Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. проект 667-б «мурена» (delta-i class)
Содержание:
- Техника и вооружение
- Конструкция
- Модификации
- Список построенных ПЛ проекта
- Проект российского подводного авианосца АТАКРП “Советский Союз” пр 941бис
- Конструкция атомной подводной лодки проекта 667 БДРМ
- Список построенных ПЛАРБ
- Проекты, созданные на основе РПКСН проекта 667А
- История создания
- Модификации
- Список построенных ПЛАРБ
- История создания
Техника и вооружение
Первый строительный участок
Лодки основаны на типе 209 , но имеют прочный корпус большего размера и поэтому больше не относятся к этому классу. Они являются предшественником немецкого типа 212 A, который имеет немного меньший и стандартный привод топливных элементов . В планировании и производстве участвовали израильские компании Elisra, Elbit и Israel Military Industries .
Лодки оснащены шестью торпедными аппаратами международного стандарта калибра 533 мм. Кроме того, они имеют четыре торпедных аппарата калибром 650 мм. Использование этих аппаратов для торпед ВМС Израиля представляется маловероятным, поскольку такие большие аппараты пока использовались ВМФ России только для торпед Тип 65 и ракет РК-7 .
Предполагается, что эти трубы могут быть использованы для запуска ядерных крылатых ракет, тип которых до сих пор точно не был известен. В 2003 и 2012 годах Der Spiegel сообщал, что Израиль превратил свои подводные лодки в носители ядерного оружия. Официального подтверждения с израильской стороны нет. Израиль не подписал Договор о нераспространении ядерного оружия и в 2010 году также выступил против необязательной резолюции МАГАТЭ, призывающей его подписать договор и разрешить инспекторам доступ на свои ядерные объекты. Popeye Turbo , модифицированный Harpoon или ракеты собственной разработки , вероятно, используются на «Дельфинах». Поскольку относительно небольшая дальность действия этих оригинальных ракет в несколько сотен километров вряд ли позволяет иметь какой-либо потенциал стратегического сдерживания для более удаленных стран, предполагается, что Израиль увеличил дальность действия ракет.
Второй и третий строительный участок
Три лодки второй строительной партии претерпели некоторые технические изменения и поэтому иногда называются классом Dolphin II или Dolphin AIP ( воздушно-независимая силовая установка ). При длине 68,6 м они длиннее, чем старые лодки (57,3 м). У них также есть привод на топливных элементах , который должен обеспечивать дальность полета не менее 15 000 морских миль. Сообщается о трех лодках третьей стройки, которые, как и их предшественники , должны иметь торпедные аппараты, пригодные для пуска крылатых ракет, и двигательную установку на топливных элементах.
По словам Отфрида Нассауэра , главы Берлинского информационного центра трансатлантической безопасности , использование топливных элементов дает Израилю более гибкие военные возможности для действий против Ирана, который считается самой большой угрозой для Израиля, поскольку он осуществляет свою собственную ядерную программу и . Нассауэр рассматривает доставку как противоречие политическим принципам федерального правительства. С другой стороны, можно увидеть долгую преемственность предыдущих правительств Германии, для чего считается смыслом существования, что федеральное правительство также поставляет военное оружие, такое как подводные лодки, как выражение исторической ответственности за Израиль.
Конструкция
Корпус
Лёгкий корпус имеет обтекаемую форму и выполнен из стали ЮЗ. Прочный корпус имеет форму цилиндра диаметром 9,4 м, выполнен из маломагнитной стали АК-29 толщиной 40 мм. Шпангоуты выполнены из симметричных сварных тавров. Переборки выполнены из стали АК-29 толщиной 12 мм, рассчитаны на давление 10 атмосфер и разделяют прочный корпус на 10 отсеков:
- торпедный отсек;
- аккумуляторный отсек, жилые помещения, офицерские каюты;
- центральный пост, пульт ГЭУ;
- ракетный отсек;
- ракетный отсек;
- дизель-генераторный отсек;
- реакторный отсек;
- турбинный отсек;
- турбинный отсек;
- электродвигательный отсек.
Шумность лодки на 4 узлах: 100—130 Дб на 1 Па на расстоянии 1 м
Модификации
Лодки проекта 629 модернизировались для оснащения различными новыми типами ракет и, таким образом, послужили полигоном для отработки всех типов БРПЛ, которые стояли на вооружении в 1960—2000 годах.
Проект 629А
Модель ПЛ проекта 629А
В июле 1962 года было принято решение модернизировать лодки проекта 629 по проекту 629А, предусматривающему установку ракетного комплекса Д-4 с ракетами Р-21. Проект был разработан с условием минимизации объёма работ по модернизации. Основные изменения претерпел 4-й отсек и его межкорпусное пространство. Устанавливались новые ракетные шахты и дополнительные балластные цистерны для предотвращения всплытия лодки после стрельбы.
Проект 629Б
Проект 629Б
Шестнадцатый корабль серии, К-142, был построен по изменённому проекту и предназначался для отработки твердотопливного ракетного комплекса Д-6 и жидкотопливного Д-4 с ракетой Р-21. После 27 запусков ракеты Р-21 она была принята на вооружение в составе комплекса Д-4.
Проект 629Р
Проект 629Р
В 1971—1972 годах на базе лодки типа 629 был разработан проект подводной лодки-ретранслятора 629Р, предназначенной обеспечивать устойчивую связь командования флота с надводными и подводными кораблями, находящимися в любой точке Мирового океана. Проект предусматривал демонтаж ракетного комплекса, кормовых торпедных аппаратов и навигационного комплекса «Плутон-629» для размещения антенн, радиооборудования и навигационного комплекса «Мост-У». Устойчивая одновременная работа на приём и на передачу обеспечилась путём разнесения приёмных и передающих антенн и дополнительной защитой приёмников от помех. Предусматривалось переоснащение четырёх лодок проекта 629: К-83, К-107, K-61 и К-113. Впоследствии от модификации К-113 отказались. Переоснащённые корабли получили названия БС-83, БС-107, БС-61. Все три корабля вошли в строй к 1978 году.
Проект 605
Проект 605
Лодка К-102 при переоборудовании была оснащена ракетным комплексом Д-5 с ракетами Р-27 и Р-27К (4К-18, SS-NX-13), предназначенными для поражения точечных целей на берегу и авианосцев соответственно. Первоначально планировалась установка шести ракет, однако в связи с ограничениями, чтобы не размещать два комплекта управляющей аппаратуры, ограничились четырьмя ракетами. Проект был разработан в 1968—1969 годах, переоборудование корабля завершилось к сентябрю 1973 года. Испытания ракеты прошли с 11 сентября 1973 года по 15 августа 1975 года. Другие корабли проекта 629 под эту ракету не переоборудовались. Ракетным комплексом Д-5 оснащались субмарины проекта 667А «Навага».
Проект 601
Проект 601
Лодка К-118 проекта 629 была модернизирована для испытания ракетного комплекса Д-9 с 6 ракетами типа РСМ-40 (Р-29). Проект требовал существенной переработки корабля, было заменено около 70% лёгкого корпуса и больше половины отсеков прочного корпуса. Испытания были начаты с 1976 года. После проведённых испытаний комплекс Д-9 поступил на вооружение. Им оснащались АПЛ проекта 667Б «Мурена». Планируется, что модификация этого комплекса, Д-9РМУ2, будет находиться на вооружении по крайней мере до 2020 года.
Проект 619
Модель проекта 619
Лодка К-153 была переоборудована для испытания ракетного комплекса Д-19 и получила наименование БС-153. Переоборудование было выполнено на «Северном машиностроительном предприятии», лодка была оснащена одной шахтой для запуска девяностотонной трёхступенчатой ракеты типа РСМ-52 (Р-39). Испытания прошли на Чёрном море в 1979 году, было выполнено семь запусков бросковых макетов. Впоследствии комплекс Д-19 устанавливался на самые большие лодки в мире — ТРПК СН (тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения) проекта 941 «Акула». В дальнейшем планировалось использовать для испытания ракетного комплекса Д-19УТТХ (Р-39УТТХ «Барк»).
Список построенных ПЛ проекта
- Б-92 (1958) с 1960 К-96, в 1969 модиф. по пр. 629А, с 1977 Б-96
- Б-40 (1959) с 1960 К-72, в 1972 модиф. по пр. 629А, с 1977 Б-372
- Б-41 (1959) с 1960 К-79, в 1968 модиф. по пр. 629А, с 1977 Б-79
- Б-42 (1959) с 1960 К-83, с 1977 Б-83, с 1979 — БС-83 и переоборудована по пр. 629Р
- Б-45 (1960) с 1960 К-88, в 1966 модиф. по пр. 629А, с 1977 Б-183
- Б-29 (1960) с 1960 К-61, в 1976 переоборудована по пр. 629Р и с 1977 БС-167
- Б-146 (1960) с 1960 К-113, в 1977 переоборудована по пр. 629Н и переименована в БС-113, с 1978 РЗС-97, с 1992 ПЗС-65
- Б-26 (1961) с 1960 К-36, в 1967 модиф. по пр. 629А, с 1977 Б-106
- Б-48 (1961) с 1960 К-91, в 1967 модиф. по пр. 629А, с 1977 Б-91
- К-93 (1961) в 1971 модиф. по пр. 629А, с 1977 Б-93
- К-110 (1961) с 1977 БС-110
- К-142 (1961) достроена по пр. 629Б, с 1977 Б-142
- Б-93 (1958) с 1960 К-126, в 1969 модиф. по пр. 629А, с 1977 Б-126
- Б-103 (1959) с 1960 К-129, в 1967 модиф. по пр. 629А, погибла на боевом дежурстве 8 марта 1968
- Б-109 (1959) с 1960 К-136, с 1977 БС-136
- Б-113 (1960) с 1960 К-139, в 1970 модиф. по пр. 629А, с 1977 Б-139
- Б-46 (1961) с 1960 К-75, в 1971 модиф. по пр. 629А, с 1977 Б-575
- Б-51 (1961) с 1960 К-99, в 1967 модиф. по пр. 629А, с 1977 Б-99
- К-163 (1962) в 1972 модиф. по пр. 629А, с 1977 Б-163
- К-107 с 1960 К-107, с 1977 Б-107 и переоборудована по пр. 629Р, с 1978 — БС-107
- К-118 (1960) с 1977 Б-118, переоборудована по проекту 601; с 1987 РЗС-439
- К-102 (1959) в 1970 переоборудована по проекту 605, с 1977 Б-102
- К-153 (1961) с 1977 БС-153, в 1979 переоборудована по проекту 619
Проект российского подводного авианосца АТАКРП “Советский Союз” пр 941бис
Главная » Альтернативное кораблестроение — Флоты которых не было » Проект российского подводного авианосца АТАКРП “Советский Союз” пр 941бис
Альтернативное кораблестроение — Флоты которых не былоАльтернативное кораблестроение — Флоты которых не было
boroda 01.03.2018 659
в Избранноев Избранномиз Избранного 0
АТАВКРП проекта 941бис был создан под руководством группы высших офицеров флота и КГБ СССР. В 1991 году они не пожелали нарушить присягу, данную стране, которая перестала существовать. Они, как многие думающие люди, надеялись, что это временное помешательство и страна будет восстановлена.
Однако было понятно, что просто так олигархат не сдаст свои позиции и, более того, наверняка позовет на помощь своих западных друзей. Исходя из этого нужно было создать вооруженное формирование, которое в нужный момент смогло бы выступить на стороне сторонников воссоздания страны. Было бы хорошо иметь некий резерв генеральной ставки в составе дивизиона эсминцев и парочки РПКСН.
Неслыханный уровень коррупции и предательства в высших эшелонах власти и руководства ВМФ не оставляли надежды на то, что хотя бы один корабль не пойдет под нож или не будет разворован. Кроме того, тотальный контроль со стороны НАТОвцев в рамках наблюдений по программе совместного уменьшения угрозы не позволял “спрятать” или законсервировать ни одного боеспособного корабля, не говоря уже о соединении.
Единственным решением оставалось создание чего-то нового. Основной проблемой такого строительства были деньги и секретность. Причем секретность должна была быть выведена на новый уровень – скрывать стройку нужно было не только от чужих, но и от своих.
Идея возможности постройки подводного авианосца базировалась на Рубиновском проекте транспортных ПЛ, основанных на пр 941. Основным заказчиком ТПЛ был Норильский никель.
Для финансирования проекта 941бис были найдены новые русские заказчики, которым понравилась идея возить подержанные машины из Японии в европейскую часть страны круглогодично СевМор путем.
Небольшая группа конструкторов из Рубина доработала проект ТПЛ, используя наработки проектов 621 (десантно-транспортный подводный крейсер), 717 (транспортно-десантная ПЛ, минный заградитель ), 748 и 664. Конструкторы трудились двумя группами: одна думала, что создает подводный ролкер для новых русских, и лишь вторая, весьма малочисленная, знала о настоящей цели проекта.
За основу были взяты корпусные конструкции ТК-210, которые якобы были ранее разобраны. По окончании строительства цивильной части крейсера, он перешел подо льдами на Дальний Восток, в рамках “ходовых испытаний”. Еще в середине перехода заказчику было заявлено, что в проекте были серьезные упущения и, что лодка как есть эксплуатироваться не может. Нужен долгосрочный ремонт – перестройка. В силу того что длительность жизни новых русских в то время была коротка, то претензии предъявлять было просто некому.
Американцы как-то вяло наблюдали за “Звездой” в то время, и крейсер поставили именно туда для вооружения и установки полетной палубы. Туда же в разобранном виде малой скоростью под видом цвет-мета из Крыма было привезено паровое бросковое устройство, а проще говоря – катапульта.
К 1995 году крейсер был готов. Авиакрыло было отобрано из ДВ эскадрилий, СУшки были просто-напросто куплены.
Строительство привлекало внимание. И никакие средства маскировки и дезинформации не могли предотвратить утечку информации
Единственным спасением секретности был уход в моря. Экипаж был подобран исключительно из добровольцев, причем подавляющее большинство из них не знало о существовании “Советского Союза” до момента всхода на борт.
18 ноября 1995 года в 00:00 часов по местному времени тяжёлый подводный авианесущий крейсер “Советский Союз”отдал швартовы и вышел на боевое дежурство, длина которому, как теперь понятно – жизнь….
* * *
Как всегда, модель изготовлена по аутентичным чертежам, все миллиметры подогнаны, и все заклепки посчитаны.
Оригинал – https://navyper.livejournal.com/86926.html
Конструкция атомной подводной лодки проекта 667 БДРМ
Головной корабль серии — атомную подлодку Б-51 «Верхотурье» — заложили на праздник, 23 февраля 1981 года. Для постройки кораблей этого проекта было выбрано основное предприятие советского атомного кораблестроения — Северодвинский машиностроительный завод «Севмаш». В течение 9 лет, начиная с 1981 года по 1990 год, предприятием было спущено на воду и введено в строй 7 кораблей проекта 667БДРМ. Последним кораблем этой серии стал РПКСН К-407 «Новомосковск».
Подводный ракетоносец «Верхотурье» получил ярко выраженный горб, в котором разместились 16 баллистических ракет. В классификации НАТО корабль получил шифр «Delta-IV», продолжая тем ряд боевых судов под шифром Delta. Размеры подлодки впечатляли. Длина корпуса лодки составила 167 м, а водоизмещение выросло до 11740 тонн. Атомная субмарина имела двухкорпусную конструкцию, ставшую традиционной для кораблей предыдущих серий. Прочный основной корпус корабля и переборки изготавливались из прочной стали, способной выдержать длительные интенсивные нагрузки и обладающей антикоррозийными свойствами. Конструкция корабля и прочностные характеристики материалов позволяли лодке опускаться на глубину до 600 м.
Основные узлы и агрегаты подводного корабля размещались на специальных амортизационных платформах, снижающих вибрацию и акустические шумы. Отсеки с энергетической установкой имели локальные звукопоглотители. Легкий корпус был покрыт специально разработанным для этих целей маскирующим материалом, обеспечивающим меньший гидроакустический фон корабля. Отличительной чертой субмарин проекта 667БДРМ стали гребные винты, которые имели пять лопастей, и обладали улучшенной гидроакустической картиной.
Во время боевых походов советские ракетные подводные крейсера «Екатеринбург» и «Подмосковье» сумели более недели оставаться в море незамеченными кораблями стран НАТО. Это стало причиной того, что американские субмарины вынуждены были приблизиться к местам постоянного базирования советских подлодок, подвергая себя большому риску быть обнаруженными.
Все корабли проекта получали автоматизированную систему управления вооружениями «Омнибус-БДРМ», с помощью которой осуществлялся анализ поступающей информации, определялись параметры боевого применения тактического оружия. Помимо этого лодки оснащались новым гидроакустическим оборудованием «Скат», имеющим две антенны. Одна антенна была расположена в носовом обтекателе, вторая — использовалась в буксируемом варианте. Ракетное вооружение обладало улучшенным навигационным комплексом «Шлюз», позволяющим с высокой точностью определять местоположение лодки во время пуска ракет.
Главной энергетической установкой для всех подлодок являлся ядерный реактор ВМ-4СГ, который обеспечивал паром две турбинные установки ОК-700А. Суммарная мощность двигательной установки составила 60 тыс. л. с. В качестве резервных двигателей на судах использовались электродвигатели по 225 л.с. каждый. Ядерная установка обеспечивала кораблям подводный ход со скоростью 24 узла.
Список построенных ПЛАРБ
Список построенных ПЛАРБ по проекту 667А | |||
---|---|---|---|
Северодвинск | |||
Номер | Дата вступления в строй | Дата списания на слом | Пререоборудованна по проекту |
К-137 | 6 ноября 1967 | 3 апреля 1994 | 667АУ |
К-140 | 30 декабря 1967 | 19 апреля 1990 | 667АМ |
К-26 | 3 сентября 1968 | 17 июля 1988 | 667АТ |
К-32 | 26 октября 1968 | 19 апреля 1990 | |
К-216 | 27 декабря 1968 | 1985 | |
К-207 | 30 декабря 1968 | 30 мая 1989 | |
К-210 | 6 августа 1969 | 17 июля 1988 | |
К-249 | 27 сентября 1969 | 17 июля 1988 | |
К-253 | 27 сентября 1969 | 24 июня 1991 | 667АТ |
К-395 | 5 декабря 1969 | 24 июня 1991 | 667АТ |
К-408 | 25 декабря 1969 | 17 июля 1988 | 667АТ |
К-411 «Оренбург» | 31 августа 1970 | 18 января 2009 | 09774 |
К-418 | 22 сентября 1970 | 17 марта 1989 | |
К-420 | 29 октября 1970 | 2004 | 667М |
К-423 | 13 ноября 1970 | 24 июня 1991 | 667АТ |
К-426 | 22 декабря 1970 | 19 апреля 1990 | |
К-415 | 30 декабря 1970 | 6 августа 1987 | |
К-403 «Казань» | 12 августа 1971 | выведен из состава в 2004 и передан гражданскому экипажу | |
К-245 | 16 декабря 1971 | 14 марта 1992 | 667АУ |
К-214 | 31 декабря 1971 | 24 июня 1991 | 667АУ |
† К-219 | 31 декабря 1971 | затонул 3 октября 1986 | 667АУ |
К-228 | 30 сентября 1972 | 3 сентября 1994 | 667АУ |
К-241 | 23 октября 1972 | 16 июня 1992 | 667АУ |
К-444 | 9 декабря 1972 | 30 сентября 1994 | 667АУ |
Комсомольск-на-Амуре | |||
Номер | Дата вступления в строй | Дата списания (на слом) | Пререоборудованна по проекту |
К-399 | 24 декабря 1969 | 1998 | 667АТ |
К-434 | 30 ноября 1970 | 17 марта 1989 | |
К-236 | 27 декабря 1970 | 1 сентября 1990 | |
К-389 | 25 ноября 1971 | 19 апреля 1990 | |
К-252 | 31 декабря 1971 | 17 марта 1989 | 667АУ |
К-258 | 30 сентября 1972 | 16 июня 1991 | 667АУ |
К-446 | 30 декабря 1972 | 17 марта 1993 | 667АУ |
К-451 | 7 сентября 1973 | 16 июня 1991 | |
К-436 | 5 декабря 1973 | 14 марта 1992 | 667АУ |
К-430 | 25 декабря 1974 | 12 января 1995 | 667АУ |
Проекты, созданные на основе РПКСН проекта 667А
Серия 667А была самой многочисленной среди всех проектов советских атомных подводных лодок и имела большое количество отдельных переоборудованных проектов.
Часто, выводимые по договору ОСВ-1 (Переговоры об ограничении стратегических вооружений) РПКСН использовались в ряде других (не только военных) экспериментальных проектов. Из РПКСН вырезались ракетные отсеки, вместо них встраивались новые, спроектированные для использования АПЛ в качестве носителя по соответствующим программам. некоторые проекты переоборудовали для научно-исследовательских работ по изучению Мирового океана, физических полей Земли и морского дна.
Список проектов, созданных на основании проекта 667А:
- Проект 667АУ «Налим»
- Проект 667АМ «Навага-М»
- Проект 667М «Андромеда»
- Проект 667АТ «Груша»
- Проект 09774 (667АН)
- Проект 667АК «Аксон-1» и Проект 09780 «Аксон-2»
История создания
Вообще, возникновение самой идеи о постройке подлодки, вооруженной баллистическими ракетами, связано с одним интересным фактом. Он заключается в превосходстве США перед СССР в данной сфере.
Ведь, как известно, начиная с конца 50-х до конца следующей декады в Америке успели сконструировать 4 типа стратегических ядерных ПЛ. Это были:
- USS George Washington – главный корабль в серии из 5 атомоходов;
- Ethan Allen;
- Will Rogers;
- Lafayette.
Каждый из них входил в систему «Поларис» (американская ядерная программа тех времен), будучи вооруженными баллистическими ракетами дальнего и ближнего действия. Всего в этот период ВМС США насчитывали 41 подводный ракетоносец. Они располагали 656 ракетами в сумме.
Так родился проект 667. На борту должны были размещаться баллистические ракеты Р-21 крупного размера, выпускающиеся из ракетного комплекса (РК) Д-4. Однако проект остановился на этапе проектирования из-за выявленных недочетов и появления новых ракет и комплексов.
Поэтому было решено доработать проект 667 на 667а, в котором применялись малогабаритные Р-27, стартующие с Д-5.
Главным конструктором назначили С. Н. Ковалева, по проектам которого были построены 92 субмарины.
В 1967 году К-137 официально встал в строй ВМФ СССР. Именно субмарины этого проекта стали самыми многочисленными во флоте страны (в боевой готовности были 34 единицы). В последствии ПЛ проекта 667а модифицировались, получая, в основном, новое ракетное вооружение.
Модификации
Отечественные подводные лодки «Мурена», «Груша», «Кальмар» и «Дельфин» — это модификации проекта 667а. Все они представляли мощь ядерного потенциала СССР и России в дальнейшем. Кроме того, на одной из представительниц проекта 667БДРМ, названной «Новомосковск», удалось получить уникальный опыт.
Дело в том, что, принимая участие в операции «Бегемот-2», ракетный отсек подводной лодки проекта 667б был опустошен полностью. Это означает, что были выпущены все 16 ракет дальнего действия. Такое достижение никогда не повторялось ни АПКр российского ВМС, ни зарубежными подводными ракетоносцами.
Среди всей этой техники 667 проекта следует подчеркнуть уникальность модернизированного проекта 667ат АПЛ «Груша». В отличие от других представителей, носивших баллистические ракеты, эта субмарина обладала комплексом дозвуковых крылатых ракет С-10 «Гранат».
Из-за чего следовало увеличить дистанцию от берега, а это, в свою очередь, означало увеличение дальности поражения ракет. Так, на свет появилась «Мурена» с меньшей шумностью и усовершенствованным Р-29 на борту.
Последней модификацией 667а является лодки проекта 667БДРМ «Дельфин».
С его борта возможен пуск не только баллистических ракет Р-29РМ, но и искусственных спутников. Он был совершен на уже знакомой АПЛ «Новомосковск». Находясь в подводном положении, она выпустила ракету-носитель с первым ИСЗ производства Германии. Еще один пуск был сделан ракетой «Штиль-1», поднявший на околоземную орбиту еще один искусственный спутник Земли.
АПЛ проекта 667БДРМ обладают высоким потенциалом модернизации, поэтому, начиная с 2012 года, идет перевооружение и ремонт субмарин этого типа. Кроме того, в 2011 году конструкторы смогли создать новую версию старой Р-29РМУ2, применявшейся на борту «Дельфина». Разработка получила название Р-29РМУ2.1. Новая ракета способна нести 12 ядерных блоков малого класса и обходить более современные и совершенные противоракетные комплексы.
Список построенных ПЛАРБ
Северодвинск | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Номер | Зав. № | Закладка | Спуск | Дата вступления в строй, флот | Списание | Статус |
К-137
1970-«Ленинец» |
420 | 04.11.1964 | 11.09.1966 | 6 ноября , СФ | 1994 | 1985-модернизирован по пр.667АУ
Утилизирована в 2003 |
К-140 | 421 | 19.09.1965 | 23.08.1967 | 30 декабря , СФ | 1990 | 1978-модернизирован по пр.667АМ
Утилизирована в 1998 |
К-26 | 422 | 30.12.1965 | 23.12.1967 | 3 сентября , СФ | 1988 | Утилизирована в 2003 |
К-32 | 423 | 23.04.1966 | 25.04.1968 | 26 октября , СФ | 1990 | Утилизирована в 1998 |
К-216 | 424 | 28.06.1966 | 06.08.1968 | 27 декабря , СФ | 1988 | Утилизирована в 1994 |
К-207 | 400 | 04.11.1966 | 20.09.1968 | 30 декабря , СФ | 1989 | Утилизирована в 2001 |
К-210 | 401 | 16.12.1966 | 29.12.1968 | 6 августа , СФ | 1988 | Утилизирована в 2001 |
К-249 | 402 | 18.03.1967 | 30.03.1969 | 27 сентября , СФ | 1988 | Утилизирована в 2004 |
К-253 | 414 | 26.06.1967 | 05.02.1969 | 27 сентября , СФ | 1993 | 1988-модернизирован по пр.667АТ
Утилизирована в 2004 |
К-395 | 415 | 08.09.1967 | 28.07.1969 | 5 декабря , СФ | 2002 | 1991-модернизирован по пр.667АТ
Утилизирована в 2007 |
К-408 | 416 | 20.01.1968 | 10.09.1969 | 25 декабря , СФ | 1988 | 1984-модернизирован по пр.667АТ
Утилизирована в 1995 |
К-411 1998-«Оренбург» | 430 | 25.05.1968 | 16.01.1970 | 31 августа , СФ | 2004 | 1990-модернизирован по пр.09774
Утилизирована в 2009 |
К-418 | 431 | 29.06.1968 | 14.03.1970 | 22 сентября ,СФ | 1989 | Утилизирована в 1998 |
К-420 | 432 | 12.10.1968 | 25.04.1970 | 29 октября , СФ | 1994 | 1990-модернизирован по пр.667М
Утилизирована в 2003 |
К-423 | 440 | 13.01.1969 | 14.07.1970 | 13 ноября , СФ | 1994 | 1987-модернизирован по пр.667АТ
Утилизирована в 2003 |
К-426 | 441 | 17.04.1969 | 28.08.1970 | 22 декабря , СФ | 1990 | Утилизирована в 2005 |
К-415 | 442 | 04.07.1969 | 26.06.1970 |
30 декабря , СФ
1972-ТОФ |
1988 | 1987-модернизирован по пр.09780 не закончена
Утилизирована в 2011 |
К-403
1997-«Казань» |
450 | 18.08.1969 | 25.03.1971 | 12 августа , СФ | 2004 | 1983-модернизирован по пр.667АК
1996-модернизирован по пр.09780 Утилизирована в 2010 |
К-245 | 451 | 16.10.1969 | 09.08.1971 | 16 декабря ,СФ | 1992 | 1977-модернизирован по пр.667АУ
Утилизирована в 1995 |
К-214 | 452 | 19.02.1970 | 01.09.1971 | 31 декабря ,СФ | 1991 | 1980-модернизирован по пр.667АУ
Утилизирована в 1998 |
† К-219 | 460 | 28.05.1970 | 08.10.1971 | 31 декабря ,СФ | Достроена по пр.667АУ
06.10.1986-Погибла в Атлантике |
|
К-228 | 461 | 04.09.1970 | 03.09.1972 | 30 сентября ,СФ | 1992 | Достроена по пр.667АУ
Утилизирована в 1997 |
К-241 | 462 | 24.12.1970 | 09.06.1972 | 23 октября ,СФ | 1992 | 1981-модернизирован по пр.667АУ
Утилизирована в 1994 |
К-444 | 470 | 08.04.1971 | 01.081972 | 9 декабря ,СФ | 1994 | 1983-модернизирован по пр.667АУ
Утилизирована в 1995 |
Комсомольск-на-Амуре | ||||||
Номер | Дата вступления в строй | |||||
К-399 | 151 | 23.02.1968 | 23.06.1969 | 24 декабря , ТОФ | 1990 | 1982-модернизирован по пр.667АТ (не закончена)
Утилизирована в 1998 |
К-434 | 152 | 23.02.1969 | 29.05.1970 | 30 ноября , ТОФ | 1989 | Утилизирована в 2007 |
К-236 | 153 | 06.11.1969 | 04.08.1970 | 27 декабря , ТОФ | 1990 | 1985-модернизирован по пр.667АТ (не закончена)
Утилизирована в 1994 |
К-389 | 154 | 26.07.1970 | 27.06.1971 | 25 ноября , ТОФ | 1990 | Утилизирована в 1995 |
К-252 | 155 | 25.12.1970 | 12.09.1971 | 31 декабря , ТОФ | 1989 | 1975-модернизирован по пр.667АУ
Утилизирована в 1991 |
К-258 | 156 | 30.03.1971 | 26.05.1972 | 30 сентября , ТОФ | 1991 | 1975-модернизирован по пр.667АУ
Утилизирована в 1998 |
К-446 | 157 | 07.11.1971 | 08.08.1972 | 30 декабря , ТОФ | 1993 | Достроена по пр.667АУ
Утилизирована в 1996 |
К-451
1978-«60 лет ВЛКСМ» |
158 | 23.02.1972 | 29.04.1973 | 7 сентября , ТОФ | 1991 | Достроена по пр.667АУ
Утилизирована в 1999 |
К-436 | 159 | 07.11.1972 | 25.07.1973 | 5 декабря , ТОФ | 1992 | Достроена по пр.667АУ
Утилизирована в 1999 |
К-430 | 160 | 27.07.1973 | 28.07.1974 | 25 декабря , ТОФ | 1995 | Достроена по пр.667АУ
Утилизирована в 2005 |
История создания
Эскизное проектирование, выполненное под руководством главного конструктора лодки Н. Н. Исанина, выявило полную несостоятельность требований тактико-технического задания 1954 года, что особенно проявилось в разделе, посвященном ракетному вооружению. 11 января 1956 года было утверждено новое техническое задание на подводную лодку и ракетный комплекс Д-2, содержавшее радикально переработанные требования. Чтобы ускорить ввод в строй новых ракетных лодок, Н. Н. Исанин предложил проектировать субмарину под комплекс Д-1, но заложить возможности для дальнейшей модернизации под более мощные ракеты. Такой путь позволял не ждать результатов завершения испытаний ракетного вооружения, а развернуть работы немедленно. Предложение было принято.
Архитектура подводной лодки проекта 629 отличалась рядом особенностей, обусловленных, в первую очередь, необходимостью разместить ракетные шахты в специальном отсеке. Для понижения центра тяжести и обеспечения положительной остойчивости лодки при всплытии, прочный корпус ракетного отсека впервые был выполнен в форме восьмерки, в виде двух пересекающихся на распорной платформе цилиндров. Длинное, высокое и широкое ограждение кроме прочной рубки и выдвижных устройств закрывало и верхние части шахт. Конструктивно подводной лодки делилась на восемь отсеков. Строительство двух головных лодок началось в 1957 году в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре. В конце 1958 года они были представлены на испытания. Одновременно развернулось серийное строительство подводной лодки проекта 629.
Предшественники
Советская дизель-электрическая подводная лодка проекта 611
Советская дизель-электрическая подводная лодка проекта 641
В мае 1954 года Главное управление кораблестроения ВМФ выдало ЦКБ-16 (Центральное проектное бюро № 16 «Волна», ныне ОАО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения „Малахит“») тактико-техническое задание на разработку технического проекта ракетной подводной лодки. Оно предусматривало максимум унификации с торпедными ПЛ проекта 611 и более современными — проекта 641. Последний проект и была взят в качестве базового.
Предпосылки к созданию
Во второй половине 50-х гг., когда настала пора заменить первые послевоенные корабли проекта 611, началась разработка новой большой дизельной подводной лодки. В то время уже разворачивалось строительство атомоходов, но, в отличие от американцев, отдавших предпочтение ядерным силовым установкам, в Советском Союзе не пренебрегали и классическими. Хотя бы потому, что гребные электродвигатели обладают существенным преимуществом: они менее шумны, нежели турбозубчатые агрегаты атомных лодок. Новые большие лодки предназначались, как и их предшественницы, для борьбы с потенциальным противником на дальних коммуникациях, минных постановок, разведки, прикрытия своего судоходства. Однако должны были обладать большими автономностью, дальностью плавания, глубиной погружения, новыми торпедами и минами, улучшенными условиями для службы и жизни экипажей.