Красота покоя: история женского русского народного костюма
Содержание:
- Применение национальных мотивов в современной моде
- Сарафан
- Женский костюм
- Историческая справка
- Региональные особенности
- Зимний русский народный костюм
- Женская одежда
- Стиль и цветовая гамма
- История русского костюма
- Общая характеристика
- Особенности нарядов
- Особенности национального костюма
- Головные уборы
- Стиль «капуста»
Применение национальных мотивов в современной моде
Естественно, что традиционный славянский наряд остался в далеком прошлом. Тем не менее, эти элементы русской одежды по сей день активно используются дизайнерами при создании неординарной одежды. Сейчас огромную популярность обретает этнический стиль
Соответственно, на подобные наряды следует обязательно обратить внимание
Крайне важно, чтобы платья, выполненные в русском стилистическом направлении, были сдержанными. Чрезмерно короткие юбки, откровенное декольте и некая вульгарность в данном случае попросту неуместны
Ведь наши предки придерживались строгих нравов и одной из главных ценностей у них выступала именно целомудренность. Соответственно, одежда должна быть сдержанной и скромной. Тело на показ не выставляется. Именно по такому принципу и создаются современные наряды в этническом стилистическом направлении.
Платья, как правило, декорируются с помощью цветочных узоров. Уместна также ручная вышивка. Превосходно смотрятся набивные рисунки и кружева. Манжет и подол принято украшать с помощью нежной мережки или же благородной бахромы. Все эти декорирующие элементы уместны в данном стилистическом направлении и позволяют создать особо изысканный, элегантный образ.
Среди последних модных тенденций – природные тона и натуральные ткани. Отличным решением станут такие оттенки, как беж, красный, фисташковый и зеленый. К длине сарафанов в данном случае особых требований не предъявляется. Она может быть максимальной, как того предполагает традиционный наряд, так и укороченной. Правда, при выборе коротких вариантов, обязательно нужно дополнять образ с помощью плотных колготках. Если этим требованием пренебречь, внешний вид будет вульгарным. В данном стилистическом направлении такой результат попросту недопустим.
Также может быть разной и длина рукава. В этом случае никаких строгий правил нет. Платье может обладать различным кроем. Стильный образ удастся создать как с помощью свободных, так и приталенных моделей. Отмечено, что изделия с завышенной линией и юбкой клеш смотрятся гораздо более изыскано, чем варианты рубашечного типа.
Чтобы образ получился завершенным, максимально соответствовал выбранному направлению, ограничиваться одним лишь русским сарафаном нельзя. Традиционно, любой наряд дополняется с помощью аксессуаров. Помимо этого, необходимо позаботиться о наличии подходящей верхней одежды. В тандеме с классическим русским сарафаном отлично будут смотреться объемные серьги и бусы.
Уместен будет также соответствующий стилю головной убор. В качестве него может выступать, например, кокошник. Не менее изысканно смотрится платок, расшитый неординарными, максимально яркими и изысканными узорами. Поверх сарафана при этом можно накинуть пальто или простую жилетку.
В зимний период можно дополнить образ с помощью муфты, изысканной шубы. В русском стиле хорошо смотрятся меховые шапки. С помощью таких головных уборов внешний вид женщины существенно преображается. Образ правильно подобранной одежде получается невероятно изысканным. В таком наряде ни одна дама не останется без внимания.
Не удивительно, что русские традиционные наряды по сей день являются источником вдохновения многочисленных дизайнеров. На их основе создаются необычные, но очень яркие, элегантные предметы гардероба.
Разобраться во всех особенностях одежды, которую носили на Руси, не так сложно, как может показаться изначально. По сути, наряд состоит всего из нескольких деталей. Они отличаются друг от друга в зависимости от того, в каком регионе использовались и кому предназначалась одежда. Крестьянское одеяние было намного более простым, чем те модели, которые носили знатные особы. И первые, и вторые варианты при этом можно брать за основу для создания современных образов. Результат приложенных усилий непременно порадует и удивит. Главное, позаботься о наличии изысканного декора и подобрать все детали костюма в соответствии с этническим стилистическим направлением.
Сарафан
Название одежды происходит от персидского «сарон па» – «через голову». Впервые упоминание о нем встречается в летописи, датированной 1376 годом. Традиционная модель имела форму трапеции и надевалась поверх рубахи.
Изначально это был элемент мужского гардероба, предназначенное для праздничных мероприятий. Княжеское одеяние с длинными рукавами сшили из дорогостоящей материи – шёлк, бархат, парча. От знати сарафан перешел к духовенству, а потом до него добрались и девушки.
Существует множество разновидностей национального «платья»: глухие, распашные, прямые. В первом случае косоклинный сарафан имел продольные клинья и скошенные боковые вставки. Для распашного одеяния брали два полотнища и соединяли их с помощью пуговиц или иной застёжки. Прямой сарафан имел широкие лямки.
Самые популярные оттенки: зелёный, красный, синий, голубой, вишнёвый. Для праздничных мероприятий и свадебных церемоний вещи шили из парчи или шёлка, повседневные модели создавали из ситца или сукна. Иностранное слово «сарафан» крайне редко встречалось в древнерусских поседениях. Чаще всего вещь именовали штофник, костыч или синяк.
Поверх сарафанчика дамы натягивали душегрейку (аналог современной кофточки). Для простого народа она считалась праздничным одеянием, для аристократов повседневной вещью. Телогрейку шили из дорогостоящей материи (бархат, парча). |
Императрица Екатерина Великая, слывшая законодательницей моды в те времена, вернула подзабытый элемент гардероба в обиход. Ведь Петр Первый, увлекшийся многочисленными реформами, не только заставил бояр сбрить бороды, но и запретил носить национальный костюм. Правитель мечтал стать на шаг ближе к Европе.
Государыня имела прямо противоположное мнение. Она считала, что в славянах необходим воспитывать чувство собственного достоинства и гордости. Встав у власти, Екатерина сама начала регулярно облачаться в сарафаны. Вскоре ее примеру последовали придворные дамы.
Если верить археологическим раскопкам, сарафан появился на Руси в четырнадцатом столетии. До восемнадцатого века их носили все слои населения, независимо от социального статуса. После реформ Петра Первого сарафан считали крестьянской одеждой. Но благодаря Екатерине одеяние совершило головокружительный камбэк и вновь вознеслось на вершину модного пьедестала.
Женский костюм
Основа русского женского народного костюма — длинная рубаха. Она была белого или красного цвета и украшалась вышивкой, рисунками, расшивалась жемчугом и подпоясывалась. Поверх рубахи надевался летник — костюм с широким низом, очень длинными рукавами с колоколообразным вырезом и воротом-ожерельем. Он застёгивался до горла. Чтобы рукава летника не доходили до пола, женщине приходилось держать локти согнутыми.
Следующей деталью одежды в южном костюме был сарафан — просто платье без рукавов. В северных краях его заменяла понёва — шерстяная юбка с богато украшенной нижней частью. Её разрешалось носить только замужним или просватанным девушкам. Другие элементы женской одежды:
- Запона — одежда из прямоугольного куска ткани, сложенного пополам и не сшитого по бокам. На сгибе имеет отверстие для головы. Носится с поясом. Нижняя часть запоны скалывалась.
- Душегрея — тёплая меховая одежда в виде кофты с длинными рукавами и отложным воротником. Застёгивается спереди на крючки. Встречаются летние варианты на вате.
- Приволока — безрукавная накидка, похожая на мантию. Надевается поверх платьев. Богато украшена золотым шитьём, бисером, драгоценными камнями.
- Шушпан — короткая женская одежда. Такое название давали кафтану, кофте, сарафану в разных губерниях.
Знатные женщины дома носили горничные рубахи — одежду с очень длинными и узкими рукавами, которые собирались в складки на руках. Они шились из шёлка ярких цветов — чаще всего красного. Их носили дома, но не надевали при гостях.
Старинная верхняя одежда для женщин не подпоясывалась. В повседневной жизни они носили суконный опашень, застёгивающийся на множество пуговиц от низа к воротнику. Особенностью этого наряда были длинные висячие рукава со специальным внутренними разрезами, куда продевались руки.
Представительницы знати носили шубки — женские шубы специального покроя, похожие на летники с длинными откидными рукавами. Были распространены также муфты, душегреи, шугаи и их безрукавные разновидности — бугаи. Знатные девушки носили похожую на мужскую одежду. В зимнее время — шубы внакидку, летом — однорядки.
Историческая справка
Одеяния русского народа за многие годы практически никаких изменений не претерпевали. В то время такого понятия, как мода, по сути, не было. Соответственно, несколько поколений могли носить одну и ту же модель, не переживая о том, что она окажется неуместной.
Менее популярной стала русская народная одежда лишь в восемнадцатом веке. Тогда Петр Первый делал все возможное, чтобы государство стало более современным и запретил древнерусские одеяния. Вместо них начали носить предметы гардероба, выполненные в немецком, французском и венгерском стилистических направлениях. Для того же, чтобы данное новшество смогло прижиться, царь решил ввести пошлину, которую нужно было платить в случае ношения традиционных костюмов.
Региональные особенности
Несмотря на разные климатические условия и этнические особенности, в одежде многих русских регионов были одни и те же элементы. Отличие составляли некоторые детали
Так, для женского образа важно было наличие:
- рубахи;
- национального сарафана (поневы или юбки);
- передника;
- обуви;
- головного убора;
- верхней одежды;
- навесных украшений.
У мужчин костюм состоял из:
- рубахи;
- портов;
- обуви (лаптей);
- головного убора;
- верхней одежды;
- пояса.
Что касается русских национальных головных уборов, здесь четкой грани не было. Однако существовал небольшой ориентир: с поневой чаще надевали рогатую кичку с сорокой, с сарафанами носили кокошники разных разновидностей, либо платок. В целом особенности русского национального костюма следующие: ручная кропотливая работа, масса украшений и яркие цвета. Наиболее богатым был южный костюм. В разных губерниях народная русская юбка сшивалась из трех или четырех клиньев.
Определить регион проживания можно было и по национальному кокошнику. Например, в Пскове носили конусообразный головной убор с «рогом», украшенный по очелью «шишками», а отличительной чертой тверского костюма являлась высокая плоская шапка с наушами и понизью, закрывающая лоб. В средней полосе намного чаще использовались дорогие заморские ткани (шелк, атлас или парча).
Зимний русский народный костюм
В холодное время года поверх многослойных платьев надевали теплую одежду. Крестьяне носили шубы из овчины или шкурок зайцев. Знатные славяне щеголяли в соболиных одеяниях. Шубейка на Руси представляла собой длинную и тяжелую вещь. Характерной чертой дохи были разрезанные до локтя рукава.
Вещь носили мехом внутрь, снаружи покрывали грубым сукном или богатой парчой, в зависимости от состоятельности владельца. Мужчины в зимний период облачались в кожухи, сшитые из телячьих ли овечьих шкурок. Длина изделия различалась, она могла быть до середины бедра или в пол. |
Для барышень шили коротенькие душегрейки, их дополняли шапками из меха. Поверх головного убора накидывали платок.
Русская одежда для зимы имела несколько основных элементов:
- Шапка-ушанка. Изначально ее носили только мужчины Изделие отличалось по цвету в зависимости от окраса меха животного, из которого шили убор.
- Платок из шерсти. Женское украшение зимнего образа. Его вязали из шерсти коз или овец. Узор на платке был уникальным для каждого региона. Мастерицы плели их вручную. Изделие хорошо защищало от стужи и ветра.
- Шубейка. Данную вещь можно было встретить в гардеробе зажиточных граждан. Шили ее из парчи. В качестве утеплителя использовали ватин. Отличительная черта шубейки – воротник, отороченный мехом. Самые состоятельные славяне могли порадовать себя изделием с меховой подкладкой.
- Валенки. Универсальная обувь, подходящая для мужчин и женщин. Для создания изделия применяли валяную шерсть овечки. Использовали их только в сухую погоду, поскольку обувь не переносила влаги. Ранее валенки могли себе позволить только зажиточные граждане.
Женская одежда
Нательной одеждой мужчин и женщин служила туникообразная рубаха — сорочка. У женщин сорочку дополняла набедренная одежда. В XIV в. это была понева — женская шерстяная юбка, как правило из цветной однотонной либо клетчатой ткани, с богато украшенным подолом.
Понева — женская шерстяная юбка
Постепенно понева вытесняется другой женской комнатной одеждой, которая начала распространяться с середины или конца XIV в. — сарафаном. Слово «сарафан» исконно персидского происхождения, достаточно раннее заимствование в русском языке. «Сарафан», «сарафанец» обозначало тогда длинную нарядную верхнюю одежду, но не женскую, а мужскую. В XV-XVI вв. сарафан становится излюбленной одеждой горожанок. Исследователи отмечают, что сарафан вошел в полный комплекс женской одежды именно в городах и далее распространился в сельской местности.
Россинский В. И. Девушка в русском сарафане, 1902 г.
Простые сарафаны шили из крашенины, богатые — из дорогих привозных тканей. Украшались они галуном (золототканая лента), кружевом, драгоценными пуговицами, вышивкой. Интересно замечание В.И. Даля, который, характеризуя сарафан как предмет женской русской одежды, приводит пример «сарафанница» в значении «женщина, которая носит сарафаны и вообще ходит в русском». Филологи сходятся во мнении, что уже к концу XVIII-XIX вв. сарафан прочно ассоциируется с русской национальной одеждой, а само слово, помимо предметного значения, имеет и символическое значение «сарафанница» — женщина, одевающаяся по-русски, и не обязательно в сарафан. В конце XIX века под влиянием городской моды в российских деревнях начинает свое распространение «парочка»: женский костюм, состоящий из юбки и кофты, изготовленных из одной ткани.
«Парочка» — комплект, сшитый из одной ткани. Считается традиционным костюмом казачек
Стиль и цветовая гамма
Цвета русских народных костюмов для детей, мужчин и женщин разных возрастов существенно отличались. Одежда молодых бездетных девушек отличалась яркостью и колоритностью, в то время как для нарядов пожилых людей была характерна скромность. Основные цвета тканей:
- белый;
- красный;
- синий;
- зелёный;
- лиловый;
- голубой;
- розовый.
Особой популярностью пользовался красный — цвет власти и плодородия. В древней Руси различали 33 оттенка, каждый из которых имел своё название — мясной, кровавый, маковый, огненный, вишнёвый, алый, кирпичный и так далее. Другим цветам тоже давали вычурные имена, например, тёмно-лимонный или шафранный.
Костюмы, особенно женские и детские, изобиловали рисунками и вышивкой. Стиль орнаментов на одежде соответствует резьбе на русской избе. В узоры вплетали природные образы — растения, животные, птицы, анималистические символы. Часто встречались фигуры людей. Популярностью пользовались геометрические формы и символы — солнечный круг, месячный серп, кресты, овалы, ромбы. Каждый элемент вышивки подбирался индивидуально и имел символическое значение. На переднике или фартуке можно было «нарисовать» историю семьи владелицы.
История русского костюма
За время своего существования наряд славян практически не менялся. Понятие о моде было не столь нестабильно, как в наши дни, поэтому один фасон могли носить на протяжении многих лет. Популярность национального одеяния снизилась в начале восемнадцатого столетия.
В это время ношение русского костюма было под запретом в соответствии с указом Петра I. Венценосная особа хотела сделать страну более современной и избавиться от пережитков прошлого. На смену национальному наряду пришли вещи в венгерском стиле, позже в моду вошла одежда из Германии и Франции.
Чтобы жители не игнорировали нововведение, император ввел пошлину на ношение в городских поселениях традиционных одеяний. В девятнадцатом столетии во времена Великой Отечественной войны спрос на русский костюм вернулся из-за возросшего патриотизма.
Общая характеристика
Информация о национальных костюмах народов России была собрана из произведений искусства и сохранившихся образцов одежды, которые были найдены в музеях, коллекциях, захоронениях, домах. Для них характерны такие особенности:
- Однородность. Крестьяне и бояре в древние времена одевались одинаково по стилю — различались только стоимость материалов и богатство украшения. Фасон и расцветка костюмов не менялись на протяжении столетий, а моды не существовало как таковой.
- Многослойность. Наряды, особенно женские, состояли из множества элементов одежды, надевавшихся поверх друг друга. Даже простой повседневный наряд включал 7 компонентов, в то время как праздничные костюмы могли состоять из 20 и более. Носить менее 3 «одёжек» считалось неприличным. Платья знати были более многослойными и подчёркивали достаток рода.
- Свободный покрой. Вся одежда жителей древней Руси отличалась простотой шитья и не сковывала движений. Для удобства она дополнялась прямоугольными или косыми вставками. Такая особенность позволяла людям одеваться в одном стиле и свободно себя чувствовать как при работе, так и на танцах или торжественных мероприятиях.
- Вышивка. Все элементы костюма обязательно украшались узорами ручной работы. По символичной информации, заложенной в рисунках, можно было узнать возраст человека, его социальный статус, род занятий и другие детали. По поверьям вышивка также служила защитой от нечистых сил и сглаза.
- Пояс как обязательный элемент одежды. Он использовался не только для украшения и поддержки одежды, но и считался оберегом. Существовал традиционный ритуал опоясывания новорождённого мальчика или девочки. Появиться в одежде без ремня было серьёзным грехом — его не снимали даже в бане.
- Богатые и яркие украшения. Даже бедняцкие и крестьянские костюмы отличались пёстрой раскраской, большим количеством украшений, яркими и сложными узорами, рисунками, орнаментами.
- Головные уборы. Как и пояс, они считались обязательной частью старорусского костюма. Праздничные и свадебные разновидности были очень большими и весили более 5 килограмм. Вид головного убора зависел от возраста и семейного статуса.
Многие особенности древнерусской одежды сформировались под влиянием украинской, белорусской, татарской, польской культуры. В 1699 году Пётр I запретил ношение традиционного наряда всем, кроме крестьян и служителей церкви. После этого его популярность пошла на спад. Но как говорит история, русский костюм использовался до начала XX века, когда его надевали на праздники и торжественные мероприятия.
Особенности нарядов
Штапель изготавливают из недлинных текстильных волокон натурального и искусственного происхождения: хлопка, шерсти, вискозы, лавсана. Ткань имеет плотную, но легкую и мягкую структуру, легко драпируется, приятная к коже. Изделия из штапеля не теряют своей формы и цвета много лет, позволяют коже дышать, охлаждают ее, поглощают влагу.
Лёгкий штапель на каждый день (фото)
Из штапеля традиционно шили наряды наши мамы. Характерные расцветки штапельной ткани – мелкий или средний набивной узор. Иногда встречаются и однотонные материи. Штапель идеально подходит для пошива платья в русском стиле с характерными чертами:
- Яркие цвета, преимущественно природных оттенков. В узорах на ткани насыщенные цвета клюквы или рябины сочетаются с бежевым, светло-желтым, травянисто-зеленым.
- Сдержанный покрой платья. Слишком короткие юбки, разрезы, большие декольте несовместимы с русским стилем. Платье должно подчеркивать женственность, застенчивость, естественную красоту. Рукава выполняются в виде фонариков, подходящих для худых рук, или колоколов – для полных. Фонарики обычно присбориваются у манжеты, колокола – у проймы.
- Декор, присущий русскому костюму: набивная цветочная расцветка ткани, узоры хохломы или гжели, украшение ручной вышивкой, вязаными кружевами, тесьмой, орнаментом. Подол платьев часто выделяют полосой контрастной ткани либо кружевом.
- Русские наряды имеют свободный покрой, А-силуэт с закрытым лифом. Характерно наличие завышенной линии талии, которая позволяет скрыть лишние сантиметры талии.
Женщина любого телосложения и возраста может подобрать для себя подходящий фасон платья из штапеля в русском стиле.
Вечерний вариант
Удивительные и прекрасные бальные платья на выпускной 11 класс подыскать поможет статья.
Летние модели
Способность штапельной ткани охлаждать кожу в жару делает ее незаменимой при пошиве летних нарядов. При выборе для пошива модель в русском стиле, образ будет актуальным и запоминающимся.
Сочное лето
Наиболее популярными моделями летних платьев являются:
- Модель А-силуэта длиной чуть выше колена. Вырез горловины делают неглубоким, полукруглой либо квадратной формы. Рукава шьют в виде фонариков или крыльев. Русский колорит создается этническим или цветочным принтом ткани, отделкой кружевом, аксессуарами красного цвета.
- Платье-сарафан прямого покроя. Длина может быть как немного выше колена, так и до середины икры. Короткие модели подойдут девушкам, удлиненные – взрослым дамам. Вырез горловины делают достаточно закрытым в форме лодочки, капельки с завязками. Прямой покрой подходит девушкам с объемными формами. Свободный крой не облегает фигуру, удлиненная модель сделает фигуру визуально стройнее. Подол платья декорируют тесьмой, кружевом, вышивкой.
- Модель трапециевидной формы длиной выше колена. Платье не имеет рукавов либо они выполнены в виде маленького крылышка, летучей мыши. Необычный образ создаст модель с узором цветочного бутона посередине изделия.
- Лоскутные наряды из штапеля свободного кроя. Красочное изделие подходит дамам с любым типом внешности. Гармоничный ансамбль составит такая модель в сочетании с плетеными сумками, широкими шляпами, красными украшениями.
Штапельная ткань имеет невысокую цену, поэтому наряд на лето из этой материи сможет позволить себе любая женщина.
Сарафан
Невестам, которые любят народную тематику, подойдут свадебные платья в стиле прованс. Не менее эффектно будут смотреться платья в стиле рустик.
Актуальные длинные варианты
Платья длиной до щиколотки в полной мере передают старые традиции, подчеркивают скромность девушки.
Модель в пол
Если девушка предпочитает более универсальный стиль, то ей будет полезна статья о том с чем носить джинсовое платье.
Покрой длинных платьев может быть различным. Основными моделями являются:
- Длинный сарафан в сочетании с нижней рубашкой, пошитой из хлопка либо льна. Сарафан имеет облегающий лиф, завышенную линию талии. Горловина присборивается, вырез выполняется полукруглый либо квадратный.
- Удлиненная модель с маленьким вырезом в форме лодочки, облегающим лифом. Рукав делают длиной ниже локтя либо до запястья облегающей формы, у проймы немного присборивают. Юбка расклешается от талии и доходит до щиколоток.
- Свободный наряд рубашечного силуэта. Длина модели доходит до щиколоток. Треугольным платком возможно подпоясать наряд.
Штапельные наряды, особенно однотонные, рекомендуется дополнять бусами, браслетами, поясом яркого цвета. Платья с набивным рисунком хорошо сочетаются с украшениями из серебра.
Штапельные и не только вечерние платья для мамы жениха на свадьбу можно подобрать тут.
Кэти Эмилио (фото)
Модный школьный сарафан можно оценить и подобрать здесь.
Особенности национального костюма
Наряды древних славян делились на праздничные и повседневные. В будние дни наши предки облачались в простые вещи из грубой материи с минимумом декора. А вот для торжественных мероприятий из гардероба доставали одеяния насыщенных оттенков, украшенные вышивкой. Самым роскошным нарядом считалась одежда красных расцветок.
Ранее на Руси пошивом костюмов занимались исключительно барышни, умелыми руками из куска грубого сукна они создавали настоящие шедевры, которым позавидуют современные модельеры. Также для изготовления нарядов использовали лён и шёлк. Для подкладки брали специальный материал киндяк.
Основа из ткани дополнялась многочисленными элементами, национальными украшениями и обувью. Это помогало славян создать гармоничный и неповторимый облик.
В зависимости от региона образ русского человека существенно отличался. Например, обитатели холодных северных краев имели привычку носить большое количество верхней одежды. Она была распашной или накидной, иногда наряды сочетали между собой. |
Второй тип вещей надевали через голову, первая имела застежку на пуговицах или крючки. Отдельного внимания заслуживает костюм для аристократии. Он был наполнена роскошью и говорила о том, что его обладатель занимает высокое положение в обществе. Наряд для знати расшивали золотыми или серебряными нитями, декорировали жемчугом.
К подобному одеянию относились бережно и использовали его не один год. Обычно дорогостоящую одежду передавали от родителей к детям.
Головные уборы
Отличительная черта русского костюма — большое разнообразие головных уборов. Они указывали на возраст, социальный статус, достаток человека. Отличались уборы для незамужних и замужних девушек. Первые были лёгкими и простыми. Они оставляли часть головы и волосы носительницы открытыми. Примеры:
- ленты;
- венцы и венки;
- повязки;
- обручи;
- красиво сложенные платки.
Замужние женщины были обязаны полностью покрывать голову и волосы. Они носили такие уборы:
- кика — шапочка, украшенная двумя рогами или полукруглой фигурой, похожей на лопату;
- кокошник — нарядный головной убор с высоким щитком надо лбом;
- повойник — плотная шапочка для повседневного ношения, украшена тесьмой, которая полностью закрывает волосы;
- сорока — кичка с твёрдым околышем, занижена в области лба и повышена с боков.
Мужчины на Руси надевали тафьи — небольшие круглые шапочки. Поверх них носили обычные шапки, треухи, мурмолки. Тафьи считались обязательным компонентом костюма и не снимались даже в церкви.
https://youtube.com/watch?v=zVgNU68NWzc
Стиль «капуста»
Характерная черта национального одеяния – многослойность. Костюм для будних дней отличался простотой и включал минимум элементов. А вот праздничный наряд поражал своим многообразием. Только представьте себе, повседневный костюм замужней дамы включал семь предметов гардероба, а для торжественных мероприятий – целых двадцать!
Для повседневной жизни барышни облачались в одеяние, состоящее из трех частей: сорочка, сарафан и кокошник (либо сорока). Считалось, что многослойный наряд защищал барышню от сглаза. Если дама надевала менее трех платьев, то ее поведение считалось непристойным.
Большое количество вещей подчеркивало достаток человека. Для пошива одежды простолюдины в основном использовали шерсть и холм, с середины девятнадцатого века применяли атлас, ситец и сатин.