Самолет су-17- советский истребитель-бомбардировщик
Содержание:
- Интересные факты
- История
- Xарактеристики истребителя-бомбардировщика Су-17
- Конструкция
- Модификации истребителя Су-17
- Силовая установка
- Особенности конструкции Су-17
- ФРОНТОВАЯ БОМБАРДИРОВОЧНАЯ АВИАЦИЯ
- Бортовое оборудование и системы
- Модификации Су-17
- ↑ История создания Су-17
- Модификации Су-17
- Характеристики Су-17
- Модификации Су-17
- Особенности конструкции Су-17
Интересные факты
Самолеты Су-17 стали первыми машинами для сброса ядерных бомб в режиме кабрирования. Для этого пилот выполнял половинную мертвую петлю и в верхней части фигуры совершал переворот на 180 градусов, одновременно сбрасывая боевой заряд. Затем летчик включал форсированный режим работы двигателя и быстро уводил самолет от точки взрыва.
Для тренировок летного состава такому приему бомбометания применялась учебная бомба ИАБ-500, которая имитировала вспышку и пылевой «гриб» атомного взрыва.
На пике применения самолета Су-17 в Афганистане в день совершалось до 9 вылетов в день. Это было достигнуто за счет совмещения операций наземного обслуживания.
История
Су-17 проектировали и строили согласно программе опытного самолетостроения 1948-1949 гг., которую утвердил Совет Министров СССР 12.06.1948. Предполагался выпуск двух вариантов истребителя: экспериментальный и боевой. На боевой вариант планировалась установка двух пушек Н-37.
В декабре 1948 г. государственной макетной комиссией был одобрен макет и эскизный проект истребителя, почти полностью согласованы конструктивные материалы производства. Замечания, которые были сделаны, учтены в дальнейших этапах проектирования и постройке самолета, которые проводили, опираясь на точные расчеты и экспериментальные данные.
После аварии самолета Су-15 на летные испытания Су-17 наложили запрет. В ноябре 1949 года произошло расформирование ОКБ им. П. Сухого. Опытный экземпляр, который так ни разу и не был поднят в небо, перевезли в летный исследовательский институт имени М. Громова для проведения наземных испытаний, в частности проверки носовой части фюзеляжа. Далее проводили проверку аппарата на устойчивость, подвергая его обстрелу из авиапушек.
Xарактеристики истребителя-бомбардировщика Су-17
Размах крыла, м:при минимальном угле стреловидности…….13,68при максимальном угле стреловидности…. 10,025Длина самолета с ПВД, м…………………………..18,097Длина самолета без ПВД, м…………………………15,87Высота самолета на стоянке, м…………………….4,962Площадь крыла, м2:при минимальном угле стреловидности…….38,49при максимальном угле стреловидности……34,45Масса пустого самолета, кг…………………………..9950Емкость внутренних топливных баков, л………3400Максимальная взлетная масса, кг……………….16 270Максимальная масса боевой нагрузки, кг……..2500Максимальная скоростьна Н = 11 км, число М……………………………………..2,1Скорость отрывапри угле стреловидности крыла 30°,откл. предкр. 10°, при взл. массе 16 270 кг……..350Длина разбега при массе 16 270 кг, м…………….1250Посадочная скорость с предкрылками и закрылками,отклоненными на угол 30°, км/ч……………………..275Длина пробега (с тормозным парашютом), м…..700Практический потолокбез подвесок на форсаже, м………………………..16 350Практическая дальность полетана крейсерской высоте с ПТБ, км……………………193
н.сойко«Моделист-конструктор» № 4’2008
Конструкция
Самолет Су-17 построен по обычной среднепланной схеме и имеет крыло изменяемой геометрии. Вся конструкция машины изготовлена из алюминиевых сплавов и высокопрочной стали.
Фюзеляж имеет конструкцию типа полумонокок круглого сечения и оснащен воздухозаборником на съемной носовой части. На входе имеется регулируемый конус (кроме модели М4). Канал подачи воздуха разделяется на две части симметричные части, проходящие мимо кабины и фюзеляжных топливных баков.
Кабина частично защищена листами с толщиной до 18 мм на основе алюминиевых сплавов. Она закрывалась сверху откидным плексигласовым обтекателем. Передняя часть кабины имела три плоских стекла.
Лобовая часть выполнена из бронестекла, закреплённого в рамке. За креслом пилота имеется отсек, в котором располагается бортовое радиоэлектронное оборудование и установка для кондиционирования воздуха.
Крыло самолета Су-17 составлено из неподвижной центральной секции и поворотных консолей. Угол стреловидности консоли лежит в пределах 30…63 градуса. При максимальном угле часть консоли уходит внутрь центральной секции, которая имеет вертикальные окантовки усиления. Эти окантовки играют роль аэродинамических гребней и применяются для монтажа точек подвеса.
Регулировка угла выполняется гидравлически от двух независимых систем. Работа систем синхронизирована при помощи соединительного вала. В аварийной ситуации регулировка угла может выполняться от одной из систем.
При нахождении на земле самолет устанавливается на трехстоечном шасси с передней опорой расположенной в носовой части Су-17.
В состав силовой установки входит турбореактивный двигатель ОКБ Люлька модели АЛ-21ФЗ. Двигатель работает на авиационном керосине марок ТС-1, РТ или Т-1, запас которого расположен в фюзеляжных и крыльевых баках. Дополнительный запас топлива может находиться в подвесных емкостях с объемом от 600 до 1500 литров.
В состав электронного оборудования входили навигационный комплекс с возможностью прицеливания, радиокомпас и радиовысотомер, измерители скорости и сноса (работающие на основе эффекта Доплера), системы наведения противорадиолокационных ракет (во внешнем контейнере).
Все варианты Су-17 оснащены двумя авиационными пушками типа НР-30 с боекомплектом по 80 снарядов на каждую. На внешних точках подвески могло размещаться следующее вооружение:
- До двух ракет типов К-13, Р-60 или 73, предназначенных для поражения воздушных целей.
- Контейнеры с кассетными бомбами.
- Стандартные фугасные авиационные бомбы.
- Реактивные снаряды различного калибра.
- Контейнеры с управляемыми пушками.
- Ракетные комплексы для поражения наземных целей (типов Х-23/25/29/29Т/58).
Модификации истребителя Су-17
Первой модификацией самолета Су-17 стал самолет Су-17М. Его основным отличием была установка нового, более мощного двигателя и некоторые изменения корпуса машины. Также была доработана топливная система и оборудование в кабине пилотов. Данный самолет изготовлялся на протяжении 5 лет, с 71 по 76 год.
Следующей модификацией стала машина типа Су-17М2, которая имела более длинную носовую часть, что позволило увеличить пространство кабины пилотов. Но самым главным новшеством в данной машине была установка прогрессивного лазерного прицела и оборудования, которое эффективно могло находить цели и наводить на них оружие. Также был увеличен запас топлива.
Одной из множества моделей был и разведчик под названием Су-17М2Р, на который был установлен контейнер со специальным оборудованием. Контейнер был прикреплен к внешней подвеске машины.
Более специализированной машиной типа Су-17 можно считать самолет-лабораторию, который был изготовлен для отработки ракет нового типа. Данный самолет также мог быть вооружен противолокационным оборудованием типа «Вьюга-17».
Более новые машины данного класса были оснащены цифровым оборудованием навигации. Изменения коснулись также воздухозаборников, которые служили и системой для охлаждения БРЕО.
Последние модификации Су-17 были поистине великолепными машинами, которые могли дать отпор практически любой воздушной технике противника. За счет этого данные машины широко использовались в экспорте в другие страны мира.
Силовая установка
Включала турбореактивный двигатель ТР-3 с осевым компрессором, устанавливавшимся по оси фюзеляжа в хвостовой его части. Топливная система состояла из двух групп баков, расположенных в фюзеляже. Первая группа располагалась непосредственно за кабиной лётчика, вторая — в кольцевом промежутке между обшивкой фюзеляжа и выхлопной трубой двигателя. В первую группу входили два мягких бака и один металлический бак (№ 3). Во вторую группу — металлические баки. Топливо из второй группы баков перекачивалось в бак № 1 первой группы с помощью электронасоса. Бак № 3 первой группы, расходный, был снабжён отсеком, обеспечивающим работу двигателя при отрицательных перегрузках. Кроме того, под самолёт можно было подвесить два дополнительных топливных бака емкостью по 300 л каждый. Равномерность выработки топлива из баков обеих групп обеспечивалась автоматом перекачки, установленным в расходном баке. На самолёте имелись противопожарная углекислотная установка и система заполнения топливных баков нейтральным газом от специального баллона.
Особенности конструкции Су-17
В 69 году были изготовлены первые 12 машин Су-17, которые имели усовершенствованные системы. Была изменена и доработана топливная система, был установлен на фюзеляже гагрот, было увеличено число точек, к которым крепилась внешняя подвеска.
Корпус самолета изготовлен с использованием аэродинамических характеристик. Что касается крыльев, то они могли менять угол своей геометрии. Основные консоли крыльев могли поворачиваться за счет встроенных гидромоторов, которые работали от автономных гидросистем. Для повышения синхронизации поворотов эти моторы были соединены валом.
Самолет Су-17 оборудован трёхопорной системой шасси, убирающейся в корпус машины. Некоторые модификации могли быть оснащены системой лыжного шасси.
Силовая установка аппарата представлена новым двигателем типа ТРДФ АЛ-21Ф-3, который отличался надежностью и давал машине большую тягу. Замена двигателя могла производиться достаточно быстро и легко, поскольку хвостовая часть корпуса самолета была съемной, причем снималось и оперение корпуса.
Главной задачей конструкторов было сокращение разбега при отрыве от взлетной полосы. Данная проблема была решена задействованием дополнительных ускорителей СПРД, которые работали на пороховом заряде и давали большое ускорение при взлете. Топливо самолета было размещено в пяти баках, которые располагались в фюзеляже машины и ксенонах крыльев. Внешняя подвеска Су-17 позволяет крепить дополнительные топливные баки или же бомбы массой от 100 до 500 килограммов.
За все время изготовления самолет прошел множество модернизаций и доработок практически во всех системах, а также получил множество модификаций, которые могли выполнять более специализированные задания.
ФРОНТОВАЯ БОМБАРДИРОВОЧНАЯ АВИАЦИЯ
С 1977 года ОКБ Сухого велись работы над проектом Су-24БМ (Т-6БМ) (большая модернизация) – глубокой модернизации Су-24.Впрочем, иногда встречается обозначение данного проекта Су-30 (первый с таким названием).
При этом машина была увеличена в размерах (особенно это касалось её ширины, т.к. бомбоотсек предполагалось разместить между двигателями). Изменилась и конструкция воздухозаборников: они располагались под крылом. Машину планировались оснастить двумя ТРДД АЛ-31Ф. Должен был измениться состав её БРЭО, расшириться номенклатура применяемого вооружения, улучшиться характеристики ПНО. Эскизный проект Су-24БМ, выполненный под руководством ведущего конструктора В. Ф. Марова, был завершён в 1981 году. Тогда же построили и натурный макет будущего самолёта. Акт приёмки эскизный проекта и макета утвердил Главком ВВС СССР главный маршал авиации П. С. Кутахов. Оставалась только подпись И. С. Силаева, министра авиационной промышленности СССР.
Далее – слово о решающих моментах «биографии» Су-24БМ авиаконструктору О.С.Самойловичу, тогда работавшему в ОКБ Сухого:
Первоначальная версия Су-24БМ
Таким образом, в тот момент руководство ОКБ Сухого сделало «ставку» на абсолютно новый проект – Т-60, который стал «теснить» Су-24БМ. Кроме того, военные высказали ряд предложений по дальнейшему расширению возможностей глубокой модернизации. Поэтому в 1981 году работы развернулись с новой силой: сторонники модернизации Су-24 заменили крыло изменяемой стреловидности на фиксированное, однокилевое оперение стало двухкилевым, существенно изменился и состав БРЭО. В 1983 году был построен полноразмерный макет самолёта Су-24БМ2 (Т-6БМ2), успешно защитили и эскизный проект (1982 год), однако руководство ОКБ Сухого и МАП приняли решение «продвигать» проект Т-60…
Усовершенствованная версия Су-24БМ
С 1985 года ОКБ им. П. О. Сухого были начаты работы над дальнейшей модернизацией самолёта Су-24, в результате чего была создана модификация Су-24ММ (малая модернизация). Одним из её авторов был В. Р. Ковтун.
Су-24ММ
Новую версию Су-24 предполагалось оснастить новыми, более экономичными ТРДДФ АЛ-31Ф, что в сочетании с увеличенной на 2 тонны МВМ должно было привести к существенному росту дальности полёта машины. Характерная особенность внешнего вида машины – наличие третьего, дополнительного воздухозаборника, расположенного на верхней части фюзеляжа (он был необходим для новых двигателей). При этом состав БРЭО и номенклатура используемых вооружений изменились незначительно.
Второй его вариант, активно «продвигаемый» представителями ВВС, предполагал использование конформных баков.
В последующем работы над проектом были прерваны, т.к. он Заказчика особо не заинтересовал, а руководство ОКБ предпочитало развивать программу Су-27ИБ (будущего Су-34).
По воспоминаниям ветеранов ОКБ Сухого, если бы не прекращение работ по усовершенствованным версиям Су-24, то советские ВВС имели бы 150-200 новых машин, значительно превосходящих по своим возможностям Су-24М.
Бортовое оборудование и системы
Наиболее современные самолеты, типа Су-17, — истребители-бомбардировщики Су-17М4 и -22М — оснащены прицельно-навигационным комплексом ПрНК-54 , в состав которого входит ЦВМ. Для решения разведывательных задач самолет может комплектоваться контейнером комплексной разведки ККР, в котором размещаются АФА плановой, панорамной и перспективной съемки, РЛС БО, ИК система, а также осветительные патроны для фотографирования в ночных условиях. Су-17 и Су-17М оснащались бомбоприцеломПБК-2 и стрелковымАСП-5НД-7 . На Су-17М2 вместо последнего был установлен более совершенныйАСП-17 . Установленный на Су-17М3 прицельно-навигационный комплекс КН-23, включающий в себя лазерный дальномер «Клён-ПС», стрелково-бомбардировочный прицел АСП-17БЦ-8 и радиовысотомер РВ-5, позволяет выполнять полет со сверхзвуковой скоростью на малых высотах в автоматическом режиме. Для наведения УР |Х-23М| применялась аппаратура управления«Дельта» , размещённая в подвесном контейнере. Для наведения |Х-25МЛ| и |Х-29Л| использована лазерная станция«Прожектор» , также размещённая в подвесном контейнере. На Су-17М2, помимо данной станции, установлен лазерный дальномер-целеуказатель«Фон-1400» . На Су-17М3 вместо него установлен более совершенный«Клён-54» , прицелАСП-17 , индикатор прямой видимости, станция предупреждения о радиолокационном излучении«Сирена-3» и др. БРЭО. Также установлены отстреливатели ловушек и диполейКДС-23 иАСо-2В . Некоторые самолёты для контроля результатов бомбометания имеют камеруАФА-39 .
Модификации Су-17
Су-17 | первый серийный вариант; до 1972 г. выпущено несколько десятков. |
Су-17М | модификация с ТРДФ АЛ-21Ф3, увеличенным запасом топлива, более совершенным БРЭО, расширенной номенклатурой вооружения и некоторыми другими изменениями; выпускался с 1972 г.; |
Су-17М2 | вариант с удлинённой на 200 мм носовой частью фюзеляжа, новым БРЭО и расширенной гаммой управляемого вооружения; совершил первый вылет в начале 1974 г., серийное производство велось в 1975-79 гг.; |
Су-17М3 | дальнейшее развитие М2; установлено новое прицельное оборудование, увеличен запас топлива; выпускался с 1976 г.; |
Су-17М4 | вариант с новым БРЭО, нерегулируемым воздухозаборником и некоторыми конструктивными изменениями в фюзеляже; прототип появился в 1980 г., серийное производство велось в 1981-90 гг.; |
Су-17УМ | двухместный учебно-боевой самолёт, оснащённый БРЭО, применявшемся на Су-17М2; прототип появился в 1975 г., серийный выпуск осуществлялся в 1976-78 гг.; конструкция самолёта послужила основой для создания Су-17М3; |
Су-17УМ3 | двухместный учебно-боевой самолёт, оснащённый БРЭО, применявшемся на Су-17М3; выпускался с 1978 г.; |
Су-17 (1949 г.)
Су-17 – экспериментальный советский истребитель, который был создан в ОКБ Сухого в 1949 г. Целью его проектирования было достижение скорости, равной числу Маха М = 1, и проверка работоспособности летательных аппаратов на околозвуковых скоростях. Плюс ко всему, Су-17 мог стать прототипом фронтового ударного серийного истребителя с хорошими скоростными показателями.
Особенностью конструкции самолета была отделяемая носовая часть фюзеляжа, которая отсоединялась вместе с герметичной кабиной. Такой подход к исполнению команда Сухого применила впервые в мире, далее по их принципу строились американские самолеты типа F-111.
↑ История создания Су-17
Когда полет с преодолением сверхзвукового барьера перестал казаться диковинкой, перед авиаконструкторами встал вопрос, как, сохраняя высокую полетную скорость, ставшую нормой для военной маневренной авиации, добиться приемлемых характеристик на взлетно-посадочных режимах.
Взяв за базу легендарный Су-7Б, П. О. Сухой решил не рисковать и изменил только крыло, придав ему изменяемую стреловидность. Чтобы максимально упростить и удешевить переход к выпуску нового изделия, разработчики сделали подвижной только ту часть крыла, которая располагалась за основными стойками шасси.
К проектированию самолета приступили в 1963 г. По прошествии трех лет состоялся первый полет, а в 1967 г. после показа новинки на воздушном параде в Домодедово было решено развернуть серийное производство в Комсомольске-на-Амуре, там же, где выпускали Су-7.
С 1969 по 1991 гг. общий «тираж» составил более двух тысяч Су-17. Немало машин отправили за рубеж под обозначением Су-20 и Су-22. Успешному экспортному продвижению способствовала доступная стоимость – около 2 млн. $.
Двигаясь от варианта к варианту, конструкторы совершенствовали бортовое оборудование и вооружение, делая акцент на ударных качествах. Начало карьеры Су-17/-20/-22 пришлось на середину семидесятых. Они принимали участие в военных конфликтах на Ближнем Востоке и Чечне.
«Семнадцатый» оказался единственным самолетом, прошедшим Афганскую войну от первого до последнего дня. В 1998 г. Су-17 сняли с вооружения российских ВВС, но наиболее поздние модификации продолжают службу в Польше, а также ряде стран Африки и Азии.
Модификации Су-17
Су-17 | первый серийный вариант; до 1972 г. выпущено несколько десятков. |
Су-17М | модификация с ТРДФ АЛ-21Ф3, увеличенным запасом топлива, более совершенным БРЭО, расширенной номенклатурой вооружения и некоторыми другими изменениями; выпускался с 1972 г.; |
Су-17М2 | вариант с удлинённой на 200 мм носовой частью фюзеляжа, новым БРЭО и расширенной гаммой управляемого вооружения; совершил первый вылет в начале 1974 г., серийное производство велось в 1975-79 гг.; |
Су-17М3 | дальнейшее развитие М2; установлено новое прицельное оборудование, увеличен запас топлива; выпускался с 1976 г.; |
Су-17М4 | вариант с новым БРЭО, нерегулируемым воздухозаборником и некоторыми конструктивными изменениями в фюзеляже; прототип появился в 1980 г., серийное производство велось в 1981-90 гг.; |
Су-17УМ | двухместный учебно-боевой самолёт, оснащённый БРЭО, применявшемся на Су-17М2; прототип появился в 1975 г., серийный выпуск осуществлялся в 1976-78 гг.; конструкция самолёта послужила основой для создания Су-17М3; |
Су-17УМ3 | двухместный учебно-боевой самолёт, оснащённый БРЭО, применявшемся на Су-17М3; выпускался с 1978 г.; |
Су-17 (1949 г.)
Су-17 – экспериментальный советский истребитель, который был создан в ОКБ Сухого в 1949 г. Целью его проектирования было достижение скорости, равной числу Маха М = 1, и проверка работоспособности летательных аппаратов на околозвуковых скоростях. Плюс ко всему, Су-17 мог стать прототипом фронтового ударного серийного истребителя с хорошими скоростными показателями.
Особенностью конструкции самолета была отделяемая носовая часть фюзеляжа, которая отсоединялась вместе с герметичной кабиной. Такой подход к исполнению команда Сухого применила впервые в мире, далее по их принципу строились американские самолеты типа F-111.
Характеристики Су-17
Модификация | Су-17 |
Размах крыла, м | |
при мин. стреловидности | 13.70 |
при макс. стреловидности | 10.03 |
Длина самолета, м | 18.90 |
Высота самолета, м | 4.97 |
Площадь крыла, м2 при мин. стреловидности | 38.50 |
Площадь крыла, м2 при макс. стреловидности | 34.50 |
Масса, кг пустого | 9600 |
Масса, кг максимальная взлётная | 16280 |
Двигатели | 1 ТРД АЛ-7Ф-1-250 |
Тяга, кгс | 1 х 9600 |
Максимальная скорость, км/ч у земли | 1350 |
Максимальная скорость, км/ч на высоте | 2230 |
Потолок высоты, м | 16500 |
Дальность полета, км | 2300 |
Экипаж, чел | 1 |
Вооружение: | две 30-мм пушки НР-30 |
Боевая нагрузка — 3000 кг на 7 узлах подвески | |
УР воздух-воздух , УР воздух-земля , НУР, бомбы (корректируемые, кассетные, ядерные) |
Модификации Су-17
Су-17 | первый серийный вариант; до 1972 г. выпущено несколько десятков. |
Су-17М | модификация с ТРДФ АЛ-21Ф3, увеличенным запасом топлива, более совершенным БРЭО, расширенной номенклатурой вооружения и некоторыми другими изменениями; выпускался с 1972 г.; |
Су-17М2 | вариант с удлинённой на 200 мм носовой частью фюзеляжа, новым БРЭО и расширенной гаммой управляемого вооружения; совершил первый вылет в начале 1974 г., серийное производство велось в 1975-79 гг.; |
Су-17М3 | дальнейшее развитие М2; установлено новое прицельное оборудование, увеличен запас топлива; выпускался с 1976 г.; |
Су-17М4 | вариант с новым БРЭО, нерегулируемым воздухозаборником и некоторыми конструктивными изменениями в фюзеляже; прототип появился в 1980 г., серийное производство велось в 1981-90 гг.; |
Су-17УМ | двухместный учебно-боевой самолёт, оснащённый БРЭО, применявшемся на Су-17М2; прототип появился в 1975 г., серийный выпуск осуществлялся в 1976-78 гг.; конструкция самолёта послужила основой для создания Су-17М3; |
Су-17УМ3 | двухместный учебно-боевой самолёт, оснащённый БРЭО, применявшемся на Су-17М3; выпускался с 1978 г.; |
Су-17 (1949 г.)
Су-17 – экспериментальный советский истребитель, который был создан в ОКБ Сухого в 1949 г. Целью его проектирования было достижение скорости, равной числу Маха М = 1, и проверка работоспособности летательных аппаратов на околозвуковых скоростях. Плюс ко всему, Су-17 мог стать прототипом фронтового ударного серийного истребителя с хорошими скоростными показателями.
Особенностью конструкции самолета была отделяемая носовая часть фюзеляжа, которая отсоединялась вместе с герметичной кабиной. Такой подход к исполнению команда Сухого применила впервые в мире, далее по их принципу строились американские самолеты типа F-111.
Особенности конструкции Су-17
В 69 году были изготовлены первые 12 машин Су-17, которые имели усовершенствованные системы. Была изменена и доработана топливная система, был установлен на фюзеляже гагрот, было увеличено число точек, к которым крепилась внешняя подвеска.
Корпус самолета изготовлен с использованием аэродинамических характеристик. Что касается крыльев, то они могли менять угол своей геометрии. Основные консоли крыльев могли поворачиваться за счет встроенных гидромоторов, которые работали от автономных гидросистем. Для повышения синхронизации поворотов эти моторы были соединены валом.
Самолет Су-17 оборудован трёхопорной системой шасси, убирающейся в корпус машины. Некоторые модификации могли быть оснащены системой лыжного шасси.
Силовая установка аппарата представлена новым двигателем типа ТРДФ АЛ-21Ф-3, который отличался надежностью и давал машине большую тягу. Замена двигателя могла производиться достаточно быстро и легко, поскольку хвостовая часть корпуса самолета была съемной, причем снималось и оперение корпуса.
Главной задачей конструкторов было сокращение разбега при отрыве от взлетной полосы. Данная проблема была решена задействованием дополнительных ускорителей СПРД, которые работали на пороховом заряде и давали большое ускорение при взлете. Топливо самолета было размещено в пяти баках, которые располагались в фюзеляже машины и ксенонах крыльев. Внешняя подвеска Су-17 позволяет крепить дополнительные топливные баки или же бомбы массой от 100 до 500 килограммов.
За все время изготовления самолет прошел множество модернизаций и доработок практически во всех системах, а также получил множество модификаций, которые могли выполнять более специализированные задания.