Что означают символы украины?

Государственный герб Украины: история символа

Тризуб является давним символом, который встречался на нашей территории с древнейших времен. Его давнейшее изображение, найденное археологами, датируется X веком. Изображение трезубца археологи находят на монетах, посуде, печатях, которыми скреплялись международные договоры, заключенные Киевской Русью.

Именно тризуб стал наследным геральдическим знаком для потомков князя Владимира Великого. Сам же князь киевский Владимир Святославович чеканил его на монетах, где с одной стороны изображался портрет правителя, а с другой – тризуб.

Государственный герб Украины — как возник тризуб, история герба / фото УНИАН

Традиция использования тризуба в качестве герба ведет свое начало с 1918 года, когда он стал государственным гербом Украинской Народной Республики.

В ХХ веке тризуб в качестве символа представлял различные политические организации. Так, на эмблеме Организации украинских националистов был тризуб с мечом на месте среднего «зуба». А в Украинской повстанческой армии тризуб изображался на наградах и бофонах (денежные знаки), а также появлялся в печатных изданиях и на плакатах.

Таким образом, став Государственным гербом современной Украины, тризуб символизирует непрерывность и преемственность традиций нашей территории.

Версии происхождения трезубца на гербе Украины

Каждое государство имеет свой герб, флаг и гимн. Все эти символы в последующем символизируют страну, в которой их используют и чаще всего они тесно связаны с историей государства.

Трезубец Украины имеет длинную историю, которая привела данный символ древности к становлению его современным государственным символом Украины.

Трезубец является малым гербом страны.

Чаще всего его можно увидеть в соединении с английским щитом.

Государственный герб был принят в 1992 году, вместе с гимном и флагом. Смена политического курса потребовала принятие новой геральдики. Все эти символы возродились и стали новой частью украинской истории герба и флага.

Власть Посейдона

Трезубец — один из древнейших символов, когда-либо используемых человеком. В древности он считался символом большой власти и силы. Так же он символизировал могущество Посейдона.

На статуях Посейдона всегда можно встретить копье с трезубцем.

В Индии это является атрибутом высшей власти, поэтому его часто изображали на статуях индийских богов.

Во времена древней Руси этот знак указывал на триединство славянского мира. Так же этот символ использовался как герб великим князем Владимиром, который является основоположником православной церкви. Именно во время правления князя Владимира, герб начал появляться на государственных печатях и монетах.

Сокол Рюрика

Существует много версий, которые возникли с найденными археологическими находками и документами и способствовали рождению множеств толкований трезубца. Одной из них является версия о том, что «триизуб» является символом пикирующего сокола, происходящего от предков рода Рюриковичей.

Историки имеют много мнений, касающиеся династии Рюриковичей и происхождения трезубца. Точной информации о происхождении княжеского рода нет, поэтому историки и археологи создали некоторые версии, которые не всегда подтверждаются фактами.

По одной версии династия Рюриковичей произошла из племен западных славян. В этих племенах использовался древнеславянских символ «рарог», который в переводе означает сокол или падающий сокол.

Пикирующий сокол

Одним из многочисленных фактов в новой истории Украины является то, что все князья династии Рюриковичей использовали именные печати, которые не передавались по наследству. Именно этими печатями подписывались важные документы и письма.

До наших дней дошла часть этих печатей. Все они имеют общее основание в изображении – двузубец или подобие трезубца.

Именно к этим изображениям каждый князь добавлял различные элементы, в виде крестов, завитков и т. д. Спустя некоторое время эти символы использовали на доспехах, флагах, перстнях и предметах обихода.

Двузуб Хазар

Хазарская монета с изображением двузуба

До правления Владимира Великого, во времена, когда государства зарождались и угасали, существовало множество кочующих племен, одним из которых является хазарское государство. Символом данного государства являлся двузуб или тамга.

Историками было доказано, что этот символ является частью древнейшего рода кочевников, и в свое время символизировал власть правящей семьи.

Но также можно сказать, что этот символ был взят у других ранее существовавших народностей, таких как египтяне, римляне, греки и шумеры. В целом нет точного утверждения, о первоначальном происхождении данного символа.

Двузуб путем заимствования использовался многими народами.

Древние греки изображали двузуб как символ бога Аида, брата Зевса, Диметры и Посейдона. В древнегреческой мифологии, двузуб означал двойственность мира, жизнь и смерть.

Также этот символ можно встретить на изображениях шумерских и индийских богов.

Аид с двузубом

До того времени, как хазары стали самостоятельным народом, двузуб широко использовался тюркским народом, и его правителем Тогармой. Тюркские народы почитали культ дракона, и изображали его с двумя головами, что в последующем привело к одному из вариантов появления двузуба.

Чешский якорь

Из множества существующих теорий толкования символа трезубца, существует теория, по которой трезубец как символ был завезен чешскими священниками.

Эти священники проповедовали христианство и крестили местное население Руси до правления князя Владимира. Так как у них не оказалось под рукой никакого предмета схожего по форме с крестом, обряд крещения они проводили якорем, который был в форме трезубца.

Но эта теория не является подлинной, так как ее опровергло множество археологических находок специалистов в сфере геральдики и древних документов.

Описание

Герб Украины, наряду с гимном и флагом, является одним из главных официальных символов государства. Существует Большой и Малый герб Украины. Центральным объектом обоих гербов является трезубец. В настоящее время официально утвержден только Малый герб, большой существует только в виде проекта, который еще не утвержден на официальном уровне.

Малый герб Украины – это синий щит с золотой каймой, на котором изображен золотой трезубец. Он был официально утвержден Верховной Радой Украины в феврале 1992 года, вскоре после провозглашения независимости страны.

Только в 2009 году украинское правительство утвердило проект нового Большого государственного герба, после чего он был передан в парламент. Однако депутаты за проект не проголосовали. Более того, народные избранники представили еще несколько эскизов, что еще сильнее усложнило ситуацию. В конце концов голосование было провалено, и Большой герб так и не был утвержден.

Теперь следует сказать несколько слов о проекте Большого герба Украины. Его основной деталью также является трезубец. Он изображен на синем щите и занимает центральную часть композиции (эта часть полностью повторяет Малый герб страны). С правой стороны от щита с трезубцем находится запорожский казак с мушкетом, а слева расположен золотой лев, вставший на задние лапы. В верхней части герба изображена корона, а на его нижней части — золотые колосья пшеницы, ветка калины и лента цветов украинского национального флага.

Каждый из этих элементов имеет собственное значение, связанное с историей украинских земель. Золотой лев – это символ Галицко-Волынского княжества, герб князя Даниила Галицкого – единственного короля в древнерусской истории. Казак с мушкетом на плече – это герб Войска Запорожского, существовавшего в период с XVI до XVIII столетие. Корона над щитом с трезубцем символизирует княжескую власть Киевской Руси. Калина и колосья пшеницы в нижней части герба – это традиционные символы Украины, они означают богатство и щедрость украинской земли.

По сути, основная идея Большого герба – это единство украинских земель, Запада и Востока, которая опирается на традиции государственности Киевской Руси.

Отсутствие официального Большого герба – это, конечно же, досадное упущение украинских властей. Однако страна уже давно привыкла к трезубцу, считая его основным государственным символом.

Если говорить о Большом украинском гербе, то самой интересной его частью, безусловно, является сам трезубец. Этот геральдический элемент намного древнее всех остальных. Его история начинается задолго до того, как свирепые и воинственные норманны основали город на берегах Днепра – будущую столицу древнерусского государства. На этом символе следует остановиться более подробно.

Казацкое государство

Следующий период становления символики Украины относится к 16–17 векам, когда происходила консолидация украинских земель и национально-освободительная война. В это время произошло образование военно-политического центра – Запорожской Сечи.

Летописец Григорий Грабянка упоминает, что в 1575 г. король Польши Стефан Баторий наградил казаков за мужество, проявленное в сражениях с татарами, особой печатью. Она изображала рыцаря-казака с мушкетом. Самой известной печатью является клейнод 1595 г., принадлежавший гетману Лободе. На ней в профиль изображен идущий казак с мушкетом и саблей. Этот знак в 1622 г. был назван гербом Войска Запорожского.

На клейнодах гетмана Богдана Хмельницкого тоже фигурировал казак с самопалом. Некоторое время этот знак являлся символом Украины. B 1758 г. его назвали национальным гербом. Ha картах Украины того времени была изображена именно эта эмблема. Но одновременно использовались и другие символы. Например, на печати Киевского магистрата 16 в. фигурировали арбалет, лук и стрела.

Печати Михаила Ханенко и Ивана Брюховецкого вместе с казаком изображали копье. Это говорило о роли Войска Запорожского в их выборе гетманами. Совершенно иные символы изображены на войсковой печати Петра Суховеенка, который получил булаву гетмана с помощью крымского хана Адил-Гирея. Она изображает лук с двумя стрелами. Казачество не приняло новый герб. Например, некоторые из них грозили сломать лук и стрелы своими мушкетами, таким образом намекая на оружие, составляющее государственную символику Войска Запорожского.

Один из первых прототипов большого герба создало правительство УНР в изгнании

Трезубец, очень похожий на современный герб независимой Украины, был центральным элементом трех эскизов, которые в 1939 году разработал по заказу правительства УНР в изгнании художник Николай Битинский.

Битинский с 1920-х годов жил в Праге, а украинское правительство в эмиграции обратилось к нему с идеей разработать геральдические символы для будущего независимого государства — надежда на его возрождение вновь зародилась на фоне неотвратимых исторических изменений конца 1930-х.

В 1939 году Битинский создал проекты большого, среднего и малого государственных гербов Украины. Главной идеей этих эскизов была соборность украинских земель, которые в то время находились в составе различных государственных образований: Чехословацкой Республики, Польской республики, Королевства Румынии, СССР.

Разработанные Николаем Битинским эскизы большого, среднего и малого гербов / Инфографика: LB.ua / Международная выставка Знак Соборности. Большой государственный герб Украины от Нарбута до Якутовича

В качестве малого герба художник избрал золотой трезубец на голубом щите.

Средний герб состоял из пяти региональных гербов, размещенных на одном щите, а в центре располагался малый герб. Региональными гербами были герб Киева как символ Приднепровской Украины; герб Львова как символ Галичины — золотой коронованный лев на голубом фоне; герб Буковины и Бессарабии; герб Карпатской Украины; герб Кубани как символ украинского казачества.

Большой герб представлял собой сложную композицию: его центральной частью Битинский сделал трезубец(иалый герб), который поддерживали серебряный архангел Михаил и золотой коронованный лев — олицетворение столиц Киевской Руси(Киева) и Галицко-Волынского княжества(Львова). Под щитом малого герба были изображены клейноды украинского казачества на золотых древках — золотая хоругвь с крестом и серебряный бунчук. Всю центральную композицию окружал венок, переплетенный желто-голубой лентой. На венке были расположены пять гербов основных украинских земель: Правобережья, Левобережья, Галичины-Буковины, Закарпатья и Кубани.

Проект Битинского был популярен в среде украинской диаспоры вплоть до провозглашения независимости Украины.

Георгий Победоносец

Первое официально задокументированное свидетельство появления святого Георгия в качестве государственного символа относится к 1497 году. Тогда всадник-змееборец появился на лицевой стороне печати Иоанна III.
Надо сказать, что копейщика на печати идентифицировали как святого Георгия только спустя несколько веков – никаких же современных указаний в эпоху Иоанна III, что это именно Георгий Победоносец, не найдено.

Многие историки высказывают сомнения, что на печати московского государя 1497 года изображен именно святой Георгий.

Так, ряд исследователей утверждает, что, вероятней всего, всадник c печати является архистратигом Михаилом, который со времен Ивана Калиты был покровителем московских князей. Иконографический сюжет «Архангел Михаил, грозных сил воевода», где архистратиг верхом на копье попирает дьявола, появился в Русской православной традиции только в конце XVI века.

До этого на Руси архангел изображался пешим с мечом или копьем в руке. Кроме того, согласно канону, архистратиг изображался с крыльями и с нимбом (кстати, как и св. Георгий), но на печати великого князя эти атрибуты отсутствуют.

Использование образа всадника, поражающего змея, не было чистым новаторством Иоанна III. Так, этот образ использовал князь Московский Василий Темный, отец Иоанна, в первой половине XV века.

Правда, князь чеканил копейщика на московских монетах, на княжеской же печати представал всадник с соколом на плече. Изображение копейщика на монетах также ничем не указывает, что он святой.

Более того, если на одной стороне монеты сюжет соответствует истории Георгия Победоносца, поражающего змея копьем, то на обратной стороне мы видим уже всадника, замахнувшегося на змея мечом, что не соответствует иконографическому канону.

Кто же тогда этот всадник, если ни святой Георгий, ни архангел Михаил? Ряд историков настаивает, что это и есть сам князь. Как в случае с монетами Василия Темного, так и в случае с печатью Иоанна III.

После смерти Иоанна III символ всадника-змееборца использовали Василий III, Иоанн IV, Федор Иоаннович, Борис Годунов, Лжедмитрий, Василий Шуйский, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Петр I, но ни у кого их этих монархов копейщик не фигурировал в документах как Георгий Победоносец.

Как русские цари «персонифицировали» один из главных образов своей власти, для нас так и останется загадкой. Лишь в 1730 году, при утверждении 88 гербов русских городов, безымянный змееборец получил имя святого Георгия

Святые изображения

В украшении святых изображений избы прослеживается определенная близость в декоре, мотивах ткачества, вышивки, керамики, резьбы, росписи свадебных стволов, настольных росписей. Это доказывает взаимовлияние разных видов народного творчества.

Свято-образная роспись Гуцульщины и Покутского края имеет следующие орнаментальные элементы:

Радомышльская икона

  • цветочные ветки;
  • тюльпаны в сочетании с «Силезской розой»;
  • лилии;
  • колокола:
  • Дикая роза.

Святые изображения Подолья украшены украшениями

  • пышные цветы, усыпанные лучами, букеты венков;
  • ладонь и венок ;
  • растения, похожие на пальмовые ветви или колокольчики;
  • веточки-кисточки;
  • элемент орнамента «яблоко».

Отличительной особенностью святых образов Северщины являются четки разного размера на их фоне. Такой художественный прием создает впечатление, что икона была одета в халат, напоминающий тонкое кружево. Обрамление такой иконы — это цветы, нарисованные в стиле модерн волнистой линией.

Иконография Поднепровья (Черкасская область, в частности Чигиринщина), частично Киевского Полесья, слабо орнаментирована. Все украшение ограничивается двумя большими цветами, помещенными вверху иконы или разбросанными по фону с мелкими цветками в виде стилизованных желто-белых крестов.

Символы Черкащины характеризуются традиционными растительными орнаментами, такими как букеты, пионы, стебли виноградной лозы (виноград — изоморфные и стилизованные изображения, что подчеркивает компактную группировку округлых, точечных или даже линейных элементов, напоминающих обильные грозди винограда; виноградная лоза — символ в Евхаристии , символ Христа, Его кровь , пролитая для искупления человечества от грехов

Орнамент на иконах Слобожанщины практически отсутствует. На некоторых иконах, в частности «Богородица с Младенцем», фон святых изображений украшен небольшими звездочками (звезды в основном восьмиугольные, реже шестиугольные, а в исключительных случаях — четыре, пять или другое число. углов, размещенных на всем фоне иконы или только вокруг нимб Богородицы и Иисуса.

Самые разнообразные формы цветов можно встретить на иконах Средней и Восточной Украины. Орнаментальный декор отличается живописностью и пластичностью, обусловленными применением техники росписи импасто. Иконы Западной Украины характеризуются геометрической трактовкой цветов, основой и деталями которых являются окружности (иногда овалы), окаймленные точками, линейный завиток, что достигается за счет графических приемов.

В межвоенный период трезубец стал символом борьбы украинцев за свободу

Его использовало правительство УНР в эмиграции и различные политические организации. В т. ч. на эмблеме Организации украинских националистов был трезубец с мечом на месте среднего зуба.

Трезубец содержался в символике и мельниковской, и бандеровской ветвей ОУН. В связи с провозглашением Акта восстановления Украинского Государства производным группам выдали инструкции «Борьба и деятельность ОУН во время войны» с обязательством вывешивать трезубцы, национальные и организационные флаги на всех видных местах (зданиях госучреждений).

Символика государственности сказалась и в Украинской повстанческой армии: на элементах одежды, прежде всего головных уборах – мазепинках, петлюровках – а также ремнях. На них крепили трезубцы. Иногда на униформах были нарукавные нашивки с трезубцем.

В 1960-1980 гг. КГБ не раз занималось делами об использовании националистической символики. Так, 30 декабря 1967-го сине-желтый флаг с трезубцем и надписью «Ще не вмерла України і слава і воля» был вывешен на здании Кировского райисполкома в Днепропетровске (ныне – Днепр); 23 апреля 1970 года – в телефонной кабинке в Черновицком университете; 7 января 1984 года – над почтовым отделением села Демидово Львовской области.

После восстановления независимости Украины 24 августа 1991 года трезубец как малый Государственный герб утвержден 19 февраля 1992-го постановлением Верховной Рады Украины.

.Shutterstock

Конституция Украины 28 июня 1996 года закрепила этот символ нашего государства. Теперь – окончательно. И никто чужой не будет иметь права диктовать украинцам свою волю.

По информации Украинского института национальной памяти

Трезубец, как один из самых древних символов человечества

Традиционной трактовкой трезубца на украинском государственном гербе является его нормандское происхождение. Эта версия является самой распространенной среди ученых-историков и знатоков геральдики. Однако история этого символа намного богаче и интереснее.

Трезубец в качестве символа использовали многие народы, начиная с самых древних культур. Особенно часто этот символ использовался народами, которые имели отношения к морю. Причина этого лежит на поверхности: трезубец был орудием рыболовного промысла, не зря он ассоциируется с древнегреческим морским богом Посейдоном.

У древних шумеров трезубцем была вооружена богиня Инанна – главное женское божество в пантеоне этого народа. Согласно шумерской мифологии, Инанна изначально была правительницей сказочной страны Аратты – это что-то вроде тибетской Шамбалы или российского Беловодья.

В аккадско-шумерской мифологии с трезубцем изображался еще один бог – Ишкур, повелитель грома, бури и молнии. Ему подчинялась водная стихия, Ишкур мог вызывать паводки и дожди.

В ведической традиции трезубец является неизменным атрибутом «водного» бога Варуны. Ученые считают, что культ этого божества (а вместе с ним и его символ) на Индостан принесли арии. Позже трезубец стал неотъемлемой частью одного из главных божеств индуизма – верховного бога Шивы. Трезубцем вооружена и его супруга – воительница Дурги, а также бог огня Агни.

Трезубец является одним из центральных символов буддизма: он обозначает Три Драгоценности Будды.

Как можно заметить из всего вышеизложенного, трезубец – очень распространенный символ в древних культурах. Чаще его использовали народы, связанные с морем, или те, кто обитал около моря ранее.

Трезубец был весьма распространен и во времена Средневековья, причем на всем Евразийском континенте: от монгольских степей до норвежских фьордов. Правда, в средневековый период встречаются уже не само изображение трезубца, а его стилизованный символ. Его использовали в качестве военной эмблемы, в качестве символа государственной власти, наносили на печати и денежные знаки.

Следует отметить, что в раннем Средневековье гербов, как таковых еще не существовало. Геральдика появилась только в XII веке.

Наряду с трезубцем, для этих же целей использовался и двузубец. Наиболее известными знатными родами, отличительным символом которых являлись трезубцы, являются Рюриковичи и Борджигины. Самый известный представителем последнего — великий завоеватель половины мира Чингисхан.

Археологи нередко находят изображение трезубцев и в странах Средней Азии: в Таджикистане и Узбекистане.

Трезубец-тамга являлся знаком рода Гиреев – основателей и правителей Крымского государства.

Большинство историков считает, что трезубец на русские земли принесли варяги, которых принято считать основателями древнерусского государства. Трезубец был фамильным знаком князей из рода Рюриковичей. Вообще следует сказать, что трезубец и двузубец пользовались большой популярностью у варягов.

Если говорить о гербе Рюриковичей, то считается, что их трезубец – это стилизованное изображения сокола Рарога, духа, который обычно изображается в виде хищной птицы. Этот сказочный персонаж существует и в скандинавской, и в славянской мифологии.

Трезубец может быть стилизованным изображением и еще одной птицы – ворона, которого скандинавы связывали с Одином, – главным божеством своего пантеона. Изображение ворона часто встречается на старинных скандинавских монетах, викинги наносили его на боевые знамена, амулеты, ювелирные украшения.

Это интересно: 4970,Что символизирует дракон

Тризуб

Современный символ «трезубец» был принят в качестве герба Украинской Народной Республики в феврале 1918 года. Этот рисунок имеет прецеденты на печатях Киевской Руси . Первый известные археологические и исторические свидетельства этого символа можно найти на тюленях в династии Рюриковичей . Однако, по словам Прицака , стилизованная тамга- трезубец , или печать, которую использовали правители Руси, такие как Святослав I из Киева, и которые были найдены в руинах, имеют хазарское происхождение. Он был отчеканен на золотых и серебряных монетах, выпущенных князем Владимиром Великим (980–1015 гг.), Который мог унаследовать этот символ от своих предков (таких как Святослав I Игоревич ) в качестве династического герба, и он передал его его сыновья Святополк I (1015–1019) и Ярослав Мудрый (1019–54). Также символ был найден на кирпиче Десятинной церкви в Киеве , изразцах Успенского собора во Владимире-Волынском и камнях других церквей, замков и дворцов. Есть много примеров его использования на керамике, оружии, кольцах, медальонах, печатях и манускриптах.

Белый кречет , возможно, прототип украинского трезубца

Рисунок герба

Большинство историков согласны с тем, что средневековый символ не предназначался для изображения трезубца, а скорее был символом Святой Троицы ; Скорее всего, это был стилизованный сокол . Изображения летящего сокола с христианским крестом над головой были найдены в Старой Ладоге , первой резиденции киевской династии Рюриковичей скандинавского происхождения. Такой сокол вместе с крестом также изображен на монетах Олафа Гутфритссона , короля викингов Дублина и Нортумбрии. Соколиная охота на протяжении веков была королевским видом спорта в Европе. Кречет (известный также как норвежские соколы ) считался королевской птицей и упоминается ( UKR .: рарог ) в одном из самых ранних эпосов Малороссии, поэма 12 века Слова о полке Игорева .

Более поздние изображения трезубца («тризуб») у Рюриковичей больше напоминают двузубец или букву « У », которая также в современной кириллице обозначает звук «у», как в «Украина» (хотя кириллица в то время такой буквы не было, вместо этого использовался орграф OѴ / Ѹ или его монограмма Ꙋ).

Другое использование

Тризуб широко используется в военной геральдике, чтобы ознаменовать участие на Восточном фронте во время Второй мировой войны . По меньшей мере 36 частей итальянской армии несут на своем гербе тризуб , так как они были награждены медалью «За воинскую доблесть» во время службы на территории Украины. Трызыб — герб Заславского . Стоит отметить, что тризуб также использовался в сочетании с российским триколором как символ антикоммунистического движения « Национальный альянс русских солидаристов» в начале 20 века.

Трехпалый салют

Салют с тремя пальцами иногда используется, чтобы имитировать Тризуб; как, например, демонстрации сторонников независимости в конце 1980-х и в логотипе (украинской) партии «Свобода» .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector