Крушение ан-124 «руслан» под киевом, 1992 год

Что привело к падению самолета?

Официальных причин падения самолета официальные лица пока не называли. Расследование
авиационного инцидента обычно занимает несколько месяцев.

Но предварительные версии уже озвучены. Так, по данным Минтранса
Беларуси, судно уходило на второй круг в попытке посадить самолет «в сложных метеорологических условиях». Согласно сводке синоптиков, при посадке самолета шел сильный мокрый снег, который ограничивал видимость.

Информированный источник также сообщил «Интерфаксу», что причиной
могла стать техническая неисправность, столкновение с птицами или ошибка пилотирования при непростой погоде.

«Воздушным судном управлял опытный экипаж. Командир имел
общий налет более 12 тысяч часов, в том числе на типе АН-12 более 7 тысяч», —
уточнил Минтранс Беларуси после появления данной версии.

Также ведомство добавило, что на борту потерпевшего катастрофу воздушного судна груз
отсутствовал. Это позволило специалистам сразу исключить версию о неправильной центровке груза.

Следователи Восточного межрегиональное следственное управление на транспорте СК РФ после аварии возбудили уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного части 3 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц). На месте трагедии нашли уже нашли неповрежденный черный ящик, который поможет специалистам Межгосударственного
авиационного комитета выяснить причину этой катастрофы

На месте трагедии нашли уже нашли неповрежденный черный ящик, который поможет специалистам Межгосударственного
авиационного комитета выяснить причину этой катастрофы.

Римма и угол атаки

Специалисты называли несколько причин катастрофы, но постепенно почти все из них были отметены. Осталась одна: сбой в работе бортового компьютера. Но и она вызывала и вызывает сомнения экспертов. Катастрофа «Руслана» и еще одного российского лайнера, перевозившего боевую технику, легла в основу романа Андрея Таманцева «Угол атаки», в котором автор настаивает на иной версии случившегося. Исходя из сюжета романа, причиной гибели самолетов могли стали происки американцев, которые пытались заполучить крупные контракты по поставкам боевых самолетов.

Спустя десять лет выяснить истинные причины произошедшего довольно сложно. Обломки разбившегося «Руслана» долгое время лежали на территории авиазавода, но потом были сданы в металлолом. Место трагедии совершенно преобразилось: детский дом реконструирован, рядом с ним возвышается православный храм.

Маленькие ребятишки из детского дома № 1, ставшие свидетелями катастрофы, давно выросли. Почти все они уже покинули стены детдома, и только Римма, девочка, пережившая весь ужас того страшного дня, больше месяца пролежавшая в больнице с ожогами, достигнув 18-летнего возраста, продолжает жить в детском доме. Каждое утро Римма просыпается, смотрит на портреты погибших подружек — Ани, Яны и Люды — и идет на работу, на авиазавод, с аэродрома которого 6 декабря 1997 года взлетел самолет «Руслан».

Катастрофа навсегда сохранится в памяти Риммы — ее ноги и руки покрыты шрамами от ожогов, оставленных пламенем, ворвавшимся в пятую группу детского дома 6 декабря. Долгое время девочка прятала эти страшные следы беспощадного огня под брюками и кофтами с длинными рукавами. И только повзрослев и поняв, какая она все-таки красавица, девушка начала раскрепощаться и надевать открытые наряды.

В детском доме никто и никогда не укажет Римме на ее недостатки — даже совсем маленькие ребятишки, живущие по соседству, знают, откуда это у нее и почему говорить об этом не стоит.

Но сейчас Римма работает. Она выходит в город, ездит в общественном транспорте

Красивое лицо девушки привлекает внимание. Потом взгляды падают на руки, и Римма оказывается незащищенной от колких высказываний

Однажды в автобусе один мужчина, увидев шрамы на руках Риммы, начал выспрашивать, что это да откуда.

Ну как она могла рассказать совершенно постороннему человеку о том страшном дне, когда она, будучи восьмилетним ребенком, закрывала лицо руками, прячась от огня; как сворачивалась в комочек, принимая позу эмбриона в надежде почувствовать ту защищенность, которую ощущала в утробе матери, той матери, которую потом лишили родительских прав; как лежала больше месяца в ожоговом центре и ждала чуда. Но чудо, свершившись, обернулось для нее еще одной трагедией…

Воспитательница привела сына в детдом за 15 минут до катастрофы 6 декабря 1997 года, суббота. Ребятишек в детском доме было мало: кто в Доме творчества, кто в бассейне, кто на катке. В пятой группе остались Римма Васильева, Аня Зернис, Яна Потанина, Люда Шашкина… Воспитательница группы Надежда Мелешко за 15 минут до трагедии сбегала домой и привела в группу своего пятилетнего сынишку Макара.

Огонь ворвался в помещения пятой группы внезапно. Воспитательница находилась в состоянии аффекта и не знала, что делать. Две девочки куда-то спрятались, Римма закрывалась руками от огня, Надежда Мелешко тащила своего горящего сына…

Галина Крюкова, директор детского дома № 1, вспоминает, как вечером 6 декабря, когда всех детей уже перевезли в 13-й интернат, воспитатели недосчитались двоих. Сразу после катастрофы в больницу увезли Аню Зернис, Римму Васильеву, воспитательницу Надежду Мелешко и ее сына Макара. А вот Яны Потаниной и Люды Шашкиной, 8 и 9 лет, не было нигде.

— Мы ходили, искали, всех расспрашивали, а в 12 часов ночи меня пригласили на опознание, — рассказывает Галина Крюкова. — Тела сгорели так, что уменьшились до 70—80 сантиметров. И опознать я их могла только по размеру: Яна — вот эта, потому что поменьше…

15-летняя Аня Зернис умерла в больнице через пять дней. Макара, сына воспитательницы, доставили самолетом в Москву, но спасти мальчика не удалось, он умер в середине января. Где сейчас мать Макара, в детском доме никто не знает.

Технические характеристики

Первые же испытательные полеты показали, что в антоновском КБ спроектировали и построили уникальный самолет, превзойти который по десяткам технических параметров ни один зарубежный тяжелый самолет не смог и поныне.

В подтверждение этому – сотни авиационных мировых рекордов, поставленных «Русланом» на самых популярных зарубежных авиационных шоу и в дни тяжелой повседневной работы.

Основная модификация самолета спроектирована по следующему техническому заданию:

  • Количество и состав экипажа – 8

    2 пилота, штурман, 2 бортинженера, бортрадист, 2 оператора погрузочно-разгрузочных систем;

  • количество пассажиров – 28

    7 – сменный экипаж, 21 – обслуживающий персонал. В зависимости от модификации и назначения самолета состав экипажа может быть изменен.

  • Планер: длина – 69,1 м, высота – 21,08 м, размах крыла – 73,3 м, площадь крыла 628 кв.м.
  • Основная силовая установка – 4 турбореактивных 2-хконтурных двигателя Д-18Т конструкции КБ «Прогресс», г. Запорожье. Главный конструктор – В.А.Лотарев. Суммарная взлетная тяга 4 х 23430 кгс.
  • Вспомогательная силовая установка для воздушного запуска маршевой двигательной установки – 2 газотурбинных двигателя ТА-12 конструкции ОАО НПП «Аэросила».

Шасси самолета по конструкции является многоопорным, состоит из 24 колес. Ан-124 – единственный в мире тяжелый транспортный самолет, способный производить взлет и посадку с грунтовых аэродромов.

Грузоподъемность, вес самолета

Самолет спроектирован для работы с экстремальными грузами.

Снаряженный Ан-124 весит 178,4 т. Предельная масса топлива в баках, расположенных в крыльях – 212,35 кг. В грузовой кабине длиной 36,5 м, шириной 6,4 м и высотой 4,4 м и полным объемом 1050 кубических метров «Руслан» может транспортировать по воздуху максимальную нагрузку в 120 тонн. Два одинаковых грузовых люка – задний и передний, имеют длину 6,4 м, высоту – 4,4 м.

Взлетная масса полностью загруженного и заправленного самолета огромна – 392 тонны. Превысил массогабаритные параметры «Руслана» только один самолет – спроектированный на его основе Ан-225 «Мрия».

Самолет с международным экипажем

Ан-12 рухнул возле села Пивовариха после второй попытки зайти на посадку. Сразу после падения самолет загорелся, огонь охватил порядка 300 квадратных метров.
Практически сразу на место катастрофы прибыли аварийные службы и приступили к тушению пожара. 

Шансы выжить при такой аварии минимальны, отмечают специалисты. Пессимистичные прогнозы скоро сбылись — через некоторое время спасатели обнаружили фрагменты тел.

По данным иркутских властей,
все находившиеся в самолете погибли. Пока нет точной информации, сколько было человек
в Ан-12, экстренные службы озвучивают цифры от семи до девяти человек. Для
идентификации тел понадобится экспертиза ДНК.

Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев в Instagram
опубликовал список погибших на борту упавшего самолета Ан-12, среди них
граждане России, Украины и Белоруссии.

Список погибших в самолете Ан-12:

  1. Капитан Егоров Александр Николаевич, Россия
  2. Второй пилот Щучко Олег Валерианович, Украина
  3. Бортрадист Чуприненко Александр Борисович, Украина
  4. Штурман Сергеев Андрей Евгеньевич, Белоруссия
  5. Бортмеханик Кропалев Юрий Николаевич, Россия
  6. Инженер Гармоненко Дмитрий Иванович, Белоруссия
  7. Инженер Карпук Максим Михайлович, Белоруссия

Кроме того, по дополнительному списку пассажиров в самолете находились двое сопровождающих
от компании «Заполярье». Оба сопровождающих с фамилиями Чуприненко и Гармоненко были гражданами Украины. Их роль на борту не определена. Данная информация проверяется службами.

«Поскольку экипаж международный, в срочном порядке
организовали взаимодействие с МИД и Росавиацией. К тому же, завтра в наш регион
прилетают представители авиакомпании «Гродно». Со своей стороны, будем делать
все, чтобы разобраться в причинах трагедии», — написал Кобзев.

Какой полет выполнял Ан-12?

Грузовой самолет компании «Гродно» вылетел с Кепервеема (Чукотка),
затем в Якутске останавливался на дозаправку. Белорусский Ан-12 работал на доставке в российскую Арктику продуктов и товаров народного потребления.

Воздушное судно с бортовым номером EW-518TI эксплуатировалось с 1968 года, следует из данных сайта russianplanes.net. При этом за длительное время службы у него сменилось много хозяев.

Военно-транспортный самолет Ан-12 был разработан в СССР в 1950-х годах.
Он оборудован четырьмя турбовинтовыми двигателями и может перевозить 21 тонну груза.

Борт построили на Ташкентском механическом заводе в 1968
году. В составе Военно-воздушных сил СССР, а затем России он эксплуатировался
до 1993 года, после чего находился на хранении до 2003 года.

До 2014 года его эксплуатировала авиакомпания «Air Armenia».
Затем самолет перешел во владение таджикской «Asia Airways». Он летал
около года, после чего до 2019 года находился на хранении в Хартуме (Судан). В
2019 году этот борт начала эксплуатировать белорусская авиакомпания «Гродно».

Подарки Шойгу и Путина

Каждый год 6 декабря ребята из детского дома едут на кладбище в Ново-Ленино, где похоронены три девочки и сын воспитательницы Макар. Потом все идут в церковь, ставят свечки. В этот день в столовой детского дома обязательно подают кисель и блины. В 14.45 ребята и воспитатели выходят на митинг.

Храм Рождества Христова, построенный в память о погибших, стоит прямо за забором детдома. В 1999 году на его освещение в Иркутск прилетал Сергей Шойгу, который был на этом месте сразу после катастрофы «Руслана». Шойгу опекал детский дом в течение нескольких лет — он подарил иркутским ребятишкам свой выигрыш в игре «О, счастливчик!» — 32 тысячи рублей (сейчас эта игра называется «Кто хочет стать миллионером?»).

Но вот детдомовским ребятам, лично обласканным сильными мира сего, как-то не везло.

В 2000 году Владимир Путин подарил Тане Лущинской полутораметровую куклу, и вскоре девочка была переведена в коррекционную школу.

В 2002 году министр МЧС Сергей Шойгу подарил Антону Гроссману часы с надписью «Единая Россия». Мальчик отправился в коррекционный детский дом в Усть-Уде.

А Римме Васильевой, так сильно пострадавшей в катастрофе, никто никогда не преподносил таких подарков. Возможно, это к лучшему, потому что один подарок — новая семья — для Риммы однажды уже обернулся бедой. 

Технические характеристики АН-124

Он состоит из двух палуб:

  • нижняя — она же грузовая (1050 кубометров). Он оборудован погрузочным оборудованием, а пол сделан из титана. Это позволяет ему выдерживать значительные нагрузки;
  • верхняя — пассажирская — там располагается экипаж и служащие, сопровождающие груз — 21 чел.

Они поделены на герметичные отсеки.

Благодаря наличию многоопорных шасси (24 колеса), самолет может взлетать и с грунтовых взлетно-посадочных полос, а также облегчает работу во время погрузки. Этому помогает и то, что у АН-124 два грузовых люка — в носовой и хвостовой части самолета.

Бортовая система полностью автоматизирована. Она оборудована таким образом, что самолетом можно управлять практически в любых погодных условиях, а также позволяет перевозить груз и войска в самые горячие точки.

Несколько самолетов ранее и использовались в таких целях у НАТО. Он может взять на борт 440 десантников и 880 солдат.

Самолет «Руслан».

Что касается грузов, то “Руслан” способен принимать на борт моногруз весом в 50 тонн, а также грузы общим весом в 120 000 кг.

Размах крыла — 73,3 м, а длина — 69,1 м. Его высота — 20,78 м. А сколько весит самолет “Руслан” и вес АН-124 при взлете? Почти 392 000 кг. Максимальный вес — 405 000 кг, а при взлете с пустыми грузовыми отсеками — 173 000 кг.

Если брать летные характеристики, то его крейсерская скорость достигает 750-800 км/ч. А максимальная может быть 865 км/ч. Его дальность полета — 4 500 км.

Катастрофы Ан-124

В ходе испытательных полётов на максимальный скоростной напор, разрушился обтекатель РЛС и вслед за ним вся носовая отклоняемая часть. Отдельные детали этих конструкций, попав в двигатели, вызвали их остановку. Экипаж под управлением командира А.С. Горбика не имел возможности дотянуть до посадочной полосы и машина рухнула недалеко от села Кодра в лесистой местности. Погибли восемь испытателей, это произошло 13 октября 1992 года.

В 1993 году 15 ноября, выполняя заход на посадку в Иране на аэродром Керан, расположенный в горной местности, пилоты потеряли пространственную ориентировку. Ан-124 врезался в гору не долетев 44 км до посадочной полосы в результате погибли 17 человек.

Ан-124

8 октября 1996 года в Турине шёл сильный проливной дождь. Выполняя посадку в условиях плохой видимости, на месте командира находился бывший космонавт-испытатель А. Бородай, который на повторном заходе, не наблюдая посадочную полосу, задел выпущенным шасси за дом в деревне и самолёт упал, захватив жизни двух человек, находившихся в строении. Ан-124 получил разрушения и загорелся, пять человек погибли и 11 были ранены, сам пилот остался жив.

Самая резонансная катастрофа случилась в Иркутске в 1997 году 6 декабря. В наборе высоты после взлёта на самолёте отказали двигатели; сначала третий, потом первый и второй и всё это в течение 8 секунд. «Руслан», зацепив кровлю двухэтажного дома, врезался в четырёхэтажный. 23 человека, находившиеся на борту погибли, а 70 жителей нашли свою смерть под обломками строения. Причиной стала вода, попавшая в топливо, о чём стыдливо умолчала комиссия, расследовавшая эту катастрофу.

Ан-124

Ан-124 действительно уникальный самолёт, не имеющий аналогов в мире, созданный трудом талантливых киевских авиастроителей. В настоящее время —  это самый большой транспортный самолёт, выпуск которого налажен серийно.

Последствия крушения и расследование

Катастрофа унесла жизни 68 человек, среди которых восемь членов экипажа и 15 пассажиров на борту. На земле погибло 45 человек, среди которых 14 детей. Падение самолета лишило 70 семей жилья. Очень осложнило ситуацию огромное количество топлива, которое находилось на борту и вытекло из баков.

Для выяснения причин крушения была создана экспертная комиссия. К сожалению, записи переговоров с двух бортовых самописцев извлечь не удалось из-за сильных повреждений в результате пожара. В результате расследования причиной отказа двигателей стала большая перегрузка судна.

Также была выдвинута версия летчиком-испытателем А. Акименковым. Он заявлял, что отказ двигателей мог произойти из-за звонка по китайскому радиотелефону одним из пассажиров, которые были на борту. В результате звонка мог произойти сбой электроники самолета и, как следствие, отказ двигателей. Еще одной из принятых версий является предположение генерал-майора Б. Туманова о том, что причиной отказа стал помпаж моторов.

События катастрофы в Иркутске и Киншасе были использованы в детективном романе Ф. Низнанского под названием «Убить ворона». Основной мыслью романа являются два масштабных крушения транспортных самолетов с многочисленными жертвами. По сюжету романа аварии были подстроены специально для скрытия хищений. 

Самолёт

Тяжёлый транспортный самолёт Ан-124-100 №82002 был третьим выпущенным «Русланом». Год выпуска – 1984. Многое в нём появилось впервые и проходило обкатку. На обычных режимах полёта лайнер показал себя хорошо, но в этом полёте случилась беда. При выполнении сертификационного полета, на высоте 5800 м в разгоне от V = 530 км/ч до V = 650 км/ч, с с полностью отклоненным рулем поворота, на V = 614 км/ч произошло разрушение обтекателя радиолокационный станции и носовой откидной части фюзеляжа, приведшее к резкому торможению, возникновению сильной тряски и шуму в кабине.

Разрушение носовой части фюзеляжа привело к отказу двух двигателей, многочисленным отказам систем (в т.ч. отказы указателей скорости и высоты), сильной тряске конструкции, непрерывным звуковому и световому сигналам «критический режим».

Ан-124 CCCР-82002 в Ле-Бурже, 1985 год

Большие повреждения осколками потерпел 3-й двигатель, полностью вышедший из строя. При этом было нарушено функционирование гидросистем, а вышедшая из строя электроника стала передавать неверные данные.

Действия экипажа нельзя назвать хладнокровными, но в такой обстановке сохранить самообладание трудно. На приборной доске можно было увидеть, что скорость упала до 0, а высота показывалась на 1200 метров выше действительной. В кабине постоянно работала световая и звуковая сигнализация. Экипаж попробовал выпустить закрылки, но они не вышли до конца. Поскольку скорость невозможно было определить по приборам, её измерил находившийся неподалёку Ан-22 «Антей». Командиру «Антея» передали, что с «Русланом», находящимся неподалёку, происходит что-то непонятное.

Василий Самаров, КВС «Антея» сразу развернулся и увидел самолёт на высоте 5200 метров, но при подлёте обнаружил его уже на высоте 3000 м. По расчётам Самарова «Руслан» должен был находиться на километр выше. Он сообщил диспетчеру, что скорость «Руслана» 450 км/ч, и передал КВС Горбику, что те снижаются слишком быстро, и что за высоким лесом находится поле, пригодное для посадки. На это Горбик ответил: «Мы не снижаемся, мы падаем».

После второго сигнала место катастрофы было определено точно, все те, кому положено быть на месте аварии, прибыли в считанные минуты, но спасать было некого.

1 выживший из 9

Таков печальный итог этой аварии. Командир отдал приказание всем членам экипажа покинуть судно. Сделать это смог только бортинженер Фокин, находящийся вместе с Левченко в задней части судна. Почему не выпрыгнул следом Левченко, осталось непонятным. У остальных членов экипажа шансов выжить не было. Деформация фюзеляжа не позволяла добраться до люка. Фокин выпрыгнул на высоте 1200 метров, под ним расстилался высокий лес. При ударе об деревья он сломал позвоночник, но остался жив. Упал самолёт в 1,5 км от станции Буян Макаровского района Киевской области. Из членов экипажа без экспертизы можно было опознать лишь Бабича, который сжимал в руках портфель с документами.

Римму взяли в семью, а потом вернули в детдом

Римма Васильева пролежала в ожоговом центре месяц и десять дней. Девочке сделали несколько пластических операций. А так как о катастрофе в Иркутске тогда говорила вся страна и по телевидению постоянно показывали различные сюжеты об этой трагедии, то в одном из них показали и девочку Римму, всю в бинтах лежащую на больничной койке.

Увидев Римму на телеэкране, женщина из Тверской области объявила своему мужу: «Она будет моей дочкой». Вскоре Ирина и Игорь Тюрины вместе со своим сыном-школьником приехали в Иркутск. Сотрудники детдома и власти области оценили подвиг женщины из Лихославля, и, хотя обычно процедура оформления опекунства занимает довольно длительное время, этой семье была оказана вся необходимая помощь — нужные бумаги подготовили в кратчайшие сроки.

Римму и ее новую семью провожали с почестями. Новоиспеченная опекунша рассказывала, как нужна ей эта девочка и как она будет о ней заботиться. Но в городе Лихославле ребенок из иркутского детского дома не прожил и полугода. Уже в конце мая Римму вернули назад.

Ирина Тюрина, которая так мечтала об этом ребенке, заявила директору детского дома, что не может больше жить вместе с Риммой, что в семье из-за этой девочки постоянно возникают конфликты.

А Римма, наверное, была даже рада. Она с удовольствием вернулась в детдом и больше никогда не вспоминала ни о той женщине, которая хотела стать ее мамой, ни о городе Лихославле.

Сейчас Римма сирота. Ее биологическая мать, лишенная когда-то родительских прав, умерла. Окончив профессиональный лицей № 23, девушка получила специальность повара-кондитера и пошла работать на авиазавод.

Всем детям, которые в день катастрофы находились в детдоме, государство предоставило компенсации — 1600—1700 рублей. Деньги можно было снять только по достижении совершеннолетия, и они полностью обесценились. По закону детдомовцам полагается жилье, но за те одиннадцать с лишним лет, что Галина Крюкова работает директором, квартиру не получил ни один очередник. Дети вырастают, создают семьи и снимают жилье, отдавая за аренду почти все заработанные средства. Некоторые, конечно, получают комнаты в общежитиях по месту работу. И Римма, устроившись на авиазавод, тоже ждет, когда у нее появится своя жилплощадь.

Римма как-то уже пыталась уйти из детского дома, жила где-то целое лето, но потом вернулась. Ей больше неоткуда ждать помощи и некуда идти. Она живет в той же самой группе, в комнате на двоих. А в рядом расположенном зале, где дети отдыхают и смотрят телевизор, Римма каждый день может видеть фотографии своих погибших подруг — Ани, Яны и Люды.

История появления самолёта «Руслан»

В годы холодной войны, когда шла гонка вооружений, советские конструкторы разработали машину подобную американскому С-5 «Galaxy», но после последующих изменений в проекте самолёт получил обозначение Ан-400 и превзошёл начальные замыслы.

Ан-124

Лётчик-испытатель Владимир Терский в последних числах декабря 1982 года оторвал от земли первый опытный экземпляр большого транспортного самолёта, который вскоре обрёл собственное имя «Руслан». Под этим именем он был продемонстрирован на авиационном салоне во Франции в 1985 году и тогда же западные специалисты узнали, что это разработка киевских авиастроителей под руководством конструктора-руководителя В.И. Толмачёва, получившая обозначение Ан-124.

Небольшая часть самолётов «Руслан» собиралась на киевском заводе в ОКБ Антонова, основной же выпуск был налажен в Ульяновске на отдельном заводском комплексе, специально построенном для этих машин. В 1991 году сборка самолётов застопорилась и лишь после заключения договора России и Украины восстановилась, но уже более медленными темпами. В 1995 году «Руслан» прекратили производить. Серия закончилась на 55-м самолёте.

Ан-124

2016 год. 10 погибших

1 июля 2016 года самолет Ил-76 МЧС России вылетел с аэродрома в Усольском районе на ликвидацию лесного пожара в Качугском районе. На борту находилось 10 человек. В 11.30 экипаж должен был выйти на связь, однако этого не произошло. В результате двухдневных поисков самолет был обнаружен в 145-ти км от Качуга, все члены экипажа погибли. Выяснилось, что от крушения воздушного судна возник лесной пожар. 

Указом президента России Владимира Путина за мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные в экстремальных условиях, экипаж тяжелого самолета МЧС России Ил-76, погибший при тушении лесных пожаров в Иркутской области, награжден Орденами Мужества посмертно. На месте, где упал самолет, установили православный крест из лиственницы, возле него были посажены 10 сосен в память о погибших.

Ил-76. Фото: МЧС России

Ил-76. Фото: МЧС России

Ил-76. Фото: МЧС России

1 / 3

2001 год. 145 погибших

4 июля 2001 года ночью на подлете к Иркутску разбился авиалайнер Ту-154 авиакомпании «Владивосток-авиа». Рейс следовал из Екатеринбурга во Владивосток с промежуточной посадкой в Иркутске. Пилоты выполняли маневр разворота и захода на посадку, когда авиалайнер неожиданно развернуло на 180 градусов, самолет начал падать. По предварительному анализу траектории падения он должен был упасть на поселок Бурдаковка в 34-х км от Иркутска. Пилотам удалось увести машину в сторону. Ту-154 рухнул на лесную поляну в нескольких км от села.

На место происшествия из Иркутска немедленно вылетели на вертолете спасатели МЧС, из ближайших населенных пунктов прибыли пожарные расчеты. Но спасать было уже некого. Ту-154 от удара разлетелся на множество мелких обломков, сохранилась лишь хвостовая часть лайнера.

Причиной ЧП стали ошибочные действия экипажа. При заходе на посадку экипаж не смог выдерживать установленную высоту в 850 метров. Чтобы исправить ошибку, второй пилот потянул штурвал на себя. Неправильные действия командира корабля лишь усугубили эту ситуацию, в результате самолет полностью потерял управление и разбился. Погибло 145 человек, в том числе девять членов экипажа.

2006 год. 125 погибших

9 июля 2006 года пассажирский самолет Airbus A310 авиакомпании «Сибирь» (S7) выполнял рейс №778 Москва-Иркутск. Приземлившись на взлетно-посадочной полосе иркутского аэропорта в 07.42, лайнер не остановился, съехал на поле, пробил бетонное ограждение и врезался в гаражный кооператив, который располагался в 280-ти метрах от «взлетки». В результате столкновения произошла частичная разгерметизация топливных баков и возгорание топлива под левой плоскостью крыла и центральной частью фюзеляжа. Всего погибло 125 человек. В их числе дочь известного писателя Валентина Распутина Мария и начальник Управления ФСБ по Иркутской области Сергей Коряков.

Авиакатастрофа 2001 год. Фото: Максим Шутов

По результатам расследования Межгосударственного авиационного комитета (МАК) причиной катастрофы стали ошибочные и бесконтрольные действия экипажа. После повторной комплексной летно-технической судебной экспертизы было установлено, что непосредственной причиной авиакатастрофы явилась нештатная работа систем управления самолета, их конструктивные недостатки, ошибки в разработке логики бортового компьютера, снижение эффективности торможения самолета на пробеге. 

2011 год. Двое погибших

5 июля 2011 года в 190 км севернее Киренска Иркутской области произошло авиационное происшествие с вертолетом Ми-8Т авиакомпании «ЮТэйр» Приобского МТУ ВТ ФАВТ. Экипаж выполнял транспортно-связной полет по маршруту Усть-Кут -Даниловская площадь — буровая 72. На борту находились 13 пассажиров и груз.

После прибытия воздушного судна в район посадочной площадки 72-я Даниловская экипаж не смог обнаружить пригодную для приземления посадочную площадку и приступил к ее подбору с воздуха. Местность оказалась заболоченной. Однако было принято решение высадить пассажиров и разгрузить воздушное судно, удерживая вертолет в полувзвешенном состоянии. 

Во время выгрузки часть пассажиров перемещалась из вертолета на землю и обратно. На поверхности постоянно оставались четыре человека, которые относили груз в сторону от вертолета. В процессе выполнения разгрузочных работ у вертолета началось кренение в левую сторону, которое, по объяснению командира воздушного судна, достигало 15-ти градусов. Попытки привести положение вертолета в нормальное состояние не увенчались успехом. Машина провалилась колесом в грунт и опрокинулась на правый борт. После этого лопасти несущего винта ударились о землю и начали бесконтрольно вращаться. Были повреждены левый двигатель и левая часть кабины. В результате случившегося двое рабочих, находящихся на земле погибли, еще один — пострадал. После остановки вращения вертолета борт воздушного судна покинули оставшиеся пассажиры и члены экипажа. Травмы получили одна из пассажирок вертолета, а также командир воздушного судна и второй пилот.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector