От т-34 до «арматы»: легендарные машины «уралвагонзавода»
Содержание:
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА О ПОДВИГЕ ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ
Город Пермь с 1940 по 1957 год носил название «Молотов», он был и остается крупным промышленным центром, где работают предприятия разных отраслей. В первую очередь это, конечно же, предприятия тяжелой промышленности. В годы Великой Отечественной войны все предприятия Перми были переориентированы на нужды военного времени и внесли существенный вклад в Победу. Мы считаем, что пермяки в годы войны показали свой характер и стальную выдержку, а их город достоин носить звание «Город трудовой доблести».
Предлагаем вспомнить о героизме трудовых коллективов и достижениях предприятий, для которых единство фронта и тыла было смыслом жизни в те тяжелые годы.
Дочерние компании
Структура холдинга:
- УралТрансМаш , Екатеринбург
- Завод №9 , г. Екатеринбург
- Каменск-Уральский литейный завод , Каменск-Уральский
- Челябинский тракторный завод- УРАЛТРАК, г. Челябинск
- НПО Электромашина , г. Челябинск
- Уралкриомаш , Нижний Тагил
- ВНИИТрансмаш , г. Санкт-Петербург
- Центральный научно-исследовательский институт «Буревестник» , Нижний Новгород
- Центральный научно-исследовательский институт материалов , Санкт-Петербург
- Научно-исследовательский институт двигателей , Москва
- Томский электротехнический завод , г. Томск
- Тверской вагоностроительный завод , Тверь
- Уральский научно-исследовательский технологический институт , г. Екатеринбург
- Научно-производственное предприятие внедрения научно-технических инноваций Ленинградской области
- Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения , г. Нижний Тагил
- Омсктрансмаш , г. Омск
- Спецмаш , Санкт-Петербург
- Муромское СКБ , Муром
- УБТ-Уралвагонзавод , Нижний Тагил
- УВЗ-Логистик , Москва
- Машиностроительная компания Витязь , Ишимбай
- Уралвагонзавод-Транс , г. Москва
- Юргинский машиностроительный завод , Юрга
- Северо-Западный научно-технологический комплекс , Санкт-Петербург
- УВЗ-Медиа Сервис , Нижний Тагил
- УВЗ-Энерго , Нижний Тагил
- УБТ-Экология , Нижний Тагил
- Уральское конструкторское бюро вагоностроения , г. Нижний Тагил
- 560 Бронетанковый ремонтный завод , Белогорский район, Амурская область
- 144 Бронетанковый ремонтный завод , Екатеринбург
- 103 Бронетанковый ремонтный завод , Забайкальский край
- 163 Бронетанковый ремонтный завод , Краснодарский край
- 81 Бронетанковый ремонтный завод , Краснодарский край
- 192 Центральный завод железнодорожного машиностроения , г. Брянск
- 61 Бронетанковый ремонтный завод , Санкт-Петербург
- 41 Центральный завод железнодорожного машиностроения , Московская область
- АО «Центральный научно-исследовательский институт» Буревестник «
На Уралвагонзаводе чествуют трудовые династии
На Уралвагонзаводе (в составе Концерна УВЗ входит в Госкорпорацию Ростех) в честь 85-летия предприятия прошел конкурс, в котором определили «Почетную трудовую династию». В нем приняли участие 32 семьи. Всех участников конкурса поздравляли на торжественном вечере во Дворце культуры имени И.В. Окунева, а победителям вручили заслуженные награды.
Почетную династию на Уралвагонзаводе определяют с 2001 года, один раз в 5 лет. При выявлении лучших в первую очередь учитываются результаты работы, общий трудовой стаж, который должен составлять не менее 200 лет, наличие наград и поощрений, количество поколений и действующих работников.
Победителем конкурса и «Почетной династией Уралвагонзавода» в юбилейном 2021 году стала династия Кузнецовых, общий трудовой стаж которой 763 года. В семье пять поколений заводчан, а это 34 человека. Из них 16 работает на предприятии в настоящее время. Глава династии Кузнецовых Дементий Яковлевич прибыл на Уралвагонзавод в рядах трудармейцев в 1942 году. После войны остался на заводе и перевез из Рязанской области свою большую семью. Среди членов династии — рабочие разных профессий: испытатель двигателей, слесари, шлифовщики, контролеры, машинисты крана, термисты, станочник, формовщик.
Все действующие работники из династии Кузнецовых отмечены нагрудными знаками, каждому из них выплачена премия. Имена членов семьи внесены в Книгу почета трудовых династий Уралвагонзавода.
— Здорово, когда ты видишь свои труды, труды своих родителей, бабушек и дедушек. Ты понимаешь, что все не зря, и танки просто так не выезжают из ворот завода. И наша доля в них есть! На предприятии у нас работают все: и родители, и мужья, и дети, Уралвагонзавод – это наша жизнь! – говорит представитель династии Кузнецовых Ольга Уварова, машинист крана литейного цеха №7.
— Уралвагонзавод – это стабильность, и мы, работая здесь, на 100% уверены, что у наших детей есть будущее, — отмечает представитель династии Кузнецовых Олег Аршинов, начальник управления административно-технического обеспечения.
Еще две семьи стали призерами конкурса в отдельных номинациях. В номинации «Из века в век» — династия Устюжаниных. Она берет свое начало в 1937 году: именно тогда на предприятие устроились молодые Ирина и Никита вместе с матерью Никиты Агафьей Степановной. За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны супруги были награждены медалями. Сегодня династия насчитывает 4 поколения с общим стажем 694 года, в настоящее время на заводе работают 14 из 25 человек.
В номинации «Династия в одной профессии» — династия Зиминых. Эта семья переехала в Нижний Тагил в середине 60-х годов XX века из деревни. Несмотря на то, что свое начало династия берет только во второй половине прошлого столетия, ее общий стаж составляет 576 лет. На предприятии трудится уже четвертое поколение Зиминых, а это 13 из 28 представителей династии. Большинство членов династии посвятили свою жизнь металлургическому производству.
Призерам конкурса вручили благодарственные письма за особые заслуги в труде и общественной деятельности на благо Уралвагонзавода, возрождение и сохранение трудовых традиций предприятия. Все участники получили подарки с корпоративной символикой.
— Уралвагонзавод славен своими успехами, военной и железнодорожной техникой. Но главная опора и будущее предприятия – это его многочисленные трудовые династии. Они отвечают за воспитание молодого поколения и в коллективе, и в семье. У некоторых династий от идеи до внедрения – пару вечеров в семейном кругу, так как в их составе есть и конструкторы, и технологи, токари, фрезеровщики, контролёры, то есть все профессии — от создания изделия до выхода готовой продукции. Желаю всем семьям здоровья, благополучия и как можно больше расширять ряды своих трудовых династий, привлекая на УВЗ все больше членов семей! — отметил главный инженер Уралвагонзавода Павел Слободяник.
- Пресс-релиз
Музей истории
Часы работы: с 8.30 до 17.00, перерыв 12:00 — 13.00, выходные дни — суббота и воскресенье.Заявки на экскурсионное обслуживание по телефону (3435) 33-21-07.
Адрес музея истории: г. Нижний Тагил, ул. Восточное шоссе, 28.
В начале 1990-х музей занял отведенные ему площади в здании центральной проходной Уралвагонзавода. Шесть разделов экспозиции повествуют о создании на Уралвагонзаводе трудом сотен тысяч инженеров и рабочих, ученых и специалистов высочайшей индустриальной культуры.
Первый раздел охватывает период проектирования, строительства и становления предприятия в 1926-1941 гг.Он посвящен процессам создания и освоения передовых технологий, формирования трудового коллектива, закладки системы управления гигантским машиностроительным предприятием. Среди раритетов, демонстрирующихся в этом разделе:
- коллекция приборов заводской лаборатории;
- альбомы чертежей товарных вагонов ХIХ – начало ХХ века;
- макеты образцов грузового подвижного состава предвоенных годов выпуска;
- фрикционный аппарат автосцепного устройства образца 1933 года;
- фотографии производственных процессов и оборудования цехов и другое.
Особое место занимает раздел «Уралвагонзавод в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»Экспозиция посвящена созданию на базе УВЗ и двенадцати эвакуированных предприятий, а также научных институтов страны крупнейшего танкового завода мира, внедрению и развитию уникальных технологий, социальной организации производства. В экспозиции представлены:
- образец автомата сварки танковой брони под слоем флюса;
- действующий макет конвейера сборки танков;
- картина И.И. Воскобойникова «Седой Урал кует победу» (1946), ставшая символом трудового тыла;
- личные вещи солдат (фотографии, письма с фронта, похоронки, солдатские медальоны, снаряды, обмундирование и предметы быта) и другое.
Раздел «Уралвагонзавод в 1946 – 1955 гг.»В экспозиции показано, как шла модернизация морально и физически изношенного оборудования в эпоху «холодной войны» и экономического вакуума. Посетители увидят уникальные проекты, натурные образцы оборудования и макеты вагонной продукции 1950-х — 60-х гг.Другие разделы музея посвящены развитию Уралвагонзавода в период 1956 – 1970 гг., в эпоху реконструкции 1970-1980 гг. и культурологическому значению предприятия.
Выставочный зал музея истории
В выставочном зале демонстрируются произведения заслуженных художников России, лучшие творческие работы воспитанников детских художественных школ и студий, исторические и научно-технические экспозиции. Также проходят встречи детей и юношества с известными учеными, инженерами и лучшими рабочими, ветеранами труда и войны, торжественные приемы заслуженных уралвагонзаводцев, уроки мужества и дни памяти, «круглые столы» и мастер-классы, лектории.
Библиотека
В музее собраны книги по истории Отечества, краеведению, музееведению, учебная и справочная литература. Издания по вагоностроению и танкостроению, криогенному машиностроению и космонавтике, металлургии и электросварке, выпущенные в разные годы 20-го столетия, знакомят с эволюцией научно-технических знаний, совершенствованием конструкций техники и технологий.В отдельном разделе хранятся издания об Уралвагонзаводе, других предприятиях России и зарубежных стран.
Музей истории Уралвагонзавода является центральной частью музейного комплекса предприятия и в своих экспозициях раскрывает историю создания, научно-технического и социального развития крупнейшего машиностроительного комплекса России в 20-м столетии.
Продукция
Продукция специального назначения
- Боевая машина пехоты Т-15;
- Боевая машина огневой поддержки «Терминатор»;
- Боевая машина огневой поддержки «Терминатор-2»;
- Боевая машина разминирования БМР-3М;
- Боевая ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1, БРЭМ-1М;
- Танк «Армата» Т-14;
- Танк Т-90, экспортный вариант Т-90С;
- Модернизированный танк Т-72;
- Инженерная машина разграждения ИМР-3М;
- Танковый мостоукладчик МТУ-72;
- Танковый бульдозер-снегоочиститель ТБС-86.
Изделия подвижного состава
-
Железнодорожные цистерны:
- Вагон-цистерна 15-157;
- Вагон-цистерна 15-144-01;
- Вагон-цистерна 15-150;
- Вагон-цистерна 15-150-04;
- Вагон-цистерна 15-150-04Б;
- Вагон-цистерна 15-150-05;
- Вагон-цистерна 15-156;
- Вагон-цистерна 15-157-01;
- Вагон-цистерна 15-157-02;
- Вагон-цистерна 15-195;
- Вагон-цистерна 15-5103-07;
- Вагон-цистерна 15-565;
- Вагон-цистерна 15-566;
- Вагон-цистерна для нефтепродуктов 15-5157-04;
- Цистерна для сжиженных углеводородных газов 15-588-01;
- Цистерна для перевозки нефтепродуктов 15-5157-02.
-
Платформы:
- Вагон-платформа 23-5164;
- Вагон-платформа 13-198;
- Вагон-платформа 23-5162;
- Вагон-платформа 23-592-01;
- Вагон-платформа 23-592-02;
- Вагон-платформа 23-599;
- Вагон-платформа для перевозки леса и контейнеров 13-198-02.
-
Полувагоны:
- Полувагон 12-132;
- Полувагон 12-132-02;
- Полувагон 12-132-03;
- Полувагон 12-196-01;
- Полувагон с разгрузочными люками 12-196-02;
- Полувагон со съемной крышей 12-146.
- Вагоны малых серий:
- Вагон-термос 23-5165;
- Весоповерочный вагон ВПВ-135К.
Продукция гражданского назначения
- Мобильная буровая установка для ремонта и освоения скважин МБР-125
- Мобильная буровая установка для ремонта и освоения скважин МБР-160
- Погрузчик малогабаритный с бортовым поворотом ПмК-6,02
- Тяговый модуль вагонов ТМВ-2
Планы и перспективы
Трамвай производства УВЗ на выставке «Иннопром-2012»
Перспективные поезда УВЗ на выставке «Иннопром-2012»
На «Уралвагонзаводе» в настоящий момент проводится масштабная программа по модернизации и оптимизации производства, направленная, в том числе, на улучшение качества литья. Завод осваивает производство новых видов продукции, например, мобильных буровых установок. Разрабатывается программа по утилизации железнодорожных вагонов, проводится работа по реструктуризации задолженностей.
Кроме того, «Уралвагонзавод» намерен построить в Нижнем Тагиле новый завод по производству грузовых вагонов мощностью 30 тыс. единиц в год.
В начале 2012 года сообщалось, что корпорация завершает due diligence по приобретению Казахстанской вагоностроительной компании, которая будет выпускать подвижной состав для казахстанских железных дорог.
На выставке «Иннопром-2014» был представлен инновационный низкопольный трамвай модели 71-410.
В рамках сотрудничества с Министерством обороны РФ готовится производство 261 нового танка Т-90, которые отправятся в первую очередь в Северо-Кавказский военный округ РФ; проводится модернизация существующего парка танков Т-72.
Корпорация занимается разработкой платформы для тяжелой бронетехники «Армата». В 2015 году должно начаться серийное производство танков нового поколения на этой платформе.
Также идут переговоры с зарубежными партнерами, в частности, с Монголией и Казахстаном.
В 2018 году будет изготовлено около 17 тыс. изделий подвижного состава разной номенклатуры, и эти цифры планируется сохранить, как минимум, в следующие два года.
В 2021 году «Уралвагонзавод» запатентовал два вида детской спортивно-игровой площадки в виде танка «Армата».
Продукция
Продукция специального назначения
- Боевая машина пехоты Т-15;
- Боевая машина огневой поддержки «Терминатор»;
- Боевая машина огневой поддержки «Терминатор-2»;
- Боевая машина разминирования БМР-3М;
- Боевая ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1, БРЭМ-1М;
- Танк «Армата» Т-14;
- Танк Т-90, экспортный вариант Т-90С;
- Модернизированный танк Т-72;
- Инженерная машина разграждения ИМР-3М;
- Танковый мостоукладчик МТУ-72;
- Танковый бульдозер-снегоочиститель ТБС-86.
Изделия подвижного состава
-
Железнодорожные цистерны:
- Вагон-цистерна 15-157;
- Вагон-цистерна 15-144-01;
- Вагон-цистерна 15-150;
- Вагон-цистерна 15-150-04;
- Вагон-цистерна 15-150-04Б;
- Вагон-цистерна 15-150-05;
- Вагон-цистерна 15-156;
- Вагон-цистерна 15-157-01;
- Вагон-цистерна 15-157-02;
- Вагон-цистерна 15-195;
- Вагон-цистерна 15-5103-07;
- Вагон-цистерна 15-565;
- Вагон-цистерна 15-566;
- Вагон-цистерна для нефтепродуктов 15-5157-04;
- Цистерна для сжиженных углеводородных газов 15-588-01;
- Цистерна для перевозки нефтепродуктов 15-5157-02.
-
Платформы:
- Вагон-платформа 23-5164;
- Вагон-платформа 13-198;
- Вагон-платформа 23-5162;
- Вагон-платформа 23-592-01;
- Вагон-платформа 23-592-02;
- Вагон-платформа 23-599;
- Вагон-платформа для перевозки леса и контейнеров 13-198-02.
-
Полувагоны:
- Полувагон 12-132;
- Полувагон 12-132-02;
- Полувагон 12-132-03;
- Полувагон 12-196-01;
- Полувагон с разгрузочными люками 12-196-02;
- Полувагон со съемной крышей 12-146.
- Вагоны малых серий:
- Вагон-термос 23-5165;
- Весоповерочный вагон ВПВ-135К.
Продукция гражданского назначения
- Мобильная буровая установка для ремонта и освоения скважин МБР-125
- Мобильная буровая установка для ремонта и освоения скважин МБР-160
- Погрузчик малогабаритный с бортовым поворотом ПмК-6,02
- Тяговый модуль вагонов ТМВ-2
Планы и перспективы
Трамвай производства УВЗ на выставке «Иннопром-2012»
Перспективные поезда УВЗ на выставке «Иннопром-2012»
На «Уралвагонзаводе» в настоящий момент проводится масштабная программа по модернизации и оптимизации производства, направленная, в том числе, на улучшение качества литья. Завод осваивает производство новых видов продукции, например, мобильных буровых установок. Разрабатывается программа по утилизации железнодорожных вагонов, проводится работа по реструктуризации задолженностей.
Кроме того, «Уралвагонзавод» намерен построить в Нижнем Тагиле новый завод по производству грузовых вагонов мощностью 30 тыс. единиц в год.
В начале 2012 года сообщалось, что корпорация завершает due diligence по приобретению Казахстанской вагоностроительной компании, которая будет выпускать подвижной состав для казахстанских железных дорог.
На выставке «Иннопром-2014» был представлен инновационный низкопольный трамвай модели 71-410.
В рамках сотрудничества с Министерством обороны РФ готовится производство 261 нового танка Т-90, которые отправятся в первую очередь в Северо-Кавказский военный округ РФ; проводится модернизация существующего парка танков Т-72.
Корпорация занимается разработкой платформы для тяжелой бронетехники «Армата». В 2015 году должно начаться серийное производство танков нового поколения на этой платформе.
Также идут переговоры с зарубежными партнерами, в частности, с Монголией и Казахстаном.
В 2018 году будет изготовлено около 17 тыс. изделий подвижного состава разной номенклатуры, и эти цифры планируется сохранить, как минимум, в следующие два года.
В 2021 году «Уралвагонзавод» запатентовал два вида детской спортивно-игровой площадки в виде танка «Армата».
Кировский завод
Кировский завод занимал первое место в наркомате по количеству работающих и по числу станков. Располагал завод и значительным парком кузнечно-прессового оборудования. Основные статистические данные о заводе приведены в таблице.
Кировский завод в Челябинске был создан на основе эвакуированной части ленинградского Кировского завода и Челябинского тракторного завода. Помимо оборудования с ленинградского Кировского завода, в Челябинск попала также значительная часть завода №75 из Харькова, и завод № 7 (шлифовальных станков). Так появился знаменитый «Танкоград». Судя по тому, что именно в Челябинске первоначально создавались органы Центрального управления наркомата, именно на «Танкоград» возлагало руководство НКТП свои основные надежды.
Большим влиянием и известностью пользовался директор Кировского завода И. М. Зальцман. С июля 1942 года по июнь 1943 года он был наркомом танковой промышленности, а заводом руководили сначала С. Н. Махонин, затем А. А. Горегляд, и, наконец, М. Е. Длугач. Летом 1943 года И. М. Зальцман вновь стал директором завода. К Зальцману, как человеку и руководителю, можно предъявлять много претензий, но одного у него отнять было нельзя – он превосходно умел организовывать производство.
Таблица. Численность работников, производственные мощности и объём производства важнейшей продукции Кировского завода в Челябинске
Первоначально предполагалось, что Кировский завод будет производить только тяжелые танки КВ. Но в 1942 году выяснилось, что армия больше нуждается в Т-34, а КВ по своим характеристикам не вполне отвечает её требованиям. Поэтому завод начал параллельно с КВ производить средние танки. Раздробление усилий завода на одновременное производство двух типов танков отрицательно сказывалось на эффективности использования оборудования и рабочей силы. Следовало не сокращать производство тяжелых танков, а, раз прежний вариант перестал удовлетворять военных, создавать новый и наращивать его производство. Так в конечном итоге и поступили в 1943 году, создав тяжелый танк ИС. Но сохранение вплоть до второго квартала 1944 года выпуска Т-34 отрицательно сказывалось на поступлении в армию нужных ей тяжелых танков. Одновременно в 1943 году завод начал производство тяжелых самоходок СУ-152, вооружённых 152-миллиметровым орудием, способным пробить броню любого немецкого танка и разрушить любой ДЗОТ или ДОТ. Позже вместо этих самоходок начали производиться ИСУ-152 и ИСУ-122 на базе танка ИС.
Кировский завод, именуемый иногда «Комбинатом тяжелых танков», сочетал в своих стенах разнообразное производство
Он осуществлял сборку танков, производил к ним большой ассортимент деталей, почти не нуждаясь в кооперированных поставках, а также производил танковые дизели, занимая первое место в НКТП по объему этой важной продукции. Доля завода в дизельном производстве наркомата достигала двух третей
Дизели Кировского завода ставились не только на танки собственного выпуска, но и на танки других заводов. Все производимые дизели были различными модификациями дизеля В-2. Также Кировский завод производил запчасти к танкам (на сумму 545 тыс. руб. в 1944 г.), литье для 76-мм снарядов и 120-мм мин, детали реактивных снарядов. Завод не изготовлял корпуса для тяжелых танков, производство которых для него вёл завод № 200.
Сборочный цех танков КВ-1 челябинского Кировского завода. Хорошо видно, что все корпуса уже «упрощённого» типа с прямым кормовым листом, а башни как сварные, так и литые. Весна 1942 года
Опытное производство на заводе было организовано в цехе ОП-2. В 1942 году этот цех был выделен из состава завода и превращен в завод № 100, в состав которого также вошел бывший опытно-тракторный завод и завод им. Молотова. Возглавил новое предприятие Ж. Я. Котин. Производственная база завода № 100 позволяла изготавливать практически любые детали танков.
Награды
- Орден Ленина (26 марта 1935 и 31 декабря 1970)
- Орден Октябрьской революции (15 сентября 1976)
- Орден Красного Знамени (10 февраля 1943)
- Орден Трудового Красного Знамени (16 июня 1942)
- Орден Отечественной войны I степени (10 июня 1946)
- Орден Святого благоверного князя Даниила Московского III степени (2006)
- Орден Святого благоверного князя Дмитрия Донского II степени (2005)
- Грамота Верховного главнокомандующего Вооружёнными силами Российской Федерации (10 октября 2016) — за заслуги в укреплении обороноспособности государства, разработке и создании современных образцов вооружения и военной техники.
- Почётный знак Российской Федерации «За успехи в труде» (13 сентября 2021) — за большой вклад в создание новой специальной техники, укрепление обороноспособности страны и высокие показатели в производственной деятельности.
В 2011 году УВЗ победил в двух номинациях ежегодной межрегиональной премии «Итоги года Урала и Сибири-2011».
Выставочный комплекс Уралвагонзавода
Заявки на экскурсионное обслуживание по телефону (3435) 33-21-07.Адрес выставочного комплекса: г. Нижний Тагил, ул. Восточное шоссе, 28.
Виджет карты использует JavaScript. Включите его в настройках вашего браузера.
Музей Уралвагонзавода создан 5 ноября 1969 года на базе технического кабинета музея трудовой и боевой славы предприятия, и за время существования вырос в выставочный комплекс. В его состав входят музей истории предприятия с экспозиционной площадью в 1000 м², музей бронетанковой техники с экспозиционной площадью 1000 м² и выставка вагонной продукции. Собрания выставочного комплекса насчитывают около 50 тысяч единиц хранения.
Шесть экспозиционных разделов музея истории повествуют о создании на Уралвагонзаводе высочайшей индустриальной культуры трудом сотен тысяч инженеров и рабочих, а также ученых и специалистов крупнейших научных центров страны.
Среди собраний музея Уралвагонзавода документы, награды, личные вещи крупнейших ученых, инженеров, конструкторов. В коллекции живописи, насчитывающей более 100 полотен, работы известных русских советских художников. Выставочный комплекс располагает небольшой, но хорошо подобранной библиотекой, в которой насчитывается около 2 тысяч книг. Многие издания являются библиографической редкостью.
Музей бронетанковой техники представляет историю конструкторской мысли, процесс эволюции средних и основных танков. В экспозиции восемь разделов, охватывающих историю создания бронетанковой техники с конца 1920-х годов по настоящее время. В них представлено более 1000 экспонатов: образцы танковой брони, снаряды, узлы машин, системы управления огнём, радиостанции и многое другое.
Уралвагонзавод в 20 веке был крупнейшим миссионером железнодорожного транспорта. До сих пор каждый третий вагон на железных дорогах страны с маркой нашего предприятия. На выставке вагонной техники, на открытой площадке, представлены образцы отечественного грузового состава конца 19 – начала 21 века. Среди них редкие памятники ж/д техники:
- двухосная бестормозная платформа со сквозной упряжью грузоподъёмностью 12,5 тонн образца 1892 года;
- восьмиосные 125-тонные п/вагоны модели 12-541, выпущенные опытной партией в 10 штук в 1973 г.;
- модели 12-508, удостоенные в 1962 г. золотой медали ВДНХ и др.
На основе фондовых и архивных собраний работники музея ведут научно-исследовательскую, выставочную и просветительскую деятельность. Созданы и работают программы «Музей и дети», «Музей и юношество».