Большая карамельная ракета

Топ самые быстрые ракеты в мире

12 сентября 2019

  1. Особенности скорости звука
  2. 1 Мах — это сколько километров в секунду
  3. 27 Махов — это мечта или реальность

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Понятие скорости известно нам ещё со школьной скамьи. Если говорить о её физической сущности, то это – расстояние, пройденное движущимся телом (материальной точкой) за определённый промежуток времени.

В качестве расстояния выступают как системные, так и внесистемные единицы (метры, мили, дюймы, углы и др.), время же определяется в секундах или часах. Таким образом, скорость можно выразить многообразием величин, таких как метр в секунду (м/сек), километр в час (км/час), радиан в секунду (1/сек) и т.д.

Несмотря на то, что вышеупомянутые обозначения скорости без труда конвертируются одно в другое, существует ряд областей, где удобно (или исторически принято) измерять скорость в специфических единицах.

Например, моряки предпочитают «узел» (морская миля в час). В астрономии пользуются лучевой (радиальной) скоростью, в космонавтике – космическими скоростями (там их три).

В авиации же, где приходится иметь дело со сверхзвуковыми скоростями, точкой отсчёта, как правило, служит скорость распространения звуковых волн в газообразной среде (проще – скорость звука в воздухе).

Это обусловило появление такой единицы измерения, как «число Маха» (в честь австрийского физика-экспериментатора в области аэродинамики Эрнста Маха). Зачем это нужно, поговорим ниже (а попутно отметим, что к фразе «дал(а) маху» этот учёный отношения не имеет).

Особенности скорости звука

Отличительной чертой скорости звука является то, что она изменяется в зависимости от характера окружающей среды.

В частности, в чугуне скорость звука приблизительно равна 5000 м/сек, в пресной воде – 1450 м/сек, в воздухе – 331 м/сек (1200 км/час). Определение «приблизительно» выбрано неслучайно, поскольку на быстроту прохождения звуковых колебаний влияют и другие факторы.

Для интересующей нас воздушной среды факторами, влияющими на скорость звука, являются:

  1. температура (Т);
  2. давление (Р);
  3. плотность (p);
  4. влажность (f).

Перечисленные показатели тесно взаимосвязаны между собой (так, плотность является функцией от температуры, давления и влажности), а также с высотой над уровнем моря. Влияют они и на скорость звука.

Наглядно эта взаимосвязь показана в нижеприведённой таблице (по данным ИКАО).

Высота, м0500100050001000020000

Давление, кПа 101,3 95,5 89,9 54,0 26,4 5,5
Плотность, кг/м3 1,22 1,17 1,11 0,74 0,41 0,09
Температура, 0С 15 12 8 -18 -50 -56
Скорость звука, м/сек 340,3 338,4 336,4 320,5 299,5 295,0

Главное тут то, что скорость звука существенно меняется в зависимости от высоты.

1 Мах — это сколько километров в секунду

Мах характеризует движение летательного аппарата (ЛА) в воздушном потоке, иными словами, показывает соотношение между скоростью звука в воздушной среде, обтекающей ЛА, и скоростью самого ЛА. То есть является безразмерной единицей.

Если самолет превысит скорость распространения звука на этой высоте в два раза, то на приборной панели будет красоваться 2 Мах (2 М). Общая формула расчета выглядит так:

По

Не догоню, так согреюсь!

Наличие планов создания суперракеты вовсе не означает, что она в самом деле будет создана. Основная проблема сверхтяжелых ракет — это их нацеленность на выполнение некоей сверхзадачи, после которой они оказываются невостребованными и ненужными. Прекращение производства ракеты означает постепенную утрату компетенций по ее созданию и полную или частичную утрату технологий — так что уже через 1-2 поколения после завершения проекта сверхтяжелая ракета уже не может быть произведена вновь.

Чтобы не тратить огромные средства понапрасну, РН «Енисей» может запускаться в сокращенных вариантах, т.е. в виде триблока СТК-50 с расчетной ПН около 50 тонн (без четырех блоков первой ступени) и моноблока Союз-5 с расчетной ПН 17 тонн. Сокращенные варианты используют РД-171МВ на нижних ступенях и керосиновую верхнюю ступень с высотным РД-0124МС, о которой мы уже упоминали в разделе про модернизацию «Ангары».

Эскиз двухступенчатой ракеты-носителя Союз-5 («Иртыш»)
с космическим кораблем «Федерация»

Значение усеченных вариантов КРК СТК состоит в том, что они кратно дешевле полноразмерного супертяжа и для них легче найти применение. Это обеспечит непрерывность производства даже в том случае, если сверхтяжелый вариант ракеты окажется не нужным. Моноблочный вариант «Енисея» — «Иртыш» планируется испытать уже в 2023 году в рамках международного сотрудничества с Казахстаном по программе «Сункар».

Отметим также, что совсем недавно «Союз-5» намеревались использовать для испытаний нового космического корабля «Федерация» на околоземной орбите — но тот оказался слишком тяжелым для моноблочной ракеты и сейчас решено запускать его на «Ангаре», для чего создается специальная пилотируемая модификация «Ангара-А5П».

В дальнейшем, опять-таки в порядке международного сотрудничества могут быть предприняты шаги по освоению Луны, поскольку ресурсов отдельно взятого государства для этого явно не хватает. Будущее пока в тумане, и все участники «новой лунной гонки» пока заняты в основном тем, что наперегонки рисуют «ракетные замки» различной степени амбициозности и достоверности.

Сколько военных наверху

Под космосом обычно понимают все, что находится выше 100 км от Земли. На околоземной орбите и выше летом 2021 года 2 666 искусственных спутников, из них принадлежат американским военным, около  — российским, 63 — китайской армии. В других странах, таких как Франция, Израиль, Германия, Италия, Индия, Великобритания, Турция, Мексика, Испания и Япония, их количество составляет менее десяти. Существуют и государства, например, в Африке, у которых нет ни одного армейского спутника.

Цифры эти не окончательные. Из-за секретности и существования ряда летательных космических аппаратов двойного использования (их применяют и армия, и коммерсанты) невозможно назвать точное количество военных спутников. Однако каждый год число ИСЗ (искусственных спутников Земли) увеличивается, на околоземную орбиту запускаются новые, которые умеют собирать еще больше информации и выполнять еще больше функций.

Космические силы США, например, 13 июня 2021 года отправили в космос своего сверхсекретного «Одиссея». Odyssey — новейший разведывательный американский спутник. По официальной версии, он предназначен для отслеживания космического мусора: обломков других аппаратов и отслуживших свое, неуправляемых ИСЗ. Odyssey был сконструирован и построен в рекордные сроки — за 11 месяцев вместо привычных пяти лет.

На орбиту спутник Odyssey доставила ракета Northrop Grumman Pegasus.

(Фото: Randy Beaudoin / NASA)

Летательные аппараты [ править ]

На пенсии

  • Saturn V , с полезной нагрузкой программы Apollo в виде командного модуля , служебного модуля и лунного модуля . Все три имели общую массу 45 т (99 000 фунтов). Когда было включено топливо для третьей ступени и вылета на околоземную орбиту, Сатурн V фактически вывел 140 тонн (310 000 фунтов) на низкую околоземную орбиту. Последний запуск Saturn V поместил Skylab , полезную нагрузку 77 111 кг (170 001 фунт) на НОО.
  • Space Shuttle вращался комбинированный трансфер и грузов массой 122,534 кг (270142 фунтов) при запуске Чандра рентгеновской обсерватории на STS-93 . Chandra и ее двухступенчатая инерциальная разгонная ракета-носитель весила 22 753 кг (50 162 фунта).
  • Система » Энергия» была разработана для вывода на низкую околоземную орбиту массой до 105 тонн (231 000 фунтов). Энергия» запускалась дважды, прежде чем программа была отменена, но только один полет достиг орбиты. В первом полете при запуске оружейной платформы « Полюс» (примерно 80 т (180 000 фунтов)) аппарат не смог выйти на орбиту из-за ошибки программного обеспечения на кик-ступени. Второй полет успешно запустил орбитальный аппарат » Буран» .

Space Shuttle отличался от традиционных ракет тем, что орбитальный аппарат был, по сути, многоразовой ступенью, которая перевозила грузы внутри. «Буран» тоже был многоразовым космическим самолетом, но не ракетной «ступенью», поскольку не имел ракетного двигателя (за исключением маневров на орбите). Для выхода на орбиту он полностью полагался на одноразовую пусковую установку «Энергия».

Оперативный

Falcon Heavy рассчитан на запуск 63,8 т (141 000 фунтов) на низкую околоземную орбиту (НОО) в полностью одноразовой конфигурации и около 57 т (126 000 фунтов) в частично многоразовой конфигурации, в которой восстанавливаются только два из трех ускорителей. По состоянию на сентябрь 2020 года запуск последней конфигурации запланирован на начало 2021 года, но на геостационарную орбиту будет выведена гораздо меньшая полезная нагрузка. Первый испытательный полет состоялся 6 февраля 2018 года в конфигурации, в которой была предпринята попытка восстановления всех трех ускорителей с небольшой полезной нагрузкой 1250 кг (2760 фунтов), отправленной на орбиту за Марсом . Второй и третий полеты запустили 6 465 кг (14 253 фунтов) и 3700 кг (8 200 фунтов) полезной нагрузки.

Суборбитальные тесты

  • N1 , советская ракета «Луна». Разработан в конце 1960-х — начале 1970-х годов. Совершил 4 попытки запуска на орбиту, но ни в одном из этих полетов не вышел на орбиту. После 4 неудачных запусков проект был закрыт в 1976 году.
  • SpaceX Starship , американская коммерческая частная ракета в активной разработке. Совершил первые испытательные полеты в конце 2019 года, а испытательные полеты на большой высоте начнутся в 2020 году.

Самая мощная баллистическая ракета

Межконтинентальная ракета «Сатана» имеет вес 211 тонн. Запускается она минометным стартом и имеет двухступенчатое зажигание. Твердотопливное на первой ступени и жидкотопливное – на второй. С учетом такой особенности ракеты конструкторы внесли некоторые изменения, в результате которых масса стартовой ракеты оставалась прежней, вибрационные нагрузки, возникающие на старте, снижались, а энергетические возможности повышались. Баллистическая ракета «Сатана» имеет следующие размеры: длину – 34,6 метра, в диаметре – 3 метра. Это очень мощное оружие, боевая нагрузка ракеты от 8,8 до 10 тонн, пусковая возможность имеет радиус действия до 16 тысяч километров.

Это самый идеальный комплекс противоракетной обороны, в котором есть независимые друг от друга боеголовки индивидуального наведения и система ложных целей. «Сатана» Р–36М как самая мощная в мире ракета, относящаяся к классу «земля-воздух», занесена в Книгу рекордов Гиннеса. Создателем мощного оружия является М. Янгель. Основной целью конструкторского бюро под его руководством была разработка многоликой ракеты, которая была бы способна выполнять множество функций и иметь большую разрушительную силу. Судя по характеристикам ракеты, они со своей задачей справились.

Что такое баллистическая ракета

Много вопросов возникает в отношении отличий баллистических и крылатых ракет. Отвечая на эти вопросы, можно сказать, что отличия сводятся к траектории полета.

Как это часто бывает, особенности кроются в названии. Так и название крылатой ракеты говорит само за себя. Большую часть пути крылатая ракета держится в воздухе за счет крыльев, представляя из себя по сути самолет. Наличие крыльев обеспечивает ей очень высокую маневренность, позволяющую не только менять траекторию движения, отклоняясь от средств ПВО, но даже лететь на высоте нескольких метров от земли, огибая рельеф. Так ракета и вовсе сможет остаться незамеченной для ПВО.

Это не самолет, а крылатая ракета.

Этот тип ракет имеет меньшую, в сравнении с баллистических, скорость, которая обусловлена, в том числе, более высоким лобовым сопротивлением. Тем не менее, они подразделяются на дозвуковые, сверхзвуковые и гиперзвуковые.

Первые развивают скорость, близкую к скорости звука, но не превышают ее. Примером таких ракет может быть знаменитая американская крылатая ракета ”Томагавк”. Сверхзвуковые ракеты могут развивать скорость до 2,5-3 скоростей звука, а гиперзвуковые, над которыми сейчас работает очень много стран, должны набирать 5-6 скоростей звука.

Еще один пример крылатой ракеты.

Баллистические ракеты летают немного иначе. Они имеют баллистическую траекторию и большую часть своего пути находятся в неуправляемом полете. Грубо говоря, это похоже на то, что ракету просто бросили в противника, как камень. Конечно, есть точный расчет и системы наведения, но именно такой относительно простой способ позволяет нести очень большой заряд, размер и вес которого существенно превышают то, что возьмет ”на борт” крылатая ракета.

Первые научные труды и теоретические работы, связанные с баллистическими ракетами, описаны еще в 1896 году К.Э. Циолковским. Он описал такой тип летательных аппаратов и вывел зависимость между многими компонентами ракеты и ее полета. Формула Циолковского до сих пор составляет важную часть математического аппарата, используемого при проектировании ракет.

Во многом именно этому человеку мы обязаны не только военными, но и мирными ракетами. К.Э. Циолковский.

Будущее Falcon Heavy – технический прорыв или рекламный трюк?

6 февраля 2018 года Falcon Heavy впервые взлетела с мыса Канаверал и “взорвала” все мировые СМИ, превозносящие этот полет как исторический, как новую веху в космонавтике и как полный триумф SpaceX и Илона Маска.

Ни в коем случае не преуменьшая целей которых удалось добиться Маску и его компании (а полностью успешный взлет “частной” космической ракеты, по характеристикам претендующей на мировой рекорд – это уже само по себе блестящий триумф), нельзя при этом поддавшись общим восторгам назвать запуск “тяжелого “Сокола” действительно в чем-то выдающимся прорывом.

Как я уже отмечал ранее, по техническим характеристикам Falcon Heavy практически ни в чем не превзошла разработки СССР и США двадцати-тридцатилетней давности. Если принять за главное преимущество “Сокола” его возвращаемые назад ступени и экономию на запусках, то полезный вес выводимый на орбиту мало чем отличается от хорошо проверенного “Протона-М”. Пока же в качестве полезной нагрузки в космос был запущен лишь электромобиль “Тесла” (также продукт одной из компаний Илона Маска), шаг конечно красивый и яркий, с точки зрения маркетинга и рекламы, но с точки зрения развития технологий или научного прорыва – ничем не выдающийся.

Первый старт Falcon Heavy прошел не совсем гладко – из трех возвращаемых ступеней успешно приземлись две, а третья разбилась при посадке, кроме того, из-за ошибки в расчетах “полезная нагрузка” (автомобиль “Тесла”) был выведен совсем не на ту орбиту, как было рассчитано изначально. Тем не менее, Илон Маск на пресс конференции сообщил, что доволен результатами миссии и никаких существенных изменений в конструкции сверхтяжелого ракетоносителя Falcon Heavy не планирует. Несмотря на некоторые неприятности со стартом, ни одна из них не является для проекта такого масштаба фатальной.

В конце-концов, со слов основателя SpaceX можно понять, что сама Falcon Heavy не является для него неким конечным продуктом – скорее всего “тяжелый «Сокол»” – только очередная веха на пути к будущему. И настоящие космические прорывы человечества уже не за горами.

Жидкотопливные ракеты

Роберт Годдард в 1925 году испытал первый двигатель, работающий на жидком топливе. Его двигатель использовал для работы жидкий кислород и бензин. Также он стремился решить многие фундаментальные проблемы в конструкции двигателя ракеты, включая стратегии охлаждения, механизмы накачки и рулевые механизмы. Такие проблемы делают ракеты с жидким топливом столь сложными. Все это ему успешно удалось.

Главная идея максимально проста. В большинстве жидкотопливных ракетных двигателях окислитель и топливо (к примеру, жидкий кислород и бензин закачиваются в камеру сгорания). Там они сгорают, создавая поток горячих газов с высоким давлением и скоростью. Эти газы проходят через специальное сопло, которое делают их скорость еще большей (от 8 тыс. до 16 тыс. километров в час), а затем выходят. Ниже приведена простая схема, демонстрирующая этот процесс наглядно.

На схеме видно сложности обычного ракетного двигателя. Например, нормальное топливо – это холодный жидкий газ по типу жидкого кислорода или жидкого водорода. Но одной из серьезных проблем подобного двигателя является охлаждение сопла и камеры сгорания, поэтому сначала холодная жидкость циркулирует вокруг перегретых частей, дабы их охладить. Насосы должны генерировать высокое давление, чтобы преодолеть давление в камере сгорания, сжигаемой топливом. Это охлаждение и подкачка делает ракетный двигатель схожим на неудачную попытку сантехнической самореализации. Теперь рассмотрим все варианты комбинации топлива, которые применяется в жидкотопливных двигателях ракет:

  • жидкий кислород и жидкий водород (главные двигатели космических шаттлов);
  • жидкий кислород и бензин (первые ракеты Годдарда);
  • жидкий кислород и керосин (применялись в программе «Аполлон» в 1 ступени «Сатурна-5»);
  • жидкий кислород и спирт (применялись ракетах V2 немецкого производства);
  • четырехокись азота/монометилгидразин (применялись в двигателях «Кассини»).

Какое топливо используется в ракете

При выборе типа ракетного топлива больше всего всего внимания уделяется особенностям использования ракеты и тому, каким двигателем ее планируется оснастить. Грубо можно сказать, что все типы топлива делятся в основном по форме выпуска, удельной температуре сгорания и КПД. Среди основных типов двигателей выделяется твердотопливные, жидкостные, комбинированные и прямоточные воздушно-реактивные.

В качестве самого простого твердого топлива можно привести в пример порох, которым заправляются фейерверки. При сгорании он выделяет не очень большое количество энергии, но его достаточно для вывода на высоту нескольких десятков метров красочного заряда. В начале статьи я говорил о китайских стрелах XI века. Они являются еще одним примером твердотопливных ракет.

В некотором роде порох тоже можно назвать топливом твердотопливной ракеты.

Для боевых ракет твердое топливо производится по иной технологии. Обычно им является алюминиевый порошок. Главным плюсом таких ракет является легкость их хранения и возможность работы с ними, когда они заправлены. Кроме этого, такое топливо стоит относительно недорого.

Минусом твердотопливных двигателей является слабый потенциал отклонения вектора тяги. Поэтому для управления в таких ракетах часто используются дополнительные небольшие двигатели на жидком углеводородном топливе. Такая гибридная связка позволяет более полно использовать потенциал каждого источника энергии.

Использование именно комбинированных систем хорошо тем, что позволяет уйти от сложной системы заправки ракеты непосредственно перед запуском и необходимости откачки большого количества топлива в случае его отмены.

Отдельно стоит отметить даже не криогенный двигатель (заправляется сжиженными газами при очень низкой температуре) и не атомный, про который много говорят в последнее время, а прямоточный воздушно-реактивный. Такая система работает за счет создания давления воздуха в двигателе при движении ракеты на большой скорости. В самом двигателе производится впрыск топлива в камеру сгорания и смесь поджигается, создавая давление больше, чем на входе. Такие ракеты способны летать со скоростью, которая в несколько раз превышает скорость звука, но для запуска двигателя нужно давление, которое создается на скорости чуть выше одной скорости звука. Именно поэтому для запуска должны быть использованы вспомогательные средства.

Minuteman LGM-30G | Скорость 6,7 км/с

Minuteman LGM-30G — одна из самых быстрых межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования в мире. Её скорость составляет 6,7 км в секунду. LGM-30G «Минитмэн» III имеет расчетную дальность полета от 6000 километров до 10 000 километров в зависимости от типа боеголовки. Минитмен-3 стоит на вооружении США с 1970 года по сегодняшний день. Она является единственной ракетой шахтного базирования в США. Первый пуск ракеты состоялся в феврале 1961 года, модификации II и III были запущены в 1964 году и 1968 соответственно. Ракета весит около 34 473 килограмм, оснащена тремя твердотопливными двигателями. Планируется, что ракета будет стоять на вооружении вплоть до 2021 года.

Ссылки [ править ]

  1. : «Малые: полезные нагрузки 0–2 т, Средние: полезные нагрузки 2–20 тонн, тяжелые: 20–50 тонн, сверхтяжелые:> 50 тонн»
  2. . Энциклопедия Astronautica . Проверено 8 августа +2016 .
  3. . Энциклопедия Astronautica. Архивировано из 8 ноября 2013 года . Проверено 12 июня 2013 года .
  4. ^ Кребс, Гюнтер. . Космическая страница Гюнтера . Проверено 22 сентября 2018 года .
  5. . NASASpaceFlight.com . 11 ноября 2019 . Проверено 11 ноября 2019 .
  6. Кребс, Гюнтер. . Космическая страница Гюнтера . Гюнтер . Проверено 7 августа 2018 .
  7. . Государственный космический научно-производственный центр им . Хруничева . Проверено 2 сентября 2018 .

Модульная «Ангара»

Проект «Ангара» берёт своё начало в первой половине 1990-х годов, когда в России был объявлен конкурс на создание космического ракетного комплекса тяжёлого класса. Его необходимость объяснялась тем фактом, что после распада СССР часть предприятий космической отрасли, а также космодром Байконур оказались за пределами России. Поэтому с точки зрения стратегической безопасности страна нуждалась в ракетах, которые бы целиком производились в России и запускались с российских космодромов.

В 1994 году в конкурсе победил проект ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, который и стал головным разработчиком комплекса. На подготовительном этапе концепция несколько раз менялась, пока в 1997 году конструкторы не пришли к нынешнему варианту, который представляет собой ракету-носитель на базе универсальных ракетных модулей (УРМ) с кислородно-керосиновыми двигателями. Проект включает носители четырёх классов — от лёгкого до тяжёлого, грузоподъёмность которых варьируется от 1,5 т до 35 т.

В зависимости от класса «Ангары» и массы меняется и число универсальных ракетных модулей, на которых устанавливаются двигательные установки. Так, для носителей лёгкого класса «Ангара 1.1» или «Ангара 1.2» достаточно одного УРМ, для ракеты среднего класса «Ангара-А3» — уже три, а конструкция тяжёлой «Ангары-А5» предусматривает установку сразу пяти таких блоков.

  • Семейство ракет-носителей «Ангара»

Авторы проекта «Ангара» предполагали, что ракеты этого семейства смогут заменить всю линейку использовавшихся на тот момент в России носителей. Так, «Ангара-А5» и «Ангара-А7» должны были заменить «Протоны». «Ангара-А3» и «Ангара А1.2» пришли бы на замену производившимся на Украине «Зениту-2» и «Циклону-2/3», а «Ангара А1.1» заняла бы место «Космоса-3М», снятого с производства ещё в 1990-х годах.

Первый запуск состоялся 9 июля 2014 года: лёгкая ракета «Ангара-1.2ПП» успешно стартовала с Плесецка и по баллистической траектории долетела до полигона Кура на Камчатке.

Следующий пуск «Ангары» с космодрома в Плесецке намечен на декабрь 2019 года, на этот раз с макетом спутника. Третий старт будет произведён в 2020 году.

Примечания [ править ]

  1. Орбитальный аппарат Space Shuttle является частью ступени ракеты-носителя (вместе с внешним резервуаром Space Shuttle ), но также сам по себе является космическим кораблем, способным работать в течение продолжительных периодов времени с экипажем на низкой околоземной орбите. Следует ли учитывать массу орбитального аппарата как «полезную нагрузку» или как полезную нагрузку следует учитывать только груз и экипаж, перевозимые на орбитальном аппарате, может зависеть от используемого операционного определения и, следовательно, является спорным. Действительность его включения на эту страницу зависит от этого определения.
  2. Конфигурация, в которой все три ядра предназначены для извлечения, классифицируется как ракета-носитель большой грузоподъемности, поскольку ее максимально возможная полезная нагрузка на НОО составляет менее 50 000 кг.

Самая большая ракета, когда-либо летавшая в космос

Любому материальному телу, которое вдруг решило покинуть Землю, требуется для этого некоторое количество энергии. И чем тяжелее объект, тем больше ее нужно. Поэтому любая космическая ракета, по сути, является огромной бочкой с топливом. Полезная нагрузка, которую она должна вывести в космос, весит гораздо меньше, чем сама ракета. И если полезная нагрузка имеет большую массу, то для преодоления притяжения Земли потребуется еще больше топлива. А еще больший объем топлива еще больше увеличивает общую массу ракеты. Что, в свою очередь, требует еще большего количества топлива!

Нужна мощная ракета

И это серьезная проблема. Вес ракеты, несущей крупный груз, вырастает до немыслимых значений.

Но однажды одни люди сказали другим — ах так! Тогда мы… полетим… ммм… на Луну! Вот!

И разработали план полетов к нашему единственному спутнику. Так появилась на свет программа «Аполлон».

Эта была ошеломляюще амбициозная задумка. Ее целью являлась высадка человека на Луне. Впервые в истории человечества. Ну и конечно благополучное возвращение этих людей на Землю. Однако решение этой задачи привело к возникновению целого ряда проблем. Одна из которых заключалась в том, что для ее решения нужна была просто колоссальная по мощности ракета. Которая не должна была быть уж слишком грузной. И запросто могла бы вывести в космос достаточно тяжелую полезную нагрузку.

Чудо-ракета

И людям удалось создать подобное чудо! Ракета, способная доставить человека на Луну, была создана. Она получила название «Сатурн-5». Первая ступень ракеты была самой большой. Она имела высоту 42 метра. Пять двигателей, получивших название Rocketdyne F-1, работали на керосине и кислороде. Они были настолько мощными, что после завершения программы «Аполлон» им больше не нашлось применения.

Эти огромные двигатели сжигали 15 тонн топлива в секунду. Суммарно создавая невероятные 34 000 кН тяги. Первая ступень ракеты «Сатурн-5», имеющая размеры 36 этажного дома, взлетала до 61 км над уровнем моря. Это происходило всего за 2,5 минуты. После ее отключения вступали в работу пять двигателей J-2 второй ступени. Эти двигатели, которые не видно в момент старта, включались, чтобы доставить оставшуюся часть машины на высоту 185 км от поверхности Земли. Их топливо — кислород и водород. Время работы — 6 минут. Суммарная тяга — 5100 кН.

Третья ступень, последняя и самая маленькая, оснащалась одним двигателем. Его название — J-2. Это устройство разгоняло полезную нагрузку, которую несла ракета «Сатурн-5», до 40 000 км / ч. Этого было вполне достаточно, чтобы направить полезную нагрузку к Луне. Двигатели третьей ступени использовала то же топливо, что и двигатели предыдущей. Тяга — 1000 кН.

Монстр в космосе

Ракета «Сатурн-5» была изготовлена с использованием алюминия, полиуретана, асбеста, пробки и титана и многих других материалов. Она имела примерно в 4 раза большую грузоподъемность, чем другой космический монстр — Space Shuttle.

Весь пусковой комплекс «Сатурн-5» весил 2 800 000 кг на стартовой площадке. То есть в 16 раз больше самого крупного и тяжелого животного на планете Земля — ​​голубого кита. Вес которого достигает 177 тонн.

Эта гигантская ракета выходила в космос 13 раз, в период с 1967 по 1973 год. Кроме программы «Аполлон» ее использовали для вывода на орбиту космической станции Skylab.

И по сей день «Сатурн-5» остается самой большой, самой тяжелой и самой мощной ракетой, когда-либо летавшей в космос.

Ссылки [ править ]

  1. : «Small: 0-2t полезная нагрузка, средний: 2-20t полезных нагрузок, Толстая: 20-50t полезные нагрузки, сверхтяжелых:> 50T полезная нагрузка»
  2. Мэй, Сандра (27 августа 2014 г.). . НАСА . Дата обращения 11 июня 2017 .
  3. . Arianespace . Архивировано из 27 сентября 2007 года . Проверено 13 ноября 2007 года .
  4. .
  5. (пресс-релиз). Arianespace . 1 июня 2017 . Дата обращения 2 июня 2017 .
  6. . Arianespace . Проверено 6 января 2021 года .
  7. ^ . United Launch Alliance . Июнь 2013. С. 2–10. Архивировано из 10 июля 2014 года . Проверено 9 октября 2017 года .
  8. . НАСА . Декабрь 2014. с. 12.
  9. . SpaceNews.com . 5 мая 2020 . Дата обращения 5 июня 2020 .
  10. Барбоса, Руи С. (4 мая 2020 г.). . nasaspaceflight.com . Дата обращения 5 мая 2020 .
  11. . Spaceflightnow.com . 5 мая 2020 . Дата обращения 5 мая 2020 .
  12. . space.skyrocket.de . Дата обращения 6 января 2020 .
  13. . Международные запуски . Июль 2009 . Дата обращения 11 июня 2017 .
  14. Кребс, Гюнтер. . Космическая страница Гюнтера . Дата обращения 11 июня 2017 .
  15. . Европейское космическое агентство. 12 июля 2012 . Проверено 8 марта 2014 года .
  16. . Архивировано из 9 августа 2018 года . Проверено 22 декабря 2015 .
  17. . Вести.ру . 14 декабря 2020.
  18. де Селдинг, Питер Б. (15 июня 2016 г.). . SpaceNews . Дата обращения 11 июня 2017 . Каждый спутник Iridium Next при запуске будет весить 860 кг, а общая масса полезной нагрузки спутника — 8600 кг, плюс дозатор на 1000 кг.
  19. . NASASpaceFlight.com . 1 ноября 2019 . Дата обращения 11 ноября 2019 .
  20. Грэм, Уильям (3 июля 2017 г.). . НАСАКосмический полет .
  21. Кребс, Гюнтер. . Космическая страница Гюнтера . Гюнтер . Проверено 7 августа 2018 .
  22. . NOAA. Январь 2015 г. Архивировано 2 апреля 2015 г. из . Проверено 14 марта 2015 года .
  23. . Космическая страница Гюнтера . Проверено 13 апреля 2019 .
  24. . ssd.jpl.nasa.gov . 1 марта 2018 . Проверено 15 марта 2018 года .
  25. Вступив в гонку на Луну, Сатурн IB занял свое место в космосе.
  26. . www.khrunichev.ru . Проверено 6 января 2021 года .
  27. . www.spacelaunchreport.com . Проверено 6 января 2021 года .
  28. . www.astronautix.com . Проверено 6 января 2021 года .
  29. 18 февраля 2016 г. в Wayback Machine.
  30. Кларк, Стивен (13 августа 2016 г.). . . Дата обращения 13 августа 2016 .
  31. Lagier, Roland (март 2018). . Arianespace . Проверено 27 мая 2018 .
  32. . Geekwire . 10 октября 2018 . Проверено 9 ноября 2018 .
  33. Фауст, Джефф (8 марта 2017). . SpaceNews . Проверено 8 марта 2017 года .
  34. . Рейтер .
  35. (пресс-релиз). United Launch Alliance . 27 сентября 2018 . Проверено 28 сентября 2018 года .
  36. . www.b14643.de . Проверено 6 января 2021 года .
  37. DeRoy, Rich S .; Рид, Джон Г. (февраль 2016 г.). . Успехи космонавтики . Univelt. 157 : 228. AAS 16-052 . Проверено 28 сентября 2018 года .
  38. . United Launch Alliance . 2018 . Проверено 28 сентября 2018 года .
  39. . SpaceNews . 25 октября 2019 . Проверено 6 января 2021 года .
  40. . Авиационная неделя , 26 октября 2010 г.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector