«летающая» восьмидесятка: танк с душой самолета

Сколько весит танк Maus

Танк «Maus» был создан в 1943 году и его вес составлял около 188 тонн. Это настоящий «тяжеловес» немецкого танкостроения, длина пушки которого достигала 2,5м. А общая длина боевого «Мышонка» составляла около 11,5 м! В боекомплект машины входило две спаренные пушки (128-мм и 75-мм). Вместительность топливного бака «Мауса» — 2650 л. Количество членов экипажа – пять человек.

Это интересно!

Несмотря на впечатляющие размеры и вес танка «Maus», почти все свободное место внутри занимали многочисленные приборы и детали. Так что экипажу боевой машины приходилось размещаться «по остаточному принципу».

По результатам полигонных испытаний «Маус» достиг хороших показателей: скорость 20 км/ч, преодоление подъема, вертикального препятствия высотой 76 см под углом 30 градусов, пересечение водной траншеи шириной 2 м.

Правда, все потраченные усилия по созданию и усовершенствованию типов этой модели пропали даром. В конце 1944 года по приказу Гитлера были прекращены работы над тяжелыми танками, а весной 1945 года опытные образцы типа 205 были подготовлены для обороны полигона в случае захвата Красной Армией. Два сохранившихся танка типа 205 после войны были перевезены в Ленинград, а оттуда – на танковый полигон в Кубинку.

«Танк Ла-Манша»

В 1976 году на вооружение советской армии был принят Т-80.
Это был первый газотурбинный танк в мире. Серийное производство другого танка с
ГТД — M1 Abrams — начнется только через четыре года, в 1980 году.

Восьмидесятка постоянно совершенствовалась. В 1978 году на
вооружение была принята модификация Т-80Б, а затем и Т-80БВ. Эти машина
получили более мощный двигатель ГТД-1000ТФ в 1100 лошадиных сил.

Это были элитные и секретные танки. Ими в первую очередь комплектовались
ударные соединения Группы советских войск в Германии. Тогда-то их на Западе и назвали
«танками Ла-Манша».

Считалась, что танковые дивизии на Т-80Б после начала
большой войны должны быстро прорвать оборону стран НАТО и примерно через неделю
выйти к северо-западным берегам Франции — к проливу Ла-Манш. В Германии ходили слухи,
что русские «реактивные» танки на дорогах легко обгоняли даже автобусы.

Шедевром советского танкостроения стал танк Т-80У, принятый
на вооружение в 1985 году. Его оснастили двигателем ГТД-1250 мощностью в 1250 лошадиных
сил. Производство этих машин развернули на Омском заводе транспортного машиностроения.
Один из этих танков и станет триумфатором IDEX-1993.

В 2019 года Омский завод транспортного машиностроения отправил
Вооруженным силам РФ первую партию модернизированных танков Т-80БВМ.

«Это новая модернизированная версия машины Т-80, которая
получила и новый модернизированный двигатель, усиленное бронирование и
улучшенное средство управления огнем. Эта машина на порядок лучше предыдущих
версий Т-80», — сказал директор завода Игорь Лобов.

Машины на базе танка Т-80

  • Самоходная артиллерийская установка Мста-С.
  • Самоходная артиллерийская установка 2С7 Пион.
  • Боевые модули зенитно-ракетного комплекса С-300В.
  • Специальная пожарная машина на гусеничном ходу СПМ.
  • Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-80У.
  • Плавающий транспортёр ПТС-4.
  • Траншейный экскаватор БТМ-4М.

152-мм дивизионная самоходная гаубица «Мста-С», также «родная сестра» Т-80

Также, на базе основного танка Т-80УД разработаны:

  • Украинский основной танк Т-84 (Т-80УД с форсированным двигателем, новыми приборами прицеливания и динамической защитой).
  • «Объект 478ДУ9», он же Т-84У, он же Т-84У «Оплот» (Т-84 с измененной башней, установкой современных зарубежных приборов наблюдения и увеличенными бортовыми экранами).
  • БМ «Оплот» (он же «Оплот-М») — дальнейшее развитие концепции Т-80УД, современный основной танк.

• Справочник бронетехники • Техника того же периода •

Реализация потенциала

Минобороны РФ объясняет необходимость модернизации недостатками серийной танковой техники, которые были выявлены в ходе сирийской операции. В частности, об этом 7 сентября 2017 года заявил начальник главного автобронетанкового управления Минобороны РФ Александр Шевченко.

В западных СМИ утвердилась точка зрения, что модернизация танкового парка (как и другой военной техники РФ) укладывается в русло курса Москвы на противостояние с НАТО. В рамках этой политики Россия якобы усиливает ударные группировки вблизи западных рубежей, пополняя их новейшим и модернизированным оружием.

Также по теме


От «цистерн» до «Арматы»: как на протяжении столетия менялась бронетанковая техника

15 сентября 1916 года в битве при Сомме англичанами впервые были применены танки. Несмотря на большое количество недоработок, эти…

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский придерживается иной точки зрения. По его словам, Т-80БВМ предназначен в большей степени для усиления арктической группировки войск. А 1-я гвардейская танковая армия, вызывающая беспокойство у НАТО, будет перевооружаться на Т-90М и Т-14 «Армата».

«Газотурбинные двигатели по своим характеристикам практически идеально подходят для эксплуатации в Арктике. Не думаю, что Т-80БВМ будут массово поступать в части Западного военного округа. По моей информации, Кантемировская дивизия (входит в 1-ю армию), которая сейчас вооружена Т-80БВ, будет получать только технику нового поколения — Т-90М и Т-14», — сообщил RT Мураховский.

Эксперт сомневается, что решение Минобороны РФ о модернизации танкового парка было вызвано обострением геополитической ситуации и является ответом на расширение военной инфраструктуры альянса. По мнению Мураховского, обновление парка Т-80 и Т-90 продиктовано вполне прагматичными соображениями.

«В экстремальных условиях»

Т-80БВМ — это глубоко усовершенствованная версия советского танка, принятого на вооружение ещё в 1985 году. Модернизация происходит на мощностях АО «Омсктрансмаш» (входит в «Уралвагонзавод») в рамках государственного оборонного заказа.

Как пояснили эксперты, предприятие монтирует новые агрегаты, оборудование и вооружение на образцы Т-80БВ, которые серийно производились в советский период и в 1990-е годы. Такая схема позволяет существенно сократить расходы.

«Благодаря установке современного оборудования в том же самом корпусе танка российская армия получает фактически новую боевую единицу. Такая машина практически ничем не уступает новому образцу, при этом её стоимость для заказчика будет примерно на 70% ниже», — рассказал военный эксперт Алексей Леонков.

  • Один из представителей семейства Т-80 во время стрельб в рамках учений Кантемировской танковой дивизии
  • РИА Новости

Экипаж Т-80БВМ составляет три человека, масса — 46 т, мощность мотора — 1250 л.с., скорость — до 70 км/ч. В арсенал танка входят модернизированная 125-мм пушка 2А46М-4, пулемёты Никитина — Соколова — Волкова (НСВТ) и Калашникова (ПКТ) калибра 12,7 мм и 7,62 мм соответственно.

Также Т-80БВМ оснащён стабилизатором вооружения, новейшими средствами связи и системой управления огнём «Сосна-У», в состав которой входят лазерный дальномер, прицелы командира и наводчика с дневным и ночным каналами.

Также по теме


«Сила быстрого реагирования»: на что способны Воздушно-десантные войска России

2 августа исполняется 90 лет со дня создания ВДВ. Первоначально Воздушно-десантные части входили в состав ВВС, но позже стали…

«В ходе модернизации танки (Т-80БВМ. — RT) получили комплекс управляемого вооружения «Рефлекс», использование которого даёт преимущество в увеличении дальности стрельбы, а также способность поразить танк или иной защищённый объект противника на дистанции до пяти километров», — говорится в материалах Минобороны РФ.

Ключевая особенность обновлённого танка и других представителей семейства Т-80 заключается в наличии единого газотурбинного двигателя (ГТД). На различных модификациях Т-72Б3 и Т-90, которые находятся на вооружении российской армии, установлены дизельные силовые агрегаты.

К преимуществам газотурбинного двигателя относят высокую скорость, манёвренность оснащённых им машин, возможность старта в холодную погоду практически без предварительного прогрева. Однако ГТД меньше защищён от воздействия пыли и потребляет гораздо больше топлива, чем дизельные установки. 

Как рассказал RT кандидат военных наук Сергей Суворов, чтобы начать эксплуатацию танка с дизельным агрегатом при низких температурах, требуется от 20 до 45 минут прогрева, а для машины с ГТД достаточно порой менее минуты. В связи с этим Т-80 хорошо приспособлен для эксплуатации в высоких широтах и в условиях суровых морозов, которые периодически наблюдаются в Центральной России.

По информации Минобороны РФ, омские специалисты устанавливают на Т-80БВМ модернизированные ГТД с новыми системами управления. Усовершенствованные двигатели расходуют меньше топлива, надёжны и неприхотливы, особенно в условиях низких температур.

В целом, как отмечают российские военные, Т-80БВМ «обладают улучшенными характеристиками манёвренности и мобильности, оснащены новыми устройствами, повышающими боевую эффективность, уровень защиты и надёжности эксплуатации в экстремальных условиях».

Конструктивные особенности

Инженеры, техники, конструкторы танка Т-80 смогли наконец создать первый в мире успешный газотурбинный двигатель (ГТД). Ведь разработки начались практически после Великой отечественной войны.

Поставленный на серийное производство двигатель стал более экономичным и всеядным (работает на любом топливе от дизельного до авиационного керосина). Система очистки воздуха от пыли удерживает до 97% пылевых частиц. Отсутствие такой системы и было главным недостатком предыдущих моделей ГТД.

Динамическая защита на танке Т-80

Наряду с серийным применением газотурбинного двигателя, создатели танка Т-80 и его модификаций, внесли огромный вклад в разработку и внедрение беспрецедентной системы защиты от различных видов противотанковых средств, что многократно улучшило ТТХ танка Т-80. В первую очередь, это многослойная металлокерамическая броня и динамическая защита.

Динамическая защита (ДЗ)— разновидность дополнительной защиты танков и другой бронетехники. Она представляет собой металлические контейнеры, наполненные небольшим количеством взрывчатого вещества и прикрепленные к основной броне. Принцип действия такой защиты в направленном взрыве, который разрушает кумулятивную струю противотанковой ракеты или артиллерийского снаряда.

Контакт-1
динамическая защита которую стали устанавливать в 1985 году на танк Т-80

Разработка ДЗ началась еще в годы Великой отечественной войны. Но на стадии завершающих испытаний система оказалась в начале 80-х гг. В 1985 году динамическую защиту, получившую название «Контакт-1», стали серийно устанавливать на различные виды боевой техники, в том числе и на танк Т-80 (модификация Т-80Б).

Вероятность поражения танка, оснащенного новой защитой, уменьшилась почти в 2 раза. Но только от кумулятивного снаряда. Появление в 1986 г. второго поколения динамической защиты «Контакт-5» обеспечило частичную защиту (в 1,2 раза) танка от бронебойных подкалиберных снарядов. Элементы ДЗ первого и второго поколения взаимозаменяемые.

Танк Т-80 — видео

https://youtube.com/watch?v=g_pOccf6VBs

За счет усиления бронирования масса танка возросла до 42 тонн, но двигатель ГТД-1000Т мощностью 1000 л. с. обеспечил Т-80 скорость 70 км/ч. Это была рекордная скорость для боевых машин с такой массой. В конструкции Т-80 использованы агрегаты танка Т-64А: 125-мм гладкоствольная пушка с гидроэлектромеханическим автоматом заряжания, оптический прицел-дальномер ТПД-2-49, боеприпасы, элементы бронезащиты. Пушка снабжена теплозащитным кожухом ствола. От Т-72 новый танк заимствовал ходовую часть — из-за повышения динамических качеств машины опорные катки стали меньшего диаметра, а беговые дорожки гусениц были обрезинены.

Подобно Т-64, в 1978 году танк получил комплекс управляемого вооружения «Кобра» и систему управления огнем, состоящую из лазерного прицела-дальномера 1Г42, баллистического вычислителя 1В517, стабилизатора 2Э26М и других элементов. Это дало возможность подрывать осколочно-фугасные снаряды в самой выгодной точке траектории. Кроме того, комплекс обеспечивал поражение танков противника управляемой ракетой «Кобра» на дальности 4 км с вероятностью 80%.

Танк Т-80БВ

В 1985 году многие советские танки получили в обозначении дополнительную букву В, что говорило об установке на них системы динамической защиты. Множество прямоугольных коробочек, покрывающих башню, корпус и борта танка, содержали небольшие заряды специального взрывчатого вещества. При попадании в коробочку кумулятивного снаряда противника она детонировала и сводила эффективность снаряда к нулю.

Танк Т-80У

В том же году был запущен в серийное производство Т-80У с комплексом управляемого вооружения «Рефлекс», двигателем ГТД-1250 мощностью 1250 л.с. и усовершенствованной многослойной комбинированной броней с встроенной динамической защитой. Пушка 2А46-М1 и система управления оружием «Иртыш» (лазерный прицел-дальномер 1Г46, электронный баллистический вычислитель, стабилизатор 2Э42 и др.) увеличили дальность поражения танков противника до 5 км.

Танк Т-80УД

С 1987 года стали выпускать Т-80УД с дизельным двигателем 6ТД мощностью 1000 л. с. вместо газотурбинного. Этот танк был лучше приспособлен к боевым действиям в пустыне, где воздух насыщен пылью. На ранних Т-80 двигатели имели малый ресурс в таких условиях из-за повышенного износа от воздействия песчаной пыли.

Танк Т-80УМ

Последним вариантом танка стал Т-80УМ образца 1992 года, оборудованный тепловизионным прибором наблюдения и прицеливания «Агава-2», радиопоглощающим покрытием, а также комплексом активной защиты «Арена» (Т-80УМ1). Т-80 начали поступать в западные военные округа и зарубежные группы войск в конце 70-х годов и в составе Советской Армии участия в боевых действиях не принимали, но Россия использовала эти танки в чеченском военном конфликте.

Конструкция танка Т-80

Внутренняя компоновка основного танка Т-80 классическая, состоит из трех отделений. Отделение управления расположено в передней части корпуса, здесь размещается рабочее место механика-водителя. Сзади сиденья в днище корпуса расположен люк запасного выхода. В 1984 году было введено «противоминное» крепление сиденья механика-водителя к балке вместо крепления к днищу.

Танк Т-80УД

Боевое отделение находится в средней части танка, включает в себя башню с 125-мм гладкоствольной пушкой 2А46-1, снабженной двухплоскостным стабилизатором вооружения 2Э28М2 и гидроэлектромеханическим автоматом заряжания той же конструкции, что и на танке Т-64, и размещенную в корпусе кабину, состыкованную с башней. В кабине расположен механизм заряжания, справа от пушки находится место командира танка, слева — наводчика. Справа от пушки установлены спаренный с ней пулемет ПКТ, радиостанция Р-123М и пульт управления М3. Над сиденьем командира танка в башне имеется командирская башенка с люком. За стенками кабины размещен кольцевой конвейер механизма заряжания.

Боекомплект орудия состоит из 40 выстрелов раздельно-гильзового заряжания с частично сгорающей гильзой. Дальность прямого выстрела подкалиберным снарядом по цели типа «танк» составляет 2100 м. Скорострельность — 6 — 8 выстр./мин., при заряжании вручную она снижается до 1 — 2 выстр./мин. Для ведения огня из пушки используется оптический стереоскопический прицел-дальномер ТПД-2-49. Прицел имеет независимую стабилизацию поля зрения в вертикальной плоскости и позволяет с высокой точностью определять дальность до цели в пределах 1000 — 4000 м. Данные по дальности до цели автоматически вводятся в прицел. Автоматически вводятся также поправки на скорость движения танка и данные о типе выбранного боеприпаса. Для стрельбы ночью пользуется прицел ТПН-1-49-23.

Силовое отделение расположено в кормовой части корпуса танка. В нем продольно установлен газотурбинный двигатель. Вывод мощности на валы бортовых коробок передач осуществляется с обоих концов выходного редуктора двигателя. Каждая бортовая коробка передач смонтирована в блоке с соосной планетарной бортовой передачей, несущей ведущее колесо.

Гусеницы Т-80 имеют обрезиненную беговую дорожку, опорные катки также обрезинены. Подвеска — индивидуальная, торсионная, с несоосным расположением торсионных валов, с гидравлическими телескопическими амортизаторами на 1, 2 и 6 узлах подвески.

Самая интересная особенность танка Т-80, его Газотурбинный двигатель. Он выполнен по трехвальной схеме с двумя механическими независимыми турбокомпрессорами и со свободной турбиной. Основными узлами двигателя являются центробежные компрессоры низкого и высокого давления, камера сгорания, осевые турбины компрессоров, осевая силовая турбина, выпускной патрубок, коробки приводов и редуктор. Крыша силового отделения съемная и состоит из передней неподвижной части и задней подъемной части, которая соединяется с передней с помощью петель и торсиона. Крыша открывается усилием одного человека и в поднятом положении стопорится стяжкой. В передней части крыши имеются входные жалюзи, закрытые сверху съемными металлическими сетками.

Модификация Т-80УК

Сколько весит танк АТ-2

Игра World of Tanks – прекрасная возможность хотя бы «виртуально» поуправлять танками и другой военной техникой. Танк АТ 2 является боевой единицей пятого уровня британской ветки развития (класс ПТ-САУ).

Общие характеристики «боевого монстра»: вес 44 тонны, орудие 57 мм, 26 выстрелов в минуту, скорость 20 км/ч. В состав экипажа входит четыре человека. Танк можно использовать для продавления флангов с вражескими боевыми единицам. Однако при этом следует позаботиться о своем прикрытии со стороны союзников. Точность орудия у АТ 2 небольшая, поэтому использование танка при дальних атаках не рекомендуется.

Вес танка АТ-2 44 тонны.

Теперь вы знаете, сколько весит танк, и как видите, его масса зависит от модификации. Кроме того, для определения веса танка не нужно его взвешивать, а достаточно рассчитать массу, учитывая плотность металла и вес боевого оснащения.

Источник

История тяжёлого танкостроения России (СССР) – от КВ и ИС до Т-80 и Т-БВ

Для танкостроителей важно сочетание проходимости, боевой скорости, мощности и защищённости. В результате повышений этих характеристик лёгкие танки становились тяжелее, а тяжёлые легче

К началу 1950-х в самолётостроении газотурбинные двигатели вытеснили поршневые. Конструкторы танков СССР заинтересовались наработками, Ленинградское Кировское КБ начало разработку газотурбинных движителей, т.к. эти перспективные силовые установки обладали большей мощностью, улучшая тем самым ускорение и маневренность тяжёлых танков. За дело взялись многие советские танкостроительные КБ, в середине 1955-х ленинградцы под руководством Попова проводили работы под шифром проекта «объект 278». В 1960-м году работы над «объектом 278» прекратились, тяжёлые танки стали не нужны.

Через 10 лет советская армия получила основной танк Т-64А Харьковского КБ, планировалось строительство их на многих заводах, и тогда же Минобороны решило выпускать их с разными двигателями. Поэтому вспомнили о разработках Кировского института и поручили ему создать вариант Т-64А на газотурбинном двигателе. Работы возглавил Сергей Езотов, который уже спроектировал вертолётные двигатели для Ми-2 и Ми-8. Первый опытный образец вышел на испытания в 1969-м под кодом «объект 219» – будущий Т-80.

Сразу же выявился недостаток ходовой, т.к. от мощного скоростного двигателя разрушались катки и траки гусениц. При доработке конструкторы применили гусеницы с обрезиненной беговой дорожкой для опорных катков, а катки оборудовались широкими резиновыми бандажами. Как следствие: возросла плавность хода, снизились вибрации, уменьшился уровень шума ходовой части. Испытывался танк в разных климатических условиях, при -40 и при +50 0С.

В среднеазиатских пустынях обнаружили ещё одну важную проблему, в двигателе оседала губительная пыль, что стало основанием разработки надёжной воздухоочистки. Специальное устройство встряхивало турбину, и высокочастотными колебаниями пыль стряхивалась с лопаток, а через специальные форсунки двигатель ещё продувался сжатым воздухом.

В июле 1976-го доработанный Т-80 стал на вооружение. Его характеристики тех лет: экипаж 3 чел, масса 42 т, гладкоствольная пушка 125 мм для снарядов на 2 км, пулемёт 7,62 мм, зенитный пулемёт 12,7 мм, мощность силовой установки 1000 л.с., макс скорость 70 км/ч.

Уже тогда советские конструкторы отказались от заряжающего, что позволило сократить экипаж на 1 человека и обезопаситься от детонации в боевой кладке. Хвалёные Абрамсы и Леопарды – улучшенные «дедовские» прототипы гитлеровских танков 2-й мировой, не имеют заряжающих механизмов, танкисты НАТО доставляют снаряды к орудию вручную. Отечественная броня теперь состояла из многослойных комбинированных преград, керамики и стали – современная защита от большинства бронебойных, подкалиберных и фугасных снарядов.

Модификации

  • Объект 630А — основной танкТ-80УК . Принят на вооружение в начале 1990-х. Командирский вариант Т-80У. Установлены: система «Штора-1», тепловизор «Агава-2», новый датчик параметров атмосферы, радиостанции Р-163У и Р-163К, навигационная система ТНА-4, система дистанционного подрыва ОФ-снарядов, автономная энергоустановка АБ-1-П28.
  • Т-80УЕ — модификация 1995 года. Вариант Т-80УМ, разработанный специально для греческого тендера; установлены гидрообъёмная передача и новые органы управления.
  • Объект 219АС-1 — основной танкТ-80УЕ-1 . Модернизация Т-80БВ. Установлено боевое отделение танка Т-80УД, газотурбинный двигатель ГТД-1250 мощностью 1250 л.с. , воздухозаборное устройство, позволяющее преодолевать без подготовки брод глубиной до 1,8 м, автономный энергоагрегат мощностью 18 кВт, устройство ввода поправок УВП 1В216М для 15 типов баллистик, встроенная динамическая защита Контакт-5, введены мероприятия по уменьшению расхода топлива, усовершенствованная СУО 1А45-1
  • Объект 219АМ-1 — основной танкТ-80УА . Вариант модернизации танка Т-80У. При модернизации по варианту Т-80УА на танк устанавливается: пушка 2А46М-4, модернизированный комплекс управления огнём (КУО) 1А45-1, устройство учёта изгиба ствола УУИ-2, дневно-ночной прицельный комплекс командира ТО1-КО4, ночной прицельный комплекс наводчика ТО1-КО5 (как вариант устанавливается тепловизионный прицел «Плиса»), комплекс оптико-электронного подавления «Штора».
  • Объект 219АС-М — основной танкТ-80УМ . Модернизация 1992 года. Модернизированный вариант Т-80У (тепловизор «Агава-2», радиопоглощающее покрытие, радиостанция Р-163-50У).Объект 219АС-М1 — основной танк Т-80УМ1 «Барс». Модификация 1997 года. Вариант Т-80УМ с комплексом активной защиты «Арена-Э», установлен двигатель ГТД-1250Г, пушка 2А46М-4, оснащён дополнительно следующими системами и комплексами: «Штора-1», «Велиж», ТВН-5, Р-163-50У, Р-163УП, системой кондиционирования воздуха.Объект 640 — опытный основной танк Т-80УМ2 «Черный Орёл»

B-92С2 – двигатель для танка Т-90.

В-92С2 – V-образный четырёхтактный 12-ти цилиндровый дизельный двигатель, используемый на танках Т-90, а так же на новейших Т-72Б3.

История создания

B-92С2 является продолжателем семейства двигателей В-2, история создания которых уходит в далекие 30-ые годы прошлого века. Конечно, современный двигатель это уже совсем другой агрегат, однако его габариты и рабочий объем остаются прежними уже более 80-ти лет. Изначально он разрабатывался для применения на бомбардировщиках, но модель получилась настолько удачная, что после ряда доработок его начали устанавливать и на танки.

Различные улучшенные модификации этого двигателя устанавливались на многие советские танки. Непосредственно на Т-90 изначально устанавливался двигатель В-84, однако уже при его создании было понятно, что он до конца не раскрывает все возможности танка. Разработка 92-ой модели затянулась, так как попала на 90-ые годы прошлого века, когда стране было явно не до танковых дизелей. Первые испытания начались в конце 90-ых годов, а в 2000 году он был принят для эксплуатации и пошёл в серийное производство. С того времени на всех новых танках Т-90 используется двигатель B-92С2.

Общее описание

B-92С2 самый современный на данный момент серийный танковый двигатель в России, глубокая модернизация двигателя В-2. Выпускается на Челябинском Тракторном Заводе.

Танковый двигатель существенно отличается от двигателей гражданского назначения. Если основной задачей гражданских моделей является большой моторесурс, то для военной машины на передний план выходит надежность в любых условиях, удельная мощность и многотопливность. Для работы B-92С2 используются различные виды дизельного топлива, каждый из которых лучше всего подходит для определенной местности и температуры окружающей среды. При крайней необходимости допускается даже использование авиационного топлива некоторых типов, но ресурс двигателя при этом очень страдает. В двигателе используется жидкостное охлаждение, а благодаря удачному расположению, которое предотвращает сильный нагрев корпуса, снижается заметность для систем ИК-наведения.

Удельная мощность составляет примерно 22 л.с./т, что является практически идеальным показателем, ведь при большей удельной мощности расходуется большее количество горючего, при этом танк не выигрывает в ходовых качествах и маневренности. Но именно по этому показателю данный двигатель не подойдет для новейшего танка Армата, так как тот заметно тяжелее Т-90.

В конструкции двигателя используются алюминиевые сплавы, что существенно уменьшает общий вес двигателя. Так же для повышения ресурса клапаны изготавливаются из хромомолибденовой стали.

Применение

Двигатель B-92С2 устанавливается на Т-90А и более поздние модификации танка, выпущенные после 2004 года, а так же на новейшие модификации Т-72Б3

Несмотря на отличные показатели надежности, B-92С2 все-таки имеет некоторые ограничения по использованию:

  • Температура воздуха -40/50 градусов (при использовании арктического дизельного топлива до -50 градусов)
  • Высота над уровнем моря не более 3000 м
  • Относительная влажность не более 98% при температуре 20 градусов
  • Максимальный продольный угол наклона не более 25 градусов
  • Максимальный поперечный угол наклона не более 30 градусов

Технические характеристики

Габариты

  • Длина – 1560
  • Высота — 950
  • Масса: 1020 кг
  • Объём: 38,8 литров

Рабочие характеристики

  • Мощность двигателя — 736 кВт (1000 л.с.)
  • Частота вращения – 2000 об/мин
  • Максимальный крутящий момент – 3920 Н.м.
  • Запас по крутящему моменту: 25%
  • Удельный расход топлива: 156 г/л.с.*ч
  • Удельная мощность двигателя: — 0,98 л.с./кг
  • Количество цилиндров — 12
  • Диаметр цилиндра: 150,0 мм
  • Ход поршня в цилиндре: с главным шатуном: 180,0 мм
  • с прицепным шатуном: 186,7 мм

Моторесурс – 1200 часов.

Форсированная модификация

После серьёзной модернизации танков Т-72 и Т-90 назрел вопрос о недостаточной мощности устанавливаемых для них двигателей. Для создания абсолютно новой модели может потребоваться достаточно много времени, поэтому было решено в очередной раз усовершенствовать проверенный годами агрегат. Новый двигатель получил обозначение B-92С2Ф (форсированный).

Максимальная мощность выросла до 1130 л.с. Картер, коленчатый вал, шатунно-поршневую группу пришлось серьезно усилить, чтобы они могли стабильно и надежно работать на повышенных режимах. Серьезным улучшением подверглись турбокомпрессор, система охлаждение и выпускная система. Однако у форсирования есть и недостаток, ведь за повышенную мощность приходится платить сокращение моторесурса двигателя, который теперь ровняется 1000 часам.

Плюсы и минусы ГТД

Газотурбинный двигатель дает множество преимуществ при
установке на танки и другие тяжелые боевые машины:

— Компактность;

— Гораздо более высокая мощность при меньших, чем у дизеля
размерах — это обеспечивает высочайшие динамические характеристики танка;

— По ресурсу ГТД в
два-три раза превосходят поршневые двигатели;

— Низкая шумность. Спереди танк с ГТД почти не слышно, сзади
он издает характерный гул и свист, похожий на работу реактивного двигателя
самолета;

— Быстрый запуск в холодную погоду без предварительного
прогрева. Чтобы завести и прогреть дизель в мороз нужно 20-30 минут, для ГТД достаточно
минуты.

Но при этом газотурбинные двигатели имеют и ряд серьезных
недостатков:

— Высокий расход топлива, а значит и меньший запас хода;

— ГТД очень чувствительны к качеству очистки воздуха от пыли.
В отличие от авиационных турбин, танковые работают у самой земли в сверхзапыленных
условиях;

— Очень высокая стоимость. В 1980-х годах новый дизельный двигатель
В-46 для танка Т-72 обходился государству в 9600 рублей, тогда как ГТД-1000 — в
104 000 рублей.

Но в итоге плюсы перевесили минусы. Огромную роль в продвижении
газотурбинных танков сыграл министр обороны Дмитрий Устинов. Он был убежденным
сторонником внедрения новейших технологий. Для него был важен и тот факт, что
развитием танковых турбин тогда активно занимались Соединенные Штаты.

Силовая установка

Бросающимися в глаза отличиями являются ГТД на Т-80 и дизельный двигатель на Т-90. В чём же их разница на практике?

Газотурбинный двигатель отлично себя чувствует при низких и высоких температурах, легко запускается даже в суровые морозы и готов к работе через 3 минуты. Он никогда не глохнет, даже при упирании танка в препятствие и остановку гусениц, в то же время обеспечивает огромный крутящий момент и плавное изменение оборотов. Отсутствуют теплообменник и гидротрансформатор, что значительно уменьшает размеры МТО и уменьшает размеры. Нет отбора мощности системой охлаждения, поэтому вся мощность уходит в трансмиссию, не теряя более 15% как на дизеле, практически отсутствуют вибрации. Очень маленькое потребление масла, многотопливность и в 2-3 раза более высокий ресурс службы.

Недостатками ГТД принято считать чрезмерный расход топливо и проблемы с очисткой воздуха. Кроме того, двигатель с некоторым запозданием реагирует на движения механика-водителя. Проходит около 5 секунд между нажатием педали и увеличением скорости танка.

Проблема очистки воздуха решена советскими инженерами очень давно – на Т-80 используется система очистки, стряхивающая частицы и песок, а не часто засоряющиеся фильтры как на американском танке Абрамс.

Считается, что газотурбинный двигатель расходует топлива чуть ли не в 3 раза больше, чем дизельный, но это устаревшие данные, основанные на советских учениях. В то время механики-водители не знали особенностей силовой установки и часто не включали необходимые передачи, ведь танк не глох и всегда ехал дальше. Кроме того, отсутствовали стояночные режимы и вспомогательные силовые установки.

https://vk.com/video_ext.php

Сейчас Т-80 расходует в 1,5 — 1,7 раза больше топлива чем аналоги с дизельными двигателями, что не является критичным. Учитывая малое потребление масла и большой ресурс, можно начать сомневаться в том, какой из двигателей выгоднее в эксплуатации.

В зоне радиационной заражённости заражённые частицы засасываются в ГТД, после чего выбрасываются вместе с воздухом, в то время как дизельный двигатель обеспечивает их контакт с маслом, превращая его в радиационный источник внутри танка.

Выводы

Т-80 оказался невостребованным в какой-то степени несправедливо. У него до сих пор есть потенциал, позволяющий довести характеристики до современного уровня, а газотурбинная силовая установка обладает ярко выраженными преимуществами, например, в условиях высокой или низкой температуры окружающей среды.

С другой стороны, разнообразие танкового парка ни к чему хорошему не приводит, тем более, скоро появится новая техника. Возможно, газотурбинный танк сможет себя проявить в экспортном варианте, а сейчас остаётся лишь немного сожалеть, что ему нашлось маловато места в нашей армии.

  • Т-90
  • Фото Т-90
  • Видео Т-90
  • Характеристики Т-90
  • Т-80
  • Фото Т-80
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector