Он спроектировал будущее российской авиации. о главных детищах конструктора павла сухого
Содержание:
- Павел Сухой – авиаконструктор: взлет по карьерной лестнице и признание
- Советский тяжелый истребитель поколения «4» Су-27.
- Биография
- Молчун
- Продолжая великое дело
- Образование
- Самолет на все сто
- Ветеран Афгана
- Военные самолеты Су. Основа ПВО СССР перехватчик Су-15.
- Два рождения КБ Сухого
- Из авиационной династии
- Трудовая деятельность
- Двоюродный брат Павла Осиповича и его племянник
- Под руководством Туполева
- Рождение мечты
Павел Сухой – авиаконструктор: взлет по карьерной лестнице и признание
Как только Павел начал работать по своей специальности, он сразу же показал свой талант – создал самолет, имевший два двигателя. На этом авиасудне был зафиксирован новый рекорд дальности полета. И в результате не только самолет, но и его создатель обрели популярность. Под руководством Туполева были разработаны модели И-4 и И-14, АНТ-25 и АНТ-37бис.
После Павел занялся разработкой следующего, еще более усовершенствованного воздушного судна. Это был многоцелевой самолет, создание которого позволило Павлу подняться вверх по карьерной лестнице и стать руководителем конструкторского отдела, который работал самостоятельно.
Участвовал в конкурсе по разработке «Иванова». Но закончилось создание выпуском СУ-2, использовавшегося потом в годы ВОВ. Этот самолет сразу поступил в производство. Потом начавшаяся война требовала усовершенствований. Началась разработка новых штурмовиков, которые предназначались для поддержки обороноспособности. В результате появились СУ-6.
Их создание и усовершенствование продолжилось и после окончания войны. И это стало началом нахождения новых, более сложных технических решений. Были созданы и поступили в производство Су-7, 9, 11, 15. Истребители (бомбардировщики и перехватчики) Су-7Б, имеющие лыжные и колесные шасси. Су-17, изменяющие стекловидность крыла, фронтовой Су-24, истребитель Су-27, штурмовик Су-25 и многие другие. Всего было разработано больше 50-ти моделей.
Павел и другие разработчики усовершенствовали геометрию крыла. Были разработаны системы, которые работали в самых сложных метеорологических условиях. Заслуги Сухого как конструктора были отмечены высшими советскими правительственными наградами.
Советский тяжелый истребитель поколения «4» Су-27.
Су-27
В 1965г. США приступили к разработке перспективного истребителя 4-го поколения. В результате в 1974 в Америке начинают серийное производство самолетов F-15.
Советский Союз, в качестве симметричного ответа объявляет тендер на проектирование нового фронтового истребителя. Участниками конкурса стали три ОКБ Сухого, Яковлева и Микояна. После состоявшегося в 1972г. научно-технического совета победителем стало конструкторское бюро Сухого.
До 1979г. строятся три прототипа Т-10-1, Т-10-2 и Т-10-3, которые поднялись в воздух в 1977-м, 1978-м и 1979-м годах соответственно. К этому времени в союз стали поступать данные о летно-технических характеристиках F-15. После чего стало ясно, что наш образец по ряду параметров сильно уступает американскому. В кратчайшие сроки инженеры Сухого разрабатывают улучшенный вариант Т-10С-1, который отрывается от взлетной полосы весной 1980г.
После летных испытаний комиссия удовлетворенно заявила, что наш самолет не уступает, а по некоторым параметрам превосходит истребитель США.
В 1981г. разворачивают массовое производство Су-27 сразу на нескольких авиазаводах. А в 1990г. самолет принимают на вооружение. Всего со стапелей заводов-изготовителей сошло 809 машин этого типа.
Впоследствии Су-27 подвергся глубокой модернизации, в результате чего появился самолет с передним горизонтальным оперением Су-27М.
Биография
Раннее детство
Родился 22 июля 1895 года в селе Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии Российской империи (ныне — город Глубокое Витебской области, Белоруссия) в семье учителя народной школы. Белорус.
Андрей Сухой, дед Павла Сухого по отцовской линии, был небогатым белорусским крестьянином.
Отец Павла, Осип Андреевич Сухой, крестьянствовал вместе с отцом. Обнаружил в детстве незаурядные способности. На «мирские средства» — деньги, собранные односельчанами «всем миром», — получил образование в учительской семинарии. Затем работал учителем в родном селе. Женился на белорусской девушке.
Мать, Елизавета Яковлевна Гисич, предположительно, домохозяйка. В семье Сухих было шестеро детей — пять девочек и один мальчик — Павел.
Жизнь в Гомеле
В 1900 году отцу предложили заведовать Школой для детей железнодорожников в Гомеле и семья переехала в город. Первоначально семья Сухих снимала квартиру рядом со Школой. Помимо преподавательской деятельности Осип Андреевич организовал для учеников Школы кружок хорового пения, которым и руководил.
Сосед по дому, инженер-железнодорожник, симпатизировавший Сухим, дал Осипу Анреевичу денег взаймы без процентов, в рассрочку на несколько лет. На эти деньги рядом с железной дорогой был куплен участок земли и построен добротный дом: четыре комнаты, кухня и веранда. Семья Сухих посадила сад, разбила огород и завела корову и кур.
Отец, Осип Андреевич, собрал в своем доме большую личную библиотеку, любил музыку и хоровое пение. В доме Сухих все увлекались чтением, игрой на скрипке и пением. В семье также общими усилиями выпускался домашний молодёжный рукописный журнал «Молодая поросль». В журнал дети охотно писали рассказы, стихи, рассказывали о своих впечатлениях, помещали рисунки и дружеские шаржи.
Белорусский литератор Константин Мицкевич (литературный псевдоним Якуб Колас) подарил в библиотеку Сухих томик своих стихов.
Учёба в Гомельской мужской гимназии
В 1905 году Павел поступил в Гомельскую мужскую гимназию.. Ныне это старый корпус Белорусского государственного университета транспорта;.
Окончил гимназию в июне 1914 года, имея оценку «хорошо» по латинскому и немецкому языкам и отличные оценки по остальным десяти предметам.
В «Аттестате зрелости» сделана следующая запись:.
Дан сыну начального учителя из крестьян… в том, что вступив в Гомельскую гимназию 16 августа 1905 года, обучался в ней по 8.VI.1914 года
Во внимание к постоянному отличному поведению и прилежанию и к отличным успехам в науках, в особенности же в математике и физике, Педагогический Совет постановил наградить Павла Сухого Серебряной медалью
В дальнейшем Павел Сухой свободно читал авиационную техническую литературу на немецком языке, а также, хорошо владея латынью, со словарем — на ряде европейских языков — английском, французском, итальянском и других, что в значительной степени повлияло на его успехи в инженерной и административной деятельности. Павлу Сухому позднее также помогали переводить техническую литературу — с французского — жена Софья, с английского и французского языков — дочь Ирина.
Событие, определившее судьбу
Рассказывая дочери Ирине о своем отрочестве, Павел Сухой отметил, что самым сильным впечатлением этих лет были показательные полеты над Гомелем аэроплана, который пилотировал русский авиатор Сергей Уточкин. Полеты проходили в рамках публичных гастролей Уточкина по городам Российской империи.
Молчун
После гимназии Сухой пошел учиться, как и мечтал – самолетостроению. Но Октябрьская революция внесла коррективы – было не до авиации, в стране разруха, голод, и Сухой пошел работать простым учителем. Павел часто ездил за продуктами для семьи в другие регионы страны. Однажды ему не повезло – в дороге он заболел сыпным тифом, еле выжил. Только поправился – его свалила скарлатина, которая дала осложнение на горло. У Павла пропал голос. Позже он восстановился, но Сухому стало трудно говорить, голос стал приглушенным, хрипловатым. Отчасти поэтому авиаконструктор всегда так мало говорил и слыл молчуном. Только коллеги и близкие родственники знали, что скрывалось за внешней суховатостью и строгостью. – Павел Осипович очень любил своих детей – дочь Ирину и сына Дмитрия, а также племянников, а потом и внучек, заботился о детях старшей сестры, оставшихся после Гражданской войны сиротами. Несмотря на его внешнюю суровость, дети и родственники отвечали ему взаимностью, очень любили его, – говорит Наталия Рабизо.
Продолжая великое дело
Сегодня ОКБ им. П.О. Сухого по праву считается одним из самых современных и высокотехнологичных в мире.
Так, сложившаяся на протяжении 20 лет школа бортового программирования ОКБ Сухого является наиболее развитой в авиационной промышленности. Накопленный опыт по успешной интеграции комплексов авионики авиационных комплексов Су-35/Су-35С, Су-57, разработке программного обеспечения для самолетов гражданской авиации позволяет реализовывать задачи программирования искусственного интеллекта для модернизированного Су-57 и БЛА на высоком техническом уровне.
Создание современных самолетов — это сложнейшая задача, требующая работы с огромным массивом знаний, которые представлены в различных формах: как в виде документов (математических моделей, методов расчетов, инструкций и т.п.), так и в виде компетенций сотрудников — их образования и опыта. Для этого сотрудники «Сухого» создали и внедрили так называемую систему управления знаниями, которая позволяет каждому сотруднику оперативно работать с огромными массивами оцифрованной информации. Такое эффективное использование корпоративных знаний дает компании значительное конкурентное преимущество и позволяет значительно сократить время протекания процессов и реализации проектов.
Компания «Сухой» наряду с корпорацией «МиГ», компаниями «Ил» и «Туполев» является мировым лидером по созданию авиационной техники военного назначения. Мы производим самые современные образцы авиационной техники, такие как самолет Су-35, истребитель пятого поколения Су-57 и беспилотные авиационные комплексы. Все они являются вершиной научной мысли современной авиации
Илья Тарасенко, генеральный директор ПАО «Компания «Сухой»
Самолеты марки «Су» составляют основу оперативно-тактической авиации ВКС России. Во всем мире широко известны Су-34, Су-35 и самый современный перспективный авиакомплекс фронтовой авиации — Су-57, относящийся к истребителям пятого поколения. Все эти самолеты несут в своем названии одни и те же буквы, напоминающие о Павле Сухом — авиаконструкторе, который умел смотреть в будущее, конструировать и создавать его в мечтах и наяву.
Роман Азанов
Образование
После переезда семьи в собственный дом Павел Сухой пошел учиться в гимназию. Окончил ее на «отлично» по всем предметам, кроме немецкого и латыни. По этим языкам он получил в аттестате по «4». В гимназии у Павла проявились способности к физике, математике и технике.
Такие отметки позволили ему без труда поступить в московский университет, на математический факультет. Павел мечтал о техническом ВУЗе, в котором преподавалось воздухоплавание. Но в его документах была обнаружена ошибка, и приемная комиссия отказала в поступлении в техническое училище.
Но Павел Сухой, фото которого есть в данной статье, не отступил от своей мечты и уже через год пришел сдавать экзамены снова. В этот раз все прошло успешно, и он, наконец, стал студентом желаемого ВУЗа. Сразу записался в кружок воздухоплавания, в котором под руководством Н. Жуковского проводились эксперименты по изучению качеств самолетов, их постройка и сооружение аэродинамических труб.
Самолет на все сто
Весной этого года у «Региональных самолетов», филиала ПАО «Корпорация «Иркут» − сразу два юбилея: 50 лет исполняется Владимиру Николаевичу Лаврову и 10 лет – с даты первого коммерческого рейса самолета «Суперджет 100».
За это время пассажиры и авиакомпании оценили преимущества нового лайнера. Несмотря на его скромные по сравнению с наиболее популярными зарубежными пассажирскими самолетами размеры, по комфорту пассажирская кабина не уступает, а в чем-то даже превосходит кабины более крупных машин.
Просторный высокий салон, широкие кресла и проход между ними, объемные багажные полки, удобные туалеты, вместительные багажные отсеки − все эти простые на обывательский взгляд удобства стоили большого труда КБ. Ведь обычно самолеты такой размерности дают куда меньше комфорта для размещения пассажиров и багажа. Это делается для обеспечения приемлемой топливной эффективности, так как размерный фактор играет против самолетов небольшой размерности.
Чтобы не идти на подобные компромиссы, конструкторы ГСС сделали ставку на инновации в аэродинамике. Крыло «Суперджета» по сей день является наиболее продвинутым в этом классе самолетов в части аэродинамических характеристик.
Пилоты любят «Суперджет» за простоту пилотирования и высокий уровень автоматизации управления полетом, что тоже редкость в классе 100-местных пассажирских самолетов. При этом стоимость летного часа эксплуатации «Суперджета» сопоставима с его прямыми конкурентами и заметно ниже, чем у более крупных Airbus А320 и Boeing 737.
Неудивительно, что сегодня роль «Суперджета» в воздушных перевозках устойчиво растет. По числу перевезенных пассажиров он лидирует среди всех региональных самолетов, эксплуатируемых отечественными авиакомпаниями. Благодаря десяткам новых маршрутов, открытых за последние два года, пассажиры получили возможность летать между городами России в обход Москвы. В пандемию именно «Суперджеты» взяли на себя рейсы, на которых более вместительные зарубежные самолеты стали нерентабельными.
Увеличивается число авиакомпаний, эксплуатирующих «Суперджет», постоянно растет пассажирооборот, расширяется маршрутная сеть по схеме «точка-в-точку», что стало возможным именно благодаря «Суперджетам». Все это показывает, что машина может не только эффективно эксплуатироваться, но и влиять на развитие транспортной сети страны, обеспечивая граждан возможностью передвигаться по нашей необъятной Родине быстро и с высоким комфортом.
Именно для этой цели работают инженеры, конструкторы, рабочие, испытатели, специалисты по качеству и сертификации и, разумеется, главный конструктор по программе «Суперджет» Владимир Николаевич Лавров, которого мы сегодня поздравляем с юбилеем.
Фото: корпорация «Иркут»
Ветеран Афгана
«Семнадцатого» ждала интересная судьба. Он пережил более 15 модификаций, выпускался до 1990-х годов и до сих пор находится на вооружении некоторых стран. Его возможности оценили не только советские военные и страны – участницы социалистического блока, но и представители Минобороны других государств. Из 2867 выпущенных Су-17 и его модификаций 1165 машин пошло на экспорт.
Су-17М4 на авиабазе Баграм, Афганистан
Самолет получил боевое крещение в ходе арабо-израильской войны 1973 года. Затем Су-17 сражался по всему свету – от Ливана, Анголы и Перу до Ирака, Йемена и Чада. Последние конфликты в Сирии также не обошлись без участия «семнадцатого». Но самое известное его боевое применение – в Афганском конфликте 1979-1989 гг. Су-17 можно считать полноправным ветераном Афгана, прошедшим всю войну от и до. Последние Су-17М4 были выведены из состава ВВС РФ в 1998 году.
Семейство Су-17 стало большой удачей ОКБ Сухого и лично Павла Осиповича. Для своего времени Су-17 являлся одним из наиболее эффективных боевых самолетов ВВС СССР и остается одной из самых ярких машин в наследии великого авиаконструктора.
Военные самолеты Су. Основа ПВО СССР перехватчик Су-15.
Су-15
Работы по созданию средства перехвата воздушных целей стартовали в 1961г. За основу был взят, уже зарекомендовавший себя, Су-11. Прототип подготовили к 1962г. ГИ самолет прошел без существенных замечаний, и весной 1965г. комплекс перехвата принимают на вооружение. Самолет имел такой запас прочности, что мог развивать сверхзвуковую скорость у самой земли. Аналогов с такими исключительными характеристиками на тот момент не было ни в одной стране мира.
Вам может быть интересно — «Вертолеты Миля».
Крупносерийное производство развернулось в 1966г. Всего выпущено 1300 перехватчиков Су-15. Долгое время этот самолет составлял основу ПВО Советского Союза.
Два рождения КБ Сухого
В 1936 году в стране был объявлен конкурс на создание бомбардировщика под условным наименованием «Иванов». Проект Сухого стал победителем и был запущен в серийное производство, а Павла Осиповича назначили главным конструктором и поручили создание собственного конструкторского бюро. Это произошло 29 июля 1939 года.
Итогом разработки «Иванова» стало появление первого самолета с инициалами «Су» – бомбардировщика Су-2. Почти 900 таких самолетов героически сражались в воздушных боях на начальном этапе Великой Отечественной. Во время войны КБ Сухого не приостанавливало работу над новыми боевыми машинами. Так, в 1943 году за разработку штурмовика Су-6 Павла Осиповича наградили Сталинской премией первой степени.
Несмотря на это, в 1949 году конструкторское бюро Сухого было расформировано. Павел Сухой стал заместителем Андрея Туполева. Он занимался внедрением в серию самолета Ту-14, а затем летными испытаниями. Возродить КБ Сухого помог трофейный американский реактивный истребитель «Сейбр», который попал к советским военным во время войны в Корее. Для изучения трофея в 1952 году было организовано КБ-1, которое в мае 1953 года возглавил Павел Осипович.
Второе рождение КБ Сухого совпало с появлением сверхзвуковой реактивной авиации. В 1955 году поднялся в небо первый самолет возрожденного КБ – реактивный истребитель Су-7. Именно эта машина на долгие годы определила облик отечественной военной авиации, была также принята на вооружение девятью странами мира.
Павел Сухой инициировал разработку сразу двух направлений новых машин – со стреловидным крылом, получившим кодовое наименование «С» (в серии Су-7), и с треугольным с обозначением «Т» (в серии Су-9). Оба проекта были успешно реализованы. Развитием Су-7 стало создание в середине 1960-х годов первого отечественного самолета с крылом изменяемой стреловидности Су-17. Идея применения такого крыла позволила значительно увеличить боевую эффективность исходного самолета.
В 1970 году первый полет совершил бомбардировщик Т-6 (в серии Су-24) – всепогодный самолет с крылом изменяемой стреловидности и с первой цифровой вычислительной машиной на борту. Этот самолет до сих пор, то есть спустя 26 лет со времени прекращения выпуска, успешно эксплуатируется ВКС России.
Из авиационной династии
Его биографию можно назвать эталонной для авиастроителя. Он родился в Жуковском – самом авиационном городе России. Здесь работают ЦАГИ, ЛИИ им. М.М. Громова, ряд конструкторских бюро, а также испытательные центры известнейших авиационных фирм. Связь Владимира Николаевича с небом идет еще от деда, военного летчика, участника Корейской войны. По возвращении в Москву его приняли на работу в ЦАГИ, где он познакомился со своей будущей женой, бабушкой Владимира Николаевича. Оба родителя также связали свою жизнь с авиацией: мама работала в ЛИИ им. М.М. Громова, отец – в авиационном комплексе им. С.В. Ильюшина. Нет ничего удивительного, что Владимир, представитель настоящей авиационной династии, с детства был влюблен в небо и увлеченно постигал воздухоплавание и все, что с этим связано: занимался в кружке авиамоделирования, а когда пришла пора определяться с будущей профессией – поступил в МАИ на факультет самолето- и вертолетостроения.
Еще со студенческой скамьи Лавров начал работать в отделе проектов Экспериментального машиностроительного завода им. В.М. Мясищева. За этим «производственным», на первый взгляд, названием скрывается одно из ведущих конструкторских бюро нашей страны, известное неординарными решениями в области боевой и специальной авиации.
Спустя восемь лет начался новый этап: Владимир Николаевич перешел на работу в ОАО «ОКБ Сухого». Так сложилось, что в это время здесь собрались лучшие конструкторские силы России. Отдел общих видов ОКБ Сухого, в котором трудился Лавров, тогда работал особенно интенсивно. Шел поиск путей дальнейшего развития компании, добившейся в трудные 1990-е годы впечатляющих успехов на высококонкурентном мировом рынке авиатехники. Прорабатывались новые для «военного» КБ проекты: грузопассажирский самолет Су-80ГП, сельскохозяйственный Су-38, спортивные машины, беспилотные аппараты. Уникальная атмосфера «суховской» фирмы поощряла инициативу молодых конструкторов и способствовала реализации их смелых идей. Владимир Лавров был ведущим конструктором самолетной части многоразовой воздушно-космической системы «Клипер», создание которой ОКБ Сухого прорабатывало вместе с НПО «Энергия».
Уже тогда коллеги В.Н. Лаврова отмечали его широкую профессиональную эрудицию, коммуникабельность, принципиальную позицию в вопросах качества производства и безопасности полетов. Все это − одновременно с поиском нестандартных решений и кропотливой работой для достижения поставленной цели.
Нельзя не сказать о личном увлечении Владимира Николаевича, которое также неразрывно связано с авиацией: главный конструктор не только строит самолеты, но и любит и умеет их фотографировать. Его фотографии самых разных авиалайнеров украшают тематические сайты, есть они и в головном офисе компании.
Трудовая деятельность
Там Павлу было предложено преподавать математику в одном из провинциальных городков. Через некоторое время он снова вернулся в Москву и продолжил занятия в авиакружке. Вечерами помогал Н. Фомину, проектировавшему дирижабли. Когда П. Сухой защитил диплом, был приглашен работать в конструкторский отдел аэродинамического ВУЗа на должность инженера. Затем стал начальником бригады, замглавного конструктора.
С 1939 по 1940 гг. Павел Сухой работал главным конструктором на Харьковском заводе. С 1940 по 1949 гг. – уже в должности главного конструктора БК, который базировался в Подмосковье и Москве. Одновременно он был директором этих заводов. С 1949 по 1953 гг. – замглавного конструктора в КБ Туполева. С 1953 был переведен на должность главного, а с 1956 г. – генерального конструктора.
Двоюродный брат Павла Осиповича и его племянник
Известными в Беларуси людьми стали двоюродный брат Павла Осиповича Андрей Николаевич Сухий и его племянник Николай Андреевич Сухий.
Семья Андрея Николаевича, который был другом Максима Горецкого
Они вместе учились в Горецком земледельческом училище. Андрей Сухий создал в училище белорусский литературный кружок, члены которого распространяли газету «Наша ніва», белорусские календари. Свои произведения в газете «Наша ніва» Андрей Николаевич подписывал псевдонимом «Мікола Мокры».
Стихотворение Якуба Коласа в первой редакции «Нашым ворагам» печаталось впервые в Виленском издании «Гісторыі беларускай літаратуры» с пометкой «Са спісу агранома – каморніка з Вілейшчыны Андрэя Сухога». Этот вариант стихотворения Я. Коласа отличался от более позднего хрестоматийного, который известен под названием «Ворагам».
Сын Андрея Николаевича Николай Андреевич – известный в Беларуси государственный деятель, кандидат сельскохозяйственных наук, Герой Социалистического Труда. Живет в Минске.
Николай Андреевич Сухий
Под руководством Туполева
Сухой родился 22 июля 1895 года в селе Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии Российской империи (ныне — город Глубокое Витебской области Белоруссии) в семье учителя. В 1914-м с серебряной медалью окончил Гомельскую мужскую гимназию. Затем переехал в Москву, поступив на математический факультет Императорского Московского университета (ныне — Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова). Отучившись год, пошел в Императорское Московское техническое училище (ныне — Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана). Там слушал лекции профессора Николая Жуковского, занимался в его кружке воздухоплавания вместе с будущим авиаконструктором Андреем Туполевым.
Ученик Гомельской мужской гимназии Павел Сухой, 1914 год
Источник изображения: ПАО «Компания «Сухой»
В 1916-м был призван в армию, прошел обучение в школе прапорщиков, принимал участие в Первой мировой войне. Через два года вернулся в Москву, однако не смог продолжить занятия в училище, работа которого была временно остановлена. В связи с этим уехал в Западную Белоруссию, где до 1920 года преподавал математику в школе.
Затем продолжил учебу в Московском высшем техническом училище, которое окончил в 1925-м, защитив дипломный проект на тему «Одноместный истребитель с мотором 300 лошадиных сил». Работа была подготовлена под руководством Туполева.
После Сухой начал работать инженером-конструктором в конструкторском отделе АГОС («Авиация, гидроавиация, опытное строительство») Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). До 1936 года являлся руководителем бригады №3 («Легкие самолеты») конструкторского отдела опытного самолетостроения (КОСОС) ЦАГИ. Затем стал заместителем начальника опытно-конструкторского бюро (ОКБ) Завода опытных конструкций (ЗОК) ЦАГИ. В 1939-м бригада Сухого была переведена в Харьков на авиазавод №135.
До апреля 1940-го Сухой был главным конструктором ОКБ-135, стал доктором технических наук. С апреля 1940 по ноябрь 1949 года — главный конструктор КБ авиазавода 289 (с 1945-го — №134), базировавшегося в Москве и Подмосковье. После занимал также должность директора этих предприятий.
Во время Великой Отечественной войны авиазавод находился в эвакуации, после был размещен в Тушине (в настоящее время это один из районов на северо-западе Москвы). В 1949-м КБ было расформировано.
Опытный образец Су-15
Источник изображения: ПАО «Компания «Сухой»
До 1953 года Сухой работал на должности заместителя главного конструктора в КБ Андрея Туполева. В 1953-1956 годах — главный конструктор, а затем и генеральный конструктор воссозданного КБ.
Рождение мечты
Павел Осипович Сухой родился 22 июля 1895 года в небольшом селе Глубокое Виленской губернии Российской империи. Сегодня об этом напоминает установленный на въезде в Глубокое истребитель-бомбардировщик Су-17.
В 1905 году Павел Сухой поступает в Гомельскую мужскую гимназию, а позже заканчивает ее с серебряной медалью.
Именно в эти годы гимназист Павел становится свидетелем удивительного для того времени события, которое предопределяет весь его жизненный путь. Как-то раз, возвращаясь из гимназии, он впервые в небе увидел самолет. «Это было так неожиданно и удивительно, что дух захватывало. Не птица, а человек летит над нами…», – позже описывал свои ощущения от первого знакомства с авиацией Павел Осипович. С этого момента гимназист Павел принялся конструировать свои первые модели самолетов на чердаке дома.
В тот день над Гомелем пролетал Сергей Уточкин – один из пионеров русской авиации. К 1910 году авиационная тема быстрыми темпами набирала обороты, интерес в обществе к воздушным полетам «взлетал» с огромной скоростью. Показательные полеты первых летчиков проходили в различных уголках страны. Кстати, полеты Уточкина оказали такое впечатление не только на Сухого. Они стали отправной точкой в судьбе и других знаковых представителей отечественной авиации, таких как Королев, Поликарпов, Нестеров.