Dassault mirage 2000

На вооружении

Dassault Mirage 2000, ОАЭ

  •  Бразилия — в 2006-2008 годах закуплены 10 Mirage 2000C и 2 Mirage 2000B. Сняты с вооружения в 2013 году.
  •  Греция — по состоянию на 2017 год 44 самолёта: 17 Mirage 2000EG, 2 Mirage 2000BG, 20 Mirage 2000-5EG, 5 Mirage 2000-5BG. Состоят на вооружении с 1988 года.
  •  Египет — по состоянию на 2017 год 18 самолётов: 15 Mirage 2000C и 3 Mirage 2000B. Состоят на вооружении с 1986 года, всего было получено 16 Mirage 2000C и 4 Mirage 2000B.
  •  Индия — по состоянию на 2017 год 50 самолётов: 40 Mirage 2000E/I и 10 Mirage 2000ED/IT. На вооружении с 1985 года.
  •  Катар — по состоянию на 2017 год 12 самолётов: 9 Mirage 2000-5ED и 3 Mirage 2000-5D. На вооружении с 1997 года.
  •  Ливия — к 2014 году по соглашению с ОАЭ и Франция 68 Dassault Mirage 2000 будут поставлены из состава ВВС ОАЭ.
  •  ОАЭ — по состоянию на 2017 год 66 самолётов: 15 Mirage 2000-9DAD, 44 Mirage 2000-9EAD, 7 Mirage 2000RAD (самолёт-разведчик). На вооружении с 1989 года.
  •  Перу — по состоянию на 2017 год 12 самолётов: 2 Mirage 2000ED, 10 Mirage 2000E. На вооружении с 1986 года.
  •  Китайская Республика — по состоянию на 2017 год 56 самолётов: 9 Mirage 2000-5D, 47 Mirage 2000-5E. На вооружении с 1997 года.
  •  Франция — по состоянию на 2017 год 154 самолёта: 46 Mirage 2000N, 35 Mirage 2000C/-5, 6 Mirage 2000B, 67 Mirage 2000D. На вооружении с 1984 года.

Последние полеты Mirage 4000

Во время показа Марилен Эрмитт следила за полетами из передвижной комнаты прослушивания (salle d’écoute), а Серж Дассо заявил королю и его свите:

Начиная с 280-го полета (22 мая 1987 года) Mirage 4000 был оснащен двигателями SNECMA M53-P2 последней версии. Двигатель данной версии, впервые установленный в июле 1983 года на Mirage 2000-01, развивал почти 10 тонн тяги. По словам Жака Демазюра:

Тем не менее, при установке двигателей M53-P2 потребовались некоторые изменения в воздухозаборниках.

Салон в Ле-Бурже 1987 года был еще одной возможностью представить Mirage 4000 потенциальным клиентам. Марилен Эрмитт вспоминает:

На авиасалоне 1987 года произошел один довольно забавный эпизод. Однажды ночью один из назначенных следить за парковкой жандармов услышал подозрительные тикающие звуки рядом с Mirage 4000. Жандарм подумал, что это бомба! Несколько должностных лиц компании Dassault сразу же проснулись. Проверка показала, что эти нежелательные звуки были вызваны капанием топлива из одного из баков самолета. Чтобы прекратить расследование пришлось приложить большие усилия, чтобы обнаружить эту утечку.

22 июня Mirage 4000 был возвращен в Истр. На последнем авиасалоне он сделал не менее 16 демонстрационных полетов.

Начиная с 319-го полета (16 сентября 1987 года) испытания были посвящены двигателям M53-P2; с мая 1987 года к ним был привлечен Ален Рабио (Alain Rabion) – летчик-испытатель компании SNECMA. Однако возможность полетов Mirage 4000 была обусловлена доступностью двигателей, и Марилен Эрмитт собиралась

Этот период был посвящен «операции «Банзай», т.е. принятию решения и подготовке к началу серийного производства Mirage 4000. В то же самое время были уточнены параметры системы управления самолета, особенно при полетах с внешней подвеской. Наконец 22 декабря 1987 года во время 335-го полета Луи Эон на Mirage 4000 в течение 18 минут летел на скорости M=2, что ранее было доступно только бомбардировщику Mirage IV.

8 января 1988 года Mirage 4000 под управлением Алена Рабио совершил свой 336-й и последний полет. В общей сложности самолет налетал чуть более 350 часов. «Мы не знали, что этот полёт будет последним» – рассказывает Марилен Эрмитт. Но контракт с Саудовской Аравией заключен не был, и особых причин продолжать испытания не было.

Брюно Ревеллен-Фалько объяснил причины провала соглашения с Саудовской Аравией по Mirage 4000:

26 января 1988 года правительство Франции объявило о запуске в серийное производство истребителя Rafale, который получил наибольший приоритет. В свою очередь Mirage 4000 был вновь поставлен на прикол. Это была одна из немногих программ создания боевого самолета, который был разработан и построен исключительно на средства компании. Брюно Ревеллен-Фалько подчеркивал значение этого:

Серж Дассо сказал о Mirage 4000:

Прототип оставался в Истре и в октябре 1992 года был отправлен в расположенный в Ле-Бурже музей авиации и космонавтики. Поскольку самолет хранился на открытом воздухе, погода придала ему не слишком презентабельный вид. Тем не менее, Mirage 4000 был полностью восстановлен ассоциацией IT Mercure, президент которой Жан-Луи Руссо (Jean-Louis Rousseau) так вспоминал об обстоятельствах реставрации:

Под руководством Шарля Матте и Сержа Адне (Serge Adnet) в конце 1999 года начались ремонтные работы. Команда из дюжины добровольцев проводила свои выходные и праздники, возвращая самолету его первоначальный вид… В открытой кабине было обнаружено 25 см воды; борьба с коррозией составляла бóльшую часть работ ассоциации. Свыше 1000 часов ушло на обработку конструкции самолета и его покраску в несколько слоев для получения приемлемого результата. К началу октября 2002 года ассоциация смогла восстановить самолет до его первоначального состояния. 7 октября на церемонии, посвященной возвращению самолета, присутствовали Брюно Ревеллен-Фалько, Жан-Мари Саже, Роже Терон и Жак Демазюр, которые могли видеть, что Mirage 4000 получил свою первоначальную окраску.

Данная церемония была прекрасной возможностью собраться вместе и обсудить программу создания самолета с прекрасными летно-техническими характеристиками. Мечта так и осталась мечтой.

Автор статьи выражает благодарность Брюно Ревеллену-Фалько, Жаку Демазюру, Марилен Эрмитт, Мешилю Бувье, Жану-Клоду Брабанту, Жану-Мари Саже, Ги Мито-Моруару, Жерару Давиду и Люку Берже (Luc Berger) из Dassault Aviation, Жану Девризу (Jean Devriese) и Жану Кальмо (Jean Calmon) из SNECMA; Шарлю Матте и Сержу Адне из ассоциации IT Mercure, а также Мишелю Либеру (Michel Liebert), Алену Ратино (Alain Ratinaud) и Фернандо Дореису (Fernando Dosreis).

Варианты

  • Mirage 2000 — базовая модификация.
  • Mirage 2000С — истребитель-перехватчик с одним креслом.
  • Mirage 2000В — учебно-боевой вариант 2000С с двумя креслами
  • Mirage 2000D — ударный истребитель-бомбардировщик, с обычным вооружением. Он является первым во Франции, в способности которого входит преодоление системы противовоздушной обороны на малых высотах и атака целей, располагающихся на земле при любых погодных условиях и времени суток, посредством высокоточного авиационного управляемого оружия с лазерными системами наведения, а также ядерным.
  • Mirage 2000Е — многоцелевой истребитель, для продажи иностранным клиентам.
  • Mirage 2000ED — учебно-боевой вариант 2000 Е с двумя креслами.
  • Mirage 2000N — ударный истребитель-бомбардировщик, способен перевозить ядерное оружие.
  • Mirage 2000R – разведчик с одним креслом.
  • Mirage 2000S — 2000D для продажи иностранным клиентам.
  • Mirage 2000-5 – модернизация для продажи иностранным клиентам.

Истребители семейства «Dassault Mirage» — 58 лет успеха

17 ноября 2014 г. исполняется ровно 58 лет с момента полёта первого опытного образца французского истребителя-бомбардировщика «Mirage III-001», пилотируемого военным лётчиком Роланом Главани в 1956 г. Именно эта модификация самолёта стала настоящим эталоном для логического продолжения великолепного семейства «Mirage», которое и по сей день продолжает определять основу авиапарка лёгких многоцелевых истребителей в ВВС огромного числа государств. Что же предопределило такую популярность и успех этих истребителей на мировом рынке военной авиации?

В далёком феврале 1953 года ВВС Франции был объявлен конкурс на разработку истребителя-бомбардировщика и перехватчика лёгкого класса, способного на полёт со скоростью более 1400 км/ч, выход на практический потолок свыше 15000 м, а также ведение визуального ближнего воздушного боя с самолётами противника с помощью двух 30-мм пушек DEFA 552A и разрабатываемой ракеты малой дальности класса «воздух-воздух» с ИК-ГСН.

Из всех предложенных вариантов ВВС отдали предпочтение («Дассо»), которая предложила наиболее простую и эффективную компоновочную схему планера типа «бесхвостка» с треугольным крылом, что определяло ряд положительных аэродинамических качеств новой машины, из которых большая площадь крыла и аэродинамически «подъёмная» конструкция большей части фюзеляжа самолёта, позволяющие реализовать высокую угловую скорость установившегося разворота, максимально возможный практический потолок полёта, большую грузоподъёмность, минимальную скорость возможного сваливания, уменьшенный расход топлива в разряжённых слоях стратосферы и хорошую прочность планера, доводившую максимально возможную перегрузку в манёврах до 5-6 ед.


Mirage IIIC — подготовка к полету

Изначально, по требованиям конкурса ВВС Франции, не предусматривалась установка БРЛС, а наведение предполагалось осуществлять при помощи наземных РЛС ДРЛО. Но немного позднее мнение о возможности установки бортовой РЛС поменялось в правильную сторону.

Первые наиболее боеспособные модификации «Mirage III» появились с 1960 по 1961 гг. Это были всепогодный истребитель-перехватчик и штурмовик «Mirage IIIC» и фронтовой тактический истребитель-бомбардировщик «Mirage IIIE».

Первый оснащался достаточно мощной на то время БРЛС «Сирано-2», которая позволяла обнаруживать и сопровождать воздушные цели на дистанции 40-50 км и осуществлять подсвет для ракет «Matra» R.511 и R.530 с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения (ПАРГСН). Информация о тактической воздушной обстановке выводилась на монохромный ЭЛТ-индикатор в кабине лётчика. Также БРЭО самолёта было приспособлено для управления американской ракетой с ИК-ГСН AIM-9 «Sidewinder».

«Mirage IIIC» имел нормальную взлётную массу 8000 кг, максимальную 12600 кг, пустой «сухой» вес был в пределах 5600 кг. Максимальная форсажная тяга одного ТРД «SNECMA» Atar-9B3 была около 6000 кгс. Максимальная скорость достигала 2100 км/ч, а потолок 18 км. Уже тогда истребитель обладал лётно-техническими качествами, на голову превосходившими вероятного противника: будь то американский F-4 «Phantom» или модификации устаревшего МиГ-17, а в некоторых случаях – даже МиГ-21.

Боевое применение

Обломки французского «Мираж 2000», потерянного в Афганистане

Индийские Mirage 2000 участвовали в Каргильском конфликте 1999 года. «Миражи» совершили более 500 вылетов: 274 сделали самолеты 1-й эскадрильи, решавшие задачи ПВО и эскорта ударных самолетов, а более 240 – самолеты 7-й эскадрильи, под прикрытием истребителей МиГ-29 наносившие удары по наземным целям, на которые ими было сброшено более 55 тонн бомб. Среди вылетов 7-й эскадрильи примечательны удары по Манто Дало, Тайгер Хилл и высоте 4388 в секторе Драс. На горе Манто Дало в секторе Баталик 17 июня ударом самолетов 7-й эскадрильи, использовавших неуправляемые бомбы, был уничтожен главный пункт снабжения противника: было ликвидировано более 50 строений и 100 человек. 24 июня на вершине горы Тайгер Хилл управляемыми авиабомбами с лазерным наведением, сброшенными с двух истребителей Mirage-2000, был поражен штаб батальона противника – это был первый случай боевого применения УАБ индийскими ВВС. В тот же день последовал удар по этой же цели неуправляемыми бомбами. 4 июля удар неуправляемыми бомбами был впервые нанесен по артиллерийским позициям и лагерю снабжения на высоте 4388 в секторе Драс. Следующая атака была выполнена четырьмя Mirage-2000 шестого июля, сбросившими 24 бомбы, а 10 июля три самолета сбросили еще 15 неуправляемых бомб. Эти удары сломили сопротивление противника и из-за высоких потерь среди офицерского состава существенно ослабили руководство.

19 марта 2011 года 4 самолёта Mirage 2000 в составе французских ВВС участвовали в операции «Odyssey Dawn» против войск Каддафи в Ливии.[источник не указан 2770 дней]

«Я чувствовал себя царем небес»

1983 год был посвящён в основном авиасалону в Ле-Бурже. Полёты были возобновлены после почти девяти месяцев простоя. Первые два полёта были посвящены системным проверкам самолёта, после чего последовало выполнение фигур высшего пилотажа и непосредственно подготовка к авиасалону. Данный полёт продолжительностью 80 минут был выполнен 24 мая летчиком-испытателем Патриком Экспертоном (Patrick Experton).

Во время авиасалона Жан-Мари Саже десять раз выполнял демонстрационные полёты на Mirage 4000:

6 июня 1983 года самолёт возвратился в Истр и выполнил часовой полёт…

Никаких заказов на самолёт не поступило, и команда испытателей думала, что программа Mirage 4000 завершена. Самолёт был оставлен в Истре в конце взлетно-посадочной полосы.

26 сентября 1985 года, Саудовская Аравия и Великобритания подписали контракт «Голубь» (حمامة – Al Yamamah), включавший в себя заказ 72 боевых самолётов Tornado (48 машин в варианте ударного самолёта IDS и 24 в варианте перехватчика ADV ), 30 учебно-тренировочных самолётов/легких штурмовиков Hawk и 30 учебно-тренировочных самолётов Pilatus PC-9. Важным в этой сделке было то, что она не являла собой конец надежд компании Dassault на Саудовскую Аравию, которая снова проявила заинтересованность в Mirage 4000. 22 января 1986 года Марсель Дассо так написал об этом:

Программа была оценена в 70 миллиардов франков (с вооружением 100 миллиардов); первые машины серии должны были быть поставлены в 1990 году. Программа Mirage 4000 была возрождена.

В конце 1985 года Марилен Эрмитт (Marylène Hermitte) заменила Жака Демазюра на посту руководителя лётных испытаний. Она была одной из первых женщин, имевших дело с испытаниями военного самолёта. 

Mirage 4000 был поставлен на прикол в течение двух лет. Как вспоминает Мишель Бувье:

Лётные испытания возобновились 18 декабря 1985 года.

– вспоминает Жан-Мари Саже, поднявший этот самолёт в небо уже в двухсотый раз.

24 декабря звено, состоявшее из принадлежавших CEV истребителей Mirage 2000N, Mirage 2000C и Mirage IIIB, сделало сюрприз Жану-Мари Саже, сопровождая его в последнем полёте на Mirage 4000.

передача ключей от Super Mirage 4000 перед первым полетом от главного механика Роже Терона (Roger Théron) Жану-Мари Саже. Роже Терон в белых брюках. Жан-Мари Саже идет к самолету

Super Mirage 4000 под управлением Жана-Мари Саже впервые отрывается от взлётной полосы; Истр, утро 9 марта 1979 года

Super Mirage 4000 был повторно собран после его первого полета в Истре. Первые испытания двигателей (+point fixe) имели место 8 января 1979 года

Super Mirage 4000 в первом полете

Super Mirage 4000 во время начальных испытаний с подвешенной под крылом нагрузкой

Super Mirage 4000 был впервые представлен в варианте истребителя-перехватчика. В 1981 году во время проведения салона в Ле-Бурже самолёт летал с шестью ракетами Matra Magic

31 мая 1979 года Super Mirage 4000, получивший перед салоном в Ле-Бурже белую окраску и еще не имеющий опознавательных знаков, был испытан полковником Жаком Гийю, CEAM. В белой рубашке с галстуком Жан-Мари Саже

Mirage 4000 был французским эквивалентом американского F-15 Eagle, который американцы на авиабазе Эдвардс представили французским ВВС… с французскими опознавательными знаками

в 1979 году компания Dassault представила общественности свои новые машины: одномоторный Mirage 2000 и двухмоторный Mirage 4000

Mirage 4000 на земле во время испытаний в варианте истребителя-перехватчика; машина оснащена двумя подвесными топливными баками и восемью ракетами Magic (по две ракеты прикреплены к держателям ПТБ)

  Mirage 4000 с двумя ракетами Magic и с двумя ПТБ емкостью по 2500 литров

в 1982 году Mirage 4000 был представлен в т.н. «конфигурации Фарнборо». Самолёт нес две ракеты «воздух-воздух» Magic, две ракеты «воздух-земля» с лазерным наведением AS-30, две 1000-кг бомбы с лазерным наведением, подвеску с системой лазерного наведения Atlis, подвеску с радаром Antilope, два контейнера РЭБ Sycomore и два ПТБ емкостью по 2500 литров

в честь состоявшегося 24 декабря 1985 года последнего полета Жана-Мари Саже его Mirage 4000 сопровождал почетный эскорт из трёх «миражей»: Mirage 2000, Mirage IIIB и Mirage 2000N

  1. свой первый полет Mirage 2000-01 совершил 10 марта 1978 года под управлением Жана Куру
  2. Марсель Дассо «Легенда века» (Marcel Dassault «La Légende d’un Siècle») (лит. обр. Клод Карлье ), 527 стр.

Варианты

  • Mirage 2000С — одноместный истребитель-перехватчик, базовая модификация
  • Mirage 2000В — двухместный учебно-боевой вариант модификации 2000С.
  • Mirage 2000D — ударный истребитель-бомбардировщик, носитель обычного вооружения.
  • Mirage 2000Е — многоцелевой истребитель, предназначенный для экспорта.
  • Mirage 2000ED — двухместный учебно-боевой вариант модификации 2000 Е.
  • Mirage 2000N — ударный истребитель-бомбардировщик, носитель ядерного оружия.
  • Mirage 2000R — одноместный разведчик.
  • Mirage 2000S — экспортная версия 2000D, производимая с 1994 года.
  • Mirage 2000-5 — модернизированная экспортная версия
  • Mirage 2000-5F — модернизированная версия для французских ВВС, может нести управляемые ракеты MICA-EM с активной радиолокационной головкой самонаведения реализующие принцип выстрелил-забыл.

Mirage 2000D

Первый полет модификации Mirage 2000D состоялся 19 февраля 1991 года, первый полет серийной машины — 31 марта 1993 года. Введен в боевой состав французских ВВС в марте 1994 года. Машина является первым французским истребителем, предназначенным для преодоления системы ПВО на малых высотах и нанесения ударов по наземным целям в любых погодных условиях и ночью с использованием как ядерного, так и обычного высокоточного управляемого авиационного оружия с лазерными системами наведения. К числу других особенностей самолета, отличающих его от предыдущей модификации («Мираж-2000N»), относятся наличие усовершенствованного бортового радиоэлектронного оборудования, включающего системы управления полетом и прицельно-навигационную, средства РЭБ, а также возможность применения перспективных УР класса воздух-земля «Апаш». Всего построено 86 машин.

Mirage 2000E

Общее наименование экспортной модификации самолета Mirage 2000. Машина оснащалась двигателем M53-P2, усовершенствованной РЛС RDM+ фирмы Thomson-CSF и станцией лазерной подсветки наземных целей ATLIS II, размещаемой в подвесном контейнере.

Mirage 2000N

В 1979 году «Дассо» заключила контракт на постройку двух прототипов ударного истребителя, получивших обозначение Mirage 2000Р, которое вскоре изменили на Mirage 2000N. Ударный вариант отличался усиленным планером, оптимизированным для полетов с высокой скоростью на малых высотах. Существенные отличия имелись и в БРЭО, самое значительное – установка РЛС Dasault Electronique/Thompson-CSF Antilope 5, способной работать в режимах картографирования, навигации, режиме следования рельефу местности, а также наведения на цель УР «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». РЛС обеспечивает автоматический полет с огибанием рельефа местности на высоте около 90 м со скоростью до 1112 км/ч.

Соперники: F-15 и Tornado

Также был рассмотрен отказ от ACF в пользу американского F-15. В апреле 1976 года на авиабазу Эдвардс была направлена возглавлявшаяся майором Ружевин-Бавилем (Commandant Rougevin-Baville) миссия Лётно-испытательного центра (Centre d’Essais en Vol – CEV). Целью миссии была оценка американского истребителя, который по этому случаю получил французские кокарды на фюзеляж и крыло и полосы на рули направления. 5 ноября это предположение обсуждалось на пресс-конференции. На вопрос:

Марсель Дассо ответил:

Решение о приобретении Tornado и F-15 неизбежно ставило под вопрос догмат о военной и технологической независимости Франции. Поэтому иностранные машины были отвергнуты в пользу национального самолёта, концепцию которого, однако, еще предстояло определить. На самом деле Марсель Дассо предвидел эту ситуацию. Во время постройки прототипа ACF компанией Dassault были разработаны два предварительных проекта истребителей Mirage с ЭДСУ: одномоторного и двухмоторного. Президент Республики Валери Жискар д’Эстен предложил разделить затраты на разработку этих двух самолётов между государством и концерном Avions Marcel Dassault-Breguet Aviation. Президентский арбитраж определил государственное финансирование одномоторного проекта – будущего истребителя Mirage 2000; разработка двухмоторной машины – будущего Mirage 4000 – должна была осуществляться за счёт компании-производителя.

Отказ от программы ACF был официально опубликован 18 декабря 1975 года, и в тот же день Совет Обороны дал старт программе истребителя Mirage 2000. Пресс-секретарь Елисейского дворца Ксавье Гую-Бошамп (Xavier Gouyou-Beauchamp) объяснил решение:

Почти готовый прототип ACF был отправлен на слом. Эта программа оказалась самой дорогой из всех, направленных на создание преемника истребителю Mirage III. Она стоила 610 миллионов – в два раза больше, чем затраты на программу экспериментальных самолётов Mirage с изменяемой геометрией крыла (370 миллионов франков), и в шесть раз больше, чем на программу Mirage F2.

Учитывая имеющиеся финансовые ресурсы, программа ACF была слишком амбициозной. Вполне очевидно, что нужен был замах поменьше. Генеральный штаб ВВС решил отказаться от концепции завоевания господства в воздухе и самолёта типа F-15, перейдя к более дешевой машине с меньшим потенциалом. Тем не менее, программа ACF позволила эффективно преодолеть разрыв между двумя поколениями боевых самолётов – Mirage F1 и Mirage 2000, – внеся значительный вклад в развитие технологий.

Макет Super Mirage у стенда компании Dassault на салоне в Ле-Бурже 1973 года. На выставке он был представлен под названием “Mirage G8A” Давайте помечтаем… а что, если бы программа ACF была завершена успешно? Тогда Super Mirage стал бы многоцелевым боевым самолётом, способным выполнять задачи по завоеванию превосходства в воздухе и ударные задачи с проникновением в глубокий тыл противника. Его возможности и характеристики, как и цена, должны были быть гораздо выше, чем у истребителя Mirage 2000

сверху вниз: Двухместный вариант боевого самолёта стал предметом обширных исследований Так мог выглядеть Super Mirage в варианте истребителя-перехватчика… … а так – в демонстрационной окраске в стиле ретроSuper Mirage в расположенном в парижском пригороде Сен-Клу опытном цехе Карно (Carnot), в котором были построены все прототипы самолётов компании Dassault, начиная с истребителя Ouragan в 1948 году. Сборка прототипа боевого самолёта Super Mirage была почти завершена, когда в декабре 1975 года правительство решило свернуть программу ACF Макет Super Mirage неоднократно инспектировался официальными службами. 23 и 24 января 1974 года предметом их контроля были конструкция фюзеляжа и киляSuper Mirage был последним истребителем компании Dassault со стреловидным крылом. На снимке представлен натурный макет другого «супер-миража», который позднее стал многоцелевым истребителем Mirage 4000. Заметна привязанность компании Dassault к уже существующим названиям. Она отражала реальную преемственность конструкций и разумную политику постепенной эволюции Mirage 4000 на рулежке в Истре, начало 1979 года. Вскоре он продемонстрирует свои высокие характеристики

Литература

  • Jane’s All The World’s Aircraft 1975-76 / Taylor, John W. R. ed. — London: Macdonald and Jane’s, 1975. — P. 58-60. — 830 p. — ISBN 0-354-00521-9.
  • М. А. Левин, В. Е. Ильин. Современные истребители. — М.: «ХОББИКНИГА», 1994. — С. 231-237. — 288 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-85561-014-4.
  • Ильин В. Е. Зарубежные боевые самолёта (краткий справочник) // Авиация и космонавтика вчера, сегодня, завтра.. — Москва: Издательский отдел ЦАГИ, 1997. — Вып. 27. — № 5-6. — С. 70-71.
Самолёты Дассо Ависьон (Dassault Aviation)
Числовое обозначение MD.303 · MD.311 · MD.312 · MD.315 · MD.316 · MD.320 · MD.410 · MD.415 · MD.450 · MD.452 · MD.453 · MD.454 · MD.455 · MD.550
Военные Alpha Jet · Balzac V · Étendard II · Étendard IV · Flamant · Mirage III · Mirage IIIV · Mirage IV · Mirage 5 · Mirage 50 · Mirage F1

· Mirage F2 · Mirage G · Mirage 2000 · Mirage 4000 · Mystère I · Mystère II · Mystère III · Mystère IV · nEUROn · Ouragan · Rafale · Spirale · Super Étendard · Super Mystère

Гражданские Communauté · Hirondelle · Mercure · Mystere 10 · Mystere 20 · Falcon 10 · Falcon 20 · Falcon 30 · Falcon 50 · Falcon 100 · Falcon 200 · Falcon 900 · Falcon 2000 · Falcon 7X ·

Технические характеристики (Mirage 2000D / N)

Данные из

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 14,55 м (47 футов 9 дюймов)
  • Размах крыла: 9,13 м (29 футов 11 дюймов)
  • Высота: 5,15 м (16 футов 11 дюймов)
  • Площадь крыла: 41 м 2 (440 кв. Футов)
  • Пустой вес: 7600 кг (16755 фунтов)
  • Полная масса: 10 680 кг (23 545 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 17000 кг (37 479 фунтов)
  • Силовая установка: 1 турбовентиляторный двигатель SNECMA M53-P2 с форсажным двигателем, тяга 64 кН (14000 фунт-сил) без газа, 95,1 кН (21400 фунт-сила) с форсажной камерой

Представление

  • Максимальная скорость: 2338 км / ч (1453 миль / ч, 1262 кН)
  • Боевая дальность: 1480 км (920 миль, 800 миль)
  • Перегоночная дальность: 3340 км (2080 миль, 1800 морских миль)
  • Практический потолок: 18000 м (59000 футов)
  • Скороподъемность: 285 м / с (56100 фут / мин)
  • Нагрузка на крыло: 410 кг / м 2 (84 фунта / кв. Фут)
  • Тяга / вес : * Тяговая эффективность: 0,91 (без габаритных размеров)

Вооружение

  • Узлы подвески: 4 под крылом, 4 под фюзеляжем, 1 осевая линия с приспособлениями для размещения следующих комбинаций:

    • Ракеты:
    • Ракеты:

      • Ракеты класса «воздух-воздух» :

        • До 4 ракет R550 Magic класса воздух-воздух для самообороны, обычно 2 на подвесных подкрыльевых пилонах
        • До 6 ракет класса «воздух-воздух» MICA для самообороны, обычно 2 на подвесных подкрыльевых пилонах
      • Ракеты класса «воздух-поверхность» :

        1 × ядерная ракета средней дальности ASMP на центральной опоре

        — Mirage 2000N

      • Ракеты класса «воздух-поверхность» : — Mirage 2000D

        • 1 × крылатая ракета против взлетно-посадочной полосы Apache на центральной опоре
        • 1 × крылатая ракета воздушного базирования SCALP EG на центральной опоре
        • 2 ракеты с лазерным наведением АС-30Л на подкрыльевых пилонах
    • Бомбы:

      • Лазер AASM 125, 250, 1000 кг, ISN / GPS, управляемые бомбы IIR. Более легкие версии размещаются парами на центральной линии и на внутренних узлах подвески крыла и по одной под каждой из четырех узлов подвески фюзеляжа.
      • до 10 бомб GBU-12 227 кг с лазерным наведением или бомб с лазерным наведением GBU-49 227 кг INS / GPS и бомб с лазерным наведением, попарно на центральной линии и на внутренних узлах подвески крыла и по одной под каждой из четырех узлов подвески фюзеляжа
      • до 3х бомб GBU-16 454 кг с лазерным наведением на центральной линии и внутренних узлах подвески крыла
      • до 3х бомб с лазерным наведением GBU-10 907 кг на центральной линии и внутренних узлах подвески крыла
      • до 3х бомб GBU-24 907 кг с лазерным наведением на центральной линии и внутренних узлах подвески крыла
      • до 3х бомб с лазерным наведением BGL-400 массой 400 кг на центральной линии и внутренних узлах подвески крыла
      • до 3 × BGL-1000 1000 кг бомб с лазерным наведением на центральной линии и внутренних узлах подвески крыла
    • Другой:

      • Блок лазерно-оптического прицеливания ATLIS II на передней правой точке крепления фюзеляжа
      • Блок лазерного / оптико-электронного прицеливания PDLCT на передней правой точке крепления фюзеляжа
      • Блок лазерного наведения Damoclès на передней правой точке крепления фюзеляжа
      • 1 резервуар на 345 галлонов, установленный на центральной линии, 2 резервуара на 375, 440 или 530 галлонов для паромного полета / увеличенной дальности / времени ожидания
      • до 2 30-мм пушечных блоков CC630 с 600 снарядами на каждую, по одной на каждую точку крепления внутреннего крыла

Авионика

  • Двойная инерциальная навигационная система
  • Радиолокатор местности Antilope 5

История операций [ править ]

Операция «Запрет в полете» и «Умышленная сила»

2000D 603 из 3/3 «Арденны» в Кандагаре, 2010 г.

Спасательная машина M88 поднимает тело разбившегося французского самолета Mirage 2000D на авиабазе Нанси-Очей во время спасательной операции 27 мая 2011 года. Крушение произошло в районе Баква регионального командования Запад в Афганистане.

Французские Миражи 2000-х были видными участниками воздушных операций ООН и НАТО над бывшей Югославией . 30 августа 1995 года один Mirage 2000N-K2 был сбит над Боснией ракетой 9K38 «Игла » с тепловым наведением ПЗРК, выпущенной подразделениями ПВО армии Республики Сербской во время операции « Умышленная сила» , что потребовало усилий по созданию более совершенных систем защиты.

Операция «Несокрушимая свобода» и ИСАФ

AdA Mirage 2000D участвовал в операции в Афганистане в 2001–2002 годах, действуя в тесном сотрудничестве с международными силами и выполняя высокоточные атаки с использованием ЛГБ . Французские ВВС развернули Mirage 2000D на авиабазе Манас в Кыргызстане с 2002 по 2004 год для поддержки сил коалиции в Афганистане. Затем с 2004 по 2007 год они останавливались в Душанбе , Таджикистан. Летом 2007 года, после того как истребители Rafale были выведены с театра боевых действий, 3 французских Mirage 2000 были отправлены в Афганистан для поддержки войск НАТО. Чтобы сократить время реагирования на поддержку войск ИСАФ НАТО на юге Афганистана, самолет перебрался в международный аэропорт Кандагара.. Три Rafale F2 и три Mirage 2000D работают из Кандагара в 2008 году.
24 мая 2011 года самолет французских ВВС Mirage 2000D потерпел крушение в 100 км к западу от Фараха. Оба члена экипажа успешно катапультировались и были восстановлены.

Операция Харматтан и Unified Protector

Французские ВВС Mirage 2000D с самого начала участвовали в обеспечении соблюдения запретной для полетов ливийской зоны, которая была одобрена ООН в марте 2011 года. Mirage 2000D были среди первых бомбардировщиков: 19 марта 2011 года смешанное французское соединение в составе Mirage 2000s и Rafales нанесли удар по колонне ливийской армии, направлявшейся в Бенгази, с несколькими уничтоженными автомобилями. Mirage 2000D оставался одним из наиболее часто используемых нападающих в течение следующих месяцев, когда на смену Operaration Harmattan пришла операция Unified Protector под руководством ООН.. 20 октября 2011 года Mirage 2000D сбросил последние боеприпасы НАТО за время войны, когда смешанная группа из французских ВВС Mirage 2000D и Mirage F1CR была направлена ​​на атаку вооруженной колонны, которая пыталась прорвать позиции повстанцев в Сирт. Mirage 2000D сбросил две бомбы GBU-12 с лазерным наведением, поразив и остановив конвой Каддафи, что привело к его захвату и смерти .

Операция «Сервал» и операция «Бархан»

Французские силы стали активно участвовать в конфликте на севере Мали (2012 г. — по настоящее время), начиная с 11 января 2013 г. в рамках операции «Серваль» . Шесть Mirage 2000D, базирующихся в Нджамене, Чад для длительного французского военного присутствия в этой стране , наряду с двумя базирующимися там Mirage F.1CR, были среди первых сил, участвовавших в конфликте, бомбили базы и силы исламских боевиков. в Северном Мали. «Миражи» летели в конфигурации, аналогичной той, что использовалась над Ливией почти два года назад, с двумя 500-фунтовыми бомбами GBU-12 (лазер) или GBU-49 (GPS и лазер) на центральной опоре и двумя внешними топливными баками. на пилонах внутреннего крыла.

Начиная с 17 января 2013 года, три миража были перемещены в Бамако, Мали перед ними были два более простых миража F.1CR, которые начали действовать из Бамако за несколько дней до этого.

Локально развернутые самолеты Mirage 2000D / N ВВС и космических сил Франции продолжают поддерживать операцию- преемницу «Бархан» .

Операция Шаммаль

Начиная с 19 сентября 2014 года, французские военно-воздушные силы начали наносить удары по Исламскому Государству Ирака и Леванта в рамках международных усилий против террористической организации. Первоначально ударная группа состояла из самолетов Dassault Rafale, базирующихся в Эмиратах. Позже, начиная с ноября 2014 года, к Rafales присоединились шесть Mirage 2000D, базирующихся в Иордании.
Первоначально удары ограничивались целями, расположенными в Ираке. С сентября 2015 года удары были распространены и на Сирию.

21 августа 2016 года ударная группа в составе 4 ракет Rafales и 4 Mirage 2000D нанесла множественный удар крылатыми ракетами SCALP-EG по месту хранения оружия Исламского государства, выпустив 12 ракет. Rafales были вооружены двумя крылатыми ракетами каждая, а Mirages были вооружены одной крылатой ракетой.

Подготовка «готических сводов»

В Фарнборо демонстрационные полеты Mirage 4000 были задержаны до воскресенья 7 сентября. Жан-Франсуа Казобьель хотел вернуть самолеты во Францию в субботу и провести демонстрационные полеты за день до этого. Жак Демазюр встретился с директором авиасалона, который сказал:

Чтобы избежать финансовых последствий, самолет был возвращен в Истр в воскресенье сразу же после демонстрационного полета.

Совершенные в ноябре 253-й и 259-й полеты – опять же в пользу самолета-преемника – были посвящены испытаниям «готической арки» («arches gothiques»), как прозвал ее Жак Демазюр:

1986 году закончился очень успешно: в этом году самолетом было совершено 60 полетов (всего к этому моменту Mirage 4000 выполнил 262 полета).

Самолет стал объектом регулярных регулировок и изменений. Жак Демазюр вспоминает:

Компанией были предприняты все усилия, чтобы убедить саудитов заказать самолет и тем самым запустить его в серийное производство. 12 декабря 1986 года саудовская миссия вновь прибыла в Истр, и было принято решение представить самолет лично королю Фахду во время одной из его поездок во Францию. Первая демонстрация была организована в Бретиньи, во время которой произошел небольшой конфуз: единственной компанией, которая смогла обеспечить короля и его двор традиционными палатками, оказалось похоронное бюро! Однако в последний момент все было отменено. В конце концов, показ самолета королю Фахду состоялся 25 апреля 1987 года на Лазурном берегу в аэропорту Ниццы. Серж Дассо и тогдашний министр обороны Франсуа Леотар (François Léotard) представили Mirage 4000 и Rafale королю и начальнику штаба ВВС Саудовской Аравии; на время показа трафик аэропорта был приостановлен. Ги Мито-Моруар пилотировал Rafale, а Луи Эон показал маневренность и характеристики Mirage 4000.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector