Мс-1 (т-18): «первая ласточка» советского танкостроения
Содержание:
Двигатель
На CATMANN T-18 EVO устанавливается 4-тактный дизельный мотор КАМА с малым расходом топлива и большим запасом мощности. Конструкция двигателя максимально упрощена. Принудительной системы охлаждения у мотора нет. Охлаждение агрегата построено по принципу водяной бани (нагретая жидкость поступает вверх, где проходит по радиатору, охлаждается и попадает вниз). Механизм действует очень эффективно, за счет чего двигатель выдерживает значительные нагрузки длительное время. Основные элементы (цилиндр, поршень, коленвал) сделаны из сплавов повышенной прочности, что продлевает эксплуатационный ресурс установки. Тяговитость мотора на малых оборотах позволяет работать в щадящем режиме, минимизируя износ деталей.
Среди других особенностей мотора КАМА следует выделить:
- комбинированную систему смазки;
- запуск посредством электрического стартера или вручную (рычажно-инерционным способом);
- увеличенный межремонтный ресурс (продолжительность работы двигателя составляет 4000 моточасов);
- непосредственный впрыск топлива.
Характеристики агрегата КАМА:
- рабочий объем – 903 куб.см;
- номинальная мощность – 13,2 (18) кВт (л.с.);
- номинальная частота вращения – 2400 об/мин;
- количество цилиндров – 2 (рядное расположение);
- емкость топливного бака – 8 л.
Максимальный расход горючего за час работы составляет 4,6 л, минимальный – 2 л.
Особенности
Благодаря электрическому стартеру запуск силового агрегата данного мини-трактора можно совершить с ключа без каких-либо затруднений. Также предусмотрен и декомпрессионный клапан, который в случае низкого напряжения аккумуляторной батареи позволяет совершить запуск посредством кривого стартера.
Машина вполне может похвастаться своим плавным стартом, что обусловлено сухим дисковым сцеплением. Это обеспечивает оператору комфортные условия работы.
Благодаря использованию клиноременного привода удалось снизить требуемые затраты на техническое обслуживание мини-трактора Кентавр Т-18. Это объясняется тем, что данный тип привода используется даже в комбайнах, так как является довольно дешевым и простым расходником. Но казалось бы, такой тип привода склонен к проскальзыванию при высоких нагрузках, но производитель установил специальные натяжные ролики, обеспечивающие постоянное натяжение от двигателя, тем самым это позволило свести к минимуму возникновение проскальзывания на шкивах.
Мини-трактор Т-18 имеет функцию ручной разблокировки дифференциала, благодаря чему удалось добиться отличной маневренности, малый радиус разворота и уменьшения износа покрышек при передвижении по дорогам и транспортировке каких-либо грузов. Но сама же блокировка положительно сказывается на проходимости техники, так как позволяет минимизировать пробуксовку колес, происходящую при работе с большим усилием или же при передвижении на вязких грунтах. На самом редукторе имеется специальный рычаг, посредством которого можно заблокировать задние колеса (они же ведущие) машины, а все усилие будет равномерно передаваться на оба колеса.
Модификации
Мини-трактор Кентавр Т-18 всего имеет пять версий, из которых одна является базовой, а остальные четыре являются модифицированными. Рассмотрим модификации подробнее:
- Модификация Кентавр Т-18Е. В первую очередь, данная модифицированная версия отличается от базового мини-трактора повышенной долговечностью ремней приводов и втулочно-роликовой цепи привода фрезеровочного оборудования. Также имеется и плавающий режим работы гидравлической системы, что позволяет почвообрабатывающему оборудованию копировать рельеф территории, тем самым этот режим обеспечивает одинаковую глубину обработки независимо от неровностей участка.
- Модификация Кентавр Т-18Д. Данная версия является доработанной базовой, в которой были усовершенствована конструкция, а именно производитель повысил ее прочность и наделил машину возможностью регулировки ширины передней колеи.
- Модификация Кентавр Т-18В. В этой модификации имеется возможность использовать не только заднее навесное оборудование, но и фронтальное, как, к примеру, фронтальный отвал. Это обусловлено высокой производительностью насоса гидравлической системы шестеренчатого типа и двухвекторным гидравлическим переключателем.
- Модификация Кентавр Т-18С. Данная модифицированная версия является усовершенствованной версией Кентавр Т-18В. Мини-трактор получил обновленный дизайн, повышенный ресурс комплектующих деталей, в том числе и клиновых ремней, цепей приводов, а также и натяжных роликов.
Варианты
САУ СУ-18.
В ноябре 1929 года АНИИ им. К.М. Иванова по заказу УММ РККА изготовил самоходку на базе Т-18, а также носитель боеприпасов к ней. Прототипом стал трофейный французский Renault FT-17BS. Су-18 сохранил ту же конструкцию, что и французская машина, но заменил башню на ту, которая напоминает усеченную пирамиду. На СУ-18 использовалось 76,2-мм полковое орудие образца 1927 г. с щелевым дульным тормозом для уменьшения отката. Он имел боекомплект 4-6 патронов и не имел пулеметов. Остальные прототипы создавались с использованием мощной 37-мм пушки ПК-2 и 45-мм танковой пушки образца 1930 года, которую планировалось установить на танки Т-24. Броня состояла из пластин толщиной 5–7 мм. Боезапас мог вмещать 10 лотков с 50 снарядами каждый для 76,2-мм снарядов или 16 лотков по 169 снарядов каждый 37-мм или 45-мм орудие. Экипаж состоял из одного водителя и одного наводчика. Решение о постройке СУ-18 было принято 11 июня и предусматривало поставку опытного образца до 10 октября 1930 г. Однако из-за малого боекомплекта и ограничений Т-18 (узкоколейное шасси и высокая центр тяжести) от проекта отказались в пользу более крупных и лучших конструкций самоходок и дальнейшие работы по СУ-18 были прекращены.
Навесное оборудование
Конструкция техники предусматривает установку специального навесного оборудования, которое позволяет машине проделывать определенные виды работ. В сельских хозяйствах мини-трактор Кентавр Т-18 использует следующие навесные агрегаты:
- Навесные овощные посевные агрегаты. Используется для посева различных овощных культур, а также выполняет одновременную заделку семян в почву. Устанавливается к заднему навесному устройству мини-трактора.
- Навесная зерновая посевные агрегаты. Используется для посева различных зерновых культур, а также выполняет одновременную заделку семян в почву. Устанавливается к заднему навесному устройству мини-трактора.
- Навесная картофелесажалка однорядного типа. Используется для посадки картофеля, свеклы, лука и чеснока, а также выполняет их одновременную заделку в почву. Устанавливается к заднему навесному устройству мини-трактора.
- Навесная картофелесажалка двухрядного типа. Используется для посадки картофеля, свеклы, лука и чеснока, а также выполняет их одновременную заделку в почву. Устанавливается к заднему навесному устройству мини-трактора.
- Навесная картофелекопалка. Основным предназначением данного оборудования является выполнение механизированного выкапывания клубней картофеля и укладывание их на поверхности почвы. Устанавливается к заднему навесному устройству мини-трактора.
- Навесная почвообрабатывающая фреза. Используется для разрыхления различных грунтов. Устанавливается к заднему навесному устройству мини-трактора.
- Навесное трехкорпусное плужное оборудование. Применяется для вспахивания различных участков с легким грунтом. Устанавливается к заднему навесному устройству мини-трактора.
- Навесной культиватор. Используется для разрыхления верхней корки почвы и уничтожения различных сорняков. Устанавливается к заднему навесному устройству мини-трактора.
- Навесная дисковая борона. Используется для разравнивания участков, разрыхления верхней корки почвы, а также для более глубокой заделки семян каких-либо культур в землю. Устанавливается к заднему навесному устройству мини-трактора.
- Навесные грабли. Используется для уборки участков от различного мусора (опавшие листья, сухая растительность и так далее), а также применяется для уничтожения сорняков. Устанавливается к заднему навесному устройству мини-трактора.
- Навесные сенокосилки. Применяется для кошения сена, силоса и другой подобной растительности. Устанавливается к заднему навесному устройству мини-трактора.
- Навесные косилки. Применяются такие косилки на приусадебных участках, в садах и фермах, так как они предназначены для скоса травы. Устанавливается оборудование к заднему навесному устройству мини-трактора.
- Навесная коммунальная щетка. Используется для очищения дорожных участков, улиц, различных территорий, дворовых площадок и тротуаров от различных загрязнений, свежевыпавшего снега и мусора. Устанавливается к заднему навесному устройству мини-трактора.
- Поворотный фронтальный отвал. Применяется также для очищения дорожных участков, улиц, различных территорий, дворовых площадок и тротуаров от мусора и небольшой снежной массы. Устанавливается к заднему навесному устройству мини-трактора.
- Бесповоротный фронтальный отвал. Применяется для очищения дорожных участков, улиц, различных территорий, дворовых площадок и тротуаров от мусора и небольшой снежной массы. Устанавливается к заднему навесному устройству мини-трактора.
Сюжет
Этот фильм рассказывает о том, как жители грузинской провинции познакомились с новой для них игрой — футболом.
Действие фильма происходит в Поти. Время действия до 1917 года.
Первоначально игра пришла в довольно диком виде — все бегали по полю большой толпой безо всякой спортивной одежды и обуви, кто в чём был. Играла команда холостых против команды женатых. Игра проходила на необорудованном поле (если не считать жердей, заменяющих ворота). К тому же темпераментные зрители то и дело подыгрывали своей команде, а судьи на поле не было вообще.
Ясон (Давид Абашидзе) — идейный предводитель и лучший бомбардир — говорит своей команде после проигрыша, что в Европе совсем не так играют, там команды имеют имена (упомянул клубы «Бавария» и «Арсенал»). Сообща принимают решение создать свою команду. Первым делом они приобрели себе простейшую форму. Сыграли матч между командами Поти и Сенаки, конечно же победили. Воодушевлённые победой они направляются в порт и делают вызов команде турецкого шлюпа, но турки ставят условие: играть на деньги, 10 рублей, а деньги это немалые, и взять их игрокам негде. Но… вот они принимают решение и грузят в порту судно, таскают марганец. Заработанные деньги они ставят на кон. Игру выигрывают. Турки спешно отчаливают. Лишь потом, после эйфории победы и купания в Чёрном море команда поняла, что турки ставили на кон фальшивые банкноты.
Команда не унывала и вызвала на бой английских моряков. Те победили… Но команда по прежнему не унывала, она верила, что всё ещё впереди.
САМОДЕЛКИН ДРУГ
Уважаемые посетители сайта «SAMODELKINDRUG» в представленной вашему вниманию статье речь пойдет о технологии создания работающей и действующей модели Советского танка производившегося в 20-30 х годах прошлого века «МС-1» (Т-18) Конструкторы в точности воссоздали модель танка с оригинала находящегося в Московском Музее Бронетанковых Войск «Кубинка» Хотелось бы начать с самой Истории создания данного танка, и так, танк «МС-1» является первым собственным танком собранным в Советском Союзе на Как вы знаете из Истории Страна в 20-30 х годах только начинала понемногу оправляться от разрухи после Императорской и Гражданской войны, было очень трудно, но наши Деды и Прадеды с Великим Мужеством! Все выстояли и отстроили новую Страну и инфраструктуру, но впереди ждали еще более тяжелые испытания в горниле Самой Страшной Войны.
Так же Красная Армия нуждалась в модернизации и оснащении новой техникой и танками. Своих разработок на то время не было, по выше указанной причине. Но выход из положения был найден следующим образом, в ходе ведения Гражданской войны Красной Армией был захвачен у Белогвардейцев танк «FT-17» Французкого производства, выпускался данный танк на Перед Инженерами была поставлена задача, в короткие сроки сделать прототип по образу трофейного танка, с чем они благополучно справились и запустили «Русский Рено» в серию, выпущено было 959 штук. Принимал участие танк в конфликте на КВЖД, и в первые дни Великой Отечественной Войны. Технология создания модели танка МС-1 И так теперь рассмотрим как же удалось конструкторам-реконструкторам воссоздать данный танк и что для этого им понадобилось. При изготовлении модели использовались только современные материалы, потому как оригинальных деталей нет и возможности их найти равны нулю, единственный образец сохранившийся до наших дней находится в Танковом Музее Москвы «Кубинка» Мастера снимали размеры и мерки непосредственно с оригинала, по разрешению хранителей Музея.
Материалы
1) ПНД (полиэтилен низкого давления) 2) сталь 1мм 4 мм 8 мм 3) двигатель «HONDA» 21 л/с 4) гидроусилители 5) уголок 6) труба 7) амортизатор «ОКА»
Инструменты
1) сварочный аппарат 2) болгарка 3) станок с ЧПУ 4) токарный станок 5) дрель 6) сверлильный станок 7) набор гаечных ключей
Шаг 1 Создание гусениц.
Сначала мастера начинают изготавливать гусеницы из ПНД (полиэтилен низкого давления) Детали для траков изготавливаются на станке с ЧПУ. Собираются в единое целое.
Шаг 2. Создание фанерного корпуса.
В начале был изготовлен макет корпуса танка, а так же ходовая, гусеницы, катки, ведущая звездочка. Шаг 3 Изготовление ходовой части боевой машины.
Подвеска танка это самое главное в его конструкции, потому как без надежной подвески и качественных гусеничных движителей, это просто бесполезная груда металла, не способная на маневр. Направляющий опорный каток, он же играет роль натяжителя гусеницы. Катки были взяты от грузовых тележек. Рессоры взаимствованы от автомобиля «ОКА» А так же установлены верхние опорные катки. Из толстой стали была сварена ведущая звездочка. Устанавливается двигатель и гидравлика.Закрепляется сидение механика-водителя. Производится пробные испытания ходовой части. В ходе испытаний был выявлен недостаток в малой мощьности двигателя, пришлось заменить на более сильныйКорпус танка и башня выполнены из ПНД (полиэтилен низкого давления) На станке ЧПУ были сделаны имитаторы заклепок, из того же ПНД Крышка люка изготовлена из многослойного МДФ.Так же не мало деталей было отлито из алюминия. После проведения этой сложной и не легкой работы, мастера произвели покраску боевой машины и провели еще несколько испытаний. Так же конструкторы сняли не один видеоролик посвященный танку, даже создали канал на Ютубе на который вы можете перейти и насладится всей полнотой конструкторских разработок. Все видео про «МС-1» В нашем материале так же представлены видеоролики про танк. Приятного просмотра.
На этом завершаем статью, надеемся материал вам понравился. Спасибо за просмотр!
Источник
Tweet
2 Поделились
Серийное производство
Серийное производство малых танков сопровождения МС-1 (Т-18) началось в ноябре 1928 г. на заводе “Большевик” в Ленинграде. Первые 30 танков строились на средства общественно-политической оборонной организации ОСОАВИАХИМ. С апреля 1929 г. к производству МС-1 подключили также Мотовилихинский машиностроительный завод в Перми, но освоение производства на нём шло медленно, завод зависел от поставок с “Большевика” и в 1930-1931 гг. смог сдать только 30 машин. План выпуска Т-18 по программе “Система танко-тракторо-авто-броневооружения РККА” на 1929-1930 гг. составил 325 единиц. Всего же с осени 1928 по конец 1931 г. было выпущено 959 танков МС-1 (Т-18) в четырех производственных сериях.
На момент начала производства МС-1 находился на уровне и даже превосходил лучшие иностранные образцы лёгких танков по подвижности и вооружению, однако к 1929 г. он уже не отвечал возросшим требованиям РККА и должен был быть заменён на новый лёгкий танк поддержки пехоты Т-19, создание которого, однако, затягивалось, да и оказался он в итоге слишком сложным и дорогим. Поэтому на заседании РВС по принятию новой системы бронетанкового вооружения, проходившем 17-18 июля 1929 г., было решено продолжать серийный выпуск МС-1 (Т-18), но с принятием мер по улучшению его вооружения и скорости. С появлением же в мире к 1930 г. более передовых моделей бронетанковой техники советское военное руководство пришло к выводу, что устаревшая конструкция МС-1 не имеет перспективы развития, и отечественное танкостроение перешло на путь лицензионного производства иностранных образцов новых лёгких танков, в частности, танка сопровождения пехоты Т-26 (который на испытаниях в январе 1931 г. показал преимущество над прототипом Т-20, представлявшего собой улучшенный МС-1 с новым двигателем в 60 л.с., изменёнными корпусом и ходовой частью).
Оценка Т-18
Подводя итоги карьеры этого танка должен отметить, что на момент своего второго рождения в 28-м, он был достаточно удачной машиной, которая став основой танкового парка СССР, неслабо поспособствовала становлению и развитию отечественных танковых войск.
С другой стороны невеликий ресурс модернизации стал причиной относительно недолгой службы «коробочки», составив в среднем чуть более десяти лет. Когда в войсках оказалось большое количество более совершенных машин, это стало причиной «отставки» «восемнадцатого» и последующих десятилетий исторического забвения.
Таким образом, мне остаётся только поблагодарить уссурийских диггеров, вернувших нам эту интереснейшую часть отечественной истории!
Первая в истории танковая дуэль
Рано или поздно это неизбежно должно было случиться. Танк, эта «ползучая крепость» для прорыва обороны, просто не мог однажды не повстречаться с такой же «крепостью», только вражеской. Впервые это произошло 24 апреля 1918 г. у бельгийской деревни Виллер-Бретоннё.
Первый немецкий танк — A7V
Танк A7V — единственный тип германского танка, созданный во время Первой мировой войны
Немцы построили свой танк последними и поэтому постарались учесть недостатки британских и французских машин. В итоге германский танк A7V получился настолько хорошо защищенным, что из 20 построенных машин в боях было уничтожено всего 4. Еще 3 попало в руки союзников: 2 застрявших и 1 опрокинувшийся. Лобовая броня была в три раза толще, чем у британских танков, и составляла 30 мм. Причем плиты располагались под разными углами наклона.
Благодаря всему этому броня A7V не пробивалась бронебойными пулями и даже выдерживала прямое попадание снаряда со стальным стаканом шрапнели.
Размещение в танке A7V членов экипажа и боеприпасов:
- Командир.
- Водитель.
- Пулеметчики.
- Механики.
- Наводчик.
- Заряжающий.
- Ящик на 180 снарядов.
- Ящик на 15 000 патронов.
Внезапная встреча
Упомянутая деревня Виллер-Бретоннё хоть и была мала, но в тогдашней обстановке имела большое значение. Сюда немцы бросили все имевшиеся в наличии танки A7V. Утром 24 апреля три танка A7V штурмового подразделения немцев встретились с вышедшими из леса тремя английскими Мк IV 1-го британского танкового батальона. Встреча была абсолютно внезапной.
Вильгельм Блитц — командир немецкого танка типа A7V под номером 561, вступившего в первую в истории танковую дуэль
Франк Митчелл — британский танковый командир, участник первой танковой дуэли
Статическая оборона против маневра
Два из трех британских танков были пулеметными, и это стало проблемой. Оба, пораженные снарядами германских танковых пушек, с развороченными бортами, еле уползли в тыл. На поле боя остался пушечный британский «Марк» под командой лейтенанта Митчелла. И тут командиры германских танков остановились, чтобы получше прицелиться. Причем перегородили друг другу обзор, так что бой фактически вел только танк № 561 лейтенанта Блитца. Английский же танк постоянно маневрировал и стрелял с коротких остановок. Сейчас это классика танкового боя. На 3 попадания по своему танку A7V лейтенант Блитц ответил прямым попаданием по танку «Марк» лейтенанта Митчелла.
Британский танк встал с разорванной гусеницей, но все три немецких танка сочли за лучшее убраться в тыл. По сути, это была боевая «ничья». Однако поскольку поле боя осталось за англичанами, они и объявили себя победителями в первой в истории танковой схватке.
Ссылки
- Ресурсы World of Tanks
- Танковедение
- Тема на официальном форуме
- Записи боев на МС-1
- В сети Интернет
- МС-1 // Википедия
- Т-18: серийный ответ Чемберлену // Военно-исторический портал Warspot
- От «Теплохода «АН» к МС-1 // Военно-исторический портал Warspot
- Легкий танк МС-1 // Aviarmor.ru
Техника СССР
Лёгкие танки | I МС-1 • II БТ-2 • II Т-45 • II Т-26 • II Т-60 • II Тетрарх • III БТ-СВ • III ЛТП • III М3 лёгкий • III БТ-7 артиллерийский • III Т-116 • III БТ-5 • III Т-127 • III Т-46 • III Т-70 • IV БТ-7 • IV Т-80 • IV Валентайн II • V А-20 • V Т-50 • VI МТ-25 • VI Т-50-2 • VII ЛТГ • VIII ЛТТБ • VIII ЛТ-432 • IX Т-54 облегчённый • X Т-100 ЛТ |
Средние танки | III Т-29 • IV А-32 • IV Т-28Э с Ф-30 • IV Т-28 • V Матильда IV • V Т-34 экранированный • V Т-34 • VI А-43 • VI Т-34-85М • VI Т-34-85 Rudy • VI М4-А2 Шерман Лозы • VI Т-34-85 • VII А-44 • VII КВ-13 • VII Т-43 • VIII Объект 416 • VIII Т-54 первый образец • VIII Т-44-100 (Б) • VIII Т-44-100 (К) • VIII Т-44-100 (М) • VIII Т-44-100 (Р) • VIII Т-44-100 (У) • VIII СТГ • VIII СТГ Гвардеец • VIII Объект 274а • VIII Т-44 • IX Объект 430 Вариант II • IX Объект 430 • IX Т-54 • X Объект 140 • X Объект 907 • X Т-22 ср. • X К-91 • X Объект 430У • X Т-62А |
Тяжёлые танки | V Черчилль III • V КВ-220-2 • V КВ-220-2 Бета-Тест • V КВ-1 • VI КВ-1С • VI КВ-2 • VI КВ-2 (Р) • VI КВ-85 • VI Объект 244 • VI Т-150 • VII ИС • VII КВ-3 • VII КВ-122 • VII ИС-2М • VII ИС-2 экранированный • VII ИС-2 • VIII ИС-3 • VIII ИС-6 • VIII ИС-6 Ч • VIII КВ-5 • VIII КВ-4 • VIII ИС-5 (Объект 730) • VIII ИС-3 с МЗ • VIII КВ-4 Креславского • VIII Объект 252У Защитник • VIII Объект 252У • VIII ИС-М • VIII Объект 703 Вариант II • VIII ИС-2-II • IX Т-10 • IX Объект 777 Вариант II • IX Объект 257 • IX Объект 705 • IX ИС-3-II • IX СТ-I • X ИС-4 • X ИС-7 • X Объект 260 • X Объект 705А • X Объект 277 • X Объект 279 ранний • X СТ-II |
ПТ-САУ | II АТ-1 • III СУ-76И • IV СУ-85Б • IV СУ-76М • V СУ-85 • V СУ-85И • VI СУ-100 • VI СУ-100Y • VII ИСУ-122С • VII СУ-152 • VII СУ-100М1 • VII СУ-122-44 • VIII ИСУ-152 • VIII ИСУ-130 • VIII Т-103 • VIII СУ-130ПМ • VIII ИСУ-152К • VIII СУ-101 • IX К-91-ПТ • IX Объект 704 • IX Объект 263 • X Объект 268 • X Объект 268 Вариант 4 |
САУ | II СУ-18 • III СУ-26 • IV СУ-5 • V СУ-122А • VI СУ-8 • VII С-51 • VII СУ-14-1 • VIII СУ-14-2 • IX 212А • X Объект 261 |
Лёгкие танки
Техника СССР | I МС-1 • II БТ-2 • II Т-45 • II Т-26 • II Т-60 • II Тетрарх • III БТ-СВ • III ЛТП • III М3 лёгкий • III БТ-7 артиллерийский • III Т-116 • III БТ-5 • III Т-127 • III Т-46 • III Т-70 • IV БТ-7 • IV Т-80 • IV Валентайн II • V А-20 • V Т-50 • VI МТ-25 • VI Т-50-2 • VII ЛТГ • VIII ЛТТБ • VIII ЛТ-432 • IX Т-54 облегчённый • X Т-100 ЛТ |
Техника Германии | I Leichttraktor • II Pz.Kpfw. II Ausf. D • II MKA • II Pz.Kpfw. 38H 735 (f) • II Pz.Kpfw. 35 (t) • II Pz.Kpfw. I • II Pz.Kpfw. II • III 43 M. Toldi III • III Pz.Kpfw. 38 (t) • III Pz.Kpfw. III Ausf. E • III Pz.Kpfw. II Ausf. J • III Pz.Kpfw. I Ausf. C • III Pz.Kpfw. II Ausf. G • III Pz.Kpfw. T 15 • IV Pz.Kpfw. 38 (t) n.A. • IV Pz.Kpfw. II Luchs • V VK 16.02 Leopard • VI VK 28.01 • VII Aufklärungspanzer Panther • VII Spähpanzer SP I C • VIII leKpz M 41 90 mm • VIII leKpz M 41 90 mm GF • VIII HWK 12 • VIII HWK 30 • IX Spähpanzer Ru 251 • X Rheinmetall Panzerwagen |
Техника США | I T1 Cunningham • II M2 Light Tank • II T1E6 • II T2 Light Tank • II T7 Combat Car • III M22 Locust • III M3 Stuart • III MTLS-1G14 • IV M5 Stuart • V M24 Chaffee • V M7 • VI M24E2 Super Chaffee • VI T21 • VI T37 • VII T71 CMCD • VII T71 DA • VIII T92 • VIII M41 Walker Bulldog • IX T49 • X XM551 Sheridan |
Техника Франции | I Renault FT • II D1 • II AM 39 Gendron-Somua • II AMR 35 • II FCM 36 • II Renault R35 • II Hotchkiss H35 • III AMX 38 • IV AMX 40 • V AMX ELC bis • VI AMX 12 t • VI Panhard AMD 178B • VII AMX 13 75 • VII Hotchkiss EBR • VII AMX 13 57 • VII AMX 13 57 GF • VIII Panhard EBR 75 (FL 10) • VIII Panhard AML Lynx 6×6 • VIII Bat.-Châtillon 12 t • VIII ELC EVEN 90 • IX AMX 13 90 • IX Panhard EBR 90 • X Panhard EBR 105 • X AMX 13 105 |
Техника Великобритании | I Cruiser Mk. I • II M2 • II Cruiser Mk. II • II Light Mk. VIC • III Valentine • III Stuart I-IV • III Cruiser Mk. III • IV Cruiser Mk. IV • V Covenanter • VI A46 • VI Crusader • VII GSR 3301 Setter • VIII FV1066 Senlac • VIII LHMTV • IX GSOR3301 AVR FS • X Manticore |
Техника Китая | I Renault NC-31 • II Vickers Mk. E Type B • III Type 2597 Chi-Ha • IV M5A1 Stuart • VI 59-16 • VI Type 64 • VII Type 62 • VII WZ-131 • VIII WZ-132 • VIII M41D • IX WZ-132A • X WZ-132-1 |
Техника Японии | I Renault Otsu • II Type 95 Ha-Go • II Type 97 Te-Ke • III Type 97 Chi-Ha • III Type 98 Ke-Ni • IV Type 5 Ke-Ho |
Техника Чехословакии | I Kolohousenka • II LT vz. 35 • III LT vz. 38 |
Техника Польши | I 4TP • II TKS z n.k.m. 20 mm • II 7TP • III 10TP • IV 14TP |
Техника Швеции | I Strv fm/21 • II Strv m/38 • II L-60 • III Strv m/40L |
Техника Италии | I Fiat 3000 • II L6/40 |
Применение
На вооружение Mk-I поступил в августе 1916 года. 15 сентября 1916 года его впервые использовали против немецких войск в «Битве на Сомме», во Франции. В ходе битвы вскрылись недостатки конструкции – из 49 подготовленных для атаки машин выдвинулось лишь 32, из них 5 застряло в болоте и 9 вышли из строя. Оставшиеся 18 танков сумели продвинуться вглубь обороны более чем на 5 километров. Потери англичан в этой операции были в 20 раз меньше обычных.
Следует признать, что по большому счету, эффект от применения танков скорее был больше психологический, чем реальный. Очень быстро пехота и артиллерия выработали вполне эффективные меры борьбы с танками, которые благодаря размерам представляли собой отличную мишень.
После этого боя в конструкцию танка внесли ряд существенных изменений – новые версии получили названия Mark II и Mark III. Однако, несмотря на все свои недостатки, именно Mark-I доказал эффективность нового вида боевой техники.
Кстати у Mk-I была достаточно забавная система связи с командным пунктом – связь иногда осуществлялась голубиной почтой, и в танке даже было отверстие для голубя. Позднее стали применять семафорную систему.
После появления Mark IV, Mark I вместе с Mark II и Mark III стали использовать как танки для специальных нужд и как учебные танки. Например, в битве за Камбраи Mk-I использовали как командный танк – в нем было установлено оборудование для беспроводной связи.
В 1917 году Mark-I без задних рулевых колес и островерхой крыши отправили в Палестину вместо обещанных Mk-III. Турки ждали появления танков, и сумели даже подбить несколько машин, из-за чего тактику применения танков пришлось резко менять. Несмотря на эффективность новой тактики, на ход войны на Ближнем востоке танки Mk-I повлияли мало.
Память о танке
Сегодня единственный экземпляр танка Mark I выставлен в британском музее танков в Бовингтоне. Он сохранился в Хэтфилдской усадьбе, где когда-то и проходили испытания первые танки.
Первая ласточка
Вчера случилось доселе небывалое: полиция хотела арестоватьсотрудников автобуса благотворительного фонда «Помощник и покровитель», которые вот уже несколько лет регулярно кормят и оказывают первую помощь бездомным в разных точках Москвы. Автобус прибыл к станции метро Нагатинская в начале четвертого, однако покормить бездомных и снабдить их необходимыми вещали не удалось. К сотрудникам подошел в сопровождении двух полицейских человек, который назвал себя представителем районной управы, и в жесткой форме потребовал документы на организацию помощи. Ему предложили связаться с директором фонда, руководителем направления помощи бездомным Синодального благотворительного отдела Ильей Кусковым. Представитель управы говорить по телефону отказался и передоверил дело полицейскому. А тот потребовал от Ильи Кускова привезти разрешающие документы и пригрозил в противном случае арестовать сотрудников автобуса. Вскоре к месту происшествия подоспели еще двое полицейских. Они заставили сотрудников автобуса уехать от метро и пообещали, что если в следующий раз они появятся у метро без документов, то все будут арестованы. «Поскольку вы не успели никого покормить, сегодня мы арестовывать никого не будем», — сказал добрый дяденька полицейский, как передает руководитель бригады автобуса Николай Монахов. «Никаких специальных разрешений на раздачу благотворительной помощи по закону не требуется, — объясняет между тем пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский. — Даже если власти хотят проверить устав организации, другие документы, они могут это сделать, направив официальный запрос в адрес организации. Сейчас мы разбираемся в ситуации. Надеюсь, представители московских властей объяснят этот неприятный инцидент». Он отметил, что в последнее время участились различные претензии столичных органов власти районного уровня к благотворительной помощи бездомным. «Я надеюсь, что подобные действия не отражают позицию московского правительства, с которым мы поддерживаем тесное взаимодействие в сфере помощи бездомным. Тем более что кормление бездомных способствует снижению преступности. Это общеизвестный факт, который подтверждают и криминалисты, и те, кто помогает бездомным», — добавил Рулинский. То, что нынешние столичные власти не любят бездомных, давно известно: храму Космы и Дамиана в Шубине, который одним из первых начал их кормить и подлечивать, мэрия официально запретила это делать еще несколько лет назад — церковь-то располагается практически напротив Мосгордумы, бездомные портят вид… Вот, оказывается, не только рядом с Мосгордумой портят. Конечно, мэрия из сил выбивается, разбивая по городу парки и скверы, наводит «красоту», а тут вдруг какие-то бездомные едят… Мы же уже практически встали с колен, Крымнаш, а бездомные почему-то все не переводятся — непорядок, надо с этим кончать! (Можно бы, конечно, как это у нас принято, на Соловки, но и на Соловки теперь не вывезешь, там тоже «красота».) Российская власть уже несколько лет наступает на гражданское общество: бесконечные каверзы против НКО, наступление на независимые СМИ, на блогеров, закручивание гаек по всем направлениям, теперь вот под угрозойTwitter и Facebook, которые руководитель Роскомнадзора Максим Ксензов готов заблокировать «в течение нескольких минут». Либерально настроенные православные возмущались всем этим в личном качестве, но православное сообщество в целом никак на происходящее не реагировало. Да и как тут отреагируешь? Отношения с властью у патриархии отличные, различные преференции на церковь так и сыплются, денежки из госбюджета текут, изрядное число гаек подверчено по инициативе все тех же православных, правда, отнюдь не либеральных, — а начнешь выступать, вся эта идиллия может разом закончиться. Думали, очевидно, православные, что всех будут давить, а они так в белом фраке и останутся… Но так ведь не бывает: всех под асфальт — значит всех под асфальт, просто в порядке очереди. Видно, подходит…
Россия. Москва. Кормление бездомных при храме Космы и Дамиана .
http://ursa-tm.ru/
«Период рутины»
Хотя НЭП позволила быстро преодолеть последствия ГВ в экономике, в наметившемся было советском танкостроении позитивных изменений в этот период не последовало, а поскольку политическая изоляция страны не позволяла закупать бронетехнику за рубежом, то отечественные танковые войска того периода представляли собой плачевное зрелище.
Практически до конца 20-х бронесилы СССР имели в своём составе лишь около сотни преимущественно трофейных танков времён ПМВ, которые к тому времени выработали все мыслимые ресурсы, поэтому остро стоял вопрос о замене их новой техникой.
Это положение заставило советский военно-технический истеблишмент вспомнить об уже однажды скопированной французской машине, дабы на её базе возобновить танкостроение в нашей стране.
Описание конструкции танка МС-1
Компоновка танка МС-1 была классической, с передним расположением отделения управления («передок»), боевым отделением в центре корпуса и моторно-трансмиссионным отделением («машинное отделение») в кормовой части корпуса. Экипаж танка состоял из двух человек располагавшихся: командир танка – в башне, механик-водитель – в носовой части корпуса по продольной оси танка.
Корпус танка представлял собой клёпанную конструкцию из броневых листов толщиной 8-16 миллиметров, собираемых на каркасе. В бортах носовой части корпуса устанавливались кронштейны под ось направляющих колёс, служившие для натяжения гусениц с помощью анкеров, смонтированных на бортах корпуса. В верхней части на бортах корпуса крепились надгусеничные ниши (призматические карманы), в которых размещались топливные баки. Мотор-но-трансмиссионное отделение закрывал сзади фигурный кормовой броневой лист. Сверху на крыше МТО устанавливался колпак со щелевидным отверстием. В кормовой части корпуса крепился удлинитель.
Башня танка – клёпанная, каркасной конструкции. Она опиралась на подбашенный лист через шаровую опору и поворачивалась посредством спинного упора, к которому подвешивался ремень – сиденье командира танка. На крыше башни монтировалась наблюдательная башенка («вышка»), прикрытая сверху колпаком, служившим крышкой люка командира танка.
По пери-метру в основании колпака были устроены вентиляционные отверстия, закрываемые кольцевой заслонкой. В стенках башенки были прорезаны смотровые щели. В правом борту башни имелось вентиляционное отверстие, прикрытое сдвижной заслонкой каплевидной формы. На танках выпуска до 1930 года башня имела правильную шестигранную форму с наклонными стенками. С 1930 года башня получила кормовую нишу, предназначенную для установки радиостанции. Ниша закрывалась с тыльной стороны откидной крышкой. Бортовая заслонка вентиляционного окна стала прямоугольной формы и откидывалась на петлях вверх.
Читать: Револьвер «Наган»
Вооружение танка со-стояло из 37-мм пушки 2К («Гочкис тип 3» или «Гочкис-ПС») и одного 2-ствольного 6,5-мм танкового пулемета системы Федорова-Иванова обр. 1925 г. в шаровой установке Шпагина. С 1930 года на танк устанавливался 7,62-мм танковый пулемёт Дегтярёва – ДТ. Пушка устанавливалась в левом лобовом листе башни, пулемёт – в правом лобовом листе башни. Пулемёт мог переноситься для стрельбы в сторону кормы, для чего использовалась амбразура в левом кормовом листе стенки башни. На танках первых серий для прицеливания применялся диоптрический прицел. С 1930 года танк оснастили оптическим прицелом «ФД-3».
В силовом блоке танка, установленном поперёк моторно-трансмиссионного отделения, применялись четырёхцилиндровый карбюраторный двигатель Т-18 воздушного охлаждения мощностью 35 л.с., главный фрикцион и механическая коробка передач, сблокированные в од-ном картере. На танках выпуска до 1930 года коробка передач обеспечивала три передачи вперёд и одну назад. После модернизации танка мощность двигателя возросла до 40 л.с. и был расширен диапазон трансмиссии до четырёх вперёд и одной назад.
Ходовая часть танка, применительно к одному борту, состояла из семи сдвоенных опорных катков с резиновой ошиновкой, шесть из которых сблокированных в три тележки подвески, четырёх поддерживающих роликов, одного направляющего колеса переднего расположения и одного ведущего колеса заднего расположения. Подвеска танка состояла из свечных пружин. Гусеница танка состояла из 51 трака.
Читать: Лёгкий колёсно-гусеничный танк КТ-26