Роберт бартини: шестимерное пространство и трехмерное время

Тайна шести измерений. Почему засекретили разработки советского гения

Какие измерения открыл гениальный авиаконструктор, учитель Сергея Королева и почему он стал прообразом Воланда из книги Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
У меня есть три «нет»: нет чувства страха, нет чувства боли и нет чувства голода», — так говорил о себе советский авиаконструктор и физик-теоретик Роберт Орос ди Бартини. Гений, променявший Италию на огромную, холодную Россию, он владел пятью иностранными языками, играл на нескольких музыкальных инструментах, прекрасно рисовал и писал стихи. О его научных разработках до сих пор известно немногое — одни все еще засекречены. Этот человек не просто опередил свое время, — он сам жил словно вне времени и видел наше четырехмерное пространство со стороны.

Тюремные объятия новой Родины
Конструктора обвинили в шпионаже в пользу Муссолини и дали 10 лет лагерей. По иронии судьбы гений оказался единственным из конструкторов, который отсидел весь срок «от звонка до звонка». В заключении продолжал работать в «шаражке», проектировал транспортно-десантные самолеты, бомбардировщики, сверх-звуковые истребители и перехватчики. Многие разработки гения остались на бумаге — не было технологий для производства. По сути, он опережал время чуть ли не на 100 лет.

Опередил науку на 100 летВ 1942 году Бартини разработал первый реактивный самолет, скорость которого должна была составить 2400 км/час. Проект не оценили.
Удивительно, но итальянский гений был словно проклят — из 60-ти проектов в жизнь были воплощены единицы. Но и этого хватило , чтобы ему присвоили Ленинскую премию. И несмотря на то, что в мире нет ни одного самолета, на борту которого были бы написаны первые буквы фамилии Бартини, его считали своим учителем создатель ракетно-космической техники Серегей Королев и генеральный конструктор ОКБ им. Сухова Михаил Симонов.

он не считал конструкторскую деятельность главной. Большую часть времени он посвящал теоретической физике, считая, что возникновение новых идей можно математически спрогнозировать и рассчитать, и занимался разработкой методов прогнозирования.6 измерений БартиниПо Бартини настоящее, прошлое и будущее не просто существуют одновременно — у времени тоже есть «поперечные координаты», что свидетельствует о полной гармонии Вселенной.По Бартини каждый объект во Вселенной является шестимерным комплексным образованием и равен множеству протяженностей в пространстве и во времениКроме этого, Бартини математически обосновал существование не только разных геометрий (так Неэвликдова геометрия значительно отличается от геометрии Эвклида), но и существование разных физик.Чтобы догнать далеко ушедшую вперед страну, не надо бежать ей вслед, надо бежать наперерез».
Найденное в столе завещание было коротким: «Извлеките из мой жизни урок». Была найдена и автобиографическая повесть, заканчивающаяся словами: «Пройдут века… В серебряном тумане никто больше не помнит даже имя мое. Тогда я вернусь».

Майя Новикwww.life.ruО Роберто Бартини на сайте В.К.:Легендарная правда барона БартиниФантастические и реальные «борты» барона Бартини

Физик и философ

Файл:Bartini World.png «Мир Бартини».

Бартини, конечно, более известен как выдающийся авиаконструктор, которого газета «Красная Звезда» даже назвала «Гением предвидения», , но теперь он становится все более известным своими научными достижениями. Помимо авиации, Р. Л. Бартини занимался космогонией и философией. Есть у него труды по теоретической физике. Им была создана уникальная теория шестимерного мира пространства и времени, которая получила название «мир Бартини» В противоположность традиционной модели с 4 измерениями (три измерения пространства и одно времени), этот мир построен на шести ортогональных осях. По утверждению сторонников этой теории, все физические константы, которые Бартини аналитически (а не эмпирическим путем, как это было сделано для всех известных констант) вычислил для этого мира, совпадают с физическими константами нашего реального мира , что показывает, что наш мир скорее является 6-мерным, чем 4-мерным

Бартини также занимался анализом размерностей физических величин — прикладной дисциплиной, начало которой положил в начале XX века Н. А. Морозов. Одна из наиболее известных работ — «Множественность геометрий и множественность физик» в книге «Моделирование динамических систем», написанная в соавторстве с П. Г. Кузнецовым. Работая с размерностями физических величин, он построил матрицу всех физических явлений, основанную только на двух параметрах: L – пространство, и T – время. Это позволило ему увидеть законы физики как клетки в матрице (снова морфологический анализ

Dim. L–1 L L1 L2 L3 L4 L5 L6
T–6               Скорость переноса мощности (мобильность)
T–5             Мощность  
T–4     Удельный вес Градиент давления Давление Напряжение Поверхностное натяжение Жесткость Сила Энергия Скорость переноса момента импульса (тран)
T–3     Массовая скорость Вязкость Массовый расход Импульс Момент импульса  
T–2   Угловое ускорение Линейное ускорение Потенциал гравитационного поля Масса   Динамический момент инерции  
T–1   Угловая скорость Линейная скорость Скорость изменения площади        
T Кривизна Безразмерные величины (радиан) Длина Площадь Объем Момент инерции площади плоской фигуры    
T1   Период            
T2                

Так же как Дмитрий Иванович Менделеев открыл Периодическую таблицу элементов в химии, Бартини открыл периодическую таблицу законов в физике. Когда он обнаружил, что известные фундаментальные законы сохранения располагаются по диагонали в этой матрице, он предсказал и затем открыл новый закон сохранения — закон сохранения мобильности. Это открытие, по мнению сторонников теории, ставит Бартини в ряд таких имен, как Иоганн Кеплер (два закона сохранения), Исаак Ньютон (закон сохранения импульса), Джулиус Роберт фон Майер (закон сохранения энергии), Джеймс Клерк Максвелл (закон сохранения мощности) и т. д. В 2005 году, примерно через 50 лет после опубликования на русском, благодаря усилиям доктора Д. Рабунского, вышел английский перевод одной из статей Бартини. Достижения Бартини в науке к настоящему времени стали настолько очевидны[неавторитетный источник?], что одну из новых единиц физики было предложено назвать “Барт” в честь Бартини.[неавторитетный источник?] Более того, на основе матрицы Бартини, используя ту же самую логику и те же эвристические принципы, группа исследователей открыла новые законы сохранения.[неавторитетный источник?]

Теория, однако, была не замечена научным сообществом, а также подверглась критике со стороны математиков

Как математику, мне особенно приятно вспоминать представленную Бруно Понтекорво в ДАН (Доклады Академии наук СССР) статью «О размерностях физических величин» Ораса де Бартини. Она начиналась словами: «Пусть A есть унарный и, следовательно, унитарный объект. Тогда A есть A, поэтому…», а заканчивалась благодарностью сотруднице «за помощь в вычислении нулей пси-функции». Эту зло пародирующую псевдоматематический вздор статью (опубликованную, помнится, около 1 апреля) студенты моего поколения знали давно, так как её автор — замечательный итальянский авиаконструктор, работавший в России совсем в другой области науки, — пытался опубликовать её в Докладах уже несколько лет. Но академик Н. Н. Боголюбов, которого он об этом просил, не решился представить эту заметку в ДАН, и только избрание Бруно Понтекорво действительным членом Академии сделало эту очень полезную публикацию возможной.

Пути Господни неисповедимы

Считается, что Роберт родился 14 мая 1897 года в городе Фиуме. Его матерью была девушка из знатного рода Ферцель, которой вскружил голову молодой красавец барон ди Бартини. Тайные встречи закончились беременностью, однако мужчина женился на другой женщине. Юная девушка от бесчестия утопилась, а новорожденного ребенка по имени Роберто положила на порог крестьянского дома Людвига Орожди.

Позднее семья Орожди переехала в Фиуме, и опекун, по иронии судьбы, стал садовником барона ди Бартини. Роберт часто бывал у них, и однажды его увидела бездетная баронесса. Мальчик напоминал ей мужа, поэтому она настояла, чтобы малыша взяли в семью. Дальнейшие расспросы ди Бартини о настоящих родителях ребёнка, привели барона к счастливому выводу. Оказывается, он нашёл родного сына. Вот такую интересную историю рассказал о себе сам Роберт Бартини.

Впрочем, его биографы — Сергей и Ольга Бузиновские — так и не обнаружили подтверждения этой версии. Но выяснили, что некий барон всеётаки жил вблизи Фиуме, правда, был не Бартини, а являлся итальянцем, со знакомой фамилией — Орожди. У него был брат Людвиг – член местного аэроклуба и владелец заводов. Вот и получается, что Ферцель подкинула своего малыша родному отцу Людвигу Орожди. В любом случае, рождение Роберта Бартини было таким же таинственным, как и вся его жизнь.

Цитаты

  • Королёв скульптору Файдыш-Крандиевскому: «Мы все обязаны Бартини очень и очень многим, без Бартини не было бы спутника. Его образ вы должны запечатлеть в первую очередь»[источник не указан 2621 день]
  • Яковлев: «Что это мы тут шумим? У нас же есть Бартини — вот и поручим проблему ему! Уж если он её не решит, значит, она принципиально нерешаема…»[источник не указан 2621 день]
  • В 60-летнем возрасте Бартини отличался внешней привлекательностью: классические черты лица, спортивная, подтянутая фигура. Поэтесса Н. В. Образцова, работавшая в ТРТИ (ныне ТТИ ЮФУ), говорила о нём: «Это был настоящий римлянин».[источник не указан 2621 день]
  • Как-то Бартини спросил М. П. Симонова: может ли одна отстающая система догнать ушедшую далеко вперёд другую? Речь шла о США и СССР. Симонов признался, что в подобное не верит. Бартини же сказал: «А если бежать наперерез?!»

Научная деятельность Бартини

Несмотря на огромный талант в проектировании моделей самолетов, Бартини искренне полагал, что это лишь увлечение.

В течение всей жизни он трудился над теоретической физикой. Существует множество недоказанных им теорий, которые изучаются ученым до сих пор.

Физика

Роберто орос ди Бартини, являлся сторонником и основоположником идеи о многомерном пространстве. Роберт Людвигович Бартини, разработал теорию существования шестимерного пространства.

Мир Бартини – так назвали эту теорию современные ученые, которые утверждают, что в середине 20 века, Роберто Бартини, создал уникальную систему измерения.

Он полагал, что время можно измерить в пространстве, а пространство во времени.

Согласно его теории, прошлое, настоящее и будущее является одним и тем же временным пространством, в котором нет начала и конца. Это больше походило на длинную дорогу, которая никуда не исчезает, сколько бы людей по ней не ходили и в дальнейшем не появляется из ниоткуда.

Роберто Бартини, также известен как тренер, который проводил кружок под своим началом. Он разъяснял слушателям о пространственно-временном консилиуме и пояснял, что прошлое тесно связано с настоящим и прошлым.

Еще одним достижением в физике, стало создание кинематической системы единиц, которая представляет собой предложение, перевести выражение всех физических величин, в том числе массу и заряд, через единицу измерения времени и пространства.

Если глубоко изучать таблицу Бартини, то можно не только сопоставлять все уже известные меры измерения, но и открывать новые.

Философия

Философские работы Роберта Бартини, так и не увидели свет, так что, широкой публике они не известны. Но видимо, что для более адекватного восприятия и оценки опубликованных работ по физике, нужно изучать его философские работы, в которых отражена вся суть размышлений этого гениального человека.

Но вполне возможно, что Бартини публиковал свои замыслы и идеи сжато, преследуя определенные цели, ведь многие его задумки были заимствованы другими учеными того времени, без указывания его соавторства.

По мнению биографов, Воланд был наделен всеми качествами загадочного Бартини.

Удивительно то, что роман был написан в 1933 году, именно тогда, когда после создания самолета Сталь-6, было заявлено о начале работ над более мощным аналогом Сталь 8, который должен был развивать скорость до 630 км/ч.

Роберто орос ди Бартини, проявлял склонность к философствованию не только в своей работе, но и в обычной жизни. Это объясняет его привычку закрывать глаза и проводить часы медитации, в поисках своих гениальных решений.

Некоторые современники, склонные к мистицизму, заявляют, что таким образом, Роберт Людвигович устанавливал контакт с высшими цивилизациями и брал всю необходимую информацию.

Квартира на Кутузовском проспекте, в которой жила легенда советской авиации, до сих пор хранит воспоминания о минутах, которые гений провел за медитацией. Стены и потолок были разукрашены как солнце, небо и морские волны, а на полу располагалось дно.

Именно в этой комнате Бартини проводил часы, обдумывая свои невероятные открытия. Его супруга, дети и внуки, проживали отдельно, так как жить в таком бардаке, было невозможно. К тому же, Роберт Бартини, предпочитал работать в полном одиночестве.

Последним знамением того, что Бартини был явно человеком из будущего, который пришел, чтобы поднять современность на новый уровень развития, стала его смерть. Умирал он также как и жил, загадочно и тайно.

По всей видимости, только через 200-300 лет человечество дойдет до такого уровня развития техники и духовного развития, чтобы в полной мере осознать открытия гениального итальянца и начать строительство созданных им проектов самолетов.

Список конструкций самолетов Бартини

Эта таблица дизайнов Бартини включает информацию, взятую из русскоязычной статьи Википедии о Бартини . «(Прототип)» указывает на проект самолета, в котором физический образец был построен в некоторой степени, но никогда не работал. «(Проект)» указывает на проект самолета, который, вероятно, являлся предварительным технико-экономическим обоснованием, когда не было построено никаких физических экземпляров.

Имя Описание
А-55 (Прототип) Летающая лодка-бомбардировщик средней дальности (1955 г.)
А-57 (Проект) Реактивный стратегический бомбардировщик летающей лодки с дальностью полета 14000 километров (8700 миль) (1957)
АЛ-40 (Эскиз) Атомный гидросамолет, СибНИА, 1960-е.
ДАР Летающая лодка из нержавеющей стали для дальней арктической разведки.
Бе-1 Легкий экраноплан-амфибия для изучения экраноплана. (1961)
E-57 Гидросамолет-бомбардировщик, носитель крылатой ракеты К-10, ядерная бомба. Экипаж — 2 человека. По конструкции самолет был идентичен А-57. Бесхвостый. Дальность — 7000 км.
Ер-2 (ДБ-240) Военная версия Сталь-7 разработки Владимира Ермолаева . (Июнь 1940 г.)
Ер-2 2хАМ-35 (Апрель 1942 г.)
Ер-2 2хАЧ-30Б Построено ~ 300 штук. 3х1000кг бомбы. Максимальная скорость 446 км / ч. Дальность 5000 км.
МТБ-2 (Драфт) Морской тяжелый бомбардировщик (1929-1930)
МВА-62 (Прототип) Самолет-амфибия с вертикальным взлетом и посадкой. (1962)
Р-57 (Ф-57) (Проект) Вариант сверхзвукового бомбардировщика А-57.
53,6 тыс. Рэндов (?) Все аэродинамические поверхности были «расчетными» и имели до 4-го значения производной функции. 1940-е годы.
R-AL (Проект) Атомный дальний разведывательный вариант А-57 (1961 г.)
Сталь-6 Экспериментальный истребитель, установивший советский рекорд скорости в 1933 году.
Сталь-7 Прототип 12-местного пассажирского самолета с двумя двигателями из нержавеющей стали, установивший международный рекорд скорости в 1936 (1935).
Сталь-8 Истребитель на базе Сталь-6 (1934 г.)
Т-107 (Прототип) Пассажирский самолет (1945 г.)
Т-108 (Проект) Легкий транспортный самолет (1945 г.)
Т-117 (Прототип) Прототип двухмоторного транспортного самолета — списан до завершения (1948 г.)
Т-200 (Прототип) Тяжелый военно-десантный транспорт (1947 г.)
Т-203 (Проект) Сверхзвуковой самолет с оживляющими крыльями (1952 г.)
Т-210 (Опытный образец) Вариант Т-200 (проект)
Т-500 (Прототип) Тяжелый транспортный экранолет * (проект)
ВВА-14-1 / М-62 (Прототип) Экспериментальный противолодочный экраноплан вертикального взлета. Вариант с понтонами обозначен 14М1П.

* Экранолет — это гибридный экраноплан (экраноплан), который также может летать на более обычных высотах .

Печальная судьба

Итак, планировалось построить три опытных самолёта Бартини, Первый был изготовлен без подъёмных двигателей и предназначался для отработки управляемости, испытания маршевых двигателей на всех режимах полёта, кроме вертикального взлёта и посадки. Этот экземпляр имел шасси. Вторую машину, с подъёмными двигателями, должны были проверить на вертикальный взлёт, посадку и на действие струйных рулей, автоматики. И, наконец, на третьем экземпляре амфибии собирались испытать все в комплексе, в том числе специальное оборудование и вооружение. Так планировалось. В действительности же произошло иначе. Никак не удавалось изготовить подъёмные двигатели. Испытания прошёл лишь первый, колёсный, самолёт. Своим ходом он перелетел из Таганрога на подмосковный аэродром. Рассказывали, что Бартини, когда его «Горыныч» приземлился, заплакал от радости и счастья. На испытаниях самолёт развивал скорость до 640 километров в час. Дальность полёта достигала двух с половиной тысяч километров, высота — 10 тысяч метров. А тем временем интерес военных к амфибии ВВА-14 стал угасать. Другие авиаконструкторы тоже не дремали. На вооружение поступили противолодочные самолёты Бериева, Ильюшина, Туполева. Стало ясно, что требуемых подъёмных двигателей создать так и не удастся. Работы над амфибией Бартини были остановлены. Правда, Роберт Людвигович ещё пытался превратить свою машину в экраноплан, использующий при полёте воздушную подушку, но не успел. В декабре 1974 года Бартини не стало. Он умер внезапно, прожив на свете 77 лет.

Метки: СССР, Тайны 20 века, проект, самолёт, конструктор, Италия, Бартини

  • Назад
  • Вперёд

Не только инженер

Однако Роберт Людвигович Бартини прославился не только как авиаконструктор. Это был очень одарённый и многогранный человек. Помимо проблем, имеющих отношение только к конструктивным решениям, Бартини всерьёз интересовался теоретической физикой и устройством Вселенной. Особенно ему были любопытны вопросы соотношения пространства и времени. Конструктор даже пытался публиковать статьи о своих открытиях, но из них до журналов добрались только две. Академическое сообщество сначала сочло их несмешной шуткой, а затем, осознав, что идеи в них излагались всерьёз, крайне прохладно отнеслось к выкладкам авиаинженера. Но Бартини пользовался в СССР таким уважением, что ему простили его «нелепые» теории и серьёзно наказывать не стали, а в научно-фантастическом фильме «Корабль пришельцев» есть сцена, когда Олегу Табакову, игравшему роль Сергея Павловича Королёва, доставили книгу его «учителя» Бартини.

Шесть измерений

»Будь здесь и сейчас». Так учат буддисты. Для них весь наш мир — иллюзия, поскольку прошлого уже нет, оно застыло, будущее же не наступило. И, возможно, единственной искрой, способной претендовать на существование, является лишь краткий момент настоящего, который, с одной стороны, быстро проходит, а с другой — всегда существует. Мудрость же просветлённого человека — это осознать со временем, что и настоящее суть иллюзия и всё, что окружает его, тоже. И лишь выйдя за пределы иллюзорного мира, истинный просветлённый сможет прийти к состоянию, когда нет ничего. Ни мира, ни времени, ни его самого, только вечный покой. Возможно, в чём-то Бартини и разделял бы идеи буддизма, ведь для обыденного сознания существует только вечное настоящее. Если какой-нибудь мыслитель всерьёз задумается, то обнаружит, что, размышляя о прошлом или представляя себе будущее, он уподобится человеку с фонарём, идущему в темноте, где в круг света попадает только настоящее. Но так уж устроен человеческий разум, действующий по своим собственным законам. И тогда Бартини берётся за объективные расчёты и видит несоответствия — он замечает, что сам Эйнштейн стал заложником линейной структуры времени. Однако по расчётам великого итальянца выходило, что одновременно существуют прошлое, настоящее и будущее. А также объекты, обладающие тремя или даже четырьмя характеристиками, способные двигаться вдоль осей времени. Например, некто сидящий на стуле двое суток назад и сидящий на нём в данный момент могут быть одним и тем же объектом в разных измерениях. Если попытаться вникнуть в суть концепции Бартини, то сама собой придёт мысль о параллельных реальностях. А вдруг могут существовать измерения, где произошедшее в прошлом с одним из объектов трёхмерного мира вовсе не происходило, а случилось что-то другое? Или один и тот же человек совершал разные выборы, которые привели к совершенно иным результатам. Бартини считал, что такое, безусловно, возможно, но из этого вовсе не следует, что возможно всё и всегда и что не существует никаких ограничений. Допустим, если на каком-то столе никогда не было футбольного мяча, то и реальности, где такое возможно, не существует. Подобную концепцию непросто принять, поскольку нам ведома только та реальность, которая взаимодействует с нашими органами чувств и обрабатывается в мозгу. Возможности человеческого восприятия таковы, что мы осознаём только двух — и трёхмерную реальность. Ощущения объектов во всех шести измерениях нам недоступны, узнать о них можно только с помощью расчётов и специального оборудования. Да и будем откровенны: физика — весьма сложная наука и многие её выводы большинству людей непонятны.

Тайный путь в СССР

Молодость Роберта Бартини полна белых пятен и невероятных историй. Будучи лейтенантом армии Австро-Венгрии, он был приговорен к расстрелу за убийство старшего офицера, но попал в плен к русским во время Брусиловского прорыва и был отправлен на Дальний Восток. Там он проникся идеями коммунизма.

Вернувшись в Италию, в 1922 году Бартини участвовал в нейтрализации белогвардейской группы террориста Бориса Савинкова, готовившего покушение на Ленина, если «бы тот приехал в Геную».
В этот же год по приказу Муссолини Бартини был приговорен к смертной казни, но сбежал из тюрьмы. По одной версий, Роберто добрался в СССР на самолёте, по другой – на подводной лодке. В период с 1922 по 1925 годов его видели в Китае, на Цейлоне, Сирии, на Карпатах, в Германии и в Австрии. Только после этого он окончательной остался в Советской России.

Теоретик технологии

Разработанный Бартини метод изобретения получил название «И — И» от принципа соединения взаимоисключающих требований: «И то, И другое». Он утверждал, «… что возможна математизация рождения идей». Бартини не оставлял места озарению, случайности в таких заведомо неустойчивых системах, как самолёты; только строгий расчёт. Впервые об этом своём логико-математическом исследовании Бартини доложил на совещании в ЦК ВКП(б) в 1935 году.

Показательна одна из прогностических разработок Бартини, имеющая внешнее сходство с морфологическим анализом. После того, как все сколько-нибудь значимые характеристики всех видов транспорта были сведены в три обобщённых показателя и на их основе был построен трёхмерный «морфологический ящик», с чрезвычайной наглядностью выяснилось, что нынешние виды транспорта занимают ничтожную часть объёма «ящика». Выяснилась предельная степень совершенства (идеальности) транспорта, основанного на известных принципах. Оказалось, что наилучшим соотношением всех характеристик способны обладать только экранолёты (или экранопланы) с вертикальным взлётом и посадкой. Так был получен ничуть не утративший своей актуальности [источник не указан 2512 дней] и поныне прогноз развития транспортных средств. По словам американских специалистов благодаря этому СССР лет на 10 ушёл вперёд по части экранопланов (Алексеев Р. Е., Назаров В. В.), добившись неправдоподобной грузоподъёмности.

В литературе по аэродинамике встречается термин «эффект Бартини».

Его самолёты опережали своё время минимум на сто лет

Самолёты, которые конструировал Бартини, было невозможно построить в те годы. Впрочем, остались свидетельства, что одна из его невероятных задумок была воплощена в 1935 году — на одном из военных аэродромов был испытан самолёт-невидимка. Об этом испытании стало известно только спустя два десятилетия, и то случайно.

По словам очевидцев, после того, как заработал мотор, самолёт задрожал и… исчез.

После этого был слышен только звук взлетающей и удаляющейся машины, который становился всё тише, потом исчез, потом стал нарастать снова. Невидимый самолёт подлетел к аэродрому и после этого «проявился» — снова возник из пустоты.

В 1935 году в СНИИ, где Бартини работал главным конструктором, был создан 12-местный пассажирский самолёт «Сталь-7» с крылом «обратная чайка». В 1936 году он представлялся на Международной выставке в Париже, а в августе 1939 на нём был установлен международный рекорд скорости на дистанции 5000 км — 405 км/ч. Это был первый разработанный Бартини проект, который был реализован. Первый  – и на долгие годы единственный. 

Во время войны на базе спроектированного Бартини пассажирского самолёта «Сталь-7» был разработан дальний бомбардировщик ЕР-2. Без преувеличения, этот самолёт внёс огромный вклад в победу СССР, поскольку был единственной машиной, преодолевающей большие расстояния. Только ЕР-2, например, был способен долететь с подмосковного аэродрома до Берлина и вернуться обратно.

Бартини разработал проекты ещё нескольких самолётов, совершенно революционных для того времени, но ни один из проектов не был принят в производство — тогда ещё просто не существовало таких технологий. Американцы сделали самолёт с  похожими характеристиками — знаменитую «Валькирию» — только спустя 12 лет.

Но лавров и благодарности гениальный конструктор и бывший миллионер Роберт Людвигович так и не дождался.

Фотографии:


Б.Г. Хармач, Н.Д. Леонов, Р.Л. Бартини и К.Г. Тюрников.
Таганрог. 1972 год.


Г.С. Панатов и Р.Л. Бартини.


Г.С. Панатов и Р.Л. Бартини.


После лекции по перспективам вертикально взлетающих аппаратов.
1-й ряд слева направо: капитан-инженер И.В. Щербаков, ведущий конструктор ОКБ по ВВА-14 Н.Д. Леонов, летчик-испытатель Ю.М. Куприянов,
главный конструктор ВВА-14 Р.Л. Бартини, старший военпред-руководитель полковник-инжерен Ф.С. Татаренко, майор-инженер А.В. Падунов,
подполковник-инженер П.В. Московкин;
2-й ряд: майор-инженер В.П. Афанасьев, служащая ВП Н.С. Панатова, подполковник-инженер С.В. Кашинов, майор-инженер Е.И. Мешков,
капитан-инженер А.В. Киберев, капитан-инженер Л.Г. Амельченко, майор-инженер А.М. Большов.
Таганрог. Ноябрь 1973 год.


На фото с поднятым кулаком — Партконференция ТМЗ 1973 год.

Бартини Роберт Людовигович

Подводная угроза

В середине 1950-х годов в нашей стране началось создание авиации, предназначенной для борьбы с подводными лодками. Собственно, и до этого перед морской авиацией ставились такие задачи. Но теперь положение во флоте коренным образом изменилось: появились атомные субмарины. Они имели неограниченный по времени и дальности подводный ход. Увеличилась их скорость и глубина погружения. Мало того, такие подлодки были вооружены самонаводящимися торпедами и ядерными баллистическими ракетами. Мощность флота стали определять именно они — атомные подводные крейсеры. Когда в начале 1960-х годов американские субмарины начали боевое патрулирование в Мировом океане, наша страна оказалась практически без защиты. Подлодки США могли в любую минуту с помощью баллистических ракет нанести удар из подводного положения. Задача борьбы с атомными подводными лодками наиболее вероятного противника стала одной из главных военных задач того времени. А самым эффективным оружием в этой борьбе могла быть лишь авиация

Для достижения столь важной цели Роберт Людвигович Бартини предложил свой оригинальный самолёт. Сокращённо он назывался ВВА

Аббревиатура эта расшифровывалась так: вертикально взлетающая амфибия. То есть самолёт мог взлетать без разбега — с воды или с суши — и так же вертикально приводняться или приземляться. Проектирование летающей амфибии ВВА-14 (число 14 в сокращённом названии амфибии появилось от общего количества двигателей) велось с 1963 года в Таганроге, в конструкторском бюро, занимавшемся созданием гидросамолётов. Эта фирма была хорошо знакома Бартини. Здесь в 1940-х годах он завершал свой тюремный срок,

Общая информация

Роберт Людвигович Бартини — итальянский аристократ, в последующем известный советский авиаконструктор и физик. Настоящее имя — Роберто Орос ди Бартини. Родился 14 мая 1897 года в Фиуме, Австро-Венгрии. Является автором 60 завершённых проектов самолётов.

Мало известен широкому кругу общественности, и даже кругу авиационных специалистов. Бартини был не только выдающимся конструктором и учёным, но и тайным вдохновителем советской космической программы. В разное время и в разной степени с Бартини были связаны: Королёв, Ильюшин, Антонов, Мясищев, Яковлев и многие другие.

Кроме физики и авиастроения, Бартини также занимался космогонией и философией. Владел несколькими европейскими языками. Участвовал в первой мировой войне.

Последствия аварии

Точной информации, сколько именно СССР заплатил Канаде за расходы, понесенные при сборе и утилизации обломков спутника, ни у кого нет. Вернее, эти сведения засекречены. По данным А.Б. Железнякова, сумма компенсации могла составить от 3 до 7,5 миллиона долларов.

Естественно, американские спецслужбы не упустили представившуюся им возможность изучить секретные советские космические технологии. Именно сотрудники различных силовых ведомств США собрали и увезли с собой большую часть обломков «Космоса-954» – в рамках помощи канадским коллегам.

Советские спецслужбы (в частности ГРУ) рассматривали варианты отправки в Канаду нескольких диверсионных групп с целью сбора обломков, которые не должны достаться стратегическому противнику. Но в руководстве страны все-таки сочли, что риск слишком велик, учитывая огласку в прессе и возможность усугубления международного скандала в случае еще и задержания в Канаде советских шпионов.

После аварии и последовавшей истерии в СМИ Советский Союз приостановил запуски спутников данной серии, но ненадолго. И тут без эксцессов не обошлось. Например, 7 февраля 1983 года «Космос-1402», также оснащенный ядерной энергоустановкой, упал в районе Южной Атлантики. Запуски подобных космических аппаратов прекратились лишь в 1989 году. До сих пор 29 из них находятся на орбите нашей планеты, представляя собой потенциальную угрозу.

Кстати, американская космическая техника тоже время от времени выходила из строя. Например, упомянутый в заметке газеты «Правда» спутник «Транзит-5В», оснащенный ядерной энергоустановкой SNAP-9A, неудачно стартовал 21 апреля 1964 года. В результате аварии, как считают отечественные специалисты, в земной атмосфере рассеялись 950 граммов плутония-238. А 18 мая 1968 года случилась авария американской ракеты-носителя «Тор-Аджена-Д», которая должна была вывести на орбиту метеорологический спутник «Нимбус-В» с ядерной энергетической установкой SNAP-19B2 на борту.

Гимназист, военный, коммунист

Бартини родился предположительно в 1897 году у слуг, работавших на состоятельную итальянскую семью. В возрасте трёх лет хозяева усыновили маленького Роберто и дали ему свою фамилию — Бартини. Мальчик рос умным, любознательным и очень одарённым в том, что касалось технических наук. Учёба в гимназии отточила его острый ум и, в некоторой степени, закалила его. Роберто Бартини не был хрупким юношей, поэтому после начала Первой мировой он добровольцем отправился на фронт, где блестяще проявил себя, а в 1916 году даже окончил офицерскую школу. По возвращении с войны Роберто решил изучить инженерное дело, работая на миланском заводе разнорабочим, разметчиком, шофёром и параллельно учась в Миланском техническом институте и Римской лётной школе, диплом которой ему вручили в 1921 году. Примерно в это же время у юноши произошёл переворот в мировоззрении: он проникся марксистскими идеями и вступил в Итальянскую коммунистическую партию, которая после установления в Италии фашистского режима направляет Бартини в СССР. В ту эпоху в Советском Союзе ценились квалифицированные инженеры, и Роберто Бартини работает, создавая для своей новой родины летательные аппараты. Сконструированный им образец самолёта «Сталь-6» в 1933 году даже побил мировой рекорд скорости. И, разумеется, поскольку круг технических специалистов в 30-е был чрезвычайно узок, то «красный барон», как называли Бартини в СССР, плотно общался практически со всеми известными конструкторами. Сам Сергей Павлович Королёв называл Бартини своим учителем. Увы, репрессии 30-х не обошли стороной и потомка итальянских аристократов. В 1938 году НКВД арестовал инженера, и всю Великую Отечественную войну Бартини создавал самолёты в закрытом КБ. Но даже в заключении он не озлобился на советскую власть, а продолжал работать с полной отдачей. В 50-е Бартини освободили, а после XX съезда окончательно реабилитировали. В 1967 году итальянскому конструктору вручили орден Ленина, отмечая его заслуги перед наукой и отечеством. Гениальный конструктор скончался в 1977 году, в возрасте 80 лет. Его похоронили в Москве на Введенском кладбище. На памятнике выбита надпись: «В Стране Советов он сдержал свою клятву, посвятив всю жизнь тому, чтобы красные самолёты летали быстрее чёрных».

К истории вопроса

С давних пор человечество воспринимало окружающую действительность как сочетание объектов, имеющих длину, ширину и глубину. Учёные древности знали о существовании двухмерных плоских объектов: прямоугольников, квадратов, окружностей и других. Затем, в более позднюю эпоху, у первых мыслителей возникли идеи, что в основе всех окружающих тел лежат более мелкие тела, и они начали спорить об их природе. Такие философы, как, например, Демокрит и Эпикур, полагали, что всё в мире состоит из атомов, которые имеют все характеристики трёхмерных объектов: длину, ширину и глубину, а также свойства, которые могли различаться у атомов разного типа: твёрдость, мягкость, массу и т.д. Были среди учёных и так называемые пифагорейцы. Их школа получила своё имя от основателя — Пифагора, сформулировавшего знаменитую теорему. Они учили, что в основе всего лежат геометрические фигуры, которые по сути являются двухмерными, но, накладываясь друг на друга, они каким-то образом создают всё богатство трёхмерных тел. В последующие века проходили споры о существовании пустого пространства, атомов и их природе, но в основе всегда лежала понятная обыденному сознанию трёхмерная реальность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector