Дозаправка самолета в воздухе. как происходит?
Содержание:
- Первый длительный беспосадочный полет
- История[ | ]
- Расход топлива
- «Стоят на земле»
- Сколько стоит заправить самолет
- Как заправляют самолеты
- Сколько топлива нужно для заправки?
- Примеры
- «Знак вопроса» — неделя в воздухе
- Авиатопливо
- Требования к горючему для авиации
- Дозаправка самолета в воздухе. Как происходит?
- Штанга
Первый длительный беспосадочный полет
Первый рекорд беспосадочного полета свыше 27 суток установили в 1935 году двое американских летчиков-братьев, которые еще и умудрялись прямо во время этого полета ремонтировать свой самолет. Об этих летчиках-братьях нужно рассказать подробнее. Именно они усовершенствовали систему дозаправки, установив на конце шланга особый клапан, который открывался при попадании в горлышко с топливным баком. Если шланг самопроизвольно вырывался из бака, то клапан на его конце автоматически закрывался, прекращая подачу топлива. После этого дозаправка самолета во время полета стала проходить безопаснее, а то раньше шланг нередко вылетал из бака, обливая топливом самолет, пилота, горячий двигатель, из-за этого мог возникнуть пожар.
Для того, чтобы успешно завершить свой экспериментальный полет, братья сделали особые подмостки вокруг двигателя, чтобы можно было прямо во время полета ремонтировать двигатель в случае его поломки. Но для этого братьям нужно было крепко держаться за подмостки, что не всегда было удобным и безопасным делом. Братья пошли на это дело ради спасения аэропорта, который хотели закрыть из-за нехватки финансов. После успешного беспосадочного полета аэропорт назвали именем братьев, он и до сих пор функционирует.
История[ | ]
Дозаправка в воздухе. США 1923 год. С самого начала использования аэропланов возникло желание расширить их радиус действия за счёт передачи топлива в воздухе. Ещё в 1912 году были осуществлены первые попытки передать с одного самолёта на другой канистры с топливом. Ввиду высокой опасности и сложности манёвров данный способ передачи топлива развития не получил.
Новый метод дозаправки с использованием резинового шланга, соединявшего баки самолётов, был разработан авиатором и конструктором Александром Северским. Первая успешная дозаправка в воздухе по методу Северского была выполнена американскими лётчиками на двух бипланах Airco DH.4 27 июня 1923 года, что позволило им улучшить рекорд по дальности и продолжительности полёта.
В простейшем случае два медленно летящих самолёта соединялись шлангом, по которому в заправляемый самолёт топливо перетекало под действием силы тяжести. Впоследствии топливо стали ускорять при помощи насосов.
В 1942 году немецкими конструкторами прорабатывался вариант дозаправки в воздухе прототипа стратегического бомбардировщика Ме.264 (англ.)русск. («Бомбардировщик Америки») для достижения им межконтинентальной дальности.
Первым реактивным бомбардировщиком в мире, выполнившим дозаправку в воздухе был американский Норт Америкэн B-45 «Торнадо» (B-45 Tornado).
Первые дозаправки в полёте при выполнении боевого задания были произведены во время Корейской войны в ВВС США. 6 июля 1951 года разведчики RF-80 дозаправились в воздухе, совершая вылет на фотографирование объектов в Северной Корее. В период Вьетнамской войны ВВС США освоили и начали применять дозаправку в воздухе вертолётов.
Расход топлива
Определить, сколько топлива расходуют самолеты, бывает затруднительно. Для этого следует учитывать множество внешних факторов. Само же потребление может выражаться удельным или часовым расходом.
Вы видели как происходит заправка авиалайнера?ДаНет
От чего зависит расход топлива
Существует большое количество факторов, влияющих на то, сколько тратит топлива самолет во время полета. Поэтому при создании проекта будущей машины учитываются многие элементы и вероятные затраты горючего, связанные с ними.
Основные факторы:
- крейсерская скорость;
- вес самолета без нагрузки;
- коммерческая нагрузка;
- погодные условия;
- модель двигателя;
- конструкционные особенности.
Также повлиять на уровень расхода могут некоторые условия полета и использование дополнительного оборудования. Последнее особенно актуально для эксплуатации военной авиации с продвинутыми электронными системами.
Удельный и часовой расход топлива
Под удельным расходом топлива понимают количество использованного самолетом горючего на единицу времени или расстояния относительно мощности либо тяги двигателя, установленного на машине. Такой тип исчисления используется чаще всего. При этом учитывается несколько параметров, из которых будет происходить расчет.
Единицы исчисления:
- вес или объем горючего (грамм, килограмм, литр) ;
- затраченное время или расстояние (час, километр) ;
- мощность или тяга силовой установки (лошадиных сил или килограмм-сила).
Из них получается определенная величина. Обычно за основу берется кг/кгс-ч или г/л.с.-ч. Для пассажирских авиаперевозок зачастую применяется другой расчет, в который входит вес использованного топлива на один километр с количеством пассажиров на борту. Он обозначается как г/пасс.-км. Рассчитать затраты на 100 км можно, умножив итоговое значение на 100. Такой показатель полезен для определения топливной эффективности, так как помогает найти выгодный самолет для перевозки заданного числа пассажиров с минимальными затратами на топливо.
Вторым типом исчисления трат горючего считается часовой расход. Под ним подразумевают количество использованного топлива за час полета. Для расчета берется величина, получаемая при движении самолета на крейсерской скорости и предельной коммерческой нагрузке. Иные условия недопустимы и считаются недостоверными. При таком исчислении обозначением параметра выступает кг/ч. Его среднее значение для большинства авиации варьируется от 1 до 15 тыс. кг/ч.
Под крейсерской скоростью, используемой при этом расчете, понимают базовую скорость, при которой производятся все перевозки пассажиров на конкретной модели самолета. Обычно она составляет около 80% от максимальной и ограничена с целью повышения безопасности полета или увеличения допустимой коммерческой нагрузки. Последняя подразумевает количество пассажиров, а также их общий вес, включая багаж, ручную кладь и прочие вещи.
При просчете грузовых или пассажирских рейсов второй тип исчисления считается более логичным, так как их целью становится доставка груза на нужное расстояние при минимальных затратах топлива. Удельный расход полезен только для расчета максимального количества времени, которое может провести в воздухе самолет. Тем не менее закрепился в технических характеристиках именно он.
Как рассчитывают количество топлива на полет
Перед отправлением самолета в рейс производится подсчет количества топлива, которым нужно наполнить баки. С этой целью применяются специальные формулы, доступные определенному кругу лиц, работающих на авиакомпанию. Для каждого самолета они могут быть разными. Поэтому универсального способа определить будущие затраты нет.
Примерная таблица расчета количества топлива на полет
Несмотря на недоступность формул для общественности, посчитать примерный расход все же можно. Для этого потребуется учесть несколько важных факторов:
- масса топлива, которое будет затрачено при выполнении определенного рейса с предполагаемой коммерческой нагрузкой;
- количество топлива, требующегося при возникновении необходимости добраться из конечной точки рейса до самого удаленного аэродрома из числа запасных;
- топливо, требуемое для выполнения двух дополнительных кругов над аэродромом перед посадкой;
- запасное топливо в размере 5% от общей его суммы, необходимой для рейса, с учетом дополнительных факторов.
Сложив все эти значения, можно узнать, сколько горючего нужно для самолета. Правильно просчитать это получится только при знании точных летно-технических характеристик модели, расстояний и расположения дополнительных аэродромов. Поэтому полученные значения могут быть только приблизительными.
«Стоят на земле»
Эксперты объясняют одряхление американского воздушного танкерного флота главным образом тем, что с окончанием холодной войны авиация и вооружённые силы США резко лишились прежнего объёма финансирования и подверглись масштабному сокращению.
Однако со второй половины 2000-х годов военно-политическая ситуация в мире стала меняться, причём не в пользу Вашингтона. Как заявил в беседе с RT военный эксперт Юрий Кнутов, последнее время на фоне роста оборонного потенциала России и Китая Пентагон стремится всё чаще использовать ВВС как инструмент «сдерживания» Москвы и Пекина.
В частности, военное руководство США делает ставку на дальние полёты самолётов-разведчиков и стратегических бомбардировщиков к границам РФ и КНР или зонам дислокации их войск за рубежом. Между тем полноценной реализации таких планов объективно препятствует отсутствие современного и исправного парка воздушных танкеров, полагает эксперт.
В комментарии RT редактор газеты «Независимое военное обозрение» Дмитрий Литовкин отметил, что ситуация с воздушным танкерным флотом имеет критически важное значение для США. Её улучшение позволит увеличить время боевого дежурства истребителей и бомбардировщиков
Также по теме
«С технологиями серьёзные проблемы»: почему в США признали отставание от России в сфере модернизации ядерной триады
В то время как российская сторона уже завершает программу совершенствования ядерного арсенала, Вашингтон только начинает её. Такого…
«Другой вопрос, какие планы пытаются реализовать американцы, обновляя свои топливозаправщики. Применительно к нашей стране это обеспечение полётов стратегической авиации, которая, в свою очередь, отрабатывает нанесение ударов по объектам в Крыму и других регионах на юге России, а также по военной инфраструктуре Дальнего Востока», — подчеркнул Литовкин.
В то же время, как полагает эксперт, ключевая задача модернизации воздушного танкерного парка США — наращивание военного давления на Китай. По его мнению, аналитики Гудзонского института как бы предупреждают Пентагон о том, что для «парирования китайской угрозы» потребуется практически постоянно держать в воздухе большое количество бомбардировщиков.
Кларк и Уолтон считают, что дальнейшей деградации американского флота топливозаправщиков можно избежать благодаря выделению дополнительных средств на модернизацию аэродромов в Индо-Тихоокеанском регионе и более интенсивную закупку новых самолётов.
- Самолёт KC-46 Pegasus
По оценкам авторов доклада, текущего и запланированного объёма бюджетных ассигнований недостаточно для «того, чтобы добиться перемен». В итоге, как опасаются исследователи, ВВС США могут остаться «с меньшими и более слабыми силами обеспечения дозаправки в воздухе».
С точки зрения Литовкина, тревожный доклад сотрудников Гудзонского института в определённой мере продиктован попыткой обосновать необходимость увеличения закупок новых воздушных танкеров, несмотря на их техническое несовершенство.
Аналогичного взгляда на ситуацию придерживается и Кнутов. Собеседник RT уверен, что изложенные в докладе Гудзонского института выводы лишь частично соответствуют реальному положению дел.
«Основой благосостояния американского военно-промышленного комплекса является отнюдь не потребность страны в обороне. Это лоббизм и разнообразные формы коррупции. Чтобы продавить через конгресс дополнительное финансирование, постоянно создаётся шумиха о том, что без массовых закупок вооружений США не способны обеспечить защиту своих военнослужащих и оборонных интересов», — заключил Кнутов.
Сколько стоит заправить самолет
Стоимость бака горючего для конкретного лайнера зависит от множества факторов. Влияет на это тип техники, вместимость топливной емкости, расход, дальность перелета, количество посадок и даже погодные условия. При определении объема в аэропортах обычно складывают авиакеросин, который потребуется для:
- перелета из одной точки в другую;
- дороги до самого отдаленного по плану запасного места посадки в случае форс-мажора;
- 30-минутного ожидания посадки на высоте 460 метров;
- непредвиденных обстоятельств.
Посчитать точное количество горючего и цену самостоятельно вряд ли получится, числа можно представить лишь примерно. Чтобы залить бак «Боинга-737-300» «до краев» потребуется 23170 литров. С учетом средней в марте 2018 года цены на авиакеросин в России в 49390 рублей за тонну общая стоимость заправки лайнера составит примерно 835303 рубля.
Как заправляют самолеты
Заправка может осуществляться классическим методом на территории аэропорта после посадки либо в воздухе при полете. Оба варианта имеют свои особенности, которые следует учитывать.
Дозаправка в воздухе
Осуществление заправки в полете – сложная процедура, требующая большого опыта от пилота. Она была придумана более ста лет назад и используется для срочного наполнения бака в условиях, когда сесть не представляется возможным. В процессе самолеты сближаются на расстояние до 20 метров, что делает ее очень опасной. Соединяться между собой они могут с помощью шланга-конуса, штанги или по методу крыло-крыло.
На заправку истребителя требуется около шести минут. Крупногабаритные самолеты перекачивают топливо до 45 минут. Из российской авиации воспользоваться таким методом дозаправки могут: Су-24М, Су-27, МиГ-29, МиГ-31, Ту-95 и Ту-160.
Заправка в аэропортах
На территорию аэропорта топливо доставляется с помощью железной дороги в цистернах либо напрямую через трубопровод от нефтеперерабатывающего завода. После этого его разливают в специальные колонки или топливный заправщик. В первом случае самолет требуется подогнать к ней, во втором же к нему подъедет специальная машина.
Чтобы наполнить баки, к их горловине протягивается шланг. Из него под давлением начинается подача топлива, которое начнет распределяться между всеми баками. Скорость регламентируется по закону, так как ее превышение может привести к возгоранию или взрыву. Заправка одного среднеразмерного самолета занимает около 40 минут.
Уровень расхода топлива – важнейшая составляющая летно-технических характеристик летных машин. Он зависит от ряда внешних факторов и не бывает фиксированным
Поэтому важно просчитывать необходимый объем наполнения топливных баков заранее и с запасом, чтобы избежать вынужденной аварийной посадки или авиакатастрофы
Учитывать нужно также вид используемого горючего и его качество
Вопросы, касающиеся топлива, рассматриваются авиастроительными компаниями с повышенным вниманием. Это еще раз доказывает их значимость для авиации и безопасности полетов
Сколько топлива нужно для заправки?
Расход топлива является, чуть ли не основным параметром воздушного судна. Ведь чем меньше топлива расходуется, тем меньше затрат на обслуживание самолета приходится компании.
Количество горючего на борту напрямую зависит от параметров полета и типа самолета. На близкое расстояние топливо скорей всего сильно сэкономят.
Также немаловажен маршрут полета, наличие промежуточных пунктов посадки. Учитываются даже погодные условия на маршрутом пути.
Рассчитать точное количество топлива, которое требуется для заправки лайнера, очень сложно. Это число редко совпадает с тем, что указано в технических характеристиках. Однако примерно посчитать эту цифру все-таки можно.
На определенный рейс, самолет заправят учитывая:
- Топливо необходимое для преодоления расстояния до аэропорта назначении.
- Топливо для полета от аэропорта назначение до запасного аэродрома.
- Горючее для ожидания посадки в течение 30 минут на малой высоте.
- Надбавка 5% на непредвиденные обстоятельства.
Видео как заправляют самолеты:
Сколько же стоит заправить самолет на один рейс?
Возьмем для примера рейс Москва – Санкт-Петербург. Расстояние перелета в данном случае будет равно 633 км. Путем умножения, получаем расход на пассажира = 16,14 кг., а учитывая цену керосина в аэропорту Домодедово, это 763,5 рубля. Средняя вместимость лайнера 737 – 150 человек, соответственно заправить его обойдется в 114 523 руб. Эта цифра, естественно не окончательный расход. Учитывая вышеописанные условия, она может увеличиться до 150 000 ₽.
Сколько стоит заправить Боинг 747?
Рассмотрим один из самых больших лайнеров современности Боинг 747. Несмотря на свои гигантские размеры и большую стоимость, самолет может похвастать своей высокой экономичностью. Потребляет он для модели 100 – 32г. на пассажира за километр, а серии 300 – 22,4 г. Часовой расход горючего – 14 500 км., то есть на полет Москва-Санкт-Петербург чисто гипотетически будет потрачено около 700 000₽. Тем не менее самолет очень популярен и состоит в большинстве ведущих компаний мира.
Примеры
Самолеты-цистерны по типам
Производные большой гражданской авиации | Производная бомбардировщика | Военно-транспортный самолет (на проселочной местности) | Более легкие самолеты | |
---|---|---|---|---|
«Нормальная» или ограниченная емкость | Boeing KC-135 Stratotanker , VC-10 , Airbus A310 MRTT , Boeing KC-767 | Туполев Ту-16 | Lockeed KC-130 Hercules , Iliouchine 78 , C-160 Transall и C-160 Transall NG , Airbus A400M | |
Очень большая емкость | McDonnell Douglas KC-10A , Lockheed Tristar , Airbus A330 MRTT или , | KC-17 получен из C-17 | ||
Встраивается на авианосцы | KA-6D (A-6 Intruder) , , Rafale , Super-Étendard , Lockheed S-3 Viking |
Страны НАТО
Страна | Снят с службы | В сервисе | Заказы |
---|---|---|---|
Соединенные Штаты | Боинг КБ-29 Боинг КБ-50 | Примерно 400 KC-135 Stratotanker 59 KC-10A C-130 Hercules KA-6D, специализированная версия A-6 Intruder (ВМС США, на авианосце) | 167 Боинг КС-46 |
Франция | 11 C-135FR 3 KC-135R 2 A330 MRTT 2 KC-130 Дж | 15 A330 MRTT | |
Канада | 2 CC-150 Polaris (Airbus A310) | ||
Германия | 3 Airbus A310 MRTT C-160 Transall | ||
Соединенное Королевство | Тристар VC-10 Виктор | Airbus A330 MRTT (14) | |
Италия | 4 KC-767 | ||
Нидерланды |
2 переделанных бывших в употреблении McDonnell Douglas DC-10 . |
||
Турция | 7 KC-135 | ||
Нидерланды , Польша и Норвегия | 4 Airbus A330 MRTT будут эксплуатироваться совместно |
Другие страны
Страна | Снят с службы | В сервисе | Командование |
---|---|---|---|
Алжир | Шесть Ильюшин Ил-78 | ||
Саудовская Аравия | Шесть самолетов Airbus A330 MRTT | ||
Австралия | Боинг 707 | Семь самолетов Airbus A330 MRTT | |
Бразилия | Два С-130 оборудованы для дозаправки |
Трое |
|
Китай | 10 Xian H-6 (бывшие стратегические бомбардировщики) | 8 Ильюшин Ил-78 | |
Колумбия | A | ||
Южная Корея | Четыре Airbus A330 MRTT | ||
Чили | Три КС-135E | ||
Объединенные Арабские Эмираты | Три Airbus A330 MRTT | Три Airbus A330 MRTT | |
Иран | Два Боинга 747
Два Боинга 707 |
||
Израиль | Семь или восемь переоборудованных гражданских Boeing 707 |
||
Япония | Четыре | ||
Марокко | Два Lockheed KC-130 Hercules | ||
Катар | Два Airbus A330 MRTT | ||
Россия |
Мясищев М-4 |
Ильюшин Ил-78 (производный от Ил-76 ) | Ильюшин Ил-96 |
Сингапур | Четыре KC-135R | Шесть самолетов Airbus A330 MRTT | |
Венесуэла : | Боинг 707 |
KC-135 из Сингапура и Чили — американские самолеты, купленные подержанными.
«Знак вопроса» — неделя в воздухе
Почти 90 лет назад, 1 января 1929 года, в полёт отправилсяЗнак вопроса». Это был специально модифицированныйФоккер Тримотор» — цельнометаллический моноплан с тремя моторами, один из наиболее надёжных самолетов эпохи.
Знак вопроса»
Экипаж — сплошь будущие легенды авиации Штатов. Карл Спаатц, Айра Икер и Элвуд Кесада позже стали генералами ВВС, Гарри Галверсон лично вёл бомбардировщики на румынские нефтепромыслы, а бортмеханик Рой Ху(Hooe) заслужил место в Зале славы ассоциации воздушных заправщиков и транспортных самолётов.
Слева направо — Спаатц, Икер, Халверсон, Кесада, Ху
Экипаж постоянно спрашивали:А как долго вы будете летать?». Они отвечали: В этом-то и вопрос». Так самолёт получил своё прозвище.
Чтобы уберечь шланг от пропеллеров, люк приёма топлива поставили за крылом. Через этот же люк по веревке экипаж в полёте получал еду, включая цыплят и мороженое. Им даже привезли портативную ванну!
Ху лично следил за установкой системы дозаправки, разработал систему дистанционной смазки моторов и продумал, как ему лазить с надетым парашютом по внутренностям самолёта для мелкого ремонта.
Техника дозаправки выглядела простой, а вот исполнение…
Танкер» заходил сзади, а потом аккуратно, на скорости 80 миль в час, выходил вперёд и поднимался на девять метров. Спаатц в дождевике, маске и очках высовывался в люк, хватал руками в перчатках проволоку, заземлял её(чтобы не ударило статическим электричеством), подтягивал и вставлял шланг.
При одной из дозаправок Спаатца обдало бензином с ног до головы.
Всего за полёт он триждыискупался» в топливе.
Седьмого января уЗнака вопроса» отказал левый мотор. Пришлось садиться.
С первого по седьмое января 1929 года экипаж сделал сорок три дозаправки, днём и ночью, и налетал 150 часов сорок минут — почти неделю в воздухе! Все члены экипажа получили Кресты за лётные заслуги.
Авиатопливо
Двигатели существующих моделей, в зависимости от наличия окислителя, необходимого для процесса горения, делятся на 2 большие подгруппы: ракетные и воздушные. Обе включают еще более десятка классов, но несмотря на это разнообразие, в авиации используется всего 2 вида топлива:
- авиационный бензин
- авиакеросин
Первый похож на обычную «пищу» для автомобилей. Отличают его отдельные характеристики вроде октанового числа и высокие требования к качеству, если речь не идет о знакомом на земле А-95. Предназначен авиабензин для поршневых двигателей. Раньше им заправляли Ту-22 и Ту-16. Со снижением распространения воздушных аппаратов с поршневыми двигателями бензин чаще применяют в техническом обслуживании самолетов.
Подавляющее большинство современных лайнеров «питается» разновидностями авиакеросина или, как еще его называют, реактивного топлива. Подходит оно для турбореактивных и подобных двигателей. Качественные характеристики топлива отличаются в зависимости от его предназначения. В России встречаются 6 видов.
- Т1 используется редко по двум причинам: этот керосин производится из дефицитных сортов нефти и сокращает срок работы двигателя, при нагревании покрывая детали вязким слоем.
- Т2 при необходимости выступает заменой предыдущему. Довольно легкая разновидность, подходит для использования на низких высотах.
- Т-6 и его «дублер» Т-8В – тяжелое дорогостоящее топливо для военных целей, применяется в сверхзвуковой авиации. Летают на нем истребители вроде МиГ-35.
- ТС-1 – ведущий вариант для заправки пассажирских самолетов, дозвуковых военных или сверхзвуковых на коротких маршрутах. Для длительных перелетов на сверхзвуке не подходит – для этих целей слишком легкое и испаряется при перегреве.
- РТ отличается высоким качеством, по некоторым характеристикам не имеет аналогов в мире. Этим авиатопливом заправляют сверхзвуковые суда ВКС РФ вроде Су-27.
Требования к горючему для авиации
Выбирая топливо для самолета, нужно учитывать выдвигаемые к нему требования. Их нарушение может привести к ускоренному износу или повреждению двигателей, а также повышает риск авиакатастрофы. Основные положения о характеристиках горючего закреплены законодательно, но многие самолеты имеют особенности, из-за которых выбирать топливо нужно тщательнее.
Базовые требования к топливу:
- должно соответствовать требованиям силовой установки самолета и не превышать ни одно из установленных производителем значений;
- в составе запрещено наличие какого-либо количества поверхностно-активных или химических веществ, снижающих его качественные свойства;
- должно обладать термоокислительной стабильностью, достигающей минимальных значений, указанных изготовителем;
- присутствие антиокислительных, антистатических или других присадок, добавленных для улучшения характеристик топлива, не может превышать установленные нормативы;
- октановое число авиационного бензина в бедной смеси не должно быть ниже 91, сортность в богатой – 115.
Горючее, используемое на авиации для полетов над территориями с очень холодным климатом, должно вырабатываться с температурой плавления кристаллов ниже 600 °C. Этот параметр определяется индивидуально с учетом среднестатистических погодных условий в регионе.
Дозаправка самолета в воздухе. Как происходит?
С появлением обширной эксплуатации аэропланов их создатели загорелись идеей расширить их возможности путем дозаправки в воздухе. Первые попытки передачи канистры топлива с одного самолета на второй датируются еще 1912 г. Поскольку такой способ подачи топлива ввиду сложности маневров был достаточно опасен, развития он не получил.
Впервые попытки переместить топливо по шлангу с одного гидросамолета на второй были выполнены в 1917 г. военно-морскими летчиками. Однако первая удачная попытка такой передачи зафиксирована только в 1920 годах. Принцип процесса базировался на соединении двух медленно летящих самолетов шлангом; при этом топливо перетекало в заправочный аппарат под действием силы притяжения. Чуть позже в этом направлении сделали доработки и систему оснастили насосами нагнетающего давления, которые ускорили процесс. В 1942 г. германские конструкторы разработали механизм дозаправки в воздухе стратегического бомбардировщика Me.264 для достижения межконинтальной дальности полета. В ходе военных действий первая дозаправка была применена Соединенными Штатами в период Корейской войны.
Значение и применение:
На сегодняшний день дозаправку в воздухе применяют только для пополнения запаса топлива военных и военно-транспортных воздушных суден.
- Благодаря дозаправке в воздухе можно существенно увеличить пребывание аппарата в полете, а в некоторых случаях – обеспечить ему неограниченную дальность полета.
- Поскольку максимальная взлетная масса самолета ниже массы, которую самолет может теоретически поднять, использование дозаправки в полете дает возможность взлететь машине с максимумом разрешимого груза в ущерб весу топлива, а далее, после набора достаточной высоты и скорости, дозаправить требуемое горючее для продолжения преодоления дистанции.
Разновидности систем дозаправки в воздухе:
Шланг.
Во время заправки по данной системе самолет-заправщик укомплектовывается одной или несколькими заправочными подвесными установками, которые располагаются на максимальном удалении одна от другой. Обычно одна заправочная установка находится в хвостовой части фюзеляжа и еще две – под крыльевыми мотогондолами. В состав каждой из них входит гибкий шланг, длина которого достигает нескольких десятков метров. На окончании шланга размещается т. н. буй или конус, который напоминает волан с вентилем в основании. Роль последнего – запирать просвет шланга.
Шланг
Заправляемое воздушное судно в первую очередь должно быть оснащено приемной штангой, которую уместно сделать убираемой в корпус для лучших аэродинамических показателей аппарата.
Заправка происходит по следующему алгоритму. Танкером происходит разматывание шланга, в ходе которого конус из сложенного положения переходит в рабочую конфигурацию. Это нужно делать на постоянной высоте и скорости. Самолет, который заправляют, должен держаться чуть ниже и далее от заправщика. После уравнения скорости и высоты пилот, ведущий заправляемый самолет, должен провести ряд успешных маневров, чтобы заправочной штангой попасть в неуправляемый конус. Сделав это, соединение укрепляется электромагнитным замком. Завершив установку соединения, оператор заправки включает систему перекачки, при работе которой топливо под большим давлением перемещается в топливные резервуары заправляемого самолета. Завершив заправку, летчик заправляемого аппарата уменьшает скорость, отсоединение штанги от конуса произойдет сразу же после того, как сила натяжения станет мощнее силы электромагнита.
Дозаправка Миг-31 в воздухе видео.
Чтобы упростить навигацию, стыковку и управление заправки, как танкер, так и заправляемый самолет оборудуется радиотехническими навигационными системами, световой сигнализацией заправки и подсветкой заправочных элементов.
Также по такой системе допустима заправка не только самолетов, но и вертолетов. Благодаря компактным размерам установок в роли заправщика можно использовать и небольшой по габаритам самолет. Скорость передачи топлива с применением шланга составляет около 1500 л/мин.
Штанга.
Способ заправки под названием «Штанга» выполняется при помощи самолетов-заправщиков, которые оборудованы заправочными штангами. Этот элемент представляет собой телескопическую трубу, длина которой составляет 20 метров. Она располагается в собранном виде в хвостовой части заправщика. Штанга оборудована маленькими крылышками, которые корректируют центровку самолета после ее выпуска и помогают ей перемещаться в пространстве.
Штанга
Эта система дозаправки очень похожа на шланговую систему. Но здесь отличие в том, что вместо гибкого шланга заправляющие самолеты в хвостовой части оснащены заправочными складными штангами, внешне похожими на телескопическую трубу, на кончике которой установлены крылышки, помогающие оператору управлять штангой.
Во время дозаправки заправляющий самолет летит впереди, а заправляемый самолет чуть позади и пониже его. После того, как они уравняли скорость, оператор заправляющего самолета удлиняет штангу, стараясь попасть точно в заливную горловину заправляемого самолета. После успешной операции начинается перекачка топлива, которая происходит значительно быстрее, чем с помощью шланга. Поскольку штанга обладает длиной от 20 метров, его устанавливают только на больших самолетах.
Современная дозаправка со стороны выглядит эффектно, но этот процесс до сих пор остается опасным и рискованным, так как требует максимальной сосредоточенности пилотов, потому что их самолетам приходится сближаться на опасное расстояние до 20 метров. Система дозаправки выгодна самолетам, перегруженных боеприпасами. Как известно, чем легче масса самолета, тем безопаснее его взлет, поэтому в этом случае недоливают топливо в бак, учитывая будущую дозаправку в воздухе. Иногда систему дозаправки демонстрируют зрителям на авиашоу. Из-за сложности и рискованности, дозаправку применяют только на военных самолетах и вертолетах. На пассажирских самолетах дозаправку категорически запрещено применять.