Военные бюджеты стран

Высокая эффективность

Эксперты отмечают, что данные SIPRI говорят о наличии общемировой тенденции к увеличению военных расходов среди ведущих мировых держав. При этом в разговоре с RT профессор Дипломатической академии МИД РФ Владимир Винокуров отметил, что значительная часть военных трат США уходит на растущее содержание американских военных баз по всему миру.

При этом увеличение военных расходов Великобритании не означает, что в военном плане она может сравниться с Россией или Китаем, отметил Винокуров.

«Великобритания пытается размахивать кулаками и старается изображать из себя империю, но это никак не соотносится с её действительным положением», — подчеркнул эксперт.

В свою очередь, в вопросе военных расходов России главную роль играет не их количество, а качество проводимой работы, отметил в беседе с RT военный эксперт Алексей Леонков.

«Россия планово произвела перевооружение своей армии и продолжает эту работу, а многие страны мира, прежде всего такие, как США, подобными достижениями похвастаться не могут. Они долго считали, что если у них самая большая армия в мире, много военных баз, то это даёт им неоспоримое преимущество. Но вся техника, стоящая на вооружении армии США, её авиации и флота, начинает значительно уступать тем образцам, которые принимают в состав своих армии и флота Россия и Китай», — пояснил эксперт.

  • БМП-3 во время репетиции парада, приуроченного к 76-летию победы в Великой Отечественной войне
  • РИА Новости

Леонков отметил, что Россия изменила свой подход к реализации оборонных трат, что качественно сказалось на уровне оснащения её вооружённых сил.

«Россия перестала играть в игры под названием «гонка вооружений». Ей она абсолютно не нужна. Сейчас мы закупаем вооружение и технику, исходя из принципа обороной достаточности, то есть во главу угла ставятся те образцы, которые качественно превосходят все мировые аналоги», — рассказал эксперт.

Недавняя проверка боеготовности ВС РФ показала, что российская армия готова к современным вызовам и быстрому развитию геополитической ситуации у границ страны, добавил Леонков.

Также по теме


Заокеанские амбиции: почему США считают Россию и Китай угрозой своим интересам на море

Россия и Китай «угрожают интересам США». Об этом говорится в совместном докладе ВМС США, Береговой охраны и Корпуса морской пехоты….

«Россия продемонстрировала, как она быстро может перебросить две армии и три дивизии ВДВ в пункты назначения — это было сделано в сжатые сроки. Для примера, сейчас за рубежом идут учения Defender Europe 2021, и для того, чтобы перебросить войска, им понадобилось больше времени, чем нам», — отметил военный эксперт.

Кроме того, Россия показала, насколько эффективна её система управления войсками и как быстро она может применять те или иные оперативные и тактические решения, подчеркнул Леонков.

С появлением новых оружейных систем и техники пятого поколения ведущие страны начинают перевооружаться, подчеркнул в разговоре с RT редактор газеты «Независимое военное обозрение» Дмитрий Литовкин. При этом каждая отдельная страна ориентируется на ту геополитическую ситуацию, которая складывается вокруг неё, пояснил эксперт.

«Например, американцы начинают программу модернизации своих стратегических ядерных вооружений. Это потребует огромных финансовых вложений, потому что они этим не занимались много лет», — рассказал собеседник RT.

Литовкин отметил, что доля современных вооружений в российской армии выше, чем в других армиях мира. Вместе со снижением расходов по годовым показателям это говорит о том, что Россия стала гораздо эффективнее оптимизировать свои оборонные расходы, добавил эксперт.

Рекордный рост

Как отмечается на официальном сайте Пентагона, в «запросе на выделение бюджетных ассигнований обозначено приоритетное значение соперничества с такими державами, как Россия и Китай, как к тому призывает Стратегия национальной обороны 2018 года».

Для достижения этой цели Вашингтон собирается значительно увеличить финансирование ряда высокотехнологичных областей. Так, на оборону в космическом пространстве планируется потратить $14,1 млрд, что на 10% больше, чем в прошлом году. А финансирование операций в киберпространстве вырастет на 15% — до $9,6 млрд.

На разработки в области создания гиперзвукового оружия в 2020-м планируют выделить $2,6 млрд, на различные беспилотники и боевые роботы — $3,7 млрд, на искусственный интеллект — $927 млн, на оружие направленной энергии (прежде всего лазерное) — $235 млн.

  • Бомбардировщик B-52 на испытаниях гиперзвуковой ракеты X-51
  • Reuters

Отмечается, что в нынешнем проекте бюджета Пентагона содержится самая крупная заявка на проведение работ в области исследования, разработки, испытаний и оценки технологий и вооружений за последние 70 лет. Также, по данным чиновников Пентагона, будет запрошена самая крупная сумма на строительство кораблей за последние 20 лет. Среди проектов, требующих финансирования, два атомных авианосца класса Gerald R. Ford, два крупных подводных беспилотника, три подлодки класса Virginia, три эсминца класса Arleigh Burke и один ракетный фрегат.

Также по теме


Атомное искушение: как испытания американской бомбы B61-12 увеличивают вероятность ядерного конфликта

В начале августа 2017 года Соединённые Штаты провели два испытания атомной бомбы B61-12 без ядерного снаряда. Об этом сообщило…

Для обеспечения господства в воздухе планируется закупить значительное количество летательных аппаратов четвёртого и пятого поколений — 110 самолётов, включая 78 многоцелевых истребителей F-35 Lightning II.

Также в Вашингтоне намерены укреплять и ядерную триаду. В проекте бюджета Пентагона модернизация ядерных сил названа «целью номер один» — на неё потратят $14 млрд, часть этих денег пойдёт на новый стратегический бомбардировщик B-21 и строительство субмарины класса Columbia.

Однако, как отмечает Defense News, наиболее серьёзное увеличение ожидает оборонную часть бюджета Министерства энергетики, где на проекты, связанные с ядерным вооружением, выделят $12,4 млрд, что на 11,8% больше, чем в текущем году. 

Как отмечают американские журналисты, в списке приоритетов ведомства — программы по модернизации существующих ядерных боеголовок и разработке и производству новых, включая бомбу пониженной мощности B61-12 и модификацию боеголовки для межконтинентальных ракет W76-2, также пониженной мощности.

Кроме того, Пентагон обещает увеличить в следующем году зарплату военнослужащим в среднем на 3,1%, что станет наиболее значительным повышением за последние десять лет. Возрастёт и конечная численность военнослужащих — на 7,7 тыс. по сравнению с показателями, запланированными на 2019 год. К концу 2020 финансового года численность американских вооружённых сил, отмечают в Пентагоне, составит 2 140 300 человек, включая бойцов Национальной гвардии и резервистов.

По словам Владимира Васильева, США намерены добиться технологического превосходства в военной сфере, чтобы получить возможность «быстро разгромить Россию и Китай».

В свою очередь, Виктор Мураховский полагает, что отмеченные в проекте оборонного бюджета США направления технологического развития соответствуют тем, что будут «определять в скором времени уровень вооружённых сил развитых армий мира».

«Американцы в своём видении перспективных систем вооружения опираются на концепцию «Третий технологический сдвиг», подразумевая, что они будут опережать своих основных оппонентов, — отмечает эксперт. — Пока практика показывает, что они не везде преуспевают. И по гиперзвуковым технологиям Россия явно превосходит США».

«Наши отношения никогда не были хуже». Главные заявления Путина и Трампа

Оплата данного размещения производится при помощи Ставок. Каждая купленная ставка позволяет на 1 час разместить рекламу в специальном блоке в правой колонке. В блок попадают три объявления с наибольшим количеством неизрасходованных ставок. По истечении периода в 1 час показа объявления, у него списывается 1 ставка. На днях сильные эмоции у публики вызвало высказывание министра финансов РФ Антона Силуанова по поводу «замороженных» средств накопительной части пенсионной системы. «Никто не собирался эти деньги возвращать, потому что эти деньги пошли на Крым, на принятие антикризисных мер.

В эпоху нефтяного благополучия поступления от внешней торговли, складывающиеся в основном из экспортных пошлин на нефть, газ и нефтепродукты, приносили государству от 30 до 41% общих доходов, видно из данных РБК. Нынешняя пора низких цен на нефть привела к сокращению этой доли ниже 20%.

При этом Счетная палата РФ призвала правительство более строго подойти к вопросам увеличения финансирования госпрограмм в бюджете на следующую трехлетку в случае, если программы показали недостаточную эффективность.

Информация, указанная в пункте 1 упомянутой статьи и все характеристики бюджета 2021 основываются на прогнозе показателя валового внутреннего продукта. Его расчетная величина – 105 820,00 миллиардов рублей или 1611,88 миллиарда долларов США при уровне инфляции до 4,3%.

Борьба с транснациональными угрозами

В то время как Стратегия национальной обороны США уделяет приоритетное внимание стратегической конкуренции как главной проблеме безопасности американского государства, США сталкиваются с многочисленными комплексными угрозами, в том числе, указывается в документе, со стороны террористических организаций по всему миру. Чтобы противостоять этим угрозам, бюджет 2021 года расширяет и усиливает полномочия, призванные поддерживать возможности международных партнеров Америки по борьбе с терроризмом, чтобы США могли уделять больше внимания приоритетам Стратегии национальной обороны

Чтобы противостоять этим угрозам, бюджет 2021 года расширяет и усиливает полномочия, призванные поддерживать возможности международных партнеров Америки по борьбе с терроризмом, чтобы США могли уделять больше внимания приоритетам Стратегии национальной обороны.

Бюджет на 2021 финансовый год расширяет полномочия министерства обороны США по поддержке мероприятий по примирению враждующих сторон, проводимых правительством Афганистана, и выделяет $4 млрд на оказание помощи Афганским национальным силам безопасности.

Военный бюджет 2021 года продолжает поддерживать Иракские силы безопасности, проверенные сирийские группировки и других партнеров США «по борьбе с терроризмом». Также запрещается использование средств для предоставления оружия или любой формы поддержки «Аль-Каиде» (организация запрещена в России), «Исламскому государству» (ИГ), «Аш-Шабааб» (последняя входит в «Аль-Каиду», все три организации запрещены в России), Корпусу стражей исламской революции (элитное военно-политическое формирование Ирана) и другим организациям.

Кроме того, бюджет требует более подробной информации на будущие годы в отношении деятельности министерства обороны США по разгрому ИГ и «противодействию злонамеренному поведению» Ирана.

Михаил Ходаренок

Термины и определения[]

Бюджет / Budget
комплексный план распределения и использования государственных средств, который подается Президентом в Конгресс и определяет приоритетные направления деятельности федерального правительства.
Бюджетные полномочия / Budget authority
обеспечено федеральным законодательством право правительственных агентств брать на себя финансовые обязательства, на выполнение которых предоставляются бюджетные средства. Существуют такие формы бюджетных полномочий:

  • ассигнования, то есть законодательный разрешение брать обязательства о предоставлении средств и предоставлять такие средства (за исключением права заимствования средств), включая право тратить компенсационные доходы и поступления;
  • право заимствования средств, то есть предоставлено федеральным учреждениям право занимать средства у неправительственных структур (например, путем издания векселей или получения денежных кредитов), распределять и расходовать эти средства;
  • право на заключение контрактов, которым предусмотрена возможность делать предварительные обязательства о предоставлении средств, не дожидаясь соответствующего ассигнования;
  • компенсационные поступления и доходы, которые считаются отрицательными бюджетными полномочиями.
Внутригосударственные фонды / Intragovernmental funds
счета, на которых сосредоточивается и часть компенсационных поступлений, используемой для операций преимущественно в рамках отдельных правительственных агентств или между такими агентствами для обеспечения деятельности коммерческо-предпринимательского характера.
Обязательства / Obligations
договоренности, заключаемые федеральными агентствами после получения ими бюджетных полномочий; исполнение обязательств немедленно или позже влечет расходование бюджетных средств. Давать обязательства на законном основании можно лишь после того, как получено право распоряжаться соответствующими бюджетными ресурсами.
Расходы / Outlays
величина, которой характеризуют масштабы расходования средств правительством. Представляет собой сумму средств, предназначенную для выполнения обязательств (кроме долговых), за вычетом средств, возвращенных в бюджет, и суммы компенсационных доходов. Расходы в целом показывают в денежном выражении, но к ним также относят операции, приравненные к денежным, так же, как и средства, необходимые для прямого кредитования, предоставления кредитных гарантий и уплаты процентов в целях обслуживания государственного долга.
Федеральные фонды / Federal funds
часть средств, собираемых и расходуются правительством, в отличие от целевых фондов. К федеральным фондам относятся фонды общего и специального назначения, фонды предпринимательства в государственном секторе, а также внутригосударственные фонды (ср. «Целевые фонды»).
Финансовый год / Fiscal year
временной цикл, в течение которого правительство осуществляет свои финансовые операции. Начинается 1 октября и заканчивается 30 августа. Цифровое обозначение финансового года совпадает с обозначением календарного, в котором такой финансовый год завершается. До 1976 года финансовый год начинался 1 июля и завершался 30 июня.
Фонд общего назначения / General fund
счет, с которого поступают и из которого расходуются средства, законодательно не предназначены для выполнения тех или иных конкретных задач, а также средства, полученные от общих займов.
Фонды специального назначения / Special funds
счета для размещения и использования федеральных средств, предназначенных для выполнения конкретных задач (ср. «Целевые фонды»).
Целевые фонды / Trust funds
счета, законодательно установлены с конкретной целью размещения и использования средств для выполнения конкретных задач (ср. «Фонды специального назначения»).

История с 1940 г.

Доля оборонных расходов в ВВП США

На приведенном ниже графике показаны оборонные усилия Соединенных Штатов, выраженные в процентах от ВВП , в период с 1940 по 2019 год.

В 1940 году, до начала Второй мировой войны , расходы на оборону составляли всего 1,7% ВВП. Во время войны они превышали за три года, с 1943 по 1945 год, 35% ВВП, а затем очень быстро упали после войны до 3,5% ВВП. Этот очень быстрый спад иллюстрирует скорость возвращения Соединенных Штатов к гражданскому обществу и экономике.

Расходы на оборону США в% от ВВП

Холодной войны множеств в быстро и выталкивает расходы на оборону снова, в скромных пропорциях, менее 5% от ВВП, до войны в Корее не провоцирует новый всплеск военных расходов: в 1953 году они достигли 13,8% от ВВП. Затем они медленно снижаются, упав с 10,5% в 1955 году до 7,1% в 1965 году, оставаясь на высоком уровне из-за гонки вооружений с Советским Союзом .

Войны во Вьетнаме привело к дальнейшему значительному увеличению расходов , которые достигли в среднем за годы 1967-1969 8,7% от ВВП. Постепенное прекращение участия Америки в этом конфликте и особенно разрядка между Востоком и Западом создают условия, способствующие новому значительному сокращению обороноспособности, которая переходит с 7,8% ВВП в 1970 г. до 4,5% в 1979 г.

Конец разрядки и избрание Рональда Рейгана президентом возобновили гонку вооружений с Советским Союзом, что привело к дальнейшему значительному увеличению военных расходов, которые в 1986 году достигли 6,0% ВВП. Новое ослабление отношений, разрешенное властями Михаила Горбачева. приход к власти в Москве позволил сократить военные усилия США в конце 1980-х годов, что в результате холодной войны и исчезновения СССР еще больше ускорилось в 1990-х: в течение 1980-х. 1999-2001 гг. усилия Соединенных Штатов составляют лишь 2,9% их ВВП. На этом уровне, самом низком с 1940 года, военный бюджет США по-прежнему остается самым большим в мире.

XXI — го  века видит международную напряженность. После атак 11 сентября 2001 г. Соединенные Штаты вступили в новую войну, что привело к значительному увеличению военных бюджетов, которые в 2009-2011 гг. Достигли 4,6–4,7% ВВП. При президентстве Барака Обамы, значительно сократившего масштабы военных операций США, в 2017-2018 годах бюджет резко упал до минимальной отметки в 3,1% ВВП. Президент Дональд Трамп решает переломить эту тенденцию во имя стратегического соперничества с Китаем и Россией. Бюджеты на 2019 и 2020 годы составляют 3,2 и 3,3% ВВП соответственно.

Расходы на оборону в постоянных долларах США

В постоянных долларах 2012 года оборонный бюджет Соединенных Штатов значительно вырос после окончания Второй мировой войны.

Расходы США на оборону в постоянных миллиардах долларов США

Рост экономики США может значительно увеличить расходы на оборону с начала XXI — го  века без них превышает порог в 5% от ВВП, что значительно выше во время холодной войны . Пик, достигнутый в 2011 году в 895 миллиардов долларов США, в постоянных долларах почти на уровне пика военных расходов во время Второй мировой войны, но он составляет 4,6% ВВП против примерно 37% в период 1943-1945 годов.

История бюджета Армии США, статистика и прогнозы на будущее

Таблица трат США на бюджет армии по годам:

Год Траты в миллионах долларов Статистика трат в % от ВВП Траты в % от госбюджета
1949 144966 5.3%
1950 155797 5.1%
1951 333346 10.2%
1952 469571 13.9%
1953 483462 13.6%
1954 417139 11.7%
1955 394859 10.2%
1956 400026 9.9%
1957 411440 10.0%
1958 408999 10.1%
1959 411864 9.4%
1960 401727 9.0%
1961 418719 9.2%
1962 453707 9.3%
1963 447529 8.8%
1964 432608 8.1%
1965 434503 7.6%
1966 513751 8.4%
1967 589822 9.4%
1968 608765 9.3%
1969 582023 8.6%
1970 539389 8.0%
1971 485302 6.9%
1972 484605 6.5%
1973 460532 5.9%
1974 454518 6.0%
1975 429557 5.6%
1976 417872 5.2%
1977 433642 5.2%
1978 436386 4.9%
1979 438890 5.0%
1980 437877 5.2%
1981 487735 5.6%
1982 576827 6.8%
1983 563294 6.3%
1984 592480 6.2%
1985 635149 6.5%
1986 677132 6.6%
1987 671576 6.4%
1988 657527 6.1%
1989 651972 5.9%
1990 624852 5.6%
1991 551976 4.9%
1992 581671 5.0%
1993 550542 4.6%
1994 521923 4.2%
1995 487525 3.9%
1996 461007 3.6%
1997 458622 3.4%
1998 448266 3.2%
1999 449369 3.1%
2000 466759 3.1%
2001 470550 3.1% 9.6%
2002 528337 3.4% 10.3%
2003 601335 3.8% 11.3%
2004 655407 4.0% 12.0%
2005 685595 4.1% 12.1%
2006 695474 4.0% 12.0%
2007 714032 4.1% 11.8%
2008 765973 4.5% 12.0%
2009 826247 4.9% 11.8%
2010 849867 4.9% 12.3%
2011 839803 4.8% 12.4%
2012 793157 4.5% 12.0%
2013 732148 4.0% 11.3%
2014 687112 3.7% 10.4%
2015 671509 3.5% 9.9%
2016 669448 3.4% 9.6%
2017 662550 3.3% 9.4%
2018 682491 3.3% 9.4%
2019 718689 3.4% 9.4%

График трат в долларах:

График трат в % от ВВП:

График трат в % от бюджета:

Как показывают значения, на самом деле затраты США на армию падают.

С прицелом на конфронтацию

По мнению экспертов, оборонный бюджет на 2020 год существенно отличается от прежних документов такого рода.  

  • Вооружённые силы США
  • Flickr

«Американские вооружённые силы вступают в принципиально новую стадию развития. Об этом свидетельствует NDAA. Этот военный бюджет ориентирован на то, чтобы подготовиться к противостоянию не с какими-то негосударственными структурами, террористами или повстанцами в Сирии и Афганистане, с которыми сейчас Америка в реальности воюет, а с великими державами, среди которых в первую очередь выделяются Китай и Россия», — сказал в беседе с RT главный научный сотрудник Института США и Канады Владимир Батюк.

Наиболее ярко это проявилось в создании военно-космических сил, считает эксперт. Это первый бюджет США, где прописано их существование как самостоятельного рода войск. 

Профессор ВШЭ Александр Домрин в беседе с RT также отметил, что США теперь полностью строят свой военный бюджет в расчете на противостояние с глобальными мировыми игроками. Это связано, с одной стороны, с общей политической линией Белого дома, с другой — с президентской избирательной кампанией в Соединённых Штатах. 

Кроме того, увеличение оборонных расходов повышает шансы Трампа на переизбрание, считает эксперт. Рекордный военный бюджет поможет президенту США заручиться поддержкой миллионов американцев, имеющих отношение к армии, и получить помощь, в том числе финансовую, от структур военно-промышленного комплекса.

«Трамп прекрасно понимает, что, хотя палата представителей объявила ему импичмент, в сенате от должности его в любом случае не отрешат. Соответственно, он идёт на выборы в ноябре следующего года, где будет переизбран. Но, чтобы одержать победу, ему нужно играть на военно-промышленный комплекс, на армию, где традиционно сильны республиканские настроения. Нужно как минимум с ними не ссориться, а как максимум — хорошенько их финансово подпитать. Поэтому Трамп добился принятия рекордного военного бюджета», — полагает Домрин.

Сравнение с расходами на оборону в других странах

Рейтинг 20 стран, наиболее активно вкладывающихся в оборону:

Место в 2019 Место в 2018 Страна Расходы, миллиардов $ Изменение к 2018 году (%) Изменение за 2010 ÷ 2019 (%) Доля от ВВП страны (%)
1 1  США 732,0 5,3 -15 3,4
2 2  Китай 261,0 5,1 85 1,9
3 4  Индия 71,1 6,8 37 2,4
4 5  Россия 65,1 4,5 30 3,9
5 3  Саудовская Аравия 61,9 -16,0 14 8,0
6 6  Франция 50,1 1,6 3,5 1,9
7 9  Германия 49,3 10,0 15 1,3
8 7  Великобритания 48,7 0,0 -15 1,7
9 8  Япония 47,6 -0,1 2,0 0,9
10 10  Республика Корея 43,9 7,5 36 2,7
11 11  Бразилия 26,9 -0,5 6,1 1,5
12 12  Италия 26,8 0,8 -11 1,4
13 13  Австралия 25,9 2,1 23 1,9
14 14  Канада 22,2 -2,0 27 1,3
15 15  Израиль 20,5 1,7 30 5,3
16 16  Турция 20,4 5,8 86 2,7
17 17  Испания 17,2 0,9 -7,1 1,2
18 20  Иран 12,6 -15,0 -36 2,3
19 21  Нидерланды 12,1 12,0 9,8 1,3
20 18  Польша 11,9 2,5 51 2,0

Список показывает, что Россия в 2019 году находилась на 4 месте, за год поднявшись на 1 позицию в рейтинге. В последние 10 лет Россия практически всегда входила в пятерку стран с самыми большими затратами на вооружение.

На тропе войны

Как следует из официальной информации ведомства, Белый дом планирует существенно увеличить расходы на национальную оборону. В 2018 году, по данным Пентагона, его бюджет составлял $685 млрд. А в будущем году, впервые при президентстве Дональда Трампа, смета расходов военного ведомства преодолеет пиковую отметку времён Барака Обамы — $691 млрд (2010 год).

При этом общие расходы на оборону и национальную безопасность должны составить $750 млрд. В эту сумму включены планируемые затраты не только Пентагона, но и ряда других учреждений, в том числе Министерства энергетики. Помимо мирного атома это ведомство в Соединённых Штатах занимается и военными ядерными проектами. В августе прошлого года президент США Дональд Трамп подписал закон об оборонных расходах, в котором фигурировала значительно меньшая сумма, чем предлагается сейчас, — $716 млрд.

Как отмечает американское издание Defense News, одновременно с ростом ассигнований на оборону США планируют сократить почти на четверть затраты на содержание Госдепартамента. По словам экспертов, эти цифры символизируют приверженность Соединённых Штатов не дипломатическим, а силовым методам решения мировых проблем.

Как заявил в интервью RT старший научный сотрудник Института США и Канады Владимир Васильев, представленные Пентагоном заявки на финансирование — это, по сути, «бюджет войны». 

11 марта президент США Дональд Трамп обнародовал проект бюджета США на 2020 финансовый год. Общая сумма планируемых расходов должна составить рекордные $4,75 трлн. Из них $660 млн направят на борьбу с «вредоносным влиянием России».

Проблемы в конгрессе

Последний раунд BRAC имел место в 2005 году, но последствия сокращения расходов стали заметны только сейчас, отмечает Washington Examiner. Всего, по оценке The Daily Caller, пять последних этапов реализации программы позволяют Минобороны США экономить $1 млрд ежегодно.

  • Здание Капитолия США в Вашингтоне
  • Reuters

Однако последние 10 лет попытки Пентагона начать новый этап сокращений встречают противодействие конгрессменов. Законодатели, в частности, высказывают опасения, что под ударом окажутся простые американцы, работающие на базах. Кроме того, ликвидация баз в среднесрочной перспективе может потребовать больших средств, чем их содержание. В частности, такую позицию озвучивает многолетний председатель комитета палаты представителей конгресса США по вооружённым силам Мак Торнберри.

Также по теме


Коррупционное оружие: поможет ли увеличение оборонного бюджета нарастить военную мощь США

Администрация президента США Дональда Трампа продолжает увеличивать расходы на оборону. В 2018 году на эти цели планируется выделить…

В направленных в мае 2017 года предложениях Белого дома по военному бюджету США предлагалось запустить в 2021 году новый раунд BRAC, чтобы сэкономить деньги, но пока конгресс не пришёл к однозначному мнению по поводу будущего этой программы.

Версии военного бюджета на 2018 год, принятые сенатом США и палатой представителей, различаются в некоторых частностях (так, сенат предлагает потратить на оборону $700 млрд, а палата представителей — $696 млрд), и обеим палатам предстоит непростой процесс согласования, но общим для обеих версий военного бюджета остаётся одно: конгресс увеличивает военные расходы по сравнению с теми суммами, которые изначально просил Белый дом. О программе BRAC речи пока не идёт. То есть расходы увеличивают, а о мерах экономии предпочитают не думать.

Именно конгресс США, согласно законодательству о BRAC, должен решать, какие базы закрывать. Естественно, что каждый конгрессмен отстаивает интересы своего штата, а они заключаются в том, чтобы сохранить рабочие места, то есть не закрывать базы на территории США.

Отчасти схожими причинами объясняется то, что конгрессмены и сенаторы оказались в этот раз воинственнее Пентагона и значительно увеличили военные расходы по сравнению с запросами Министерства обороны и Белого дома.

По мнению американиста Александра Домрина, здесь с уверенностью можно говорить о лоббизме.

«Конечно, это лоббизм, — утверждает эксперт. — В 2018 году довыборы в конгресс. И надо сказать ВПК: «Мы за вас».

Однако, по словам Домрина, траты, которые смогут себе позволить в Пентагоне, окажутся значительно ниже озвученных цифр.

«Продолжить курс предшественника»

Напомним, о планах администрации Джо Байдена запросить свыше $750 млрд на оборонные нужды в 2022 финансовом году стало известно ещё в апреле. При этом общий объём госбюджета США на этот период может достичь рекордных $6 трлн. В текущем году расходы федерального бюджета США составят $2,3 трлн. 

В 2021 финансовом году на оборону выделено $740 млрд, из которых $704 млрд направляются Пентагону. Отметим, что ранее в оборонном ведомстве США не раз подчёркивали, что рассчитывают на ежегодное наращивание оборонных трат на 3—5% до 2023 года.

  • Джо Байден
  • Reuters

В 2017 году председатель Объединённого комитета начальников штабов США Джо Данфорд и тогдашний глава Пентагона Джеймс Мэттис заявляли, что рост оборонных расходов ниже 3% в год может привести к отставанию США от России и Китая.

Также по теме


«Турбулентность международных отношений»: чем может быть обусловлен рекордный рост мировых военных расходов

Совокупные военные расходы всех стран мира в 2019 году превысили $1,9 трлн, сообщает Стокгольмский международный институт исследований…

Напомним, предыдущий президент Соединённых Штатов от Демократической партии Барак Обама выступал за последовательное урезание оборонных расходов. В начале 2012 года он представил стратегию сокращения этой статьи трат почти на $500 млрд в течение последующих десяти лет.

Однако пришедший ему на смену в 2017 году республиканец Дональд Трамп придерживался диаметрально противоположной точки зрения. В августе 2018 года политик подписал рекордный в номинальном выражении оборонный бюджет на 2019 финансовый год — тогда траты на эту сферу составили $716 млрд.

В дальнейшем расходы только нарастали. Так, в 2020 году на оборонные нужды было потрачено уже $738 млрд — эту сумму Трамп назвал «абсолютным рекордом». Причём политику своего предшественника 45-й президент раскритиковал, заявив, что до его прихода в Белый дом армии пришлось столкнуться «с резкими и губительными по своим последствиям сокращениями бюджета».

Впрочем, как подчеркнул Юрий Рогулёв, уровень оборонных трат США не стоит увязывать с партийной принадлежностью того или иного президента.

В свою очередь, Владимир Васильев обратил внимание на тот факт, что администрация Байдена аргументирует траты уже традиционным доводом — необходимостью противостоять «внешнему врагу» в лице Китая, России и других стран. «По сути, республиканцы и демократы едины в раскручивании военной истерии

Судя по всему, Байден решил продолжить курс своего предшественника, объявив Китай главной угрозой», — подытожил эксперт

«По сути, республиканцы и демократы едины в раскручивании военной истерии. Судя по всему, Байден решил продолжить курс своего предшественника, объявив Китай главной угрозой», — подытожил эксперт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector