Книга пяти колец: трактат самурая с двумя мечами

Техника боя катаной

Хотя формально катана считается мечом (даже двуручным), по принципу своего действия это скорее сабля. Не стоит думать, что японскими мечами фехтовали, как показывают в современных фильмах. Настоящий самурай должен был убить врага одним единственным ударом. Это вовсе не прихоть, а необходимость беречь дорогостоящие клинки, так как достать новый было достаточно проблематично.

В бою с использованием катаны существует три основные стойки:

  1. Дзедан – верхняя стойка;
  2. Чудан – стойка на среднем уровне;
  3. Гэдан – стойка нижнего уровня.

Для боя с использованием самурайского меча нужно учитывать и анализировать все движения противника и понимать его стиль ведения боя. В соответствие с этим, следует планировать свои атаки, причём осуществление должно следовать как можно быстрее.

Сейчас, когда японское фехтование (кэндо и йайдо) достаточно популярно, несложно найти секцию, где занимаются этим увлекательным видом спорта. Несколько подобных школ в Японии ведут свою родословную от самурайских клановых школ эпохи средневековья. В период запрета на ношение мечей многие школы исчезли, но некоторым удалось сохранить древние традиции владения мечом до наших дней.

Конструкция меча

Конструкция катаны имеет множество элементов

Катана принадлежит к сложносоставным мечам, изготавливаемым из нескольких металлов. Часто берется два сплава — мягкий для сердцевины и твердый для внешней стороны. Итоговая конструкция оружия подразделяется на множество элементов, определяющих качество меча.

Общий вид катаны имеет слегка изогнутую форму. Образуемая дуга имеет больший радиус, нежели у предшественника — тати. Изгиб меча (сори) — следствие эволюции японского оружия и техники боя. Длительное время в данном направлении велись эксперименты, пока не была достигнута текущая вариация.

Лезвие

Составные элементы лезвия катаны

Совмещение мягкой (вязкой) сердцевины и твердой (жесткой) оболочки обеспечивает оружию долговременную остроту и вязкость. В ином случае твердая сталь была бы хрупкой, а мягкая быстро стачивалась бы.

Лезвие катаны затачивается только с одной внешней стороны. Многочисленные мифы приписывают самурайским мечам феноменальные способности вплоть разрубания железа и камня. Тщательно обработанное и закаленное лезвие катаны действительно отличается высокой прочностью, однако его свойства часто преувеличены.

Катана не имеет четко выраженных стандартов по изгибу, сечению, толщине и прочим элементам. Они отличаются в зависимости от мастера, кузнечной школы и назначения клинка. К примеру, против лат меч делался тяжелее с клинообразным сечением, а против незащищенных доспехами противников подходил тонкий клинок.

Рукоять

Элементы рукояти

Изготовление рукояти считается завершающим этапом создания меча и следует после шлифовки клинка. Крепление рукоятки на хвостовике производится посредством конического бамбукового клина. Несмотря на внешнюю простоту конструкции, выделяют несколько составных элементов рукояти:

хабаки — муфта, фиксирующая положение меча;
цуба — гарда;
сэппа — шайбы над и под гардой;
фути — муфта между гардой и рукоятью;
самэгава — покрытие рукояти;
цуко-ито — тесьма оплетения;
мэнуки — декоративные вставки;
касира — колпачок на конце рукояти.

Первичное покрытие рукояти выполняется из кожи ската или иного морского животного. В качестве тесьмы используется шелк или кожа, для декоративных украшений — шерсть. Современные мечи отделывают искусственным шелком. Все украшения и декоративные элементы выполняют в одном стиле.

https://youtube.com/watch?v=ZvqF6e97gYQ

Заточка

Заточка катаны производится вместе со шлифовкой, нередко этот процесс осуществляет другой мастер — тогиси. Сперва он полирует и точит клинок оружия грубыми камнями, постепенно переходит к более тонким. Данная процедура занимает около 120 часов.

По мере заточки мастер определяет структуру металла и технику ковки. На данном этапе устраняются мелкие недочеты, возникшие в процессе изготовления. Важным аспектом в работе выделяют сохранение стиля кузнеца, изготовившего клинок. Особенно это должно учитываться в декорировании оружия и его эстетической красоте.

Гравировки

Гравировки наносится мастером после шлифовки на незакаленные участки меча. Данный элемент считается декоративным, боевые катаны редко украшаются. На современном оружии гравировку выполняют преимущественно на буддийские тематики.

Габариты и вес

Сравнение размеров японского оружия

Катана не имеет точных стандартизированных габаритов и веса. Ручное изготовление оружия подразумевает индивидуальность каждого меча. Однако имеются определенные рамки, по которым катаны выделяют среди других видов японского оружия.

Длина клинка варьируется от 60 до 75 см (2-2,5 сяку). Полная длина с рукоятью составляет от 85 до 105 см. Если длина меньше установленного размера — это вакидзаси. Если больше — о-катана. При наличии большего изгиба и размера меч классифицируется уже как тати.

Из истории

Первоначально утигатаной обозначались любые клинки, которые казались короткими и лёгкими на фоне тати. Если она первоначально использовалась небогатыми японцами, то статус основного меча ей удалось завоевать в эпоху Эдо. Преимуществом меча было то, что уничтожить врага можно было единственным, плавным действием. Его конструкция является очень удобной для быстрого удара.

Такой меч оказался незаменим на поле боя, так как наиболее важным моментом здесь выступает скорость действий. Относительно лёгкий меч к тому же позволял быстро передвигаться.

Среди всех национальных мечей Японии утигатана первой смогла заполучить цубу. Так именуют альтернативу гарды — красиво украшенного изделия, использующегося в японском оружейном мастерстве и находящего место в коллекционировании.

Цуба производится из железа и отличается стандартными характеристиками. Но при этом на ее поверхности всегда присутствует оригинальная резьба. Традиция украшать таким образом мечи положила начало своеобразному тюнингу холодного оружия в Японии.

Рукоять выполняется из древесины, после чего ее обтягивают шкурой акулы. Чтобы держать меч было ещё удобнее, рукоятку перетягивают шнуровкой.

Отличительной особенностью меча является присутствие куригату. Его делают из рогов животных. Этот элемент присутствует в ножнах и предназначен для комфортного ношения оружия за поясом. Благодаря ему меч никогда не выпадает.

На поверхности сая имеется покрытие на основе чёрного лака с глянцевой структурой. Это особый стиль, который носит название Акэти. Такой дизайн считается практичным. Также его характерными свойствами являются неброский внешний вид и недорогая конструкция.

Компонентов, выполненных из железа, здесь имеется минимальное количество. Благодаря доступной стоимости утигатану мог позволить себе человек практически с любым уровнем доходов. Это и способствовало, главным образом, популяризации меча.

Булли — фанфароны с окраин

Но не только бандиты были знамениты на всю Италию как отъявленные любители ножей. Гораздо большую популярность в народе имели булли — интересная субкультура, формировавшаяся на окраинах городов и в трущобах, этакая смесь английских модников-денди и наших современных гопников.

Несмотря на поголовную бедность, они старались щегольски одеваться, играть в карты и вести разгульную жизнь. Агрессивное и безрассудное поведение было для них частью стиля и образом жизни, что при наличии ножей регулярно приводило к смертоубийствам.

Однако их поединки не были просто пьяной дракой. Чаще всего они обладали всеми признаками дуэлей — вызов на бой, секунданты, и прочие атрибуты. То, что это происходило в трущобах, и противники выпускали друг другу кишки с помощью ножей, а не благородных шпаг, не имело значения. Часто случались и групповые побоища.

Вид

Настоящие японские мечи должны обладать не только острым лезвием и прочностью, но ещё и долговечностью. Они не должны ломаться при сильных ударах, а также долгое время обходится без заточки. Углерод даёт твёрдость, однако при этом меч теряет в эластичности, а значит, становится хрупким. Кузнецы в Японии изобретали различные формы, которые бы смогли обеспечить и эластичность, и стойкость.

В конечном счёте было решено, что многослойность решает проблему. Традиционная техника подразумевает изготовление сердцевины клинка из низкоуглеродной стали. Остальные слои обладают упругостью. Различные комбинации и способы помогают создать такой японский меч. Боевой клинок должен быть удобен определённому воину. Также кузнец может изменить вид стали, который сильно влияет на весь меч. В общем, катаны могут сильно отличаться друг от друга из-за вышеописанных причин.

Конструкции клинков из-за сложности в изготовлении стоят по-разному. Например, самый дешёвый подразумевает использование одного сорта стали. Обычно используется для создания танто. А вот сосю китаэ — наиболее сложная конструкция, она имеет семь слоёв стали. Образцовая работа, созданная с её применением, является произведением искусства. Одним из первых сосю китаэ начал использовать кузнец Масамунэ.

Преимущества и недостатки куботана

У Куботана есть свои преимущества (например, явара — аналог куботана).

Это брелок для ключей — вполне легальный, в отличие от явары, которая является оружием, и в случае, если придётся обороняться от нападения на улице. Крайне маловероятно, что из-за применения Куботана будут проблемы с законом.

Если в связке с Куботаном находится всего несколько металлических ключей, то и их можно использовать как оружие с Куботаном-рукояткой.
Ключи с брелком люди обычно постоянно носят с собой.
Для полицейских это вариант безопасного и эффективного оружия, которым нельзя причинить вред по неосторожности.

Наряду с преимуществами, у данного способа защиты есть и недостатки.

  • Для использования Куботана необходимо находиться в непосредственной близости от нападающего на вас, в некоторых случаях это может быть весьма опасным.
  • Очень короткая область действия, что приходится учитывать при использовании.

Как использовать куботан

Куботан используется, чтобы вызвать боль у напавшего на вас без опасных для него последствий. Куботаном можно надавить в область шеи нападающего или снизу вверх под челюсть. Атака под челюсть особенно хороша, когда противник сбоку от вас. Если у вас нет куботана, подойдет любой предмет похожей формы, например шариковая ручка. Если кто-то хватает вас, например, за отворот рубашки или куртки, поместите куботан на запястье нападающего. Взявшись за оба его конца, катите вниз, крепко прижимая к своей груди. Это вызовет у противника боль в запястье, и он потеряет контроль над своими действиями. Перед тем как убежать, вы можете ударить коленом ему в лицо. Не меньшая боль будет также, если вставить куботан между пальцев, а затем их плотно сжать.

Куботан можно использовать и для нанесения резкого удара по мягким тканям нападающего. Например, если кто-то кладет руку вам на бедро, вы можете нанести ему резкий удар куботаном по тыльной стороне ладони. Лучше всего целиться в основание кости между средним и безымянным пальцами. Неплохо воспользоваться этим приемом, если вас схватили за руку и тащат куда-то. Если у вас нет оружия, ударьте в указанное место большим пальцем и нажимайте, пока вас не отпустят. А вообще, можно воспользоваться любым заостренным предметом: шариковой ручкой, ручкой расчески и т. п.

Разновидности

Существуют разные виды японских мечей. Несмотря на общие черты, присущие всем разновидностям, они различаются размерами, внешним видом, назначением и боевыми характеристиками. Все эти нюансы необходимо знать ценителям коллекционных изделий.

Катана

Самый известный вариант длинного японского меча. Длина лезвия — 60–75 см. Форма слегка изогнутая. Обычно изготавливают катану из двух разных сплавов. Более мягкий — для сердцевины клинка, более твердый — для внешней части. Это делает конструкцию одновременно жесткой, острой, но гибкой.

Лезвие заточено с одной стороны. По толщине, сечению, изгибу жестких стандартов нет. Поэтому вес оружия также различается — от 0,7 до 1 кг в среднем. В зависимости от конструкции катана больше подходит для боя с противником в латах или без, как одноручный или двуручный меч и так далее. Рукоять по форме простая для удобного положения в руке.

Танто

Это небольшой кинжал с длиной лезвия до 30 см. Обычно не использовался в бою. Его применяли для добивания, отрезания головы у признавшего поражение противника, а также для совершения харакири. Чаще всего это односторонний нож, реже — обоюдоострый, со съемной рукояткой.

Вакидзаси

Короткий самурайский меч, который обычно носили в паре с катаной на поясе. Длина клинка варьировалась от 30 до 60 см. Внешне это оружие похоже на уменьшенную копию катаны. Слегка изогнутое лезвие, заточенное с одной стороны, классическая рукоять.

В бою пора короткого меча наступала тогда, когда катану использовать по каким-то причинам было невозможно. А иногда ими фехтовали одновременно. Тогда как большой меч носили только самурая, маленький можно было носить ремесленникам, купцам для самозащиты.

Ниндзя-то

Так называется меч ниндзя, который предназначен как для режущих, так и для колющих ударов. Сделан он гораздо проще, нежели катана. Чаще всего по размеру несколько меньше, чем последняя. Однако существовало множество форм и размеров этого оружия. Часто его маскировали под вакидзаси, чтобы усыпить бдительность противника. Иногда ниндзя-то перековывали из захваченного оружия самураев.

Тати

Это название длинного меча самурая (клинок 70–90 см). Представляет собой двуручную изогнутую саблю. Использовался исключительно как часть военных доспехов, носился подвешенным к поясу. Тогда как катану чаще затыкали за пояс и носили в повседневности. В паре с этим мечом носили танто.

Кодачи — дословно «маленький тати». Похож на вакидзаси длиною и техникой использования, но несколько шире. Его применяли в качестве самостоятельного оружия, а не в паре с чем-то.

Еще одна разновидность — одати. Длинный меч с клинком свыше 90 см. Использовался как боевое оружие либо в ритуальных целях, как символ. Этот меч требовал особо тщательной технологии изготовления. Из-за размеров его носили либо за спиной, либо просто в руке.

Цуруги

Прямой японский меч, заостренный с обеих сторон лезвия. Как боевой применялся до 10 века. С появлением тати стал использоваться исключительно в религиозных целях — для проведения церемоний.

Нагината

Необычный по конструкции большой японский меч. Его особенность в очень длинной рукояти — около 2 м, которая сопряжена с лезвием 30–50 см. Со временем появились более короткие облегченные варианты. Они использовались не только мужчинами в бою, но и женщинами при обороне жилища.

Гун-то

Современные мечи, изготовленные промышленными способами. По форме и внешнему виду похожи на тати. В первой половине 20 века (в частности — в годы Второй мировой войны) их изготавливали для поднятия боевого духа в армии, возрождения традиций.

Боккен

Это деревянные макеты, копирующие разные типы боевых японских мечей. Их делают из твердых сортов древесины, часто лакируют, декорируют. Используют для тренировок, отработки боевых навыков в айкидо.

Кай-гунто

Дословно это название переводится как «морской военный меч». Их ввели накануне Второй мировой войны как оружие офицеров императорского флота. От обычных гун-то такой меч отличался всегда деревянными ножнами, некоторыми особенностями отделки рукояти. В остальном также практически копировал тати.

Танто

В паре с тати шёл короткий меч, который также можно было отнести к кинжалам. Танто — словосочетание, поэтому в Японии его не считают ножом. Также есть и другая причина. Танто использовался как оружие. Однако нож кодзука носился в одних с ним ножнах. Длина лезвия в пределах 15-30 см. Чаще всего клинок был односторонним, однако иногда создавались обоюдоострые, но как исключение.

Интересно, что вакидзаси, катана и танто являются одними и теми же мечами, только отличающимися по длине. Существовала разновидность ёрои-доси, которая имела трёхгранный клинок. Он был нужен для прокалывания доспехов. Танто не был запрещён для использования обычными людьми, поэтому не только самураи носили его, но и доктора, торговцы и другие. По идее, танто, как и любой короткий меч, — кинжал. Ещё одной разновидностью была кайкэн, который отличался меньшей длиной. Его чаще всего носили дамы из высшего света в поясе оби и использовали для самозащиты. Танто не исчез, он остался в традиционных свадебных церемониях царских особ. А некоторые самураи носили его вместо вакидзаси в связке с катаной.

Кривоствольное оружие

Необычный вид ствола пытались реализовать в годы войны. /Фото: livejournal.net

Ещё в XIX столетии оружейники задумывались над возможностью стрелять из-за укрытия. А самым логичным решением этой проблемы было создание оружия с кривым стволом. Впервые подобные идеи появились тогда же, а вот попытки реальной практической реализации произошли только во второй трети ХХ века. Так, известно, что в 1940-х годах в СССР создавали кривоствольное оружие, изгибая стволы пулемётов Горюнова и Калашникова, однако эти эксперименты не получили билет в жизнь. Примерно в это же время подобный проект существовал в Третьем Рейхе, причём он оказался более успешен: в 1943 году такое оружие для стрельбы из укрытий было официально поставлено на вооружение и даже успело отметиться в реальных боевых условиях.

Интересный факт: советская пропаганда военного периода о существовании у немцев кривоствольного оружия знала и именовало его не иначе как «предательским», которое используют только «для трусливой стрельбы из-за угла».

Происхождение


Длина тати позволяла достать с высоты седла как пехотинца, так и конного воина.

Несмотря на определенную самобытность тати, его зарождение началось с прямых двусторонних мечей, удерживаемых одной рукой и сходных с китайским дзян (японское «кэн»). Сначала клинки закупались на континенте, следующим этапом стал переход на одностороннюю заточку. С распространением кузнечного дела появились собственные образцы качественного оружия, не уступающие, а порой превосходящие своих родоначальников с материка. Есть сведения, что когда японцы начали ковать двуручные тати, китайцы снаряжали отельные торговые экспедиции, чтобы приобрести их.

Уход за катаной

Ухаживают за катаной при помощи специальных инструментов. Все действия производятся в строгой последовательности. Сначала удаляются зазубрины или глубокие царапины, это делается полировочными камнями. Затем смятой (дабы не допустить царапин от крупных частиц) рисовой бумагой лезвие меча очищается от старого масла. Если катана сильно загрязнена, то к рисовой бумаге добавляется известь, которая хорошо убирает грязь и не царапает клинок. Затем, при помощи нового листа рисовой бумаги наносится небольшое количество масла (чаще всего гвоздичного). Тонкий слой масла будет защищать лезвие от ржавчины и загрязнений.

Отличие японской катаны от европейских аналогов

Дайсё — сочетание большого и малого клинка

Культурные традиции и способы ведения боя особенно проявляются в изготавливаемом оружии. Ключевые отличия европейских и японских мечей заключаются во внешнем виде и их назначении.

Полуторные мечи Европы, которым катана больше соответствует по габаритам, наносили рубящие удары. Данное оружие считалось основным и определяло превосходство воина в бою.

Самурайский меч нередко считался вспомогательным оружием к луку. Им наносили режущие удары, поединок был рассчитан на скорость и главенство первого удара. В прямом столкновении с европейским полуторным мечом катана проигрывает — он тяжелее, шире, а качество стали не уступало японскому оружию.

Много мифов связано с технологией изготовления самурайских мечей, на основе которых катанам приписывают фантастические свойства. Особенно эта тема и мифы популяризируются в массовой культуре.

Для японских мастеров основная сложность изготовления заключалась в получении очищенного металла. С XVI века кузнецы стали использовать европейскую импортированную сталь, что значительно облегчило изготовление самурайских клинков.

Многие строят выводы о качестве японских мечей по количеству сохраненных образцов. В Европе нет большого количества оружия, сохранившегося в хорошем состоянии до наших дней. Из-за этого ошибочно делается вывод о его низком качестве.

Сохранность японских клинков обусловлена традициями и тщательным уходом за оружием, передававшимся из поколения в поколение. Меч становился достоянием семьи, имел свою историю. По преданиям, в нем заключались духи всех прежних владельцев.

В Европе подобное отношение к оружию проявилось в меньшей степени. В определенной степени это объясняется доступностью ресурсов для изготовления новых клинков. Сам процесс ввиду лучшего технического развития также отличался большей простотой и меньшим количеством времени.

Основные характеристики катан

Реальные характеристики холодного оружия, распространенного на Японском архипелаге, заметно отличаются от представленных через кино, аниме. Частично это связано с экзотичностью культуры, мифами, которыми овеяно самурайское сословие. Недавние исследования доказали, что по качеству европейские клинки нередко не уступали изготовленным на островах. Особенность катаны – техника ее применения, то есть нанесение врагу режущих ударов и лишь в редких случаях уколов.

Благодаря форме орудие применимо для быстрого нанесения длинных порезов, а вес таков, что клинок прорезает традиционный японский доспех. Прорезать им железо, другой сходный по прочности материал практически невозможно.

Катаны овеяны мифами

Строение

Японский меч долго сохраняет заточку, прочен и остер, не подвержен ржавчине, не ломается. Эти качества объясняются его строением. Острота, твердость обеспечивается мартенситом в составе стали, но это соединение – причина ломкости, хрупкости материала. Чтобы избавиться от недостатков, внутренний слой делали из низкоуглеродной стали, сверху накладывали высокоуглеродный. Для работы использовали U-образно сложенный твердый стальной брусок, в который вваривали мягкий металл. Комбинированный брус – материал для ковки заготовки.

Реже использовали заготовку из мягкого металла в форме литеры U, в которую вваривали твердую сталь, или делали боковые дополнительные вкладки из материала средней твердости.

Известнейший японский кузнец – Масамунэ

Чем крупнее меч, тем сложнее его конструкция. Для коротких лезвий достаточно одного вида металла.

Вариации конструкций:

  • мару (для танто, вакидзаси) – дешевый одинарный клинок из одного сорта материала;
  • кобусэ – упрощенная конструкция, применимая, если нужно изготовить много предметов невысокого качества;
  • хонсаммай – самая частая, характеризующаяся боковыми усиливающими пластинами и гарантирующая готовому предмету высокую прочность, неподверженность слому за счет отсутствия закалки обуха;
  • сиходзуме – конструкция с железной полосой для защиты обуха;
  • макури – упрощенный вариант с мягким внутренним бруском, цельной твердой оболочкой;
  • варихатэцу – гибкий простой вариант;
  • орикаэси саммай – прогрессивный хонсаммай;
  • гомай – меч с твердой сердцевиной и мягкой оболочкой, дополнительно защищенной твердой сталью;
  • сосю китаэ – самый сложный вариант из 7 слоев. Сюсю китаэ наиболее известен как стиль работы кузнеца Масамунэ.

Сталь для меча

Классический вариант для катаны – рафинированная сталь, для изготовления которой используется железистый песок, очищенный при высоком нагреве. В результате получается чистое железо. В прошлом для работы использовали прямоугольные печи татара, дававшие железо с содержанием углерода 0,6-1,5%. Для дополнительной очистки разработана техника складывания – трудоемкая, но дающая отличные результаты. Преимущество технологии – отсутствие в материале серы, фосфора, снижающих качество стали.

С 17 столетия лучшим материалом для клинков на Японском архипелаге становится намбан тецу – сталь, завезенная европейцами. Оружие содержит до 1,5% углерода, отличается твердостью. Благодаря примесям кремния клинок гибок, имеет хорошую ударную вязкость.

Для катаны применима рафинированная сталь

Изготовление

Как и любой японский меч, катана обладает сложной конструкцией. Процесс изготовления может занимать несколько месяцев, однако выходит настоящее произведение искусства. Вначале куски стали, сложенные вместе, заливаются раствором из глины и воды, а также посыпаются золой. Это необходимо для того, чтобы шлак, который образуется в процессе плавки, впитывался. После того как сталь раскалена, куски соединяют.

После начинается самый сложный процесс — ковка. Куски многократно расплющиваются и складываются, тем самым давая углероду равномерно распределиться по заготовке. Если сложить 10 раз, то получится 1024 слоя. И это не предел. Зачем же это нужно? Для того, чтобы твёрдость клинка была одинаковой. Если же будут значительные перепады, то в условиях больших нагрузок велика вероятность обламывания. Ковка длится несколько дней, за это время слои достигают воистину большого количества. Структура клинка создаётся благодаря композиции полос металла. Это и есть первоначальный его вид, впоследствии он станет частью меча.

Во избежание окисления наносится тот же слой глины. Затем начинается закалка. Меч разогревается до определённой температуры, которая зависит от вида металла. После этого происходит мгновенное охлаждение. Режущая кромка становится твёрдой. Затем производят заключительные работы: заточка, полировка. Мастер тщательно работает над клинком много времени. В конце, когда края стали плоскими, он работает маленькими камнями, которые удерживаются одним или двумя пальцами, некоторые используют дощечки. Сегодня стала популярна гравировка, которая обычно передаёт сцены с буддийской тематикой. Производятся работы над рукояткой, занимающие ещё несколько дней, и катана готова. Опасен этот японский меч. Название можно отнести к большому количеству представителей, которые отличаются друг от друга.

Тати

Следующий шаг в развитии. |Фото: turkcewiki.org.

В X веке в Японии появления принципиально новое клинковое оружие. Вопреки популярному мнению (и использующемуся в обиходе и массовой культуре термину) тати, как и все производные виды клинкового оружия, является не мечом, а саблей. Тати был одним из самых больших мечей феодальной Японии, а также был сильнее изогнут, по сравнению с катаной.

Примечание: клинковое оружие Японии имеет куда больше общего с Восточными и Европейскими саблями, нежели с «традиционными» мечами. В первую очередь катана, не является, мечем по причине того, что имеет режущую кромку только с одной стороны лезвия (в отличие от цуруги, которые действительно являются мечом).

Древний мир[править]

Первая мысль на тему «А не коротковат ли мой ножик?» залетела в голову безвестному кузнецу Бронзового века. Но, поскольку доступна ему была только бронза, сделать из неё по-настоящему длинный клинок оказалось невозможно. Поэтому «мечи» Бронзового века (Древнего Египта, Древней Греции времен “Тёмных веков”, Месопотамии) на самом деле в лучшем случае длиной с современный мачете средней руки.

  • Кхопеш (или хопеш) — одна из самых первых разновидностей бронзового длинноклинкового оружия. Само слово — древнеегипетское, но археологи находили похожие и в Месопотамии. Этот клинок представляет собой серп с внешней, внутренней или обоюдной заточкой, на конце толстой бронзовой палки с рукоятью. Хитрость с бронзовой палкой позволяла обмануть свойства бронзы и вынести клинок (который, напомним, невозможно было сделать длинным) подальше от руки воина. Поэтому рубить кхопешем можно было даже с колесницы.
  • Копис, или махайра — несмотря на сходство названия с кхопешем, это греческое оружие было больше похоже на современный кукри. Более того, некоторые исследователи полагают, что кукри — это и есть тот самый копис, попавший в Непал от индусов, а им доставшийся от армии Александра Македонского. А в Древнем Риме научились делать такие «кукри» из железа и называли их фалькатами.
  • Ксифос — тоже греческий бронзовый клинок, только прямой, листовидной формы, с утяжелённым концом и размером до 80 см.

Наконец, начался Железный век. Крупнейшей империей Европы этого века была Римская. Римляне создали большую регулярную армию, а к ней в комплекте — и несколько видов железного оружия.

  • Гладий (или гладиус) — самый знаменитый римский меч, короткий и прямой. Тоже очень напоминает кавказский кинжал, только немного крупнее — отчего и считается коротким мечом. Небольшая длина делала гладий очень удобным оружием для пешего строя; именно ему также обязаны своим названием гладиаторы — кровавые спортсмены, бившиеся на потеху публике.
  • Фальката — она же иберийский гладий. См. выше «копис».
  • Спата — первый настоящий длинный меч, спата была оружием ауксилиев — конных римских воинов, набиравшихся из числа варварских племён кельтов и германцев. Изобрели спату именно кельты, но в руках римских ауксилиев она получила усовершенствования, в частности, обзавелась острым концом. Спата представляла собой меч с клинком уже совсем классической формы, но с рукоятью, как у гладия — гарда примитивная, маленькая и полукруглая. Поскольку германцы вскоре захватили Западную Римскую Империю, именно их излюбленный меч — спата — стал прототипом для всех мечей Средневековья.

Кроме римского оружия были и другие любопытные образцы

  • Ромфея — железный двуручный меч фракийцев — народа, обитавшего в Юго-Восточной Европе к северу от Греции — с длинной рукоятью и однолезвийным слегка изогнутым клинком. Первый, между прочим, настоящий двуруч!
  • Акинак — короткий (40-60 см) железный меч скифов.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector