Рапира: смертельное оружие, предок кортика, потомок гладиуса и… шампур

Откуда к нам пришла спортивная рапира

Оружие появилось в Испании в середине XV века, которая к тому времени была ведущей мировой военной державой и считалась законодательницей моды в военной сфере. Испанские идальго, офицеры королевской армии и флота стали вместо длинных тяжелых мечей использовать шпагу — облегченный вариант этого холодного оружия. Рапира является одной из разновидностей шпаги и больше подходит в качестве личного оружия. В переводе с испанского языка буквально rapier или espada ropera переводится как «длинный меч для одежды». Именно испанский вариант прижился в качестве названия. В данном случае термин одежда тяготеет больше к варианту военного мундира, так как термина гражданское платье в то время не существовало.

Рапира гарда

В дальнейшем, когда рапира получила широкое распространение в других странах, возникла путаница между шпагами и рапирами, хотя в каждом регионе оружие носило различные названия. В Испании рапиры назывались «espada», а в Италии длинные мечи назывались «spade». Свою интерпретацию шпага или рапира получили во Франции и в Англии. На французском рапиру называли «epee», а вот в Англии термин «courd sword» означал придворный меч. В немецких княжествах и в королевствах все, что имело отношение к этому классу оружия, называлось «degen». Только в русском языке принято использовать оба названия и шпага, и рапира, которые использовались в зависимости от статуса владельца.

Не вдаваясь в тонкости и нюансы, рапиры часто называли шпагами и, наоборот, в ряде стран настоящую боевую шпагу называли рапирой. Шпага больше тяготела к мечам, так как могла одновременно использоваться для рубящих и колющих ударов. Чем отличается рапира от шпаги? Тем, что этот клинок был изготовлен таким образом, что мог нанести противнику только колотые раны. Соответственно отличалась техника боя и приемы фехтования с использованием рапиры.

Прочность рапир

Имеются исторические свидетельства того, что рапиры могли ломаться во время битв. Они ломались о тела или от ударов друг о друга. Клинок рапиры был весьма тонким и легким, что влияло на его прочность. В результате он ломался при контакте с любым жестким объектом. Известно, что мастера оружейного дела рекомендовали не наносить удары острием или, как минимум, не делать это очень сильно.

Хоть клинки рапир и хрупкие, они не так уязвимы. Рапиры могут быть довольно крепкими и парировать уколы оружия потяжелее. но лишь средними, более прочными частями клинков, эфесов или с помощью отводящих удары атак, не ставя жестких блоков. Лучший выход был в том, чтобы уклониться от удара, а не отражать его.

Боевая сабля

Рассмотрев отличия рапиры и шпаги, следует уделить внимание такому оружию, как сабля. Это одно из самых древних орудий В силу его особенностей сформировались и современные техники ведения спортивного боя

Сабля представляет собой рубящее оружие. Его клинок имеет изогнутую форму. При помощи сабли возможно наносить и колющий удар. Для этого наконечник хорошо затачивался воинами перед грядущим боем.

Представленная разновидность оружия появилась на восточных территориях. Такие изделия получили широкое распространение еще в VII-VIII веке. С его помощью наносили рубящие и колющие раны. Со временем конструкция видоизменилась. К XIV столетию это уже был исключительно рубящий клинок, отличающийся значительной кривизной. Вес был относительно небольшой. Центр тяжести был смещен от эфеса. Это позволяло наносить удары большей силы.

Шпага для спортивного фехтования

Отличия в спорте рапиры и шпаги достаточно ощутимые. Они определяют стиль и технику поединка. Сегодня это преимущественно оружие, применяемое при проведении спортивных турниров.

Шпага, которая применяется на состязаниях самого высокого уровня, имеет длину 1,1 м. Масса такого изделия неизменно равняется 0,77 кг. Полотно клинка гибкое. Оно сильно изгибается во время нанесения колющего удара. Сечение клинка трехгранное.

Града круглой формы защищает руку от удара. Ее диаметр составляет 13,5 см. Спортивное оборудование имеет клинок, который постепенно сужается к вершине. Размер граней, который допускается современным фехтованием, составляет 2,4 см.

Историческая сабля

Шпага, рапира, сабля, отличия которых сформировались в силу исторической техники ведения боя, применимы и сегодня в спортивных соревнованиях с учетом их древних особенностей.

Сабля является рубящим оружием, которое обладает изогнутым клинком. Для того, чтобы наносить и колющие удары, воины оттачивали вершину лезвия на 10 см с обеих сторон.

Сабля появилась на Востоке и получила большое распространение в 7-8 веках. В этот период это было рубяще-колющий тип оружия. К 14 столетию это было уже преимущественно рубящая разновидность, обладавшая относительно малым весом и значительной кривизной клинка. Смещение центра тяжести от эфеса увеличивало силу удара и площадь поражения.

В 16 столетии сабли применяли драгуны, а в 18-19 веках, видоизмененный тип этого оружия использовали гусары.

Преимущества и недостатки

МТ-12 была первым в мире гладкоствольным противотанковым орудием, и в 60-е годы прошлого века являлась лучшим образцом подобного вооружения.

Стрельба из МТ-12. Огромная вспышка огня демаскирует орудие

К её достоинствам можно отнести:

  1. Пушка «Рапира» имеет характеристики бронепробиваемости, достаточные для уничтожения танков 60-70-х годов прошлого века. Орудие уверенно поражает такие цели, как М60, «Чифтен» или Т-54/55, не говоря уже о лёгкой бронетехнике;
  2. Высокая точность стрельбы. Эту пушку иногда даже называли «артиллерийской снайперской винтовкой». Наводчик может вести огонь не просто «по силуэту», а по наиболее уязвимым местам танка;
  3. Универсальность. Пушка может стрелять не только прямой наводкой, но и с закрытых позиций, применяя осколочно-фугасные снаряды. Кроме того, «Рапиру» успешно применяют для разрушения укрепленных огневых точек;
  4. Всепогодность. Поздние модификации позволяют уверенно вести бой в условиях задымления и тумана;
  5. Низкий силуэт орудия делает его довольно сложной мишенью для вражеской артиллерии.

Недостатков у МТ-12 тоже немало:

  1. Орудие не способно пробить комбинированную лобовую броню современных танков. Кроме того, снаряды этой пушки едва ли смогут преодолеть и бортовую динамическую защиту;
  2. Расчет на поле боя не имеет полноценной защиты и легко уязвим;
  3. Мобильность пушки целиком зависит от тягача;
  4. Даже при самой тщательной маскировке орудие может быть замечено с беспилотника. В бою пушку выдаст первый же её выстрел – огненная вспышка хорошо заметна даже на очень больших расстояниях;
  5. По дальности стрельбы и маневренности МТ-12 значительно уступает современным противотанковым ракетным комплексам.

Одна из пушек МТ-12, использующихся в ходе вооруженного конфликта на востоке Украины

В целом на сегодняшний день недостатки явно перевешивают достоинства – пушка серьёзно устарела и её продолжающееся использование в региональных конфликтах объясняется главным образом отсутствием у противоборствующих сторон более современных систем вооружения.

Особенности рапиры

Рапира представляет собой холодное оружие, относящееся к колющему типу. Удары противнику наносят только острием. Конструкция весит 500 г, имеет упругий клинок с четырехгранным сечением. Длина лезвия составляет 90-110 см, гарда круглой формы имеет диаметр 12 см, служит для защиты кисти от повреждений. Максимальный размер всей конструкции достигает 110 см.

Фехтовальные модели оснащены неподвижным наконечником, который располагается на краю клинка. У электрифицированных моделей этот элемент представлен специальным подвижным устройством с кнопкой. При нанесении укола сопернику происходит нажатие на данный компонент, в результате — электроцепь замыкается.

На одной из граней лезвия электрифицированной рапиры есть специальная выемка. Она проходит по всей поверхности клинка до самой рукоятки. В бороздке зафиксирован провод, который соединяет между собой электроконтактный наконечник и разъемом, находящийся под гардой.

В отличие от шпаги прямую рукоятку рапиры иногда заменяют фигурной, расположенной перпендикулярно лезвию. Внутри подобных элементов есть гайка, закрепляющая эфес. Она необходима для того, чтобы запястье не выгибалось при удерживании ручки. Такой вариант получил название «пистолет», устанавливают его, как правило, на электрифицированные модели.

Процесс создания качественных клинков — настоящее искусство

При производстве стали важно соблюдать точное соотношение железа и углерода. В противном случае лезвие будет ломким, недолговечным

Любые модели, в том числе и рапира, создаются при помощи постепенного наслоения металла.

Первый слой состоит из железа, которое надежно держит форму, придает изделию необходимую прочность. Второй производят из стали, повышающей показатели упругости. В процессе изготовления оружия оба этих материала никогда не использовали отдельно друг от друга.

Чем отличаются рапиры тренировочные от реальных

Реальные рапиры чрезвычайно жесткие. Их делали так, чтобы легко прокалывать человеческие тела в бою. Кроме того, рапиры должны были отводить удары, а клинки не должны были выгибаться. Во избежание этого, рапиры обладали особым сечением.

Это является результатом устремления фехтовальщиков обладать безопасным тренировочным оружием. Оно могло бы изгибаться до определенного уровня, при этом не ломаться, и не проникать в тела соперников. Такая гибкость, как раз присуща спортивному фехтованию. Что в свою очередь оказывает влияние на общее мнение о рапирах, а также переиначивает реальные техники фехтования на них.

Фехтовальная стойка

Сложность фехтовальной техники заключается в ее точности и быстроте исполнения. Движения фехтовальщика находятся в тесной зависимости от всей фехтовальной ситуации (дистанция, поведение соперника и т.д.). Все это предъявляет особые тре­бования к временной и пространственной коор­динации отдельных движений и способности бы­стро перестроиться в зависимости от изменившихся условий боя. Ловкость является основой точности исполнения движений. Важнейшими физическими и кондициональными предпосылками являются также хорошая реакция и быстрота. Для полного овладения всеми техническими приемами необходи­мо в зависимости от условий и интенсивности тре­нировок от 6 до 10 лет.

Устройство шпаги

Как и любое другое холодное оружие, шпага состоит из эфеса и клинка. Клинок прямой и плоский с двухсторонней заточкой. Имеется один или два дола на нём. Клинок плавно сужается к острию.

Какая была длина клинка?

Какая стала позже?

Иногда встречались изделия с клинком квадратной, ромбической или овальной формы. В таком случае заточка оставалась лишь у острия. Вес шпаги достигал 1,2-1,6 кг. Шпаги мушкетёров весили 1,5 кг. Самая сложная часть шпаги – это эфес, он состоял:

  • рукоять выполнялась из металла или дерева и имела оплётку или рифление, для надёжного удержания изделия в руке;
  • перекрестие было прямое или немного наклонное;
  • защитное устройство для пальцев – дужка, была в виде полосы металла от крестовины к навершию;
  • завершающее рукоять навершие, служило для балансировки шпаги, делали его в виде шара или шляпки;
  • защита кисти руки – гарда, была из защитных колец м креплением к перекрестию. Были варианты в виде щитков или корзины, которые полностью закрывали руку.

Ранние образцы шпаги отличались простым эфесом. Была простая крестовина с дужкой. Поздние версии получили корзинчатую гарду, поверх развитого перекрестия. Дужек стало 2-3 штуки, они прикрывали руку.

А поверх обтягивалась металлической проволокой. Школа фехтования сказывалась на виде гарды. Испанские мастера предпочитали полностью закрытые гарды.

А вот у французов была развита кистевая техника, и гарда предпочиталась лёгкая. В дальнейшем на гражданских изделиях, которые были в ранге придворного украшения и парадного оружия, эфесы стали украшать драгоценными камнями.

Такие шпаги переходили в ряд произведений искусства. А перекрестие и вовсе исчезло. Боевые экземпляры были куда проще, они имели небольшое перекрестие, дужку и два щитка. Общая длина шпаги зависела от мастера который ковал её.

Боевая шпага.

Типы эфесов по Оукшотту

Согласно типологии известного историка Эварта Оукшотта, гарды были разделены по степени закрытия кисти. По её типу подразделяются виды шпаг, имеющие ярко выраженные свойства, характерные для этого оружия. Рассмотрим их подробнее:

  1. Эфес в одну четверть, имеет крестовину, полукруглые дужки, одинарное нижнее кольцо или ветвь, контр-гарда из одной дужки.
  2. Половинный эфес, имеет крестовину, полукруглые дужки перед крестовиной, двойное нижнее кольцо или ветви, контр-гарда как правило из двух дужек.
  3. Эфес в три четверти, передняя ветвь крестовины загибается образуя защитную дужку, полукруглые дужки перед крестовиной, двойное (иногда тройное) нижнее кольцо или ветви, контр-гарда как правило из двух дужек (петель).
  4. Полный эфес, имеет крестовину, полукруглые дужки перед крестовиной, сложное нижнее кольцо, защитную С-образную дужку, контр-гарда из трёх дужек.
  5. Эфес паппенхеймер, состоит из двух перфорированных раковин.
  6. Эфес петля, состоит из раздваивающейся дужки, образующий петлю.
  7. Корзинчатый эфес, который часто причисляют к мечам. Довольно развитый эфес в форме клетки или корзины.
  8. Эфес гнутый, отличается от предыдущего варианта более толстыми гнутыми кольцами.
  9. Тарелка или фламандский эфес, от этих типов шпаг произошли короткие изделия.
  10. Эфес кавалерийский, тяжёлый, похожий на эфес коротких шпаг, но с обязательной защитной дужкой.
  11. Эфес чаша, известен он как Казолета или бретта. Сам эфес чашевидной формы, был довольно популярен у дуэлянтов.
  12. Тип эфеса бильбо, имел две раковины.

Были шпаги и с волнистым клинком, по типу меча фламберга. Эта шпага наносила трудно заживаемые раны. Была популярна у профессиональных бретёров. Но массового распространения не получила.

Эфесы различных типов.

Особенности рапиры

Рапира представляет собой холодное оружие, относящееся к колющему типу. Удары противнику наносят только острием. Конструкция весит 500 г, имеет упругий клинок с четырехгранным сечением. Длина лезвия составляет 90–110 см, гарда круглой формы имеет диаметр 12 см, служит для защиты кисти от повреждений. Максимальный размер всей конструкции достигает 110 см.

Фехтовальные модели оснащены неподвижным наконечником, который располагается на краю клинка. У электрифицированных моделей этот элемент представлен специальным подвижным устройством с кнопкой. При нанесении укола сопернику происходит нажатие на данный компонент, в результате — электроцепь замыкается.

На одной из граней лезвия электрифицированной рапиры есть специальная выемка. Она проходит по всей поверхности клинка до самой рукоятки. В бороздке зафиксирован провод, который соединяет между собой электроконтактный наконечник и разъемом, находящийся под гардой.

В отличие от шпаги прямую рукоятку рапиры иногда заменяют фигурной, расположенной перпендикулярно лезвию. Внутри подобных элементов есть гайка, закрепляющая эфес. Она необходима для того, чтобы запястье не выгибалось при удерживании ручки. Такой вариант получил название «пистолет», устанавливают его, как правило, на электрифицированные модели.

Процесс создания качественных клинков — настоящее искусство

При производстве стали важно соблюдать точное соотношение железа и углерода. В противном случае лезвие будет ломким, недолговечным

Любые модели, в том числе и рапира, создаются при помощи постепенного наслоения металла.

Первый слой состоит из железа, которое надежно держит форму, придает изделию необходимую прочность. Второй производят из стали, повышающей показатели упругости. В процессе изготовления оружия оба этих материала никогда не использовали отдельно друг от друга.

Для чего создавались рапиры

Рапиры произошли от более ранних рубяще-колющих мечей и были орудием самозащиты в городе, а также на частых поединках. Для этого мастера-оружейники изготавливали быстрые, подвижные, одноручные колющие виды вооружений. Они могли быть использованы на улицах, в переулках или в местах с ограниченным пространством. Между фехтовальщиками оружейных дел мастерами было тесное взаимодействие.

Со временем новейшие виды вооружений изобретали вместе с техникой их применения. В начале XVI столетия люди не могли выходить на улицу с огромными боевыми мечами. Тогда начали появляться более легкие, тонкие и не такие огромные вооружения. Тем не менее, внешний вид тонких и легких клинков для будничных дуэлей продолжал изменяться в течение всего столетия. Окончательные формы они приобрели лишь к концу XVI столетия.

Сабля в фехтовании

Определить отличия рапиры, шпаги, сабли в спорте просто, зная особенности каждой разновидности оружия. Всё представленное оборудование появилось на основе своих исторических прародителей. Так, сабля является рубящим оружием, способным наносить также и колющие удары. В сечении такое изделие имеет трапециевидную форму. Длина клинка достигает 1,05 см.

Града отличается особой конструкцией. Она способна защитить руку снизу и сверху. В процессе боя можно наносить удары исключительно в верхнюю часть тела. Это относится и к рукам (до запястий), а также область защитной маски.

Специальный аппарат фиксирует укол и удар. В одежде, которая находится в верхней части туловища фехтовальщика, есть специальная серебряная стружка. Фехтование на саблях ведется с правом на преимущество при атаках. Бой является динамичным, зрелищным. Этим он нравится многим фехтовальщикам.

Характеристика боеприпасов

Для противотанковой пушки боеприпас – первейшее дело. Даже феноменально дальнобойное и надежное орудие превращается в «тыкву», если для него используются устаревшие, некачественные снаряды. И пушка «Рапира», ТТХ которой приведены нами выше, – лучшее тому подтверждение.

Боеприпасы для нового оружия также доставили много хлопот, так как их пришлось разрабатывать заново. Основной тип – подкалиберные и кумулятивные. Для поражения живой силы противника используется стандартный осколочно-фугасный тип выстрела. Учеба расчета производится с использованием учебных подкалиберных снарядов. Очень много проблем доставило оперение последних, так как опыта в создании чего-то подобного попросту не было, да и сама гладкоствольная 100-мм пушка еще не была толком освоена отечественной промышленностью.

Сложность была в том, что снаряд с нераскрывшимися лопастями должен был достаточно надежно прилегать к стволовому каналу, не образуя люфтов. Были приняты и тут же отброшены десятки концепций, но ни одна не удовлетворяла всех требований конструкторов. Как ни странно, но рабочим оказалось решение, которое было предложено в самом начале и отвергнуто «из-за примитивности». Это еще раз подтвердило, что самое простое – зачастую самое надежное.

Шпага историческая (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Шпага (от итал. spada) – производное от меча холодное колюще-режущее оружие. Ее длина встречалась от 1 м и более. Она состоит из одного- или двухлезвийного клинка и рукояти, которая имеет дужку и гарду. Рукоять называют эфесом. Сложная форма гарды защищает пальцы от ударов.

Среди разновидностей такого оружия следует отметить появившуюся впоследствии «придворную» шпагу. Она имела облегченный вес. Такая шпага была неотъемлемым атрибутом одежды придворных.

Французская школа фехтования укоротила лезвие оружия и превратилась в граненый клинок. Рапира и шпага, отличия которых были значительными в более поздний период, также имели незаточенное лезвие и очень острую вершину. Кавалерийский вариант шпаги был в пределах от 1 до 1,5 кг.

Оружейные шпаги и рапиры стали также гражданскими и были атрибутом дворян и богатых людей в Европе.

Спортивное фехтование

Рапира дала толчок к развитию целого направления в искусстве владения боевым оружием. Мастерски владеть холодным клинковым оружием перестало быть прерогативой военных. Конструкция и форма клинка привели к тому, что появилась своя техника фехтования, основанная на специальных приемах. Массовое распространение шпаги привело к тому, что по всей Европе появляются школы фехтования. Следует отметить, что каждая школа фехтования имела свои отличительные особенности, связанные с национальным колоритом и спецификой социально-общественной жизни. Уже в середине XVII века появляются первые учебники по искусству владения рапирой.

Со временем мастерство фехтования совершенствуется и систематизируется. Разрабатываются определенные стандарты гражданской модификации шпаги, соответственно появляются наиболее удобные и эффективные приемы владения колющим оружием. Стоит отметить, к примеру, в немецкой и в испанской школе доминируют в технике фехтования рубящие приемы, которые в дальнейшем легли в основу искусства фехтования саблей.

Укол рапирой, т.е. поражение противника непосредственно острием клинка, был распространен в итальянской и во французской школе фехтования. Изящество, с которым противники сходились в противостоянии, стало фирменным знаком итальянского стиля. Результатом стало повсеместное увлечение итальянской манерой фехтования. В царствующих домах и в престижных учебных заведениях фехтование вводится в качестве обязательной учебной дисциплины. Престижной становится специальная должность — фехтмейстер, учитель фехтования.

Спортивная рапира появилась в конце XIX века, кардинальным образом отличаясь формой и оснащением от боевой и гражданской версии. Клинок оружия получил прямоугольное сечение и стал более эластичным. Колющий удар рапирой стал основным приемом, вокруг которого уже появилась масса других элементов защиты и нападения. Гибкость клинка позволяла оружию сохранять целостность при больших изгибах во время колющего удара. Претерпело изменения и само оснащение оружия. Гарда вместо своей вычурной формы становится у спортивной рапиры выпуклой. Теперь важна не красота изделия, а его защитная функция. Само оружие становится легким, весящим не более 500 г.

Легкость и удобная форма рапиры позволили даже женщинам принимать участие в спортивных состязаниях по фехтованию, которое на современном этапе становится чисто прикладным видом спорта. Традиции военного и гражданского использования шпаги, техника ведения боя и искусство владения клинковым холодным оружием незаметно перешли в правила проведения спортивных турниров. Сначала стали проводиться церемониальные турниры частного характера, чуть позже состязания становятся международными.

Национальные чемпионаты по фехтованию стали первой ласточкой на пути рапиры в мир большого спорта. Уже на первой Афинской Олимпиаде в 1896 году программа игр включала турнир по фехтованию. Первоначально турнир фехтовальщиков был общим и проводился в одной дисциплине. Через четыре года, в 1900 году на Олимпийских Играх в Париже спортсмены состязались уже в трех дисциплинах. Отдельно были проведены турниры по фехтованию на саблях, на шпагах и рапирах.

Интересные факты

С многовековой историей этого боевого искусства связано много занимательных моментов и фактов:

  • фехтование – единственный вид спорта, где судейство происходит на французском языке;
  • фехтование по праву признано не только красивейшим, а еще и высокоинтеллектуальным спортом, ведь здесь до мельчайших подробностей должна быть продумана стратегия поведения;
  • клинок в фехтовании признается вторым по скорости движения и уступает только пуле;
  • фехтование – единственный вид спорта, где спортсмены не разделяются по весовым категориям;
  • светлая одежда спортсмена-рапириста нужна была раньше для того, чтоб четко был виден отпечаток кончика клинка соперника, пропитанного черной краской. Сейчас необходимость в этом отпала, но цвет одежды сохранился.

Так как в прошлом искусство фехтования было тренировкой для огромного количества дуэлей и сражений, накопилось огромное количество художественной и исторической литературы, содержащей факты из жизни отважных рыцарей и дерзких дуэлянтов.

Требования к снаряжению, оружию и одежде

Одежда и снаряжение должны обеспечивать максимальную защиту и свободу движений, и не могут допускать возможность нанесения противнику физической травмы. Одновременно одежда и снаряжение не должны иметь каких-либо отверстий, куда мог бы попасть клинок соперника. Материал одежды должен быть прочным и не вызывать скольжения наконечника. Цвет одежды в области туловища – светлый. Ткань должна иметь сопротивление разрыву не менее 800 Н.

Для защиты верхних частей тела обязательным элементом одежды является набочник. Брюки должны иметь застежки ниже коленей. Гетры должны целиком прикрывать всю голень. В женском снаряжении обязательно должен быть в наличии защитный бюстгальтер. Манжет перчатки должен доходить до половины предплечья. Зазор между ячейками сетки в маске должен быть не больше 2,1 мм. Диаметр проволоки сетки – 1 мм.

Для фехтования на рапирах поверх одежды должна надеваться специальная токопроводящая куртка, целиком покрывающая поверхность тела в любом положении. Нижний край куртки должен как минимум на 10 см закрывать брюки в положении фехтовальщика «к бою!». Куртка должна иметь подмышечники. Обратная сторона такой куртки должна быть изолирована с помощью специальной подкладки.

Высота ворота должна быть как минимум 3 см. Личный провод с разъемами на концах должен быть протянут вдоль спины под курткой, затем по рукаву через перчатку, присоединяясь к рукояти оружия. Проводки в шнуре должны быть хорошо изолированы и скреплены.

Рапира должна иметь конструкцию, обеспечивающую безопасность в ежедневных условиях. Запрещены какие-либо действия с целью изменения гибкости и остроты клинка. Вес рапиры – 500 г, предельная длина – 110 см.

Элементами оружия являются:

  1. Стальной клинок, заканчивающийся с одной стороны наконечником, а с другой – стержнем. Длина клинка – 0,9 м, сечение – прямоугольное. Угол фаски граней – 45 градусов, стрела прогиба – от 5,5 до 9,5 см. Электрический провод для соединения наконечника с клеммой протянут в специальном канале, расположенном в клинке. Головка наконечника должна иметь форму цилиндра, максимальный размер головки – 7,0 мм. Давление, необходимое для сигнала от головки – более 500 г. Максимальный ход головки, необходимый для сигнала – 1 мм.
  2. Рукоятка для фиксации руки, которая дополнительно может иметь головку эфеса. Конструкция ее должна отвечать требованиям безопасности спортсмена и его противника, и не иметь приспособлений для усиления защиты. Использование рукоятки для метания оружия запрещено.
  3. Защитная гарда диаметром от 9,5 до 12 см, которая закреплена выпуклой частью вперед между рукояткой и клинком. Гарда имеет разъем для присоединения личного шнура фехтовальщика. В месте имеющейся выпуклости гарда должна быть гладкой и матовой.

Внутри гарды должна быть специальная прокладка для предохранения руки от проводов и электрических контактов.

Характеристики и история шпаги

Шпага представляет собой длинное, универсальное холодное оружие, которое позволяет нанести противнику как колотые, так и рубленые раны. Внешне она выглядит как меч с узким, довольно гибким клинком, протяженностью до 100 см, с прямой рукояткой с навершием и замысловатой гардой различного внешнего вида. Гарда необходима для защиты пальцев владельца оружия. Масса шпаги способна достигать 1 500 г.

Она появилась одновременно с огнестрельным оружием. После того, как в войнах стали использоваться ружья и пушки, тяжелые латы перестали быть надежной защитой для воинов. Надобность в массивном рубящем мече пропала.

Со временем тяжелые мечи уступили место шпагам. Данный процесс начался в Испании еще в 1460-х годах. Первоначально ими владели представители элитных слоев населения. Тогда данное холодное оружие обладало замысловатой гардой, включавшей дужки для защиты кисти и кольца пас-дане. Вес шпаги был меньше, чем у стандартного меча тех лет, что давало возможность постоянно носить это оружие с собой. Шпаги отличались высокой эстетичностью и ничем не уступали мечу по оружейным характеристикам, за что, собственно, и ценились. Шпаги с одинаковым успехом использовались как для нападения, так и для обороны.

До 1700-х годов боевая шпага использовалась в кавалерийских и пехотных подразделениях армий различных государств, пока не была частично заменена палашами и саблями.

Еще на заре своего появления шпаги делились на 2 разновидности: предназначенные для военнослужащих и для обывателей. У гражданских лиц оружие обладало меньшим весом и не столь широким клинком. Такие шпаги нередко затачивались лишь вблизи острия, что позволяло им одновременно играть роль, как оружия, так и части амуниции.

Военнослужащие носили их вместо боевого вооружения в те периоды, когда не было никаких войн. Для представителей знати и буржуазии шпага являлась неизменным атрибутом, который носили вместе с парадной одеждой. Подобные обычаи просуществовали до 1900-х годов.

Примерно в 1850-х годах шпага превращается в церемониальное холодное оружие, используемое в дуэлях и спортивных состязаниях. Ею награждали за те или иные заслуги.

Создание шпаги послужило стимулом для развития фехтовальных школ в различных странах: Германии, Великобритании, Италии, Франции и других.

Фехтование на Олимпийских играх

Олимпийская история фехтования началась в Афинах. Здесь в 1896 году стартовала первая Олимпиада современности. В программу Олимпийских игр включили фехтование на рапирах и саблях. Уже на следующих Играх были представлены все три вида фехтовального оружия.

Первоначально соревнования проводили только среди мужчин. Женщины присоединились к олимпийским состязаниям в 1924 г (Париж, Игры VIII Олимпиады).

До 2016 г в этом виде спорта разыгрывали 10 комплектов наград. Олимпийскую программу в Токио расширили до 12 дисциплин. Фехтовальщики выявляют сильнейших в личном первенстве и сражаются в составе команд.

Программа летних Олимпийских по фехтованию выглядит следующим образом (мужчины и женщины представлены во всех видах оружия):шпага,командная шпага,рапира,командная рапира,сабля,командная сабля.

В заключение

На первый взгляд, неискушенному наблюдателю кажется, что искусство фехтования на саблях, шпагах и на рапирах практически одинаково. Это заблуждение легко развенчивается, когда наблюдаешь за ходом поединка. В отличие от шпаги и сабли, где удары можно наносить, как рубящие, так и колющие, фехтовальщики на рапирах действуют совершенно иначе. Удар считается правильным, если он нанесен острием клинка и строго определенную зону. Легко найти различия и по внешнему виду оружия. Для рапиры характерна выпуклая, шарообразная форма гарды, тогда как сабля имеет гарду овальной формы с дополнительной скобой, защищающей пальцы фехтовальщика от скользящих и рубящих ударов. В поединках рапиристов прослеживается стремление к классическому ведению боя. Соревнования саблистов выглядят более динамичными и соответственно более зрелищными.

Приемы рапиристов более утонченные и выверенные. Один грамотно нанесенный укол может принести победу спортсмену. Благодаря современной электронике, техника фехтования сегодня достигла пика своего совершенства. Стало возможно фиксировать практически одновременные удары, между которыми разница по времени составляет сотые доли секунды. Значительно усовершенствовалась техника ведения боя, где каждому спортсмену предоставляется право на атаку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector