Внутри «т-34»: как устроен танк из фильма
Содержание:
Делаем простой танк из спичек с клеем
При помощи обычного ПВА можно создать шедевры. Чтобы сделать танк, нужно запастись зрительной картинкой, модель на которой мы будем воссоздавать в трехмерной проекции. Чтобы сделать небольшой транспорт, нам нужно построить пять кубиков, ребро которых равно длине спички.
Четыре кубика распределяются на гусеницах, а пятый определяет кабину танка. Для начала делаем платформу:
- склеиваем два куба, образуя длинную гусеницу;
- ставим две «цепи» параллельно друг другу так, чтобы расстояние было в половину спички;
- нарезаете палочки нужной длины и склеиваете гусеницы между собой (если в кубиках есть промежутки, то просто вставляете спички между ними);
- соединение цепей делается не по всей их длине, оставляйте с концов по 0.5 см;
- далее в передней части танка необходимо сделать скос («наращиваете» прямоугольный треугольник из спичек), чтобы передать верный образ гусениц.
На пятом кубе приклеиваете пушку из десяти спичек в таком порядке:
- 1 ряд из трех спичек;
- 4 шт.;
- 3 ряд, как первый.
Наверху куба можно приклеить серные головки в форме круга, образующие люк танка. Последний шаг — приклеиваем кубик к основанию платформы. Все, машина к бою готова!
Вооружение танка Т-34
Так как первоначальную пушку Л-11 достаточно быстро сменила Ф-34, остановимся на характеристиках именно Ф-34.
Масса орудия, кг – Около 1700
Боекомплект, сн. – 77
Начальная скорость полета бронебойного снаряда, м/с, – 662
Начальная скорость полета подкалиберного снаряда, м/с, – 950
Начальная скорость полета Оскол.-Фугас. снаряда, м/с, – 680
Прицельная дальность, м, – 1500
Углы вертикальной наводки, град.: -5° +28°
Бронепробиваемость:
Градусы наклона измеряются по отношению к горизонтальной поверхности.
Бронебойный, На расстоянии 500 м, мм/град. – 84/90°
Бронебойный, На расстоянии 1,5 км, мм/град. – 69/90°
Подкалиберный, На расстоянии 500 м, мм/град. – 100+/90°
Скорострельность, выстр./мин – до 5
Дополнительное вооружение:
Два пулемета ДТ. Один спарен с орудием, второй – курсовой.
Как ехал
То, что заставляло танк работать, находилось в силовой части – сзади. Двигатель, трансмиссия, радиаторы, топливные баки, фрикционы с вентилятором и все-все, без чего «тридцатьчетверка» просто не поедет. Не совсем обычным для тех времен был двигатель Т-34 – полностью дизельный бескомпрессорный В-2
(подробнее об этом в статье «Первый в своём роде: дизельный двигатель В-2». – Ред. ). Дался он советским разработчикам и инженерам через пот и слезы – история двигателя, как и самого танка – сплошные неурядицы и проблемы. Топливо заливалось в баки на 90 л по бокам машины, а подавалось насосами НК-1 (насос консольный). Почти круглогодично применяли дизельное топливо «ДТ зимнее», но если температура поднималась до +5 °С, могли использовать «ДТ летнее». Чтобы двигатель не перегрелся, в танк встроили жидкостную систему охлаждения суммарным объемом 95 л – с принудительной циркуляцией и двумя трубчатыми радиаторами по обе стороны от двигателя. Чтобы очистить цилиндры двигателя от воздуха, сначала использовали один воздухоочиститель «Помпон», но его мощности не хватало, поэтому после 42-го года его заменили на два воздухоочистителя «Мультициклон». Трансмиссия 1940 года состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, пятискоростной четырехступенчатой коробки передач (в 43-м стала пятискоростной), бортовых фрикционов и тормозов, тормозов и бортовых передач.
Ходовая часть танка – по пять опорных катков с обоих бортов, каждый диаметром 830 мм, и два колеса – направляющее спереди и ведущее сзади. Конструкция опорных катков могла существенно различаться: в разное время использовались штампованные или литые катки, обрезиненные или с внутренней амортизацией, или вовсе без нее. Гусеницы Т-34 отливали из стали – это был ряд траков, чередующихся и соединяющихся. Танковые траки – как части «Лего», из которых собиралась гусеница. В ширину она достигала 500 мм, а один трак делал «шаг» длиной 172 мм. В первые годы производства у гусеницы было 74 трака, а позднее стало 72. Иногда, чтобы Т-34 быстрее и эффективнее пробирался по пересеченной местности, на каждый четвертый или шестой трак с помощью болтов устанавливали грунтозацепы.
Вся ходовая часть крепилась к корпусу танка с помощью пружинной подвески, известной как подвеска Кристи – катки соединялись с пружинами. По сравнению с классической рессорной, эта подвеска позволяла танку ехать быстрее и быть чуть меньше в высоту.
Внутри Т-34-85. Фото: Роман Кривов, www.topwar.ru
Танк без клея: заготовка деталей
Боевую машину собираем также из кубиков и домиков, которые потом соединяем при помощи спичек. Дома образуют края гусениц, а простые кубы являются соединительным элементом и кабиной. По этим геометрическим фигурам создается танк из спичек. Инструкция по созданию простого кубика помещена ниже.
- Положите параллельно две спички, расстояние между ними должно быть меньше их длины.
- На них положите фундамент из 8 палочек.
- Следующий ряд будет также из восьми спичек, но головками он должен быть положен в другую сторону. Получается, что серное покрытие двух фундаментов образует угол.
- Сделайте стены, перекладывая между собой спички, головки которых смотрят по периметру куба.
- Через 7 рядов выложите крышу из 8 палочек — так же, как фундамент (головки смотрят в противоположную сторону по сравнению с полом).
- Сверху перпендикулярно посередине крыши выложите 6 спичек, в центре которых положите простую монету.
- Придерживая ее пальцем, с четырех сторон зафиксируйте ее положение спичками, «протыкая» насквозь стены куба. Таким же образом обкладываете по 6 спичек всю монету, которую потом нужно вытащить, а кубик аккуратно сформировать.
- Переворачиваете квадрат и работаете с его дном, которое будет лицевой стороной. С каждого бока прокладываете вертикальные спичечные ряды головками вверх.
- Далее также вставляете горизонтальные круговые ряды для скрепления конструкции.
По этой схеме делаем 8 кубиков.
Заокеанские рекомендации
Из-за неудовлетворительных технически характеристик Т-34 советское руководство обратилось за помощью в модернизации танка к США. В декабре 1941 года танк Т-34 был передан американцам для всесторонних испытаний и разработки рекомендаций по усовершенствованию.
Еще более удивила американских экспертов трансмиссия. Как оказалось, она была в точности скопирована с устаревшей американской конструкции, разработанной еще в 1920-е годы. Общий вывод звучал безапеляционно: «Мы считаем, что со стороны русского конструктора, поставившего такую трансмиссию в танк, была проявлена нечеловеческая жестокость по отношению к водителям».
А ведь в США был отправлен не рядовой танк, а один из пяти специально собранных «эталонных» Т-34. В результате американцы предложили СССР множество собственных технологий для модернизации Т-34.
С весны 1943 года на Т-34 начали устанавливать модернизированную КПП, что существенно облегчило работу механика-водителя. В том же году на все танки стали устанавливать вполне современные радиостанции 9Р и переговорные устройства ТПУ-3бис.
Танк М4 «Шерман». Около 7 тыс. таких танков СССР получил по ленд-лизу
Как атаковал
Главным «аргументом» всех Т-34 была пушка. В первые годы производства (1938–1939) Л-11 была 76-мм и длиной 30,5 калибра (2324 мм), а бронебойный снаряд из нее вылетал со скоростью 612 м/с. Позже, в 1941 году, пушку (теперь уже Ф-34) удлинили до 41,5 калибра (3162 мм), и скорость снаряда достигала 662 м/с. Все было нацелено на улучшение атаки. Солдат управлял пушкой сам, вручную. Несмотря на всю сложность этого процесса, в танке было много подсказок – например, механизмы управления башней и орудием красились в белые и зеленые цвета, чтобы в боевой суматохе их не перепутать.
Боекомплект танка Т-34-85. Фото: Роман Кривов, www.topwar.ru
На подмогу пушке в трудные времена приходили два 7,62-мм пулемета ДТ, разработанные конструктором Василием Дегтяревым. Один «спаренный» пулемет размещался с пушкой в одной установке, имея с ней даже один угол наведения, а второй «курсовой» пулемет крепился на верхней лобовой плите брони танка. Чтобы «поймать» цель, на танках с пушкой Л-11 использовали телескопический прицел ТОД-6 и перископический панорамный прицел ПТ-6 для наблюдения из укрытия. Боекомплект орудий у обеих пушек Л-11 и Ф-34 по составу был практически одинаковый – 76-мм унитарные артиллерийские выстрелы: тип с калиберным бронебойным снарядом (БР-350А, БР-350Б, БР-350БСП); тип с подкалиберным снарядом (БР-354П); тип с осколочно-фугасными гранатами (ОФ-350, ОФ-350А, ОФ-350В, ОФ-354). Выстрелы размещались в чемоданах на дне боевого отделения и на его стенах. Сначала резерв составлял 77 выстрелов, но позже, на танках 1942–1944 годов, боекомплект увеличили до 100 выстрелов.
Артиллерийский выстрел включает в себя несколько боеприпасов для выстрела: снаряд, пороховой метательный заряд и средство воспламенения заряда. Унитарный выстрел, какие были на Т-34, значит, что заряжение происходит едино – все компоненты «вставляются» в пушку сразу.
Из-за частых изменений в устройстве Т-34, пусть и небольших, экипаж не успевал переподготавливаться. В своих воспоминаниях советский военный деятель Михаил Ефимович Катуков отмечал: «Пережили мы в те трудные дни и радостные минуты. Одна из таких – приход танкового пополнения. Получила армия, правда, в небольшом количестве, новые „тридцатьчетверки“, вооруженные не обычной 76-мм, а 85-мм пушкой. Экипажам, получившим новые „тридцатьчетверки“, пришлось дать всего два часа времени на их освоение. Больше дать мы тогда не могли. Обстановка на сверхшироком фронте была такая, что новые танки, обладавшие более мощным вооружением, надо было как можно скорее ввести в бой».
Таким и был Т-34. На тематических форумах и сайтах его любят сравнивать с другими средними танками времен войны и даже с современными. О нем говорят: «Нет английской рациональности, нет американского комфорта. Да ничего нет, если подумать. Но есть нечто такое, что сделало Т-34 одним из лучших танков мира. Простота оружия, что ли. Т-34 – машина для реального боя».
Количество победило качество
Сказать, что «легендарная тридцатьчетверка» была лучшим танком Второй Мировой — означало бы сильно приукрасить ситуацию. По сути Т-34 представлял собой «сборную солянку» из узлов и агрегатов, скопированных с зарубежных прототипов конца 20-х — начала 30-х годов ХХ века. Например, ходовая часть — от американского танка «Кристи», двигатель — копия BMW-VI, который немцы ставили на бипланы ещё в середине 20-х, многие другие агрегаты заимствованы у британцев и итальянцев. К устаревшим, с технологической точки зрения, компонентам надо также добавить ужасающе низкое качество производства.
Сборка Т-34-85 на Челябинском танковом заводе
И все же Т-34 стал самым массовым танком WWII. Военная промышленность СССР выпустила столько танков, что у Германии не хватило на них снарядов. Его простая и бюджетная конструкция позволила производить эти машины высокими темпами и в огромных количествах. Всего за годы войны было выпущено свыше 35 тыс. Т-34, в то время как всех модификаций немецкого Т-IV в Германии собрали менее 9 тыс.
История создания и совершенствования «тридцатьчетверки» повторяет, за редкими исключениями, историю всего советского оружия. Ущербная социалистическая экономика, технологическая отсталость и слабая мотивация инженерного и рабочего персонала на заводах и в КБ приводили к тому, что выпускаемое вооружение было нетехнологическим, низкого качества, а сама конструкция заимствовались у каких-либо устаревших зарубежных прототипов. И только огромное число выпускаемого вооружения, помощь по ленд-лизу, а также беспримерный героизм рядовых бойцов помогли в победе над врагом.
Историческая справка
Весной 1945-го года военные США дали указание вооружить один из прототипов Т28 120-мм пушкой Т50. Именно эта машина первоначально называлась Т34. Однако после Второй мировой войны работы над Т29 сильно замедлились, так что Т34 не был использован в боевых действиях, но созданные прототипы в дальнейшем использовались для испытаний на полигоне. Позже, в том же году, танки с наименованием Т30, по решению Артиллерийского Департамента США, были оснащены уже другим 120-мм орудием, под названием Т53. Эта пушка, по сути, являлась адаптированной под установку на танк версией зенитной пушки M1, а также была самым мощным из всех трёх орудий установленных на танки проекта T29. В дальнейшем, из-за проблем с сильной загазованностью боевого отделения после стрельбы и риском образования обратной вспышки при открытии затвора, на конце дула пушки T53 установили эжектор для вывода остаточных пороховых газов.
После завершения войны острая необходимость в разработке столь тяжёлых машин отпала и в 1950 году весь проект T29 был окончательно свёрнут.
Две версии одной «легенды»
Необходимо заметить, что под легендарной «тридцатьчетверкой», дошедшей до Берлина, подразумевается танк Т-34-85, и именно эта версия установлена в виде мемориала на многих постаментах в городах и селах. Однако Т-34-85 начали серийно производить лишь в 1944 году, а в войну с Германией Советский Союз вступил с танком Т-34-76, который и принял на себе основную тяжесть жестоких боев, в том числе и на Курской дуге. От Т-34-85 этот танк отличался меньшей башней, менее мощным вооружением, а также множеством инженерных и производственных дефектов.
Танк Т-34-76, который выпускался советской промышленностью с 1940 по 1944 год. Оснащен 76-миллиметровым орудием
Если говорить о технической стороне Т-34-76, то среди важнейших достоинств — высокая удельная мощность двигателя, рациональные углы наклона брони, мощное (на то время) вооружение, большой запас хода, малое удельное давление на грунт. Сюда же можно добавить простоту конструкции, облегчавшую массовое производство Т-34, их обслуживание и ремонт в полевых условиях.
В первой версии «тридцатьчетверки» не было вращающегося основания, поэтому заряжающий при повороте башни вынужден был семенить ногами по боеукладке. Отсутствие радиосвязи между советскими танками приводило к уменьшению эффективности применения самого танка. Если к началу войны большинство немецких танков было радиофицировано, то советские машины либо имели только приёмники (передатчик был лишь на командирском танке), либо не имели радиосвязи вовсе.
Отвратительно была выполнена и трансмиссия. Коробка перемены передач поначалу не имела синхронизации с ведущим валом, поэтому для переключения передачи приходилось использовать кувалду (которая находилась под рукой механика-водителя), либо регулировать скорость изменением оборотов двигателя.
Танк Т-34-85, в отличие от ранней версии, обладает более мощным орудием, кроме того, значительно расширена башня
В Т-34 был установлен прогрессивный высокоэкономичный дизель авиационного типа В-2. Применение дизельного двигателя должно было обеспечить меньшую пожароопасность в сравнении с бензиновым. Но как показали боевые действия, пары солярки под воздействием высоких температур, возникающих при попадании снаряда, взрываются и горят не хуже бензина.
Кроме того, снова сыграла свою негативную роль инженерная «близорукость». Дело в том, что на Т-34 топливные баки были расположены прямо в боевом отделении, что приводило к неизбежности пожара при попадании туда снаряда. В то же время на германском T-III топливные баки разместили в моторном отсеке, который был отделен от боевого отделения противопожарной перегородкой.
История создания танка Т-34
История создания Т-34 тесно связана с историей создания А-20.
После того, как основой для будущего танка был выбран А-32, ему приказали увеличить броню до 45 мм. Но металл зря расходовать не стали и сначала проверили его ходовые характеристики, просто погрузив балласт, соответствующий массе дополнительных бронелистов.
Новый танк с возросшей броней получил заводское обозначение А-34. В октябре-ноябре 1939 года весь завод трудился не покладая рук. Правительство жестко поставило задачу построить 2 образца танка к 7 ноября, чтобы они смогли принять участие в параде. Однако танки так и не построили вовремя. Основные трудности заключались в изготовке броневых листов. При сгибе в определенных местах появлялись трещины. Большие размеры (по тем временам) цельных бронелистов также значительно усложняли работу над ними.
Схема Т-34 обр. 1940Т-34 обр.1940 расп. экипажа
Тем временем 19 декабря закончились испытания догруженного А-32. В этот же день вышло постановление “О принятии на вооружение РККА танков, бронемашин, артиллерийских тягачей и о производстве их в 1940 г.
Выписка из этого постановления про А-32 (Т-32):
Позже одним из условий принятия этого танка на вооружение стало преодоление 2000-километрового пробега. Первый А-34 (будущий Т-34) сошел с конвейера завода в январе 1940 года, а второй в феврале. И тут же они были отправлены на заводские испытания пробегом. Однако уже после 250 км у первого сломался двигатель, что еще замедлило “наматывание” пробега.
К концу февраля первая машина прошла 650 км, а вторая – 350. Стало ясно, что к марту “намотать” 2 тыс. км каждой машине не удастся, а ведь именно на март назначены гос.испытания. Было созвано экстренное собрание на заводе, на котором решили, что танки отправятся своим ходом в Москву. Так они и километраж “намотают”, и успеют вовремя. Главой экспедиции был назначен главный инженер и конструктор машины – Михаил Ильич Кошкин.
В ночь на 5-ое и 6-ое марта колонна отправилась в путь. В нее входили 2 танка А-34 и два тягача “Ворошиловец”, один из которых был оборудован под спальные места, а другой – для множества запасных частей и топлива. Маршрут был строго “секретным”, обходил все населенные пункты и мосты.Первая поломка была уже примерно через 80 км после начала пробега. У одного из танков сломался фрикцион, что делало движение танка невозможным. Кошкин решил не ждать, пока танк починят, а принял решение двигаться дальше, предварительно вызвав с завода бригаду для ремонта.
Сталин лично одобрил машину и сказал обеспечить всем необходимым ХТЗ для серийного производства танка. Танк был принят на вооружение 7 июня 1940 года и выпускался до 1958 года. В Российской Федерации официально танк сняли с вооружения лишь в 1993 году. Некоторые модификации танка до сих пор состоят на вооружении ряда стран Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.
Т-34-85М в игре
Боевая эффективность
В общей совокупности достоинств и недостатков преобладают достоинства. Танк в первой линии атаки благодаря хорошей альфе, пробитию, присутствию брони уверенно уничтожает любые танки 4-6 уровней. Со второй и третьей линий пробивает голдовыми подкалиберами танки 8 уровня. Танк обладает потенциалом к получению медалей Колобанова, Пула.
- Достоинства:
- бронирование лба корпуса позволяет держать удар большинства танков 5-го и ниже уровней, а если ее еще и доворачивать под нужным углом, позволяет танковать танки уровнем выше;
- хорошая скорость поворота башни;
- хорошая бронепробиваемость орудия;
- средний ДПМ среди национальных собратьев (лучше только у А-43);
- лучшая маскировка среди национальных собратьев.
- Недостатки:
- средняя динамика;
- частое критование двигателя;
- плохая стабилизация орудия.
Экипаж
Для начала изучаем всем Ремонт, а командиру Шестое чувство. После, учим «профильные» умения — Плавный поворот башни и Плавный ход для улучшения стабилизации, Радиоперехват для улучшения обзора и на выбор либо Бесконтактную боеукладку, либо Отчаянного для заряжающего, хотя первое всё же пригодится больше. Улучшаем все характеристики танка, изучив всем Боевое братство. Далее — очередь Маскировки. Пятым умением изучаются умения для улучшения обзора, маневренности и увеличения огневой мощи в некоторых ситуациях.
Оборудование, снаряжение и боекомплект
ББ42
БПспец10
ОФ8
- Оборудование
- Досылатель — уменьшит время перезарядки орудия.
- Просветленная оптика — увеличит дальность обзора.
- Улучшенная вентиляция — улучшит все основные характеристики танка.
- Снаряжение
Стандартный набор снаряжения — огнетушитель, ремкомплект и аптечка.
- Боекомплект
Основную часть боекомплекта составляют бронебойные снаряды, имеет смысл возить несколько специальных подкалиберных снарядов для встречи с бронированными противниками. Осколочно-фугасные стоит загружать для легкобронированных противников, сбития захвата или добивания противников с малым запасом прочности.
История изменений
-
Основная статья: История изменений Т-34-85М
История изменений
- Обновление 0.9.3
Для тестирования участниками Супертеста добавлен новый советский средний танк VI уровня Т-34-85М.
- Обновление 0.9.5
- Введён на основной сервер в качестве акционного советского среднего танка VI уровня Т-34-85М.
- Исправлена ошибка камуфляжа на танке Т-34-85М.
- Обновление 0.9.17.1
- Снаряды заменены на снаряды от Т-34-85 «Rudy»:
- Снаряд УБР-365К (160/126) заменён на УБР-365КБМ (180/144).
- Снаряд УБР-365П (160/167) заменён на УБР-365ПБМ (180/194).
- Снаряд УОФ-365К (280/43) заменён на УОФ-365БМ (300/44).
- Обзор увеличен с 350 до 360 м.
- Разброс от движения и поворота ходовой уменьшен с 0,24 до 0,22 м на 100 м.
- Разброс орудия уменьшен с 0,42 до 0,37 м на 100 м.
- Время сведения уменьшено с 2,5 до 2,2 с.
- Обновление 1.0.0
Машина стала доступна для продажи во внутриигровом магазине.
- Обновление 1.9
- Стоимость ремонта уменьшена на 11%.
- Прочность изменена с 720 до 810 единиц.
Экипаж и его взаимодействие
Экипаж танка Т-34 в начальный период войны насчитывал 4 человека: по двое а каждом из отделений. В танках Т-34-85 он увеличился до 5 человек: более просторная башня позволила добавить в состав экипажа наводчика, функцию которого ранее выполнял командир танка.
Общий вид на боевое отделение с места командира танка. Слева — прицел пушки и механизмы, управляющие поворотом башни и вертикальной наводки. Справа от казённой части орудия видны магазины для спаренного пулемёта ДТ калибра 7,62 мм
Общий вид на место командира в Т-34-85. В таких танках радиостанция располагалась в башне, слева от места командира
Место командира
Командир четырёхместного танка Т-34-76 управлял стрельбой самостоятельно, и лишь после модернизации танка смог сосредоточиться на наблюдении за внешней обстановкой и руководстве действиями экипажа. Его место в более просторной по сравнению с прежними танками башне Т-34-85 располагалось за спиной наводчика чуть ближе к центру.
Для обзора поля боя на Т-34 использовалось наблюдательное устройство МК-4
Командирская башенка Т-34-85 находилась над сиденьем командира на крыше башни. В её боковых стенках имелось пять смотровых щелей с защитными стеклами, обеспечивавшими круговой обзор при неподвижной башне.
Место наводчика
Наводчик Т-34-85 в то время часто именовался «командиром орудия». Его место в башне располагалось с левой стороны.
Вид на место наводчика
Пушка со спаренным пулемётом Т-34 наводилась на цель вращением ручек на маховиках, приводивших в действие механизм поворота башни и перемещения орудия в вертикальной плоскости. На фотографии первый из маховиков (белого цвета) слева и чуть выше.
Перископический прицел наводчика Т-34 обеспечивал четырёхкратное увеличение
Место заряжающего
Заряжающий располагался справа от казённика пушки. Вес подаваемых им в казённик 85-миллиметровой пушки боеприпасов составлял от 5,4 кг для подкалиберного до 9,5 кг для осколочно-фугасного снаряда.
Вид с места заряжающего Т-34
Место механика-водителя
Сиденье механика-водителя находилось в отделении управления спереди слева. Доступ к нему мог производиться также через бронированный люк в лобовой части корпуса.
Вид на место механика-водителя
Для управления движением танка применялось три рычага и три педали. Два рычага служили для выполнения танком поворотов, временно блокируя движение гусениц с нужной стороны. Ещё один рычаг переключал передачи 5-ступенчатой КПП. Педали управления танком Т-34 при нажатии приводили в действие впрыск топлива, сцепление и тормоз.
Приборная панель механика-водителя Т-34
Место стрелка-радиста (пулемётчика)
Перед местом стрелка-радиста располагались стеллажи с магазинами для так называемого «курсового» пулемёта ДТ калибра 7,62 мм
Радиостанция Т-34
В восстановленном реставраторами Т-34-76 рация размещена на её штатном месте — справа по борту кабины. Хотя в первые два года войны советские танки редко оборудовали радиосвязью.
Бой вслепую
Но один из самых главных недостатков Т-34-76 — слабая обзорность из башни танка. Экипаж просто не видел, что творится вокруг. А ведь кто раньше увидел врага — тот быстрее поразил цель. Кроме того, из-за тесноты башни, унаследованной от танка БТ, командиру приходилось исполнять обязанности наводчика, поскольку в башне помещались только двое: заряжающий и командир. Из-за этого наблюдение за полем боя на время прицеливания прерывалось, а в это время всякое могло произойти.
В воспоминаниях немецких танкистов такая проблема Т-34 упоминается достаточно часто, поскольку на поле боя она приводила к катастрофическим последствиям для советских танков. Об этом можно судить из воспоминаний Р. Риббентропа (сына министра иностранных дел Германии Иоахима Риббентропа), воевавшего на T-IV под Прохоровкой.
Немецкий танк, находившийся в самой гуще советских танков, вел по ним огонь, подбив при этом 14 целей, но так и не был обнаружен советскими танкистами. «Потери моей роты оказались на удивление невысокими. Полностью были потеряны лишь те две машины, гибель которых я видел в самом начале боя. В двух остальных ротах полностью потерянных машин не было. В нашей полосе обороны было больше сотни подбитых русских танков».
Удивительно, но о том, что «легендарный» Т-34 содержит множество врожденных детских болезней,военные знали еще до войны. В мае 1941 года генералитет настаивал на снятии машины с производства и создании нового танка с лобовым бронированием корпуса и башни толщиной 60 мм; торсионной подвеской; увеличенным диаметром погона башни и командирской башенкой с круговым обзором. Но дело тормозилось проблемами с отработкой дизеля. При том что и дизель В-2 в Т-34 был крайне надежен.
Небольшой ресурс хода приводил к тому, что до войны танки Т-34 ставили в консервацию, стараясь сохранить ресурс, а экипажи обучали на БТ-7 или даже устаревшем Т-26. В результате к началу войны было подготовлено не более 150 экипажей для танков Т-34. После начала войны обучиться в короткий срок на новую машину не предоставлялось возможным. Поэтому высокие потери Т-34 обусловлены, в том числе, и неумелыми действиями экипажа.
Т-34 внутри. Слева — рабочее место механика-водителя, справа — стрелка-радиста
Через два года после начала войны мнение советских танкистов о Т-34 не изменилось, об этом можно судить по письму командующего 5-й гвардейской танковой армией П. Ротмистрова к Г. Жукову в августе 1943 года: «…Приходится с горечью констатировать, что наша танковая техника, если не считать введение на вооружение самоходных установок СУ-122 и СУ-152, за годы войны не дала ничего нового, а имевшие место недочёты на танках первого выпуска, как то: несовершенство трансмиссионной группы (главный фрикцион, коробка перемены передач и бортовые фрикционы), крайне медленный и неравномерный поворот башни, исключительно плохая видимость и теснота размещения экипажа, являются не полностью устранёнными и на сегодня…».