Т-38

Внешние ссылки [ править ]

Викискладе есть медиафайлы по теме .
  • Т-38 в музеях и памятниках.
vтеМежвоенные танки
  • Список
  • Категория
Танкетки
  • L3 / 33
  • L3 / 35
  • Карден Лойд
  • Моррис-Мартель
  • Т-27
  • ТКС
  • Танкетка Тип 92
  • Танкетка Тип 94
  • Тип 97 Te-Ke
  • Škoda MU-4
  • Tančík vz. 33
  • AH-IV
Свет
  • H35
  • R35
  • Fiat 3000
  • Leichttraktor
  • L-60
  • L-120
  • Легкие танки Mk I – V
  • Легкий танк Mk VI
  • Легкий танк Mk VII
  • Боевая машина M1
  • Легкий танк M2
  • Stridsvagn m / 31
  • Panzer I
  • Panzer II
  • Колохусенка
  • LT vz. 34
  • LT vz. 35 год
  • LT vz. 38
  • Легкий танк Т1
  • Боевая машина Т7
  • Т-18
  • Т-13
  • Т-15
  • Т-19
  • Т-26
  • Т-37
  • 7TP
  • Тип 95 Ha-Go
  • Вердея
  • Виккерс 6-тонный
  • БТ-СВ
  • Тракторный танк Disston
Середина
  • Char D1
  • Char D2
  • Гросстрактор
  • Средний Mk I
  • Средний Mk II
  • Средний Mk III
  • Panzer III
  • T2 средний
  • Т-24
  • Т-28
  • Тип 89 I-Go
  • Тип 97 Chi-Ni
  • Тип 97 Чи-Ха
  • Тип 98 Чи-Хо
Кавалерия, крейсер и быстро
  • AMC 34
  • AMC 35
  • AMR 33
  • AMR 35
  • Танк БТ
  • Крейсер Mk I
  • Крейсер Mk II
  • Крейсер Mk III
  • SOMUA S35
Пехота
  • FCM 36
  • Пехота Mk I, Матильда
  • Renault R35
  • Т-26
  • Тип 89 I-Go
Тяжелый
  • Char B1
  • Neubaufahrzeug
  • SMK
  • Т-35
  • Т-100
  • Тяжелый танк Тип 95
  • Виккерс A1E1 Независимый
Сверхтяжелый
  • FCM F1
  • Char 2C
  • Т-42
Бронетранспортеры
  • UE Chenillette
  • Брен Оружейник
  • танк

    • история
    • классификация
  • Первая мировая война
  • Межвоенный
  • Вторая мировая война
  • Холодная война
  • После холодной войны
vтеСоветские танковые боевые машины из Второй мировой войны
vтеТанки
Танкетки
Танки-амфибии
  • Т-37
  • Т-40
Быстрые танки
  • БТ-2 / БТ-5
  • БТ-7
  • БТ-8
Легкие танки
  • Т-18
  • Т-26
  • Т-50
  • Т-60
  • Т-70 / Т-80
Средние танки
  • Т-28
  • Т-34
  • Т-44
Тяжелые танки
  • Т-35
  • КВ-1 / КВ-2
  • ИС-2 / ИС-3
vтеСамоходная артиллерийская установка
Пушки и противотанковые ружья
  • ЗиС-30
  • СУ-76
  • СУ-85
  • СУ-100
  • СУ-122
  • СУ-152
  • ИСУ-122
  • ИСУ-152
Зенитные орудия
  • ЗСУ-37
  • Т-60З
vтеБронированные автомобили
Свет
  • D-8
  • FAI
  • БА-20
  • БА-64
  • БА-30
Середина
  • БА-27
  • BA-I
  • БА-3
  • БА-6
  • БА-10
Тяжелый
vтеAerosani
Aerosani
  • АНТ-IV
  • НКЛ-26
  • РФ-8
  • АСД-400
vтеАртиллерийские тягачи
Артиллерийские тягачи бронированные
  • Комсомолец
Артиллерийские тягачи
  • С-65 Сталинец
  • СТЗ-5
vтеЭкспериментальные и импровизированные автомобили
Экспериментальный
  • С-51
  • СУ-14
  • СУ-101
  • Летающий танк А-40
  • Танк Т-43
  • СУ-100И САУ
  • Танкетка PPG
Импровизированный
  • ХТЗ-16
  • Танк NI
  • Список боевых бронированных машин Второй мировой войны
  • Производство советских боевых бронированных машин во время Великой Отечественной войны

Танк Т-38

В 1930-е годы на вооружение Красной армии поступило около 4 тысяч малых плавающих танков, основной задачей которых была разведка и боевое охранение. Такого масштабного парка танков-амфибий не имела больше ни одна армия мира.

Проектирование легких плавающих танков в Советском Союзе началось осенью 1931 года, когда Управление механизации и моторизации (УММ) РККА получило информацию об испытании в Великобритании танка-амфибии Виккерс-Карден-Лоид.Вид танкетки спереди.Несмотря на уже имевшийся у предприятия опыт серийного производства танкеток Т-27, развертывание выпуска танка Т-37А шло с большими трудностями. Новая машина была сложнее, а возможности завода были весьма ограничены. Тем не менее годовой план по плавающим танкам на 1933 год, спущенный заводу, составлял 1200 машин.Танк Т-37А производили серийно с 1933 по 1936 год. За это время завод №37 выпустил 1909 линейных машин, 643 радиотанка Т-37ТУ с радиостанцией 71-ТК-1, оборудованных поручневой антенной, и 75 химических машин БХМ-4.Компоновка танка — классическая, с передним расположением трансмиссии — была аналогична компоновкам почти всех советских плавающих танков 1930-х годов.Танк имел частично сварной, частично клепаный корпус длиной 3361 мм, шириной 1760 мм и высотой (без башни) 950 мм. Дополнительных поплавков, как на Т-37А, не было.Т-38 — совсем крошечная модель. На фото — рядом с «большими братьями» из разных серий военной техники.Башня цилиндрической формы высотой 580 мм и внутренним диаметром 824 мм была смещена к правому борту, В распоряжении механика-водителя были смотровые щели в откидном лобовом щитке и в правом борту корпуса, у командира — четыре смотровых щели в башне. Каждый член экипажа имел свой посадочный люк. Как и Т-37А, Т-38 производили с двумя типами корпусов и башен. Их форма зависела от времени выпуска того или иного танка и от завода-поставщика — Ижорского или Подольского машиностроительного.Для движения на плаву использовался трехлопастный гребной винт левого вращения. К коробке передач танка крепился редуктор отбора мощности, соединявшийся с валом гребного винта с помощью карданного вала. Число оборотов винта — 1565 в минуту при 2200 оборотах двигателя. Поворот танка при движении на плаву осуществлялся при помощи руля, на верхний конец вертикальной трубы которого был надет румпель, соединенный тягой с рычагом управления рулем.

Основные модификации танка Т-38:

Т-38 (1935 г.) – серийный линейный плавающий танк, произведённый в 1936-1939 годах на заводе №37 в количестве 1175 машин и на заводе ГАЗ в 1935 году в количестве 36 машин. В 1937 году на танке установили двигатель М-1 мощностью 50 л.с, усовершенствовали тележки подвески, над смотровой щелью расположили щиток для защиты глаз механика-водителя от свинцовых брызг.

ОТ-38 (ХТ-38) (1935-1936 гт.) – опытный химический (огнеметный) танк, разрабатывался СКБ завода «Компрессор» (Москва) в 1935-1936 годах. Опытный образец был изготовлен на базе опытного танка Т-38 (09А) в октябре 1936 года. В 1937 году танк успешно прошёл испытания, но на вооружение принят не был. От серийного танка ОТ-38 отличался установкой специального дымового прибора СДП (КС-44), предназначенного для постановки дымовых завес и огнемета.

Т-38РТ (1937 г.) – серийный танк с радиостанцией 71-ТК-З со штыревой антенной, установленной в верхнем переднем листе корпуса между башней и рубкой водителя. В 1937 и 1939
годах завод №37 выпустил 165 радийных танков.

Т-38М (1939 г.) – серийный танк созданный на базе конструкции опытных танков Т-38М1 и Т-38М2. От Т-38М1 использовали корпус и радиостанцию, от Т-38М2 – ходовую часть. Башню с усиленным бронированием спроектировали заново. Кроме того были установлены более широкий волноотражатель, стальные крылья вместо деревянных, откидной лючок механика-водителя со смотровыми приборами от танка Т-26 и усиленные смотровые лючки в корпусе и башне. В 1939 году завод №37 выпустил 7 (по другим данным 8) предсерийных танков Т-38М, направленных в танковые школы в качестве учебных.

Т-38ТТ (1939-1940 гт.) – опытная телемеханическая группа танков, состоящая из танка управления ТУ-38 и телетанка ТТ-38. В управляемом танке, помимо пулемета ДТ с электроспуском, в лобовом листе башни был установлен огнемет КС-61Т с 45-литровым баком для огнесмеси и двумя баллонами со сжатым воздухом. В случае необходимости ТТ-38 мог использоваться в качестве «танка-торпеды», для этого в корпусе был установлен мощный подрывной заряд. Вооружение танка ТУ-38 осталось без изменений. В декабре 1940 года работы по телемеханической группе прекратили.

История создания.

В середине тридцатых годов Чехословацкое правительство приняло решение о модернизации армии. Согласно плану, значительные средства должны были быть привлечены под программу строительства легких танков. Но необходимо было определиться с выбором, продолжить ли производство LT vz. 35 либо объявить конкурс на проектирование новой машины. Для чего, в конце октября месяца тридцать седьмого года МО Чехословакии созвано совещание, на котором присутствовали командиры танковых полков, представители проектных организаций и представители генерального штаба.

Большинство присутствующих высказались за создание новой машины, в виду наличия у LT vz. 35 большого числа конструкторских недостатков. Министерством вооружений был объявлен конкурс на проектирование и создание нового легкого танка улучшенной конструкции.

Фирма «Шкода» для участия в конкурсе представила два своих танка, один из которых представлял собой капитальную модернизацию LT vz. 35, уже имевшегося в армии и новый танк, который первоначально позиционировался как машина для экспортных поставок.

Танк с успехом прошел полигонные испытания в Миловицах, где пять дней в неделю совершал пробеги по сто шестьдесят-двести километров. Так что к концу испытаний он прошел более пяти с половиной тысяч километров ( из 1500 по бездорожью) без серьезных поломок. При этом машина требовала не больше 0,5-1 часа на ежедневное техническое обслуживание, а ТО не отличалось сложностью. Конструктивные недостатки были, но в допустимых пределах.

Танк, проходивший испытания в Миловицах, а скорее прототип танка, не имел вооружения, а вместо него его догрузили балластом весом в 380 кг, так что его общая масса составила 8480 кг, без экипажа.

По результат испытаний и доработок конструкции, продлившихся вплоть до июля текущего года, так получил как новую башню характерной формы, так и множество улучшений и изменений коснувшихся как непосредственно конструкции, так и броневой защиты.

Итогом были приемные испытания, которые прошли первого июля. В ходе, которых комиссия из тридцати армейских офицеров, представителей генштаба, проектных организаций порекомендовало принять на вооружение машину как Lehky Tank vz. 38.

После чего его доставили обратно на завод, где полностью разобрали, чтобы оценить степень износа. Износ оказался небольшим. Что добавило фирме репутации как надежного производителя.

На вооружение LT vz. 38 приняли постановлением от тридцать первого августа тридцать восьмого года. Первый правительственный заказ предусматривал строительство для армии ста пятидесяти таких машин, так как мобилизационная потребность чешской армии в легких танках имевшимися танками покрывалась только на половину.

Любопытно, что «кровавые акулы» чешского капитализма за партию танков для родной армии запросили сумму эквивалентную 3,4 миллионов долларов США, без вооружения и оснащения.

Эта сумма настолько шокировала чешских военных, что от покупки они решили отказаться.

На переговорах продлившихся весь май тридцать восьмого года, цену за машину удалось снизить с 640180 до 620146 крон, что в общем немного и МО Чехословкии заказало партию из 150 штук.

Первые LT vz. 38 покинули цеха в конце тридцать восьмого года. Однако вследствие неблагоприятной внешнеполитической ситуации, дальнейшее производство было временно прекращено. Так что возобновление производства этих танков произошло после немецкой оккупации. В мае тридцать девятого года появились первые машины, выпущенные для германской армии.

История

Классификация была создана Международным паралимпийским комитетом и возникла в 2003 году в попытке решить «общую задачу по поддержке и координации непрерывного развития точных, надежных, последовательных и заслуживающих доверия систем классификации, ориентированных на спорт, и их реализации». На летних Паралимпийских играх 2016 года в Рио Международный паралимпийский комитет имел нулевую классификацию в правилах проведения Игр. Эта политика была введена в действие в 2014 году с целью избежать изменений в классах в последнюю минуту, которые могли бы негативно повлиять на подготовку спортсменов к тренировкам. Все участники должны пройти международную классификацию с подтверждением их классификационного статуса до Игр, за исключением случаев, когда эта политика рассматривается в индивидуальном порядке. В случае, если возникла необходимость в классификации или реклассификации на Играх, несмотря на все усилия, классификация по легкой атлетике была назначена на 4 и 5 сентября на Олимпийском стадионе. Для спортсменов с физическими или умственными недостатками, проходящих классификацию или реклассификацию в Рио, их наблюдение во время соревнований является их первым участием в соревнованиях на Играх.

Оценка Т-38

Характеризуя эту машину, могу констатировать, что концептуально она ничем не отличалась от предшественника, а сам факт её появления был обусловлен стремлением улучшить на нём то, что только было возможно.

Успехи при проведении десантных операций с использованием «тридцать восьмых» позволяют констатировать его эффективность при использовании по назначению. Таким образом, можно сделать вывод о том, что сей проект был достаточно удачным для своего времени и только характер начала ВОВ в сочетании с быстрым прогрессом техники того периода стали причиной того, что «тридцать восьмой» оказался не удел.

Разработка танка и путь в серию.

В начале лета 1935 года, начались испытания новой амфибии, которая получила войсковой индекс Т-38. Общая компоновка машины в целом повторяла таковую у своего предшественника. Хотя механик-водитель находился не слева, а справа. Соответственно башню сместили влево. В конструкции танка нашли широкое применение узлы серийного Т-37А. Т-38 оказался ниже и шире, а дополнительных поплавков не имел вовсе.
Вооружение оставили прежним, все тот же пулемет ДТ винтовочного калибра. Конструкция башни, за исключением некоторых деталей осталась прежней. Прежним остался и двигатель, все тот же ГАЗ-АА. Двигатель совместно с главным фрикционом и КПП расположили вдоль оси машины между местами командира и водителя. Ходовая Т-38 во многом заимствована у предшественника. В частности конструкция гусеницы и тележек подвески повторяли таковую у Т-37А. Изменения коснулись ведущего и направляющего колеса, которое по своим размерам стало аналогичным опорным каткам.
Движение на воде обеспечивал трехлопастный винт, для изменения направления движения служил плоский руль. Отбор мощности для движения происходил от редуктора, укрепленного на КПП. Однако танк Т-38 оказался недостаточно надежным в эксплуатации и в период прохождения испытаний зачастую оказывался в ремонте, а не на полигоне. Но, несмотря на это двадцать девятого февраля тысяча девятьсот тридцать пятого года его приняли на вооружение, вместо Т-37А. Оба танка какое-то время одновременно состояли в производстве. Серийная машина в деталях отличалась от своего прототипа. Изменения коснулись как люка механика-водителя, так и бронекорпуса. В ходовую внесли дополнительный опорный каток. Бронекорпуса Т-38 производил исключительно Подольский завод, который к тому времени смог выпускать в достаточных количествах. В тридцать шестом году, выпустили некоторое количество Т-38 со сварными башнями из задела Т-37А, производства Ижорского завода.

Тактико-технические характеристики Т-38

ТТХ легкого плавающего танка Т-38
Боевой вес, кг. 3160
Экипаж, кг.  2
Длина общая, мм. 3730
Ширина, мм. 2220
Высота, мм. 1660
Клиренс, мм. 290
Ширина трака, мм.  200
 Вооружение 
 Пулеметов, шт х тип.  1 х ДТ
Патронов, шт. 1515
 Толщина брони.  
 Верт. корпуса, мм.  9
 Горизонт. корпуса, мм.  6-4
 Башня, мм.  9
 Двигатель 
 Тип.  4т/4ц/к/ж
 Марка.  ГАЗ-АА
 Мощность  макс., л.с.  45
 При частоте об./мин. 2400
 Передач КПП.  4/1
 Скорость макс.  45
 Тип топлива.   Бензин 1 сорта.
 Емкость бака, л.   120
 Запас хода.  
 -шоссе, км.  240
-проселок, км. 120
Уд. давление кгс./см.2  0,43
 Преодолеваемые препятсвия. 
 Подъем, град.  30
 Спуск, град.  30
 Ров, мм.  1400
 Стенка, мм.  600

Совершенствование конструкции Т-38

Освоение танка в серии не положило конец работам по совершенствованию его конструкции. В 1936 году танк оборудовали тележками нового образца. При прохождении пробега на гарантийный километраж, тележки новой конструкции показали свое преимущество. Отчет комиссии по результатам испытаний содержал предложения установить двигатель М-1 для улучшения динамики Т-38. Помимо этого в отчете имелись замечания о том, что гусеницы все же продолжают спадать на пересеченной местности, рабочие места экипажа оставляют желать лучшего, плохо работает амортизация подвески. Следовало улучшить как плавучесть, так обзор слева по борту, для механика-водителя.
В тридцать седьмом году конструкция танка претерпела некоторые изменения, наиболее значимыми были тележки нового образца и освоение в производстве радийного варианта укомплектованного радиостанцией 71-ТК-1 и штыревой антенной. Весной этого же года выпуск Т-38 пришлось остановить вследствие большого числа жалоб поступавших из армии. После летних маневров КБ завода №37 настоятельно рекомендовали провести модернизацию танка Т-38. Суть состояла в следующем:

  • повышение скорости движения;
  • улучшение плавучести и скорости движения на воде;
  • усиление вооружения танка;
  • повышение срока службы и надежности узлов и агрегатов;
  • повышение удобства обсаживания;
  • унификация узлов и деталей с тягачем «Комсомолец».

Процесс модернизации проходил весьма медленно. Немногочисленное КБ было загружено обеспечением производства тягача «Комсомолец» и работами по проекту танка-амфибии Т-29. Поэтому первые два модернизированных Т-38 увидели свет только весной тридцать восьмого года. Были изготовлены всего два прототипа танка –Т-38М1 и Т-38М2. Машины имели тележки от тягача «Комсомолец» и двигатель ГАЗ М-1 в 50 лс. Вариант Т-38М1 имел увеличенный по высоте на 100 мм бронекорпус, что в итоге давало увеличение водоизмещения на 600 кг. Помимо этого изменения коснулись ленивца, для уменьшения продольных колебаний, его сместили вниз на сто миллиметров вниз. Танк оборудован радиостанцией. Бронекорпус Т-38М2 увеличили на 75 миллиметров, так что прирост водоизмещения составил 450 кг. Место положения ленивца осталось прежним. Радиостанции танк не имел. В остальном танки были идентичны.

На испытаниях мая-июня тридцать восьмого года оба танка показали свое преимущество над серийным Т-38. АБТУ решило начать серийно производство Т-38М с учетом выявленных изменений, которые показались оправданными в процессе испытаний. План предусматривал к началу тридцать девятого года освоить в производстве бронекорпуса Т-38М. Однако первые корпуса смогли получить только в феврале. Как следствие первые три Т-38М покинули цеха в апреле 1938года. После прохождения испытаний интерес к этим танкам упал. Более перспективным на тот момент казался танк Т-40. Поэтому заказ ограничили опытной партией в семь машин, которые в дальнейшем использовали в качестве учебных. В 1939 году завод №37 получил предписание изготовить 122 не модернизированных Т-38, используя задел бронекорпусов сохранившийся с тридцать седьмого года. Всего за годы производства изготовили 1175 линейных танков и 165 радийных Т-38, включая 7 Т-38М.

Ссылки

Ресурсы World of Tanks
  • Танковедение
  • Тема на официальном форуме
  • Записи боев на Marder 38T
В сети Интернет
  • Marder III // Википедия
  • Marder 38T — Начало пути от Amway921 // YouTube

Техника Германии

Лёгкие танки I Leichttraktor • II Pz.Kpfw. II Ausf. D  • II MKA  • II Pz.Kpfw. 38H 735 (f)  • II Pz.Kpfw. 35 (t) • II Pz.Kpfw. I • II Pz.Kpfw. II • III 43 M. Toldi III  • III Pz.Kpfw. 38 (t) • III Pz.Kpfw. III Ausf. E • III Pz.Kpfw. II Ausf. J  • III Pz.Kpfw. I Ausf. C • III Pz.Kpfw. II Ausf. G • III Pz.Kpfw. T 15  • IV Pz.Kpfw. 38 (t) n.A. • IV Pz.Kpfw. II Luchs • V VK 16.02 Leopard • VI VK 28.01 • VII Aufklärungspanzer Panther  • VII Spähpanzer SP I C • VIII leKpz M 41 90 mm  • VIII leKpz M 41 90 mm GF  • VIII HWK 12 • VIII HWK 30  • IX Spähpanzer Ru 251 • X Rheinmetall Panzerwagen
Средние танки III Großtraktor — Krupp  • III Pz.Kpfw. IV Ausf. A • III Pz.Kpfw. S35 739 (f)  • IV Pz.Kpfw. III Ausf. J • IV Pz.Kpfw. IV Ausf. D • IV VK 20.01 (D) • V Pz.Kpfw. III Ausf. K  • V Turán III prototípus  • V Pz.Kpfw. IV Ausf. H Ankou  • V Pz.Kpfw. III/IV • V Pz.Kpfw. IV hydrostat.  • V Pz.Kpfw. V/IV  • V Pz.Kpfw. V/IV Alpha  • V Pz.Kpfw. IV Ausf. H • V Pz.Kpfw. T 25  • V VK 30.01 (H) • VI Pz.Kpfw. IV Schmalturm  • VI VK 30.01 (D) • VI VK 30.02 (M) • VII Panther/M10  • VII Panther • VII VK 30.02 (D) • VIII Panther mit 8,8 cm L/71  • VIII Panzer 58  • VIII Schwarzpanzer 58  • VIII Panzer 58 Mutz  • VIII M48A2 Räumpanzer  • VIII Kampfpanzer 07 RH  • VIII Indien-Panzer • VIII Panther II • IX E 50 • IX T 55A  • IX Kampfpanzer 50 t  • IX Kunze Panzer  • IX Leopard Prototyp A • X E 50 Ausf. M • X Leopard 1
Тяжёлые танки IV Pz.Kpfw. B2 740 (f)  • IV Durchbruchswagen 2 • VI Tiger 131  • VI VK 30.01 (P) • VI VK 36.01 (H) • VII VK 45.03  • VII Tiger I • VII Tiger (P) • VIII VK 100.01 (P) • VIII VK 168.01 (P)  • VIII VK 168.01 Mauerbrecher  • VIII VK 75.01 (K)  • VIII E 75 TS  • VIII Löwe  • VIII Tiger II • VIII VK 45.02 (P) Ausf. A • IX E 75 • IX Mäuschen • IX VK 45.02 (P) Ausf. B • X E 100 • X Pz.Kpfw. VII • X Maus • X VK 72.01 (K) 
ПТ-САУ II Panzerjäger I • III Marder II • IV StuG III Ausf. B • IV Pz.Sfl. IC  • IV Jagdpanzer 38(t) Hetzer • IV Marder 38T • V StuG IV  • V Pz.Sfl. IVc • V StuG III Ausf. G • VI Dicker Max  • VI Jagdpanzer IV • VI Nashorn • VII E 25  • VII Krupp-Steyr Waffenträger  • VII Jagdpanther • VII Sturer Emil • VIII Ferdinand • VIII Kanonenjagdpanzer 105  • VIII Rheinmetall Skorpion G  • VIII Rheinmetall Skorpion  • VIII Jagdpanther II • VIII 8,8 cm Pak 43 Jagdtiger  • VIII Rhm.-Borsig Waffenträger • IX Jagdtiger • IX Waffenträger auf Pz. IV • X Grille 15 • X Jagdpanzer E 100 • X Waffenträger auf E 100
САУ II G.Pz. Mk. VI (e) • III Sturmpanzer I Bison • III Wespe • IV Pz.Sfl. IVb • IV Sturmpanzer II • V Grille • VI Hummel • VII G.W. Panther • VIII G.W. Tiger (P) • IX G.W. Tiger • X G.W. E 100

Противотанковые САУ

Техника СССР II АТ-1 • III СУ-76И  • IV СУ-85Б • IV СУ-76М • V СУ-85 • V СУ-85И  • VI СУ-100 • VI СУ-100Y  • VII ИСУ-122С  • VII СУ-152 • VII СУ-100М1 • VII СУ-122-44  • VIII ИСУ-152 • VIII ИСУ-130  • VIII Т-103  • VIII СУ-130ПМ  • VIII ИСУ-152К  • VIII СУ-101 • IX К-91-ПТ  • IX Объект 704 • IX Объект 263 • X Объект 268 • X Объект 268 Вариант 4
Техника Германии II Panzerjäger I • III Marder II • IV StuG III Ausf. B • IV Pz.Sfl. IC  • IV Jagdpanzer 38(t) Hetzer • IV Marder 38T • V StuG IV  • V Pz.Sfl. IVc • V StuG III Ausf. G • VI Dicker Max  • VI Jagdpanzer IV • VI Nashorn • VII E 25  • VII Krupp-Steyr Waffenträger  • VII Jagdpanther • VII Sturer Emil • VIII Ferdinand • VIII Kanonenjagdpanzer 105  • VIII Rheinmetall Skorpion G  • VIII Rheinmetall Skorpion  • VIII Jagdpanther II • VIII 8,8 cm Pak 43 Jagdtiger  • VIII Rhm.-Borsig Waffenträger • IX Jagdtiger • IX Waffenträger auf Pz. IV • X Grille 15 • X Jagdpanzer E 100 • X Waffenträger auf E 100
Техника США II T3 HMC • III T56 GMC • IV M8A1 • IV T40 • V M10 Wolverine • V T67 • VI T78  • VI M18 Hellcat • VI M36 Jackson • VII M56 Scorpion  • VII T28 Concept  • VII Super Hellcat  • VII T25/2 • VII T25 AT • VIII TS-5  • VIII T28 • VIII T28 Prototype • IX T30 • IX T95 • X T110E3 • X T110E4
Техника Франции II Renault FT AC • III FCM 36 Pak 40  • III Renault UE 57 • IV Somua SAu 40 • V M10 RBFM  • V S35 CA • VI ARL V39 • VII AMX AC mle. 46 • VIII AMX AC mle. 48 • VIII AMX Canon d’assaut 105  • IX AMX 50 Foch • X AMX 50 Foch (155)  • X AMX 50 Foch B
Техника Великобритании II Universal Carrier 2-pdr • IV Valentine AT • IV Alecto • V Archer • V AT 2 • VI Churchill Gun Carrier • VI Achilles • VI AT 8 • VI Excalibur  • VII Challenger • VII AT 15A  • VII AT 7 • VIII GSOR 1008  • VIII AT 15 • VIII Charioteer • VIII Turtle Mk. I  • IX Tortoise • IX FV4004 Conway • X FV215b (183)  • X FV4005 Stage II • X FV217 Badger
Техника Китая II T-26G FT • III M3G FT • IV SU-76G FT • V 60G FT • VI WZ-131G FT • VII T-34-2G FT • VIII WZ-111-1G FT • VIII WZ-120-1G FT  • IX WZ-111G FT • X WZ-113G FT
Техника Швеции II Pvlvv fm/42 • III Ikv 72 • IV Sav m/43 • V Ikv 103 • VI Ikv 65 Alt II • VII Ikv 90 Typ B • VIII UDES 03 • VIII Strv S1  • IX Strv 103-0 • X Strv 103B

Варианты

Т-38 на выставке в музее прорыва блокады Ленинграда под Санкт-Петербургом

  • Т-38РТ (1937 г.), модификация с радиостанцией 71-ТК-1.
  • ОТ-38 (1937 г.), огнеметная версия, только опытный образец.
  • Т-38М1 (1937 г.), прототип с улучшенной планетарной трансмиссией, считался слишком сложным для производства.
  • Т-38М2 (1938 г.), модификация, улучшающая коробку передач и заменяющая двигатель на ГАЗ М1. Построено 10 танков опытных серий, отвергнутых в пользу Т-40 .
  • Т-38ТУ , командирский вариант с дополнительной радиоантенной.
  • СУ-45 (1936 г.), опытная 45-мм САУ.
  • Т-38ТТ (1939 г.), опытный дистанционно управляемый танк ( телетанк ).
  • Т-38 с ШВАК (1944 г.), модернизация существующих танков пушками ШВАК, повторно использованными с танков Т-40 или Т-60. Примерно 120 переоборудованных, включая идентично переоборудованные Т-37А, об их службе ничего не известно.

Боевое применение Т-38

Использование Т-38, часто пересекается с боевым использованием Т-37А, Т-38 не участвовал только в боях на р. Халхин-Гола в 1938 году. Самым массовым применением Т-38 стало во время «Зимней войны» с Финляндией в 1939-1940 году. Тогда танки должны были взять на себя функцию вывоз с поля боя раненых, доставка провизии и боеприпасов, а также в качестве подвижных огневых точек среди боевых порядков наступающей пехоты. Во время войны с Финляндией было использовано 43 танка-амфибии (18,5 % от общего числа танка) 94 танка было потеряно. В первые дни войны танкисты столкнулись с реалиями боевого применяя в зимнее время. Танки выходили из строя даже при взрыве противопехотных мин, броня пробивалась из противотанковых ружей, плохая маневренность, плохое сцепление с дорогой, на снегу танк показал плохую проходимость из-за узких траков

Да и находится в танке, где не было уделено внимание отоплению салона, тоже являлось проблемой, которая деморализовала танкистов. За время войны было много не боевых потерь танков Т-37А и Т-38, часть танков была захвачена финнами и использовались против советских солдат во время 1941 и 1942 года на Ленинградском фронте

Из самых известных случаев использования Т-37А и Т-38 можно отметить форсирования Невы, Свири. 26 сентября 1942 года в 04:30 10 машин спустились к берегу р. Нева, у двух танков слетели гусеницы (позже танки были эвакуированы), 1 танк сломался технически. Оставшиеся 7 танков приступили к форсированию р. Невы. Обнаружив танки-амфибии, немцы открыли по ним огонь из артиллерийских орудий и пулеметов. В итоге переплыть Неву смогло переплыть только 3 танка, которые были в скором подбиты на берегу. В течении 4 дней была предпринята еще одна попытка форсирования Невы с использованием 16-и танков-амфибий (Т-37А и Т-38), дополнительно было переправлено еще 10 танков на понтонах (9 Т-26 и 1 БТ-2). Данная попытка переправы тоже оказалась провальной, все танки были потеряны во время переправы, что достигли переправы были уничтожены с флангов. Вторым уже успешным применением танков-амфибий стало летом 1944 года, когда была организована переправу через реку Свирь (Ленинградская область). С разных военных округов было собрано 40 танков Т-37А и Т-38 совместно с 100 автомобилями-амфибиями Ford GPA смогли захватить плацдарм.

Дольше всего использование танков Т-37А и Т-38 использовали на Ленинградском фронте, где в условиях блокады их могли ремонтировать и эксплуатировать. Танки-амфибии, редко использовали во время боевых действий, тут им отводилась второстепенная роль «охранников» «стратегических объектов и складов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector