Швак (пулемёт)
Содержание:
Внешние ссылки [ править ]
Викискладе есть медиафайлы по теме . |
- на battlefield.ru
vтеРоссийские и бывшие советские авиационные боеприпасы | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ракеты класса «воздух-воздух» |
|
||||||||||||||||
Ракеты класса «воздух-земля» |
|
||||||||||||||||
Противокорабельные и крылатые ракеты |
|
||||||||||||||||
Противотанковые ракеты |
|
||||||||||||||||
Ракеты |
|
||||||||||||||||
Бомбы |
|
||||||||||||||||
Автопушки и пулеметы |
|
Авиация ШВАК (пушка) — Боекомплект
Крыло немецкого Bf.109 после попаданий 20-мм снарядов ШВАК
Первоначально в боекомплект пушки входили осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды. В 20-мм патронах к пушке ШВАК применена латунная гильза цилиндрической формы с закраиной в донной части, выступающей за тело гильзы. Извлечение гильзы после выстрела начиналось при некотором остаточном давлении пороховых газов в канале ствола, когда стенки гильзы были еще прижаты к стенкам патронника. По этой причине часто случались поперечные разрывы гильзы и обрывы закраин. А это в свою очередь приводило к утыканию очередного патрона и к прекращению автоматической стрельбы.
20-мм патроны комплектовали применявшимися в наземной артиллерии высокочувствительным головным взрывателем мгновенного действия непредохранительного типа МГ-3. Но МГ-3 иногда давал преждевременные разрывы снарядов в стволе пушки. В конце 1936 г. МГ-3 был заменен взрывателем МГ-201, который имел более высокие чувствительность и мгновенность действия; вылетающий центробежный предохранитель был изъят. Но все же взрыватель МГ-201 не удовлетворял требованиям по безопасности, так как взводился в канале ствола пушки.
В 1938 г. взрыватель был заменен более чувствительным взрывателем К-6, безотказно срабатывавшем при встрече с перкалевой обшивкой самолетов и отличавшимся большим быстродействием. Взрыватель К-6 имел механизм, обеспечивающий его взведение только после вылета снаряда из ствола пушки, что практически исключало случаи преждевременного разрыва снаряда в стволе пушки.
Несмотря на многочисленную модернизацию снарядов, их действие было достаточно слабо для калибра 20 мм. Сразу после войны в СССР, как и в союзных странах, за счёт усовершенствования технологий, была увеличена степень наполнения 20 мм авиационных снарядов взрывчатым веществом.
Хотя пушка ШВАК обладала некоторыми недостатками, в годы войны развернулось массовое производство этих пушек. Всего было выпущено 100920 пушек. Производство 20-мм пушек ШВАК прекратилось в 1946 г.
Снаряды 20×99 мм R
Советская номенклатура снарядов | Американская номенклатура снарядов | Масса пули | Дульная скорость | Описание |
ОЗ | HEI | 96.0 | 770 | с головным взрывателем , 2.8 г. взрывчатого вещества + 3.3 г. зажигательного |
ОЗТ | HEI-T | 96.5 | 770 | с головным взрывателем , 2.8 g взрывчатого вещества + 3.3 g зажигательного, трассер |
ОФ | HE-Frag. | 91.0 | 790 | с головным взрывателем , 6.7 g HE, взрывчатого вещества, с полуготовыми осколками |
ОФЗ | HEI-Frag. | 91.0 | 790 | с головным взрывателем, 0.8 г. взрывчатого вещества + 3.8 г. зажигательного, с полуготовыми осколками |
БЗ | API-HC | 96.0 | 750 | твёрдый стальной сердечник в мягкой оболочке, 2.5 г. зажигательного вещества, в алюминиевой либо бакелитовой баллистической оболочке |
БЗ | API-HC | 99.0 | 750 | как предыдущий, но с кованым стальным носом |
БЗ | API | 96.0 | 750 | сплошной стальной снаряд с кованым носом |
БЗТ | API-T | 96.0 | 750 | как предыдущий, но с трассёром в основной полости |
ПУ | TP | 96.0 | 770 | гремучая смесь в взрывчатой оболочке |
ПУТ | TP-T | 96.5 | 770 | цельноштампованный пустотелый с реактивной смесью в полости |
ШВАК (пулемёт) | ШКАС >>> |
Авиация по странам Авиамоделизм Авиапочта Авиасалоны Авиасимуляторы Авиационная инфраструктура | Авиационная медицина Авиационная метеорология Авиационно-космические системы Авиационные документы Авиационные научные учреждения Авиационные происшествия | Авиационные профессии Авиационные работы Авиационные СМИ Авиационные термины Авиационные учебные заведения Авиационный спорт |
Технические характеристики
По своим боевым характеристикам авиапушка ШВАК уступала большинству одноклассников. Исключением была немецкая авиапушка MG-FF, но и её скоро сменили более совершенные образцы вооружения. Английским же 20 мм Испанам ШВАК уступала полностью.
Характеристика | ШВАК(крыльевой вариант, без доп устройств) | MG/FF | Hispano Mk.I |
---|---|---|---|
Масса, кг | 38 | 28 | 46 |
Длина ствола, мм | 1255 | 820 | 1714 |
Начальная скорость снаряда, м/сек | 750-800 | 580-600 (700 М-g) | 860-900 |
Скорострельность, выстр/мин | 700-850 | 560-600 | 600-640 |
Магазин/лента | Лента рассыпного типа | Магазин или лента, в зависимости от исполнения | Магазина на 60 выстрелов |
Патрон, тип | 20х99R | 20х80RB | 20х110 |
Масса патрона, гр | 183 | 160-183 | – |
Масса снаряда, гр | 96-99 | 82-115 | 140-160 |
Масса ВВ, гр | 5-6 | 3-4 (M-g 22 гр.) | 12-20 |
К недостаткам ШВАК как пушки, можно отнести слабость заряда, не очень хорошие баллистические характеристики, но все компенсировалось высоким темпом стрельбы, вместо 1-2 снарядов Испаны, советский истребитель успевал всадить в противника 4-6 снарядов, что зачастую становилось достаточным для выхода врага из боя.
К тому же нужно отметить и стиль ведения огня, в отличие от западных пилотов советские истребители открывали огонь с расстояния, на котором было «видно заклёпки на борту самолёта противника». Это компенсировало слабую баллистику патронов ШВАК.
История создания
С момента принятия на вооружение самолетов возник вопрос и об их вооружении. Изначально на истребители ставили обычные пулеметы, только адаптированные под нужды авиаторов, таким был, например ПВ-1, созданный на базе обычного Максима авиационный пулемет, а также турельные ДА, на основе пехотного ДП-27.
Но скорость росла, кроме того менялись и материалы используемые для фюзеляжа и крыла самолета. Война в воздухе предъявляла свои требования. Для того чтобы повредить или сбить мелькнувший в прицеле самолет противника требовалось всадить в него как можно больше пуль и разрушить его конструкцию.
Но в тоже время авиационное вооружение должно было соответствовать следующим требованиям:
- надёжная автоматика, перезарядка вручную или с помощью пневмосистемы;
- увеличенная скорострельность авиационного вооружения, чем больше пуль выпущено в секунду, тем больше вероятность попадания;
- усиленная эффективность попадания, использовать для этого специальные пули с зарядом зажигательной смеси или ВВ, что в свою очередь требует увеличения калибра, винтовочные пули обладают слишком малым разрушительным действием;
- ленточное боепитание, в идеале, магазин имеет ограниченную ёмкость, к тому же его надёжность зависит от ряда трущихся частей, что затруднит его использования на высоте, при отрицательной температуре;
- компактность, низкий вес и минимальная отдача, вооружение не должно было разрушать конструкцию самолёта, к тому же место для размещения оружия очень ограничено.
На основании этих требований советские инженеры приступили к разработке авиационного вооружения, так был создан рекордный пулемет ШКАС, конструкции Шпитального и Комарицкого. Его скорострельность достигала 1200 выстр/мин.
Отметим один из недостатков этой системы – это использование рантового патрона 7,62 мм, безрантовый патрон не мог использоваться в этой схеме, так как основой пулемета ШКАС было размещение патрона в барабане, который и подавал патроны в патронник.
В 1932 году группа Владимирова (будущего конструктора пулемета КПВТ-14,5) приступили к разработке крупнокалиберного пулемёта под патрон 12,7 мм, и тут столкнулись с проблемой, дело в том, что отечественный патрон 12,7х108 мм, принятый на вооружение, не имел ранта.
А выпускать второй патрон, но с рантом, под этот же калибр было нерационально с точки зрения экономики. По этой причине работы над 12,7 мм пулемёт ШВАК под патрон 12,7х108R были приостановлены.
Стоит отметить, что если для 20 мм авиапушки вес в 40 кг был вполне адекватен, но для крупнокалиберного пулемёта под 12,7 мм этот вес был слишком велик. А весовые характеристики оружия одни из важнейших в авиации.
Но разработанная по собственной инициативе 20 мм авиапушка пришлась кстати. Принцип действия авиапушки также основывался на 10-ти позиционном барабане. Патрон 20х99R хоть и отличался слабыми баллистическими данными и малой мощностью, но вполне отвечал требованиям ВВС.
В результате на вооружение была принята авиационная скорострельная пушка ШВАК, в двух вариантах – турельная ТП-20 и крыльевой вариант КП-20. Позже были разработаны и приняты на вооружение синхронный вариант и мотор-пушка, предназначенная для стрельбы через полый вал винта.
Так на вооружении отечественной авиации и появилась первая скорострельная пушка конструкции Шпитального и Владимирова – ШВАК.
Применение в бою
Б-20 – достаточно легкая пушка с хорошей мощностью, что позволяет истребителям, на которых она установлена, не только с легкостью сбивать самолеты, но и вступать в виражные бои, если на истребитель поставить зажигательно-трассирующие снаряды, то можно смело идти на бомбардировщики и сбивать их. Используя Б-20 для оборонительной цели на бомбардировщиках, можно спокойно зажимать (стрелять длиной очередью) по подсевшим на хвост (и не только) самолетам. Так же пушка хорошо справляется с мало бронированными наземными единицами, можно легко уничтожить бронеавтомобиль или ПВО.
Достоинства и недостатки
Достоинства:
- Малая отдача.
- Хорошая кучность стрельбы.
- Хорошая мощность.
- Достаточно медленно перегревается.
- Широкий выбор лент позволяет угодить почти каждому лётчику.
- Не требуется исследование снарядов для максимальной эффективности.
Недостатки:
- Малый боекомплект.
- Требует умение использования (новичку достаточно трудно будет использовать пушку с малым БК).
- Малый вес патрона не позволяет сбивать самолеты на дальних расстояниях.
Литература
- Новиков В. Н. Оружие победы, 1941-1945. — М.: Машиностроение, 1985. — 302 с.
- Новиков В. Н. Накануне и в дни испытаний. — М.: Издательство политической литературы, 1988. — 397 с. — (Оружие воздушного боя).
- Болотин Д. Н. Советское стрелковое оружие. — 3. — М.: Военное издательство, 1986. — 320 с. — (Военно-историческая библиотека).
- Болотин Д. Н. История советского стрелкового оружия и патронов. — М.: Полигон, 1995. — 303 с.
- Широкорад А. Б. История авиационного вооружения. — Мн.: Харвест, 2001. — 560 с. — (Библиотека военной истории). — 11 000 экз. — ISBN 985-433-695-6.
Пушки | Б-20 • ВЯ-23 • НС-23 • НС-37 • НС-45 • ШВАК |
Авиабомбы | Осколочные • Противотанковые • Ротативно-рассеивающие • Фугасные • «Вёдра Онисько» |
|
ШВАК 12.7 мм авиационный пулемёт
ШВАК 12.7 мм авиационный пулемёт (в расшифровке по буквам читается Шпитальный-Владимиров авиационный крупнокалиберный) — первый авиационный пулемёт крупного калибра, спроектированный в СССР к 1931 году советским оружейником С. В. Владимировым. Хотя данный образец авиационного крупнокалиберного вооружения был первой системой принятой на вооружение ВВС СССР под официальным названием 12,7-мм авиационный пулемёт калибра 12.7 мм системы Шпитального и Владимирова, увековечив имена своих создателей, он применялся и на других устройствах, вплоть до тачанок на конной тяге..
Шпитальный Борис Гавриилович История создания пулеметаШВАК стала зарождаться в связи с развитием вооружения для военной авиации в конце 1920-х годов и напрямую связана с временем когда увеличение скорости, дальности полёта самолётов и веса носимой полезной нагрузки, возникла острая необходимость в новом более мощном вооружении. Зимой 1931 года вышло очередное постановление советского правительства о обязательной разработке абсолютно нового авиационного пулемёта, адаптированного под калибр 12,7 мм стандартного патрона 12,7-мм армейского пулемёта ДК (расшифровка Дегтярёв крупнокалиберный).
Семен Владимиров.
Заказанный пулемёт был быстро спроектирован С. В. Владимировым, опытным конструктором пулемётного КБП, находящегося в Туле на принципе устройства 7,62 мм пулемёта ШКАС. Данный опытный пулемёт был представлен государственной комиссии на испытания в начале лета 1932 года, которые показали отличные результаты. В дальнейшем новый образец авиационного вооружения был принят к серийному производству, который был был начат в начале 1935 года.
Принцип действия и особенности конструкции работы автоматики полностью основывались на применении силы энергии пороховых газов выстрела, отводимых из канала ствола через специальное отверстие. Запирание ствола осуществлялось перекосом затвора. В общем, принцип работы, основные детали конструкции, подобны работе автоматики пулемёта ШКАС. Можно сказать это получился его крупнокалиберная версия, учиттывая то, что во время создания ШВАКа Владимиров подверг часть деталей существенной переработке и модернизации.
Питание боеприпасами 12,7-мм пулемёта ШВАК производилось специально модернизированными под него патронами размерами 12,7×108R, отличавшихся от штатных патронов к пулемёту ДК обязательным наличием на гильзе специальной выступающей закраины, что было очень кстати из-за особой системы экстракции патронов из ленты: с помощью специального винтового паза расположенного на ствольной коробке, в который попадали фланцы гильз. Номенклатура патронов и типы пуль у патронов к новому пулемету абсолютно совпадали с боеприпасами с ДК. Обычные пули пробивали с легкостью броню толщиной не менее 20 мм на расстоянии до 350 м, а патроны с пулями бронебойно-зажигательно-трассирующими — били ее на дальности дальности до 300 м и имели очень высокую дальность горения трассера до полутора километров.
После всех испытаний и проверок пулемёт ШВАК выпускался в четырёх вариантах: турельном, крыльевом, синхронном (для ведения огня через винт самолёта) и новом на то время моторном месте, когда стрельба велась внутри оси винта самолётов с одним мотором.<Пулемёт ШВАК оказался очень эффективным видом вооружения благодаря своей исключительной надёжности, унаследованной от от своего старшего брата ШКАСа, и крупному калибру применяемых боеприпасов. Патрон номенклатуры 12,7×108R показал отличную бронепробиваемость и прекрасное зажигательное действие. Стоит признать — эффективность разрывных пуль была признана слабой, что и привело в дальнейшем к созданию 20-миллиметровой пушки ШВАК.
Сама конструкция и сборка пулемёта также не была полностью избавлена от недостатков. Чрезвычайно сильная сложность устройства некоторых узлов, особенно механизма подачи и извлечения стреляной гильзы, создавала серьезные проблемы при обслуживании. Данный факт кроме того, усложнил его производство. .
Особенно заметна была трудоёмкость сборки и изготовления механизма питания и ствольной коробки. В целой серии неполадок доступ к указанным механизмам был практически невозможен — в отдельных, особо сложных случаях, для устранения задержек при ведения огня требовалась разборка пулемёта частичная или полная, которую невозможно сделать во время полёта. Также этот пулемет применялся в наземных боях, он оснащался треногой или мог вести огонь со станка или на колесном ходу, использовался как зенитный пулемет.
САМОЛЁТ ПРОТИВ ТАНКА
Не остались в стороне и советские конструкторы. Уже к началу войны была создана мощная 23-мм пушка ВЯ. Большие габариты и сильная отдача не позволили поставить орудие на истребитель. Но и в качестве вооружения штурмовика Ил-2 пушка, придающая 200-граммовому снаряду скорость 900 м/с, не оправдала надежд. Даже против лёгких танков её пробивная способность оказалась недостаточной. При штурмовке же автоколонн и батарей 20-мм пушки ШВАК показывали себя не хуже.
![]() |
![]() |
Первоначальное решение Ильюшина строить Ил-2 одноместным оказалось неверным. Потери модифицированных двухместных Ил-2 оказались ниже благодаря возможности отстреливаться. |
В результате уже в конце 1942 года каждый двадцатый «Ильюшин» стали вооружать парой 37-мм пушек ШФК-37, а затем НС-37. 740-граммовые, вылетающие со скоростью 890 м/с снаряды действительно оказались способны поражать лёгкие и средние танки. Но результат боевых вылетов оказался неудовлетворительным. Лётчик на Ил-2 попросту не мог толком прицелиться из ШФК-37: отдача крыльевых установок раскачивала самолёт, сбивая наводку.
Вскрылось и ещё одно неприятное обстоятельство. Достойную 37-мм бронебойных снарядов цель ещё требовалось найти! Палить же не дающими осколков болванками по пехоте и грузовикам было бессмысленно. В результат средний расход боекомплекта за вылет был весьма низок — не более 40%.
Аналогичные проблемы возникли и у немцев с их противотанковыми штурмовиками Junkers Ju.87G и Heinkel Hs.129b-2/Wa, вооружёнными 37-мм пушками ВК 3.7. При равном с НС-37 весе последние имели вчетверо меньшую скорострельность. И хотя отчёты штурмовых асов Люфтваффе содержат свидетельства бесчисленных побед, испытания трофейной техники, проведённые впоследствии в СССР, показали: ВК-3.7 броню Т-34 вообще не пробивала.
![]() |
Носовая пушка Ш-37 стала прототипом легендарной НС-37. На рисунке — занимательная схема установки авиапушки прямо внутри V-образного авиадвигателя М-105. |
![]() |
![]() |
Для борьбы с катерами, малоуязвимыми для пулемётов и легко уклоняющимися от бомб и торпед, применялся морской штурмовик North American B-25G/H Mitchell с 75-мм короткоствольной пушкой. |
Более удачным советским самолётом оказался появившийся в 1943 году Як-9Т, у которого одна НС-37 с 32 снарядами располагалась в развале мотора. Отдача мощного орудия распространялась вдоль центральной оси машины, и точность стрельбы от неё не страдала.
Буква «Т» в обозначении самолёта обозначала «танковый»: машина создавалась специально для охоты на танки и катера. Правда, как раз в этом качестве она никак себя не зарекомендовала. Зато конструкторам удалось в полной мере сохранить манёвренность Яка-9, позволяющую ему вести воздушный бой против вражеских истребителей, чем «танковый» Як, обладающий весом секундного залпа 4,1 кг и отличной дальностью стрельбы, с успехом и занимался.
Опыт был признан удачным, и послевоенные советские МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17 вооружались одной 37-мм и двумя 23-мм пушками. Американцы же ограничивались более скромным калибром. По весу секундного залпа МиГ-15 и вооружённый шестью 12,7-мм пулемётами North American F-86 Sabre были равны. Но советский истребитель мог обстреливать тяжёлые и хорошо бронированные бомбардировщики, оставаясь за пределами досягаемости их турелей. Для этого он и был создан. Sabre же предназначался только для боя с машинами равного класса.
В производстве и на службе
Уже 28 марта 1935 года К. Е. Ворошилов писал наркому тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе: «Опытное самолетное строительство и серийное производство мы переводим на пулеметы ШКАС, а в 1936 году все самолеты серийного производства будут выпускаться только с этими пулеметами». Интересный штрих: если введенный в 1936 году нагрудный знак для выпускников военной школы летчиков и летнабов содержал силуэты авиабомбы и пулемета ДА, то знак выпускников школ летнабов и штурманов 1938 года – бомбы и пулемета ШКАС. Выпуск ШКАСов непрерывно нарастал: если в 1933-м их полукустарным способом собрали 365 штук, а в 1934-м – 2476, в 1935-м – 3566, то в 1937-м – 13 005, в 1938-м – 19 687. Когда в июле 1939 года из состава Тульского оружейного завода был выделен Тульский станкостроительный завод (завод № 66 НКВ, впоследствии – Тульский машиностроительный завод), ему передали производство станкового пулемета «Максим» и авиационного ШКАС. В 1940 году выпуск ШКАСов составил 34 233 штук. ШКАС стал еще и одним из первенцев в изготовлении отечественного автоматического оружия по принципу массового, поточного производства.
Впервые ШКАСы приняли участие в воздушных боях на советских истребителях в ноябре 1936-го над Мадридом. Год спустя вооруженные ШКАСами И-16 и И-15 сражались с японскими самолетами над Китаем. Проявили себя ШКАСы и в боях на Халхин-Голе, и в Советско-финляндской войне.
Установки [ править ]
Три самолета Поликарпов И-16 , выпущенные в январе 1939 года, были вооружены винтовой синхронизацией 12,7-мм ШВАК; этой короткой серии было присвоено обозначение И-16 Тип 16. Три истребителя успешно прошли заводские испытания и были доставлены на ВВС для боевых испытаний. Отмененный Яценко И-28 также планировалось использовать 12,7-мм ШВАК в синхронизированной паре, но несколько опытных образцов, которые летали летом 1939 года, сделали это без вооружения, потому что синхронизатор для их двигателя не был разработан.
20-мм ШВАК устанавливался в крыло, в носу или синхронно на истребителях: Поликарпов И-153 П и И-16 , МиГ-3 Микояна-Гуревича , Яковлев Як-1 , Як-3 , Як-7 и Як-9 , ЛаГГ-3 , Лавочкин Ла-5 и Ла-7 , ночной истребитель Петляков Пе-3 и советские доработанные самолеты Hawker Hurricane . Он также устанавливался на крыло бомбардировщика Туполев Ту-2 и некоторых штурмовых модификациях Петлякова Пе-2.У бомбардировщика он также был установлен в неподвижной опоре. Некоторые ранние версии штурмовика Ильюшин Ил-2 также несли его, но на нем был заменен 23-мм штурмовиком Волков-Ярцев ВЯ-23 . Гибкая установка ШВАК использовалась в бомбардировщиках Петляков Пе-8 и Ермолаев Ер-2 .
Вариант танка устанавливался на лёгкие танки Т-38 и Т-60 .
Usage in battles
The ShVAK has a good rate of fire and accuracy, but it is weakened by the poor damage potential of its HEF rounds. To inflict consistent damage to the enemies, it is recommended to use Armored Targets or Ground Targets Belts containing AP and/or FI rounds.
Pros and cons
Pros:
- Decent rate of fire at 720 to 800 RPM
- Good accuracy even during prolonged bursts
- Fragmentation-Incendiary round (FI) is good for pilot snipe and set fire
- Tracer belt is full of FI-T aka Soviet laser beam
Cons:
- HEI has the worst explosive effect compared to 20 mm shells of other nations
- Struggles against large framed and heavily armoured aircraft
- Mediocre muzzle velocity
- Useless at defeating armour thicker than 20 mm
- Most ShVAK installations have less than 200 rounds
- Has a tendency to «spark»
Разработка и производство
12,7х108мм ШВАК
Разработка 12,7-мм ШВАК проводилась в ответ на постановление правительства СССР от 9 февраля 1931 года, предписывающее отечественным производителям производить авиационный пулемет под патрон 12,7 × 108 мм, который был введен за несколько лет до этого для пулемета ДК. . Тульский конструктор С.В. Владимиров ответил на звонок, выпустив в основном увеличенную версию ШКАС со стволом длиной 1246 мм и общей длиной 1726 мм. Первый опытный образец был готов к испытаниям 28 мая 1932 года. Процесс испытаний был довольно затянут, но номинально 12,7-мм ШВАК был принят на вооружение в 1934 году.
Серийное производство официально началось в 1935 году на заводе ИНЗ-2 в Коврове , но вскоре производство сильно отстало от графика, поскольку ствольная коробка ШВАК была довольно сложной в изготовлении. По советским данным, из 410 12,7-мм ШВАК, запланированных к выпуску в 1935 году, только 86 были построены; для версии танка планировалось 40, но в том же году было поставлено только 6. В отчете западной разведки 1952 года указывается, что только «несколько» ШВАК были произведены калибром 12,7 мм.
Еще одна проблема , затрудняя принятие пистолета было то , что 12,7 мм ШВАК кончались не используя 12,7 × 108мм Rimless картридж , используемый DK пулеметом, а, потому что это был адаптация ШКАС механизм, он требует своей собственной окантовкой Корпуса диаметром 12,7 мм. Производство 12,7-мм боеприпасов с закраиной прекратилось в 1939 году, когда было решено, что Березинский УБ предпочтительнее, поскольку он может делиться боеприпасами с ДШК.
Чертеж гильзы ШВАК МГ 12,7х108Р. |
20 × 99ммР ШВАК
20-мм ШВАК был разработан где-то между 1935 и 1936 годами, а серийное производство началось в 1936 году. Через несколько месяцев производство версии 12,7 мм было прекращено. Как и его предшественники, 20-мм ШВАК представлял собой газовую пушку с ленточным питанием за счет разрушающихся звеньев боеприпасов.
В зависимости от предполагаемой установки на ШВАК для танкового варианта (общая длина орудия 2122 мм; масса 44,5 кг) была нанесена маркировка «МП», для крыльевого варианта (общая длина 1679 мм; 40 кг) — «КП», ТП »для гибких опор (длина 1726 мм; 42 кг) и« СП »для синхронных установок.
Система питания «птичья клетка» в 20-мм ШВАК была усовершенствованной версией ШКАС. Он мог вмещать 11 патронов и работал еще более плавно. Как и в случае с ШКАС, цель кормовой клетки состояла в постепенном отсоединении патронов от звена, избегая любого перекоса ленты. В Бертье — типа регулятора газ имел четыре отверстия (3,5, 4, 4,5 и 6 мм) , позволяя при разных скоростях огня должны быть выбраны. Самым существенным конструктивным отличием от ШКАС было то, что в ШВАК газовый баллон был перемещен под ствол, что придало ему более компактную сборку.
Конец ствола имел резьбу, и эта резьба использовалась для навинчивания взрывозащитной трубы, длина которой зависела от требований к установке:
В отчете западной разведки 1952 года о 20-мм ШВАКе говорилось: «По мощности орудие очень легкое и чрезвычайно компактное» и что оно «имеет дальность действия, сравнимую с нашей , хотя их версия с коротким стволом на 16 фунтов легче. «. Однако на американских заводах он считался «относительно сложным в производстве», потому что он был построен из относительно мягких частей (не подвергавшихся термообработке), которые затем шлифовали. Этот выбор материалов, как предполагалось, был мотивирован желанием позволить деталям «деформироваться и изгибаться задолго до разрушения», обеспечивая более безопасную работу при высокой скорострельности, но имея компромисс в виде более короткого общего срока службы оружия.
В советских архивах указывается, что 20-мм ШВАК производился в больших количествах во время Великой Отечественной войны:
- 1942 г. — 34 601 шт. Произведено
- 1943 год — 26 499
- 1944 год — 25633
- 1945 г. — 13 433 чел.
- 1946 г. — 754 г.
После войны на смену ШВАК пришел Березин Б-20 , имевший аналогичные характеристики, но значительно меньший по весу.