Обзор советского среднего танка 10 уровня т-62а
Содержание:
Содержание
- 1 История создания
- 2 Описание конструкции 2.1 Броневой корпус и башня 2.1.1 Защитные системы
2.2 Вооружение
- 2.2.1 Основное вооружение 2.2.1.1 Боеприпасы и баллистика
2.2.2 Система управления огнём
2.2.3 Вспомогательное вооружение
2.3 Средства наблюдения
2.4 Средства связи и навигации
2.5 Двигатель и трансмиссия
2.6 Ходовая часть
3 Серийное производство
4 Модификации
5 Иностранные варианты Т-62
6 Машины на базе Т-62
7 Операторы
- 7.1 Современные
7.2 Бывшие
8 Боевое применение
- 8.1 СССР и постсоветское пространство 8.1.1 Конфликт на острове Даманский
8.1.2 Война в Афганистане
8.1.3 Первая чеченская война
8.1.4 Вторая чеченская война
8.1.5 Война в Южной Осетии
8.1.6 Вооружённый конфликт на востоке Украины
8.2 Ближний Восток
- 8.2.1 Война Судного дня
8.2.2 Ирано-иракская война
8.2.3 Ливанская война
8.3 Египетско-ливийская война
8.4 Эфиопия
8.5 Чадско-ливийская война
9 Оценка проекта
- 9.1 Аналоги
10 Сохранившиеся экземпляры
11 Литература
12 Ссылки
13 Примечания
О защите экипажа
Поскольку в результате ядерного взрыва внутри танка образуется избыточное давление, разработчики с целью обезопасить экипаж от радиации, разработали специальную противоатомную защиту. Заключалась она в том, что корпус и башню Т-62 выполнили максимально герметичными. Кроме того, боевая машина оборудована автоматическими закрывающимися лючками, воздухозаборниками и жалюзи. Внутри кабины работает специальный нагнетатель-сепаратор, предназначение которого – создавать в танке повышенное давление и фильтровать поступающий воздух. Активация противоатомной защиты выполняется автоматически после того, как сработал прибор РБЗ-1М, реагирующий на гаммы-излучения. Дополнительно танк оборудовали прибором ДП-ЗБ, с помощью которого также осуществляется регистрация ионизирующего излучения.
Огневая мощь
Если все предыдущие отличия не слишком влияют на игровой процесс за каждую из машин, то именно в орудии и кроются основные отличия. Среди опытных игроков World of Tanks всегда говорилось, что Т-62А – это танк для отбития урона, а Об. 140 – для его нанесения. Чем это можно доказать?
Перезарядка у обоих образцов одинаковая, но дело здесь решает точность и стабилизация. Посмотрев на характеристики, мы даже видим, что окончательная точность у Т-62 слегка выше. Но есть показатель, который вы не заметите в ангаре и не прочитаете о нем – это стабилизация и ее можно почувствовать только в боевой ситуации.
На данный момент Об. 140 обладает одним из лучших показателей стабилизации во всем World of Tanks. Разброс его орудия практически не увеличивается при движении ходовой и башни. Это позволяет ему быть всегда сведенным и вести огонь даже не останавливаясь. Т-62А тоже способен вести точный огонь на ходу на близких расстояниях, то его конкурент делает все то же, но еще и на средней, а иногда и дальней дистанции.
Еще одно незначительно различие, на которое никто не обращает внимание – это небольшой плюс Об. 140 в показателе УВН
Если у Т-62А оно опускается на -5 градусов, то его конкурент способен опускать на -6 градусов. Пустяк, говорите вы? Не тут-то было. Именно этого одного градуса Т-62А недостаточно, чтобы вести эффективный огонь из-за неровностей ландшафта.
Остальные параметры Т-62А и Объекта 140
Что касается обзора и незаметности, то здесь танки идентичны за тем исключением, что Об. 140 чуточку ниже, но это практически в никаких ситуациях не играет особой роли. Но есть в World of Tanks еще один параметр, который также не найти в ангаре. Речь о прочности внутренних модулей.
Дело в том, что прочность топливных баков и боеукладки у Т-62А выше, а их расположение по танку более рациональное. Когда играешь на Об. 140 складывается впечатление, что боеукладка находиться повсюду, отсюда немалая вероятность, что ее вам просто взорвут. Приготовьтесь, что раз на 20 боев отлетит башня, как и все единицы прочности. Т-62А также страдает от этого недуга, но не столь критично.
Кто же лучше?
На вопрос, какой танк лучше ответить трудно. Каждый из них хорош в определенной ситуации, хотя в целом игра за них идентична. Если зашел разговор за танкование башней, то Т-62А никогда вас не подведет, тогда как Об. 140 иногда получает в крышу и лючки. Но когда дело заходит за нанесение урона, то лучше всего себя показывает именно последний образец, так как ему не нужно время на дополнительное досведение орудия.
На каком танке играть проще? Новичку лучше всего подойдет Т-62А, так как его башня одна из лучших в игре, а сам он редко критуется в бою. Если же вы опытный игрок, который преследует цель «нанесение как можно большего урона» и поднятие процента побед, то ваш выбор Об. 140.
Таким образом, нельзя говорить, что какой-то танк лучше, а какой-то хуже – каждому своя стихия. И танкование и нанесение урона – это главные факторы, которые обеспечивают победу в World of Tanks.
Что самое главное – в случае Об. 430 – не видитесь на его красивый внешний вид. Если остальные параметры у него практически идентичны с нашими главными героями, то точность орудия у него просто ужасная, хотя и скорострельностью он обходит своих коллег.
Разработка орудия
У-8ТС. Одновременно в рамках создания перспективного среднего танка для повышения его огневой мощи в ОКБ-9 под руководством Ф.Ф. Петрова были начаты работы по разработке 100-мм танковой нарезной пушки более мощной, чем устанавливающаяся на «пятьдесятчетверке» Д-10Т. Начальная скорость бронебойного снаряда нового орудия должна была достигать 1015 м/с (для сравнения, у Д-10Т — 895 м/с), а дульная энергия быть на 30% выше.
Для компенсации возросшей отдачи был установлен дульный тормоз, для продувки канала ствола служил эжектор. Пушку, получившую обозначение Д-54Т, планировалось установить в танке Т-54 взамен Д-10Т, ее же предполагалось использовать и для вооружения перспективного среднего танка.
Опытный образец среднего танка «объект 140». Эта машина также вооружена 100-мм пушкой Д-54ТС
Для проведения испытаний этого орудия в 1954 г. в Нижнем Тагиле на базе корпуса и башни Т-54 был построен опытный танк, получивший обозначение Т-54М или «объект 139». Только в июне 1954 г. в ЦНИИ-173 был закончен техпроект одноплоскостного стабилизатора «Радуга». А первый опытный образец Д-54 был установлен на «объект 139» в октябре 1954 г. Тогда же «объект 139» был принят комиссией и направлен на заводские полигонные испытания, первый этап которых был завершен к декабрю 1954 г.
Были проведены и стрельбы из нового орудия, однако только с места, так как ЦНИИ-173 задержал поставку стабилизатора «Радуга». Испытания продолжились в 1955 г. после установки стабилизатора, но его работа была неудовлетворительной, кроме того, выяснилось, что обслуживание пушки затруднено из-за стесненности боевого отделения — Д-54 имела большие размеры, чем Д-10Т. Стабилизатор «Радуга» на вооружение принят не был, прекратились и дальнейшие работы над Т-54М, так как примерно в это же время на вооружение поступил танк Т-54А, оснащенный одноплоскостным стабилизатором «Горизонт».
После неудачи с «Радугой» для пушки Д-54 в ЦНИИ-173 был спроектирован двухплоскостной стабилизатор «Молния». Осенью 1955 г. УВЗ было передано три опытных образца стабилизированной в двух плоскостях 100-мм пушки Д-54ТС с «Молнией», предназначавшиеся для «объекта 140».
В 1958 г. были начаты испытания новых пушек на трех опытных экземплярах «объекта 165» (о нем рассказ ниже). К февралю 1960 г. полигонновойсковые испытания «объекта 165» были завершены. Выдержала их и пушка Д-54ТС, которая к этому времени была несколько модернизирована — упрочнен ствол, в результате чего его вес возрос до 2390 кг, изменена крутизна нарезов в связи с началом разработки нового подкалиберного снаряда. Этот вариант пушки Д-54ТС получил заводской индекс У-8ТС и индекс ГРАУ 2А24. В 1961 г. «объект 165» со 100-мм пушкой У-8ТС со стабилизатором «Метеор» был принят на вооружение под обозначением Т-62А. В его боекомплект входили только калиберные бронебойные и осколочно- фугасные снаряды, так как разработка подкалиберных бронебойных снарядов затягивалась.
У-5ТС. В конце 50-х годов, в СССР была разработана 100-мм гладкоствольная противотанковая пушка Т-12 «Рапира» с очень высокими для того времени характеристиками бронепробиваемости. Тогда же возникла идея установить «Рапиру» в проектирующийся «объект 165». Однако унитарный выстрел «Рапиры» был слишком велик, его длина составляла 1200 мм, и в башню «объекта 165» он не помешался. Тогда было решено на базе 100-мм нарезной пушки Д-54 спроектировать гладкоствольную танковую пушку с такой же, как у Д-54, длиной выстрела (1100 мм).
Использование гладкого ствола сулило целый ряд преимуществ, среди которых было увеличение давления в его канале в 1,5 — 2 раза по сравнению с Д-25ТС и устранение отрицательного влияния вращения снаряда на формирование кумулятивной струи (т.е. относительная простота создания мощного кумулятивного снаряда).
Новая пушка разрабатывалась в ОКБ-9 под руководством Ф.Ф. Петрова. В ходе работ выяснилось, что, упразднив нарезы и не изменяя никаких наружных габаритов Д-54, можно увеличить калибр пушки со 100 до 115 мм. От дульного тормоза решили отказаться, эжектор сместили ближе к середине ствола. Остальные элементы пушки были полностью заимствованы у Д-54. В результате появилась первая в мире гладкоствольная танковая пушка У- 5ТС с начальной скоростью снаряда в 1620 м/с ! . В ее боекомплект входили унитарные выстрелы с бронебойно- подкалиберными, кумулятивными и осколочно-фугасными оперенными снарядами.
Средний танк Т-62 на вооружении Советской Армии
Умения экипажа
- Всему экипажу первым делом — ремонт.
- Второй скил — маскировка
- Третий скил индивидуальный для каждого члена экипажа
Командир – Шестое чувство
Наводчик – Плавный поворот башни
Мех-вод — Плавный ход
Заряжающий – Отчаянный - Четвертый скил – Боевое братство
Так же хочу предложить свой вариант прокачки. Дело в том, что при стандартном выкачивании, вы постоянно проседаете, в чем либо. Если вы выкачиваете маскировку, то проседаете по ремонту, который очень сильно увеличился по сравнению с Т-54. А если ремонт то светитесь как новогодняя елка, ибо свой низкий силуэт мы не используем. Я предлагаю выкачивать на командире и наводчике – ремонт, а на мехводе и заряжающем – маскировку, а потом поменять их местами. При такой не хитрой ситуации наш танк идеально сбалансирован и не в чем ни проседает. Дело ваше, дерзайте!
Миф про афганский «Т-62Д»
* Михаил Павлов, соавтор книги «Современные танки» , сообщил: «… в таблице у Т-62Д не поставлен плюсик на наличие активной защиты (пропущенная опечатка) — (приказ МО от 1983 г.)»
Т-62М1. Дальномер снят, на крыше башни видны элементы его установки
Т-62М1. Вариант машины без дальномера. Таким машинам приписывается модификация «Т-62Д»
Всего лишь из-за одной технической ошибки в издании , когда для таблицы «Т-62» отсутствует строка «Активная защита» (в последующее издание ошибка* перекочевала в виде прочерка), там же этой машине «вменяется в вину» отсутствие КУВ и СУО «Волна», любителями и пластиковыми моделистами распространен миф, о якобы имевшей место афганской модификации «Т-62Д», для которой литера «Д» означает не КАЗ «Дрозд», а дополнительное бронирование, как это было у БМП-2Д. Этот контингент легко идентифицирует «афганские Т-62Д» по отсутствию дальномера на маске пушки, все остальные машины у них — Т-62М.
В этих рассуждениях не учитывается тот простой факт, что БМП-2Д разработана в 1981 году в КБ Курганмашзавода, не имевшего никакого отношения к производителям средних и основных танков, с одной стороны. С другой стороны, Т-55АД (у которого «Д» однозначно «Дрозд») и Т-62Д приняты на вооружение одновременно в 1983 году. Было бы несусветной глупостью, если бы родственные машины от одного производителя, в одно и то же время получили к индексу одинаковую дополнительную литеру, означающую при этом совершенно разные варианты модернизации.
Распространению указанного мифа помог тот факт, что для танков Т-62 модернизация установкой КАЗ «Дрозд» не производилась — Т-62Д остался на бумаге (более поздний опытный Т-62М с КАЗ Т2А2 таковым очевидно не является). Поэтому можно выделить определенную группу машин и обозвать их Т-62Д, придумав объяснение, что это «дополнительное бронирование» или более экзотическое «ДРА» (тогда уж лучше Т-62Ф «аФФганистан» — ярко и не перепутаешь).
Как было показано выше, выделение подобной модификации (Т-62Д) по отсутствию дальномера не выдерживает критики, поскольку при одинаковом уровне модернизации только дополнительным бронированием среди модернизированных машин будут экземпляры как без дальномера, так и машины образца 1975 года с дальномером, по которому, как было показано выше, определить наличие СУО «Волна» можно только в одном случае из четырех. Точно так же тезис «Т-62Д это Т-62М без КУВ» несостоятелен, поскольку Т-62М без КУВ это Т-62М1.
Да, автору неизвестно, выделялся ли для машин модернизированных только дополнительным бронированием отдельный индекс и какой, но указанные в настоящей статье аспекты, влиявшие на комплектацию Т-62М, а так же множество реальных примеров разнородной комплектации машин позволяют утверждать, что по внешнему облику нет разницы между Т-62М1 без 902Б и ошибочно именуемыми Т-62Д (поскольку к таким машинам относились и модернизированные Т-62 обр. 1975 с дальномером). А если нет разницы, зачем городить огород?
Боевое применение и эксплуатация танков Т-62 и их модернизаций
По состоянию на 2010 год на вооружении РФ стоят 150 танков Т-62 разных модернизаций и 350 танков находятся на хранении.
Т-62 активно используют страны ближнего востока, Африки, Азии и страны СНГ, а так же около 1000 танков находится на вооружении Кубы.
Самое большое количество состоящих на вооружении Т-62 в КНДР, там их около 4000, а в Сирии находится 1000 танков. Остальные страны не так много содержать танков Т-62, в основном не более 300. Всего количество выпущенных штук на данный момент превышает 20 тысяч!
Всего случаев применения этого танка 17 из них 7 раз применялись советскими и российскми войсками.
“Объект 140” с пушкой Д-54ТС. Прародитель Т-62А
Т-62М-1 на параде
Танк Т-62 на испытаниях
Вопросы и ответы
Что будет с техникой, выведенной из дерева исследований? Останутся ли эти танки в игре?
92 машины, которые получат статус коллекционных, останутся в игре — в том числе на аккаунтах игроков, если эти машины будут в их Ангаре на момент выхода обновления. Что изменится: после выхода коллекционной техники эти танки будут доступны к покупке только за кредиты, при этом не нужно будет тратить опыт на их исследование.
Как получить коллекционную технику?
Коллекционная техника внутри каждого дерева исследований будет доступна для покупки в соответствии с максимально прокачанным уровнем в этом дереве исследования. Например, если в немецкой ветке вы открыли Tiger II, то JagdPanther II и все остальные коллекционные танки немецкой нации уровнем ниже будут доступны для покупки.
Где можно приобрести коллекционную технику?
В отдельном разделе внутриигрового магазина. Вы можете перейти к нему из дерева исследований или выбрав вкладку «Коллекционная техника» в игровом магазине. Вы не потеряете скидку в кредитах, которую получили во время предыдущих игровых событий, например, в рамках «Новогоднего наступления».
Что будет с игровыми достижениями «Инженер-механик» и «Эксперт»?
- Игровые достижения «Инженер-механик» и «Старший инженер-механик» применимы только к обычной исследуемой технике.
- Для получения игрового достижения «Эксперт» по-прежнему необходимо уничтожить все машины из дерева исследований каждой нации, в том числе и коллекционную технику.
- Мы также планируем добавить новое достижение за владение всей коллекционной техникой в игре и 11 специальных достижений за владение всей коллекционной техникой определённой нации.
Какую конфигурацию будет иметь коллекционная техника?
Коллекционная техника будет выводиться из дерева исследований вместе со всеми своими модулями, и игроки смогут выбирать, какие модули установить. Например, в случае Sherman Jumbo вы сможете выбирать между 76-мм орудием и знаменитой гаубицей.
Т-62М и Т-62М-1. Полный комплект модернизации
Т-62М. Полный комплект мероприятий по модернизации машины выпуска до 1972 г. Фото В. Кузьмин
Т-62М. Полный комплект мероприятий по модернизации. Фото В. Чобиток
Установка прицела 1К13 на башне Т-62М. Вариант бронировки прицела с надбоем
Т-62М-1. Полный комплект за исключением термокожуха. На машине установлен двигатель В-46-5М (справа на надгусеничной полке бронированный короб с воздушным фильтром внутри)
По техническому описанию на Т-62М , разработанному в соответствии с конструкторской документацией по состоянию на 1.12.1985, модернизация включает следующие мероприятия.
По вооружению
- Комплекс управляемого вооружения 9К116-1 «Шексна» (индекс приводится по , в ряде других источников «Шексна» обозначается как 9К116-2) с прицелом-прибором наведения 1К13 и выстрелами 3УБК10-2 управляемых противотанковых ракет 9М117.
- Система управления огнём «Волна» с квантовым дальномером КДТ-2 или КДТ-1-1, телескопическим прицелом с независимой стабилизацией в вертикальной плоскости ТШСМ-41У, стабилизатором танкового вооружения «Метеор-М1» (2Э15М-1) и баллистическим вычислителем БВ-62.
- Термозащитный кожух ствола орудия.
По защите
- Дополнительное бронирование лобовой части башни и верхнего наклонного лобового листа корпуса от кумулятивных и бронебойных подкалиберных снарядов.
- Сплошные резинотканевые бортовые противокумулятивные экраны. Также предусмотрена установка дополнительных съемных открывающихся бортовых щитков-экранов (такие же как для танка Т-64А).
- Для повышения противоминной стойкости: дополнительная броневая защита днища, распорная стойка рядом с сиденьем водителя, амортизационное ограждение передней пары торсионов и быстросъёмная подушка на сиденье механика-водителя.
- Дополнительная защита от проникающей радиации (надбой) — введена с 1984 г.
- Внедрены мероприятия по защите от огнесмесей типа напалм.
По подвижности
- Новый двигатель В-55У (620 л.с.) или В-46-5М (690 л.с.)
- Для повышения плавности хода увеличен динамический ход катков, внедрены конструктивные изменения: применены торсионы, выдерживающие высокие скручивающие напряжения (двойное заневоливание при термообработке); отменены резиновые буфера балансиров; установлены упоры, обеспечивающие большой угловой поворот балансиров; дополнительно установлены гидроамортизаторы на подвесках вторых опорных катков; установлены увеличенной длины рычаги гидроамортизаторов и тяги между рычагами гидроамортизаторов и балансирами; перестановлены на корпусе танка упоры первой и второй подвесок.
- Для снижения вероятности сброса гусеницы введены ограничительный диск на ведущем колесе и отбойники на стыках бортов и кормы корпуса.
- Гусеница с ОМШ заменена на гусеницу с РМШ и улучшенными сцепными качествами, используемую на Т-72 (уже применялась на более ранних Т-62).
Системы воздухоочистки и выпуска двигателя В-46-5М. Нагнетатель занял часть объема ранее выделявшегося под воздухоочиститель, из-за этого пришлось перекомпоновать размещение ступеней воздухоочистителя. Первая ступень воздухоочистки (циклонный аппарат) вынесена за корпус танка в надгусеничный бронированный отсек. Кассеты второй ступени установлены вертикально
Вид на крышу МТО Т-62М-1 справа. Хорошо видно размещение бронированного отсека ВО
По связи, специальным системам и оборудованию
- Радиостанция заменена на Р-173, а радиоприёмник на Р-173П.
- Установлена система пуска дымовых гранат 902Б «Туча».
- На некоторых машинах крепления и упоры для установки тралов и навесного оборудования на лобовой части корпуса.
Из вышеуказанного выделим те основные визуальные признаки, которыми модернизация Т-62М в полной комплектации явно отличается от ранее выпускавшихся Т-62: дополнительное бронирование башни, лобовой части и днища корпуса; сплошные бортовые экраны; характерная форма броневой головки и крышки окна прицела 1К13; гранатометы системы 902Б; термозащитный кожух ствола орудия; надбой на башне
Модификация Т-62М-1 (обратить внимание на дефис перед «1») с двигателем В-46-5М отличается также бронированным коробом на правой надгусеничной полке напротив двигателя, куда вынесен воздушный фильтр циклонного типа
В этот перечень не включены приёмопередатчик дальномера и новая гусеница по той причине, что они уже использовались на некоторых Т-62 ранее.
С модификациями Т-62М и Т-62М-1 в полной комплектации разобрались, перейдем к другим известным вариантам.
Т-62М. Полный комплект мероприятий по модернизации. Кубинка, сентябрь 2002 г. Фото В. Чобиток
Для сравнения: башня Т-62 обр. 1975 г. Установлен ночной прицел типа ТПН-1
Источники информации
- Танк Т-62М. Дополнение к техническому описанию и инструкции по эксплуатации танка Т-62. — М.: Воен. изд-во МО СССР, 1987.
- Танк Т-55АМ. Дополнение к техническому описанию и инструкция по эксплуатации танка Т-55. — М.: Воен. изд-во МО СССР, 1987.
- Современные танки / Мураховский В. И., Павлов М. В., Сафонов Б. С., Солянкин А. Г. / Под ред. Сафонова Б. С. и Мураховского В. И. — М.: Арсенал-Пресс, 1995. — 320 с.
- Тарасенко А. А., Чобиток В. В. Динамическая защита. Израильский щит ковался в… СССР? — Броне-сайт, дек. 2016. — URL: http://armor.kiev.ua/Tank/dz/1968/
- Основные боевые танки / Курков Б. А., Мураховский В. И., Сафонов Б. С. и др. / Под ред. Сафонова Б. С. и Мураховского В. И. — М: Арсенал-Пресс, 1993. — 192 с.
Историческая справка
-
Основная статья: История Type 62
Чертёж легкого танка Type 62
Type 62 НОАК
Официально требования на легкий танк НОАК выдвинула исходя из того, что для действий в Южном Китае средние танки Type 59 были мало приспособлены, так как в тех местах было мало мостов нужной грузоподъемности. Фактически он разрабатывался как облегченная и упрошенная версия танка Type 59, так как промышленность не могла наладить выпуск средних танков в нужных объемах. Разработка нового танка началась на заводе №674 в 1958 году. Прототип назывался Type 59-16, что указывало на большое сходство с танком Type 59. Прототип был изготовлен в 1960 году и до 1962 года велись его доработки и испытания. В 1963 году новый легкий танк Type 62 был запущен в серийное производство. Также он был известен под обозначением WZ-131. В 1989 году серийное производство этого танка было прекращено после выпуска около 1500 экземпляров.
Разработка была начата в 1957 году. Машина представляла собой облегчённую версию танка Type 59 и предназначалась для боевых действий в южных районах страны в условиях гористой и заболоченной местности. Первый прототип был построен в 1962 году. В дальнейшем танк прошёл несколько этапов модернизации.
Боевая машина выполнена по традиционной компоновочной схеме. За исключением некоторых деталей компоновка соответствует советскому танку Т-54. Основным вооружением танка является 85-мм нарезная пушка. К пушке имеются бронебойный, бронебойно-фугасный, осколочно-фугасный, кумулятивный и дымовой боеприпасы, боекомплект составляет 47 выстрелов.
С пушкой спарен установленный справа от нее 7,62-мм пулемет. Приборы прицеливания и наблюдения оптические, такие же, как на машине «Тип 59». Механизм поворота башни ручной с электрическим приводом, подъемный механизм пушки механический. Углы наведения в вертикальной плоскости от −4° до +20°. Кроме спаренного, имеется курсовой 7,62-мм пулемет. На шкворне у люка заряжающего установлен 12,7-мм зенитный пулемет с боекомплектом 1250 (300) патронов.
Корпус сварен из катаных стальных броневых листов. По конфигурации он подобен корпусу Т-54. Толщины броневых листов — от 12,5 (корма) до 25 (верхняя лобовая деталь) миллиметров. Башня сварная из литых и катаных стальных броневых деталей. Толщина ее стенок составляет от 32 до 50-мм. Таким образом, танк защищен от стрелковых боеприпасов, но уязвим для автоматических пушек, обладает низкой противоминной стойкостью, какой-либо защиты от массовых противотанковых средств не предусмотрено.
Подвижность обеспечивается применением 12-цилиндрового V-образного дизеля жидкостного охлаждения мощностью 430 л. с., простой механической трансмиссии с ручным управлением, пятиопорной ходовой части с односкатными обрезиненными опорными катками и торсионной подвеской. В трансмиссии в качестве механизма поворота используются бортовые фрикционы. Гусеницы мелкозвенчатые с открытыми металлическими шарнирами, траки — двухгребневые. Топливные баки вмещают 730 литров топлива, что обеспечивает запас хода по шоссе свыше 500 км. На корме корпуса могут устанавливаться дополнительные бочки с топливом.
«Объект 430»
Работы над перспективным танком начались в 1951 г., а к 1953 г. в Харькове уже был разработан предэскизный проект, который по всем основным параметрам превосходил серийный Т-54. Машина получила обозначение — «объект 430». Кстати, первая цифра в обозначении послевоенной советской бронетехники почти всегда определяет КБ-разработчика машины. Например, цифра 4 означает, что машина разработана КБ-60 при харьковском заводе №75, цифра 1 — это техника, спроектированная в ОКБ-520 завода №183 (или УВЗ) в Нижнем Тагиле.
По проекту «объект 430» вооружался 100-мм танковой пушкой Д-54ТС, для наведения которой впервые на среднем танке был установлен оптический прицел-дальномер ТПДМС. Его броневая защита была усилена за счет некоторого увеличения толщины броневых деталей и установки их под большими углами наклона.
Опытный образец среднего танка «объект 430» со 100-мм танковой пушкой Д-54ТС
Опытный образец «объекта 430» имел сварной корпус, изготовленный из катанных броневых листов. Его носовая часть представляла собой многослойную броневую преграду с рациональным углом наклона передних и скуловых листов. Башня сферической формы с узкой амбразурой для установки пушки имела дифференцированную трехслойную броневую защиту.
Пушка Д-54ТС, спаренная с 7,62-мм пулеметом ПКТ, стабилизировалась в двух плоскостях стабилизатором танкового вооружения “Метель” и имела механизм выброса стреляных гильз. На танке был установлен оптический прицел-дальномер ТПД-43 (ТПДМС) с независимой стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости. Для борьбы с низколетящими целями противника на танке планировалось установить зенитно-пулеметную установку, оснащенную 14,5-мм пулеметом КПВТ.
На танке был установлен более мощный пятицилиндровый двигатель 5ТД (580 л.с.). Трансмиссия — механическая планетарная. «Объект 430» имел новую ходовую часть с опорными катками малого диаметра с внутренней амортизацией (вместо больших катков применявшихся начиная еще с танков БТ и Т-34) и гусеничной лентой с металлическим шарниром. Система подрессоривания танка — индивидуальная, торсионная с телескопическими гидравлическими амортизаторами на первом и шестом узлах подвески.
Танк оснащался системой коллективной защиты от ОМП и автоматической системой ППО. В 1957 г. были готовы три опытных образца харьковского «объекта 430».
Испытания «объекта 430» прошли в целом успешно, хотя и выявили ряд недоработок. В заключении комиссии по испытаниям было записано, что требования задания Научно- технического комитета ГБТУ были в целом выполнены, а опытный танк по своим характеристикам превосходит серийные средние танки. Но добиться существенного повышения его огневой мощи по сравнению с Т- 54 проектировщикам не удалось, а учитывая тот факт, что его конструкция была совершенно новой, при его серийном производстве возникли бы неизбежные проблемы при организации обслуживания, переучивании личного состава и ремонта. Поэтому принятие на вооружение «объекта 430» посчитали нецелесообразным. Такой же точки зрения придерживался и сам его конструктор — А.А. Морозов.
«Объект 165»
Таким образом, несмотря на длительные усилия двух конкурирующих между собой танковых КБ, к 1957 г. Советская Армия так и не получила новый средний танк, который бы существенно превосходил уже имеющиеся в войсках Т-54. Ситуация обострилась еще больше после того как военной разведкой была получена информация о разработке в Англии нового чрезвычайно мощного 105-мм нарезного танкового орудия L7А1.
За счет очень длинного ствола (62 калибра) и высокого давления в его канале (5500 кг/см) бронебойно-подкалиберный снаряд этого орудия имел начальную скорость 1470 м/с и по бронепробиваемости существенно превосходил снаряды советской пушки Д-10Т.
В 1958-1959 гг. ожидалось поступление на вооружение английских тяжелых танков «Центурион» модификаций Мк IX и Мк X с этими пушками, в перспективе она же должна была устанавливаться в ходе модернизации и на ранее выпущенные «Центурионы» модификаций Мк V и Мк IV. Кроме того, к 1960 г. должно было начаться серийное производство нового американского среднего танка М60 с этой же 105-мм пушкой, изготавливаемой по лицензии в США под маркой — М68. Учитывая эту тревожную информацию, ГБТУ потребовало от конструкторов немедленно повысить огневую мощь советских средних танков.
В результате в КБ УВЗ в срочном порядке возобновились работы по усилению вооружения Т-54, для чего предполагалось использовать пушку Д-54ТС с механизмом выброса стреляных гильз. Проект танка получил обозначение «объект 165». С целью снижения технического риска и максимально быстрого запуска танка в производство для него использовались узлы и агрегаты Т-54/55.
Однако, учитывая опыт, накопленный при испытаниях «объекта 137» и «объекта 140», и то, что новая 100-мм пушка имела несколько большую казенную часть и более длинный выстрел, чем Д-10Т, а ГБТУ запрещало вводить раздельно-гильзовое заряжание, конструкторам пришлось проектировать для установки Д-54ТС новую цельнолитую башню с увеличенным диаметром погона — 2245 мм вместо 1825 мм у Т-54. Заодно увеличили и толщину ее бронирования — до 240 мм в передней части.
Для облегчения работы заряжающего, а также что бы решить проблему удаления крупных стреляных гильз, которые уже было нерационально, как раньше, укладывать обратно в стеллажи, на ограждении пушки (как и на разработанном ранее в этом КБ «объекте 140») установили механизм выброса стреляных гильз. Гильзы выбрасывались через небольшой люк в кормовой части башни. Новая большая башня уже не помещалась на старом корпусе, поэтому пришлось удлинить его переднюю часть и сдвинуть назад моторно-трансмиссионное отделение.
В результате был спроектирован новый корпус — более длинный и несколько более широкий. Толщина его лобовых листов не изменилась, оставшись равной 100 мм, но на остальных направлениях толщину брони пришлось несколько сократить при сильном ее дифференцировании, для облегчения танка. Это было необходимо для сохранения его подвижности на прежнем уровне, так как мощность силовой установки не изменилась — моторно-трансмиссионное отделение со всеми агрегатами осталось таким же, как на Т-55.
Практически неизменной осталась и ходовая часть — опорные катки, ведущие и направляющие колеса (увеличилось только количество траков в гусеничной ленте — 97 вместо 90 у Т-54, за счет удлинения корпуса), но для сохранения правильной центровки танка изменили расположение опорных катков (в отличие от Т-54, у которого имелся большой промежуток между первым и вторым катками, катки на Т-62 были сконцентрированы в передней, наиболее тяжелой, части корпуса). В результате цепочки таких изменений, вызванных использованием более мощной пушки, и возник «объект 165» — будущий Т-62А.
Относительно новой системой, которая устанавливалась на «объект 165», стала система противоатомной защиты (ПАЗ), которая предназначалась для защиты экипажа и оборудования внутри танка от воздействия ударной волны атомных боеприпасов, а так же для защиты экипажа от воздействия радиоактивной пыли на радиоактивно зараженной местности. Подобная система как раз в это время устанавливалась в КБ УВЗ на модернизированный вариант «пятьдесятчетверки», получивший в серийном производстве название Т-55. Забегая вперед, можно сказать, что Т-62 стал вторым серийно выпускавшимся советским танком (после Т-55), имевшим систему ПАЗ.
В 1958 г. были изготовлены три опытных экземпляра «объекта 165» со 100-мм пушками Д-54ТС. Их испытания проходили довольно быстро и без особых осложнений, т.к. почти все узлы и агрегаты были уже отработаны на ‘Г-54/55 и производились серийно.