Сателлоиды мясищева. проекты опередившие время
Содержание:
- Второй «Буран»
- Игра в разных режимах
- Гражданское направление ЭМЗ и современные работы
- В космос из «Холода»
- Последний бой тяжёлых танков
- Эмз в режимах игры Brawl Stars
- Грозные «Бизоны»
- ЭМЗ на высоте: «Стратосфера» и «Геофизика»
- История
- В космос из «Холода»
- Способности
- Кто такая Эмз
- Из космоса на крыльях
- Художества разведки
- В заключение
Второй «Буран»
В феврале 1976 году вышло Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «О создании Многоразовой космической системы». За ее основу был взят не проект М‑19, а система «Энергия»-«Буран», разработанная в НПО «Энергия» и во многом копировавшая американскую систему Space Shuttle. Для создания планера орбитального корабля «Буран» министр авиационной промышленности Петр Дементьев вынужден был создать НПО «Молния». В него вошли ЭМЗ, КБ «Молния» и КБ «Буревестник». Так фирма Мясищева была вовлечена в создание второго «Бурана».
Коллектив ЭМЗ разработал и изготовил гермокабину для экипажа «Бурана». На основе бомбардировщика 3М на заводе был создан самолет-транспортировщик 3М-Т (открытое название — ВМ-Т «Атлант»). Для полетов было переоборудовано два бомбардировщика. Они выполнили более 150 полетов на космодром Байконур и в Куйбышев, перевезли все крупногабаритные элементы космической системы «Энергия-Буран», в том числе баки ракет-носителей и несколько орбитальных кораблей.
Талант Владимира Михайловича заключался в том, что в каждом своем проекте он опережал время, опираясь на последние достижения науки и техники, использовал нестандартные технические решения, перенося в космическую сферу принципы создания авиационной техники. Сегодня коллективы ЭМЗ им. В. М. Мясищева и ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, выросшего из ОКБ‑23, продолжают работу над проектами перспективных авиационно-космических аппаратов различного назначения.
«Мясищев не делал тайны из накопленного опыта, который был широко использован и в других самолетостроительных фирмах, в том числе и без ссылок на авторство, — рассказывал ветеран ОКБ‑23, начальник проектного отдела КБ “Салют” Геннадий Дермичев. — Поражает широта его творческого диапазона. По инициативе и под руководством Владимира Михайловича велись разработки проектов самолетов с ядерными двигателями; возвращаемого космического аппарата типа “фара” с вертолетным винтом с реактивным приводом, обеспечивающим маневры и точное приземление; ракеты-носителя и многое другое. Его конструкторская школа живет, развиваясь и обогащаясь и в Филях, и в ОКБ его имени в Жуковском».
Источник —
Игра в разных режимах
Режим | Эффективность |
Gem Grab | Хорошо |
Showdown | Посредственно |
Heist | Отлично |
Bounty | Хорошо |
Brawl Ball | Отлично |
Gem Grab
В идеале в этот режим стоит поставить троицу — Спайк, Эмз, Фрэнк. Нашей героине стоит доверить отгонять от заветных кристаллов противников ядовитым облаком. Если оппоненты решат рискнуть и после отравы не убегут зализывать раны, а пойдут к шахте, то Спайу и Френку останется только добить глупцов своими Суперами.
Showdown
Гнаться за улучшениями непрокаченной Эмз не стоит – слишком велик риск нарваться на мощных противников. В этом режиме надо действовать аккуратно – держаться краев карты, забегать в центр, только когда там никого нет. Атаки рекомендую совершать издалека, почаще прятаться в кустах и за стенками.
Heist
Здесь Эмз пригодится, чтобы «опрыскивать» кусты ядом, выгоняя оттуда притаившихся бавлеров. Также полезно пускать токсичные облачка в сторону вражеского сейфа, заставляя противников отбегать от него по сторонам, расчищая таким образом дорогу партнерам по команде.
Bounty
Тактика привычная: бегаем по кустам, чтобы оставаться невидимой для врагов. Периодически поливаем отравой все вокруг (отчего спрятавшиеся противники становятся заметными). Центральные области старательно накрываем своим ядовитым облачком, но сами туда без надобности не высовываемся.
Brawl Ball
Эмз хороша в БравлБолле. Ее Супер позволяет замедлить замедлить отступающего вражеского игрока с небольшим запасов здоровья или, наоборот, остановить его приближение к вам или к воротам.
Гражданское направление ЭМЗ и современные работы
Перестройка и сокращение оборонного заказа стимулируют интерес завода к гражданскому авиастроению, мечту о котором В.М. Мясищев так и не успел реализовать. С 1989 года на заводе разрабатывается легкий самолет бизнес-класса М-101Т «Гжель». Для самолета была выбрана классическая схема, количество пассажиров – до 7 человек. Серийное производство освоено на Нижегородском авиазаводе «Сокол». Всего было выпущено 26 машин.
М-101Т «Гжель». Фото: Jozef Tóth / wikimedia.org
Этот самолет стал первой гражданской моделью ОКБ Мясищева. Предполагалось использовать его как аэротакси, в том числе в малонаселенных пунктах. Важным преимуществом самолета является возможность работать с грунтовых аэродромов. М-101Т может изготавливаться в следующих вариантах: бизнес-класс, пассажирский, грузо-пассажирский, санитарный, учебный, патрульный, десантный. Разработка ЭМЗ использовалась для аэрофотосъемки и проведения геофизических работ, в том числе при подготовке Олимпиады в Сочи.
В 2011 году ЭМЗ вошел в состав Объединенной авиастроительной корпорации. Сегодня на предприятии продолжаются работы в рамках планов ОАК по созданию авиационной техники. В прошлом году ЭМЗ завершил модернизацию основного учебно-тренировочного самолета Л-39 и работы по усовершенствованию серийного самолета Ан-140-100 в варианте аэросъемки. Также совместно с Роскосмосом продолжаются работы над перспективными образцами авиационно-космической техники в рамках создания комплекса демонстраторов многоразовых крылатых ракетных блоков.
В космос из «Холода»
Подробнее: М-19
Занимаясь на ЭМЗ авиационной тематикой, Мясищев продолжал работать и «на космос». В рамках темы «Холод 2», предназначенной для исследований особенностей применения жидкого водорода в авиации, в КБ ЭМЗ был разработан проект воздушно-космического самолёта М 19. Мясищев превратил работы над проектом в крупномасштабное исследование проблем развития гиперзвуковой авиации с попутным решением задач освоения космоса…
В рамках проекта М 19 работа велась по четырём направлениям:
- 19–1 — создание летающей лаборатории с силовой установкой на жидком водороде с целью отработки вопросов применения криогенного топлива;
- 19–2 — проектно-конструкторские работы по определению облика гиперзвукового самолёта;
- 19–3 — проектно-конструкторские работы по определению возможного облика воздушно космических самолётов различного типа на химическом топливе;
- 19–4 — проектно-конструкторские работы по определению облика одноступенчатого воздушно-космического самолёта с использованием ядерной энергии…
Последний бой тяжёлых танков
В конце Второй мировой СССР стал законодателем мод в танкостроении, а в создании тяжёлых танков ему вообще не было равных. Первое послевоенное поколение в лице Т-10 не опустило планку и снова показало всю силу советского танкостроения. Вот только многие считали выживание тяжёлых танков ошибкой.
Главным «врагом» стало харьковское КБ во главе с Александром Морозовым. Там считали, что можно создать машину в весе и габаритах среднего танка — с бронёй и вооружением тяжёлого.
Второе послевоенное поколение тяжёлых танков должно было получить лучшую броню, иметь лучшее вооружение и быть подвижнее своих предшественников. Не забывали разработчики смотреть и в будущее — уже шли работы над комбинированной бронёй и гладкоствольными орудиями для тяжёлых танков, что в перспективе сделали бы их ещё более грозным противником.
Но в 1960 году все работы свернули. Чаще всего называют две причины, из-за которых это произошло.
Первая — это, конечно же, самодурство Хрущёва: нравились ему ракеты, а вот тяжёлые танки он считал давно устаревшими и ненужными. Может, так и было, однако одним лишь желанием Хрущёва объяснить вымирание тяжёлых машин нельзя.
Второй причиной обычно называют появление морозовского Т-64, воплотившего в себе идею о том, что в габаритах среднего танка можно сделать машину, не уступающую танкам тяжёлым. И, хотя о подобных проектах уже говорили ранее, реализовать идею удалось только сейчас. Потому и вытеснил Т-64 тяжёлые танки со сцены — окончательно.
Но тут у многих возникает вопрос: а так ли всё однозначно было в этом противостоянии и правда ли у Морозова вышло реализовать свою идею? Или он просто продавил свой танк — в пику конкурирующим КБ?
При внимательном рассмотрении оказывается, что ответ тут скорее «нет». В 1960 году Т-64 (а тогда — Объект 432) существовал лишь на чертежах. Вооружён он был 115-мм гладкоствольной пушкой, уступавшей 130-мм нарезным орудиям на тяжёлых танках. Более того, даже позднее 125-мм ещё долго не превосходило подобные орудия — недаром для Т-72 рассматривали вариант установки нарезной 130‑мм.
То же самое можно сказать и про защиту — ранняя комбинированная броня, конечно, была лучше против кумулятивных снарядов, но вот кинетические боеприпасы держала хуже. Даже против кумулятивов защита будущего Т-64 не была сильнее, чем у тяжёлых танков второго поколения. А ведь и на них можно было бы использовать комбинированную броню! Самое забавное — даже по подвижности Т-64 не превосходил тяжёлые машины.
Неудивительно, что теперь часто можно услышать, что надо было выбирать не странный Т-64, а пускать в серию и совершенствовать тяжёлые танки, оставляя Т-62 в качестве массового среднего. Глядишь, в итоге в 80-х у нас была бы своя машина уровня американского «Абрамса» — а то и значительно круче. И вроде с этим даже не поспоришь. Или нет?
Сейчас мы сравнивали танки в лоб — а это в корне неверно. Даже если мы начнём сравнение с учётом цены и сложности (а какой бы сложной машиной Т-64 не был, с тяжёлыми танками ему не сравниться), это будет не совсем правильно. Для настоящего понимания ситуации надо вспомнить, что за время тогда было.
Начало 60-х — это появление на поле боя «великого уравнителя», ядерного оружия.
У танка мог быть хоть метр брони — но, если «в том лесочке» его поджидал бы расчёт атомного «Дэви Крокетта», его бы уже ничто не спасло.
Тяжёлые машины больше не требовались и как средство прорыва — для этого снова сгодились бы атомные бомбы. Они проделали бы в любой обороне врага брешь достаточную, чтобы через неё прошли даже самые слабые танки. А если у них возникли бы проблемы — можно было бросить ещё одну, или две, или десяток.
В итоге особой пользы от тяжёлых танков уже не предвиделось. А большой вес для танка — совсем не хорошо. Это проблемы с транспортировкой, с обслуживанием, с использованием мостов. И в таком случае идея сделать ставку на развитие среднего танка приемлемого веса выглядит вполне адекватной, особенно если он не так уж и сильно уступает своим тяжёлым собратьям.
Предугадать, что всё это приведёт к трём ОБТ одновременно в производстве и, по сути, тупику в танкостроении, было никак нельзя. И лишь сейчас, с высоты послезнания мы можем рассуждать, что, может, и не стоило прекращать работы над тяжёлыми танками.
Юрий Кужелев
Эмз в режимах игры Brawl Stars
Эмз в режиме захват кристаллов
Контроль пространства
Благодаря в задержке продолжительности атаки и Супер, Эмз отлично контролирует центр, нанося урон на упреждение тем кто пытается прорваться к шахте. Таким образом благодаря вашему контролю, у вас всегда будет приемущество в центре, так как враги будут получать постоянный урон при захвате шахты
Эмз в режиме Столкновение
Радиус поражения
Эмз хорошо подойдет к режиму Столкновении (Showdown), особенно в 2 на 2. У нее превосходный радиус поражения противника, и конечно же само облако газа может нанести 3 раза урон любому бойцу, и как правило в парном столкновениии противники ходят близко друг другу, это дает возможность Эмз уничтожать сразу двоих, а то и больше если в стычке за банки оказалось больше врагов. Вы можете противостоять дробовику Шелли, но не позволяйте таким бойцам приближаться к вам, потому что вы будете наносить меньше урона вблизи.
Эмз в режиме Ограбление
Контроль окружения
К сейфам как правило ломятся танки, а остальное большинство предпочитает бить ящик на дистанции из кустиков, вот как раз травить вредителей это основная задача Эмз в этом режиме, находясь в безпоасности, вы можете спокойно контролировать пространство вокруг себя союзников и сейфа.
Эмз уничтожать Сейф — Не эффективно!
Эмз травите врагов, зачастую в этом режими бравлеры атакуют пачками, а Эмз имеет возможность эти скопления отлично нейтрализовать разом, при этом имеет слабый урон по самому сейфу, оставьте все старания союзникам, ваша задача уничтожать насекомых.
Эмз в режиме Награда за поимку
Играйте осторожно!
В этом режиме, большую часть придется подстраховывать союзников от нападений танков (бойцов ближней дистанции с большим запасом здоровья), так как в основном, все играют по разным углам и бьют с дистанции сохраняя звезды, держите дистанцию и помогайте союзникам
Не лучший выбор
Но она не является хорошим выбором, если это открытая карта. Вы можете легко получить кучу проблем со стрелками-снайперами, так как у нее низкий уровень здоровья.
Эмз в режиме Броулболл
Контроль за противником
Эмз хороша в Броуболе. Ее Супер дает возможность замедлить и добить отступающего врага с маленьким запасом здоровья, либо же напротив, приостановить его приближение к вам или вашим воротам.
Контроль мяча
Прокладывая путь прохода союзником отравляя противников, или же просто там где находиться мяч, не позволяет игрокам к ним подходить, разве чт оесли они не самоубийцы
Бойцы имеющее контроль всегда хороши в этом режиме, Эмз – одна из них. Вы можете постоянно наносить удары вражеской команде и держать их в пределах возрождения, не позволяя им собирать болты. Она также может нанести немалый урон роботу, а также замедлить его, позволяя товарищам по команде добить его до того, как он достигнет IKA. Таким образом, в целом она хороший выбор для этого режима.
Грозные «Бизоны»
Уже к осени 1952 года был построен первый опытный самолет М-4. Параллельно ему создавался туполевский Ту-95, поднявшийся в небо в ноябре 1952 года, на два месяца раньше конкурента.
Тем не менее, бомбардировщик М-4 (по классификации НАТО — «Бизон») был принят в эксплуатацию в феврале 1955 года, более чем на год раньше Ту-95 («Медведя»).
«Бизон», однако, получился машиной сложной и капризной, из-за чего был подвержен высокой аварийности.
Опыт М-4 был учтен Мясищевым. Путем радикальной модернизации конструкции был создан бомбардировщик 3М (он же М-6). С новыми двигателями «Бизон-В», как назвали машину в НАТО, мог достигать ядерных объектов и хранилищ в южных штатах США. В марте 1956 года 3М был принят в эксплуатацию.
На базе этой модели Владимир Мясищев планировал создать целое семейство самолетов. Увы, большинство из них были построены лишь в единственном экземпляре, либо вообще остались только в чертежах.
Но «Атлант», о котором мы вспоминали в начале статьи, является творческой модификацией бомбардировщика ЗМ.
ЭМЗ на высоте: «Стратосфера» и «Геофизика»
С началом холодной войны беспилотные разведывательные аэростаты стали настоящей головной болью советских ПВО. Для перехвата столь необычных целей не подходили истребители или наземное вооружение – нужна была простая машина, способная летать на высотах до 25 км. Работа над таким самолетом началась на ЭМЗ в 1970 году.
М-17 «Стратосфера»
Специалисты завода разработали оригинальную конструкцию крыла, что обеспечило высотный дозвуковой полет. Противоаэростатный самолет М-17 «Стратосфера» взлетел в 1982 году. Всего было изготовлено три единицы, в 1989 году на одной из них было поставлено 25 мировых рекордов. Но по назначению М-17 так и не использовался. К моменту госиспытаний надобность в таких самолетах отпала, так как применение дрейфующих аэростатов прекратилось. На одном из бортов в дальнейшем проводили изучение проблем озоновых дыр.
Опыт разработки высотников пригодился «эмзовцам» при создании нового разведчика М-17РМ. Для этого потребовалось увеличить дальность полета и грузоподъемность самолета. Первый полет состоялся в 1988 году, всего было выпущено четыре самолета. М-17РМ мог подниматься на высоту до 20 км, на нем было поставлено 18 мировых рекордов. Как и «Стратосфера», новый самолет не использовался по назначению. С 1990-х–2000-х годов самолет применяется в международных геофизических исследованиях под шифром М-55 и названием «Геофизика».
История
Владимир Михайлович Мясищев окончил МВТУ, защитив диплом по теме «Цельнометаллический истребитель», после чего был приглашён А. Н. Туполевым на работу под руководство В. М. Петлякова. Однако в 1938 году он был арестован как «вредитель» и «враг народа» и направлен в ЦКБ-29, также известное как «Туполевская шарага». После того, как инженер разработал для Пе-2 высоко оценённые руководством крылья с функцией топливных баков, для Мясищева было организовано отдельное конструкторское бюро. Летом 1940 года Мясищева освободили из заключения, и самолёт ДВБ-102, разработанный им, начал изготавливаться в 1940 году в том же ЦКБ-29 НКВД в Москве.
После начала Великой Отечественной войны ОКБ Мясищева было эвакуировано в Омск. Его задачей было продолжить производство ДВБ-102 на местном авиационном заводе. В 1942 году после гибели Петлякова Мясищев возглавил его конструкторское бюро и в следующем году переехал вместе со своим из Казань. После этого в течение шести месяцев очень серьёзно был модернизирован самолёт Пе-2 (модификация получила название Пе-2И в честь В. М. Петлякова).
После окончания войны ОКБ Мясищева было расформировано, большинство сотрудников влилось в ОКБ-240. В. М. Мясищев занял должность декана самолётного факультета МАИ, однако желал продолжить конструкторскую деятельность и в 1951 году по прямому указанию Сталина получил на заводе № 23 в Филях ОКБ-23 МАП. Целью новосозданного конструкторского бюро была разработка межконтинентального бомбардировщика.
Первым заместителем Мясищева был назначен Г. Н. Назаров; бюро проектов возглавил Л. Л. Селяков; аэродинамики, прочности, моделей, макетов общей увязки — И. П. Толстых; каркасов — Е. И. Бару; силовых установок — Е. С. Фельснер; управления, шасси и всего оборудования — М. Н. Петров. Главным аэродинамиком стал И. Е. Баславский, главным прочнистом — Л. И. Балабух, главным динамиком-прочнистом — В. А. Федотов. Специальным приказом министра авиационной промышленности все ОКБ авиационной промышленности должны были по согласованию с Мясищевым направить во вновь организованное ОКБ-23 конструкторов и работников всех специальностей. Кроме того, практически весь выпуск 1951 года МАИ был направлен на работу в ОКБ-23.
Первый самолёт ОКБ, М-4, был стратегическим бомбардировщиком со стреловидным крылом и четырьмя турбореактивными двигателями. На его разработку у коллективов конструкторского бюро и завода ушло полтора года. На нём было установлено 19 мировых рекордов, за что в 1957 году многие участвовавшие работники получили ордена и премии, а сам Мясищев — звание Героя Социалистического Труда. Дальнейшим развитием М-4 стал самолёт .
С 1956 года В. М. Мясищев — генеральный конструктор ОКБ-23[источник не указан 880 дней
]. В это время перед ОКБ-23 была поставлена задача создать сверхзвуковой стратегический ракетоносец. Самолет, получивший название М-50, совершил свой первый полет в 1959 году. В 1957—1960 годы в КБ Мясищева были разработаны также проекты первого советского космоплана ВКА-23 (М-48).
Поскольку правительство направило все средства на развитие сферы ракетостроения, в октябре 1961 года ОКБ Мясищева было перепрофилировано, став Филиалом №1 ОКБ-52, а Мясищев стал директором ЦАГИ.
В 1967 году путём объединения филиала машиностроительного завода им. М. В. Хруничева и Конструкторского бюро № 90 филиала №1 ОКБ-52 Министерства общего машиностроения в Жуковском, на территории бывшей лётно-испытательной и доводочной базы ОКБ-23[источник не указан 880 дней
] конструкторское бюро было воссоздано как «Экспериментальный машиностроительный завод имени В. М. Мясищева». Впоследствии это бюро вошло в состав НПО «Молния», а ныне входит в структуру ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация».
В космос из «Холода»
В 1967 году Владимир Мясищев стал генеральным конструктором Экспериментального машиностроительного завода (ЭМЗ). Он был образован в 1966 году на базе филиала Машиностроительного завода им. М. В. Хруничева в городе Жуковский и Конструкторского бюро № 90. Мясищеву пришлось заново собирать конструкторский коллектив, создавать новые лаборатории, стенды для испытаний.
Занимаясь на ЭМЗ авиационной тематикой, Мясищев продолжал работать и «на космос». В рамках темы «Холод‑2», предназначенной для исследований особенностей применения жидкого водорода в авиации, в КБ ЭМЗ был разработан проект воздушно-космического самолета М‑19.
Мясищев превратил работы над проектом в крупномасштабное исследование проблем развития гиперзвуковой авиации с попутным решением задач освоения космоса. В рамках проекта М‑19 работа велась по четырем направлениям:
• 19–1 — создание летающей лаборатории с силовой установкой на жидком водороде с целью отработки вопросов применения криогенного топлива;
• 19–2 — проектно-конструкторские работы по определению облика гиперзвукового самолета;
• 19–3 — проектно-конструкторские работы по определению возможного облика воздушно космических самолетов различного типа на химическом топливе;
• 19–4 — проектно-конструкторские работы по определению облика одноступенчатого воздушно-космического самолета с использованием ядерной энергии.
Про тему М‑19 Мясищев однажды заметил: «Эта работа, видимо, станет для меня лебединой песней. Окончания ее я, конечно, не застану
Но ведь очень важно пойти в правильном направлении…»
Способности
Основная атака Ems — «Спрей». Девушка разбрызгивает вокруг себя лак для волос, создавая токсическое облако. Если враги остаются в нем слишком долго, то получают трехкратный урон. Но есть у бойца и суперсилы:
- Суперсила «Жгучая харизма» дает возможность Эмз создавать вокруг себя токсическое облако. Влаги, попадая в радиус действия отравы, замедляются и теряют по 200 единиц здоровья в секунду.
- Звездная сила «Плохая карма» еще более эффективна. Соперники девушки, попадая в облако лака для волос, с каждой секундой теряют на 20% больше здоровья.
- Звездная сила «Хайп» позволяет героине восстанавливать здоровье во время атаки. Каждый раз, когда соперник Эмз попадает в радиус действия токсического облака, он теряет 300 очков здоровья, а девушка свое здоровье восстанавливает на такое же количество единиц. Чем больше врагов оказывается в облаке, тем быстрее Эмз восстанавливает свои показатели.
Не все персонажи Brawl Stars обладают столь мощными способностями. Девушка-зомби является одним из самых сильных бравлеров.
Кто такая Эмз
Эмз – юная девушка, обожающая сидеть в интернете, общаться с любимыми фанатами. Об этом говорят все ее фразочки. Разработчики подтвердили, что на арену ее привел дядя Мортис. Раньше Emz работала парикмахером, но однажды в салоне произошел несчастный случай – на молодую парикмахершу пролили кислоту. К сожалению, девушка умерла. Но дядя Мортис откопал ее гроб и оживил бедолагу. Увы, от былой красоты ничего не осталось, лицо было сильно обожжено (из-за этого девушка вынуждена забинтовываться словно мумия). Чтобы поддержать племянницу, Мортис взялся обучать родственницу сражениям и вскоре они вместе вышли на арену Brawl Stars.
Характеристики бойца
Уровень |
Здоровье |
Урон | |
Обычная атака | Супер атака | ||
1 | 3600 | 500 | 200 |
2 | 3780 | 525 | 210 |
3 | 3960 | 550 | 220 |
4 | 4140 | 575 | 230 |
5 | 4320 | 600 | 240 |
6 | 4500 | 625 | 250 |
7 | 4680 | 650 | 260 |
8 | 4860 | 675 | 270 |
9-10 | 5040 | 700 | 280 |
Плюсы
- Способность замедлять противников.
- Накопительный урон от отравляющего облака.
- Возможность восстанавливать здоровье за счет наносимого ущерба врагам.
- Хорошая дальность атаки.
Минусы
- Слабая основная атака.
- Медленная перезарядка.
- Небольшая скорость (не способна догонять противников).
- Плохая ближняя атака.
Из космоса на крыльях
Советским авиационным конструкторам, которые во второй половине 1950-х годов под давлением политического руководства страны были вынуждены постепенно отходить от основной самолетостроительной тематики в пользу ракетно-космической, вполне логичной и правильной представлялась тогда идея воздушно-космического аппарата. Бурный рост скоростей и высот послевоенной авиации, казалось, предрекал неминуемый переход от сверхзвуковых к гиперзвуковым скоростям и космическим полетам.
«К моменту запуска первого спутника реактивная авиация уже фактически подошла к границе космоса, точнее сказать, к верхней границе атмосферы, но только снизу, — рассказывает Вадим Лукашевич, кандидат технических наук, историк авиационно-космических систем, автор сайта “Буран.Ру”. — Спутник открывал авиаторам новые перспективы, ускорив уже десятилетиями существовавшее стремление к новым рубежам. Еще одним побудительным мотивом для рывка авиаторов в космос было желание уберечься от гонений на авиацию, которые предприняло политическое руководство страны в лице Никиты Хрущева в конце 1950-х годов. Большинство авиационных ОКБ были либо насильственно переведены на ракетную тематику, либо вынуждены “добровольно” заняться ею ради выживания».
Мясищев был одним из первых главных конструкторов, кто инициативно приступил к космическим разработкам. Практически параллельно с работами над «изделием 40», в 1956 году его ОКБ‑23 занялось проработкой гиперзвукового орбитального ракетоплана с планирующим спуском и самолетной посадкой. Владимир Михайлович называл такой аппарат «сателлоид».
До 1957 года в ОКБ‑23 совместно с НИИ‑1 и НИИ‑4 были проведены исследования и проектно-конструкторские изыскания по изучению эффективности различных типов ЛА дальнего действия. Вывод, сделанный в этих работах, определил основное направление исследований: «Наиболее перспективными и практически осуществимыми в ближайшее время будут инерционно-аэродинамические (крылато-баллистические) ракеты с околокруговыми и круговыми скоростями полета, именуемыми изделиями “сателлоидного типа”. Среди подобных аппаратов наибольший интерес представляют ракеты, последней ступенью которых может быть малогабаритный инерционно-круговой самолет многоразового действия — сателлоид (или межконтинентальный ракетоплан)…»
Среди причин целесообразности продолжения работ по пилотируемым «сателлоидам» Мясищев указывал:
«… — летчик является необходимым элементом системы управления, если обстоятельства, которые возникают в полете, не могут быть учтены с помощью вычислительной машины;
– летчик представляет собой самую легкую и универсальную вычислительную машину, необходимую для управления;
– пилотируемый ЛА может сам перелететь в нужное место, что упрощает проблему перевозок и боевого снабжения;
– ракетоплан обладает очевидным преимуществом в тактическом отношении перед всеми другими ЛА ракетно-авиационного типа, поскольку обеспечивает достижение предельно возможных скоростей, высот и дальностей полета».
Эти недостижимые для других летательных и космических аппаратов летно-технические возможности «крылатого спутника», при многоразовости действия, открывали широкие перспективы использования его в качестве эффективного средства разведки территории противника.
«Ракетоплан также мог использоваться в научных целях для зондирования верхних слоев атмосферы (недоступных ни спутникам, ни самолетам), для связи с обитаемыми спутниками Земли (пилотируемыми станциями) и для транспортировки орбитальных грузов (топлива, аппаратуры, строительных материалов и т. д.)», — писал Мясищев.
Первым опытом работ ОКБ‑23 по космической тематике стал проект гиперзвукового орбитального ракетоплана «изделие 46» с планирующим спуском, горизонтальной посадкой и практически неограниченной круговой (орбитальной) дальностью полета. В качестве носителя, обеспечивающего выведение ракетоплана, Мясищев предлагал использовать либо модернизированную ракету Р‑7 Королева, либо носитель собственной разработки на основе проработки ракетных ускорителей для «Бурана».
Основные проблемы заключались в освоении гиперзвуковых скоростей полета. Мясищев предлагал поэтапный план работ по освоению гиперзвуковых скоростей полета, согласно которому разработку беспилотного сателлоида-разведчика предполагалось выполнить в 1963 году.
Художества разведки
На Западе подозревали, что в СССР работают над проектами атомных самолетов. Возможно, туда просачивалась какая-то отрывочная информация. И 1 декабря 1958-го американский журнал Aviation Week («Авиационная неделя») сообщил о разработке в СССР стратегического бомбардировщика с ядерными двигателями, что вызвало заметный ажиотаж в США и, говорят, даже способствовало поддержанию уже начавшего понемногу угасать интереса к аналогичной штатовской программе ANP.
Этот журнал, связанный с военно-политическими кругами США, в том числе непосредственно в Пентагоне, именовался еще и Aviation Leak («Авиационная утечка») с намеком на подачу информации из закрытых инстанций. Но на сопровождавших статью рисунках редакционным художником был довольно точно изображен разрабатывавшийся в то время мясищевский бомбардировщик М-50, хотя и не проходивший по тематике ядерных силовых установок. Притом что проект держался в строжайшем секрете и первый полет М-50 совершил только в октябре 1959-го. А широкой публике был представлен как раз на воздушном параде в Тушине.
Каким образом визуальная информация о проекте М-50 попала в распоряжение Aviation Week, неизвестно. Есть основания предполагать, что ее «слила» в журнал американская военная разведка. Что касается атомных двигателей, то, видимо, редакция выступила с такой статьей, смешав более или менее соответствующие действительности сведения о М-50 и совершенно недостаточные данные о проектах советских самолетов на ядерной тяге. У бомбардировщика, разрабатывавшегося по атомной тематике, и М-50 были разные конфигурации.
Зачем американским спецслужбам или имеющим связи с ними правительственным и деловым кругам США потребовалось раскрыть находившиеся под грифом сведения о том, что их разведка добыла кое-какую информацию об М-50 еще на стадии проектирования? Здесь могут быть две версии. Не исключено, что обе верные. Во-первых, любая такая информация позволяла ставить, причем публично, вопрос о соответствующем ответе США на «вызов Советов», а это пухлый портфель заказов для военно-промышленного комплекса. Во-вторых, почему бы не предположить, что тем самым американская разведка преследовала цель парализовать работу ОКБ-23 разбирательствами из-за утечки секретной информации. Ведь в итоге советское правительство вскоре – менее чем через два года после той публикации – ликвидировало ОКБ-23. Вместе с этим были похоронены проекты не только М-50, М-51 и М-52, но и мясищевских тяжелых боевых самолетов с ядерными силовыми установками.
Кстати, в НАТО бомбардировщику М-50 на случай его запуска в серию присвоили кодовое название Bounder («Пройдоха»). Оно, вне сомнений, перекликается с названием созданного чуть раньше американского сверхзвукового стратегического бомбардировщика B-58 Hustler («Шустрила»). Но если турбореактивный «Шустрила» в 1960-м поступил на вооружение ВВС США – таких машин выпустили более сотни, то наш М-50 удостоился всего лишь чести стать экспонатом авиационного музея в Монине. А проекты бомбардировщиков с ядерными двигателями и в СССР, и за океаном так и остались на бумаге, несмотря на опытные образцы с атомными реакторами на борту.
В заключение
- Талант Владимира Михайловича заключался в том, что в каждом своем проекте он опережал время, опираясь на последние достижения науки и техники, использовал нестандартные технические решения, перенося в космическую сферу принципы создания авиационной техники.
- Сегодня коллективы ЭМЗ им. В. М. Мясищева и ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, выросшего из ОКБ 23, продолжают работу над проектами перспективных авиационно-космических аппаратов различного назначения.
По инициативе и под руководством Владимира Михайловича велись разработки проектов самолётов с ядерными двигателями, возвращаемого космического аппарата типа “фара” с вертолётным винтом с реактивным приводом, обеспечивающим манёвры и точное приземление, ракеты-носителя и многое другое. Его конструкторская школа живёт, развиваясь и обогащаясь и в Филях, и в ОКБ его имени в Жуковском».