Семейство зенитных ракетных комплексов с-300: история создания, основные модификации

История разработки

В 1950-х годах Н.С. Хрущёв потребовал от руководства ВПК сделать Московскую систему ПВО мобильной.

Счетверённая ПУ С-125 с ракетами В-600 на позиции

В конце 1960-х годов применение ЗРК в войне во Вьетнаме и в ближневосточных конфликтах выявило потребность в разработке мобильного комплекса с минимальным временем развёртывания как средств обнаружения целей, так и пусковых установок (ПУ):

  • возможность наиболее эффективного поражения цели крайне ограничена во времени ввиду её высокой скорости и быстрого ухода из зоны уничтожения;
  • быстрая смена позиции обеспечивает живучесть комплекса, не давая возможности противнику нанести ответный удар.

Находившийся к тому времени на вооружении комплекс С-125 мог обеспечить время перехода в походное положение минимум за 25-30 минут — и это при идеальной выучке и боевой слаженности расчёта.

25-30 минут
составляет переход в походное положение комплекса С-125

Конечно, подобные нормативы были отработаны на учениях, но реальная боевая обстановка могла существенно скорректировать их в сторону увеличения.

С самого начала опытно-конструкторских работ было предусмотрено создание трёх типов систем: для ПВО страны (С-300П), ПВО сухопутных войск (С-300В) и корабельной ПВО военно-морского флота (С-300Ф). Головным разработчиком стало ЦКБ «Алмаз», где налажено производство С-300.

Прикрыть важнейшие объекты

«Триумф» является объектовой системой ПВО. С-400 предназначен для частичной замены в войсках семейства многоканальных ЗРК С-300ПМ. В то же время уникальный комплекс нередко пополняет состав уже существующих соединений ПВО.

По информации Минобороны, С-400 предназначен для защиты важнейших стратегических объектов от массированного воздушного удара противника. Комплекс способен уничтожать все аэродинамические цели, летящие со скоростью до 4,8 км/с.

Также по теме


«Триумф» дедолларизации: почему контракт на поставку С-400 Индии заключён в рублях

Россия и Индия подписали контракт на поставку зенитного ракетного комплекса (ЗРК) С-400 «Триумф» в рублях, сообщил вице-премьер РФ…

Возможности С-400 позволяют поражать все известные средства авиации (беспилотники, истребители пятого поколения с технологией «стелс», самолёты-разведчики), современные оперативно-тактические ракеты, включая знаменитые американские «Томагавки».

В СМИ можно встретить утверждение, что С-400 способен перехватывать боевые блоки баллистических ракет на дальности до 60 км, однако Корнев отметил, что речь не идёт о межконтинентальных баллистических ракетах (МБР). По его словам, «Триумфу» не под силу поражать маневрирующие боевые блоки, летящие на финальном участке с гиперзвуковой скоростью. В этом заключается единственный недостаток российской системы. 

Радиолокационные средства «Триумфа» в зависимости от метеоусловий могут обнаруживать цели на дальности до 600 км. Дальность поражения летающих аппаратов и ракет противника составляет от 1 км до 200—250 км.

В октябре агентство ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе РФ сообщило о принятии на вооружение двухступенчатой твердотопливной сверхдальней ракеты 40Н6 разработки МКБ «Факел» (Химки). В составе С-400 она способна сбивать цели на дальности до 380—400 км.

Главная особенность ракеты заключается в наличии радиолокационной головки самонаведения (ГСН). Она способна находить и преследовать цель независимо от наземных средств, которые зачастую не могут подсвечивать объект поражения на дальности свыше 200 км.

  • Подготовка С-400 к испытаниям

«Скорее всего, 40Н6Е — это телеуправляемая ракета с инерциальной системой управления. Через ГСН она может вести обмен информацией с расчётом комплекса, а он может корректировать её курс. Но за пределами видимости наземных локаторов она переходит в активный режим, выбирая «жертву» без команды», — отметил Корнев.

Эксперт предполагает, что появление 40Н6Е в арсенале полков С-400 позволит поражать «гиперзвуковые атмосферные цели», то есть боеголовки МБР, что заметно повысит боевые возможности российской системы ПВО/ПРО.

С-300ПМ и С-400

C-300ПМ1 приняли на вооружение в 1992 году. Система произвела настоящую революцию — впервые в мире она могла одновременно применять ракеты различных типов. В их число вошли ракеты 48Н6Е с дальностью поражения до 195 километров и боеголовкой весом 150 килограммов. Скорость ракеты, превышающая 5,8 Маха, позволяла перехватывать сверхзвуковые ракеты и значительно сокращала возможности уклонения самолетов. Позже появились ракеты 9М96Е1 и 9М96Е2, дальность которых составляет, соответственно, 40 и 120 километров. Использование этих ракет превратило C-300ПМ1 в универсальную систему, способную эффективно поражать цели на короткой и средней дистанции. Несмотря на меньшую боеголовку, вероятность поражения у 9М96Е1 и 9М96Е2 выше, чем у их предшественниц. Этого удалось добиться за счет того, что для маневрирования они используют не аэродинамическое оперение, а газодинамическую систему. Еще одним преимуществом C-300ПМ1 стал новый радиолокатор подсвета и наведения 30Н6Е, который позволяет единовременно обстреливать до 6 целей.

Зенитную ракетную систему C-300ПМ2 приняли на вооружение в 1997 году. Была повышена максимальная дальность обнаружения и поражения целей. Этот был первый вариант С-300, способный бороться с тактическими баллистическими ракетами средней дальности. Кроме того, отдельные подразделения получили возможность работать автономно благодаря самоходной всевысотной РЛС 96Л6Е.

C-300ПМ2 стала важным шагом на пути к разработке ЗРС C-300ПМ3, позже переименованной в С-400. Она стала одним из лучших комплексов ПВО XXI века. «Триумф», поступивший на вооружение в 2007 году, может применять ракеты 40Н6 (дальность — до 400 километров), 48Н6 (до 250 км), 9М96Е2 (до 120 км) и 9М96Е1 (до 40 км). За счет этого С-400 способна самостоятельно обеспечивать эшелонированную противовоздушную оборону. Зарубежные аналоги, такие как Patriot и THAAD, не только имеют меньшую дальность, но и не могут одновременно обстреливать столько же целей.

В российских ЗРС пуск ракеты производится специальным катапультным устройством непосредственно из транспортно-пускового контейнера. Ракета подбрасывается вертикально вверх на высоту 30-50 метров, после чего запускается стартовый двигатель и производится наклон в сторону цели. Эта сложная схема пуска позволяет увеличить максимальную дальность ракет, одновременно снижая минимальную дальность их применения.

Одной из главных особенностей С-400 стало использование ракеты 40Н6, способной поражать цели на расстоянии до 400 километров. Ее головка самонаведения способна находить цель после утраты связи с наземными системами. Эта ракета может изменить баланс сил в ряде регионов мира. К примеру, она позволяет КНР контролировать воздушное пространство Тайваня. Истребители, самолеты ДРЛО, самолеты-заправщики и воздушные командные пункты очень уязвимы перед 40Н6. Лишним тому доказательством стал отказ США от самолетов Boeing E-8 Joint STARS.

Еще одна отличительная черта С-400 — способность обнаруживать и отслеживать самолеты-невидимки. Мощный радар раннего обнаружения 91Н6Е может «захватывать» их на расстоянии свыше 150 километров. Сочетание дальности, скорости и точности делает «Триумф» главной угрозой для вражеских самолетов и ракет.

ЮГОСЛАВСКИЕ СТЕНАНИЯ

Поскольку С-300П была задумана как составная часть системы ПВО страны, то внутри этой системы все перечисленные недостатки более или менее нивелировались. Ее РЛС не нужно было постоянно работать, для этого существовали РТВ, они же должны были обнаруживать низколетящие цели и выдавать по ним предварительное целеуказание. Низкая скорость перезарядки компенсировалась наличием большого числа готовых к пуску ЗУР, большая мертвая воронка – взаимным прикрытием друг друга дивизионами одного полка. Кроме того, страховали друг друга разные полки, а также другие средства ПВО. Но когда «трехсотку» стали «выдергивать из контекста» и делать «самостоятельной величиной» (да еще и в урезанных вариантах – в полку по одному-два дивизиона, по 4–8 ПУ в каждом вместо трех–пяти дивизионов по 12 ПУ), то недостатки стали неизбежно проявляться.

В первый раз это случилось в связи с агрессией НАТО против Югославии весной 1999 года. Тогда поднялся над Русью вой патриотической общественности: «Почему мы не отправляем в Югославию С-300?!» Что интересно, отголоски этого воя слышны до сих пор, хотя за 20 лет можно же было хоть что-то понять.

С-300П в любой модификации состоит из множества многотонных многометровых машин. Поэтому ее крайне сложно перебрасывать по воздуху даже в спокойных условиях: в Ан-124 «Руслан» влезает одновременно не более двух машин из состава «трехсотки», поэтому для переброски хотя бы одного дивизиона надо много «Русланов» или много времени. А любые другие транспортные самолеты российских Воздушно-космических сил здесь просто бесполезны. В условиях полного господства в воздухе авиации НАТО, которая была способна просто вывести из строя взлетно-посадочные полосы (ВВП) любого югославского аэродрома, подобная операция была принципиально нереализуема.

Можно было перевезти С-300 по морю. Правда, это довольно медленно, потому что далеко. К тому времени, как российские суда с «трехсоткой» достигли бы югославских портов, натовцы уже более или менее все разбомбили бы. И даже если бы российские суда дошли до югославских (черногорских) портов и ВМС НАТО их пропустили бы, на этом эпопея и завершилась бы. Многотонные многометровые машины, не имеющие никакой конструктивной защиты и никакого собственного оборонительного вооружения, были бы уничтожены натовской авиацией прямо в порту. Или в крайнем случае на марше в направлении района развертывания. Никаких шансов до этого района дойти, там развернуться и привести себя в состояние боевой готовности у «трехсотки» не было даже теоретически. Просто потому, что Югославия не имела полноценной ПВО, чтобы все эти операции прикрыть.

По этой же самой причине С-300П оказалась бы практически бесполезной, если бы несколько ее дивизионов (два-три полка, больше просто не могло быть) появились бы в Югославии до начала натовской агрессии (в политическом плане вопрос о том, почему они там не появились до начала агрессии, нужно адресовать покойному Милошевичу, а не покойному же Ельцину). Остальная ПВО Югославии была слишком слаба и примитивна, поэтому С-300П становилась некой «вещью в себе», не имеющей подстраховки ни «сверху» (от истребителей), ни «снизу» (от других ЗРК). И для ее подавления американцам просто понадобилось бы несколько десятков дополнительных «Томагавков». Даже при идеальной работе расчетов «трехсотка» истратила бы все ЗУР на уничтожение этих «Томагавков», а перезарядиться ей никто шанса не предоставил бы. Но патриотическая общественность подвывает и сейчас, совершенно всего этого не понимая.

Распределение в России

В настоящее время структура ПВО РФ представлена 34 полками, зенитно-ракетными системами С-300, С-300ПС, С-400 и другими. Не так давно по две бригады из CD и ВВС преобразовались в полки и переделали в ПВО. Так, в состав этого войскового рода входят полки (38) и дивизионы (105).

По словам специалистов, распределение сил ПВО в России неравномерное. Самую надежную защиту имеет Москва. Вокруг этого города десять полков, располагающих С-300. Возле Москвы еще четыре дивизиона, на вооружении которых С-400.

Также хорошо прикрыт Санкт-Петербург – четыре полка с С-300 и С-400. Базы СФ в Мурманске, Полярном и Североморске охраняет три полка, ТОФ в районе Владивостока и Находки прикрывает два полка. Один полк охраняет Авачинский залив на Камчатке (база РПКСН). Балтайский Флот и Калининградская область с воздуха прикрывает смешанный полк, на вооружении у которого находятся системы С-300 и С-400. ПВО есть и в Крыму. С целью обеспечения более надежной защиты Черноморского Флота, командование решило усилить севастопольскую группировку противовоздушной обороны дополнительными комплексами С-300. ПВО России располагает и радиолокационными станциями, о которых более детально мы расскажем дальше.

Примечания

  1. Ганин С. М., Карпенко А. В., Зенитная ракетная система С-300, стр. 4
  2. Ганин С. М., Карпенко А. В., Зенитная ракетная система С-300, стр. 50
  3. . Rusarms.com. Дата обращения 29 апреля 2009.
  4. https://en.wikipedia.org/wiki/S-300_missile_system
  5.  (недоступная ссылка). Дата обращения 7 июля 2019.
  6.  (недоступная ссылка). Дата обращения 2 апреля 2015.
  7. .
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения 23 октября 2013.
  9. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения 30 июня 2013.
  10. The Military Balance 2016 p.195
  11. The Military Balance 2016 p.201
  12. The Military Balance 2016 p.205
  13. The Military Balance 2012. — P. 94.
  14. Денис Тельманов. . Известия (11 апреля 2013). Дата обращения 30 июня 2013.
  15. The Military Balance 1991-1992. — P. 37.

Боевое применение

Летом 2007 года в г. Электросталь Московской области на более дежурство поступил первый дивизион, оборудованный ЗРС С-400 «Триумф». В 2009 году прибавился еще и второй дивизион, который вместе с первым составил 606-й гвардейский зенитный ракетный пол (16 ПУ).

Зимой 2016 года в Электростали сформировали новый ракетный полк ЗРС С-400, которым был заменен 606-й зенитно-ракетный полк 4-й дивизии ПВО.

Осенью 2015 года представитель Воздушно-космических войск России сообщил, что ЗРК из Подмосковья был переброшен военно-транспортной авиацией РФ в Сирию в течение суток.

Весной 2011 года на дежурство заступил второй полк, оборудованный ЗРС С-400 – 210-й Краснознаменный зенитный ракетный пол в поселении Дмитров (2 дивизиона по 8 пусковых установок в каждом).

Зимой 2014 года было сформировано всего пять полков ЗРС С-400: в Подмосковье, на Тихоокеанском и Балтийском флотах, а также в Южном военном округе. В состав каждого пока относилось 2 дивизиона ЗРС С-400 и в каждом по 8 пусковых установок.

Осенью 2015 года, после того как Турцией был сбит российский самолет, ЗРС С-400 была установлена в Сирии на российской авиационной базе «Хмеймим» в Латакии. Переброска была выполнена на военно-транспортных самолетах АН-124 «Руслан», взятых на одном из подмосковных полков.

7 апреля 2017 года по Сирии были выпущены американские крылатые ракеты BGM-109 «Томагавк» не были поражены системой С-400. Проведение операции спровоцировала негативную реакцию у официальных лиц Российской Федерации. Обозреватели National Interest полностью согласны с тем, что С-400 не использовался после предупрежения о ракетном обстреле со стороны США, поскольку обе ядерные сверхдержавы боялись по ошибке вступить в военную конфронтацию.

Вторая часть обозревателей выделяют общую проблему низколетящих целей. Дело в том, что без ассистированию самолета ДРЛО, такого, как А-50, а также наземные комплексы ПВО, даже не применительно к С-400, не способны наносить удар низколетящим военным объектам за пределами радиогоризонта, который составляет десятки километров с учетом использования вышек для РЛС. Специальные низковысотные обнаружители могут самостоятельно создавать зоны обнаружения на сверхмалых высотах на большй дальности, включая загоризонтные РЛС, РЛС на аэростатах, удаленные НВО вокруг центра, НВО с воздушным базированием (перехватчик МиГ-31 с 80-х гг. спосбен на самостоятельный преехват, вертолеты). Для прикрытия района около 2000 км2, защищаемого С-400, достаточно собственной зоны, но недостаточно для прикрытия удаленных объектов от дислокации С-400, если только ракета не управляется посредством данных радара самолета ДРЛО, зона защиты от низколетящих целей на сверхмалых высотах – в 10 раз больше. Противодействием мощной атаке крылатый ракетам является региональная система ПВО с массовым применением рассредоточенных ЗРК ближнего радиуса действия как «Тор» и «Бук», которые создавая множество зон ПВО радиусом нескольких десятков километров против низколетящей целей могут перекрыть полет для них на целой стране. Причем мобильность этих компонентов, в частности «Тора» на бронированной платформе, может вести огонь в движении и не имеющего координат GPS для поражения, делает такое ПВО сложноузявимым для удара крылатыми ракетами по другим самим. Развертывание таких комплексов, вероятно и запланировано в Сирии в качестве ответных мер от МО РФ, по мнению экспертов. Но принципиальным техническим решением, нивелирующим значение низкого полета крылатых ракет, является уже готовая интеграция С-400 с самолетами раннего предупреждения А-50/50У в режиме целеуказания и командования, где полученное предупреждение от самолета ДРЛО показывает рассредоточенным системам зенитно-ракетного комплекса разобрать секторы обстрела.

Основные характеристики

  • Скорость цели максимальная, км/с — 4,8
  • Дальность обнаружения, км — 600

Границы зоны прикрытия по дальности, км:

  • максимум – 400
  • минимум – 2.

Границы зоны прикрытия по высоте от аэродинамических целей (км):

  • максимум – до 30 (ракетой 40Н6Е) / до 27 (ракетами 48Н6ДМ)/ до 35 (ракетами 9М96М)
  • минимум – 0,005

Границы зоны прикрытия по дальности от всех доступных баллистических ракет, км

  • максимум — 60
  • минимум – 5.
  • Обстреливаемых одновременно целей максимум — 80 (10 целей каждый ЗРК, всего до 8 ЗРК под общим управлением) (до 2012 г. — 36 (6 ЗРК по 6 целей))
  • Наводимых на цели ракет максимум – 160 (20 ракет каждый ЗРК, всего до 8 ЗРК под общим управлением)
  • Готовность, минут – 0,6 из режима ожидания / развёрнутый на местности 3
  • Непрерывной работы часов – 10 000

Срок службы, лет:

  • компонентов — минимум 20.
  • ракет – 15.

О Zotye

Согласно официальной информации, компания Zotye была образована в 2003 году на базе частного предприятия, занимающегося выпуском и экспортом комплектующих. На основных производственных мощностях производились пайка и сварка металла, изготавливались отдельные кузовные формы. Был налажен также выпуск других товаров, не относящихся к автомобильной промышленности. При этом в компании принципиально не использовали западные технологии, а развивали собственные.

Быстрорастущая китайская экономика способствовала всестороннему развитию Zotye, что позволило ей выйти на рынки нескольких десятков зарубежных стран и наладить партнерские отношения с местными автопроизводителями и торговыми сетями.

Затем руководством компании было принято решение не ограничиваться продажей компонентов, а начать впуск собственных моделей. К этому шагу их подтолкнул постоянно растущий спрос на автомобили в Поднебесной.

Как и большинство китайских автопроизводителей, компания пошла по проторенному пути копирования известных японских, европейских или американских моделей. А потому прототипом первого выпущенного RX6400 стал Daihatsu Terios. Позднее RX6400 переименовали в Zotye Nomad.

В настоящее время Zotye Holding Group владеет марками Zotye и Jiangnan, а также заводами по производству двигателей, трансмиссий, кузовов и сборочными линиями, максимальная мощность которых составляет 500 тыс. машин в год, среди которых грузовики, микроавтобусы, легковушки и даже мотоциклы. Новые модели разрабатываются в шести инженерных центрах расположенных в Китае, Италии и Корее. Не остановлено и производство товаров народного потребления.

Штаб-квартира компании находится в трехстах километрах от Шанхая, в городе Юнкан провинции Чжэцзянь. Там же расположено сборочное производство легковых машин.

Несмотря на то, что компания является частной, она пользуется активной поддержкой правительства, что позволяет ей быстро и стабильно развиваться.

На российском рынке марка официально появилась в августе 2015 года.

Это уже вторая попытка автопроизводителя начать продажи своих автомобилей в России. Первая была предпринята в 2007 году и закончилась провалом, поскольку предложенные российским покупателям малолитражки никого не заинтересовали.

На этот раз компания подготовилась более основательно, выведя на рынок седан класса «С» Z300 и среднеразмерный кроссовер Т600. Они выпускаются в Белоруссии, на мощностях предприятия «Юнисон». Пока сборка ведется по отверточной технологии, но в 2017 году будет совершен переход на программу полного производственного цикла, со сваркой и окраской кузовов.

Также в компании подумывают о создании еще одной производственной площадки в Татарстане, на предприятии ОЭЗ «Алабуга», где может быть налажена сборка еще двух моделей: седана Z500 и кроссовера T500. На отечественном рынке они должны появиться в 2017 году.

Какие бывают системы ПВО

Выше уже были приведены примеры комплексов противовоздушной обороны разных стран мира. Останавливаться на характеристиках каждого в отдельности не стоит, так как они более менее схожи. Именно это и обеспечивает равновесие сил в деле воздушного нападения и обороны. Стоит только отметить, что разработка комплексов ПВО является очень сложной задачей и производит их только небольшое количество стран. Остальные их просто закупают и именно эта статья экспорта является одной из самых внушительных для любого государства, предлагающего подобные разработки на широкий рынок.

Кроме серьезных комплексов, которые работают по дальним и быстрым целям, есть и более простые разработки. Они более мобильны, не требуют такого большого количества личного состава и могут работать в системе существующей ПВО. Одной из важных задач легких комплексов является защита более серьезных систем ПВО дальнего действия, применение тяжелых ракет которых не имеет смысла при отражении атаки легких беспилотников.

Автомобильная модификация Панцирь-С1 на базе автомобиля КАМАЗ с колесной формулой 8х8

В России самым известным комплексом подобного класса является самоходный зенитный ракетно-пушечный комплекс (ЗРПК) Панцирь-С1. Его экипаж составляет всего 3 человека, а время развертывания не превышает пяти минут. Время реагирования составляет 4-6 секунд, а дистанция сопровождения цели 30 км при дистанции обнаружения 36 км.

Скорость цели не должна превышать 1000 м/с, а для борьбы предусмотрено 12 ракет (модификация ракет может отличаться) и спаренный зенитный автомат калибра 30 мм с запасом 1400 снарядов.

Как видим, система подходит или для прикрытия наступления, или для защиты более серьезных орудий, работая в связке. Устанавливается она как на колесные, так и на гусеничные самоходные машины, обеспечивая большую мобильность и запас хода в несколько сотен километров. Кроме этого, есть разные модификации, ТТХ которых могут несколько отличаться от приведенных выше.

На данный момент, Панцирь-С1 является самым передовым комплексом воздушного прикрытия малого радиуса действия. Аналогов у него не так много и основным является китайский FK-1000. Тем не менее, в конце прошлого года было объявлено о новом типе подобного оружия в США.

Самоходный зенитный ракетно-пушечный комплекс IM-SHORAD

Новая система получила название IM-SHORAD. Основой системы станет платформа Stryker A1. Она способна обеспечить маневренные бригадные боевые группы полной возможностью “обнаружить-идентифицировать-отслеживать-победить”. В свете существенного усложнения ведения боевых действий на фоне появления большого количества маленьких, почти незаметных, но опасных беспилотников, наличие такой системы в армии просто необходимо.

Точных характеристик комплекса пока нет, но, скорее всего, они будут схожими с характеристиками комплексов Панцирь-С1.

В очередной раз мы получим равновесие, которое является залогом относительного мира. Проблема в том, что крупнейшие производители вооружения будут разрабатываться новые типы оружия и модификации существующих систем. В этот момент погоня за равновесием превращается в гонку вооружений. Дальше говорить не буду. За меня уже все сказали писатели-фантасты. Будем надеяться, что они ошибаются. В любом случае, хотелось бы, чтобы системы обороны были мощнее систем нападения. В противном случае…

История

ЗРК «Форт» на БПК Азов

Пусковая установка ЗРК «Форт»

РЛС СУО 3Р41

Создавался на основе сухопутной ЗРС С-300П, принятой на вооружение в 1980 году. Предназначался для вооружения ракетных крейсеров проектов и , а также неосуществлённого проекта 1165.

Головной разработчик — ВНИИ РЭ МСП (в дальнейшем преобразован в НПО «Альтаир»), главный конструктор — В. А. Букатов. Аванпроект выполнен в 1966 году. В 1977 году опытный образец ЗРК впервые установлен на Большом Противолодочном Корабле «Азов»проекта 1134-Б. «Азов» изначально строился по модифицированному проекту с заменой кормовой установки ЗРК «Шторм» на новый ЗРК. К моменту постройки ЗРК «Форт» еще не был готов и год корабль проходил без нее. В состав опытного образца входила пусковая установка из шести барабанов (всего 48 ракет) и система управления 3Р41.

В 1983 году на крейсере «Киров» (проект 1144) были завершены государственные испытания комплекса. Официальное принятие на вооружение состоялось в 1984 году.

Чем отличается ПВО от ПРО

Часто можно встретить упоминание двух систем с разной аббревиатурой. Кто-то называет комплексы ПВО, а кто-то ПРО. Истина, как обычно, где-то посередине.

Определение ПВО уже было приведено выше, а определение ПРО выглядит следующим образом:

Исходя из определений, получается, что ПВО является всего лишь расширенной версией ПРО? Не совсем так. Небольшие отличия и специфика все же есть, но в целом системы имеют схожее назначение, просто ПРО используется для борьбы с ракетами, а ПВО работает по всем воздушным целям, включая беспилотники, бомбардировщики, транспортники и истребители.

Такую красоту сбивать не хочется. Если только не знать, что она тебе несет.

В обывательском представлении системы ПРО представляют из себя только системы для борьбы с межконтинентальными ракетами. На самом деле, их применение не ограничивается только этим направлением. Например, защитные танковые и корабельные системы защиты от ракет тоже входят в комплекс ПРО, как бортовые авиационные системы защиты.

По уровню покрытия системы ПРО делятся на территориальные, зональные и объектные. Первые защищают всю территорию страны, вторые защищают определенный регион, а третьи нужны для защиты конкретных объектов или единиц боевой техники.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector