Боевой железнодорожный ракетный комплекс
Содержание:
- Для чего России нужны БЖРК?
- [править] Ссылки
- Совсем не добрый БЖРК «Молодец»
- Попытки США создать поезд-призрак
- Не вписавшийся в концепцию
- Преимущества и недостатки БЖРК
- Миф или реальность?
- Мнимая секретность
- [править] Характеристика поезда
- Разновидности БЖРК
- Авторы Гайдпарка
- Как добраться из Забайкальска в Иркутск другими видами транспорта
- Как купить билет на поезд без скрытой комиссии
- Поезд номер ноль: БЖРК «Молодец» был принят на вооружение 30 лет назад
- Примечания
Для чего России нужны БЖРК?
Нужны ли России «ядерные поезда»? Да, конечно.
Их создание в СССР стало вынужденной мерой после того, как в США основой ракетно-ядерной триады стали подводные ракетоносцы. По подводным лодкам оказалось невозможно нанести упреждающий удар, т.к. в океанских просторах они неуловимы, сами же они могли приближаться к нашей береговой линии вплотную, держать под прицелом основную территорию страны. Паритетно ответить СССР не мог.
За прошедшие десятилетия страны НАТО сумели покрыть моря и океаны сетью гидроакустических станций, отслеживающих перемещения наших субмарин. Конечно, советские подводники шли на разные ухищрения… Порой наши АПЛ с ядерными ракетами неожиданно появлялись там, где их совсем не ждали. Однако, проблемы глобальной скрытности это не решало.
Основой советских РВСН являлись шахтные пусковые установки. Понятно, они стали первоочередной целью для стратегических ракет стран НАТО. Между тем, самая протяженная в мире сеть железных дорог позволила СССР создать реально скрытные мобильные ракетно-ядерные комплексы. Внешне, особенно сверху, БЖРК ничем не отличались от вагонов-рефрижераторов. Правда, тянули такой состав два тепловоза — так ведь многие поезда тянут два локомотива… В общем, идентифицировать их средствами космической разведки оказалось очень трудно.
Боевые ракетные поезда легко терялись на необъятных просторах, могли уходить в многочисленные подземные тоннели — неиспользуемые или специального военного назначения. Так, только вдоль железнодорожной линии от Аши до Златоуста (Южный Урал) находятся более 40 тоннелей и подземных штолен, позволяющих укрыть любой железнодорожный состав от наблюдений из космоса… В случае необходимости поезд мог быть выдвинут из тоннеля и подготовлен к стрельбе за 3-5 минут. Если сигнал на ракетный пуск застигал поезд в пути, он экстренно тормозил, у вагонов выдвигались опоры, провода железнодорожной контактной сети раздвигались и производился залп!
У железнодорожников БЖРК получили литеру «поезд номер ноль». Ракетные поезда «Молодец», каждый из которых имел в своем составе три межконтинентальных баллистических ракеты, стояли на вооружение с 1987 года. Каждая ракета несла по 10 боеголовок. Они обладали уникальной точностью попадания в цель, за что и получили на Западе имя Scalpel.
[править] Ссылки
Курсирующие | Анапа — Москва (11/12) • Адлер — Москва (103/104, бывш. Московия) • Адлер — Нижний Новгород • Арктика • Афанасий Никитин • Баргузин • Башкортостан • Белогорье • Белые ночи • Волга • Волгоград • Воркута • Воронеж • Воронеж — Москва (737/738,739/740) • Вятка • Гилюй • Две столицы • Екатеринбург — Москва (15/16, бывш. Урал) • Енисей • Жигули • Зауралье • Иван Паристый • Иваново — Санкт Петербург • Ингушетия • Иртыш • Италмас • Кавказ • Казань — Москва (1/2, бывш. Татарстан) • Кама • Красная стрела • Красный Яр • Крым • Кузбасс • Лев Толстой • Липецк • Лотос • Малахит • Марий Эл • Мордовия • Москва — Белгород • Москва — Брянск • Москва — Воркута • Москва — Воронеж (45/46) • Москва — Орёл — Курск • Невский экспресс • Нижний Новгород — Москва (35/36, бывш. Нижегородец) • Нижний Новгород — Казань • Николай Никольский • Новокузнецк • Новороссийск — Москва (29/30, бывш. Кубань) • Обь • Океан • Омич • Оренбуржье • Петрозаводск — Москва • Поволжье • Полярная стрела • Поморье • Приосколье • Псков • Россия • Ростов — Адлер • Ростов-на-Дону — Москва (19/20) • Самара • Саратов • Санкт-Петербург — Астрахань • Саяны • Северная Пальмира • Северный Урал • Сибиряк • Смена — А. Бетанкур • Смоленск • Сочи • Сура • Сыктывкар • Тамбов • Томич • Тюмень • Ульяновск • Урал • Хабаровск — Благовещенск • Черноморец • Чувашия • Шексна • Экспресс • Эльбрус • Южный Урал • Юность • Ямал • Янтарь • Ярославль — Москва |
---|---|
Бывшие | Пересвет |
|
Совсем не добрый БЖРК «Молодец»
Существует легенда, что идею о создании БРЖК советским военным подбросили американцы. Они сами занимались разработкой подобных комплексов, но сочли их слишком сложными и дорогими. После этого американская разведка подбросила идею создания ракетного железнодорожного комплекса СССР, чтобы вынудить противника потратить на разработку миллиарды рублей.
Идея размещения ракетного оружия на железнодорожной платформе не является советским ноу-хау. Подобные работы проводились в гитлеровской Германии. Немцы хотели запускать с железнодорожных платформ Фау-2.
В СССР подобными разработками занимались многие видные конструкторы ракетной техники: Лавочкин, Янгель, Королев. Успеха не смог достигнуть ни один из них: ракетная техника 50-70 годов была слишком громоздкой и ненадежной. Только после появления первых твердотопливных ракет появилась надежда на создание серийного БРЖК.
Созданием поезда занимались знаменитые братья: академики Владимир и Алексей Уткины. Головным разработчиком комплекса являлось днепропетровское КБ «Южное». Эскизный проект ракеты РТ-23УТТХ и ракетного железнодорожного комплекса появился в 1982 году.
Проект был уникальным, никто в мире ничего подобного ранее не делал. Чтобы вписать межконтинентальную баллистическую ракету в стандартный железнодорожный вагон, конструкторам пришлось решить множество технических проблем. Длина вагона составляет 24 метра, иначе он не сможет передвигаться по железной дороге, но таких коротких баллистических ракет прежде не делали.
Еще одной проблемой был вес ракеты: средняя МБР весила около 100 тонн. Три ракеты запросто могли раздавить железнодорожное полотно. Также его нужно было уберечь во время пуска. Что-нибудь нужно было придумать с контактной сетью и с высоким уровнем электромагнитного излучения, которое от нее исходит.
Чтобы вместить ракету в требуемые габариты, ее обтекатель и сопла были сделаны складными, вагон получил восемь пар колес, что снизило нагрузку на железнодорожное полотно. Специальный манипулятор отодвигал провода во время старта ракеты, для препятствия воздействию на поезд выхлопных газов РТ-23 на ракете использовали минометный старт.
В 1985 году начались испытания ракеты и ракетного комплекса. Были проведены 32 пуска, поезд прошел по дорогам страны более 400 тыс. км. В 1988 году комплекс был испытан на устойчивость к воздействию электромагнитного излучения, а в 1991 году проверялась его защита от ударной волны. Оба испытания прошли успешно.
В 1987 году – было развернуто 7 полков БРЖК. Официально на вооружение комплекс был принят в 1988 году. Его назвали «Молодец». В натовской классификации он имеет другое название – «Скальпель» (Scalpel).
При движении по железной дороге боевой ракетный железнодорожный комплекс может менять место дислокации на 1 тыс. км за одни сутки.
Попытки США создать поезд-призрак
США также предпринимали попытки по созданию ракетных комплексов на железнодорожной платформе. Начало их разработок пришлось на 1960-е годы, так как примерно в это же время ученые Пентагона впервые создали баллистическую ракету «Минитмен» на твердом топливе, которая по своим техническим параметрам могла запускаться с малых площадок и в условиях железнодорожной тряски. Разработке дали название «Minitman Rail Garrison».
Изначально планировалось, что поезд-призрак начиненный ракетами будет курсировать по заранее определенным позициям, для чего на указанных местах дислокации будет проводиться работа по созданию условий с целью упрощения запуска и подстройки навигационной системы ракеты под указанные точки запуска.
Первые мобильные ракеты «Минитмен» на железнодорожной платформе должны были поступить в армию США уже к середине 1962 года. Но американская администрация не выделила необходимой суммы для подготовки инфраструктуры и запуска производства прототипов, а программа была отброшена в долгий ящик. И созданные транспортировочные вагоны использовались для доставки «Minitman» в место боевой дислокации – пусковые шахты.
Однако после успехов Советского Союза в разработке аналогичных проектов, США вспомнили о пылившейся с 60-х годов технологии и в 1986 году создали новый проект с использованием старых наработок. Для прототипа была выбрана уже существующая тогда ракета LGM-118A «Peacekeeper». Планировалось, что ее тягу будут обеспечивать четырехосные тепловозы, а каждый состав будет обеспечен двумя вагонами охраны. 2 вагона будет выделяться на пусковую установку с уже заряженной ракетой в пусковом контейнере, в еще одном будет расположен пункт управления, и остальные вагоны займут топливо и детали для проведения текущего ремонта.
Но «Peacekeeper Rail Garrison» так и не суждено было встать на рельсы. После официального окончания Холодной войны власти США отказались от разработок ракетных комплексов на железнодорожной платформе и перенаправили денежные потоки на другие проекты военной индустрии.
В США ракетный комплекс железнодорожного базирования так и не был введен в эксплуатацию – его история закончилась после неудачных испытаний в 1989 году.
Не вписавшийся в концепцию
Вот и получается, что комплекс — вершина технологий — устарел просто за счёт изменения внешних факторов. То, что в условиях СССР могло со скрипом, но работать, сегодня оказывается секретом Полишинеля. А раз найти тот или иной вагон в случае их включения в общий трафик не составляет труда, — увы — из плюсов у БЖРК остаётся лишь возможность мобильности. Причём относительной, исключительно в рамках железнодорожной сети. Насколько это серьёзное преимущество перед мобильными пусковыми установками РС-24Ярс», пусть и не маскирующимися под гражданские автомобили, но способными на непредсказуемое движение, сказать сложно.
Скорее всего, ответ дало само министерство обороны России, не включившее в госпрограмму вооружений до 2027 года ниБаргузин», ни мобильный комплекс РС-26Рубеж», пришедший на заменуТополям» иЯрсам». Выбор был сделан в пользу комплексов шахтного базированияАвангард». Скрытность проиграла техническим возможностям и удобству использования.
Что же именно стояло на полигоне в Архангельской области, так и останется тайной. И скорее всего, теперь уже навсегда.
Преимущества и недостатки БЖРК
Железнодорожные комплексы занимают в классической «ядерной триаде» особое положение. Обычные шахтные пусковые установки неподвижны, и как бы тщательно они ни были замаскированы, рано или поздно спутниковая разведка обнаружит их. Другими словами, противнику заранее известно о том, куда следует наносить обезоруживающий удар. Атомные подводные лодки перемещаются и стараются оставаться незамеченными, но любую из них всё-таки можно обнаружить, отследить, а затем и уничтожить. Еще более уязвимыми являются стратегические бомбардировщики.
Пока «Молодец» не начнет подготовку к пуску, его почти невозможно отличить от грузового поезда
Более того, при внезапном нападении даже передвижные грунтовые комплексы могут не обеспечить нанесение противнику ответного удара, поскольку чаще всего они не удаляются от своей основной базы более, чем на несколько десятков километров. Иное дело железнодорожный состав, который способен перемещаться на огромные расстояния, причем очень быстро. Благодаря этому качеству, никакой из видов разведки не поможет потенциальному агрессору определить, по какой именно точке следует наносить удар, чтобы вывести из строя ракетный поезд.
Главный недостаток БЖРК – это сравнительно невысокий уровень защищенности. Хотя поезд и бронированный, он не может быть настолько же устойчивым к поражающим факторам ядерного взрыва, как пусковая шахта. Кроме того, значительную опасность представляет нападение диверсантов. Правда, вероятность таких атак невысока: их очень трудно организовать.
Миф или реальность?
Не так давно появилась информация о приостановке дальнейших испытаний БЖРК «Баргузин». В чем же дело? В банальной нехватке средств или в чем-то еще? Давайте разберемся.
Изначально, при создании «Молодца» ставка делалась на неуловимость и повышенную живучесть объекта. По замыслу, он должен быть не отличим от составов общехозяйственного назначения. Но, так ли он был не заметен? Стоящий на запасных путях состав БЖРК, мог не отличить от общехозяйственных составов разве только обыватель. Любой специалист мог легко установить его принадлежность к РВСН. Это и повышенное количество колесных пар, и строенный локомотив, применяемый только в горной местности или при транспортировке БЖРК. В общем, отличий было достаточно, и любой специалист мог их легко заметить.
Новый «Баргузин», несмотря на его максимальную замаскированность, тоже имел свои отличительные черты. Поэтому, говорить о неуловимости этих составов очень сложно. В данный момент, появилась информация о новейших разработках ВПК, способных преодолевать ПВО и ПРО противника и, гарантировать доставку боевой части к месту назначения. А их скорость не дает противнику шансов на их перехват. Современная военная доктрина России базируется на качественно иных принципах. Подобные разработки, превосходящие по скорости ракеты-перехватчик ПВО и ПРО противника и их относительная независимость при преодолении ПВО и ПРО, дает качественно новые возможности не только для нанесения ответного удара, но и для перманентного подавления возможности первичного удара потенциального врага.
Может в будущем Российские ВПК еще вернуться к этому вопросу, имея за плечами массу современнейших военных разработок. И, вопрос о возрождении проекта «Баргузин» будет решен на качественно ином научно техническом уровне.
В данный момент, современные военные разработки способны охладить даже самые горячие головы агрессивного блока НАТО. Им придется много раз подумать прежде чем ввязаться в новую военную авантюру против нашей страны. Современные военные разработки России, способны нивелировать любую агрессию против нашей страны и гарантирую наш спокойный и сладкий сон.
Мнимая секретность
Как бы то ни было, теперь это всё неважно. Ведь согласно публикациям в СМИ, БЖРКБаргузин» исключили из госпрограммы вооружений до 2027 года
Соответственно, и опытно-конструкторские работы по его созданию в настоящий момент приостановлены или завершены. И шансов, что проект восстанет из пепла, как птица феникс, — скажем честно — не очень много.
Мы уже писали, что в условиях современной реальности мчащийся сквозь ночь литерный поезд, не очень похожий на обыкновенный состав, — это, скорее, повод выложить фото или видео в инстаграм, нежели реально высокая степень секретности. Увы, спрятать ядерное оружие становится всё сложнее.
(Фото: Минобороны России)
Современное железнодорожное движение в России очень медлительно и достаточно прозрачно. Системы управления РЖД позволяют вычислить, не вставая с дивана, где находится тот или иной вагон. Как только комплекс придёт в движение, его можно будет практически сразу найти. Нельзя забывать и о косвенных признаках.
Во всех же остальных случаях, если не прятать комплекс среди состава с похожими вагонами, он будет выделяться ещё сильнее. Верить в егоневидимость» может только человек, не работавший на железной дороге. То же автомобильное движение гораздо более хаотично и менее отрегулировано, там и в самом деле есть шанс затеряться.
[править] Характеристика поезда
- Поезд № 322/321 круглогодичный, курсирует два раза в неделю; отправление со станции Иркутск-Пассажирский по понедельникам и пятницам, прибытие на станцию Иркутск-Пассажирский по понедельникам и четвергам, прибытие и отправление по станции Забайкальск по средам и воскресеньям.
- Нумерация вагонов производится с головы поезда при отправлении из Иркутска, с хвоста поезда — при отправлении из Забайкальска.
- Станции изменения номера поезда: нет.
- Станции изменения направления движения поезда: нет.
- Максимально допустимая длина поезда по участкам следования (длина вагона 24,5 м): по Восточно-Сибирской железной дороге — 20 вагонов, по Забайкальской железной дороге — 18 вагонов.
- Максимальная схема поезда: 18 вагонов (длина вагонов 25,5 м).
- Станции смены локомотивов и бригады: Карымская, Борзя.
- Станции смены локомотивных бригад без смены локомотива: Улан-Удэ, Хилок, Чита II.
- Станции снабжения поезда водой: Улан-Удэ, Карымская.
- Станции снабжения поезда топливом: Улан-Удэ, Карымская.
- Станции обслуживания ЭЧТК: нет.
- Станции сбора мусора: Улан-Удэ, Карымская.
- Переменный трафарет: нет.
- Вагоны повышенной комфортности: вагон № 13 К, места с 5 по 36 экономкласса, включают комплекс сервисных услуг согласно распоряжению ОАО «РЖД».
- Беспересадочные вагоны: нет.
- Прицепные вагоны:
- вагоны №№ 15/1 К, 16/2 ПЛ, 17/3 ПЛ, 18/4 ПЛ (Улан-Удэ — Забайкальск) курсируют от Улан-Удэ до Забайкальска и обратно в хвосте состава. Отправление из Улан-Удэ по вторникам, из Забайкальска по воскресеньям. Нумерация вагонов указана числителем при отправлении из Улан-Удэ, знаменателем при отправлении из Забайкальска.
- вагоны №№ 1/15 К, 2/16 ПЛ, 3/17 ПЛ, 4/18 ПЛ (Иркутск-Пассажирский — Забайкальск) курсируют от Иркутска до Забайкальска в дни некурсирования вагонов №№ 15/1 К, 16/2 ПЛ, 17/3 ПЛ, 18/4 ПЛ (Улан-Удэ — Забайкальск). Нумерация вагонов указана числителем при отправлении из Иркутска, знаменателем при отправлении из Забайкальска.
- Прочие вагоны:
- Выделяются места:
- в плацкартных вагонах места с 1 по 52 для пассажиров, места 53, 54 для хранения постельных принадлежностей.
- в купейных вагонах (кроме №№ 12 КРИ, 13 К) места с 1 по 36 для пассажиров, место 37 для отдыха проводников.
- в вагоне № 12 КР места с 1 по 4 для отдыха проводников, с 5 по 8 для ЛНП и ПЭМ, с 9 по 20 для пассажиров, с 21 по 24 для проезда сотрудников МВД, места 29, 30 для проезда инвалидов.
- в вагоне № 13 К места с 1 по 4 для проезда работников вагона-ресторана, с 5 по 36 для пассажиров, место 37 для отдыха проводников.
- Факультативные вагоны №№ 1/15, 2/16, 3/17, 4/18, 5, 6, 7, 14, 18/4 включаются в состав поезда при увеличении пассажиропотока и исключаются при его уменьшении, с объявлением об исключении не менее чем за 5 суток до отправления поезда.
- Станции пограничного и таможенного контроля: нет.
Разновидности БЖРК
На протяжении последних шестидесяти лет было придумано немалое количество самых разных проектов боевых поездов, однако, в большинстве случаев смелый конструкторский замысел оставался на ватмане в виде чертежа или эскиза. Построены же были только два комплекса – РТ-23 УТТХ «Молодец» и более современный «Баргузин», который, впрочем, незавершён.
Еще один музейный экспонат – РТ-23 УТТХ в модификации 15Ж60 (шахтного базирования). От «железнодорожной» отличалась в основном обтекателем
БЖРК «Молодец»
Первый и пока единственный серийный боевой железнодорожный комплекс создавался очень долго. Правительственное задание предусматривало одновременную разработку как спецпоезда, так и предназначенной для него ракеты РТ-23, которую впоследствии на Западе по классификации, принятой в НАТО, обозначали как SS-24 Scalpel (не путать с SS-19 Stiletto).
Поначалу казалось, что всё закончится неудачей. Испытания двигательных установок ракеты так затянулись, что в 1973 году проект поезда был «заморожен», а все усилия переключили на разработку стационарного «шахтного» варианта оружия, обозначенного в документах как 15Ж44. Всё это происходило на фоне постоянного повышения планки требований со стороны основного заказчика – министерства обороны СССР.
В 1979 году конструкторам были даны сразу два указания: во-первых, установить на РТ-23 боевой блок с разделяющимися головными частями, во-вторых, вернуться к проблеме создания «состава специального назначения». Испытания «шахтной» ракеты начались в 1982 году, а спустя два года состоялся первый запуск РТ-23 (в модификации 15Ж52) из боевого поезда. Он был построен всего в одном экземпляре и представлял собой сугубо опытный образец для отработки технологий и обучения. Пробные запуски были в основном успешными, однако, военных не устраивала как дальность, так и точность попадания в цель. Решить эти проблемы удалось лишь после создания РТ-23 УТТХ, она же 15Ж61 или SS-24 Scalpel mod. 3 по классификации НАТО.
Один «Молодец» обслуживался целым полком ракетных войск, а из четырех полков составлялась дивизия
Наиболее существенными особенностями конструкции «Молодца» стали:
Замаскированные под рефрижераторы трёхвагонные пусковые модули, установленные на тележки с удвоенным количеством осей;
Выдвижные упоры для фиксации платформы перед стартом ракеты;
Специальная система, с помощью которой убирались в сторону и заземлялись провода контактной сети.
Для того чтобы уменьшить габариты 15Ж61, конструкторы создали для неё специальный раскладной обтекатель. На 15Ж52 он был надувным. Нестандартным был и запуск: вначале выполнялся «минометный старт» — ракета выбрасывалась вверх без включения двигателей, затем пороховой ускоритель придавал её корпусу наклонное положение, и только после этого начинала работать силовая установка. Благодаря использованию такой схемы, раскалённые газы отводились в сторону и не могли повредить поезд или рельсы.
БЖРК «Баргузин»
Разработку нового боевого железнодорожного комплекса, официально стартовавшую в 2012 году, поручили Московскому институту теплотехники (МИТ). При этом предполагалось задействовать межконтинентальные РС-24 «Ярс», вес которых более, чем в два раза меньше, чем у советских «Скальпелей». Снижение массы пусковой установки давало возможность отказаться от применения усиленных колесных тележек. Кроме того, новый поезд уже не требовал усиления железнодорожных путей. Повышалась и скрытность, ведь ранее очень специфические вагоны пусковых модулей «Молодца» могли быть распознаны при внимательном наблюдении.
«Идеальный вариант» скрытного размещения МБР. Возможно, его удастся хотя бы частично реализовать на «Баргузине»
В 2014-2015 годах несколько раз публиковались официальные сообщения об успешной разработке отдельных компонентов системы, однако, затем наступило молчание, которое тянулось вплоть до декабря 2017 года, когда, наконец, было объявлено о полном прекращении всей деятельности по проекту.
Официальной причиной столь плачевного исхода стал банальный дефицит финансирования. Казалось, что на этом всё и завершится, но в первые месяцы 2020 года журналисты заговорили о возможном возобновлении создания «Баргузина». На сей раз причиной стал выход США из договора о запрете ракет средней дальности. Поэтому СМИ уже «перевооружили» новый БЖРК, заявив, что теперь решено установить на него РС-26 «Рубеж». Оценить уровень достоверности подобных информационных «вбросов» сегодня крайне трудно.
Авторы Гайдпарка
-
Галина Иванова
Открытое обращение к борцам с коррупцией в сфере ЖКХ
Читать полностью
-
Валерий Советский
Доверяете ли вы нынешней власти в Российской федерации?
Читать полностью
-
Петр Новыш
Сельхозработы горожан в СССР. Кушать нам надо было
Читать полностью
-
Злата Кедрова
Жириновский видит Медведева в качестве председателя Конституционного суда
Читать полностью
-
Sova
Помогут ли QR-коды победить коронавирус?
Читать полностью
-
Витёк Razdolbaeff`f
День в истории. Бархатная революция
Читать полностью
-
Александр Головенко
А вам приходилось закатывать сцены модераторам?
Читать полностью
-
Злата Кедрова
Союз стран ОДКБ — миф или реальность?
Читать полностью
-
bambambigelow
Канадские тюремщики лечили шизофреника дубинками и перцовыми баллончиками
Читать полностью
-
stas shmelev
«Игла Кощея»
Читать полностью
-
Мiкалай Паддубiцкi
Новая маркетинговая атака ОАК с мифом СУ-75: атакован Дубай
Читать полностью
-
Александр Рохмистров
Путин объявляет шах Зеленскому. Дойдет ли дело до мата?
Читать полностью
Как добраться из Забайкальска в Иркутск другими видами транспорта
Из Забайкальска в Иркутск и обратно можно добраться на автобусе и автомобиле.
Забайкальск — Иркутск на БлаБлаКар
Если вы не хотите утруждать себя многочасовой, изнурительной поездкой за рулем своего автомобиля, воспользуйтесь сервисом райдшеринга BlaBlaCar.
Этот отличная возможность доехать до Иркутска расслаблено и непринужденно, причем цена по маршруту Забайкальск – Иркутск от 2500₽. Это почти в три раза меньше, чем общая стоимость бензина, необходимого для поездки по этому пути.
Попутчики выкладывают на сайт свои предложения, указывая количество свободных мест, время, дату отправки и цену. Остается лишь подобрать себе наиболее подходящий вариант и наслаждаться комфортабельной поездкой.
Найти все доступные для поездки из Забайкальска в Иркутск машины можно воспользовавшись формой ниже. Также у блаблакара есть удобное мобильное приложение под iOS
и .
Как купить билет на поезд без скрытой комиссии
Покупая недорогой билет через сервис FLYDEX, уже на этапе формирования расписания движения поездов, вам сразу показывается полная стоимость проезда без всякой скрытой комиссии. Мы берем лишь небольшой дополнительный сбор за информационную поддержку сайта.
Чтобы забронировать билет на поезд 322И, совершите несколько поэтапных действий:
Этап 1. Расписание и информация о поезде
Выберите поезд, нажмите на цену, того класса вагона, который вам нужен
Этап 2. Выбор места
На схеме вагона, выберите место, нижнюю или верхнюю полку.
Этап 3. Заполнение паспортных данных
Заполните поля с данными на каждого пассажира и укажите способ оплаты.
Этап 4. Оплата жд билетов
Используя один из предложенных способов оплаты, произведите расчет и распечатайте посадочный купон. Дубликат проездного билета будет выслан вам на электронную почту в формате PDF.
Вы можете выбрать бесплатную услугу электронной регистрации , однако в случае отказа от нее, вам необходимо перед отправлением поезда получить бумажный билет в кассе жд вокзала или в терминалах самообслуживания.
Если необходимо купить обратный билет на поезд Иркутск Забайкальск, создайте одновременно два поиска или оформите их по отдельности.
Поезд номер ноль: БЖРК «Молодец» был принят на вооружение 30 лет назад
О необходимости создания ракетного комплекса железнодорожного базирования в СССР говорили с 1960-х годов. Но конкретные действия в этом направлений начались в 1983-м после постановления ЦК КПСС.
Разрабатывать БЖРК доверили Днепропетровскому конструкторскому бюро «Южное», а основными создателями «поезда-призрака» стали братья Уткины: Владимир Уткин из КБ «Южное» отвечал за разработку ракеты, а Алексей Уткин, работавший в Ленинградском КБ специального машиностроения (КБСМ), отвечал за проектирование стартового комплекса и вагонов.
Первый железнодорожный состав, который мог остановиться на любом участке и произвести запуск ракет, каждая из которых несла 10 термоядерных боеголовок мощностью 500 килотонн, вышел на маршруты дежурства уже через несколько лет.
Но для создания такого комплекса конструкторам пришлось найти приемлемые решения для технических сложностей. А их было немало. Например, длина вагона с пусковой установкой не должна была превышать 24 метров, но таких коротких баллистических ракет не производили. Масса самой компактной МБР достигала 100 тонн — железнодорожные рельсы просто лопнули бы под нагрузкой трех ракет. Запуску мешали контактные линии, к тому же пламя при старте просто уничтожило бы и состав, и участок пути.
В результате были придуманы уникальные решения. МБР впервые в Советском Союзе сделали твердотопливной, трехступенчатой, с разделяющейся головной частью, выдвижными соплами и надувным обтекателем. Для размещения пусковых установок спроектировали вагоны грузоподъемностью 135 тонн с раздвижной крышей и восемью парами колес, снижавшими нагрузку на пути. Кроме того, пусковые вагоны находились в единой сцепке, что также уменьшало воздействие массы. Вдобавок к этому в боевом положении из каждого вагона выдвигались по два гидравлических упора. Перед стартом контактные провода раздвигались специальным манипулятором. А запуск сделали минометным — пороховой заряд выбрасывал ракету на высоту 20 метров, затем еще один заряд корректировал наклон сопла в безопасную для состава сторону, и после этого срабатывал двигатель первой ступени.
В БЖРК входило 17 вагонов — как у стандартного пассажирского состава. Все они были замаскированы под обычные пассажирские, почтовые или рефрижераторные, используемые для перевозки продуктов питания. Личный состав каждого поезда насчитывал 70 человек. Автономность, которая составляла 28 суток, обеспечивалась за счет вагона с топливом, а также отсеков с запасами питания и воды.
Первый «Молодец» заступил на боевое дежурство в октябре 1987 года. А уже после принятия комплекса на вооружение были развернуты три дивизии БЖРК, рассредоточенные на расстоянии многих тысяч километров: в Костромской области, в Пермском и Красноярском краях. В радиусе 1,5 тысячи километров от мест дислокации были обновлены железнодорожные пути: уложены бетонные шпалы, более тяжелые рельсы, насыпи укрепили плотным щебнем. Курсировали поезда не только по отдельным участкам, но и по магистралям общего назначения. Отчасти именно это обстоятельство позволяло особым составам уходить от слежки — военные США активно пытались вычислить советские БЖРК с помощью спутников. Но сделать им это так и не удавалось — отличить ядерный поезд от обычного состава было невозможно. К тому же составы оперативно меняли места расположения — за сутки они могли преодолевать тысячу километров. На железных дорогах СССР и России они имели условное обозначение «поезд номер ноль».
Начиная с 1991 года, в силу достигнутых договоренностей между Советским Союзом и западным блоком, ракетные поезда передвигались только по строго определенным маршрутам, связанным с постоянными местами дислокации. Впоследствии из-за ликвидации ракет РТ-23УТТХ по договору СНВ-2 необходимость в БЖРК отпала.
Кстати, существует легенда, что идею создания ракетных поездов советским военачальникам подсказали американские агенты с целью ввергнуть Советский Союз в мероприятия с многомиллиардными расходами. В США разработку БЖРК начинали еще в 1960-х годах. Там планировали запустить 30 составов со 150 ракетами. Однако проект был закрыт из-за дороговизны. В середине 1980-х Пентагон в рамках разработки новой тяжелой МБР Peacekeeper вновь инициировал создание ракетного поезда. Прототип прошел испытания, но после распада СССР — главного потенциального противника — США отказались от затратного проекта.
В России последний БЖРК был снят с боевого дежурства в 2005 году. 10 составов были утилизированы, два переданы на хранение в музеи.
Примечания
- (недоступная ссылка). Энциклопедия. Оф. сайт Минобороны России. Дата обращения: 28 октября 2012.
- ↑
- ↑
- ↑
- Александр Долинин. . «Красная Звезда» (30 августа 2005). Дата обращения: 9 января 2011.
- Глотин Д. П. и др. Надёжный щит Отчизны. РВСН на пермской земле / Под общ.ред. А. С. Королёва и М. А. Дружининой. — Пермь: Издательство «Маматов», 2009. — С. 50—51. — ISBN 978-5-91076-28-2.
- . ИТАР-ТАСС (7 сентября 2009). Дата обращения: 18 сентября 2009.
- . Дата обращения: 23 апреля 2013.
- . Дата обращения: 23 апреля 2013.
- . Дата обращения: 23 апреля 2013.
- . Вести (17 декабря 2014).
- . ТАСС (12 мая 2016).
- Богдан ЛИСОВОЙ. (недоступная ссылка). Газета «Студенческая Правда». Дата обращения: 18 сентября 2009.
- ↑
- ↑