Танк т-26 однобашенный и его модификации

Центры производства танка Т-60.

Начиная с сентября месяца 1941 г., и вплоть до июля 1942 г. четыре центра танкового производства произвели примерно шесть тысяч танков. В декабре 1941 года к программе изготовление Т-60 подключился завод №264 в Сарепте, с января 1942 г. свой первый танк собрал завод №37 эвакуированный в Свердловск. Тогда же изготовлением машины занялись на заводе №38 в Кирове.

Согласно производственным планам, завод № 37 должен развернуть выпуск Т-60 1.08. 1941 г., через 15 дней к нему должны были присоединится ГАЗ и ХТЗ. Этот план был провален. Из-за неподачи заводами – смежниками корпусов, башен, вооружения, приборов наблюдения и прочего к сборке опытного танка ГАЗ смог преступить только 17.08., при этом, корпус был поставлен из не броневой стали, а башню вместе с вооружением поставили от Т-40.

Развертывание производства танков Т-60 на ГАЗе обошлось ценой свертывания программ производства другой продукции. В частности это коснулось автотранспорта. В октябре месяце фактически прекращено производство легковых автомобилей ГАЗ-61, т.к они требовали дефицитного двигателя. До минимальной степени снижен выпуск грузовиков ГАЗ ААА, ГАЗ АА. Производство автомобилей окончательно организация силами ГАЗ выпуска ППШ и минометов.

Ситуация на ХПЗ была еще сложнее. Первые чертежи Т-60 поступили только в последних днях июля, полностью же документация не была получена и к 15 августа, дню, когда должно было начаться производство машины. Также как и ГАЗ, ХТЗ столкнулся с неподачей комплектующих от заводов — смежников.

Кроме объективных причин осложнявших освоение и производство Т-60 существовали еще субъективные. Руководство завода было увлечено идеей производства бронетрактора ХТЗ-16 собственной конструкции настолько, что даже во второй половине сентября 1941 г. им грезилось параллельное производство бронетрактора и танка.

Свой первый Т-60 харьковчане смогли выпустить только 16.09.41 г., с месячным опозданием начала производства. Спустя 10 дней на заводе начали работы по эвакуации, к двадцатому числу немцы подошли вплотную к городу. Завод должен был быть эвакуирован в Сталинград, однако полностью оборудование вывести не удалось.

Производство Т-60 уже на Сталинградском заводе удалось развернуть только в декабре сорок первого года, когда завод отчитался в выпуске первых 45 машин, хотя планировали сдачу первых 50 танков уже в ноябре. 

Последним к выпуску танков Т-60 подключился завод №38 в Кирове. В октябре 1941 г. на базу Кировского машиностроительного завода стал перебираться в эвакуацию Коломенский машиностроительный. Последний должен был участвовать в программе выпуска Т-60 как завод-смежник, выпуская башни Т-60. После окончательного переезда и расширения производство обеих заводов было слито и переименовано как завод №38. Свои первые машины завод сдал в феврале 1942г.

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия

В качестве силовой установки легкого танка Т-26 в двухбашенной компоновки первоначально использовали четырехцилиндровый рядный карбюраторный двигатель Armstrong-Siddeley Puma с воздушных охлаждением, но впоследствии ему на смену пришел отечественный аналог – четырехцилиндровый рядный четырехтактный карбюраторный двигатель с воздушным охлаждением, который представлял собой копию своего британского собрата. Данный двигатель развивал мощность порядка 92 лошадиных сил. Он разгонял танк до 30 км/ч по шоссе.

Трансмиссия

  • главный (основной) однодисковый фрикцион
  • длинный многоступенчатый карданный вал, который проходил через все боевое отделение;
  • пятиступенчатая (при пяти скоростях вперед и одной – назад) трехходовая механическая коробка передач
  • механизм поворота, который состоял из двух бортовых многодисковых беспружинных фрикционов и тормозов ленточного типа с накладками из феродо
  • бортовые одноступенчатые передачи.

Ходовая часть «двадцатьшестерки» по каждому борту состояла из восьми обрезиненных сдвоенных опорных катков, имевших диаметр 300 миллиметров, четырех обрезиненных сдвоенных поддерживающих катка , ленивца, расположенного сзади, и ведущего колеса в переднем расположении. По своему типу подвеска опорных катков была сдвоенной и блокировалась в тележки по четыре. Амортизация осуществлялась посредством листовых рессор. Каждая тележка формировалась из двух коромысел с двумя катками. Одно коромысло соединялось шарнирно с литым балансиром, который так же шарнирно крепился на корпус танка, а другое коромысло монтировалось на паре четвертьэллиптических параллельных рессорах, которые жестко соединялись с балансиром.

Ходовая часть Т-26

Гусеницы имели ширину в 260 миллиметров, одногребневые с металлическим шарниром, цевочного зацепления. Траки гусеницы литые.

Производство

Весной 1931 года полным ходом шла подготовка к серийному выпуску танка Т-26 по временной (обходной) технологии. Предприятие собирало параллельно две эталонные машины. К 1 мая были закончены рабочие чертежи, а 16 июня был утвержден технический процесс. Лишь после этого завод начал изготавливать инструмент и оснастку для дальнейшего производства. В результате летом 1931 года была создана установочная партия танков, состоящая из десяти машин. Осенью серийное производство начало набирать нормальные обороты.

В феврале следующего года на базе завода «Большевик» открыли новое предприятие – завод №174. Его главным конструктором стал С.А. Гинзбург. Несмотря на расширение мощностей, план 1932 года также не удалось выполнить. В апреле К.К. Сиркен (директор завода №174) в своем докладе заявил, что предприятие отстает от графика из-за смежников, которые не только задерживают поставку узлов и агрегатов, но и выпускают некачественную продукцию. Доля брака по силовым установкам доходила до 88%, а по корпусам – до 41%.

Тем не менее в 1932 году завод выпустил 1410 экземпляров техники, 960 из которых попали в войска. Подобную картину можно было наблюдать и в дальнейшем. К середине 1941 года с конвейера завода №174 сошло 11218 танков Т-26. Танк данной модели стал наиболее массовой боевой машиной армии в предвоенный период.

Тяжёлые танки

Но в Красной Армии с декабря 1939 года находился на вооружении тяжелый танк КВ. Советский 48-тонный танк КВ-1, имея лобовую броню в 95 мм (башня – 100 мм), а бортовую – 75 мм, был неуязвим для танков и самых лучших немецких противотанковых пушек. Единственным средством борьбы с ним были немногочисленные немецкие зенитные пушки 88-мм калибра со спецснарядом. Форсированный дизель В-2К развивал мощность 600 л.с, обеспечивая скорость 35 км/час. Пушка Ф-34 76 мм калибра могла летом 1941 года расстреливать любые немецкие танки на любых дистанциях под любым углом стрельбы. Танки KB до 22 июня 1941 года выпускались в двух моди­фи­кациях: КВ-1 с пушкой 76 мм калибра и 52-тонные КВ-2 с гаубицей 152 мм калибра. С началом войны производство танков КВ-2 было прекращено.

Кроме того в РККА был еще один тяжелый пятибашенный танк Т-35.

Только в 1942 году в вермахте появился тяжелый танк Т-VI H «ТИГР»

PzKpfw VI

В момент своего появления и на протяжении еще некоторого времени «Тигр» был самым мощным танком мира. Его 88-мм пушка с боекомплектом из 92 выстрелов, не имела себе равных, а лобовую броню не мог пробить ни один снаряд.

1 января 1943 года запущен в серийное производство средний танк Т-V «ПАНТЕРА» PzKpfw V Panther («Panzerkampfwagen V Panther»)

PzKpfw V

Вот что записал в своем дневнике подполковник фон Грюндхерр непосредственно после первого боевого использования » Пантер» на Восточном фронте:

Впоследствии большая часть этих проблем была успешно устранена, и «Пантеры» снискали заслу­женную славу лучшего боевого танка панцерваффе.

И конечно же нельзя забывать о таком тяжелом танке, как Т-VI В «КОРОЛЕВСКИЙ ТИГР» Panzer­kampf­wagen VI Ausf.B (Sd.Kfz.182)

PzKpfw VI Ausf. B «Königstiger»

Танк «Королевский тигр» разработан в 1943 г. фирмой «Порше» и с 1944 г. начал поступать в германские войска дополнительно и взамен танков «Тигр». Так же, как и его предшественник, «Королевский тигр» был вооружен 88-мм полуавтоматической пушкой, однако длина ее ствола была увеличена до 71 калибра, что обеспечило получение начальной скорости бронебойного подкалиберного снаряда 1000 м/с. Такой снаряд на расстоянии 1000 метров пробивал броню толщиной до 200 мм. Кроме мощной пушки, танк имел и исключительно мощное бронирование, причем, учитывая опыт «Пантеры», конструкторы расположили броневые листы с рациональными углами наклона.

Для противодействия Тиграм и Пантерам в СССР в спешном порядке был создан танк ИС-1

ИС-1

Боевая масса – 44 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение: 85-мм танковая пушка Д-5 и 3 пулемета ДТ. Толщина брони: лоб корпуса – 100 мм, борт – 90 мм, башня – 100 мм. Скорость по шоссе – 37 км/ч. Запас хода по шоссе – 120 км.

Первое зафиксированное боевое столкновение танков ИС с «Тиграми» произошло, видимо, 4 марта 1944 года в районе города Староконстантинов. 1 гв.ТТПП, имевший на вооружении ИС-85, вступил в бой с «Тиграми» 503 тяжелого танкового батальона. В результате перестрелки с дистанции 1500–1800 метров, происходившей в туманную погоду, один ИС был подбит, а три получили повреждения, но были восстановлены после боя. Ответным огнем ИСов у одного «Тигра» была повреждена пушка, а у другого ходовая часть. 16 марта находящиеся в засаде «Тигры» своим огнем подбили еще 4 танка ИС, два из которых сгорели вместе с экипажами. Чуть раньше, 8 марта, два ИСа со 150–200 метров были расстреляны замаскированными 75-мм штурмовыми орудиями. Один танк получил 8 попаданий, второй – 4.

Итогом этих боев явилось заключение о несоответствии вооружения нового танка и его брони­рования аналогичным показателям немецких тяжелых танков. Тогда же было рекомендовано изменить форму и бронирование лобовой части корпуса и немедленно усилить вооружение танков ИС, что немало способствовало ускорению работ по ИС-122 (другое название ИС-2).

ИС-2

Этот танк оказался очень удачным. Последние маневры с участием ИС-2М состоялись в 1982 году в Одесском округе, а официально эти танки сняты с вооружения только в 1995 году.

Ссылки

Ресурсы World of Tanks
  • Танковедение
  • Тема на официальном форуме
  • Записи боев на Т-26
В сети Интернет
  • Т-26 // Википедия
  • Танк Т-26 с одной башней // Виртуальная энциклопедия бронетехники

Техника СССР

Лёгкие танки I МС-1 • II БТ-2 • II Т-45  • II Т-26 • II Т-60 • II Тетрарх  • III БТ-СВ  • III ЛТП  • III М3 лёгкий  • III БТ-7 артиллерийский  • III Т-116  • III БТ-5 • III Т-127  • III Т-46 • III Т-70 • IV БТ-7 • IV Т-80 • IV Валентайн II  • V А-20 • V Т-50 • VI МТ-25 • VI Т-50-2  • VII ЛТГ • VIII ЛТТБ • VIII ЛТ-432  • IX Т-54 облегчённый • X Т-100 ЛТ
Средние танки III Т-29  • IV А-32  • IV Т-28Э с Ф-30  • IV Т-28 • V Матильда IV  • V Т-34 экранированный  • V Т-34 • VI А-43 • VI Т-34-85М  • VI Т-34-85 Rudy  • VI М4-А2 Шерман Лозы  • VI Т-34-85 • VII А-44 • VII КВ-13 • VII Т-43 • VIII Объект 416 • VIII Т-54 первый образец  • VIII Т-44-100 (Б)  • VIII Т-44-100 (К)  • VIII Т-44-100 (М)  • VIII Т-44-100 (Р)  • VIII Т-44-100 (У)  • VIII СТГ  • VIII СТГ Гвардеец  • VIII Объект 274а  • VIII Т-44 • IX Объект 430 Вариант II • IX Объект 430 • IX Т-54 • X Объект 140 • X Объект 907  • X Т-22 ср.  • X К-91 • X Объект 430У • X Т-62А
Тяжёлые танки V Черчилль III  • V КВ-220-2  • V КВ-220-2 Бета-Тест  • V КВ-1 • VI КВ-1С • VI КВ-2 • VI КВ-2 (Р)  • VI КВ-85 • VI Объект 244  • VI Т-150 • VII ИС • VII КВ-3 • VII КВ-122  • VII ИС-2М  • VII ИС-2 экранированный  • VII ИС-2  • VIII ИС-3 • VIII ИС-6  • VIII ИС-6 Ч  • VIII КВ-5  • VIII КВ-4 • VIII ИС-5 (Объект 730)  • VIII ИС-3 с МЗ  • VIII КВ-4 Креславского  • VIII Объект 252У Защитник  • VIII Объект 252У  • VIII ИС-М • VIII Объект 703 Вариант II  • VIII ИС-2-II • IX Т-10 • IX Объект 777 Вариант II  • IX Объект 257 • IX Объект 705 • IX ИС-3-II • IX СТ-I • X ИС-4 • X ИС-7 • X Объект 260  • X Объект 705А • X Объект 277 • X Объект 279 ранний  • X СТ-II
ПТ-САУ II АТ-1 • III СУ-76И  • IV СУ-85Б • IV СУ-76М • V СУ-85 • V СУ-85И  • VI СУ-100 • VI СУ-100Y  • VII ИСУ-122С  • VII СУ-152 • VII СУ-100М1 • VII СУ-122-44  • VIII ИСУ-152 • VIII ИСУ-130  • VIII Т-103  • VIII СУ-130ПМ  • VIII ИСУ-152К  • VIII СУ-101 • IX К-91-ПТ  • IX Объект 704 • IX Объект 263 • X Объект 268 • X Объект 268 Вариант 4
САУ II СУ-18 • III СУ-26 • IV СУ-5 • V СУ-122А • VI СУ-8 • VII С-51 • VII СУ-14-1 • VIII СУ-14-2 • IX 212А • X Объект 261

Лёгкие танки

Техника СССР I МС-1 • II БТ-2 • II Т-45  • II Т-26 • II Т-60 • II Тетрарх  • III БТ-СВ  • III ЛТП  • III М3 лёгкий  • III БТ-7 артиллерийский  • III Т-116  • III БТ-5 • III Т-127  • III Т-46 • III Т-70 • IV БТ-7 • IV Т-80 • IV Валентайн II  • V А-20 • V Т-50 • VI МТ-25 • VI Т-50-2  • VII ЛТГ • VIII ЛТТБ • VIII ЛТ-432  • IX Т-54 облегчённый • X Т-100 ЛТ
Техника Германии I Leichttraktor • II Pz.Kpfw. II Ausf. D  • II MKA  • II Pz.Kpfw. 38H 735 (f)  • II Pz.Kpfw. 35 (t) • II Pz.Kpfw. I • II Pz.Kpfw. II • III 43 M. Toldi III  • III Pz.Kpfw. 38 (t) • III Pz.Kpfw. III Ausf. E • III Pz.Kpfw. II Ausf. J  • III Pz.Kpfw. I Ausf. C • III Pz.Kpfw. II Ausf. G • III Pz.Kpfw. T 15  • IV Pz.Kpfw. 38 (t) n.A. • IV Pz.Kpfw. II Luchs • V VK 16.02 Leopard • VI VK 28.01 • VII Aufklärungspanzer Panther  • VII Spähpanzer SP I C • VIII leKpz M 41 90 mm  • VIII leKpz M 41 90 mm GF  • VIII HWK 12 • VIII HWK 30  • IX Spähpanzer Ru 251 • X Rheinmetall Panzerwagen
Техника США I T1 Cunningham • II M2 Light Tank • II T1E6  • II T2 Light Tank  • II T7 Combat Car  • III M22 Locust  • III M3 Stuart • III MTLS-1G14  • IV M5 Stuart • V M24 Chaffee • V M7 • VI M24E2 Super Chaffee  • VI T21 • VI T37 • VII T71 CMCD • VII T71 DA • VIII T92  • VIII M41 Walker Bulldog • IX T49 • X XM551 Sheridan
Техника Франции I Renault FT • II D1 • II AM 39 Gendron-Somua  • II AMR 35  • II FCM 36 • II Renault R35 • II Hotchkiss H35 • III AMX 38 • IV AMX 40 • V AMX ELC bis • VI AMX 12 t • VI Panhard AMD 178B • VII AMX 13 75 • VII Hotchkiss EBR • VII AMX 13 57  • VII AMX 13 57 GF  • VIII Panhard EBR 75 (FL 10)  • VIII Panhard AML Lynx 6×6 • VIII Bat.-Châtillon 12 t • VIII ELC EVEN 90  • IX AMX 13 90 • IX Panhard EBR 90 • X Panhard EBR 105 • X AMX 13 105
Техника Великобритании I Cruiser Mk. I • II M2 • II Cruiser Mk. II • II Light Mk. VIC  • III Valentine • III Stuart I-IV • III Cruiser Mk. III • IV Cruiser Mk. IV • V Covenanter • VI A46  • VI Crusader • VII GSR 3301 Setter • VIII FV1066 Senlac  • VIII LHMTV • IX GSOR3301 AVR FS • X Manticore
Техника Китая I Renault NC-31 • II Vickers Mk. E Type B • III Type 2597 Chi-Ha • IV M5A1 Stuart • VI 59-16 • VI Type 64  • VII Type 62  • VII WZ-131 • VIII WZ-132 • VIII M41D  • IX WZ-132A • X WZ-132-1
Техника Японии I Renault Otsu • II Type 95 Ha-Go • II Type 97 Te-Ke  • III Type 97 Chi-Ha • III Type 98 Ke-Ni • IV Type 5 Ke-Ho
Техника Чехословакии I Kolohousenka • II LT vz. 35 • III LT vz. 38
Техника Польши I 4TP • II TKS z n.k.m. 20 mm  • II 7TP • III 10TP • IV 14TP
Техника Швеции I Strv fm/21 • II Strv m/38 • II L-60  • III Strv m/40L
Техника Италии I Fiat 3000 • II L6/40

Боевое применение Т-26

Боевой дебют Т-26 состоялся в Испании, где они имели неоспоримое преимущество над германскими и итальянскими пулемётными «жестянками». Большую часть потерь советские машины понесли от противотанковой артиллерии, которая также дебютировала в этом конфликте.

Кроме того, эти бои обозначили необходимость более чёткого взаимодействия танков с пехотой, ибо немалое количество потерь «двадцать шестые» понесли именно из-за того, что от них отставали долженствующие прикрывать их республиканские пехотинцы, прямо сказать в большинстве своём не блиставшие боевыми качествами.

Бои на озере Хасан помимо всего прочего продемонстрировали дальнейшее развитие танкобойных средств пехоты, так большая часть потерь была понесена в результате работы японских бронебойщиков вооружённых ПТР тип 98.

Сходную картину дали и события следующего года, когда Т-26 участвовали в боях на Халхин-Голе – хотя их атаки и принесли успех, сопутствующие потери были признаны неоправданно большими. В Польше ввиду отсутствия серьёзного противодействия потери в семействе «двадцать шестых» отсутствовали вообще.

Совершенно иной была картина в Финляндии: активное применение противником противотанковой артиллерии, мин и разного рода других средств поражения стало причиной тяжёлых потерь и катализатором творческого поиска, долженствующего повысить защищённость «коробочки».

Т-26 в Финляндии

Решение было найдено в экранировании танка, однако при этом его вес превысил двенадцать тонн, что явно превышало и без того скромные возможности 90-95-сильного двигателя. Проблемы с ходовой частью при недостаточном уровне защищённости привели к выводу об устаревании машины и необходимости её замены более совершенной бронетехникой.

На начало ВОВ в РККА имелось свыше 10 000 Т-26, разных модификаций, из них до 3500 пребывали в полностью боеспособном состоянии, тем не менее, общий характер начала войны стал причиной того, что к началу битвы за Москву в распоряжении войск ЗФ было не более полусотни машин.

Танк Т-26 ВОВ

Что касается дерби «двадцать шестых» с вражеской бронетехникой, то они уверенно дырявили Pz. I и Pz. II, мало уступали Pz. III и вчистую проигрывали любому варианту Pz. IV. Кроме того немалую опасность представляли для них и самоходки-истребители, созданные на базе старых германских, а также трофейных французских и чешских танков.

В результате устаревания, а также ввода в строй более современных машин тяжело повреждённые Т-26, как правило, не восстанавливались, а примитивно бросались или, если позволяла фронтовая обстановка, эвакуировались в тыл для сдачи на переплавку.

Тем не менее, отдельные экземпляры в частях второй линии «дожили» до конца ВМВ, последнее их боевое применение датируется августом 1945 года, когда они участвовали в освобождении Сахалина. В следующем году танк был снят с вооружения.

Артиллерийские тягачи

Артиллерийские тягачи Т-26Т (с бронированной кабиной) буксировали 76,2-мм дивизионные орудия Ф-22 обр. 1936 . Военный парад на Красной площади в Москве. 1 мая 1937 года.

Т-26Т (Т- тягач или тягач, тягач) — артиллерийский бронетранспортер на базе шасси Т-26. В 1932 году по «Программе танкового, тракторного и бронетанкового вооружения РККА» было разработано два невооруженных варианта: один с брезентовым покрытием разработки Артиллерийского конструкторского бюро завода « Большевик » (в некоторых источниках эта машина упоминается как Т- 26Т2 ) и с бронированной кабиной, спроектированной Артиллерийской академией. Брезентовое покрытие по периметру имело целлулоидные окна. Бронированная кабина имела двухстворчатый люк механика-водителя спереди, два люка на крыше, а также смотровые люки по бокам и сзади (у некоторых машин не было задних люков). Артиллерийские тягачи Т-26Т имели клепанный или сварной корпус (поздние модели). Машина была оборудована специальным буксирным устройством для буксировки 76,2-мм дивизионных орудий, 122–152-мм гаубиц и прицепов массой до 7 тонн (7,7 коротких тонн).

Технические характеристики : масса — 7,77–8,1 тонны (8,56–8,93 коротких тонны); экипаж — 1 (водитель) + 4-5 (артиллерийский расчет или десант); броня — 6–15 мм (0,24–0,59 дюйма); скорость — 28 км / ч (17 миль / ч), 15 км / ч (9,3 миль / ч) с 5-тонным прицепом; дальность полета — 120 км (75 миль) с 5-тонным прицепом.

В 1933 году было выпущено сто восемьдесят три Т-26Т. Еще четырнадцать с мощным двигателем и улучшенным буксирным устройством были выпущены в 1936 году (в том числе 10 с бронированной кабиной). Изготовитель — Завод № 174 им. К.Е. Ворошилова в Ленинграде (план по выпуску 200 Т-26Т с брезентовым покрытием и 150 Т-26Т с бронированной кабиной в год не выполнялся из-за увеличения производства танков). Испытания и служба в армии показали, что артиллерийские тягачи Т-26Т были недостаточно мощными для буксировки прицепов по пересеченной местности с массой более 5 тонн (5,5 коротких тонн), поэтому эти машины не получили дальнейшего развития. Также около 20 легких танков Т-26 ранних моделей были переоборудованы армейскими частями в артиллерийские тягачи в 1937–1939 годах. Передача отремонтированных старых двухбашенных танков Т-26 (без башен и вооружения) из некоторых танковых частей западных военных округов для использования в качестве артиллерийских тягачей для противотанковых и полковых орудий в механизированных корпусах началась в мае 1941 года.

На 1 июня 1941 года танковые и мотострелковые части Красной Армии имели 211 артиллерийских тягачей на базе шасси Т-26. Практически все артиллерийские тягачи Т-26Т приграничных и некоторых внутренних военных округов были потеряны в первые недели Великой Отечественной войны. Война . Некоторые оставались на фронте как минимум до 1942 года (например, 15 мая 1942 года в составе 150-й танковой бригады Брянского фронта был Т-26Т с бронированной кабиной, который использовался как командирская машина).

Не менее 50 старых двухбашенных танков Т-26 Забайкальского военного округа с 1941 года переоборудованы в артиллерийские тягачи; Эти машины участвовали в боях с японской Квантунской армией в августе 1945 года.

Истрия создания.

Процесс создания и производства танков достаточно дорог и сложен даже для экономически развитых стран, а СССР тех лет не только не обладал опытом проектирования танков, но и по большому счету не имел необходимых технологий. Вдобавок ситуацию осложняло то, что военные никак не могли договорится о ТТХ будущих танков. Окончательно утвержденных ТТХ не только не было вплоть до осени 1930 г., но и позднее в них неоднократно вносились исправления. Отсутствие единства во взглядах, опыта проектирования привело к тому, что в 1929г приняли решение о необходимости ознакомления с передовым зарубежным опытом создания бронетанковой и автомобильной техники. Одной из наиболее перспективных стран, была Великобритания- безусловный лидер разработке и производству танков и бронетанковой техники.

Результатом посещения советской закупочной комиссией фирмы «Викерс-Армстронг» было то, что одним из четырех рекомендуемых для приобретения образцов стал легкий танк «Виккерс-Армстронг» Mk.E

Танк не только достаточно близко соответствовал представлениям советской стороны, но что немаловажно, был достаточно прост. И не удивительно, поскольку эту модель фирма позиционировала как танк для стран «второго мира» с недостаточно развитой производственной базой

Поэтому в конце мая 1930 г. между советской стороной и фирмой был заключен контракт покупку пятнадцати машин, с комплектом чертежей и правом на производство. Вдобавок фирма в течение 3 лет обязалась информировать советскую сторону о вносимых в конструкцию усовершенствованиях.

В процессе испытаний купленные машины произвели хорошее впечатление. Но все же, первоначальные планы не предусматривали копирования танка, а только заимствование наиболее удачных технических решений. Так, 16 января 1931г. было выдано два задания на проектирование отчечественных мащин сочетающих в себе наиболее удачные решения танка Т-19 и английской новинки. Но уже через месяц, РВС СССР на основании неутешительного доклада о ходе работ по этим танкам, принял решение запустить Mk.E. в производство в том виде, каком задумали англичане.

Рассказы об оружии. Танк Т-26 снаружи и внутри. Часть 2

Рассказав в первой части о танке Т-26 образца 1933 года, мы плавно переходим ко второму экземпляру, который нам удалось пощупать и увидеть в действии.

Так же, как и первый Т-26, этот танк находится в открытой экспозиции Музея отечественной военной истории в селе Падиково Московской области.

Заметно, что за 6 лет (с 1933-го по 1939-й) танк прошел определенный путь развития.

В первом материале мы остановились на том, что Т-26 однобашенной компоновки пошел в серийное производство в 1933 году. Но к 1939 году это была уже несколько другая машина. Мы остановимся на самых значительных с нашей точки зрения моментах.

В то время танки командиров оснащались радиостанциями. Это было прекрасно. Радиостанции комплектовались поручневыми антеннами. Это был минус, причем громадный.

Мало того, что из-за размещения рации задней части башни боекомплект пришлось уменьшить со 136 до 96 снарядов. Опыт боев в Испании и у озера Хасан показал, что противник обычно сосредотачивает огонь именно на танках, с характерным ободком вокруг башни. Поручневую антенну заменили менее заметной штыревой. По опыту боевого применения танки обзавелись фарами: над пушкой для ведения огня ночью и для водителя.

С 1935 года бронелисты корпуса и башни стали соединять с помощью электросварки вместо заклепок, боекомплект пушки уменьшили до 122 выстрелов (82 для танка с радиостанцией), но увеличили емкость бензобаков.

С 1937 года на Т-26 появилось внутреннее переговорное устройство типа ТПУ-3, двигатель форсировали до 95 л.с.

На танках появились конические башни, сваренные из 15-мм бронелистов. Такие башни лучше выдерживали попадания обычных, не бронебойных пуль.

1938 год стал эпохальным в плане нововведений для Т-26. На танках начали устанавливать стабилизатор линии прицеливания пушки в вертикальной плоскости. В днище появился аварийный люк. В пушках выпуска 1937 и 1938 годов появился электрический затвор, обеспечивавший производство выстрела как ударным способом, так и с помощью электротока. Пушки с электрозатвором оснащались телескопическим прицелом ТОП-1 (с 1938 года — ТОС).

Если хорошо так задуматься – для «совсем устаревшего» танка – весьма и весьма неплохо.

Танки, выпускавшиеся с февраля 1939 года, имели подбашенную коробку с наклонными бронелистами, задний башенный пулемет убрали и боекомплект пушки довели до 205 снарядов (на машинах с радиостанцией до 165).

Еще раз попробовали повысить мощность двигателя и довели ее до 97 л. с.

С 1940 года подбашенную коробку стали выполнять из 20-мм гомогенной стали вместо цементированной.

Выпуск Т-26 прекратили в первой половине 1941 года, но в июле-августе 1941 года в Ленинграде достроили около сотни машин из неиспользованного задела корпусов. Всего Красная Армия получила более 11000 легких танков Т-26 двадцати трех модификаций, включая огнеметные (тогда называвшиеся «химическими») и саперные (мостовые).

Вот такой танк встречал войну в основной массе советской бронетехники.

По личным ощущениям. Небольшая, но удобная для всех членов экипажа машина. Довольно много места, можно неплохо так перемещаться в танке. Если сравнить с Т-34, который сам побольше будет, но потеснее. Удобная машина, вот ничего больше не сказать. Чувствуются английские корни.

ТТХ легкого танка Т-26 образца 1939 г.

Масса в снаряженном состоянии: 10 250 кгЭкипаж: 3 чел

Бронирование: Лоб корпуса/угол наклона: 15 мм/28-80°Башня/угол наклона: 15-10 мм/72°Борт/угол наклона: 15 мм/90°Корма/угол наклона: 15 мм/81°

45-мм пушка образца 1934-1938гг, два 7,62-мм пулемета ДТ

205 выстрелов, 3654 патрона (для танка с рацией 165 и 3087 соответственно)

Т-26, 4-цилиндровый, карбюраторный, воздушного охлажденияМощность двигателя: 97 л. с. при 2200 об/минКоличество передач: 5 вперед, 1 назадЕмкость топливного бака: 292 л.Скорость по шоссе: 30 км/ч.Запас хода по шоссе: 240 км

Подъем: 35 град.Ширина рва: 1,8 мВысота стенки: 0,55 мГлубина брода: 0,8 м

Насколько был хорош в бою Т-26, насколько он устарел фактически, мы поговорим в следующей части.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Предпосылки для создания

В мае 1930 года закупочная комиссия Советского Союза во главе с И.В. Халепским подписала контракт с английской компанией Vickers на покупку 15 танков. В конце октября этого же года в СССР прибыл первый танк, а к середине следующего года – последний. В сборке купленной техники участвовали как английские, так и советские специалисты. Каждый танк обошелся СССР в 42 тысячи рублей. Советский танк Т-19, к примеру, стоил более 96 тысяч рублей. При этом английская машина, которую уже тогда назвали Т-26, была гораздо проще в сборке и эксплуатации, а также обладала большей маневренностью. В силу этих обстоятельств было принято решение отказаться от выпуска танка Т-19 и бросить все силы на организацию серийного производства модели Т-26 на просторах СССР.

Из архива.

вход. № 516 с 4 апреля 1939 годаЗАМЕЧАНИЯоб известных мне дефектах и недостатков наших танков к рекомендации по их устранению / из опыта танковых боев в районе озера ХАСАН/.

Машина Т — 26.

  • Масляный радиатор имеет доступ к себе, через который противник свободно монет его проколоть штыком.Сверху поставить обратные жалюзи, которые должны состоять из поворачивающихся пластин. Пластины должны быть одна под другой.
  • У танков старого выпуска люк водителя намертво не закрывался. Были случаи, когда противник открывал его уничтожал экипаж.Таких танков Т-26 у нас очень много.
  • Вентиляцию в бою применять нельзя, так как угрожает опасность попадания пуль и свинцовых брызг внутрь машины. Вентиляцию сделать как у машины БТ.
  • Во время боя очень много скопляется пороховых газов вверху башни, что вредно отражается на здоровье экипажа, шли случаи угара. Необходимо сделать вентилятор вверху башни, где находится люк для установки перископа.
  • Воздух в танке во время боя, вследствие наличия большого количества пороховых газов, большой температуры воздуха от моторной установки, пота и прочих причин, неблагоприятно сказывается на дыхании экипажа.  Дышать наружным воздухом через специальную трубку, о заделанным химическим фильтром.
  • Ходовая часть с наружной стороны не защищена.
  • Очень частые случаи попаданий в танк. Сделать обтекаемую броню корпуса и башни.
  • Крепление башни недостаточно прочное, о чем говорят несколько случаев сбрасывания башни на землю.
  • Сбрасывание гусениц. Гусеницы сбрасывались потому, что существующий гусеничный ход вообще не отвечает условиям подвижности танка. Так при поворотах, не говоря уже о резком, гусеница сбрасывается, а без резких поворотах на поле боя не обойтись.
  • Были частые случаи, когда резиновые бандажи слетали с катков.
  • Были случаи, когда снарядом заклинивало выходные люки, а танк загорался. Экипаж не мог выйти из танка и сгорал вместе с танком.
  • Плохая видимость из танка во время боя, а в ряде танков, особенно старого выпуска, в башнях вообще нет смотровых щелей, а имеющихся явно-недостаточно для обозрения местности.
  • Танки горят очень сильно вследствие наличия бензина, резиновых бандажей и очень частой покраски по случаю праздников и приезда больших начальников.При перекраске новый слой не ложить на старый, а предварительно старую краску снимать.
  • Большое мертвое пространство. Когда противник оказывался в мертвом пространстве, то он становился неуязвимым для огневых средств танка Т-26. 

Создание Танка Т-26

Итак, необходимость пушечного вооружения и концентрации огня на одной цели определила в 33-м запуск в серию однобашенного варианта Т-26, оснащённого танкобойной «сорокапяткой», которая до ВОВ успела претерпеть несколько модернизаций ориентированных на повышение её надёжности.

Тогда же танк впервые получил радиостанцию с поручневой антенной; нередко ввиду того, что эти машины в первую очередь получали ротные, их называют командирскими, хотя впоследствии ими комплектовались целые подразделения. Пулемётное вооружение «коробочек» 30-х состояло из спаренного с пушкой ДТ, второго ствола установленного в задней части башни и зенитного, для которого была предусмотрена вращающаяся турель.


Танк Т-26 однобашенный

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector