Александр покрышкин
Содержание:
Подвиги
22 июля 1941 года на границе Молдавии старший лейтенант Покрышкин Александр Иванович встретил немецкое вражеское нападение. Но первый боевой опыт был крайне неудачным: он подбил советский СУ-2.
Легендарный советский Су-2
На всевозможных допросах у особистов лейтенант доказывал, что произошло это лишь потому, что данная модель была новой и он не знал, как она выглядит. Но уже через пару дней Покрышкин сбил в бою свой первый вражеский Мессершмитт.
Мнение эксперта
Петр Васильевич Лановой
Научный сотрудник, доцент кафедры археологии «Одесской археологической школы», доктор исторических наук СССР, профессор.
Александр Иванович был гениальным воздушным тактиком и стратегом. Он сразу заметил то, что техника воздушного боя советской авиации чрезвычайно устарела и значительно уступает технике вражеских войск. После каждого вылета герой авиации записывал в дневник все наблюдения и идеи. Он расписывал детально каждый вылет свой и своей группы.Именно Покрышкин разработал новую тактику ведения сражения в небе, которую впоследствии внедрили на всех фронтах.
Но особисты не забыли первый грех летчика — истребителя и в начале 1942 года его перевели в тыл на Закавказье. Ценой неимоверных просьб, Александр Иванович вернулся на фронт. С этого момента начался геройский путь пилота.
Трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин стоит у боевого самолета. 1 октября 1942 года
Уже в начале июня 1943 года Александр Иванович сбил 7 вражеских самолетов, а к концу июня- 13. Награда не заставила себя ждать и 24 мая он получил первое звание Героя Советского Союза. К августу 1943 года количество сбитых вражеских самолетов приблизилось к 30! За мужество и отвагу Покрышкина второй раз наградили званием Героя Советского Союза. Отважный ас брал участие в легендарной авиа битве над Кубанью.
19 августа 1944 года, уже гвардии подполковник Покрышкин, был третий раз награжден почетным званием Героя.
Им гордилась вся страна! Известный факт, что немцы разлетались в разные стороны, когда узнавали, что в бой вылетел Покрышкин!
Войну летчик — истребитель окончил в Чехословакии. Последний бой с победой провел в небе над Прагой. По время Парада Победы на Красной площади Покрышкин нес знамя Первого украинского фронта.
Знаменная группа сводного полка 1-го Украинского фронта перед Парадом Победы .
По архивным данным и воспоминаниям самого пилота, количество боевых вылетов переваливало за 600, а сбитых им лично немецких самолетов больше чем 116!
Мирная жизнь
После окончания войны карьерная лестница выдающегося истребителя Александра Покрышкина взлетела стремительно вверх. Он поэтапно прошел все ступени карьеры военного и окончил ее в звании Маршала авиации. При этом, Покрышкин стал автором нескольких автобиографических книг.
Известно, что будучи главою ЦЛ ДОСААФ именно Покрышкин помог известному актеру и режиссеру Леониду Быкову в организации съемок киноленты “В бой идут одни старики”. Фрагмент из фильма, в котором главный герой был подбит и ему пришлось пешком добираться до своего расположения, взят из жизни маршала. Также реальным был факт угона вражеского Мессершмитта.
Капитан советской авиации Покрышкин
Всю свою жизнь Александр Иванович посвятил небу. До конца своих дней он активно работал, писал, занимал высокие чины. Но при этом всегда оставался добрым человеком, отзывчивым.Колоссальную поддержку он получал со стороны своей супруги Марии Кузьминичны, с которой познакомился в далеком 1941 году. Во время войны она служила в медсанбате. Они прожили долгую счастливую совместную жизнь. В браке родился сын Александр, который посвятил свою жизнь океанологии.
Мнение эксперта
Константин Павлович Ветров
Помощник и советник Министра государственного контроля СССР, Герой Социалистического труда, историк, доктор исторических наук. Автор многих научных работ об истории Советского Союза.
13 ноября 1985 года Покрышкин Александр Иванович скончался и был похоронен со всеми почестями на Новодевичьем кладбище города Москвы. Супруга маршала, пережила его на 15 лет.
Каждого человека ведет по жизни мечта
Прикоснувшись в детстве к металлическому корпусу аэроплана, маленький светловолосый мальчишка по имени Саша твердо решил для себя, что он обязательно будет летать!
Легендарный советский военачальник маршал авиации А.И.Покрышкин
Не знал он тогда, что его мечте суждено сбыться, как не ведал о том, что станет трижды Героем Советского Союза и Маршалом авиации.
Имя героя, аса-истребителя, маршала советской авиации навеки вошло в историю нашего народа. Герои не умирают-они уходят в небо!
Тактика
В первые же дни войны после нескольких боёв Александр Покрышкин понял, что наша авиация отстаёт не только в техническом отношении, но и в тактическом. Лётчик это был гениальный, а потому пришел к выводу, что нужны новые приёмы ведения боя, которые помогут преодолеть этот дисбаланс. И немедленно начал придумывать новые лётные приёмы, завёл тетрадь, в которой и разрабатывал новую тактику истребителя в бою. Она быстро заполнялась графиками, схемами, заметками. Причём свои задумки, прежде чем законспектировать, обязательно на себе проверял Покрышкин Александр, кратко описывал поиски решений, обозначал ошибки, подчёркивал удачи. Всё это очень часто расходилось с инструкциями, которые были выработаны для применения военно-воздушных сил.
Результативность боя начальство никак убедить не могла. Поэтому за первые пару десятков поверженных врагов Покрышкин получал не похвалу, а нахлобучку за ведение боя не по уставу. Но отступить от своих изысканий лётчик не мог. Странное дело: чем больше появлялось на фюзеляже звёздочек за сбитые вражеские машины, тем напряжённее становились отношения с командованием. И, наконец, в 1942 году лучшего воздушного аса исключили из партии, посадили на гауптвахту и собрались отдать под трибунал за нарушение инструкций ведения боя. Повезло – приехало гораздо более высоко стоящее начальство и попросило показать новую тактику в бою. Покрышкина освободили, чтобы показать собственный полётный почерк. И самолет Покрышкина показал всё, что умеет. Начальство было в восторге. Однако попросили инструкций больше не нарушать. Как же такое возможно для настоящего гения? Настоящий гений никогда от своего не отступает.
А. Покрышкин в годы Великой Отечественной
Самые первые месяцы войны показали Покрышкину всю отсталость тактики советских ВВС, решив исправить это дело, Александр Иванович начал записывать идеи по ее улучшению в личную записную книжку. Смелый и выносливый летчик часто совершал вылеты в самых тяжелых обстоятельствах. В 1941 г. был награжден орденом Ленина, за бесстрашный полет на МиГ-з в плохие погодные условия, после того, как двое других летчиков разбились, пытаясь взлететь. Покрышкин не только взлетел, но и успешно определил местонахождение вражеских танков генерала фон Клейста. В дальнейшем он участвовал во многих оборонительных операциях: в Молдавии, Донбассе, Ростове и т.д. В августе 1942 г. был назначен командиром эскадрильи Северо-Кавказского фронта. В биографии героя есть и темная жизненная полоса. За критику устаревшей тактики воздушного боя Покрышкина лишили звания коммуниста и всех должностей и отдали под трибунал. Спасли героя заступничество полка и вышестоящих начальников.
В 1943 г. А.И.Покрышкин наконец-то реализовал себя как новатор воздушного боя. В боях на Кубани, выступая против самых сильных и прославленных вражеских авиасоединений, талантливый летчик применил собственные тактические приемы, известные сегодня как «кубанская этажерка» и «скоростные качели». Благодаря ему, советские ВВС стали использовать наземные радары и продвинутую систему контроля. В любых вылетах Покрышкин отводил себе самую трудную задачу – уничтожение ведущего вражеской колонны, так как, по его наблюдениям, это способствовало деморализации немецких летчиков.
А.И. Покрышкин был первым трижды Героем Советского Союза (24 апреля 1943 г; 24 августа 1943 г. и 19 августа 1944 г.)
С 1944 г. был переведен на небоевую работу в Главный штаб РККА для управления подготовкой новых пилотов. С того же года стал живым символом советской героической пропаганды. Его берегли и редко отпускали на вылеты.
Летом того же года Покрышкин Александр Иванович был удостоен звания полковника и принял командованием 9-й гвардейской авиадивизией. Свой последний фронтовой вылет совершил 30 апреля 1945 г. Принимал участие в параде Победы. Согласно официальной биографии, за годы войны он совершил 650 вылетов, участвовал в 156 воздушных боях, уничтожил 59 гитлеровских самолетов.
После окончания ВОВ военная биография героя СССР не закончилась. В 1957 г. Покрышкин закончил Высшую военную академию им. Ворошилова. В 1972 г. стал председателем Центрального комитета ДОСААФ, в 1981 г. – военным инспектором-советником Группы гениспекторов Минобороны СССР.
Умер Покрышкин Александр Иванович 13 ноября 1985 г. в Москве.
***
Биографии и подвиги Героев Советского Союза и кавалеров Советских орденов:
|
|
Личные качества
Во время войны больше никто не стал трижды героем, и только семь наших лётчиков сумели сбить почти столько же, сколько самолетов сбил Покрышкин. И Кожедуб, и Жуков стали трижды героями после Победы. В 1944 году президент США назвал Александра Покрышкина самым лучшим воздушным асом. Но не только из-за результативности. Результаты появлялись не сами по себе. Покрышкин придумал и разработал совершенно другую тактику ведения воздушного боя. Более того, он её опробовал и внедрил, рискуя не только собственной жизнью, но даже и добрым именем
О том, как внедрял свою теорию в боевую практику Покрышкин Александр Иванович, сколько сбил самолетов демонстративно – напоказ, чтобы поверили ему, поняли важность новой теории, будет отдельный рассказ
Человеком Покрышкин был не просто целеустремлённым, всегда стремящимся к поставленной цели. Он был очень гибок, умел доказывать свою правоту, подходя не с одной стороны к проблеме, так с другой и с третьей. Кроме того, чувство справедливости в нём было обострено настолько, что он ради неё всё остальное легко ставил на карту. Был такой случай, описанный в воспоминаниях Василия Севастьянова, сослуживца Покрышкина. Тревожный тридцать седьмой год, волнами проходят аресты врагов народа. Мимо авиагородка, где Покрышкин трудился авиатехником, репрессии тоже не прошли. Увидев, как жену арестованного лётчика выселяют с детишками прямо на улицу под проливной дождь, Покрышкин остановился, в то время как остальные, опустив глаза, пробегали мимо. Узнав, в чём дело, он попросил Василия приютить его, а свою комнату отдал этой семье. Даже после предупреждения о последствиях помощи родственникам врага народа, решения своего не изменил, сказал, что ничего не боится, кроме плачущих от горя детишек. Это был жизненный принцип, и следовал Покрышкин ему всегда, до конца своей жизни. У него были и свои дети. С женой Марией они познакомились в 1942 году – на фронте. Сыну Александру и дочери Светлане было на кого равняться.
Александр Покрышкин – краткая биография
Александр Иванович Покрышкин родился 19 марта 1913 года в Новосибирске (в то время – Новониколаевск) в семье рабочего. С самого детства юный Саша имел большую тягу к знаниям, особенно к авиации. Но после окончания школы в 1928 году, по желанию родителей, пошел работать на стройку
Два года спустя молодой Александр Покрышкин покинул родительский дом и поступил в техническое училище Новониколаевска, по окончании которого получил специальность слесаря – лекальщика. Далее в образовательной и трудовой биографии будущего летчика значились институт сельскохозяйственного машиностроения и работа слесарем-инструментальщиком на заводе «Сибкомбинатстрой».
В 1931 году Александр вступил в комсомол, а еще через год в Красную Армию, где наконец-то начал осуществлять свои мечты о небе. В качестве добровольца был направлен в авиационную школу в Перми, которую он окончил в 1933 году. Зимой 1934 г. Александр Покрышкин уже служил в 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского округа в качестве старшего техника авиазвена. На этой должности им был предложен ряд улучшений для пулемета ШКАС, а также для других элементов вооружения.
В период обучения в Краснодарском аэроклубе (1936-38 гг), Покрышкин тайно от начальства прошел курс годовой программы гражданского пилотирования всего за 17 дней. Талантливого молодого человека заметили и допустили к поступлению в летную школу г. Качина, а затем в качинскую Краснознаменную авиационную школу имени Мясникова. После выхода из ее стен с отличными показателями по всем предметам, Покрышкин Александр Иванович был распределен на должность младшего летчика 55-го истребительного авиаполка.
Великую Отечественную войну он встретил будучи заместителем командира эскадрильи на Южном фронте. Аэродром Покрышкина подвергся воздушной атаке в самый первый день войны – 22 июня 1941 года. Через четыре дня после этой даты Александр Иванович пополнил свою боевую биографию первым подвигом – сбил немецкий истребитель Мессершмидт Bf 109. После второго удачного поражения противника 3 июля, Покрышкин был подбит фашистским зенитным орудием и отброшен за линию фронта. Четыре дня ему пришлось пробираться в свою часть.
Послевоенное время
После войны Александр Иванович стал слушателем основного факультета Военной Академии им. М.В. Фрунзе. А в 1948 году он ее окончил с золотой медалью. Прошел Покрышкин и обучение в Военной Академии Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, которую в 1957 году окончил, защитил кандидатскую диссертацию на степень кандидата военных наук, стал автором многих трудов и книг. Почти четверть века после победы Покрышкин отдал войскам ПВО. С 1948 по 1969 год Александр Иванович служил в войсках противовоздушной обороны. Он прошел путь от полковника до генерал-полковника, занимал должности командира корпуса и армии ПВО, заместителя командующего войсками ПВО. В 1972 году ему было присвоено звание маршала авиации.
Личная жизнь героя
Свою жену – Мария Кузьминичну Коржук он встретил во время войны, когда навещал в санчасти раненого друга. Как вспоминал потом Покрышкин, это была любовь с первого взгляда. Эту любовь к Марии Кузьминичне он пронес через всю свою жизнь. У семьи Покрышкиных было два ребёнка: сын и дочь.
После войны Мария Кузьминична сильно заболела и по воспоминаниям сына Александра сказала: «Мужчине труднее быть одному, чем женщине. И мне на том свете покоя не будет, если ты будешь неухоженный. Только не женись на очень молодой. Ей нужен будешь не ты, а твое положение… » «Ну как же я смогу жить без тебя? — обнял отец маму. — А наши дети? Да мы сделаем все, что угодно, лишь бы ты выздоровела… Даже если бы какой-то волшебник вернул мне молодость и выстроил передо мной сотню самых распрекрасных красавиц, а в самом конце поставил тебя в гимнастерке и кирзовых сапогах, какой ты была, когда мы познакомились, я выбрал бы тебя… «. Мария Покрышкина до конца дней своих считала, что ее исцелила любовь.
В своей жизни Александр Иванович с честью выдержал испытание «медными трубами» и сполна хлебнул горечи их обратной стороны – зависти чиновников к славе народного Героя.
Интересные факты из жизни Покрышкина
- В тайне от начальства во время отпуска за 17 дней осваивает двухгодичную программу аэроклуба и экстерном на «отлично» сдает экзамен
- Первый воздушный бой Полкрышкина закончился бедой: по недоразумению он подбил советский самолёт 211-го бомбардировочного полка — лёгкий бомбардировщик Су-2, приняв его за вражеский. Хаос того первого дня во многом спас будущего аса, и он отделался лишь очень серьезным нагоняем от начальства.
- С 1942 года Покрышкин находился в очень сложных отношениях с новым командиром полка Исаевым, который не принимал критики Покрышкиным устаревшей тактики советской истребительной авиации. Серия их конфликтов привела к тому, что Покрышкин был снят с должности и исключён из партии, а из имевшей место стычки в лётной столовой с офицерами соседнего полка сфабриковали дело против Покрышкина, которое было направлено для рассмотрения в военный трибунал в Баку. Только заступничество комиссара полка и вышестоящих начальников спасли боевого лётчика. Дело было прекращено, а сам он восстановлен в партии и в должности.
- В феврале 1944 года получил повышение и предложение продолжить службу в Главном штабе ВВС РККА — управлять подготовкой новых пилотов. Но боевой лётчик отверг это предложение и остался в своём полку.
- Президент США Франклин Рузвельт восхищенно сказал о нем: «Покрышкин, несомненно, самый выдающийся летчик Второй мировой войны»
- Служивший когда-то с Покрышкиным известный летчик Константин Сухов рассказал однажды, как, будучи во время арабо-израильской войны советским военным советником по авиации в Сирии, он предлагал сирийским летчикам провести налет на позиции противника, используя определенную тактику, а они ему: нет, мы так делать не будем, Покрышкин пишет иначе! И показывали ему красиво оформленную книгу на арабском языке. Оказывается, главком сирийских ВВС на собственные деньги перевел и издал тиражом в пять тысяч экземпляров книгу Александра Ивановича «Небо войны»
Умер Алексендр Иванович 13 ноября 1985г. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
***
Ранние годы [ править ]
Ученик ПТУ Покрышкин г. 1930 г.
Покрышкин родился в Новониколаевске (ныне Новосибирск ) Томской губернии , в семье русского крестьянина, ставшего фабричным рабочим. Он вырос в бедной, охваченной преступностью части города, но в отличие от большинства своих сверстников его больше интересовала учеба, чем борьба и мелкие преступления. Его прозвище в раннем подростковом возрасте было Инженер.. Он подхватил «авиационный жучок», когда ему было 12 лет на местном авиасалоне, и мечта не покидала его. В 1928 году, после семи классов школы, он устроился на стройку. В 1930 году, несмотря на протесты отца, он ушел из дома и поступил в местный технический колледж, где получил диплом за 18 месяцев и еще шесть человек проработал сталелитейщиком на местном заводе по производству боеприпасов. Впоследствии он пошел добровольцем в армию и был отправлен в авиационное училище. Казалось, его мечта наконец сбылась. К сожалению, летную школу внезапно закрыли, а всех студентов перевели на авиамехаников. Десятки официальных запросов были отклонены с простым объяснением: «Советской авиации так же остро нужна механика».
Покрышкин по-прежнему стремился отличиться как механик. Окончив в 1933 году, он быстро поднялся по служебной лестнице. К декабрю 1934 года он стал старшим авиамехаником 74-й стрелковой дивизии. В этом качестве он пробыл до ноября 1938 года. За это время ярко проявилась его творческая натура: среди прочего он изобрел усовершенствования пулемета ШКАС и самолета — разведчика Р-5 .
Наконец, во время отпуска зимой 1938 года Покрышкин смог обойти власти, пройдя ежегодную гражданскую пилотную программу всего за 17 дней. Это автоматически давало ему право поступить в летную школу. Даже не упаковав чемодана, он сел на поезд в летную школу. Он окончил его с отличием в 1939 году и в звании старшего лейтенанта был зачислен в 55-й истребительный авиационный полк.
Личная жизнь
Сердце Александра Покрышкина занимали две страсти — авиация и Мария Кузьминична, медсестра. Знакомство с последней состоялось в 1942 году на берегу Каспийского моря. Молодые люди влюбились без памяти, слали с разных линий фронта друг другу письма, часть из которых оставалась без ответа: не успевала найти адресанта.
Александр Покрышкин и его жена Мария
Личную жизнь молодые люди узаконили 1 апреля 1944 года в Черниговке, ныне это село Приморского края. Тогда Мария Кузьминична уже носила под сердцем первенца — дочку Светлану. Она прожила 52 года, скончавшись от рака. Наследник Покрышкина, тоже Александр, родился в 1947 году.
Летчик с женой успели понянчить внуков — Александра, Павла и Екатерину.
Авиация
Повинуясь зову сердца, Александр Покрышкин в 1932 году покинул Сибирь и поступил в Пермскую авиационную школу. Только юноша не знал, что здесь готовят техников, а не летчиков. В своих воспоминаниях ас приводит слова начальника той школы:
Александр Покрышкин начал угрюмо грызть гранит науки. Позже с высоты опыта летчик отмечал, что школа помогла ему понять устройство самолетов и приобрести технические навыки, которые неоднократно спасали жизнь на войне.
Памятник Александру Покрышкину в Новосибирске
Двери летной школы оставались для Александра Покрышкина закрытыми, но он готовился однажды взмыть в небо — прыгал с парашютами, летал на парапланах, в сентябре 1938 года впервые сел за штурвал У-2. Возможность почувствовать небо выдавалась нечасто, и проблемы в знаниях Александр Покрышкин восполнял теорией.
Труд не остался без внимания. В ноябре 1938 года будущий ас, наконец, получил направление в Качинскую летную школу, которую с отличием окончил год спустя в звании летчика-истребителя. Ему предлагали стать инструктором, но получили отказ: Александр Покрышкин хотел не просто подниматься в небо, а покорять его. Немало таких случаев представилось в годы Великой Отечественной войны.
Путь в небо
В 1931 году Александр был принят в комсомол, а год спустя вступил в ряды Красной армии и отправился на учёбу в Пермскую военную авиационно-техническую школу. В 1933-м Покрышкин успешно её окончил и получил направление на курсы усовершенствования технического состава ВВС Красной армии имени Ворошилова при 1-й военной школе авиатехников в Ленинграде. Обучение он прошёл с отличной аттестацией, после чего был направлен в Краснодар на прохождение службы в должности старшего авиационного техника авиазвена связи 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа. Параллельно с учёбой Покрышкин занимался в планерном клубе.
Также по теме
«Пример братьям по оружию»: как советский лётчик Ююкин совершил первый в истории авиации таран наземной цели
80 лет назад советский лётчик Михаил Ююкин совершил в ходе боёв с японскими военными на Халхин-Голе первый в истории мировой авиации…
На Кубани Александр прослужил четыре года. Здесь его называли ходячей энциклопедией — он читал художественную и техническую литературу, вносил предложения по совершенствованию систем вооружения, участвовал в спортивных соревнованиях.
В 1938 году в Краснодаре Покрышкин за несколько недель прошёл подготовку по годовой программе пилота гражданской авиации. Это позволило ему получить направление в Качинскую краснознамённую военную авиационную школу имени Мясникова под Севастополем.
Год спустя Покрышкин её с отличием окончил, но на этом его военная карьера едва не завершилась. При проверке биографических данных всплыл факт лишения его отца избирательных прав как торговца. Покрышкина спасли товарищи по комсомольской организации, давшие ему на собрании положительную характеристику. Александр получил допуск к лётной службе и должность младшего лётчика 55-го истребительного авиаполка Одесского военного округа с местом дислокации в Кировограде. Во время Бессарабской операции 1940 года полк был переведён в Бельцы.
- Александр Покрышкин
Покрышкин стал одним из лучших лётчиков-снайперов в подразделении. В ходе полётов он использовал смелые манёвры, не предусмотренные программами обучения, за что в его адрес не раз звучали нарекания со стороны некоторых командиров.