Т-60
Содержание:
Не поплывём, так поездим и постреляем
Ещё до войны в СССР «на всякий случай» озаботились созданием специального плавающего танка. Правда, плавали Т-37 и Т-38 так себе — лучше всего это у них получалось при спокойной воде и на буксире за пароходом. Да и следующий Т-40 получился не сильно лучше. Начавшаяся же Великая Отечественная война вполне ясно показала: вопрос форсирования Рейна или даже Ла-Манша утратил актуальность. Вместо плавающих танков Красной армии срочно требовались обычные боевые машины.
Плавающий лёгкий танк Т-40 (https://waralbum.ru/)
Уже 20 июля 1941 года с подачи конструкторов лёгких танков Астрова и Окунева вышло постановление ГКО № 222сс «Об изготовлении 10 тысяч лёгких танков». При этом какие именно танки будут делать в таких количествах, в тот момент было ещё не до конца ясно.
Фактически вместо Т-40 начали делать сразу несколько машин. Т-30 был почти такой же, но с утолщённой до 20 мм бронёй и без водоходного оборудования. Ещё одним вариантом нового лёгкого танка на базе уже освоенного Т-40 стал как раз Т‑60.
Лёгкий танк Т-30
Особенно больным для новых танков оказался вопрос вооружения. Изначально предполагалось, что они будут вооружены, как и Т-40, пулемётом ДТ и крупнокалиберным ДШК. Но быстро выяснилось, что ДШК производится довольно мало, да и вообще эти пулемёты остро нужны в ПВО. Конструкторы приуныли, потому что в 1941 году вооружать танк простым пулемётом было как-то не очень, да и вообще, это уже получалась какая-то танкетка.
В этот момент кто-то вспомнил, что у авиаторов есть много пушек ШВАК. Изначально это был тоже крупнокалиберный — 15-мм — пулемёт, который в процессе испытаний раскормили до 20 мм. Поскольку главный создатель ШВАК товарищ Шпитальный поначалу отпихивался от идеи с криками «не барское это дело, авиапушку в танк совать», к доработке пришлось срочно привлечь ещё и таубинское ОКБ-16, где в тот момент персонал был не такой гордый. Получившийся в результате агрегат назвали ТНШ (Танковая Нудельмана-Шпитального) и срочно запустили в серию.
Танки Т-60 на Красной площади во время парада 7 ноября 1941 года (https://waralbum.ru/)
Первые Т-60 были изготовлены ещё в сентябре 1941 года, но полноценное серийное производство началось в октябре. Т-60 успели отметиться в знаменитом параде на Красной площади. Но действительно массовым их дебютом стало контрнаступление под Москвой, когда именно Т-60 составили значительную часть танков Западного фронта.
Особенности конструкции Т-34
Разработанный с «нуля» без заимствования идей с танков других государств, танк Т-34 был несколько раз модернизирован, его конструкция от начала создания в 1940 году претерпела разные изменения. Так, менялось количество боеприпасов, модификация пушки: Л-11, позднее Ф34 для калибра снаряда 76 мм, для 85-мм калибра Д-5Т, ЗИС-С-53. Неизменным оставался принцип: не бензин, а дизель. В отличие от бензиновых, танки на дизельном ходу не взрывались от попадания в топливные баки. В конструкции Т-34 использовался дизельный двигатель В-2, способный работать как на солярке, так и на керосине. Снаряды Т-34 были оснащены:
-
стержневой шрапнелью;
-
пулевой шрапнелью;
-
бронебойно-трассирующие;
-
фугасные;
-
осколочно-фугасные дальнобойные;
-
бронепрожигающие;
-
с картечью.
Что касается координации танковых подразделений, то стоит заметить, что не во всех танках ранних версий Т-34 была предусмотрена радиосвязь, а в тех, что была, часто давала сбои. Командирам танковых подразделений приходилось вылезать из танка и координировать действия с помощью сигнальных флажков. Это было недостаточно эффективным и довольно опасным способом коммуникации в условиях танкового боя. Важным достижением стала установка в 1943 г. качественных переговорных устройств и радиосвязи в танках.
Экипаж машины состоял из четырех человек: механик-водитель, пулеметчик, наводчик и командир танка. Позже в модификации Т-34-85 членов экипажа стало 5, появилось место для заряжающего.
Танк Т-34 называют легендарным. Созданный накануне Великой Отечественной войны, он во многом определил ход войны, принеся победу стране, его создавшей. И хотя со стороны Советской России после 1945 года он не участвовал в военных конфликтах, его вклад в мировую историю сложно переоценить. А конструкторские идеи танка были использованы для дальнейшего развития военной и гражданской техники.
05.03.2019 10:15
Модификации Т-60
Официально у Т-60 не было модификаций, но существовало три варианта этой машины, которые отличались по ТТХ из-за варьирующейся массы танка:
- Ранний Т-60 с 25-мм катаной цементированной лобовой броней, с ленивцем, не идентичным опорным каткам;
- Основной серийный Т-60 с 35-мм катаной гомогенной лобовой броней высокой твердости, опорные катки и ленивец унифицированы;
- Экранированный Т-60 массой до 6,5 тонн.
Опытные танки
Т-60-1 – танк с более мощным и тяжелым автобусным двигателем ЗИС-16, усиленным бронированием и большими габаритами;
- Т-60 с пушкой ЗИС-19 калибра 37-мм. Она требовала более тяжелой башни, из-за чего запас хода танка сильно сократился, а сильный разгар ствола быстро делал пушку бесполезной;
- Т-60-2 – танк с новой башней и пушкой ЗИС-19БМ калибра 45-мм. Также имел меньший запас хода, но в целом был лучше предыдущей модели. Не выпускался из-за появления Т-70;
- Т-60-3 –танк с модифицированной штатной башней без крыши и с двумя пулеметами ДШК. Имел низкую эргономичность боевого места и неправильно установленный зенитный прицел, что не позволило использовать танк для борьбы с воздушным противником.
На основе Т-60 также создавалось множество других машин, самая интересная из которых – А-40, воздушный танк. А-40 – это танк Т-60, закрепленный на специальном буксируемом планере для включения танка в состав воздушного десанта. Существовал даже опытный образец А-40, который показал, что конструкторы не учли многих факторов, из-за чего проект закрыли и «крылатые танки» выпускать так и не стали.
Ссылки
- Ресурсы World of Tanks
- Танковедение
- Тема на официальном форуме
- Записи боев на Т-60
- В сети Интернет
- Т-60 // Википедия
- «Быстрый» танк Т-60 // Военно-исторический портал Warspot
- Малый танк большой войны // Военно-исторический портал Warspot
- Т-60 тяжёлого периода // Военно-исторический портал Warspot
- Танк со сталинградских окраин // Военно-исторический портал Warspot
- Свердловские Т-60 // Военно-исторический портал Warspot
Техника СССР
Лёгкие танки | I МС-1 • II БТ-2 • II Т-45 • II Т-26 • II Т-60 • II Тетрарх • III БТ-СВ • III ЛТП • III М3 лёгкий • III БТ-7 артиллерийский • III Т-116 • III БТ-5 • III Т-127 • III Т-46 • III Т-70 • IV БТ-7 • IV Т-80 • IV Валентайн II • V А-20 • V Т-50 • VI МТ-25 • VI Т-50-2 • VII ЛТГ • VIII ЛТТБ • VIII ЛТ-432 • IX Т-54 облегчённый • X Т-100 ЛТ |
Средние танки | III Т-29 • IV А-32 • IV Т-28Э с Ф-30 • IV Т-28 • V Матильда IV • V Т-34 экранированный • V Т-34 • VI А-43 • VI Т-34-85М • VI Т-34-85 Rudy • VI М4-А2 Шерман Лозы • VI Т-34-85 • VII А-44 • VII КВ-13 • VII Т-43 • VIII Объект 416 • VIII Т-54 первый образец • VIII Т-44-100 (Б) • VIII Т-44-100 (К) • VIII Т-44-100 (М) • VIII Т-44-100 (Р) • VIII Т-44-100 (У) • VIII СТГ • VIII СТГ Гвардеец • VIII Объект 274а • VIII Т-44 • IX Объект 430 Вариант II • IX Объект 430 • IX Т-54 • X Объект 140 • X Объект 907 • X Т-22 ср. • X К-91 • X Объект 430У • X Т-62А |
Тяжёлые танки | V Черчилль III • V КВ-220-2 • V КВ-220-2 Бета-Тест • V КВ-1 • VI КВ-1С • VI КВ-2 • VI КВ-2 (Р) • VI КВ-85 • VI Объект 244 • VI Т-150 • VII ИС • VII КВ-3 • VII КВ-122 • VII ИС-2М • VII ИС-2 экранированный • VII ИС-2 • VIII ИС-3 • VIII ИС-6 • VIII ИС-6 Ч • VIII КВ-5 • VIII КВ-4 • VIII ИС-5 (Объект 730) • VIII ИС-3 с МЗ • VIII КВ-4 Креславского • VIII Объект 252У Защитник • VIII Объект 252У • VIII ИС-М • VIII Объект 703 Вариант II • VIII ИС-2-II • IX Т-10 • IX Объект 777 Вариант II • IX Объект 257 • IX Объект 705 • IX ИС-3-II • IX СТ-I • X ИС-4 • X ИС-7 • X Объект 260 • X Объект 705А • X Объект 277 • X Объект 279 ранний • X СТ-II |
ПТ-САУ | II АТ-1 • III СУ-76И • IV СУ-85Б • IV СУ-76М • V СУ-85 • V СУ-85И • VI СУ-100 • VI СУ-100Y • VII ИСУ-122С • VII СУ-152 • VII СУ-100М1 • VII СУ-122-44 • VIII ИСУ-152 • VIII ИСУ-130 • VIII Т-103 • VIII СУ-130ПМ • VIII ИСУ-152К • VIII СУ-101 • IX К-91-ПТ • IX Объект 704 • IX Объект 263 • X Объект 268 • X Объект 268 Вариант 4 |
САУ | II СУ-18 • III СУ-26 • IV СУ-5 • V СУ-122А • VI СУ-8 • VII С-51 • VII СУ-14-1 • VIII СУ-14-2 • IX 212А • X Объект 261 |
Лёгкие танки
Техника СССР | I МС-1 • II БТ-2 • II Т-45 • II Т-26 • II Т-60 • II Тетрарх • III БТ-СВ • III ЛТП • III М3 лёгкий • III БТ-7 артиллерийский • III Т-116 • III БТ-5 • III Т-127 • III Т-46 • III Т-70 • IV БТ-7 • IV Т-80 • IV Валентайн II • V А-20 • V Т-50 • VI МТ-25 • VI Т-50-2 • VII ЛТГ • VIII ЛТТБ • VIII ЛТ-432 • IX Т-54 облегчённый • X Т-100 ЛТ |
Техника Германии | I Leichttraktor • II Pz.Kpfw. II Ausf. D • II MKA • II Pz.Kpfw. 38H 735 (f) • II Pz.Kpfw. 35 (t) • II Pz.Kpfw. I • II Pz.Kpfw. II • III 43 M. Toldi III • III Pz.Kpfw. 38 (t) • III Pz.Kpfw. III Ausf. E • III Pz.Kpfw. II Ausf. J • III Pz.Kpfw. I Ausf. C • III Pz.Kpfw. II Ausf. G • III Pz.Kpfw. T 15 • IV Pz.Kpfw. 38 (t) n.A. • IV Pz.Kpfw. II Luchs • V VK 16.02 Leopard • VI VK 28.01 • VII Aufklärungspanzer Panther • VII Spähpanzer SP I C • VIII leKpz M 41 90 mm • VIII leKpz M 41 90 mm GF • VIII HWK 12 • VIII HWK 30 • IX Spähpanzer Ru 251 • X Rheinmetall Panzerwagen |
Техника США | I T1 Cunningham • II M2 Light Tank • II T1E6 • II T2 Light Tank • II T7 Combat Car • III M22 Locust • III M3 Stuart • III MTLS-1G14 • IV M5 Stuart • V M24 Chaffee • V M7 • VI M24E2 Super Chaffee • VI T21 • VI T37 • VII T71 CMCD • VII T71 DA • VIII T92 • VIII M41 Walker Bulldog • IX T49 • X XM551 Sheridan |
Техника Франции | I Renault FT • II D1 • II AM 39 Gendron-Somua • II AMR 35 • II FCM 36 • II Renault R35 • II Hotchkiss H35 • III AMX 38 • IV AMX 40 • V AMX ELC bis • VI AMX 12 t • VI Panhard AMD 178B • VII AMX 13 75 • VII Hotchkiss EBR • VII AMX 13 57 • VII AMX 13 57 GF • VIII Panhard EBR 75 (FL 10) • VIII Panhard AML Lynx 6×6 • VIII Bat.-Châtillon 12 t • VIII ELC EVEN 90 • IX AMX 13 90 • IX Panhard EBR 90 • X Panhard EBR 105 • X AMX 13 105 |
Техника Великобритании | I Cruiser Mk. I • II M2 • II Cruiser Mk. II • II Light Mk. VIC • III Valentine • III Stuart I-IV • III Cruiser Mk. III • IV Cruiser Mk. IV • V Covenanter • VI A46 • VI Crusader • VII GSR 3301 Setter • VIII FV1066 Senlac • VIII LHMTV • IX GSOR3301 AVR FS • X Manticore |
Техника Китая | I Renault NC-31 • II Vickers Mk. E Type B • III Type 2597 Chi-Ha • IV M5A1 Stuart • VI 59-16 • VI Type 64 • VII Type 62 • VII WZ-131 • VIII WZ-132 • VIII M41D • IX WZ-132A • X WZ-132-1 |
Техника Японии | I Renault Otsu • II Type 95 Ha-Go • II Type 97 Te-Ke • III Type 97 Chi-Ha • III Type 98 Ke-Ni • IV Type 5 Ke-Ho |
Техника Чехословакии | I Kolohousenka • II LT vz. 35 • III LT vz. 38 |
Техника Польши | I 4TP • II TKS z n.k.m. 20 mm • II 7TP • III 10TP • IV 14TP |
Техника Швеции | I Strv fm/21 • II Strv m/38 • II L-60 • III Strv m/40L |
Техника Италии | I Fiat 3000 • II L6/40 |
Средние танки СССР
Т-34
Выпущено | Масса т | Экипаж | Вооружение | Скорость км/ч | Двигатель |
Броня , мм |
||||||
башня | лоб | борт | корма | крыша |
днище |
|||||||
Т-34 , 1940 | 33 805 | 26,8 | 4 | 76,2мм 3 Л-11 1 x 7,62мм ДТ | 55 / 25 | В-2-34 2500 л.с. | 45 | 45 | 45 | 40 | 16-20 |
16 |
Т-34 , 1941-42 | 28,5 | 76,2мм 5 Ф-34 2 x 7,62мм ДТ | 52 | 45 | 20 |
20 |
||||||
Т-34 , 1942 | 76,2мм 5 Ф-34 2 x 7,62мм ДТ | 52 / 25 | 75 |
60 |
||||||||
Т-34 , 1943-44 | 30,9 | 76,2мм Ф-34 2 x 7,62мм ДТ | 45 | 45 |
45 |
|||||||
Т-34-57 , 1941,43 |
57мм 7 ЗИС-42 x 7,62мм ДТ |
|||||||||||
ОТ-34 , 1943 | 1 170 |
ATO-41 76,2мм Ф-34 1 x 7,62мм ДТ |
||||||||||
Т-34-85 , 1944 | 300+ | 4 | 85мм Д-5 7 2 x 7,62мм ДТ |
52-90 |
||||||||
Т-34-85 , 1944-47 | 22 278(44-45) | 32 | 5 |
85мм 8С-53 или ЗИС-С-53 2 x 7,62мм ДТ |
||||||||
ОТ-34-85 , 1944-45 | 331 |
ATO-42 85мм С-53 или ЗИС-С-53 1 x 7,62мм ДТ |
2 — 638 танков в 1941 были выпущеы с двигателем М-17Т.3 — в 1938-39гг выпущено 746 пушек Л-11 для Т-34 и КВ-1 *.5 — в 1941г выпущено 133 пушки ЗИС-4, в 1943г — 170 пушек ЗИС-4М.6 — всего выпущено 38 580 пушек Ф-34 *.7 — в 1943-44гг выпущено 543 пушки Д-5Т для Т-34, ИС-1 и КВ-85.8 — в 1944-45гг выпущено 11 518 пушек С-53.8 — в 1944-45гг выпущено 14 265 пушек ЗИС-С-53 для Т-34-85 и Т-44. * — башни Т-34-76 ставились также на бронепоезда и бронекатера. |
средний танк Т-34/85 |
фотогалерея Т-34/76 фотогалерея Т-34/85 |
|
Т-60 в игре
Исследование и прокачка
Лёгкий танк Т-60 исследуется на МС-1 за 270 .
Ходовая | |
Т-60 усиленная | |
100 550
Орудие | |
20 мм ТНШ | |
35 2380
Двигатель | |
ЗИС-16 | |
90 1040
Башня | |
Т-60 | |
85 570
Орудие | |
37 мм ЗиС-19 | |
160 4250
Итог: | |
Кредиты: | 8790 |
Опыт: | 470 |
- Комментарии к прокачке
- Ходовая добавит грузоподъемности, а также увеличит манёвренность танка.
- Орудие увеличит пробитие, разовый урон, скорострельность и уменьшит разброс, но увеличит время сведения.
- Двигатель повысит динамику танка.
- Башня увеличит обзор, скорость поворота и запас прочности.
- Орудие увеличит пробитие, разовый урон и уменьшит разброс, но увеличит время сведения и снизит скорострельность.
Боевая эффективность
Т-60 раскачивается до топа за 2-3 боя — типичный плюс второго уровня
В первом же бою обращает внимание на себя маленькая скорость, позже — тонкая (хотя иногда и рикошетная) броня. Однако плюс этого танка в великолепных орудиях
Тактик на танке две: либо играть пассивно (благо низкий силуэт позволяет), либо ездить в группе. В одиночку ездить не рекомендуется, но можно попробовать применить засадную тактику, если поддержки от команды нет.
Благодаря смещённой в левую сторону башне можно пробовать «танковать» ромбом, укрыв большую (правую) часть корпуса за препятствием, оставив видимой противнику только небольшую часть корпуса и башни. Этот метод может сработать на городских картах, где нет растительности.
Обязательно надо помнить, что угол наклона орудия чрезвычайно мал, он не позволяет вести стрельбу по целям, находящимся ниже. Зачастую малейшая, практически незаметная глазу кочка при случайном заезде на неё не даст «достать» противника, если он находится в низине. Это усложняет жизнь, но не делает бои на Т-60 невозможно сложными.
- Достоинства:
- малые габариты;
- мощное и разнообразное вооружение;
- неплохая лобовая броня для своего уровня.
- Недостатки:
- низкая дальность обзора;
- малая скорость для лёгкого танка;
- слабая рация;
- низкая динамика;
- малый угол наклона орудия.
Экипаж
Так как дальность обзора довольно мала, командиру необходимы умения «Орлиный глаз» и «Радиоперехват», а механик-водитель может повысить подвижность танка, изучив «Король бездорожья» и «Виртуоз». Сильно помогают умение «Плавный ход», позволяя точнее стрелять на ходу, навык «Чистота и порядок», уменьшая вероятность возгорания двигателя, и «Маскировка» для обоих членов экипажа при использовании танка в засаде.
Оборудование, снаряжение и боекомплект
top
ББ220
БПспец20
ОФ10
- Оборудование
Усиленные приводы наводки — позволят быстрее сводиться.
1
ББ220
БПспец20
ОФ10
- Оборудование
Стереотруба — увеличит дальность обзора неподвижного танка.
Поддержка атаки
1
Засадная тактика
- Снаряжение
Стандартный набор снаряжения: ремкомплект.
- Боекомплект
Основную часть боекомплекта составляют бронебойные снаряды, имеет смысл возить несколько специальных подкалиберных снарядов для встречи с бронированными противниками. Осколочно-фугасные стоит загружать для легкобронированных противников, сбития захвата или добивания противников с малым запасом прочности.
Известные проблемы
Несоответствия историческому прототипу
- На серийные Т-60 устанавливались только пулемёты 12,7 мм ДШК (ранние варианты) и пушки 20 мм ТНШ (поздние).
- Совершенно непонятно, как на Т-60 может разместиться 1000 патронов к орудию 12,7 мм ДШК. Например, у его предшественника (Т-40) боекомплект составлял 500 патронов. Ремарка. По М.Н. Свирину («Танковая мощь СССР») боекомплект к ТНШ состоял из 754 выстрелов (13 лент по 58 патронов, из них 12 в коробках), что приблизительно соответствует по весу 1000 патронам к ДШК. Вероятно, дело в том что, в отличие от прародителя, Т-60 не нужно было уметь плавать.
- Отсутствует усовершенствованная версия пушки 20 мм ТНШ — ТНШ-2.
- Орудие 23 мм ПТ-23ТБ предлагалось установить на Т-40.
Оценка Т-60
- Воин — за хорошую скорострельность топового орудия.
- Поддержка — не всегда хватает урона для добивания противника.
- Бронебойщик — за хорошее пробитие топового орудия.
- Рейдер — за малые габариты, которые позволяет в конце боя, не засветившись, захватить базу.
История изменений
-
Основная статья: История изменений Т-60
История изменений
- Обновление 0.8.5
Т-60 введен на основной сервер и доступен всем игрокам.
- Обновление 0.8.6
Боезапас орудия 20 мм ТНШ изменён с 754 до 740 шт.
- Обновление 0.9.18
Танк переработан в новом визуальном качестве.
- Обновление 1.9
- Боезапас орудия 12,7 мм ДШК изменён с 1000 до 2000 снарядов.
- Боезапас орудия 20 мм ТНШ изменён с 740 до 1480 снарядов.
- Боезапас орудия 37 мм ЗиС-19 изменён с 125 до 250 снарядов.
- Стоимость ремонта уменьшена на 50%.
- Доходность уменьшена на 18%.
- Прочность с башней Т-40 изменена с 150 до 325 единиц.
- Прочность с башней Т-60 изменена с 170 до 340 единиц.
История создания.
Завод №37 был явно не готов для производства танка такого класса как Т-50, вдобавок производство дизелей В-4 в ту пору находилось лишь в стадии освоения харьковским заводом №75. Как следствие изготовление Т-50 в масштабе страны было практически прекращено. В данных условиях бездумное выполнение указаний СНК привело к прекращению выпуска легких танков вообще. К счастью положение дел с освоением заводом №37 выпуска навой техники ясно осознавало как руководство завода, так и его КБ под руководством Н.А. Астрова.
Завод не мог отказаться от освоения производства Т-50. И даже больше, силами КБ проводилось эскизное проектирование его плавающего варианта. Однако, в обстановке секретности, проводились работы над упрощением конструкции Т-40. Результатом чего появилась уверенность возможности выпуска машины в значительном количестве.
Предложение было изложено в виде письма за подписью военпреда завода и самого Астрова. В нем было дано обоснование невозможности освоения в производстве нового легкого танка, и предложение освоить в производстве малый танк и выпускать его в больших объемах.
Инициатива вызвала интерес Сталина. Для ознакомления с деталями на завод был отправлен В.А Малышев, который был назначен куратором проекта. Изучив ситуацию на заводе и ознакомившись с проектом, Малышев поддержал инициативу заводчан.
Танк, с самого начала получивший индекс Т-60 (либо индекс 030 как фигурировал в переписке завода), являлся не плавающей версией танка Т-40. И в середине июля сорок первого года, постановлением ГКО заводу № 37 предписывалось организовать его серийный выпуск.
Однако производство 030 не решало всех проблем. Слабым местом Т-40 была конструктивная и технологическая сложность корпусов и башен, что приводилок большому количеству брака. Что фактически и поставило программу выпуска Т-40 на грань срыва. В соответствии с планом выпуска десяти тысяч танков Т-60, число предприятий — смежников должно было еще возрасти.
В такой ситуации единственно верным решением было упрощение формы корпуса Т-40. Как следствие заводы ХТЗ и ГАЗ, которые должны были задействованы для производства Т-60 (зав.индекс 060) получили в производство машину уже отличную от исходной. Тогда как завод №37 должен был сохранить до конца года выпуск Т-60 (зав.индекс 030) в неизменном виде. Решение продиктовано как опасением снижения объема выпуска, так и ликвидацией задела корпусов Т-40. Что привело к выпуску танка известного как Т-30.
Что же касается обозначения Т-70, то применительно к машинам выпуска заводов ГАЗ И ХТЗ то он использовался достаточно редко. В переписке его чаще называли Т-60М, «Т-60 с упрощенным корпусом» либо просто Т-60.
Достойным упоминания является тот факт, что 060 как и 030 был принят на вооружение еще до того как построили опытные танки. В особенности удивительно это в отношении 060. Если 030 был по сути упрощенный Т-40, то 060 уже в значительно большей степени отличался от Т-40. Время же затраченное на упрощение машины заняло примерно неделю.
Компоновка Т-60 (зав.индекс 060) в значительной мере повторяла таковую танка Т-40, но имелись и существенные изменения. Наиболее значимые касались:
- габариты и компоновка моторного отделения. Изменения в габариты моторного отделения пришлось внести из-за возникших в 1940 г. острых проблем с поставками двигателя ГАЗ-202. Для преодоления проблемы было принято решение установить двигатель ЗИС-16 (ЗИС-5, форсированная версия), для чего пришлось увеличить габариты моторного отделения. Летом 1941г., проблему с поставками ГАЗ-202 удалось преодолеть, но в танк стало возможным устанавливать как ГАЗ-202 так и после доработок в моторным отделении — ЗИС-5;
- вооружение. Первоначальный план предусматривал вооружение на уровне танка Т-40 т.е пулеметная спарка ДШК и ДТ. Однако производственные мощности завода №507 выпускавшего ДШК никак не могли обеспечить выпуск их в количестве достаточном для программы производства танка Т-60. В качестве альтернативы было принято решение вооружить машину 20-мм танковой пушкой на основе авиационной ШВАК. Танковая версия ШВАК – ТНШ разработана без конструирования кардинально новых частей. Прицел остался прежний — ТМФП, заимствованный от спарки ДШК и ДТ.
Предприятия-изготовители
15 сентября 1941 года московский завод № 37 выпустил первый серийный Т-60, однако ввиду последовавшей вскоре эвакуации производство было остановлено уже 26 октября. Всего в Москве сделали 245 танков Т-60. Вместо предполагавшегося вначале Ташкента предприятие отправили в Свердловск, где вскоре заработал новый танковый завод № 37. Собранные на нем с 15 декабря 1941 года в основном из деталей, привезенных из Москвы, первые два десятка Т-30 и Т-60 прошли 1 января 1942 года по свердловским улицам. Всего же до сентября 1942-го на Урале построили 1144 Т-60, после чего завод № 37 перепрофилировали на изготовление узлов и агрегатов к Т-34, а также боеприпасов.
К производству броневых корпусов танка Т-60 были привлечены цехи Коломенского машиностроительного завода имени Куйбышева. В октябре 1941 года часть из них, включая те, что выпускали корпуса танков Т-60 для завода № 37, эвакуировали в Киров, на площадку тамошнего машиностроительного завода НКПС имени 1 Мая. Здесь был создан новый завод № 38 и уже в январе 1942-го из его ворот вышли первые Т-60. С февраля 38-й начал их плановое производство, одновременно снабжая остальные предприятия литыми траками гусениц, которые ранее делал только СТЗ. За I квартал изготовили 241 машину, до июня – еще 535 единиц.
Т-30
Т-40
Т-70
Привлекался к производству Т-60 и завод № 264 (Красноармейский судостроительный завод в городе Сарепте под Сталинградом, ранее выпускавший речные бронекатера). Техдокументацию на танк он получил своевременно, но в дальнейшем вел машину самостоятельно, не прибегая к помощи головного предприятия, однако и не пытаясь ее модернизировать. 16 сентября 1941 года в заводской коллектив влились знакомые с танкостроением работники эвакуированного ХТЗ, которые еще в Харькове начали заниматься освоением производства Т-60. Они приехали на 264-й с уже подготовленным заделом инструмента, лекал, штампов и заготовок танка, поэтому первый бронекорпус сварили к 29 сентября. Агрегаты трансмиссии и ходовой части должен был поставлять СТЗ (завод № 76). Загруженное изготовлением Т-34 и дизель-моторов В-2, к тому же оказавшееся в конце 1941 года их единственным производителем, сталинградское предприятие и поставлявший ему бронекорпуса и сварные башни для «тридцатьчетверок» завод № 264 не могли уделять легкому Т-60 столько же внимания. Тем не менее в декабре удалось собрать первые 52 машины. Всего же по июнь 1942 года здесь было выпущено 830 Т-60. Значительная их часть участвовала в Сталинградской битве, особенно в начальной ее фазе.
Головным же и самым крупным заводом по выпуску Т-60 стал ГАЗ, куда 16 октября 1941 года на постоянную работу прибыл Н. А. Астров с небольшой группой московских коллег для конструкторского обеспечения производства. Вскоре его назначили заместителем главного конструктора предприятия по танкостроению, а в начале 1942-го он получил Сталинскую премию за создание Т-40 и Т-60.
В короткий срок ГАЗ завершил изготовление нестандартной технологической оснастки и с 26 октября приступил к массовому выпуску танков Т-60. Бронекорпуса для них в нарастающих количествах начали поставлять Выксунский завод дробильно-размольного оборудования (ДРО) № 177, позже – Муромский паровозоремонтный завод им. Дзержинского № 176 с его мощным котельным производством, технологически подобным танковому корпусному, и, наконец, старейший броневой завод № 178 в городе Кулебаки. Затем к ним присоединилась эвакуированная в Саратов на территорию местного паровозоремонтного завода часть подольского завода № 180. И все же бронекорпусов хронически не хватало, что сдерживало расширение массового производства Т-60. Поэтому вскоре их сварку дополнительно организовали на ГАЗе. В сентябре в Горьком изготовили всего три танка Т-60. Но уже в октябре – 215, в ноябре – 471. До конца 1941-го здесь выпустили 1323 машины.
В 1942 году, несмотря на создание и принятие на вооружение более боеспособного легкого танка Т-70, параллельное с ним производство Т-60 сохранялось на ГАЗе по апрель (всего за 1942-й – 1639 машин), на свердловском заводе № 37 – по август, на заводе № 38 – по июль. За 1942 год на всех заводах было сделано 4164 танка. Последние 55 машин завод № 37 сдавал уже в начале 1943-го (по февраль). Всего с 1941 года выпустили 5839 Т-60, армия приняла 5796 машин.
Плавающие танки: нужны ли эти машины фронту?
До начала Великой Отечественной войны на вооружение Красной Армии был принят целый ряд легких плавающих танков (Т-37, Т-38, Т-40), основным назначением которых была разведка и поддержка частей пехоты при форсировании водных преград. Как танки-амфибии они впервые использовались в ходе советско-финляндской войны. А вот в первые месяцы Великой Отечественной эти машины с пулеметным вооружением и тонким противопульным бронированием стали использовать как обычные сухопутные танки для атаки противника. Результаты оказались весьма печальными. В то же время, по своему прямому назначению плавающие танки вообще в ходе Великой Отечественной войны применялись крайне редко — это ряд операций под Ленинградом, в Карелии и на юге в районе Новороссийска. Потребность в подобных специальных машинах была невелика.
Место плавающих танков в производстве должны были занять Т-34 и Т-50. Так, московскому заводу № 37 было поручено перейти с выпуска танка Т-40 к производству более совершенного танка Т-50. Танк Т-50 действительно по праву мог стать одним из лучших легких танков Великой Отечественной войны, однако развернуть широкое производство этой хорошо вооруженной и защищенной (для класса легких танков) машины помешала война. В условиях эвакуации промышленности и нарушения уже отработанных связей между предприятиями-смежниками выпуск Т-50 оказался непосилен. Главный конструктор завода № 37 Николай Александрович Астров, создавший и организовавший производство плавающих танков прекрасно понимал, что быстрый переход от производства Т-40 к выпуску Т-50 невозможен На свой страх и риск он принял решение в сжатый срок переработать Т-40 и создать на его базе легкий танк, удовлетворявший требования фронта. За две недели уже на базе освоенного в производстве Т-40 был создан новый танк сопровождения пехоты.
Конструктор легких танков Астров. (Pinterest)
Фактически это был тот же Т-40, превращенный в сухопутный танк. Эта машина известна как Т-30. Первоначально основным вооружением нового танка должен был стать 12,7-мм пулемет, замененный затем на 20-мм автоматическую авиационную пушку, адаптированную для установки в башне танка. Пушка обладала скорострельностью до 800 выстрелов в минуту и могла поражать на расстоянии до 1 км легкие танки и бронемашины противника. Выпуск танка начался осенью 1941 г. Всего за сентябрь было выпущено 200 единиц; за октябрь — 138. Из этого числа в действующую армию на Московском направлении были отправлены 308 танков. Затем последовала эвакуация предприятия и вновь к выпуску танка вернулись в начале 1942 г., когда за два первых месяца года в Кирове были выпущены еще 247 единиц.
Одновременно велись работы по усилению броневой защиты машины. Так появился танк Т-60. От Т-30 новый танк отличался более низким силуэтом. Значительно были уменьшены размеры башни и усилено бронирование машины. На относительно небольших (до 500 метров) дистанциях автоматическая пушка ТНШ могла в ряде случаев пробить бортовую броню даже средних танков. Боекомплект состоял из 752 выстрелов. В качестве дополнительного вооружения в башне был установлен пулемет ДТ-29. (боекомплект 15 дисков емкостью 63 патрона каждый). На Т-60 устанавливался двигатель мощностью 70 л. с. Максимальная скорость достигала 42 км/ч. Экипаж состоял из двух человек.
Т-60 на параде 7 ноября 1941 г. в Москве. (Pinterest)