Виды партийных систем. политические партии
Содержание:
- Свободу Навальному?
- Понятие политической партии
- Формирование правящей элиты, местных органов власти, состава правительства
- Структура и функции политических партий
- Политическая партия: определение и функции
- Классификация по количественному параметру
- Еще один спойлер?
- Партия конституционных демократов (кадеты)
- Пора предпринимать
- Народная программа
- Влияние всеобщего избирательного права на возникновение партий
- Как появились государства
- Принципы политической деятельности
- Организация и структура политических партий
- Учредительный съезд
- Структура и функции политических партий.
- О структуре и правах партии
- Отношения государства и политических партий
Свободу Навальному?
Программа альтернативного курса развития России, представленная партией «Яблоко», декларирует «принципиально» новую политику государства. Однако при объективном рассмотрении реализация большей части предложений вряд ли хоть как-то отразится на жизни простых россиян.
В частности, «Яблоко» предлагает освободить всех политических заключенных, расследовать отравление Навального, убийства и покушения на жизнь оппозиционных политиков, общественных деятелей и журналистов, а также запретить пытки и сделать видеосъемку взаимодействия полиции с гражданами обязательной. Кроме того, предлагается организовать независимость избирательных комиссий, допуск к выборам всех партий и запрет на все виды цензуры.
Что касается более значимых предложений, то партия выступает за реформу государственных корпораций и развитие конкуренции, народный капитализм,принятие закона о лоббизме. Большой блок посвящен экологическим вопросам. Также есть предложения по внешней политике, в частности, отказ от участия России в вооруженных конфликтах за рубежом и прекращение вмешательства во внутренние дела Украины, Белоруссии и других государств на постсоветском пространстве.
Можно заметить, что большая часть озвученных предложений направлена на крайне узкую, преимущественно оппозиционную часть избирателей, и с такой программой (если ее вообще кто-нибудь прочитает), у партии не очень много шансов попасть в новый созыв Госдумы.
Понятие политической партии
Что представляет собой политическая партия? Представленный нормативный акт говорит о специальном общественном движении, которое создается в целях участия российских граждан в политической жизни страны. Для этого политическая партия должна формировать и выражать свою активную политическую волю, принимать участие в разного рода акциях, представлять интересы граждан и реализовывать собственную программу.
Согласно закону, каждая политическая партия является юридическим лицом. 95-ФЗ гласит о необходимости партии соответствовать следующим требованиям:
- наличие региональных отделений в не менее чем половине субъектов РФ;
- наличие не менее полутысячи членов партии;
- нахождение руководящих и иных партийных членов на территории российского государства.
Целями любой политической партии являются формирование общественного мнения, работы по политическому воспитанию граждан, выражение мнений людей и выдвижение собственных кандидатов на выборы.
Формирование правящей элиты, местных органов власти, состава правительства
Связь между органами власти и народом
Основным способом связи между обществом и государством является обращение через государственные органы и органы самоуправления. Обращение доводит до власти интересы и потребности общества, а также обеспечивает активность участия граждан в политических вопросах, предоставляет возможность защитить свои права и свободы.
Формирование механизма государственного управления
Механизм государственного управления – это комплекс связанных между собой методов, средств и технологий влияния субъекта государственной власти на ее объект.
Важное место в формировании механизма государственного управления занимает нормативно-правовая документация, которая закрепляет постановку целей, распределение средств и финансирования, полномочия и порядок деятельности институтов государства в различных сферах. Власть регулирует поведение и взаимодействие людей при помощи установления ценностей (как значимых материальных или духовных благ) и правовых и моральных норм
Признаки государственного управления:
- субъект — это понятие самого государства, которое характеризуется исполнительной, законодательной и судебной властью;
- государство обладает властными полномочиями, такими как штрафы, аресты в целях соблюдения законов;
- государственное управление регулирует все сферы отношений в обществе (экономика, социальные отношения, политика и т.д.).
Государственное управление делиться на:
- Государственно-политическое управление – органы власти, которые принимают обязательные для граждан законы.
- Государственно-административное управление – государственный аппарат, принимающий административные акты для исполнения этих законов.
Принципы государственного управления:
- объективности (сопоставление требований и сил общества);
- демократизма (народ – носитель суверенитета и источник власти);
- правовой упорядоченности (законодательное определение целей, функций);
- законности (следование законам и нормативным актам);
- разделения властей (как гарантия народной власти);
- федерализма (территориальное разделение управления);
- публичности (связь государства с обществом).
Стабильность правительственных структур
Политическая стабильность – это способность политической системы сохранять эффективность функционирования при внутренних и внешних угрозах общественной системе (революции, терроризм, международная напряженность).
Политическая стабильность бывает двух видов:
- Минимальная стабильность. Означает, что на территории страны не ведутся гражданские войны и иные вооруженные столкновения.
- Демократическая стабильность. Означает, что демократические структуры способны оперативно реагировать на меняющуюся обстановку в обществе.
Структура и функции политических партий
Необходимый элемент общественно-политической жизни – политические партии. Они выполняют ряд важных функций в современном обществе:
- организационно-политическая – подбор кадров, их выдвижение, обеспечение условий деятельности, то есть участие в борьбе за власть;
- коммуникативная – поддержание устойчивых связей, включая обратную связь между избирателями, населением и институтами публичной власти и правящими кругами;
- идеологическая – разработка и пропаганда политической платформы привлекательной для определенной части общества;
- социализаторская – вовлечение в число своих членов или сторонников части населения;
- представительская – представление интересов какой-либо группы населения (иногда нескольких).
Определение 2
Функции политических партий – основные направления их работы, которые обусловлены стоящими перед ними задачами и целями.
Признание в качестве одного из видов общественных объединений – юридический признак политической партии. Задача такого объединения – участие в формировании органов регионального местного управления и институтов государственной власти. Так, в соответствии с законом ФРГ о политических партиях, принятом в 1967 году, объединение теряет правовой статус политической партии в том случае, если оно в течение 6 лет не принимало участие в выборах одного из ландтагов или Бундестага посредством выдвижения своих кандидатов.
Для того чтобы организовать партию, необходима инициатива ее учредителей (юридических и физических лиц), назначение председателя и регистрация устава партии в государственных органах, после чего партия может начать легальную деятельность.
Замечание 4
К уставам и программам партии, в которых прописаны задачи и цели объединения, законодателем предъявляются особые требования.
Структура политической партии представлена ее рядовыми членами и партийным аппаратом. Как правило, партии не однородны, внутри них существуют группы (фракции), которые могут выдвигать отличные от основной программы. Деятельность различных фракций внутри партии делают ее более гибкой с политической точки зрения и помогает сохранять влияние среди разных групп избирателей. Однако фракционность может разрушать организационное единство и порядок партии и ослаблять ее по отдельным параметрам, чем могут воспользоваться конкуренты по политической борьбе.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Политическая партия: определение и функции
В первую очередь партия – это форма участия граждан в политической жизни общества. Стать представителем может любой заинтересованный человек. Благодаря такой системе осуществляется связь между аппаратом управления страны и обычным гражданином. Получается, что данная форма организации предусматривает участие в ней членов общества с наиболее активной жизненной позицией.
Первые партии появились ещё в XIX веке. Сегодня, равно как и в те времена, целью их деятельности является улучшение жизненных условий в национальном масштабе для определённого класса людей. С ходом истории крупным организациям удавалось привлекать к своим мировоззрениям новые и новые слои общества. Поэтому современные объединения включают в себя разнообразную социальную базу и электорат. Так, в каждой партии есть свои представления о правильном плане развития государства, который будет претворяться в жизнь с помощью политических средств.
Основными функциями политических движений являются:
- выявление интересов общества и формирование программ, направленных на их удовлетворение;
- просвещение и воспитание своих единомышленников в духе выбранной идеологии с присвоением определённых норм и ценностей;
- борьба за власть и привлечение внимания избирателей к результатам собственной деятельности;
- подготовка и обучение новых управляющих кадров (политических лидеров, государственных деятелей);
- участие в принятии важных решений.
Для нормального функционирования партия должна иметь свою структуру, устав и программу. Также чаще всего партийцы выплачивают в общий бюджет установленные взносы, следуют общепринятым дисциплинарным нормам и связаны между собой определёнными отношениями.
Классификация по количественному параметру
Еще одна классификация партийных систем основывается на количественном параметре: однопартийная система, система фиксированного числа партий (на основе законодательства), двухпартийная система, многопартийная система.
Классическая многопартийная система подразумевает избирательную борьбу большого количества политических партий (всегда больше двух). При этом все эти партии имеют право принимать участие в формировании правительства (Дания, Бельгия, Италия и т. д.). В странах с многопартийной системой создаются коалиционные правительства по итогам парламентских выборов. В состав таких правительств обычно входят представители нескольких наиболее влиятельных партий.
Замечание 1
При этом не все влиятельные партии принимают участие в формировании правительства, представляя собой крупные оппозиционные партии, которые оказывают непосредственное влияние на проведение и выработку государственной политики.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Особо выделяют многопартийные системы с единственной доминирующей партией, которая формирует правительство и преобладает в парламенте. Прочие партии, существующие в стране, выступают в роли оппозиционных или сотрудничающих. При этом не предполагается законодательного закрепления монопольного господства доминирующей партии в многопартийной системе с одной доминирующей партией. Из-за длительного использования подобной партийной системы в странах Южной и Центральной Америки используют понятие «латиноамериканская модель». Мексика является показательным примером страны с этой партийной системой, там на протяжении 70 лет президентом избирался представитель Институционно-революционной партии. В Японии с середины 50-х годов прошлого века власть держит Либерально-демократическая партия; в Италии 40 лет господствовала Христианско-демократическая партия; в Швеции более 80 лет правительство формируется Социал-демократической рабочей партией.
Система фиксированного законом числа партий существует в некоторых развивающихся странах, где закон регламентирует возможное количество политических партий (некоторые государства Тропической Африки – двухпартийность).
Замечание 2
Цель подобной партийной системы – рационализировать в условиях большого разброса социальных интересов работу правительства и парламента, а также обеспечить приоритет существующей партийно-политической элите.
Сущность двухпартийной политической системы заключается в том, что лишь две партии из множества существующих попеременно формируют правительство и реально претендуют на власть в стране. Одна партия находится в оппозиции и критикует правящую партию, после выборов они меняются местами. Небольшие партии могут выдвигать кандидатов в региональные органы власти и мэры городов, а также иметь скромное представительство в парламенте страны (Великобритании). Тогда как в США за всю более чем двухсотлетнюю историю конгресса в нем были представлены лишь две партии: Демократическая и Республиканская.
Двухпартийная система обеспечивает высокую управляемость всеми процессами и стабильность власти в стране. При многопартийной системе органам власти необходимо согласовывать экономические и политические интересы многих активных групп.
В странах с недемократическим режимом характерно существование однопартийных систем, то есть право формировать правительство и легальный статус там предоставляются лишь одной государственной партии, которая пришла к власти путем революции. Часто при этом сохраняется видимость многопартийной системы, которая является фикцией по причине того, что в конституции ведущая роль закреплена для одной партии, то есть оппозиция реально недопустима.
Замечание 3
В некоторых развивающихся государствах, преимущественно афро-азиатских (Бруней, Саудовская Аравия) политические партии отсутствуют.
Еще один спойлер?
Традиционный спойлер КПРФ — «Коммунисты России» — в этих выборах тоже участвует.
Найти отдельную программу партии к выборам в Госдуму 2021 года не удалось. Но в общей программе, опубликованной на сайте, есть несколько предложений. А именно: изоляция прозападной пятой колонны, отстранение от власти олигархического капитала и сросшегося с ним чиновничества, проведение национализации важнейших объектов собственности, закон «О сверхдоходах», введение в систему социальной защиты населения понятия безусловный доход, постепенный переход к социализму…
Можно заметить, что ряд положений повторяет программы КПРФ и «СР-П-ЗП» и, судя по всему, направлены на ультра-левую аудиторию, готовую к революционным преобразованиям. Попасть в Госдуму с такой риторикой будет непросто, но вот традиционно оттянуть часть голосов у левых тяжеловесов — вполне. А большего и не требуется…
Партия конституционных демократов (кадеты)
Конституционно-демократическая партия (другие названия – «Партия народной свободы» и просто «кадеты») была крупнейшей либеральной партией Российской империи. Она была основана в 1905 году на базе «Союза земцев-конституционалистов». Ядро партии составляла интеллигенция. Её лидером стал историк Павел Милюков, а среди её активных членов были учёные Владимир Вернадский и Пётр Струве, видный юрист, отец великого писателя Владимир Набоков и множество других известных представителей интеллигенции. Партия одержала победу на выборах в Первую Государственную думу, председателем которой был избран её член, профессор права Московского университета Сергей Муромцев. Вторую Думу возглавил другой кадет, юрист Фёдор Головин. Кадеты играли важную роль в Февральской революции 1917 года и занимали ключевые посты во Временном правительстве. Вскоре после Октябрьской революции конституционно-демократическая партия была запрещена. Впоследствии её лидеры пользовались большим влиянием в эмигрантских кругах.
Программа кадетов утверждала равноправие всех граждан России вне зависимости от пола, возраста, национальности, религии и социального происхождения, парламентскую демократию, разделение властей, гарантии личных свобод, федеративное устройство России с правом наций на культурное самоопределение, бесплатное школьное образование, 8-часовой рабочий день.
Пора предпринимать
Манифест «Партии Роста», принятый к выборам 2021 года, декларируется как «голос конкурентного, независимого от государства бизнеса и среднего класса».
Конкретных предложений в программе мало, но есть лозунги, например:
-
-
- священность частной собственности и защита предпринимательской инициативы;
- переход с рентной на конкурентную модель развития экономики;
- реформирование судебной системы;
- взвешенная политика здравого смысла;
- «Запрещаем запрещать»;
- отказ от всеобщей воинской обязанности;
- децентрализация власти;
- свободные выборы.
-
Интересно, что в самом тексте программы открыто признаётся: партия долго не решалась принять участие в выборах и не особо рассчитывает на победу в них.
Народная программа
Программа партии «Единая Россия» «За благополучие и достойную жизнь людей. За сильную и успешную Россию» — наиболее объемная из всех представленных. Как уже писал ЧС-ИНФО, составлялась она на основе предложений, которые вносили представители общественных объединений и граждане по всей стране. Документ затрагивает практически все сферы жизни. Он разделен на два больших блока, в которых содержится 15 направлений деятельности. По каждому из них подробно прописаны задачи для реализации: с конкретными цифрами, показателями и проектами.
Интересно, что начинается программа с темы трудовой занятости населения. И это правильно, ведь для борьбы с бедностью не достаточно выплат и пособий, а, прежде всего, необходимо обеспечить возможность полноценной работы
Из интересных инициатив, о важности которых ранее писал ЧС-ИНФО, можно также выделить введение федерального Закона о многодетных семьях, создание службы помощи семьям с детьми по принципу «одного окна» и сети ресурсных семейных многофункциональных центров
Большое внимание в программе уделено развитию образования и науки, экологическим проектам
Если первая часть программы полностью сосредоточена на человеке и его потребностях, то вторая носит более глобальный характер. Она содержит ряд мер по развитию промышленности, особенно топливно-энергетического сектора (в том числе — по развитию водородной энергетики!). Отдельный блок посвящен развитию сельских территорий и агропромышленного комплекса. Одна из интересных мер — «повысить роль местного самоуправления: ввести практику участия сельских поселений в принятии планов развития своих территорий».
Большое внимание в программе уделено и развитию регионов. «Необходимы решительные шаги по межбюджетному выравниванию, созданию эффективной финансовой базы местного самоуправления (ранее ЧС-ИНФО писал, что этого требуют нововведения в Конституцию), вовлечению граждан в принятие важнейших решений о том, как и на какие цели использовать деньги района, города, субъекта Федерации», — говорится в программе
В качестве конкретных мер предлагается:
-
-
- Обеспечить на законодательном уровне оптимизацию системы межбюджетных отношений.
- Разработать меры по замещению коммерческой задолженности муниципальных образований с высоким уровнем долговой нагрузки бюджетными кредитами.
- Создать нормативно-правовую базу, стимулирующую регионы и муниципальные образования к наращиванию собственных налоговых и неналоговых доходов.
- Обеспечить формирование децентрализованной региональной сети авиационных перевозок (Урал—Сибирь—Дальний Восток). А также развитие региональной авиации.
- Разработать и реализовать комплексную программу развития регионов Сибири, включая развитие Ангаро-Енисейского макрорегиона (ранее ЧС-ИНФО уже писал о данной инициативе министра обороны Сергея Шойгу).
-
и еще ряд подобных инициатив.
«С принятием программы на съезде работа не заканчивается. Программная комиссия «Единой России» будет действовать на постоянной основе, ведь предстоящие до следующих выборов пять лет будут временем новых вызовов и новых возможностей», — говорится в завершении документа.
В целом можно отметить, что программа «Единой России», действительно, выглядит наиболее подробной и проработанной из всех. Скорее всего, это связано, прежде всего, с тем, что у партии есть серьезные ресурсы и возможности для её составления и всесторонней работы с документом.
Влияние всеобщего избирательного права на возникновение партий
Развитие индустриального общества с его социально-классовой дифференциацией и углублением конфликта между социальными группами спровоцировало возникновение массовых партий, которые становились одновременно связующим звеном между социальными группами и механизмом рекрутирования политического персонала для государственных структур.
В качестве основных причин формирования массовых партий можно отметить становление парламентских объединений и групп поддержки, а также повсеместное распространение всеобщего избирательного права. Изначально партии вели активную деятельность только во время избирательных кампаний, они не обладали постоянно функционирующими местными организациями, не проводили съездов или конференций на регулярной основе, а их последователи не имели прямой связи с партийной дисциплиной. Каждая из партий создавалась с целью обеспечения защиты интересов конкретных категорий или слоев населения.
Возрастание значимости выборов, развитие избирательного права провоцирует к более внимательному, в рамках партии, отношению к формированию устойчивого членского состава, борьбу за его расширение, с ориентацией на конкретные группы избирателей.
Замечание 6
Массовые партии оформляют свою политику согласно определенной идее, формируют собственные средства массовой информации. Их называют теперь мобилизационными партиями, поскольку они способны организовывать большие группы людей и направлять их на разрешение крупных социальных, политических и экономических проблем.
В дальнейшем развитие партийного строительства направлено с упором на более тесную связь с государством и самими партиями в частности. Формируется тип так называемых «карательных партий», которые представляют собой некий механизм распределения государственных постов между профессиональными группами политических деятелей. В основу данного алгоритма легла непосредственная связь политика и избирателя без участия партийной организации как таковой.
Партии имеют собственную программу, систему целей, которую активно продвигают и защищают. Теперь организация имеет более разветвленную структуру, а на ее членов накладываются определенные обязательства, также формируются нормы поведения.
Замечание 7
В качестве одной из важнейших функций партии можно выделить формирование политической элиты, которая осуществляет государственную власть и руководит всевозможными жизненными сферами общества, которые подконтрольны государству. В некоторых странах грани между партиями и другими политическими объединениями носят размытый характер и нередко даже полностью отсутствуют.
В конституциях некоторых государств отсутствует понятие политической партии. В этих основополагающих документах определяются только цели и задачи партий:
- политические партии содействуют выражению мнений в ходе голосования» (ст. 4 Конституции Франции);
- под партией понимается любое объединение или группа избирателей, которые выступают на выборах под особым наименованием» (Акт о форме правления Швеции).
Более точно функция партии показана в Конституции Греции (ст. 29) где говорится, что партии должны служить свободному функционированию демократического режима». В Основном законе ФРГ (ст. 21) зафиксировано, что партии содействуют формированию политической воли народа и могут свободно формироваться.
Определение 4
Многопартийность – это способ формирования политических структур, которые призваны выражать и защищать интересы конкретных слоев населения. Таким образом, многопартийность является не целью, а средством или инструментом представительства гражданской воли.
Не всегда множественность партии выражается в многопартийности, которая характеризуется рядом определенных признаков. В первую очередь партии должны являть собой часть общества, класса или социального слоя, наиболее полно выражая их стремления и потребности. Важным условием функционирования многопартийности можно назвать сформировавшийся механизм правового регулирования взаимоотношений между партиями и структурами государственной власти, между партиями и обществом.
Причин многопартийности существует несколько:
- существование современного общества со сложной социальной структурой и дифференциацией;
- неоднородность идеологии, системы господствующих социально-политических ценностей;
- наличие развитых многовековых традиций политического плюрализма и свободомыслия (Северная Америка, Великобритания, Франция).
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Как появились государства
Миллионы лет назад наши предки жили общинами. У них не было чётких границ, вместо законов были обычаи, а власть держалась на авторитете старейшин. Но шли века, людей становились всё больше, а отношения между ними — сложнее. Чтобы поддерживать порядок, возникла централизованная власть — люди, управляющие обществом. Они создавали законы и вводили наказания за их нарушение. Устанавливали границы и снаряжали армию, чтобы стеречь и расширять их. Защищали интересы своих людей и взимали с них налоги. Так племена превращались в государства.
Существует несколько теорий о том, как именно возникло государство:
- Теократическая — самая древняя теория; считалось, что право на власть исходит от высших сил.
- Теория завоевания — согласно ей сильные люди подчинили слабых и стали властвовать над ними.
- Теория общественного договора — по этой версии люди добровольно ограничили себя в правах, чтобы избежать произвола и вседозволенности.
- Классовая — создана немецким философом и социологом Карлом Марксом. По его предположению государство — результат борьбы высших и низших сословий. Марксисты считают, что рабовладельцы и феодалы создали государства, чтобы защитить себя от рабов и крестьян.
Создание государственности — одно из величайших достижений человечества, которое позволило развивать культуру, науку, медицину, повышать уровень жизни людей. Во всяком случае, более эффективного способа организовать общество до сих пор не придумали.
Принципы политической деятельности
Политическая деятельность предполагает борьбу за некие интересы (зачастую материальные), которую ведет крупная социальная группа (например, класс, народ и тому подобное). Отсюда следует, что политика (в качестве сферы социальной деятельности), а также политические партии являются следствием общественной дифференциации на большие социальные группы, которые имеют свои интересы. Политические партии служат для объединения людей, преследующих цели, направленные на борьбу за власть или обеспечение общих интересов социальной/национальной группы или класса, а также целых народов/классов.
Организация и структура политических партий
Здесь всё зависит от конкретной страны, в которой работает та или иная политическая партия и от действующего в стране законодательства, регулирующего работу партий.
В одних странах, к примеру, в России и Казахстане, членство в той или иной политической партии фиксированное. А вот в Соединённых Штатах подобный подход не практикуется. Что же касается партийной структуры, то любая партия — это иерархическая организация.
К примеру, Российской Федерации партийная структура трёхуровневая: партия, региональные отделения, местные отделения. Из этого следует и логика управления. Партийный съезд — главный партийный орган, решением которого формируется местное руководство. На региональном уровне основные решение принимают партийное собрание или конференция, а также руководящие органы регионального отделения.
Существуют вполне конкретные требования к структуре и руководящим органам политических партий в Российской Федерации. Их можно найти в федеральном законе № 95-ФЗ, который так и называется «О политических партиях». Этот нормативный документ предписывает наличие региональных отделений, коллегиальных органов управления, а также руководящую роль партийного съезда.
Что касается финансовой стороны вопроса, то практически все партии существует благодаря средствам состоятельных членов партии, а также за счёт лиц и организаций, разделяющих их политические взгляды и получающих те или иные выгоды от деятельности партии. К примеру, левые партии — коммунисты и социалисты — собирают регулярные партийные взносы, размер которых составляет, как правило, несколько процентов от ежемесячного дохода.
Учредительный съезд
«Российская газета» должна на безвозмездной основе опубликовать сведения о времени и месте проведения учредительного собрания. Публикация должна появиться не позднее, чем за месяц до созыва.
Учредительный съезд не может считаться правомерным в случаях, если в его работе принимали участие не все указанные в соответствующем документе делегаты партии. Согласно закону, от каждого региона Российской Федерации в партии должно присутствовать не менее двух представителей.
Чем занимаются на учредительном собрании? Здесь принимаются Устав и программа партии, обсуждаются вопросы дальнейшей работы политического движения.
Структура и функции политических партий.
Политическая партия – это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть.
Цели политической партии – преследование определенных целей, достижение решающих позиций в осуществлении государственной власти, влияние на политическую жизнь и организацию общества. В политической системе, как правило, действуют несколько партий, что связано с противоречиями между классами и социальными слоями, борьбой за преимущества в осуществлении собственной политики. Сущность партии состоит в объективном выражении, защите и проведении в жизнь политических интересов определенных социальных групп и слоев общества, поэтому партия является определенной группой политических интересов.
Структуру политических партий составляют:
– партийный аппарат – организованная группа людей, для которых партийная, политическая деятельность является профессией;
– рядовые члены (партийная масса).
Социальную базу партии составляют ее сторонники, среди которых партия пользуется наибольшим влиянием и которые поддерживают ее на протяжении длительного времени. Избиратели, регулярно отдающие данной партии свои голоса на выборах, составляют ее электорат.
Функции политических партий:
– выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших социальных групп;
– активизация и интеграция определенной части людей;
– борьба за политическую власть и за ее использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (могут использоваться легальные и нелегальные, революционные и эволюционно-реформистские, вооруженные и ненасильственные и т. д.);
– подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью;
– разработка партийной идеологии, создание и реализация политической программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения;
– политическое воспитание общества в целом или его части;
– подготовка и выдвижение кадров для партии, государственного аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.
Основным способом осуществления этих функций является выдвижение партией своих кандидатов на выборах в законодательные органы государства и борьба за их избрание. Политические партии развитых демократических стран являются элементами политической организации гражданского общества. Они не обладают государственными функциями, самостоятельны и автономны, борются за завоевание избирательного корпуса, готовят политических руководителей, с тем чтобы, войдя в государственные структуры, через своих представителей управлять государственной и общественной жизнью страны.
Партии и государство четко разделяют сферы своих функций. Партии организуют политический процесс, а власть находится у государства. Политические партии не обладают государственной властью, но, становясь парламентскими, они частью своих представителей-депутатов выполняют государственные функции. При этом партии и государство не противостоят друг другу, а служат взаимодополняющим противовесом.
О структуре и правах партии
Какими правами обладает любая политическая партия? Согласно статье 26, выделяют:
- свободное распространение информации о своей деятельности;
- участие в выработке решений государственными органами или самоуправленческими инстанциями на местах;
- участие в выборах и референдумах;
- создание региональных отделений;
- проведение митингов, шествий, собраний и прочих публичных мероприятий;
- защита своих прав и т. д.
Структуру партии должен составлять партийный аппарат, представляющий собой организованную группу работников партии, а также партийную массу, в которую входят рядовые члены движения. Членство в партии должно иметь добровольную основу.
Отношения государства и политических партий
Конституции многих стран (включая Россию) не содержат юридического определения политической партии. В них прописаны цели/задачи таких партий, принципы их свободного образования, а также принципы многопартийности и политического плюрализма.
Определение 1
Политический плюрализм заключает в себе идею того, что общество может иметь большое разнообразие интересов, что дает возможность выражать их разнообразным партиям, конкурирующим в борьбе за власть и за голоса своих избирателей.
Если рассматривать политическую партию с точки зрения политологии, то она представляет собой максимальную активную и организованную часть общественного слоя/класса, которая формулирует и выражает его интересы, а также организует борьбу за получение и применение политической власти в этих интересах.
Пример 1
На период конца 80-х годов прошлого века был известно свыше 1300 политических партий, которые вели свою деятельность в 180 государствах.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание