проектом эсминца с усиленным составом вооружения (проекта 956У) были начаты в Северном ПКБ в конце 1980-х годов. Главным конструктором проекта оставался И. И. Рубис, главным наблюдающим от ВМФ был сначала капитан 2 ранга С. Н. Сургаев, а позднее капитан 2 ранга М. А. Цюх. Проектом было предусмотрено три варианта модернизации. Отличие первого варианта от базового проекта 956 состояло в том, что вместо пусковых установок для ПКР «Москит» на корабле размещались наклонные универсальные пусковые установки СМ-403 для 16 крылатых ракет класса ПКР и КРБД. Отличие второго варианта от первого заключалось в том, что помимо замены пусковых установок комплекса «Москит» на корабле на месте кормовой АУ АК-130 размещалась установка вертикального пуска 3С-14 на 16 крылатых ракет «Калибр». Третий вариант модернизации предусматривал размещение только кормовой УВПУ на 24 ракеты с демонтажем ПУ ПКРК «Москит».

В УПУ и УВПУ всех трёх вариантов предполагалось разместить крылатые ракеты «Оникс» и «Калибр» в любой комбинации. Целеуказание для крылатых ракет должен был обеспечивать новый радиолокационный комплекс (РЛК) «Монумент», устанавливаемый взамен РЛК «Минерал» (КРС-27).

Установки РБУ-1000 и все ЗАК АК-630М снимались. Вместо них предполагалось разместить 2 боевых модуля ЗРАК «Кортик» (для первых двух вариантов) и 4 аналогичных модуля для третьего варианта. Стандартное водоизмещение модернизированного корабля в окончательном варианте приблизилось к уровню 6 700—6 750 тонн.

Все необходимые проектные работы были выполнены к концу 1991 года. Однако из-за отсутствия финансовых средств в период практически полного прекращения финансирования военного судостроения достройка уже заложенных кораблей по проекту 956У не производилась, а все дальнейшие работы по нему были свёрнуты.

Чертежи проекта 956У в открытых источниках не представлены.

Овсянников С. И., Спиридопуло В. И. Советский суперэсминец третьего поколения. Часть 3. Отличительные особенности проекта 956 // История корабля : альманах. — предприниматель Богатов С . А., 2005. — Вып. 3, № 1. — С. 18.

Оценка проекта 956У

Итак, хотя проект 956У реализован не был, опыт истёкших десятилетий даёт основания дать оценку отдельным проектным решениям, легшим в его основу.

Так, опыт боевых действий ВМФ РФ в 2020 году против террористов на территории Сирии показал высокую боевую эффективность ВПУ УКСК 3С14 «Калибр».

Наклонные пусковые установки СМ-403 промышленностью освоены не были. Единственным реализованным отечественным ВПК проектом наклонной пусковой установки оказался проект четырехконтейнерной пусковой установки ПКР «Уран».

Гипотеза периода 80х..90х годов о значительном росте эффективности противовоздушной обороны корабля за счёт замены шестиствольных 30-мм зенитных артиллерийских комплексов АК-630 на зенитно-ракетные артиллерийские комплексы «Кортик-М» или их аналоги своего объективного подтверждения не нашла. Напротив, в ходе реализации программы военно-технического сотрудничества с Индией, поставки ЗРАК «Каштан» в составе фрегатов типа «Тальвар» были по окончании строительства первой серии прекращены, с заменой во второй серии фрегатов на АК-630.

Гибель в 2010 году корейского корвета «Чхонан» в результате внешнего взрыва, предположительно явившегося результатом торпедной атаки, показывает, что необходимость наличия на борту надводного корабля противоторпедного вооружения не утратила своей актуальности и в XXI веке. Таким образом, предлагавшийся проектом 956У демонтаж противоторпедного вооружения РБУ-1000 без его адекватной замены на иные варианты противоторпедного вооружения в настоящее время представляется ошибочным. Сочетание РБУ и двух двухтрубных 533-мм торпедных аппаратов, при избыточных массово-габаритных характеристиках в сравнении с современными комплексами противолодочного и противоторпедного вооружения «Пакет-НК», сохраняет свою боевую ценность и в 2020 году, что подтверждается продолжением поставки в Индию фрегатов проекта 11356.

История развития

1969 год Начата разработка перспективного корабля поддержки морских десантов
Середина 1975 года Заложен первый корпус
1978 год Спускают на воду головной эсминец серии «Современный»
1982 год Модернизация проекта: устанавливаются новые котлотурбинные установки
2006 год Спуск на воду последнего «Сарыча»

Артиллерийский легкий крейсер «Куйбышев». Предшественник «Сарычей» не имел ракетного оружия и не мог быть модернизирован К концу 60-х основная боевая сила ВМФ Советского Союза — артиллерийские крейсера, полностью исчерпали свой ресурс. Их пушки были бессильны против ракетных комплексов американского флота, что нарушало баланс сил.

Для их замены было решено разрабатывать современные российские эсминцы Сарыч для дальней морской зоны, установив на них новейшие советские противокорабельные ракеты.

Проект получил код 956 «Сарыч».

Новый современный эсминец России должен был решать сразу множество задач:

  • прикрытие ракетных подводных лодок;
  • противодействие подлодкам противника;
  • проекция силы на удалённые прибрежные территории;
  • противодействие УДК, фрегатам, корветам, сторожевикам противника;
  • борьба против коммуникаций противника.

Работники ленинградского конструкторского бюро смогли придать боевому кораблю внешний вид настоящего хищника. Стремительный силуэт заставляет вспомнить приземистые корпуса, которыми обладали эсминцы ВМФ России, воевавшие на русско-японской войне.

«Безбоязненный» производит пуск ПКР «Москит»

Агрессивная внешность подкреплялась впечатляющим вооружением. По бортам разместились 2 счетверенных ПУ ПКР «Москит» и два спаренных 130-мм орудия, готовых обрушить на противника до 180 снарядов за минуту.

Эсминцы типа Сарыч вооружены артиллерией, которая до сих пор остается лучшей в мире. Ни один эсминец ВМФ США не способен победить 956-го в артиллерийском бою. «Сарычи» демонстрировали силу советского оружия во время показательных учений и дальних походов по всему Мировому океану. Эсминцы 956 проекта — легендарные корабли России.

Английский самолет делает фото «Безбоязненного» в океанском походе

Всего было запланировано построить 32 «Сарыча», но развал Советского Союза не позволил этим планам сбыться. Для флота СССР/РФ было сдано всего 17 единиц. Еще 4 корабля были проданы Китаю. Один корпус был разобран. Сколько эсминцев в России останется через несколько лет, никто не знает.

3 эсминца

на данный момент в боевом составе российского флота

В боевом составе российского флота, на данный момент, состоят три эсминца, еще три могут быть возвращены из резерва. Остальные миноносцы России в количестве 12 единиц либо уже порезаны на металлолом, либо дожидаются такой же участи.

Примечания

  1. Приведена полная дальность на 18 узлах; наибольшая дальность составляет 5340 миль.
  2. Мишень, имитирующая КР «Москит», в США была впервые успешно перехвачена экспериментальной противоракетой только в 2014 году — спустя более 30 лет после принятия «Москита» на вооружение ВМФ СССР.
  3. Распространено мнение, что КТУ эсминцев проекта 956 чрезмерно требовательна к условиям эксплуатации: якобы, поэтому в строю сейчас сохранилось намного больше газотурбинных БПК проекта 1155, чем котлотурбинных эсминцев проекта 956 при одинаковом возрасте кораблей. Однако котлы и этих и аналогичных типов в советском ВМФ эксплуатировались с начала 1970-х годов на крейсерах и БПК нескольких проектов без особых нареканий, существенных проблем до 1991 года не было и на эсминцах проекта 956, что подтверждается их длительными боевыми службами и большой наплаванностью. В частности, «Отличный» за 8 лет активной службы (1983-1991) прошёл свыше 150000 миль; для сравнения можно отметить, что даже атомный крейсер «Пётр Великий» за вдвое больший срок (16 лет, 1998-2014) насчитал в своих походах несколько меньше — 140000 миль. Основная причина вывода паротурбинных эсминцев из строя флота после 1991 года — обвальное сокращение оборонных расходов, что привело, кроме прочего, к прекращению производства водогрейных трубок для котлов. Таким образом, выработавшие свой ресурс трубки стало нечем менять, и ради поддержания в строю небольшой части кораблей стали снимать сохранившиеся трубки с остальных. Ставшие таким источником запчастей эсминцы, как правило, обратно в строй уже не вводились.
  4. Согласно американской версии — истребители ушли от ракет, но по версии ливийцев, подтверждаемой анализом данных о целях и стрельбе со стороны советских специалистов — оба «Томкэта» были ракетами успешно поражены.
  5. Согласно другим данным — ливийский корвет был поражён ракетой Harpoon, запущенной «Интрудером» с авианосца «Саратога», и только потом добит накрытием двух кассетных «Рокаев»; в любом случае небольшому кораблю (экспортной версии советского МРК проекта 1234) досталось много больше, чем ему хватило бы для гибели.
  6. США признали потерю лишь одного F-111 в налётах 15 апреля 1986 года, Ливия претендует ещё на 5-6 уничтоженных воздушных целей противника (главным образом, беспилотников). Всего же с двух авианосцев и наземной базы Лейкенхит (Великобритания) для участия в налёте было задействовано около 100 самолётов ВМС и ВВС США.
  7. В советском ВМФ экипажи боевых кораблей формировались ещё на этапе строительства, поэтому для первого командира дата вступления в должность не совпадает с формальным годом начала службы корабля.

Общие сведения

Эскадренный миноносец «Отличный» стал третьим в крупной серии ракетных эсминцев, строившихся в Советском Союзе по проекту 956 «Сарыч» на судостроительном заводе имени А. А. Жданова в Ленинграде. После значительного перерыва в строительстве кораблей такого класса в СССР были созданы мощные и современные боевые единицы, за высокие тактико-технические данные и солидные размерения причисленные к 1-му рангу.

Эсминцы проекта 956 массово строились для всех флотов Советского Союза и принимали деятельное участие в походах и учениях, демонстрируя Военно-Морской флаг страны на всех морских театрах. Вошедший в строй в 1983 году «Отличный» не стал исключением, за время своей службы в составе Северного флота отходивший по морям и океанам свыше полутораста тысяч миль. После 1991 года, вместе с большей частью остальных кораблей бывшего ВМФ СССР, эсминец оказался на приколе из-за отсутствия средств на его содержание и ремонт. В конце концов утративший боеспособность корабль был списан и продан для разделки на металл, хотя успел активно прослужить на флоте менее 10 лет.

Не по росту, весу и жиру!

Между тем эта позаимствованная в натовском зарубежье классификация, кстати, очень полюбившаяся пронатовской Украине, у которой даже кораблей приличных нет, только «наводит тень на плетень». Потому что изначально для её введения в российском флоте не было никакой рациональной основы.

Объясню почему. В период Второй мировой войны водоизмещение корабля, имевшего классификацию лёгкий крейсер, составляло примерно 7-8 тысяч тонн. Типичным представителем этого класса был, например, советский крейсер «Киров».

Фото из архива
Советский крейсер «Киров».

В настоящее время практически таким же тоннажем обладают так называемые большие противолодочные корабли — уникальный класс, придуманный в ВМФ СССР и которого нет больше нигде в мире.

Надо ли кого-нибудь убеждать в том, что боевая мощь этих двух одинаковых по весовой категории кораблей намного выше у современного «Адмирала Пантелеева»? Так почему же он тогда всего лишь БПК, а не лёгкий крейсер?

Ещё менее вразумительное понижение в классе мы наблюдаем в других подразделениях корабельного состава нынешнего ВМФ РФ.

А в эпоху парусного флота корветом и вовсе называли трёхмачтовый военный корабль, используемый в основном для разведывательной и посыльной службы.

mil.ru
Большой противолодочный корабль «Адмирал Пантелеев».

Как корабль назовёшь…

Речь пойдёт об основе основ русской военно-морской словесности — классификации кораблей отечественного флота.

Принятая ныне в ВМФ РФ классификация чем-то напоминает слоёный торт. Причём каждый слой приготовлен по отдельному, не связанному с другими, рецепту. Что-то пришло из нашей собственной давней истории, кое-что осталось в память от славного Советского флота, а самое свежее наслоение имеет явное импортное происхождение.

Вся эта стилистическая и понятийная многослойность наверняка интересна историкам и филологам. Но боюсь, что всех остальных она только напрягает и путает.

В итоге дошло уже до того, что кораблей традиционного класса «эсминец» в нашем ВМФ почти не осталось. И на этом основании иные военные эксперты даже твердят, что у России флот слабый, что все кораблики, дескать, слишком мелкие, всё больше фрегаты да корветы, кои не идут ни в какое сравнение с американскими крейсерами и эсминцами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector