1 рубль 2014 года с буквой «р» и обычный
Содержание:
- Литература
- Пуск трофейной германской баллистической ракеты дальнего действия V-2 на полигоне Уайт Сэндс 24 января 1947 года
- История создания
- Классы обслуживания и услуги в СВ
- Классы обслуживания и услуги в сидячих вагонах
- Пуски ракет Р-1 8А11 в 1956 году
- Эксплуатация
- Ракета Р-5
- Пуски ракет Р-1 8А11 в 1955 году
- Объёмный взрыв, его развитие и боевое применение
- Примечания
- Модификации
- Пуски ракет Р-1 8А11 в 1957 году
Литература
Задача особой государственной важности. Из истории создания ракетно-ядерного оружия и Ракетных войск стратегического назначения (1945-1959 гг.) / Сост. В
И. Ивкин, Г. А. Сухина. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — 1205 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-8243-1430-4
В. И. Ивкин, Г. А. Сухина. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — 1205 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-8243-1430-4.
Карпенко А. В., Уткин А. Ф., Попов А. Д. Отечественные стратегические ракетные комплексы / Под научной ред. В. Ф. Уткина, Ю. С. Соломонова, Г. А. Ефремова. — СПб.: Невский бастион, 1999. — 288 с. — ISBN 5-85875-104-0.
Мозжорин Ю., Еременко А. От первых баллистических до… (рус.) // Авиация и космонавтика. — М.: Воениздат, 1991. — № 7. — С. 40-41. — ISSN [http://www.sigla.ru/table.jsp?f=8&t=3&v0=0373-9821&f=1003&t=1&v1=&f=4&t=2&v2=&f=21&t=3&v3=&f=1016&t=3&v4=&f=1016&t=3&v5=&bf=4&b=&d=0&ys=&ye=&lng=&ft=&mt=&dt=&vol=&pt=&iss=&ps=&pe=&tr=&tro=&cc=UNION&i=1&v=tagged&s=0&ss=0&st=0&i18n=ru&rlf=&psz=20&bs=20&ce=hJfuypee8JzzufeGmImYYIpZKRJeeOeeWGJIZRrRRrdmtdeee88NJJJJpeeefTJ3peKJJ3UWWPtzzzzzzzzzzzzzzzzzbzzvzzpy5zzjzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzztzzzzzzzbzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzvzzzzzzyeyTjkDnyHzTuueKZePz9decyzzLzzzL*.c8.NzrGJJvufeeeeeJheeyzjeeeeJh*peeeeKJJJJJJJJJJmjHvOJJJJJJJJJfeeeieeeeSJJJJJSJJJ3TeIJJJJ3..E.UEAcyhxD.eeeeeuzzzLJJJJ5.e8JJJheeeeeeeeeeeeyeeK3JJJJJJJJ*s7defeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeSJJJJJJJJZIJJzzz1..6LJJJJJJtJJZ4….EK*&debug=false 0373-9821].
Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественного ракетного оружия 1918-2002 / Под общей ред. А. Е. Тараса. — Минск: Харвест, 2003. — 544 с. — (Библиотека военной истории). — 5100 экз. — ISBN 985-13-0949-4.
Рожков В. Путь к «Востоку». Баллистическая ракета Р-1 (рус.) // Моделист-Конструктор. — 2012. — № 6. — С. 16-18. — ISSN [http://www.sigla.ru/table.jsp?f=8&t=3&v0=0131-2243&f=1003&t=1&v1=&f=4&t=2&v2=&f=21&t=3&v3=&f=1016&t=3&v4=&f=1016&t=3&v5=&bf=4&b=&d=0&ys=&ye=&lng=&ft=&mt=&dt=&vol=&pt=&iss=&ps=&pe=&tr=&tro=&cc=UNION&i=1&v=tagged&s=0&ss=0&st=0&i18n=ru&rlf=&psz=20&bs=20&ce=hJfuypee8JzzufeGmImYYIpZKRJeeOeeWGJIZRrRRrdmtdeee88NJJJJpeeefTJ3peKJJ3UWWPtzzzzzzzzzzzzzzzzzbzzvzzpy5zzjzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzztzzzzzzzbzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzvzzzzzzyeyTjkDnyHzTuueKZePz9decyzzLzzzL*.c8.NzrGJJvufeeeeeJheeyzjeeeeJh*peeeeKJJJJJJJJJJmjHvOJJJJJJJJJfeeeieeeeSJJJJJSJJJ3TeIJJJJ3..E.UEAcyhxD.eeeeeuzzzLJJJJ5.e8JJJheeeeeeeeeeeeyeeK3JJJJJJJJ*s7defeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeSJJJJJJJJZIJJzzz1..6LJJJJJJtJJZ4….EK*&debug=false 0131-2243].
Пуск трофейной германской баллистической ракеты дальнего действия V-2 на полигоне Уайт Сэндс 24 января 1947 года
24 января 1947 года в 00:22 GMT (в 17:22 по местному времени 23 января) со стартового комплекса 33 (англ. Launch Complex 33) ракетного полигона Уайт Сэндс (англ. White Sands Proving Ground, штат Нью-Мексико, США) произведен пуск трофейной германской баллистической ракеты дальнего действия V-2 (A-4, Фау-2).
Пуск проводился в рамках программы «Гермес» (Hermes) по разработке баллистических носителей. Осуществляли пуск полигонные команды армии США. Пуск выполнен по заказу и в интересах компании «Дженерал Электрик».
Подготовка ракеты V-2 (Фау-2). 24 января 1947 года.
Баллистические приборы
Системы и приборы ракетного полигона
- Теодолиты: два фототеодолита «Mitchell»; восемь кинотеодолитов «Askania».
- Камеры: три широкоугольные баллистические камеры Bowen-Knapp? две камеры Ballistic stations?
- Телескопы: один кинотелескоп Touching Telescopes?
- Радиолокационные установки: один модифицированный радар противовоздушной обороны SCR-584, работающий в диапазоне частот децеметровых и сантиметровых длин волн.
- Четыре станции доплеровской системы траекторных измерений.
Бортовые системы и приборы
- Радиолокационный маяк для ракет AN/APN-55 (XE-2), работающий в диапазоне частот децеметровых и сантиметровых длин волн.
- Приемопередатчик системы «Довап» (DOVAP transceiver) — доплеровская система траекторных измерений (Doppler velocity and position).
- FM радиоприемник AN/ARW-17 для отсечки подачи топлива в двигатель по радиокоманде с земли.
- Приборы контроля работы ракетного двигателя.
Инструменты восстановления данных
Телеметрия: 23-х канальная телеметрическая система PXTA-501 (PPM/AM system pulse position modulation – amplitude modulation – система фазово-импульсно-модулированной и амплитудно-модулированной несущей), подготовлена в Военно-морской исследовательской лаборатории (англ. Naval Research Lab, NRL); 28-ми канальная Hermes PWM-FM system (PWM – pulse-width modulation – широтно-импульсная модуляция).
- Ракета собрана персоналом фирмы «Дженерал Электрик» накануне пуска в сборочных залах ракетного полигона Уайт Сэндз из трофейных деталей и агрегатов немецких ракет. Ракета № 19. Вес сухой ракеты с боевым отсеком 4146 кг, стартовый вес ракеты 12862 кг, вес полезной нагрузки 997 кг.
- Успешный пуск. Угол тректории при пуске 0 градусов. Угол программированной траектори 7 градусов. Отсечка работы двигателя вследствие израсходования топлива через 59 секунд. Полное выключение двигателя произошло на высоте 23,5 км (14,6 mi) при скорости 2300 футов в секунду (701 м/с). После выключения двигателя, корпус ракеты стал вращаться вокруг своеей оси со скоростью до 80 оборотов в минуту. Ракета достигла высшей точки траектории полёта через 188 секунд. Продолжительность полёта 239 секунд.
Ракета достигла поверхности земли в точке на расстоянии 16,5 км (10,3 mi) к северу и 20 км (12,4 mi) к западу от стартовой позиции. Максимальная высота полёта ракеты 49,9 км (31 mi). Место падения ракеты зафиксировано средствами оптического наблюдения. При ударе о землю взорвались остатки топлива. Ракета полностью разрушилась.
Обработка данных
Баллистические данные:
- запись даных о траектории фототеодолитами «Mitchell» от 0 до 239 секунд;
- удовлетворительные данные от широкоугольных баллистических камер Bowen-Knapp;
- камеры Ballistic stations использовались только для тестирования;
- кинотелескоп Touching Telescopes отслеживал полёт до высшей точки траектории;
- нет записи даных доплеровской системы траекторных измерений;
- запись даных о траектории радарами от 0 до 239 секунд.
Телеметрические данные:
спорадические данные телеметрической системы в момент отсечки двигателя, также в момент опрокидывания ракеты после достижения высшей точки траектории, в завершающей части полёта хорошие телеметрические данные.
Пуски ракет Фау-2 Предыдущий Следующий 1947/01/10 1947/02/20
История создания
Первая советская баллистическая ракета Р-1 поднялась в воздух еще в 1948 году. Дальность ее полета не превышала 300 км. Р-2, принятая на вооружение в 1951 году, уже могла достигать цели на дальностях до 600 км. Для того чтобы ядерный заряд попал вглубь вражеской территории, этого было все еще недостаточно, но работать по теме создания ракет с большой дальностью полета уже начали.
В 1955 году в Казахстане началось строительство полигона для испытаний МБР – позже он станет знаменитым космодромом Байконур.
В 1957 году на него стали прибывать из Москвы первые Р-7 (получившие тогда индекс 8К17). Первый пуск «изделия» оказался аварийным. Вообще из пяти первых запусков частично удачным оказался только один, что позволило ТАСС заявить о создании первой межконтинентальной ракеты (умолчав о том, что головная часть разрушилась в атмосфере).
Зато по-настоящему триумфальным стал первый же запуск «гражданского» носителя. В октябре 1957 года с помощью Р-7 вышел на орбиту первый в истории искусственный спутник. В 1958 году началась вторая фаза испытаний. Изменили головную часть — с целью избежать ее разрушения при возврате в атмосферу.
Аварийные пуски продолжались, но разрушения головной части наконец удалось избежать. Окончательно конструкция была доведена после третьей фазы испытаний, прошедшей в течение 1959 года. А в 1960 году ее приняли на вооружение. Для боевых запусков был построен космодром в Плесецке.
Классы обслуживания и услуги в СВ
Вагоны СВ или Люкс отличаются повышенным уровнем комфорта: в купе только два места, полки для лежания мягкие. В вагоне от 16 до 20 мест. В вагоне всегда есть кондиционер. Цифра 1 означает, что это вагоны первого класса.
1Б
Бизнес-класс. Нужно выкупить всё купе целиком, в нём едет один взрослый пассажир. Можно провозить с собой мелких домашних животных. В стоимость билета включены напитки, питание, пресса, гигиенический набор.
1У
Уровень комфорта соответствует первому классу, но дополнительные услуги в билет не включены (за них нужно платить отдельно). Животных провозить можно.
1Л
Если предыдущие маркировки относились к вагонам «Люкс», то 1Л — это СВ. В таких вагонах есть кондиционер, а биотуалета может не быть. Дополнительные услуги в стоимость билета не входят. Можно провозить животных.
Классы обслуживания и услуги в сидячих вагонах
В сидячих вагонах у каждого пассажира отдельное кресло, на которое и покупается билет. Компоновка вагонов может отличаться: к сидячим относят как «Сапсаны» и «Стрижи», так и поезда, которые ходят по области или между соседними городами.
1С, 2С, 3С
Такие типы вагонов встречаются в различных поездах, и везде есть свои нюансы. От конкретного поезда зависит, что включено в набор услуг. Обычно вагоны 1 и 2 классов оборудованы кондиционером, а в 3 кондиционеров нет.
В «Сапсане» 1С — вагон бизнес-класса. У каждого пассажира есть кресло, столик, шкаф для вещей. Розетки установлены рядом с каждым блоком кресел, чтобы можно было подключить ноутбук или зарядить телефон. Пассажиры могут приобрести свежую прессу или выбрать по меню горячее питание.
Вагоны 2С есть в «Сапсане» и «Стриже». Это вагоны второго класса, а значит, билеты туда дешевле. Пассажирам «Сапсана» доступны вешалки для одежды и место для багажа. Места есть рядом со столом и без него.
1Р
Обычно так обозначаются места в купе в сидячем вагоне двухэтажного поезда. В стоимость билета чаще всего включено питание, пресса и гигиенический набор.
1В
Это вагон с индивидуальным размещением, то есть при покупке билета вы выкупаете все места. В стоимость билета включено питание, пресса и набор с зубной щёткой, пастой и салфетками.
2В, 2Ж
Обычные сидячие места. В таких вагонах меньше удобств, например, может не быть кондиционера, а в стоимость билета не включены никакие дополнительные услуги типа питания или гигиенического набора. Зато в этих вагонах разрешено провозить животных.
Пуски ракет Р-1 8А11 в 1956 году
Дата | Ракетодромы | Информация о ракете |
---|---|---|
1956/01/21 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, 101-1951 |
1956/01/24 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, 465-1951 |
1956/02/13 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, 431-1951 |
1956/02/14 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, 453-1951 |
1956/03/28 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, 0316-1952 |
1956/04/16 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, 0317-1952 |
1956/06/30 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, 5112-1951 |
1956/07/20 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, 5301-1951 |
1956/07/24 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, 0409-1952 |
1956/07/26 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, 0311-1952 |
1956/07/28 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, 0307-1952 |
1956/10/24 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, 102 |
1956/10/25 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, 103 |
1956/10/26 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, 104 |
1956/11/12 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, 303 |
1956/12/06 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, 103 |
Эксплуатация
С вооружения Р-7 сняли всего через несколько лет, в 1968 году. Для запуска «семерок» требовался стационарный стартовый комплекс с обширной инфраструктурой.
Ракета, готовая к старту, в боевой готовности долго пребывать не могла, а достигнутая точность была недостаточной.
Но все это касалось только военной специфики. А «исследовательская» карьера «семерки» продолжалась. Еще в 1958 году начались работы над трехступенчатой модификацией «Луна», запустившей на орбиту межпланетные станции. Ее модернизированный вариант «Восток» вывел в космос не только спутники, но и первые в мире пилотируемые космические корабли.
Но самой совершенной и массовой модификацией Р-7 стали ракеты «Союз», ставшие дальнейшим развитием «Восхода». Они используются до сих пор, более того – последняя версия «Союз-2» считается вполне современной по характеристикам. Большую роль, кстати, играет именно отработанность конструкции и отлаженное производство.
Ракета Р-5
Основные характеристики | |
---|---|
Максимальная дальность стрельбы, км Начальная масса ракеты, кг Масса головной части, кг Масса компонентов ракетного топлива Тяга ДУ на земле, кгс |
1200 28570 1425 24370 43860 |
В конструкции ракеты Р-5 впервые оба топливных бака были сделаны несущими. Опыт эксплуатации ракет Р-1 и Р-2, а также расчеты и эксперименты показали, что испарения жидкого кислорода во время нахождения ракеты на стартовом устройстве и на участке выведения не столь значительны, как представлялось ранее, и что при соответствующей подпитке кислородного бака на старте можно обойтись без теплоизоляции. В дальнейшем такой подход стал обычным для всех конструкций ракет, использующих жидкий кислород в качестве одного из компонентов топлива.
На ракете Р-5 установили специальный насадок на сопло двигателя, что позволило увеличить дальность полета до 1200 км, а также исключили герметичный приборный отсек. Все приборы системы управления, за исключением чувствительных элементов (гироприборов и интеграторов), располагались в отсеке, который был прямым продолжением хвостового отсека, а чувствительные элементы размещались, во избежание влияния вибраций, подальше от двигателя, в межбаковом пространстве на специальных кронштейнах. Впервые, наряду с автономной системой управления, стали использовать системы радиоуправления дальностью, боковой радиокоррекции и аварийного выключения двигателя. В конструкции баков были предусмотрены специальные воронкогасители, уменьшающие остатки незабора компонентов топлива.
Достаточно сложной проблемой оказались: аэродинамическая устойчивость и термостойкость головной части. Головная часть,
входя в плотные слои атмосферы со скоростью свыше 3000 м/сек, подвергалась большим температурным нагрузкам. Для защиты
корпуса головной части были созданы специальные теплозащитные покрытия на основе сублимирующих (испаряющихся)
высокоэнтальпийных материалов.
Перед началом летных испытаний в филиале 2 НИИ-88 в 1953 году провели огневые стендовые испытания ракеты Р-5. Их
целью было определение реальных температур компонентов в топливных баках ракеты, проверка функционирования системы
управления и автоматики двигателя ракеты, отработка циклограммы запуска двигательной установки и фиксация
ее реальных характеристик.
Предусматривалось проведение трех этапов летных испытаний ракеты Р-5: первый и второй — экспериментальные, третий
— пристрелочный и зачетные испытания.
Первый этап летных испытаний ракеты Р-5 прошел в марте-мае 1953 года Проведено 8 пусков: два на дальность 270 км, пять
— на максимальную дальность 1200 км и один — на 550 км. Из восьми ракет шесть достигли цели. Первый успешный пуск на максимальную дальность провели 19 апреля 1953 года.
При подготовке ко второму этапу летных испытаний Р-5 в конструкцию ракеты и систему управления был внесен ряд изменений.
Второй этап летных испытаний ракеты Р-5 проходил в октябре-декабре 1953 года. Все 7 пусков проводились на дальность 1185 км.
Один из них был неудачным из-за повреждения бортовой кабельной сети, что вызвало выдачу преждевременной команды
на выключение двигателя и, как следствие, недолет ракеты.
Третий этап летных испытаний ракеты Р-5 проходил с августа 1954 года по февраль 1955 года. Всего было 19 пусков: пять
пристрелочных, 10 зачетных, кроме того к ним еще добавили четыре пристрелочных пуска из-за неудач с отработкой радиоуправления
дальностью.
Ракета Р-5 стала качественно новым этапом в проектировании баллистических ракет. При увеличении стартовой массы ракеты
Р-5 на 37% по сравнению с Р-2 дальность стрельбы возросла в два раза при практически равных массах головных частей.
Это обеспечивалось главным образом увеличением удельного импульса тяги двигателя и существенным (на 25 %) уменьшением
относительной массы конструкции ракеты (без головной части), что интегрально во многом характеризует техническое
совершенство ракеты.
Пуски ракет Р-1 8А11 в 1955 году
Дата | Ракетодромы | Информация о ракете |
---|---|---|
1955/01/28 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, 720 |
1955/01/29 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, 920 |
1955/02/03 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, 820 |
1955/02/07 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, 1020 |
1955/04/08 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, 410-1953 |
1955/04/09 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, 1811-1953 |
1955/04/12 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, 405-1954 |
1955/04/15 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, 215-1953 |
1955/06/18 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, 318-1953 |
1955/06/24 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, 305-1953 |
1955/07/25 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, 104-1953 |
1955/07/26 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, 119-1953 |
1955/07/29 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, 0427-1951 |
1955/08/01 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, 0430-1951 |
1955/08/24 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, 302-1952 |
1955/08/25 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, 0315-1952 |
1955/10/05 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, K1-17-1952 |
1955/10/08 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, K1-19-1952 |
Объёмный взрыв, его развитие и боевое применение
Сам эффект объёмного взрыва известен очень давно – возможно, с тех времён, когда у кого-то на мельнице взорвалась мучная пыль. Принцип действия объёмно-детонирующих боеприпасов очень прост – снаряд распыляет газовое облако, которое затем подрывается с небольшой задержкой. В результате получается взрыв огромной мощности, ударная волна которого интенсивнее, чем у обычных фугасных зарядов.
Итак, термобарические боеприпасы – это фугасное оружие, использующее эффект объёмного взрыва, имеющее принципиальные отличия от традиционных объёмно-детонирующих бомб. Они снаряжаются смесью жидких нетроэфиров с металлическим порошком, играющим роль горючего, либо твёрдым взрывчатым веществом на основе гексогена или октогена, смешанным с загустителем и алюминиевым порошком.
Это ВВ размещается вокруг центрального разрывного заряда, дающего начальную ударную волну, которая инициирует уже детонацию термобарической смеси. А продукты взрыва за ударной волной смешиваются с воздухом и горят, Термобарические заряды, в отличие от объёмно-детонирующих, не зависят от влияния атмосферы, и не ограничены эффективной массой, то есть могут быть и небольшими.
А ударная волна термобарических зарядов также способна затекать в укрытия. Имеют боеприпасы и зажигательный эффект.
Впервые использовать объёмный взрыв для решения боевых задач пытались в Третьем Рейхе. Курьёзным проектом предполагалось сбивать бомбардировщики союзников, подрывая у них на пути облака угольной пыли. Ничего хорошего из этого не вышло.
Эпизодически применяли оружие объёмного взрыва силы США во Вьетнаме. Хотя обычно “вакуумной” называют бомбу BLU-82, сбрасываемую с транспорта C-130, это мнение ошибочно. А настоящая объёмно-детонирующая бомба CBU-55 успела только пройти испытания. В бою её применили всего один раз – после официального вывода войск США, перед самым поражением Южного Вьетнама.
Вряд ли на это могла как-то повлиять резолюция ООН “о зажигательном оружии” 1976 года, так какд альше обсуждения возможности запрета там дело не пошло.
Интенсивнее работы пошли в Советском Союзе. Помимо авиабомбы ОДАБ-500П, на вооружении появились огнемёт РПО “Шмель” и система залпового огня ТОС-1. Огнемет «Шмель» фактически является одноразовым гранатомётом с термобарической БЧ.
К началу 21го века список пополнился термобарическим выстрелом для гранатомёта РПГ-7, одноразовыми гранатомётами РШГ, термобарическими БЧ для управляемых (“Хризантема” 9М123Ф) и неуправляемых (С-8ДФ) ракет. Особый интерес представляет одноразовый гранатомёт РМГ, в котором применена тандемная боевая часть.
Основная секция представляет собой термобарический заряд, а перед ней располагается кумулятивный элемент. Таким образом, кумулятивный заряд пробивает в цели отверстие, а термобарический влетает в него и взрывается внутри цели. Созданы ручные термобарические гранаты (РГ-60) и выстрелы для подствольных гранатомётов (ВГ-40ТБ). Они предназначены для поражения целей в помещениях и внутри укрытий.
В США развитие термобарических боеприпасов шло медленнее. Но и там разработали термобарические гранатомётные выстрелы калибра 40мм, имеется объёмно-детонирующий выстрел в боекомплекте гранатомёта Мк 153, который использует Корпус Морской Пехоты. Созданы термобарические БЧ для управляемых ракет (“Hellfire”) Предполагалось снабдить термобарическим зажигательным боеприпасом 25мм гранатомёты, но закрытие программы поставило на идее крест.
Американские силы проверили “вакуумные” боеприпасы в деле в ходе вторжений в Ирак и Афганистан. Небезынтересно, что бомба, использованная в 1983 при атаке казарм миротворцев в Бейруте, была именно боеприпасом объёмного взрыва.
Примечания
- , с. 9.
- советская разведка смогла добыть лишь фрагментированные части разрушенных Фау-2, ни одна рабочая или хотя бы частично рабочая Фау в руки советских инженеров не попала
- хотя, согласно характеристикам Фау-2, максимальная дальность полёта составляла 320 км
- ↑ Черток Б. Е. Ракеты и люди. — 2-е изд. — М.: Машиностроение, 1999. — С. 329. — 416 с. — 1300 экз. — ISBN 5-217-02934-X.
- , Из отчета 2-го дивизиона 72-й инженерной бригады РВГК о проведенных спецработах в условиях низких температур (январь-февраль 1954 г.), с. 341-347.
- , Докладная записка М. И. Неделина М. С. Малинину о сформировании 233-й инженерной бригады РВГК от 14.12.1954 №1181711сс, с. 375-376.
Модификации
Сама Р-7 и ее модификация Р-7А находились на вооружении РВСН недолгое время и в небольших количествах. Однако разработанная Сергеем Королевым 8К71 оказалась надежной и мощной ракетой, способной к многоэтапной модернизации, что позволило ей стать самым массовым в XX веке типом ракет-носителей. Всего существует более 20 модификаций Р-7, основные из которых:
- Р-7А (8К74) — модификация с увеличенной дальностью стрельбы, новой головной частью и системой радиоуправления;
- «Спутник» (8К71ПС) — вариант Р-7, в котором вместо боевого оснащения размещалась полезная нагрузка (искусственный спутник Земли);
- «Спутник-3» (8А91) — с увеличенной полезной нагрузкой, без системы радиоуправления;
- «Полет» (11А59) — легкий двухступенчатый носитель для вывода на орбиту маневрирующих спутников;
- «Луна» («Восток-Л», 8К72) — оснащена третьей ступенью, предназначена для запусков космических аппаратов к Луне;
- «Восток» («Восток-К», «Восток-2», «Восток-2М», 8К72К, 8А92, 8А92М) — с более мощными двигателями третьей ступени, именно эта ракета-носитель впервые вывела в космос пилотируемый корабль с человеком на борту;
- «Молния» и «Молния-М» (8К78 и 8К78М) — четырехступенчатая ракета-носитель легкого класса;
- «Восход» (11К57) — с новой третьей ступенью;
- «Союз» (11А511) и «Союз-2» (14А14)- глубокая модернизация Р-7, одно из самых многочисленных семейств советских и российских ракет-носителей, широко используемых в советской космонавтике вплоть до 2010-х годов.
Пуски ракет Р-1 8А11 в 1957 году
Дата | Ракетодромы | Информация о ракете |
---|---|---|
1957/01/13 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, 0406 |
1957/01/14 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, 0408 |
1957/02/19 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, 0920 |
1957/06/01 | Капустин Яр | СССР; 2×Р-1 8А11: 0418, 0419 |
1957/07/08 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, 52080416 |
1957/07/09 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, 0415 |
1957/07/10 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, 0414 |
1957/07/13 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, 5208413 |
1957/07/24 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, 53010116 |
1957/10/06 | Капустин Яр | СССР; 2×Р-1 8А11: 5108088419, 5108088423 |
1957/10/13 | Капустин Яр | СССР; Р-1 8А11, 5108088422 |
1957/10/14 | Капустин Яр | СССР; 2×Р-1 8А11: 0101, 5108088429 |
1957/10/24 | Капустин Яр | СССР; 3×Р-1 8А11: 53040818, 53091511, 53081319 |