Новейший авианосец россии: планы на будущее, проблемы с флотом рф, пополнение и модернизация
Содержание:
- Что известно о новом судне
- Каким должен быть новый авианесущий крейсер?
- Какие преимущества получит Россия от создания суперавианосца
- Основные постулаты современной стратегии ВМФ
- Характеристики нового суперавианосца
- Так каким он будет: крейсером или плавучим аэродромом?
- Какую будет иметь конструкцию?
- Силовая установка
- Неатомные особенности
- Почему дальше не развивается концепция «Кузнецова»?
- Быть или не быть?
- Больше фрегатов
- Новые самолеты
- Вооружение
- Какие корабли сейчас стоят на вооружении ВМФ РФ
- Как с этим дела обстояли в СССР?
Что известно о новом судне
Впервые модель такого корабля как Авианосец 23000 «Шторм» была продемонстрирована на международной выставке, посвящённой военно-морскому делу. Презентация прошла в режиме секретности в г. Санкт-Петербург в 2013 году. Общественности модель судна была представлена спустя два года на военно-техническом международном съезде «Армия-2015», который прошёл в г. Кубинка Московской области.
В 2016 году решили назвать судно – «Маршал Советского Союза Жуков». Заниматься сооружением суперавианосца, возможно, будут такие предприятия: дальневосточный государственный завод «Звезда», санкт-петербургский «Балтийский завод», северодвинский «Севмаш» или крымский «Залив».
Рекомендуется к прочтению: Авианосец Ляонин
Возведение корабля, вероятно, начнётся в 2019 году и займёт около 10 лет. Многих интересует, когда спустят на воду авианосец «Шторм». Завершение сооружения судна ожидается в 2030 году. Проект обойдётся госбюджету, вероятно, в 350 миллиардов рублей. Реальную смету строительства обнародуют, когда будет готов авианосец «Шторм». Наверно, сам корабль обойдётся казне в 3-10 млрд. долларов. Необходимо также построить эсминцы и фрегаты, которые войдут в авианосную группу, то есть будут сопровождать суперавианосец.
Для нового огромного судна нужно строительство специальных причалов и береговых сооружений. На их возведение потребуется дополнительное финансирование. В России на данный момент нет порта, который смог бы принять такой суперкорабль.
Каким должен быть новый авианесущий крейсер?
В общем-то, теми же самыми соображениями руководствовались и те специалисты, которые впервые выдвинули проект «Шторма». Во-первых, это должен быть самый большой авианосец в истории советского и российского флота. Водоизмещение – не менее 100 000 тонн, общая длина – в пределах 350 метров. Сообщается, что максимальная скорость должна достигать 30 узлов, но…
В этой связи между конструкторами и специалистами из ВМФ опять начались трения по поводу используемой силовой установки. Кто-то продолжает настаивать на котлотурбинном варианте, в то время как прочие судостроители говорят о крайней необходимости монтажа атомного реактора.
Впрочем, есть и вполне адекватный компромиссный вариант: основной двигатель – атомный реактор, дизель – на роли вспомогательного движка, при помощи которого корабль сможет дотянуть до ближайшего порта при возникновении каких-то проблем.
Если посмотреть на самый большой авианосец в виде макета, то можно увидеть практически «голую» палубу. Вместо огромной островной настройки – сравнительно компактные вышки управления. Такой подход не только упрощает посадку и экономит место на корабле, но и делает его менее заметным. Кроме того, на сей раз адмиралы ВМФ РФ решили, что одного трамплина мало: отныне их два (второй – меньших размеров, с другим направлением взлета).
Какие преимущества получит Россия от создания суперавианосца
Авианосец – это обязательное судно, которое должно находиться во флотилии любой крупной державы. Подобного рода корабли создают в США. Они имеются у морских сил Франции, Англии, Китая. После реализации проекта Россия станет ещё одной страной (после США), которая сможет построить судно такого высокого класса.
Авианосец нового поколения «Шторм» – это целый плавучий аэродром, который будет работать в океане. Присутствие корабля обеспечит воздушное и морское патрулирование, охрану и контроль над морской границей России. На палубе суперавианосца смогут разместиться боевые летательные аппараты с вертикальным и обычным взлётом и посадкой. Правда, авианосец нуждается в сопровождении – вместе с ним должно находиться несколько десятков судов и кораблей.
Стоит отметить, что даже в США плавучие аэродромы не пользуются особой популярностью. Авианосцы вряд ли смогут стать решающим оружием в возможной войне. Они слишком уязвимы – всего лишь одна ракета может уничтожить огромный корабль. Однако авианосец с боевой авиацией на борту демонстрирует военную мощь державы и является выгодным средством борьбы с врагом, у которого ограниченное вооружение. Подобные корабли подвергаются серьёзным рискам лишь в районе досягаемости береговых ракетных установок. Однако с помощью авианосца можно контролировать торговые маршруты на удалённом от берегов расстоянии.
Для борьбы с флотом США целесообразнее использовать подлодки. Авианосец удобен для ведения войны с небольшими террористическими группировками, например, на Ближнем Востоке. Теоретически с его помощью можно добиваться поставленных задач в любых регионах Мирового океана. Авианосец «Шторм» изменит военно-морскую стратегию российской державы. С помощью этого нового судна будут осуществляться любые военные операции посредством мобильной авиагруппы.
Авианосец типа «Шторм» вряд ли разместят в черноморском регионе. В этом районе вражеские корабли оказываются в радиусе действия береговых ударных систем и нахождение суперавианосца в Чёрном море лишено всякого смысла. В перспективе «Шторм» сможет работать в средиземноморье, а это приведёт к изменению соотношения сил в том регионе. С помощью крейсера будет осуществляться поддержка дружественных и лояльных к России стран Персидского залива.
Новый корабль, вероятнее всего, войдёт в состав Северного Флота. Находясь в акватории Северного Ледовитого океана, у корабля будет возможность без труда попасть в Атлантический океан. «Шторм» в перспективе сможет работать в Арктике. Новое судно будет на равных конкурировать с американскими и канадскими кораблями, которые, находясь в Заполярье, обеспечивают разработку природных ресурсов этого района.
Новое огромное судно сможет работать в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Этот район в последние годы стал зоной острых международных противоречий. Появление суперавианосца сместит соотношение сил в пользу российского государства, ослабит влияние Японии и НАТО.
Не исключено, что «Шторм» сможет заинтересовать иностранных клиентов. Планируется экспортировать корабль в разные страны. Потенциальными заказчиками российских судостроителей являются Китай и Индия.
Независимо от того, где разместится новый суперавианосец, он изменит геополитическое соотношение сил данного региона. «Шторм» станет первым в мире кораблём, палуба которого будет приспособлена для самолётов пятого поколения. Речь идёт о многоцелевых истребителях Су-57. Такого рода самолёты обладают большой дальностью поражения и суперскоростью (2 600 км/ч). Дуэт «Шторма» и Су-57 – это бесспорное преимущество на воде и в воздухе.
Несмотря на высокую стоимость сооружения, «Шторм» имеет свои «плюсы». У ВМФ появится возможность использовать авиацию в любой точке мира. Эти корабли будут перевозить штурмовики и истребители, которые можно использовать в локальных конфликтах. Летательные аппараты, входящие в состав палубного крыла, способны осуществлять аэроразведку. Это позволить вовремя обнаружить любую угрозу и адекватно на неё отреагировать.
На авианосце будет сосредоточен пункт управления всеми кораблями группы. Современная автоматизированная система будет принимать, обрабатывать и передавать информацию от суден, подлодок и самолётов. Благодаря «Шторму» в разы увеличится боевая сила российского флота. Чтобы максимально эффективно охранять морские границы державы, необходимо иметь как минимум по одному суперавианосцу в Северном и Тихоокеанском флоте.
Основные постулаты современной стратегии ВМФ
Вездесущие американцы, у которых со времен ВОВ имеется огромный опыт в вопросе использования авианосцев, уже давно выявили два их ключевых преимущества – мобильность и независимость. В отличие от сухопутной базы, которую нужно организовать и перебросить туда всю необходимую технику и снаряжение, авианосец полностью самодостаточен. Его в краткие сроки можно перебросить туда, где он необходим, а затем, по мере решения проблем, столь же быстро убрать. С помощью авиагруппы можно быстро нарастить свое присутствие в конкретном регионе. Наконец, это опять-таки вопрос престижа: способность «поиграть мышцами» — важный козырь при переговорах. Конечно, армия дает такую возможность, но переброска необходимо числа войск – дело очень сложное и чертовски дорогое, сопряженное с многочисленными и далеко не всегда благожелательными переговорами с правительствами тех стран, по территории которых будет пролегать маршрут. Авианосцы позволяют игнорировать практически все эти проблемы.
В руководстве отечественного ВМФ на проблему тяжелых авианесущих кораблей есть две диаметрально противоположных точки зрения: «Да, еще как нужны!», и «Нет, для чего нам эти пожиратели денег?». Словом, до единства мнений нам пока что очень далеко, но все же проект 23000 «Шторм» уже существует. Кроме того, на фоне истории со злосчастными «Мистралями», когда первые лица оборонного ведомства во всеуслышание заявляли о «создании новых авианосцев взамен французских судов», это уже вопрос престижа.
Характеристики нового суперавианосца
По основным параметрам корабль будет похож на американский «Gerald R. Ford». Русский авианосец «Шторм» будет иметь длину приблизительно 330 м, ширину – 40 м, минимальную осадку – 11 м. Показатель водоизмещения не будет превышать 100 тысяч тонн. Скорость хода – около 30 узлов. Автономность плавания – приблизительно 120 суток. На нём может одновременно находится пять тысяч человек экипажа. Срок службы боевого корабля – около пятидесяти лет.
Суперкорабль получит ледовый класс и сможет работать в ледовых широтах. У авианосца будут палубные надстройки для постов наблюдения и размещения командного состава. В качестве стартовых систем предложено использовать разгонные устройства и трамплины.
Предполагается, что на корабле будет установлена обыкновенная силовая установка, её в случае необходимости поменяют на ядерную. Возможно, на судне разместятся атомные реакторы «Ритм-200», которые предварительно испытают на ледоколе «Арктика».
Полётная палуба корабля будет иметь 4 стартовые позиции. Её оснастят двумя традиционными трамплинами и двумя электромагнитными катапультами. Посадка самолётов будет обеспечиваться одним аэрофинишером. На палубе сможет разместиться около 90 экземпляров авиатехники. Авиация сможет летать в шторм, сила которого – 7 баллов.
Виды летательных аппаратов, которые смогут разместиться на палубе корабля:
- истребители: МиГ-29 К, СУ-57, СУ-33 М, СУ-35 К;
- вертолёты: Ка-27, Ка-32, Ка-52;
- самолёты Як-44 Э.
Летательные аппараты смогут уничтожать наземные объекты врага и обеспечивать собственную ПВО. Их можно применять для противолодочного и противокорабельного сражения.
Так каким он будет: крейсером или плавучим аэродромом?
И снова возвращаясь к теме многострадального «Кузнецова». Он, по сути, представляет собой именно концепцию авианесущего крейсера, но никак не авианосца в классическом понимании этого термина. Судите сами: мощное зенитное, ракетное и противолодочное вооружение, авиакрыло и противолодочные вертолеты… Создается обманчивое впечатление, что этот монстр может действовать как отдельная боевая единица, но это не так.
Во-первых, используемые самолеты Су-33 – чистой воды перехватчики. Во-вторых, полное отсутствие ДРЛО. В-третьих, малая численность авиационной группировки. В-третьих, приходится иметь на борту огромное количество технического состава, вообще никак не относящегося к самолетам. Отразить атаку подлодок противника в одиночку такой корабль все равно не сможет, а количество самолетов на нем в современных условиях как-то не впечатляет.
Проще говоря, авианосцы проекта 23000э (к ним относится и «Шторм») должны быть именно мобильными плавучими аэродромами, за оборону которых отвечают специализированные корабли. Примечательно, что в СССР это понимали, и защищать авианосцы должны были ТАКР. Но затем, из-за провальной экономической ситуации, полноценные АУГ так и не были созданы.
Конечно, никто не говорит, что судно будет вообще лишено средств защиты, но делать из него аналог «авианесущего ударного крейсера» все же не стоит, так как назначение у корабля абсолютно другое.
Какую будет иметь конструкцию?
Для того чтобы будущий авианосец эффективно использовался Воздушно-морским флотом РФ, он будет оснащаться полноценной авианосной группой. Как считают военные эксперты, она должна состоять как минимум из двух ракетных крейсеров, трех эсминцев, двух атомных подводных лодок и нескольких кораблей, выполняющих снабжающую функцию. Для такой авианосной группы обязательно должна быть создана необходимая инфраструктура.
Согласно проекту, многоцелевой авианосец «Шторм» будет относиться к ледовому классу. Планируется обеспечить приспособленность судна для выполнения боевых задач в любых условиях как в теплых, так и в холодных широтах. Одним из стратегически важных для Российской Федерации регионов является Арктика. На данном этапе этот край плохо освоен, но по уже имеющимся данным богат большими запасами углерода (25 процентов от мировых залежей).
Планируется оснащение авианосца командным мостиком, радиоэлектронным оборудованием, средствами связи и палубными надстройками, на которых будут расположены наблюдательные посты.
Предполагаемые параметры:
- Длина 330 м.
- Ширина– 40 м.
- Максимальная осадка – 11 м.
- Водоизмещение – 100 тыс. тонн.
- Автономный ход 120 суток.
- Скорость 30 узлов (57 км/ч).
- Боевой запас с300 единиц бомб и ракет.
- Мореходность авианосца семь баллов.
- Экипаж авианосца «Шторм» будет состоять из пяти тысяч человек.
При помощи силовой установки авианосец «Шторм» будет приходить в движение. Планируемая силовая установка относится к смешанному типу. В ее состав войдут атомный и газотурбинный блоки.
В новом проекте большое внимание конструкторы уделили дизайну. Его улучшения дадут возможность понизить во время движения авианосца сопротивление воды до двадцати процентов
В результате это положительно отразится на скорости судна и позволит экономить топливо.
Военные эксперты не исключают возможных изменений базовых параметров авианосца. В связи с этим Министерством обороны Российской Федерации пока не подписан контракт по его строительству.
Силовая установка
Наконец, главным недостатком пока что единственного отечественного авианосца является его котлотурбинная энергетическая установка. Точнее говоря, огромным недостатком. Подобные движки сильно устарели еще к 80-м годам прошлого века. Традиционно считалось, что корабль с атомным реактором слишком дорого обходится… но ТАКР «Петр Великий» постоянно бороздит моря в ходе очередного похода, в то время как «Кузнецов» примерно 70% времени проводит в доках судоремонтного завода.
Проще говоря, новый авианосец «Шторм» в обязательном порядке должен быть оборудован именно атомной силовой установкой, иначе печальная история с постоянными ремонтами повторится. И еще. Как это ни прискорбно, но СССР, выделяя колоссальные средства на постройку АПЛ и ТАКР, до обидного мало уделял внимания возведению соответствующей береговой инфраструктуры. Так что при постройке следующего корабля этого класса должны быть соблюдены сразу несколько условий:
- Это должен быть атомный авианосец.
- В его авиационную группировку должны входить специализированные самолеты ДРЛО и РЭБ.
- Желательно, чтобы на борту имелся противолодочный корабль.
- Иметь не менее 70-75 самолетов в составе основного авиационного крыла.
- Для него обязательно должна быть предусмотрена вся необходимая инфраструктура в порту приписки.
Неатомные особенности
В разговоре с RT научный руководитель центра Павел Половинкин отметил, что на сегодня идёт поиск оригинальных решений, которые при минимальном объёме и водоизмещении позволяют получить полноценный авианесущий корабль. Добиться этого удалось с помощью конструкции корпуса по типу полукатамарана.
- Сренд ФГУП «Крыловский государственный научный центр» на военно-морском салоне в Санкт-Петербурге
«С помощью оригинальных решений, испытаний корпуса, расчётов оценки боевой эффективности мы добьёмся того, что это будет полноценный авианосец. Основной характеристикой авианосца является состав летательных аппаратов. Там будут представлены все типы летательных аппаратов — от разведки и РЭБ до бомбардировщиков и штурмовиков», — рассказал Половинкин.
Согласно проекту, это позволит авианосцу нести до 24 тяжёлых истребителей Су-33 или лёгких истребителей МиГ-29К, четыре самолёта РЛДН и 12 многоцелевых вертолётов Ка-27. Новые решения в плане конструкции обводов корпуса, а также увеличения площади палубы позволят выполнить параллельное размещение стартовых позиций для самолётов.
Другой отличительной особенностью этого авианосца стала газотурбинная энергетическая установка мощностью 80 МВт. Это обеспечит кораблю полное электродвижение, по аналогии со строящимися авианосцами ВМС Великобритании класса Queen Elizabeth. Длительность автономного плавания российского многоцелевого авианосца составит 45 суток.
По словам Павла Половинкина, авианосец с газотурбинной установкой в этом плане ничем не уступает атомным аналогам. Кроме того, использование ГЭУ позволит минимизировать возможный риск при разрушении атомной установки.
Также по теме
На замену «Мистралям»: к 2030 году Россия получит три авианесущих корабля
ВМФ России получит отечественную замену французским «Мистралям». К 2025 году планируется закончить строительство двух универсальных…
«Во всём мире появляется высокоточное оружие с высокой пробивной способностью, которое может поразить любую цель и пройти любую преграду. По мере распространения гиперзвукового оружия безопасность авианосцев с атомными установками будет под большим вопросом», — отметил научный руководитель центра.
При этом Половинкин подчеркнул, что на данный момент атомная энергетика является лучшим способом обеспечить автономность тяжёлых боевых кораблей.
«Но надо идти в ногу со временем. Раз появилось такое оружие, мы должны оценить, можем ли мы ему противодействовать и защищаться от него. Нужно разработать альтернативные варианты», — отметил он.
Атомная силовая установка позволяет авианосцам не заходить в порты и повышает автономность, напомнил в беседе с RT Виктор Литовкин.
«Она может работать несколько лет без дополнительного обслуживания, а газотурбинная требует всё время пополнения топливом. Кроме того, атомная установка мощнее, чем газотурбинная», — подчеркнул эксперт.
Почему дальше не развивается концепция «Кузнецова»?
Во-первых, дело не столько в самом корабле, сколько в полном отсутствии необходимой для него инфраструктуры. Так, международный опыт однозначно показывает, что авианосец в море – одна огромная мишень для подлодок и надводных кораблей противника. Чтобы не потерять столь ценное судно в первом же походе, его отправляют действовать не в одиночку, а в составе АУГ, то есть авианосной ударной группировки.
Вот в этом-то и загвоздка… У нас есть корабли для формирования такого рода команды, но за всю историю единственного отечественного авианосца учений по их боевому взаимодействию в составе единой группы не проводилось ни разу. Так что реального опыта использования АУГ у нас просто нет, а потому российский авианосец «Шторм» должен в этом плане стать настоящим «первопроходцем», на котором все эти идеи будут проверяться на практике.
Во-вторых, есть большая проблема со специализированными самолетами ДРЛО и РЭБ. Когда они появятся (и появятся ли) и в каком количестве, неизвестно. Также специалисты предупреждают, что нашему флоту срочно требуются самолеты противолодочной обороны. Да, у нас есть легендарные вертолеты Ка-29/32, но для некоторых задач эффективнее все же самолеты.
Быть или не быть?
Проект 11430 «Ламантин» по своим ТТХ на порядок превосходит имеющийся в распоряжении ВМФ России тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) Адмирал Кузнецов, спроектированный тем же Невским ПКБ. Его часто сравнивают с другим детищем «невцев» – недостроенным ТАВРК «Ульяновск» и неслучайно, так как «Ламантин» во многом повторяет конструктивные особенности последнего.
Ряд отечественных экспертов проводят сравнение между проектом 11430 и американскими авианосцами типа «Нимиц», которые сегодня эксплуатируются ВМС США. За океаном не склонны проводить подобные параллели, заявляя, что российский проект заметно уступает современным американским авианосцам. И уж никак «Ламантин», по словам американских военных, нельзя сравнивать с напичканным новейшим оборудованием атомным авианосцем «Джеральд Форд», чья стоимость переваливает за 17 млрд. долларов.
Между тем в России больше озабочены тем, как довести проект «Ламантин» до логического завершения. Инженер-конструктор НПКБ Александр Топориков, ориентируясь на опыт постройки советских кораблей класса ТАВКР, предполагает, что до стадии закладки корабля придется подождать 3-4 года. Однако нужно не забывать, что в распоряжении советской оборонной промышленности был мощнейший судостроительный комплекс в Николаеве, современная Россия не может похвастаться чем-то подобным.
Скептики затевают дискуссию о том, нужны ли вообще России авианосцы, учитывая слабости российского бюджета: по самым скромным подсчетам корабль типа «Ламантин» обойдется казне в 5 млрд. долларов
Даже принимая во внимание самые разнообразные схемы внебюджетного финансирования, головной болью для ВМФ станут расходы по эксплуатации авианосца
Больше фрегатов
В рамках госпрограммы вооружений на 2011–2020 годы ВМФ России должен был получить не меньше 14 фрегатов: шесть проекта 11356 (с возможным увеличением серии до 9–12 кораблей) и восемь проекта 22350. Строительство кораблей проекта 11356, в свое время начатое как средство компенсировать длительную и дорогостоящую доводку до ума новейшего проекта 22350, по иронии судьбы прекратилось первым — разрыв отношений с Украиной не позволил получить турбины для второй тройки кораблей, судьба которых до сих пор обсуждается: несмотря на сообщения о продаже недостроенных фрегатов этого проекта в Индию, периодически всплывают новости об их возможной достройке для ВМФ России.
Флот_1
Фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков» в составе отряда кораблей Северного флота во время перехода из Североморска в Кронштадт для участия в Главном военно-морском параде
Фото: commons.wikimedia.org/mil.ru
На проекте 22350 разрыв между Москвой и Киевом отразился тоже — доля украинских комплектующих в газотурбинных установках нового типа была заметно меньшей, и их производство было решено локализовать в России полностью. С вводом в эксплуатацию в 2017 году нового производства газовых турбин в Рыбинске стало возможным продолжение серийного строительства новых фрегатов, равно как и проектирование перспективных кораблей с газотурбинной энергетикой.
В 2021 году были окончательно решены и проблемы с вооружением корабля — в первую очередь со связкой зенитного ракетного комплекса «Редут» и радиолокационного комплекса «Полимент», приведение которых «к нормальному бою» заняло длительное время, что позволило ввести в строй головной фрегат «Адмирал Горшков». Решение этих двух основных проблем позволяет надеяться на оперативную (в течение 2–3 лет) передачу флоту остальных кораблей серии и ускорение постройки вновь закладываемых фрегатов.
Флот_2
Пуск ракеты зенитного ракетного комплекса «Редут» во время испытаний
Фото: youtube.com/Юрий Дмитриев
Два корабля — «Адмирал Амелько» и «Адмирал Чичагов», заложенные на Северной верфи в Санкт-Петербурге 23 апреля 2021 года, будут строиться по исходному проекту 22350 и не должны существенно отличаться по составу оборудования. Предполагается, что их постройка займет до пяти лет. Как сообщил в своем послании Федеральному собранию в марте этого года Владимир Путин, в ближайшие годы должны быть заложены пять кораблей дальней морской зоны, что заставляет предполагать закладку еще трех фрегатов этого проекта в течение 2020–2021 годов.
Помимо этого числа, до 2027 года флот в соответствии с сообщенными президентом России цифрами должен получить еще 16 кораблей дальней морской зоны (ДМЗ), и, скорее всего, речь пойдет уже о фрегатах модернизированного проекта 22350М и корветах проекта 20386. Названные сроки достаточно сжатые, и даже с учетом максимального использования отработанных промышленностью систем и нормального финансирования строительство фрегатов нового типа в самом лучшем случае займет не менее пяти, а корветов — четырех лет, что означает необходимость заложить все фрегаты, планируемые к закупке в рамках новой ГПВ-2018-2027, до конца 2022 года, а корветы — до конца 2023-го, рассчитывая, что отработка нового оборудования в процессе будет идти в том числе на ранее построенных кораблях.
Флот_3
Контр-адмирал в отставке, кандидат технических наук Всеволод Хмыров, президент РФ Владимир Путин, министр обороны РФ Сергей Шойгу, вице-премьер РФ Юрий Борисов и министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров (слева направо) на церемонии закладки двух серийных фрегатов проекта 22350 «Адмирал Амелько» и «Адмирал Чичагов» на судостроительном
Фото: ТАСС/Алексей Дружинин
По мнению ряда специалистов, наиболее адекватным путем решения проблемы нехватки кораблей дальней морской зоны является продолжение строительства корветов проекта 20380/385, за которыми уже стоит куда больший опыт и освоения промышленностью и эксплуатации флотом. Исходно являясь кораблями ближней морской зоны, эти достаточно сильно вооруженные и оснащенные корабли, могут использоваться и в ДМЗ, при необходимой поддержке со стороны сил обеспечения. Какое решение в итоге будет принято — пока неясно.
Новые самолеты
Кроме того, на макете нового авианосца видны сразу несколько типов самолетов и вертолетов. Их намного больше, чем есть на нашем «Кузнецове» или его индийском аналоге. Именно об этом мы и говорили выше.
Какие именно машины будет иметь новый авианосец «Шторм»? Основу составляют палубные версии истребителей Т-50, Миг-29К/КУБ, самолеты ДРЛО (!) и противолодочные вертолеты Ка-32. Таким образом, на борту предполагается разместить не менее 100 машин. Есть информация, что гидродинамические характеристики корпуса удалось изменить так, что расчеты показывают 20% снижение его сопротивляемости на ходу. А это – увеличенная автономность плавания и повышенная экономичность топлива (если все же предпочтут котлотурбинный вариант).
Вооружение
Проект «Шторм» (авианосец) предполагает наличие двух командных надстроек над палубой. Они сравнительно невелики, экономят полезное пространство корабля. За противовоздушную оборону корабля от возможных авианалетов противника будут отвечать сразу четыре зенитных модуля. Есть мнение, что для этой цели хотят использовать новейшие корабельные С-500. Такой комплекс (согласно предварительным характеристикам) может поражать практически все воздушные цели, движущиеся со скоростью до 7 тысяч м/сек.
Вообще о наборе собственного вооружения «Шторма» пока говорить еще очень рано, так как этот вопрос толком не проработан. Есть сведения, что корабль в обязательном порядке будет вооружен средствами противоторпедной защиты. Будет установлена новая радиолокационная станция с активной фазированной решеткой, усовершенствованные средства связи и РЭБ.
Сколько будет стоить авианосец нового поколения «Шторм» пока что неизвестно. Для сравнения, среднестатистический американский «Нимиц» стоит приблизительно пять миллиардов долларов. Индийский собрат «Кузнецова» в свое время обошелся Индии в два миллиарда, но здесь есть два обстоятельства: во-первых, корабль не строился, а лишь достраивался. Во-вторых, стоимость доллара с тех пор сильно снизилась.
Какие корабли сейчас стоят на вооружении ВМФ РФ
«Адмирал Кузнецов», хоть и многофункциональный, способен отражать массированные воздушные атаки, не имеет оснащения для борьбы с кораблями. Опционально эта возможность есть, но фактически противокорабельные ракеты с борта уходили только на испытаниях 1994 года. Ожидается переоснащение данным средством в ближайшую модернизацию.
Процесс строительства авианосца «Адмирал Кузнецов»
После сирийского конфликта начались слухи о скором списании ТАВКР, но информация явно преувеличена. Потенциал у машины все еще огромный и она успешно справляется с возложенными задачами. Кроме того, даже в сравнении с американским флотом, российский авианесущий крейсер не так стар и находится в удовлетворительном техническом состоянии.
Как с этим дела обстояли в СССР?
Увы, но так же
То есть неважно. Проблемам тяжелых кораблей с авиационной группой правительство Союза практически не занималось
Во многом объясняется это подковерными интригами. После Великой Отечественной о героических подвигах подводников и моряков Севморфлота практически забыли. «На коне» оказались генералы, практически полностью оттянувшие на себя все государственное финансирование. Опять-таки, свою роль сыграл вездесущий Никита Сергеевич Хрущев.
Едва не убив всю отечественную ствольную артиллерию в угоду ракетам, он практически «утопил» всю программу перевооружения флота. Более того, даже сами разговоры о строительстве авианосцев он воспринимал в штыки, так как считал их «оружием мирового империализма».
Когда же необходимость в кораблях такого класса стала очевидной (а произошло это в конце 70-х годов), то экономическая ситуация уже была не в пользу Советского Союза. Кроме того, было упущено драгоценное время, и никакого опыта в строительстве авианесущих крейсеров у страны не было. Но как же не раз нами упомянутый «Кузнецов»? Нельзя ли наладить постройку новых кораблей на базе того же проекта?
Увы, но нет. Опыт эксплуатации этого судна однозначно свидетельствует, что у него слишком много недостатков. Более того, «Кузнецов» точно не подходит на роль авианосца, так как физически им не является. Это тяжелый авианесущий крейсер. Сегодня ВМФ РФ нуждается, скорее, в плавучих аэродромах, с помощью которых можно быстро перебрасывать авиакрыло в требуемую точку.