Топ-10 лучших крылатых и баллистических ракет в мире

P-36M (СС-18 Сатана)

Советская межконтинентальная ракета с максимальной дальностью полета в 16 000 км. 10 термоядерных блоков могут испепелить 10 индивидуальных целей, а продвинутая система преодоления противоракетной обороны не даст вражеским средствам ПВО сбить летящие боеголовки.

Время боевой готовности ракеты – 62 секунды. Это значит, что всего через минуту после начала подготовки P-36M может вылететь из шахты и наказать любого, кто посягнул на целостность государства.

Максимальная скорость падающих ядерных беоголовок – около 8 км/с. Эта реально существующая ракета поставила точку в гонке вооружений между СССР и США. Американские военные были серьезно озабочены наличием у Советов такого грозного оружия судного дня.

Самое интересное, что инженеры планировали оснастить ракету еще более грозной боевой частью. Так планировалось установить головную часть с 38 термоядерными блоками мощностью по 250 кт. Несколько таких ракет могли решить исход любой войны.

Особенности:

Особенности устройства

На этапе разработок КБ «Энергомаш» подготовил новую модель силового агрегата РД-264, состоящую из 4 однокамерных ракетных установок РД-263. Размещался он на первой ступени ракеты. На второй был установлен однокамерный маршевый мотор РД-0228 от специалистов КБ «Химическая автоматика». В качестве рулевого применялся четырехкамерный.

Уникальный для того времени компьютер отвечал за точность поражения цели. Теплозащитное покрытие позволяло системе функционировать даже в том случае, если район расположения шахт будет подвержен ядерной бомбардировке. В этом случае силовая установка отключается гамма-нейтронными датчиками, но двигатели останутся в рабочем состоянии. Это позволит «Сатане» продолжить полет и поразить ранее намеченный объект, вне зависимости от преград, в том числе ядерного потенциала и средств противоракетной обороны противника.

Современные разработки в баллистике

Поскольку боевые ракеты любого вида являются опасными для жизнедеятельности, главной задачей обороны является усовершенствование точек для запуска поражающих систем. Последние должны обеспечить полную нейтрализацию межконтинентального и баллистического оружия в любой точке движения. К рассмотрению предложена многоярусная система:

  • Данное изобретение состоит из отдельных ярусов, каждый из которых имеет свое назначение: первые два будут оснащены оружием лазерного типа (самонаводящиеся ракеты, электромагнитные пушки).
  • Следующих два участка оснащаются тем же оружием, но предназначенного для поражения головных частей оружия противника.

Разработки в оборонном ракетостроении не стоят на месте. Ученные занимаются модернизацией квазибаллистической ракеты. Последняя представлена как объект, имеющий низкий путь в атмосфере, но при этом резко изменяющий направление и диапазон.

Баллистическая траектория такой ракеты не влияет на скорость: даже на предельно низкой высоте объект передвигается быстрее, нежели обычный. Например, разработка РФ «Искандер» летит на сверхзвуковой скорости – от 2100 до 2600 м/с при массе 4 кг 615 г, круизы ракеты передвигают боеголовку весом до 800 кг. При полете маневрирует и уклоняется от противоракетной обороны.

Scud B (Р-17)

Ракета Р-17, разработанная СКБ-385 и принятая на вооружение ВС СССР в 1962 г., до сих пор считается эталоном для оценки эффективности противоракетных систем, разрабатываемых на Западе. Она является составной частью комплекса 9К72 «Эльбрус» или Scud B по терминологии, принятой в НАТО.

Прекрасно проявила себя в реальных боевых условиях во время войны Ссудного дня, ирано-иракского конфликта, использовалась во II Чеченской компании и против моджахедов в Афганистане.

Оперативно-тактический комплекс Scud B с ракетой Р-17

ТТХ изделия Р-17:

Наименование Значение Примечание
Длина и диаметр, м 11,16х0,88
Масса взлетная, т 5,86
Число ступеней, шт 1
Тип топлива жидкое
Разгонная скорость, м/с 1500
Дальность полета максимальная, км 300 с ядерной боеголовкой 180
Предельное отклонение от цели, м 450
Масса боезаряда, т 0,985
Тип заряда ядерный 10 Кт, фугасный, химический
Боевые блоки 1 не отделяемые
Ракетоноситель мобильный восьмиколесный тягач МАЗ-543-П

Различные модификации крылатых ракет России и СССР — Р-17 выпускались в Воткинске и Петропавловске с 1961 по 1987 г. По мере истечения проектного срока эксплуатации в 22 года, комплексы «СКАД» снимались с вооружения ВС РФ.

При этом почти 200 пусковых установок до сих пор используются армиями ОАЭ, Сирии, Белоруссии, КНДР, Египта и еще 6 стран мира.

Первое испытание

Первое в мире летное испытание ГПВРД было проведено нашими учеными и состоялось в последние дни существования СССР. Несмотря на очевидное лидерство США в области конструирования летательных аппаратов с ГПВРД не стоит забывать, что пальма первенства в создании действующей модели двигателя этого типа принадлежит нашей стране. В 1979 году Комиссия Президиума Совета министров СССР утвердила комплексный план научно-исследовательских работ по применению криогенного топлива для авиадвигателей. Отдельное место в этом плане было отведено и созданию ГПВРД. Основную часть работ в этой области провел ЦИАМ им. Л. И. Баранова. Летающая лаборатория для испытаний ГПВРД была создана на основе зенитной ракеты 5В28 ЗРК С-200 и получила название «Холод». Вместо боевой части в ракету встраивались емкость для жидкого водорода, системы управления и сам двигатель Э-57. Первое испытание состоялось 28 ноября 1991 г на полигоне Сары-Шаган в Казахстане. В ходе испытаний максимальное время работы ГПВРД составило 77 с., была достигнута скорость 1855 м/с. В 1998 г. испытания летной лаборатории проходили по контракту c NASA.

Еще в 2003 году главный «мозговой трест» американской оборонной промышленности — агентство DARPA — в сотрудничестве с ВВС США объявил программу FALCON. Это слово, переводимое с английского как «сокол», является к тому же и аббревиатурой, расшифровывающейся как «Приложение силы при запуске из континентальной части США». Программа предусматривала разработку как разгонных ступеней, так и гиперзвукового планера в интересах Global Prompt Strike. Частью этой программы было также создание беспилотного самолета HTV-3X на гиперзвуковых прямоточных двигателях, однако финансирование впоследствии было прекращено. А вот планер, получивший обозначение Hypersonic Technology Vehicle-2 (HTV-2), был воплощен в металле и имел вид рассеченного пополам (по вертикали) конуса. В апреле 2010 и в августе 2011 года состоялись испытания планера, и оба полета принесли определенное разочарование. Во время первого пуска HTV-2 отправился в полет с помощью легкого носителя Minotaur IV с базы ВВС Ванденберг. Ему предстояло пролететь 7700 км до атолла Кваджелейн в районе Маршалловых островов в Тихом океане. Однако через девять минут связь с ним была потеряна. Сработала система автоматического прекращения полета, как полагают, в результате того, что аппарат «закувыркался». Очевидно, конструкторы на тот момент не смогли решить задачу сохранения стабильности полета при изменении положения рулящих аэродинамических поверхностей. Второй полет также прервался на девятой минуте (из 30). При этом, как сообщается, HTV-2 удалось развить вполне «баллистическую» скорость в 20 Махов. Однако уроки неудач были, по всей видимости, быстро усвоены. 17 ноября 2011 года другой аппарат под названием Advanced Hypersonic Weapon (AHW) прошел испытание успешно. AHW не был полным аналогом HTV-2 и рассчитывался на более короткую дистанцию, однако имел схожую конструкцию. Он стартовал в составе трехступенчатой разгонной системы с пусковой площадки на острове Кауаи Гавайского архипелага и достиг испытательного полигона им. Рейгана на атолле Кваджелейн.

История создания

Межконтинентальная баллистическая ракета тяжелого класса Р-36М была разработана в КБ «Южное» (Днепропетровск). 2 сентября 1969 года было принято постановление Совета министров СССР о создании ракетного комплекса Р-36М. Ракета должна была иметь высокую скорость, мощность и другие высокие характеристики. Эскизный проект конструкторы завершили в декабре 1969 года. Межконтинентальная ядерная баллистическая ракета предусматривала 4 вида боевого оснащения – с разделяющимися, маневрирующими и моноблочными головными частями.

КБ «Южное» после смерти знаменитого М.К. Янгеля возглавил академик В.Ф. Уткин. Создавая новую ракету, получившую обозначение Р-36М, применяли весь опыт, накопленный коллективом при создании предыдущих моделей ракет. В целом это была новая ракетная система с уникальными ТТХ, а не модификация Р-36. Разработка Р-36М шла параллельно с проектированием других ракет третьего поколения, общими особенностями ТТХ которых были:

  • применение РГЧ ИН;
  • использование автономной системы управления с БЦВМ;
  • размещение командного пункта и ракет в сооружениях высокой защищенности;
  • возможность дистанционного переприцеливания непосредственно перед пуском;
  • наличие более совершенных средств преодоления ПРО;
  • высокая боевая готовность, обеспечивающая быстрый пуск;
  • использование более совершенной системы управления;
  • повышенная живучесть комплексов;
  • увеличенный радиус поражения объектов;
  • повышенные характеристики боевой эффективности, которые обеспечивает увеличенная мощность, скорость и точность ракет.
  • радиус зоны поражения Р-36М блокирующим ядерном взрывом уменьшен в 20 раз по сравнению с ракетой 15А18, стойкость к гамма-нейтронному излучению повышен в 100 раз, стойкость к рентгеновскому излучению — в 10 раз.

История создания

Работы над баллистической ракетой для подводных лодок четвёртого поколения «Борей» начались в СССР в конце 1980-х годов.

Первоначально для применения на этих АПЛ разрабатывалась ракета «Барк». За её основу была взята трёхступенчатая жидкостная ракета Р-39Р, которой вооружались тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» — самые большие подлодки в мире.

  • Атомная подводная лодка проекта 955А «Борей-А»
  • globallookpress.com

Этот проект вело «КБ машиностроения». Однако первые три испытательных пуска Р-39УТТХ «Барк» были неудачными: вес ракеты оказался выше установленного в техническом задании. Это означало, что для её эффективного использования пришлось бы переделывать весь проект подлодок «Борей».

В 1998 году работы по проекту «Барк» были свёрнуты. Разработку новой ракеты для «Бореев», впоследствии названной «Булавой», поручили Московскому институту теплотехники (МИТ) — создателю ракет «Тополь» и «Тополь-М».

Также по теме


«Малошумность, многофункциональность, высокая автономность»: как подводная лодка «Магадан» усилит Тихоокеанский флот

В состав Тихоокеанского флота ВМФ России вошла новая дизель-электрическая подводная лодка «Магадан». До 2024 года ТОФ получит шесть…

МИТ ещё с начала 1990-х занимался эскизным проектированием баллистической ракеты морского базирования. Для ускорения работ конструкторы отказались от пусков со специального погружаемого стенда.

После успешных испытаний с макетом «Булавы» было принято решение перейти к тестовым пускам с подлодки «Дмитрий Донской» модернизированного проекта «Акула».

В 2004 году были произведены бросковые испытания из подводного положения. Затем в 2005 году — испытательные пуски из надводного и подводного положения. После этого занимавший тогда пост министра обороны РФ Сергей Иванов заявил, что ракета будет принята на вооружение к концу 2007 года. Однако принятие «Булавы» откладывалось из-за ряда технических проблем на последующих пусках.

С 2011 пуски ракеты проводились с подлодки «Юрий Долгорукий» — головного корабля проекта 955 «Борей», а в 2013 году она была принята на вооружение.

Первые межконтинентальные

В 1954 г. началась разработка первой в СССР межконтинентальной ракеты (МБР) Р-7, легендарной «семерки». После успешных пусков в 1957 г., в 1960 г. Р-7 приняли на вооружение. Незадолго до этого, в 1959 г., в СССР появился новый род войск – Ракетные войска стратегического назначения (РВСН).

Первая советская межконтинентальная ракета Р-7 на пусковой установке. 1960 г.

Основой ядерных сил США стала МБР SM-65 «Атлас», принятая на вооружение в том же 1959 г. И советская, и американская ракеты несли термоядерные боеголовки. Окислителем ЖРД этих ракет был жидкий кислород, который быстро испарялся. Поэтому ракету заправляли кислородом непосредственно перед стартом, что занимало несколько часов, а будучи заправленной, ракета не могла долго ждать запуска.

Что это за нагрузка?

Баллистическая ракета состоит из 2 главных частей – разгоняющей (первая) и другой, ради которой, собственно и был затеян разгон. Вторая часть представляет собой несколько больших многотонных ступеней, которые забиты топливом и имеют снизу двигатель (у каждой свой). Они придают необходимое направление и скорость движение головной части ракеты. Разгонные ступени, постоянно сменяя друг друга, ускоряют эту головную часть по направлению района ее будущей цели.

Головная часть ракеты представляет собой сложный груз, состоящий из многих элементов. Он содержит боеголовку (или несколько), платформу, где эти боеголовки находятся вместе с другими компонентами (по типу противоракет противника и средств обмана радаров), и обтекатель. Кроме того в головной части есть сжатые газы и топливо. Вся головная часть не полетит к цели. Она, как и сама баллистическая ракета будет разделена на многие элементы и перестанет существовать как единое целое. Обтекатель отделится от нее еще недалеко от района пуска, при работе второй ступени, и где-то упадет там по дороге. Платформа развалится при входе в воздух района падения. До цели сквозь атмосферу дойдут только элементы одного типа. Боеголовки. Вблизи они выглядят как вытянутый конус длиной 1-1,5 метра, в основании с туловище человека. Нос конуса немного затупленный или заостренный. Этот конус представляет собой специальный летательный аппарат, основная задача – доставка оружия к цели. Позже мы вернемся к боеголовкам и поговорим о них подробнее.

«Сатана» SS-18 (Р-36М) | Скорость 7,3 км/с

«Сатана» SS-18 (Р-36М) — самая мощная и быстрая ядерная ракета в мире со скоростью 7,3 км в секунду. Предназначена она, прежде всего, для того чтобы разрушать самые укрепленные командные пункты, шахты баллистических ракет и авиабазы. Ядерная взрывчатка одной ракеты может разрушить большой город, весьма большую часть США. Точность попадания – около 200-250 метров. Ракета размещается в самых прочных в мире шахтах. SS-18 несет 16 платформ, одна из которых загружена ложными целями. Выходя на высокую орбиту все головки «Сатаны» идут «в облаке» ложных целей и практически не идентифицируются радарами».

Р-12У | Скорость 3,8 км/с

Р-12У — самая быстрая ракета средней баллистической дальности с максимальной скоростью 3,8 км в секунду открывает рейтинг самых быстрых ракет в мире. Р-12У являлся модифицированным вариантом Р-12. Ракета отличалась от прототипа отсутствием промежуточного днища в баке окислителя и некоторыми незначительными изменениями конструкции — в шахте нет ветровых нагрузок, что позволило облегчить баки и сухие отсеки ракеты и отказаться от стабилизаторов. С 1976 года ракеты Р-12 и Р-12У начали сниматься с вооружения и заменяться на подвижные грунтовые комплексы «Пионер». Они были сняты с вооружения в июне 1989 года, и в период по 21 мая 1990 года на базе Лесная в Белоруссии были уничтожены 149 ракет.

Межконтинентальное оружие: теория управления и составляющие

Многоступенчатые баллистические ракеты носят название межконтинентальных. Такое название появилось неспроста: из-за большой дальности полета становится возможным перебросить груз на другой конец Земли. Основным боевым веществом (зарядом), в основном, является атомное либо термоядерное вещество. Последнее размещается в передней части снаряда.

Далее в конструкции устанавливается система управления, двигатели и баки с топливом. Габариты и масса зависят от требуемой дальности полета: чем больше расстояние, тем выше стартовый вес и габариты конструкции.

Баллистическую траекторию полета МБР отличают от траектории иных ракет по высоте. Многоступенчатая ракета проходит процесс запуска, затем на протяжении нескольких секунд движется вверх под прямым углом. Системой управления обеспечивается направления орудия в сторону цели. Первая ступень привода ракеты после полного выгорания самостоятельно отделяется, в этот же момент запускается следующая. При достижении заданной скорости и высоты полета ракета начинает стремительно двигаться вниз к цели. Скорость полета к объекту назначения достигает 25 тыс. км/ч.

Ракетно-ядерный щит

В настоящее время наземная компонента ядерной триады – российские баллистические ракеты представлена несколькими комплексами.

Старт баллистической ракеты Р-36

Комплекс Р-36 (модификации – Р-36М УТТХ, Р-36М2 «Воевода» и Р-36М3 «Икар») – совместное детище главных конструкторов КБ «Южное» М.К. Янгеля и В.Ф. Уткина. Состоит на вооружении с середины 70-х годов. У наших вероятных противников он значится, как SS-18 и «Сатана».

Ещё один комплекс — УР-100Н создавался коллективом ОКБ-52 при ведущей роли Ю.В. Дьяченко. По натовской и американской классификации имеет обозначение «Стилет» и SS-19. Оба комплекса жидкостные, двухступенчатые, шахтного типа с многоблочными боевыми частями, способными преодолевать эшелонированную противоракетную оборону.

Первая ступень ракеты УР-100 с маршевыми двигателями

Однако, ничуть не умаляя выдающихся возможностей Р-36 и УР-100 и их значения для обороны страны, приходится констатировать, что они устарели и нуждаются в замене. В 2018-2020 годах на смену Р-36 должна прийти российская баллистическая ракета нового поколения «Сармат».

На рубеже 80-90-х годов был разработан уникальный ракетный твердотопливный комплекс РТ-2ПМ2, который больше известен как «Тополь-М». Специалисты Московского института теплотехники и их коллеги из КБ «Южное» создали два варианта «Тополя» – шахтный и мобильный.

Комплекс Тополь

Но если предыдущие комплексы – детища советского ВПК, то баллистическая ракета РС-24 «ЯРС» – уже российская разработка Московского института теплотехники. Возглавлял проект академик Ю. С. Соломонов. На боевую службу «ЯРС» заступил чуть больше четырёх лет назад.

Комплекс ЯРС РС-24

Тактические ракеты появились в начале 60-х годов. Первой «ласточкой» стал комплекс «Луна», оснащённый неуправляемой ракетой с дальностью стрельбы около 70 км. Продолжением этой темы стали российские комплексы «Точка У» и «Искандер».

Групповой пуск ракет Искандер

Первый подводный баллистический ракетный комплекс Р-29 был разработан 40 лет назад в прославленном уральском КБ им. Макеева. Ракетный комплекс «Булава» создавался в Московском институте теплотехники, и после нескольких лет неудач наконец «встал в строй».

Старт Булавы

Само понятие «ракеты России» невозможно представить без «семёрки» — знаменитой королёвской Р-7, первоначально «заточенной» под доставку «Кузькиной матери» — термоядерного заряда за океан. Однако судьба распорядилась по-иному, сделав её на десятилетия основной «рабочей лошадкой» советской космической программы и родоначальницей целого семейства отечественных ракет-носителей. Впереди старты её «внуков» — ракет нового поколения «Ангара».

Семейство ракет Р-7

https://youtube.com/watch?v=H9mJBDzpIps

«Тополь-М»

Испытания ракетного комплекса, ставшего вторым в семействе «Тополей», завершились в 1994 г., а спустя три года, он был поставлен на вооружение РВСН. Однако стать одной из главных составляющих российской ядерной триады ему не удалось. В 2017 г. МО РФ прекратило закупки изделия, сделав выбор в пользу РС-24 «Ярс».

Современный ракетоноситель России «Тополь-М» на параде в Москве

ТТХ РК стратегического назначения «Тополь-М»:

Наименование Значение Примечание
Длина и диаметр, м 22,55х17,5
Масса взлетная, т 47,2
Число ступеней, шт 3
Тип топлива твердое
Разгонная скорость, м/с 7320
Дальность полета максимальная, км 12000
Предельное отклонение от цели, м 150–200
Масса боезаряда, т 1,2
Тип заряда термоядерный, 1 Мт
Боевые блоки 1 неотделяемые
Вид базирования наземный в шахтах или на тягаче базой 16х16

ТОП — ракета российского производства. Выделяется высокой способностью противостоять западным системам ПВО, отличной маневренностью, малой чувствительностью к электромагнитным импульсам, радиации, воздействию лазерных установок. На данный момент на боевом дежурстве находится 18 мобильных и 60 шахтных комплексов «Тополь-М».

Принцип действия

Баллистические ракеты, как правило, запускают по траектории, близкой к оптимальной, учитывая меняющиеся с высотой плотность воздуха и силу земного притяжения. Обычно ракеты стартуют вертикально для более быстрого выхода из плотных слоёв атмосферы, так как на преодоление сопротивления воздуха расходуется до 17—20 % тяги двигателя. Получив после прохода тропосферы некоторую поступательную скорость в вертикальном направлении, ракета с помощью специального программного механизма, аппаратуры и органов управления постепенно из вертикального начинает переходить в наклонное положение в сторону цели.

К концу работы двигателя продольная ось ракеты приобретает угол наклона (тангажа), отвечающий наибольшей дальности её полёта, приблизительно 45°, который уменьшается с увеличением скорости ракеты, например при скорости в 7 км/с и дальности полёта несколько более 9000 км угол наклона составляет 26°, а скорость становится равной строго установленному значению, обеспечивающему эту дальность.

При полёте по оптимальной траектории при межконтинентальной дальности ракета поднимается на высоту до тысячи и более километров и при этом видна на радиолокаторах на очень большом расстоянии. Поэтому в реальных боевых условиях могут применяться более энергозатратные настильные траектории, высота апогея которых понижена до десятков километров.

После прекращения работы двигателя весь дальнейший свой полёт ракета совершает по инерции, описывая в общем случае почти строго эллиптическую траекторию. На вершине траектории скорость полёта ракеты принимает наименьшее своё значение. Апогей траектории баллистических ракет обычно находится на высоте нескольких сотен километров от поверхности земли, где из-за малой плотности атмосферы практически полностью отсутствует сопротивление воздуха.

На нисходящем участке траектории скорость полёта ракеты за счёт потери высоты постепенно увеличивается. При дальнейшем снижении в плотные слои атмосферы ракета проходит с огромными скоростями. При этом происходит сильный разогрев обшивки баллистической ракеты, и если не будут приняты необходимые предохранительные меры, то может произойти её разрушение.

Полет

Траектория межконтинентальной баллистической ракеты состоит из трех частей: части полета с двигателем; часть свободного полета, которая составляет большую часть времени полета; и фаза возвращения в атмосферу , когда ракета снова входит в атмосферу Земли . (Этапы полета баллистических ракет меньшей дальности — это, по сути, первые две фазы межконтинентальной баллистической ракеты, поскольку некоторые баллистические ракеты не покидают атмосферу.)

Баллистические ракеты могут запускаться со стационарных площадок или мобильных пусковых установок, включая транспортные средства (например, транспортные установочные пусковые установки (TEL) ), самолеты , корабли и подводные лодки . Полетная часть с приводом может длиться от нескольких десятых секунды до нескольких минут и может состоять из нескольких ступеней ракеты .

Когда топливо исчерпано, тяга больше не создается, и ракета переходит в режим свободного полета. Для преодоления больших расстояний баллистические ракеты обычно запускаются в высоко подорбитальный космический полет ; для межконтинентальных ракет максимальная высота ( апогей ), достигаемая во время свободного полета, составляет около 2000 километров (1200 миль).

Этап повторного входа начинается на высоте , где атмосферное торможение играет существенную роль в ракетной траектории , и продолжается до ракетного удара .

Возвращаемые аппараты повторно входят в атмосферу Земли на очень высоких скоростях, порядка 6–8 километров в секунду (22 000–29 000 км / ч; 13 000–18 000 миль в час) на дальностях межконтинентальных баллистических ракет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector