Различия суннитов и шиитов. причины разделения мусульман на шиитов и суннитов
Содержание:
- Противоречия
- Вера в тахриф (искажение или неполноценность) Корана
- Кто такие сунниты
- Дозволение мут’а – временного брака
- Течения ислама
- Шииты
- Чем еще отличаются сунниты и шииты
- Хариджиты
- Суть и описание отличий шиитов и суннитов
- СУФИСТЫ. ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ НАЗВАНИЕ
- Расселение шиитов, суннитов и алавитов
- Мусульмане в России
- Современные разделения взглядов
- Эскалация конфликта
- Раскол после смерти Мухаммеда
- Сунниты и шииты — разница поведения
- Численность и места проживания суннитов и шиитов
- С чего же все начиналось, откуда могли взяться эти различия?
- Течения
Противоречия
Различия между суннитами и шиитами в первую очередь касаются не догматики, а религиозного права. Несовпадения позиций двух исламских течений затрагивают нормы поведения, принципы некоторых юридических решений, отражаются на характере праздников и отношении к иноверцам.
Коран – главная книга для любого верующего мусульманина, но для суннитов не меньшую важность приобретают сунны – свод норм и правил, основывающихся на примерах из жизни пророка Мухаммеда. По мнению суннитов, точное следование предписаниям сунн – кредо правоверного мусульманина
По мнению суннитов, точное следование предписаниям сунн – кредо правоверного мусульманина.
Однако некоторые течения суннитов понимают это в буквальном смысле. Так у талибов Афганистана каждая деталь внешнего вида строго регламентирована, вплоть до размеров бороды.
Шиитам догматизм суннитов неприемлем. С их точки зрения, это порождает различные радикальные течения, такие как ваххабизм. В свою очередь сунниты считают ересью традицию, согласно которой шииты называют своих аятолл (религиозный титул) посланниками Аллаха.
Сунниты не признают непогрешимость людей, в то время как шииты верят, что имамы непогрешимы во всех делах, принципах и вере.
Если главные мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам отмечаются всеми мусульманами согласно одним и тем же традициям, то в день Ашура существуют расхождения. Для шиитов день Ашура это поминальные мероприятия, связанные с мученической смертью Хусейна, внука Мухаммеда.
В настоящее время в некоторых шиитских общинах сохранилась практика, когда под сопровождение траурных песнопений верующие наносят себе кровоточащие раны мечом или цепями. Для суннитов этот день не отличается от любого другого траура.
Вера в тахриф (искажение или неполноценность) Корана
Многие шиитские ученые считают, что Коран в его нынешнем состоянии искажен и неполон.
К примеру, Ат-Табраси, известный шиитский муфассир (толкователь Корана) (ум. в 620 г. хиджры), пишет в своей книге «Аль-Ихтиядж»:
Файз аль-Кашани, другой шиитский муфассир (ум. в 1091 г. хиджры) пишет в своем «Ат-Тафсир ас-Сави» после цитирования многих сообщений о предполагаемых искажениях Корана из основных шиитских источников, таких как тафсир Али ибн Ибрахима аль-Кумми (ум. в 307 г. хиджры) и аль-Кафи Мухаммада ибн Якуба аль-Кулени (ум. в 328 или 329 г. хиджры):
Али ибн Ибрахим – это один из известных ранних шиитских муфассиров. Так что, как видно, большие ученые шиитов придерживаются убеждения в искаженности Корана.
Кто такие сунниты
Сунниты от шиитов отличаются тем, что являются последователями самого крупного течения в исламе (порядка 80-90% или около 1 550 млн. человек). Они составляют большинство в арабских странах Африки, Ближнего Востока, Средней Азии, а также Афганистане, Пакистане, Бангладеше, Индонезии и некоторых других стран.
В мусульманских странах (за исключением Ирана) большинство населения составляют сунниты, при этом права шиитов могут быть значительно ущемлены. Примером может служить Ирак. На территории государства проживают сунниты и шииты, количество которых не влияет на внутреннюю политику.
Приверженцы обоих течений считают своим священный город Кербела и иногда враждуют из-за него. Вместе с тем и местное население и паломники подвергались разного рода дискриминации.
Сунниты
В последнее же время общины шиитов всё чаще заявляют о себе, стремясь преодолеть экономическое и политическое господство суннитов. Зачастую это происходит в агрессивной форме, однако, и среди суннитов встречаются сторонники радикальных мер. Примерами тому могут служить движения «Талибан», ИГИЛ.
Дозволение мут’а – временного брака
В языческом обществе доисламской Аравии существовал т.н. временный брак – когда мужчина мог взять в жены женщину на определенный срок (неделю, месяц, даже на один час) за определенную плату. Такой брак оставался дозволенным некоторое время после ниспослания Откровения, но потом был запрещен Всевышним через Пророка (мир ему и благословение), который сказал:
«Люди, я разрешил вам временный брак . Но, воистину, Господь запретил это вплоть до Конца Света» (Муслим, Ахмад и аль-Байхакы).
Имам ‘Али ибн Абу Талиб передал:
«Поистине, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил мут‘а (временный брак) в день Хайбара» (Бухари, Муслим, Ат-Тирмизи).
Однако шииты-имамиты считают подобный брак дозволенным (и отвергают хадисы, в которых он был запрещен). Для заключения временного брака достаточно упомянуть махр (в данном случае это материальное вознаграждение) и оговорить срок сожительства. Присутствие свидетелей на церемонии бракосочетания не является необходимым условием. Наследственные обязательства в случае скоропостижной смерти одного из супругов отсутствуют, а расторгается этот «брак» без процедуры развода. Фактически, подобный «брак» напоминает завуалированное прелюбодеяние.
Течения ислама
Ислам – одна из крупнейших мировых религий, которая находится на втором месте (после христианства) по численности последователей. Общее количество ее приверженцев составляет 1,5 млрд человек, проживающих в 120 странах мира. В 28 странах ислам объявлен государственной религией.
Естественно, что столь массовое религиозное учение не может быть однородным. В состав ислама входит много различных течений, некоторые из которых считают маргинальными даже сами мусульмане. Двумя крупнейшими направлениями ислама являются суннизм и шиизм. Существуют и другие, менее многочисленные течения этой религии: суфизм, салафизм, исмаилизм, Джамаат таблиг и другие.
Шииты
Основные пункты, чем шииты отличаются от суннитов:
- Убеждение в том, что руководить общиной мусульман должны имамы из числа потомков пророка, а не выборные халифы.
- Они признают только одного Праведного халифа – Али ибн Абу Талиба. Он жил с 599 по 661 год, а шиитским имамом был с 632 по 661 годы.
- Признают 12 имамов из рода Али.
- Есть отличие и в изучении сунны. Шииты изучают только часть сунны, где идет речь о пророке Мухаммеде.
- Пять столпов веры.
- Шииты верят в приход мессии – “скрытого имама”.
В шиизме выделяют несколько направлений – исмаилиты, двунадесятники, вакифиты, шуккариты, зайдиты, алавиты. Хадж в Мекку они совершают также, как и сунниты.
На планете около 150 млн шиитов. Самая большая по численности община проживает в Иране. Также это направление популярно в Азербайджане, Бахрейне, Ираке, Ливане, Афганистане (у народности хазарейцев), Пакистане (1/5 жителей), Индии, Иордании, Йемене и в самой Саудовской Аравии, где ислам и появился. В России одним из центров шиизма является село Мискинджа в Дагестане.
Рис. 3. Али ибн Абу Талиб.
Чем еще отличаются сунниты и шииты
Сунниты и шииты имеют и другие отличия, но они имеют менее принципиальный характер. Так, например, шахада, которая является вербальным выражением первого столпа ислама («Свидетельствую, что нет Бога кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммед — Пророк Аллаха»), у шиитов звучит несколько иначе: в конце этой фразы они добавляют «…и Али — друг Аллаха».
Существуют и другие различия между суннитской и шиитской ветвью ислама:
- Сунниты почитают исключительно пророка Мухаммеда, а шииты, кроме этого, славят и его двоюродного брата Али. Сунниты почитают весь текст сунны (их второе название «люди сунны»), а шииты только ее часть, которая касается Пророка и членов его семьи. Сунниты считают, что точное следование сунне – это одна из главных обязанностей мусульманина. В этом отношении их можно назвать догматиками: у талибов в Афганистане строго регламентируются даже детали внешнего вида человека и его поведение.
- Если крупнейшие праздники мусульман – Ураза-байрам и Курбан-байрам – отмечаются обеими ветвями ислама одинаково, то традиция празднования дня Ашура у суннитов и шиитов имеет значительное отличие. Для шиитов этот день является поминальным.
- Сунниты и шииты по-разному относятся к такой норме ислама, как временный брак. Последние считают это нормальным явлением и не ограничивают количество подобных браков. Сунниты считают такой институт незаконным, так как сам Мухаммед отменил его.
- Есть отличия в местах традиционного паломничества: сунниты посещают Мекку и Медину в Саудовской Аравии, а шииты – иракские Эн-Наджаф или Кербелу.
- Сунниты должны совершать пять намазов (молитв) в день, а шииты могут ограничиться тремя.
Однако главным, в чем отличаются эти два направления ислама, является способ избрания власти и отношение к ней. У суннитов имам – это просто духовное лицо, которое главенствует в мечети. Совсем другое отношение к этому вопросу у шиитов. Глава шиитов — имам – это духовный лидер, который управляет не только вопросами веры, но и политики. Он как бы стоит над государственными структурами. Причем имам должен происходить из рода пророка Мухаммеда.
Типичным примером такой формы управления является сегодняшний Иран. Глава шиитов Ирана – рахбар – находится выше, чем президент или глава национального парламента. Он полностью определяет политику государства.
Сунниты вовсе не верят в непогрешимость людей, а шииты считают, что их имамы полностью безгрешны.
Шииты верят в двенадцать праведных имамов (потомков Али), судьба последнего из которых (его звали Мухаммад аль-Махди) неизвестна. Он просто бесследно исчез в конце IX столетия. Шииты верят, что аль-Махди вернется к людям в канун Страшного суда, чтобы навести порядок в мире.
Сунниты верят, что после смерти душа человека может встретиться с Богом, а шииты считают такую встречу невозможной как в земной жизни человека, так и после нее. Связь с Богом можно поддерживать только через имама.
Также следует отметить, что шииты практикуют принцип «такия», это означает благочестивое скрывание своей веры.
Хариджиты
Хариджизм (от араб. خوارج х̮ава̄ридж — выступившие, покинувшие) — религиозно-политическое движение преимущественно радикального толка. Возникло в период правления халифа Али после битвы Сиффин. Часть воинов Али, недовольных результатом третейского суда, объявили себя врагами как Али, так и Муавии, и начали против них активные диверсионные и военные действия.
В конце VII века, после череды расколов, среди хариджитов сформировалось несколько течений: мухаккимиты, азракиты, надждатиты, байхаситы, аджрадиты, саалабиты, ибадиты, суфриты и др. Численность хариджитов в конце XX века, по разным оценкам, составляла от 1 до 3 миллионов человек. Хариджизм господствует преимущественно в Омане, где представлен группой ибадитов, утратившей активную нетерпимость к иноверцам.
Суть и описание отличий шиитов и суннитов
И сунниты, и шииты являются правоверными мусульманами, однако по-разному трактуют отдельные места из священных текстов (Коран и Сунна пророка Мухаммеда), обосновывая этим свою правоту.
В отличие от суннитов, шииты не допускают передачу власти всенародно избранному халифу, не признают или частично признают законность правления первых праведных халифов, считают обязательной семейную преемственность. Они считают Али ибн Абу Талиба халифом, назначенным самим Богом, и верят, что только потомки Талиба могут быть имамами, владеющими знанием, данным Богом. Сунниты же выбирают лучшего среди равных и отрицают, что между Богом и человеком должен быть посредник.
Между суннитами и шиитами имеются разногласия, связанные с ролью имамата. С точки зрения суннитов, имам — это человек, выполняющий функцию настоятеля мечети. Шииты же считают имамов руководителями и духовными лидерами общины. Шииты верят, что деяния, принципы и вера имамов непогрешимы, сунниты же считают, что нет непогрешимых людей, кроме пророков, и не почитают изречения имамов как равные Сунне пророка.
Сунниты не приемлют “временных браков”, считают, что пророк Мухаммад отменил временный брак, хотя сам до того его практиковал. Шииты верят, что один из аятов Корана разрешает временные браки в неограниченных количествах, и ничто другое этого не отменяет.
Шииты и сунниты по-разному относятся к применимости скрывания веры (такии). Шииты могут применять такию и ради личной безопасности, и ради интересов общины, нередко рассматривают ее как обязанность мусульманина-шиита, живущего среди преимущественно нешиитов. Сунниты используют принцип такии реже, допуская ее как средство самозащиты при наличии угрозы жизни.
Кроме того, шииты и сунниты совершают разное количество намазов ежедневно, придерживаются разных юридических школ (масхабов), признают авторитетными различные наборы хадисов. Они по-разному отмечают день Ашура: шииты устраивают массовые поминки и облачаются в траур, сунниты ограничиваются рекомендательным постом.
Основные различия между шиитами и суннитами
Шииты | Сунниты |
имам — непогрешимый духовный авторитет и руководитель общины | имам — настоятель мечети |
лидерство наследуется | лидер избирается народом |
временные браки позволительны | временные браки недопустимы |
делают каждый день 3 намаза | делают каждый день 5 намазов |
СУФИСТЫ. ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ НАЗВАНИЕ
Суфизм или тасаввуф происходит по разным версиям от слова «суф» (шерсть) или «ас-сафа» (чистота). Также первоначально выражение «ахль ас-суффа» (люди скамьи) означало бедных сподвижников Мухаммеда, которые жили в его мечети. Они отличались своим аскетизмом.
Когда возникло: VIII век. Разделяется на три периода: аскетизм (зухд), суфизм (тасаввуф), период суфийских братств (тарикат).
Сколько приверженцев: Число современных последователей невелико, но их можно найти в самых различных странах.
Основные районы проживания: Практически во всех исламских странах, а также в отдельные группы в США и Западной Европе.
Идеи и обычаи: Мухаммед по мнению суфиев указал на своем примере путь духовного воспитания личности и общества – аскетизм, довольствование малым, презрение к земным благам, богатству и власти. По верному пути пошли также асхабы (сподвижники Мухаммеда) и ахль ас-суффа (люди скамьи). Аскетизм был присущ многим последующим собирателям хадисов, чтецам Корана и участникам джихада (моджахедам).
Расселение шиитов, суннитов и алавитов
В настоящее время большинство всех мусульман (62%) проживают в Азиатско-Тихоокеанском регионе (это связано с большой численностью населения Индонезии, Пакистана, Бангладеша). Потому-то на Ближнем Востоке соотношении суннитов к шиитам можно определить как 6 к 4. Хотя и здесь соотношение достигнута за счёт шиитского населения Ирана.
Крупные шиитские общины численностью свыше 5 млн человек проживают только в Азербайджане, Индии, Ираке, Йемене, Пакистане и Турции. В Саудовской Аравии проживает порядка 2-4 млн шиитов. На следующей карте можно наглядно ознакомиться с соотношением суннитов (зелёный) и шиитов (фиолетовый) в различных регионах.
Соотношение суннитов и шиитов в разных регионах
Детальная же карта распространения различных течений на Ближнем Востоке представлена ниже.
Карта распространения религиозных течений на Ближнем Востоке
Мусульмане в России
В России также проживает немало людей, которые исповедуют ислам. Это исповедание второе по многочисленности в государстве. Все-таки половина страны находится в Азии, где эта религия является одной из главных. Сунниты в России считаются наиболее многочисленной веткой ислама. Шиитов гораздо меньше, и находятся они большей частью на Северном Кавказе. Также много среди последователей Али азербайджанцев, которые переселились в Россию после того, как Советский Союз распался. Еще можно встретить шиитов в Дагестане среди татов и лезгин.
На сегодняшний день ярко выраженных конфликтов между разными направлениями среди мусульман не наблюдается (хотя в мире этого достаточно).
Современные разделения взглядов
Являясь второй по величине религией мира, ислам со временем породил множество сект, направлений и взглядов на суть религии. Салафиты и сунниты, разница между которыми будет рассмотрена далее, возникли в разный промежуток времени. Сунниты изначально были фундаментальным направлением, а салафиты появились гораздо позже. Последние сегодня считаются более экстремистским течением. Многие религиоведы утверждают, что салафитов и ваххабитов можно назвать мусульманами лишь с большой натяжкой. Появление таких религиозных сообществ происходит именно из сектантского ислама.
В реалиях современной политической ситуации именно экстремистские организации мусульман становятся причиной кровавых конфликтов на Востоке. Они обладают значительными финансовыми ресурсами и могут осуществлять революции, устанавливая свое господство на исламских землях.
Разница между суннитами и салафитами довольно большая, но это на первый взгляд. При более глубоком изучении их принципов вырисовывается совершенно другая картина. Чтобы ее понять, следует рассмотреть характерные черты каждого из направлений.
Эскалация конфликта
Исламская революция 1979 года в Иране коренным образом повлияла на взаимоотношения суннитов и шиитов. Если в 50-е и 60-е годы XX столетия вслед за обретением арабскими странами независимости был взят курс на их сближение (к примеру, браки между суннитами и шиитами считались нормой), то теперь арабы оказались втянуты в открытое вооруженное противостояние.
Революция в Иране способствовала росту религиозного и национального самосознания шиитов, которые заметно укрепили свои позиции в Ливане, Ираке и Бахрейне.
Суннитским большинством Саудовской Аравии это расценивалось как «иранская экспансия», и саудиты незамедлительно вступили в соперничество с постреволюционным Ираном.
Уже давно нет халифата за власть над которым когда-то сражались сунниты и шииты, а их теологические разногласия настолько незначительны, что не могут служить причиной войны. Было очевидно, что шиитско-суннитское противостояние из религиозного русла окончательно перешло в политическое.
Так, ирано-иракский конфликт рассматривался с позиции «войны персов и арабов», а для США, вторгнувшихся в Ирак в 2003 году, это был вопрос поддержки шиитского меньшинства «угнетенного» суннитским режимом Саддама Хусейна. Пройдет время и уже шиитский Иран окажется главной угрозой для американского Госдепартамента.
Но растущая популярность идей шиизма и влияние Ирана в первую очередь беспокоили Саудовскую Аравию. Ее политические элиты, связанные с Западом военными и финансовыми нитями, не стеснялись в выборе средств для решения своих проблем. Маховик раскола был запущен. Шиитско-суннитские противоречия оборачиваются масштабными терактами в Ливане, восстанием в Саудовской Аравии, гражданской войной в Сирии.
В свое время имам Хомейни заметил: «Вражда между суннитами и шиитами — это заговор Запада. Раздор между нами выгоден только врагам ислама. Тот, кто не понимает этого — тот не суннит и не шиит».
Раскол после смерти Мухаммеда
В 632 году скончался великий пророк Мухаммед. После его смерти одни считали, что в халифат могут быть избраны только его кровные потомки. Другие же выступали за всеобщие выборы в этот властный орган.
Последователи праведного халифа Али (брата Мухаммеда) стали называться шиитами. А те, кто следовал суннам, — суннитами. В ходе жаркого спора суннитам удалось взять власть в свои руки. Именно они стояли за Омейядским и Аббасидским халифатами
А шииты отошли в «тень», соблюдая осторожность и благоразумность. Эта ветвь как будто ждала своего времени, чтобы начать борьбу за власть
До 20-го столетия эти две ветви мало конфликтовали между собой. Затем в среде суннитов начали возникать различные радикальные течения. Так в чем заключается противоречие? Шииты и сунниты: в чем их разница?
Сунниты и шииты — разница поведения
Средства массовой информации пестрят фотографиями окровавленных людей, которые вымазывают свои головы кровью жертвенных животных, истязают себя цепями и танцуют языческие танцы. Это и есть шииты — группа, проводящая обряды, не имеющие никакого обоснования в исламе.
Сунниты все свои богослужения проводят на основании аятов Корана и слов пророка Мухаммеда.
Некоторые из внутренних ветвей шиизма мусульманскими богословами однозначно считаются даже антимусульманскими и враждебными.
Лишь по причине большого развития заблудших сект, называющих себя мусульманами, весь мир охватила смута и враждебное отношение к мусульманскому миру.
Политические игры подогревают эту вражду и старательно работают над продолжением искажения ислама, мешая людям просто искренне верить и спокойно поклоняться своему создателю. Многие люди боятся ислама из-за недостоверной информации из СМИ.
Численность и места проживания суннитов и шиитов
Сколько всего суннитов и шиитов в мире? Большая часть мусульман, проживающих сегодня на планете, относится к суннитскому направлению ислама. По разным оценкам, они составляют от 85 до 90% последователей этой религии.
Больше всего шиитов проживает в Иране, Ираке (более половины населения), Азербайджане, Бахрейне, Йемене и Ливане. В Саудовской Аравии шиизм исповедует примерно 10% населения.
Как правило, между приверженцами этих течений ислама не возникает конфликтов при совместном проживании на одной территории. Сунниты и шииты нередко посещают одни и те же мечети, и это также не вызывает конфликтов.
Нынешняя ситуация в Ираке и Сирии – скорее исключение, вызванное политическими причинами. Этот конфликт связан с противостоянием персов и арабов, уходящим своими корнями в мрачную глубину веков.
Это интересно: 2431,Кто такие тайцы? (видео)
С чего же все начиналось, откуда могли взяться эти различия?
Раскол начался сразу же после смерти Пророка Мухаммеда. Как только его не стало, пришла пора выбрать нового духовного лидера, большинство мусульман отдали предпочтение одному из друзей Мухаммеда Абу Бакра, по совместительству он еще являлся и его тестем. Это большинство в последствии и стало называться суннитами.
Оставшееся меньшинство поддержало двоюродного брата Пророка Мухаммеда, Али. Есть версия, что его назвал приемником сам Мухаммед. Все те, кто последовал за Али стали именовать себя шиитами и указывая на его кровное родство с Мухаммедом желали, чтобы именно он стал новым халифом. За это сунниты убили сына Али — это привело к отрытому противостоянию между этими двумя течениями, победа досталась суннитам, ведь у них и было большинство.
С годами разница во взглядах между этими двумя течениями только растет. И хотя все они уважают законы «Корана», в идеологическом плане их течения сильно различаются. Например шииты допускают существование «временного брака», по другому складывают руки во время молитвы, у них появились новые молитвы, которые сунниты считают необязательными, но самое главное они ждут появление на земле нового Пророка из числа последователей Мухаммеда.
Течения
Каждое из двух основных исламских направлений внутри себя неоднородно и имеет множество течений, заметно разнящихся друг от друга.
Так, возникший в лоне суннизма суфизм, из-за разбавления индуистскими и христианскими традициями правоверные мусульмане считают искажением учения Мухаммеда. А отдельные практики – почитание умерших учителей – или концепции – растворения суфия в Боге – и вовсе признаны противоречащими исламу.
Против паломничества к могилам святых выступают и ваххабиты. В 1998 году в рамках кампании по уничтожению идолов ваххабиты сравняли с землей могилу матери пророка Мухаммеда, чем вызвали волну протестов во всем исламском мире.
Без радикальных сект не обошелся и шиизм. Однако в отличие от ваххабизма они не несут сколь-нибудь серьезной угрозы обществу. Например, гурабиты верят, что двоюродные братья Мухаммед и Али были внешне похожи друг на друга, и поэтому ангел Джабриль ошибочно дал пророчество Мухаммеду. А дамийты и вовсе утверждают, что Али был богом, а Мухаммед его посланником.
Более значимым течением в шиизме является исмаилизм. Его последователи придерживаются концепции, согласно которой Аллах вселял свою божественную сущность в земных пророков – Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса и Мухаммеда. Приход седьмого мессии, по их убеждениям, принесет миру всеобщую справедливость и благоденствие.
Одной из отдаленных ветвей шиизма считают алавитов. В основе их догматов просматриваются самые разные духовные традиции – доисламских религий, гностического христианства, греческой философии, астральных культов. К алавитам принадлежит семья действующего президента Сирии Башара Асада.