Боевой вертолет ми-28
Содержание:
- Ми-28Н «Ночной охотник» — видео
- Безопасность Ми-28
- Вооружение вертолета
- От «летающей БМП» до «Опустошителя»
- Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования
- Стратегия
- Обзор корма для кошек Ночной охотник
- Вооружение Ми-28Н
- «Николай Михайлович» выходит на охоту
- Летно-технические характеристики и применение в боях
Ми-28Н «Ночной охотник» — видео
https://youtube.com/watch?v=Q-mczkt09VA
Разработка вертолёта велась на Столичном вертолётном заводе им. М. Л. Миля с 1978 года в критериях творческого соревнования с ОКБ Камова — согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета министров СССР от 16 декабря 1976 года, предусматривавшего создание на конкурсной базе последнего поколения боевых вертолётов Ми-28 и В-80, в предстоящем Ка-50. 1-ые полёты опытнейший эталон вертолёта Ми-28 сделал 10 ноября и 19 декабря 1982 года (лётчик-испытатель Г. Р. Карапетян, штурман-испытатель В. В. Цыганко). 1-ый эталон Ми-28 предназначался в большей степени для снятия лётно-технических черт и не нёс системы вооружения. Её установили на втором лётном экземпляре, сборку которого опытнейшее создание МВЗ окончило в сентябре 1983 года. В его конструкции были учтены все замечания макетной комиссии ВВС.
Постройку третьего лётного экземпляра Ми-28, в конструкции которого были учтены все замечания заказчика и конфигурации, вносимые в опытно-экспериментальные эталоны по мере их доводки, опытнейшее создание МВЗ им. М. Л. Миля начало в 1985 году. Модернизированный вертолёт получил в 1987 году наименование Ми-28А. Тесты модернизированного Ми-28А начались в январе 1988 года. Они прошли благополучно, и в будущем году вертолёт в первый раз был продемонстрирован на авиасалоне Ле-Бурже в Париже и на выставке в Ред-Хилл под Лондоном, где воспользовался огромным энтузиазмом у гостей. В том же году, 1-ый опытно-экспериментальный вертолёт Ми-28 был в первый раз официально представлен и у себя на родине во время авиационного праздничка в Тушино. В январе 1991 года к программке испытаний присоединился 2-ой Ми-28А, собранный опытным созданием МВЗ. В сентябре 1993 года в процессе общевойсковых учений под Гороховцом вертолёты искрометно показали свои лётные и боевые свойства.
В апреле 1986 года на Гороховецком полигоне прошли совместные полёты Ми-28А и Ка-50 по программке муниципальных совместных испытаний (ГСИ). Требование — найти на поле боя 25 целей. Экипаж Ми-28А на малой высоте, нашел все 25 целей, не будучи найденным. Лётчик Ка-50 на существенно огромных высотах, сумел найти только две цели.
Выкатка из сборочного цеха первого опытнейшего экземпляра Ми-28Н свершилась 16 августа 1996 года, 14 ноября 1996 года вертолёт в первый раз поднялся в воздух. Муниципальные совместные тесты опытнейшего боевого вертолёта Ми-28Н были начаты в мае 2005 года. Программкой ГСИ было предвидено проведение огромного объёма наземных работ и испытательных полётов, что обеспечивало возможность всесторонней оценки боевых параметров вертолёта. С целью решения оперативных вопросов, возникающих в процессе ГСИ и требующих резвого и компетентного решения, муниципальную комиссию по проведению ГСИ опытнейшего боевого вертолёта Ми-28Н, возглавил конкретно главнокомандующий ВВС. В конце декабря 2005 года на предприятии был проведён подъём первого серийного вертолёта последнего поколения Ми-28Н. 1-ый шаг ГСИ Ми-28Н завершен в 2007 году.
В согласовании с решением ГК ВВС, ГСИ вертолёта Ми-28Н были проведены в два шага. В рамках первого шага было выдано предварительное заключение о способности выпуска установочной партии вертолётов. При всем этом, решениями командования ВВС были сформированы технические виды вертолёта Ми-28Н, обеспечивающие после окончания первого шага ГСИ круглосуточное выполнение вертолётом боевых задач по уничтожению наземных целей с главным комплексом вооружения, второго шага ГСИ — воздушных целей с применением ракет класса «воздух-воздух», также высшую выживаемость вертолёта за счёт оснащения средствами радиоэлектронного угнетения.
ГСИ Ми-28Н завершены 26 декабря 2008. По результатам ГСИ установлено, что по лётно-техническим чертам, чертам стойкости и маневренности, способностям комплекса бортового радиоэлектронного оборудования, номенклатуре и точностям используемого орудия Ми-28Н в целом соответствует требованиям ТТЗ.
Вертолёт Ми-28Н «Ночной охотник» принят на вооружение приказом президента РФ 15 октября 2009 г., 27 декабря 2013 — министерством обороны.
Безопасность Ми-28
Для повышения живучести, получения оптимальных характеристик по прочности и надежности конструкторы использовали методики, отработанные при создании тяжеловеса Ми-26. При проектировании для получения наилучших показателей прорабатывалось множество схем. Одной из компоновок был так называемый «центральный сердечник». Предполагалось заключить все жизненно важные системы в центре фюзеляжа, а вокруг них были бы размещены второстепенные блоки.
От этого принципа было решено отказаться из-за нескольких причин:
сложность достижения необходимой прочности;
превышение вибрационных нагрузок и проблемы с их устранением;
уязвимость оборудования при выполнении задач.
В результате от привлекательного решения пришлось отказаться в пользу более классических.
Положительно на выживании машины в бою сказывается дублирование агрегатов, причем, друг от друга они взаимно экранируются, разносятся на существенное расстояние, которое позволяет защитить фюзеляж и прочие элементы компоновки. Более важные агрегаты установлены так, чтобы их прикрывали второстепенные узлы.
Если машина получила критические повреждения и находится на высоте более 100 метров, то отстреливаются двери кабин, затем специальный резак срезает ремни принудительного притягивания, надуваются баллонеты, исключающие травмирование экипажа о пушку или шасси. Пилоты спускаются на парашютах.
Если чрезвычайная ситуация произошла на высоте менее 100 м, то ремни принудительно фиксируют экипаж в креслах «Памир-К». При ударе основную энергию гасят стойки шасси в процессе деформации, после этого остаток силы удара гасят энергопоглощающие кресла. Они способны нивелировать нагрузку до 60G в вертикальной плоскости.
Вооружение вертолета
Для оснащения боевыми системами предусмотрено 4 точки подвески под пилонами, кроме того, используется пушка 2А42 калибра 30 мм. Орудие является подвижным и оснащается боекомплектом в 250 снарядов. Пушка поражает живую силу (до 4 км), легкобронированную (на 1,5 км) и малоскоростную воздушную технику (до 2,5 км).
На подвесах можно расположить следующие типы ракет:
НАР С-8 – 4Х (20 штук), относится к неуправляемым ракетам;
НАР С-13 — тоже неуправляемые, подходят для борьбы с живой силой врага, легкобронированными машинами и объектами инфраструктуры;
Управляемые ПТРК «Штурм-В» — 16 штук;
Управляемые «Атака-В» — 16 штук;
Управляемые «Атака-ВН» — 16 штук;
Для поражения авиации «Стрелец» с ракетой Игла-В – 4Х4.
От «летающей БМП» до «Опустошителя»
Ми-28 является усовершенствованным вариантом ударного вертолёта Ми-24, который был принят на вооружение в 1971 году. В войсках из-за выдающихся боевых характеристик машину стали называть «летающая БМП». Первый полёт опытный образец Ми-28 совершил в 1982 году. В 1989 году СССР представил детище ОКБ Миля на выставке в Ле Бурже.
Доработка вертолёта затянулась до середины 1990-х годов. В 1996 году в воздух поднялся Ми-28Н — модификация, приспособленная для применения в ночных условиях. В 1996 году ОКБ Миля совместно с НИИ Минобороны приступило к формированию облика нового ударного вертолёта. Усилия специалистов были направлены на разработку надёжной, неприхотливой и при этом «интеллектуальной» машины.
Также по теме
«Непревзойдённая машина»: чем уникален модернизированный вертолёт Ми-26
В России завершились предварительные испытания модернизированного тяжёлого транспортного вертолёта Ми-26Т2В. Об этом сообщила…
В результате Ми-28Н получил широкий спектр нового оборудования: бортовую радиолокационную станцию (БРЛС) «Арбалет НИИР «Фазотрон» (Москва), пилотажную тепловизионную станцию, систему картографической информации, вычислительную аппаратуру, которая способна формировать трёхмерное изображение участка местности.
Обновление оборудования позволило улучшить лётные характеристики Ми-28Н в сложных погодных условиях и во время полётов на предельно малой высоте (5—15 м). Также вертолёт получил возможность обнаруживать цели в складках местности и за деревьями. Вся информация об окружающей обстановке подвергается цифровой обработке и выводится экипажу на специальные экраны.
В арсенал Ми-28Н вошли 23-мм и 30-мм пушки, управляемые ракеты класса «воздух — воздух» «Игла», противотанковые ракеты «Атака» с радиокомандной системой наведения повышенной помехозащищённости, неуправляемые авиационные ракеты С-57, С-80 и С-13, а также пулемёты калибра 12,7 мм или 7,62 мм. Максимальная боевая нагрузка вертолёта составляет 2,3 т.
Опытно-конструкторские работы по Ми-28Н ОКБ Миля завершило в середине 2000-х годов. Серийное производство машины развернулось на Ростовском вертолётном заводе («Роствертол») в 2006 году. В России Ми-28Н стали называть «Ночной охотник», а на Западе — «Опустошитель». В общей сложности в войска было поставлено более 100 образцов.
В 2016 году Ми-28Н получил боевое крещение в Сирии. В арабской республике вертолёты уничтожали бронетехнику, живую силу и укреплённые пункты террористов.
Видео удара «Ночных охотников» по позициям боевиков ИГ* в Сирии
В интервью газете «Красная звезда» командир авиационного звена майор Евгений Сеелев рассказал, что множество боевых задач в САР экипажам Ми-28Н приходилось выполнять в ночное время.
По словам офицера, из-за постоянных ударов ВКС России днём террористы поменяли тактику, стараясь действовать после захода солнца. Чаще всего российские лётчики выходили на так называемую свободную охоту. Сеелев похвалил Ми-28Н за хорошо продуманную эргономику кабины, комфортные условия полёта, отличную манёвренность, огневую мощь и безукоризненную систему оптико-электронного подавления.
Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования
Комплекс БРЭО Ми-28Н по своим техническим характеристикам соответствует требованиям, предъявляемым к авиационному оборудованию 5-го поколения. Главный разработчик — ФНПЦ «РПКБ»
Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования Ми-28Н обеспечивает:
— автоматизированное распределение целей в составе группы
— боевое применение вертолёта круглосуточно и в сложных метеоусловиях;
— выполнение боевых задач на предельно малых высотах;
— взаимодействие с вертолётами группы, воздушными и наземными командными пунктами (КП), авианаводчиками;
— совместное (параллельное) применение средств поражения летчиком и оператором;
— возможность адаптации новых и уже используемых АСП;
— эксплуатацию вертолётов на значительных удалениях от аэродромов и баз за счёт использования принципа техобслуживания оборудования по техническому состоянию.
В основной состав комплекса входят:
— единая вычислительная система, обеспечивающая обработку информации по единому интерфейсу на базе ЭВМ «Багет-53»;
— информационно-управляющее поле кабины на базе многофункциональных жидкокристаллических индикаторов МФИ-10-6М и многофункционального пульта ПС-7В с применением устройства регистрации видеоинформации;
— навигационное оборудование в составе высокоточной ИНС-2000 и бесплатформенной курсовертикали СБКВ-2В-2 с комплексированием со спутниковой навигационной системой, доплеровским измерителем скорости и сноса (ДИСС) и системой воздушных сигналов (СВС), радиотехнической системы дальней навигации (РСДН);
— интегрированная система обнаружения радиоэлектронного и лазерного облучения и пеленгатора УФ-излучения;
— система автоматического управления (САУ);
— система управления оружием;
— нашлемная система целеуказания и индикации;
— обзорно-прицельная станция для обнаружения и распознавания объектов, прицеливания, захвата и автосопровождения объектов по телевизионному и тепловизионному каналам. В состав входят: система стабилизации линии визирования, система автоматического сопровождения целей, оптико-телевизионный канал, тепловизионный канал, лазерный дальномер;
— обзорно-пилотажная система летчика с очками ночного видения, предназначена для круглосуточного обзора местности, поиска и обнаружение объектов (ориентиров и препятствий). Состав: низкоуровневый телевизионный канал, тепловизионный канал, лазерный дальномер;
— пилотажный комплекс вертолёта;
— бортовой комплекс средств связи КСС-28Н-1, обеспечивает автоматический телекодовый обмен данными с наземными пунктами управления и другими летательными аппаратами, оборудованными аппаратурой, обеспечивающей встречную работу; дальнюю и ближнюю открытую и засекреченную радиосвязь через изделие криптозащиты и КВ-модем. Комплекс обеспечивает одновременную работу (прием — передача) по трем каналам связи, в том числе по двум телефонным каналам и одному телекодовому. Работает в режимах ФРЧ и ППРЧ
В состав БРЭО входит также АТТ (автомат теплотелевизионный) семейства «Охотник», разработки ФГУП «ГРПЗ». Это изделие на вертолёте Ми-28Н выполняет функции, связанные с интеллектуальной обработкой видеоизображений, в результате чего становится возможным видение фоноцелевой картины при любых погодных условиях в любое время суток. В АТТ впервые из всех моделей «Охотник», реализован высокоскоростной цифровой интерфейс для передачи видеосигналов при вибрациях и крене вертолёта, также обеспечивается автоматическое обнаружение и сопровождение целей.
Так же вертолёт способен осуществлять разведку и целеуказание боевым вертолётам и самолётам.
МИ-28Н оборудован станцией Л-150-28 (вариант исполнения Л-150 (СПО)).
Стратегия
Охотник теряет запас энергии в ультрафиолетовом свете и становится уязвимым, тем самым поднимая шансы выживших убить и ненадолго вывести из строя назойливого противника.
Постоянно используйте чувство выжившего, чтобы выследить охотника
Обращайте внимание на музыку — она меняется, когда охотник близко!
Держитесь вместе. Охотник отлично расправляется с одиночками
Однако не рекомендуется собираться в кучу, так как плевок или удар о землю может задеть всех сразу.
Используйте маскировку. Она поможет вам избежать обнаружения охотником с помощью крика.
Если охотник всё же напрыгнул — у вас есть пару секунд, чтобы успеть посветить УФ-фонарём ему в лицо, пока не стало слишком поздно.
Если есть возможность, прыгайте в воду. Пока вы плаваете, охотник не может вас атаковать ни атакой сверху, ни в ближнем бою (он умеет плавать). Однако, охотник всё же может выстреливать в вас плевками, которые отключают чувство выжившего, ваш УФ-фонарь или призывают орду.
Охотник умеет совершать удар на бегу, отталкивающий человека и наносящий ему урон. Чтобы избежать этого, нужно, имея навык «Скачок», успеть перепрыгнуть охотника, тогда тот промахнётся и, споткнувшись, будет одну секунду находиться в бездейственном положении. Так же при данной атаке охотника удобно находиться спиной к шипам: после «Скачка» охотник будет нанизан на шипы.
Охотника легко убить, играя вдвоём. Один должен светить в него УФ-фонарём. Другой делает удар в прыжке, сбивающий врага с ног. С такой техникой надо меняться, ведь УФ-фонарь не бесконечный.
Никогда не тратьте полностью УФ-фонарь! Вы не сможете защититься, когда охотник снова нападёт. Если же потратили УФ-фонарь, используйте УФ-ракеты которые обеспечат безопасную зону на некоторое время
Не пытайтесь уйти от боя с охотником, прячась в «безопасных зонах». Если вы будете долго сидеть внутри и не дадите боя охотнику, то ему будет присуждена победа.
Обзор корма для кошек Ночной охотник
Кроме корма Ночной охотник этот же производитель выпускает рационы для собак, кошек хорьков и птиц под брендами «Верные друзья», Puffins, Herbax.
Состав корма Ночной охотник
Ниже мы отдельно ознакомим вас с составом сухого корма Ночной охотник для кошек и составом влажного корма этой же марки.
Сухой корм
Рассмотрим состав сухого корма Ночной охотник на примере варианта «Курица и рис, для взрослых кошек». К сожалению найти данного корма в местных зоомагазинах не удалось, поэтому знакомится с составом будем не по фото с упаковки, а по данным с официального сайта:
Данные о составе сухого корма для кошек Ночной охотник, взятые с официального сайта.
На первом месте — мясная куриная мука, является источником белка (даже самая плохая мясная мука должна содержать его не меньше 50%). Далее по составу еще есть мука рыбная и мука мясная, тоже источники белка. Не уточняется из каких животных мука мясная.
Второй и третьи ингредиент — рис и кукуруза соответственно, источники углеводов. Жир животный пищевой и соевое масло — источники жирных кислот. Пульпа сахарной свеклы — источник клетчатки. Куриный печеночный экстракт — натуральный ароматизатор.
Семена льна богаты ненасыщенными жирными кислотами. Дрожжи содержат витамины B-группы. Остальные ингредиенты — добавки витаминов, минералов и других полезных веществ.
Влажный корм
Ознакомимся с составом влажного корма Ночной охотник (кусочки в соусе) взяв для примера вариант «для котят с говядиной».
Состав влажного корма для кошек Ночной охотник.
Основа состава — мясо и отборные субпродукты, общий процент ингредиента не указан, уточняется лишь что в нем не менее 20% говядины. Что именно за «отборные субпродукты» тоже не уточняется.
Далее идут «злаки», не уточнено ни сколько их, ни какие именно. За ними расположились «растительное масло», «минеральные вещества» (уточняются в пункте «Пищевая ценность»), таурин (незаменимое и полезное для кошек вещество), витамины A, D,E (tocopherol).
В целом состав выглядит лучше чем у ранее обозреваемых влажных кормов Sheba и Gourmet, где говядины (или курицы и т.п., зависимо от варианта) было всего по 4%.
Плюсы и минусы
Преимущества корма этой марки:
- источник белка — мясные ингредиенты, не используются экстракты растительных белков;
- неплохая витаминно-минеральная добавка;
- есть сухие корма, консервы, паучи;
- низкая цена (корм дешевле импортных аналогов).
Недостатки корма Ночной охотник:
- сухой корм мало распространен, в большинстве зоомагазинов есть только консервированный корм этой марки;
- не уточняются процентное количество основных ингредиентов;
- используется мясная мука (хотя это лучше чем «животный белок» и «экстракт растительных белков», используемые в так популярном Royal Canin).
Вооружение Ми-28Н
— Встроенное стрелково-пушечное: 1 × 30-мм пушка 2А42, боекомплект 250 снарядов.
— Точек подвески: 4
— Неуправляемое ракетное: НАР С-8 — 4 х 20 шт; НАР С-13 Неуправляемые ракеты созданы для поражения живой силы, лёгкой бронетехники и объектов инфраструктуры. Главное достоинство — дешевизна.
— Управляемое ракетное: ПТРК «Штурм-В»; «Атака-В»; «Атака-ВН» (16 шт.); «Воздух-воздух»: «Стрелец» с ракетой Игла-В — 4 x 4 шт.
— 30-мм пушка НППУ-28 боекомплект 150 снарядов, подача снарядов двухсторонняя селективная, есть возможность выбора снарядов: бронебойного либо ОФЗ. Создана для поражения легкобронированной техники на дальности 1500 м, живой силы до 4000 м и малоскоростных воздушных целей до 2500 м. Для увеличения точности стрельбы ствол амортизирован. Боекомплект состоит из бронебойных и осколочно-фугасных снарядов. Спектр отличия пушки: по азимуту ±110°; по углу места +13…-40°. Пушка синхронизирована с прицелом. Лётчик также может вести огнь при помощи ИЛС либо нашлемного прицела. Опыт внедрения пушек на разных вариантах Ми-24 показал, что подвижная пушка еще удобнее в эксплуатации: разворот счетверённого пулемёта на турели Ми-24Д занимал в 3-4 раза меньше времени, чем разворот всего вертолёта Ми-24П с недвижной пушкой. Вертолёту с подвижной пушкой не нужно разворачиваться, гася при всем этом скорость до 100 км/ч, что делает вертолёт более уязвимым для противника.
— УР Атака-В (балочный держатель ДБ-3УВ) создана для ликвидирования бронетехники, живой силы, вертолётов, ДОТ, ДЗОТ. Управление ракетой осуществляется через помехозащищённый радиоканал миллиметрового спектра (узенькая диаграмма направленности), передатчик находится в носовой части вертолёта, приёмник размещен в задней части ракеты. Может быть применение ракет сразу с 10 носителей. В купе с автоматом сопровождения цели, вертолёт может маневрировать с углом рыскания ±110°, по наклону ±30°. В отличие от лазерно-лучевых систем наведения, имеет преимущество в неограниченном времени управления ракетой с высочайшим темпом стрельбы, лазерные системы наименее надёжны в критериях задымлённости (запылённости и тумана).
— Ракета с ТГСН Игла-В создана для поражения малоразмерных БПЛА, вертолётов, самолётов, крылатых ракет. На ракете Игла предвидено остывание головки самонаведения ракеты, что позволяет поражать цели не только лишь по теплу от жарких выхлопных газов мотора, да и любые теплоконтрастные цели, ГСН ракет обеспечивает селекцию термических помех.
— КМГУ-2 — контейнер для компактных грузов, для постановки минных заграждений.
«Николай Михайлович» выходит на охоту
Ми-28НМ (ночной модернизированный) – это новейшая модификация «Ночного охотника», разработка которой началась в 2009 году. В ней учтены все замечания, которые получил Ми-28Н во время государственных испытаний. Еще одной задачей модернизации стала замена иностранных комплектующих на отечественные. Военные пилоты очень рады новому вертолету, который за свои качества уже получил от них уважительное прозвище «Николай Михайлович».
Разработчики сделали многое, чтобы экипажу «Ночного охотника» было удобнее работать, особенно в темноте. Информация о работе систем и ходе полета стала более обширной и наглядной. У вертолета появилась новая прицельно-поисковая система.
Ми-28НМ
Бронированная кабина защищает экипаж от бронебойных пуль и снарядов калибра до 20 мм. В штурманской кабине создана полноценная система управления машиной, так что даже в случае прямого попадания в кабину летчика штурман сможет продолжить полет. Подобная схема уже была реализована в учебно-боевой версии Ми-28УБ. По отзывам летчиков-испытателей кабина Ми-28НМ по размерам и шумоизоляции стала напоминать салон пассажирского самолета.
Ключевым новшеством Ми-28НМ стал двигатель. Серийные Ми-28 оснащались силовыми установками ТВ3-117, основное производство которых осталось на Украине. В рамках импортозамещения в «ОДК-Климов» был разработан двигатель ВК-2500, собирающийся полностью из российских комплектующих. Его последняя модификация ВК-2500П и устанавливается на Ми-28НМ.
Новый двигатель отличается от базового модернизированной системой автоматического управления типа FADEC и противопожарной защитой, которые обеспечивают безопасность полетов, упрощают обслуживание и улучшают технические характеристики силовой установки в целом. Мощность двигателя значительно увеличилась, а ресурс до первого капитального ремонта вырос с 2000 до 3000 час/циклов. Кроме того, новый двигатель делает возможным применение «Ночного охотника» в широком диапазоне температур.
В Ми-28НМ используется конструкция предшественника, а самым заметным внешним отличием стала надвтулочная радиолокационная станция Н025. Этот шар, расположившийся над основным винтом вертолета, помогает экипажу находить цели даже вне зоны видимости. Прежде подобное оборудование устанавливалось только на экспортные модели. Лопасти несущего винта выполнены из композитных материалов, что позволяет завершить полет даже при попадании в винт снарядов калибра 20-30 мм.
Концепция «воздушного танка» подразумевает возможность использования на вертолете широкой номенклатуры вооружения. По-прежнему в арсенал Ми-28НМ входят различные типы управляемых и неуправляемых ракет. Также в 2019 году представители КБ Миля рассказали, что новый вертолет получит первую в стране многофункциональную вертолетную ракету класса «воздух-воздух»/«воздух-поверхность» с головкой самонаведения. Ракета отличается повышенной дальностью, что позволяет экипажу уничтожать цели, не заходя в опасную зону.
Фото: «Вертолеты России»
Для собственной защиты «Ночной суперохотник» оснащается лазерной станцией подавления, разработанной холдингом КРЭТ. Ее работа заключается в создании фантомных целей для ракет противника, наводящихся на вертолет с помощью лазера. Также в новой машине заложена очень перспективная функция взаимодействия с беспилотниками. При этом есть несколько сценариев работы – когда дрон выполняет функции целеуказания для Ми-28НМ или когда он управляется штурманом непосредственно с борта вертолета.
Ми-28НМ, как и предыдущие модели, выпускается на ростовском заводе «Роствертол» холдинга «Вертолеты России». О боевых испытаниях опытного образца нового «Ночного охотника» в 2019 году рассказал Сергей Шойгу. По словам министра обороны, Ми-28НМ принял участие в боевых действиях в Сирии, то есть машина успешно прошла проверку в условиях жаркого климата и пустыни. В том же году Министерство обороны заключило с холдингом «Вертолеты России» контракт на поставку 98 вертолетов Ми-28НМ до конца 2027 года. «Ночной суперохотник» продолжает проходить испытания, одновременно с которыми в сентябре текущего года запущено серийное производство, и совсем скоро Ми-28НМ пополнит армейскую авиацию.
Летно-технические характеристики и применение в боях
Сравнительная таблица показывает, что, несмотря на самый большой вес в своем классе вертолетов, российская машина уступает только Denel AH-2 по радиусу действия. Но южноафриканская машина выпущена тиражом всего 12 экземпляров, поэтому ее нельзя рассматривать как серьезного соперника.
Параметр | Ми-35М | Denel AH-2 | McDonnell AH-64D Apache |
---|---|---|---|
Страна-изготовитель | Россия | ЮАР | США |
Длина, мм | 17490 | 18730 | 17760 |
Высота, мм | 4160 | 5185 | 4660 |
Диаметр основного винта, мм | 17200 | 15580 | 14630 |
Диаметр рулевого винта, мм | 3840 | 6355 | 2790 |
Предельный вес, кг | 11500 | 8750 | 9525 |
Мощность силовой установки на взлете, л.с. | 2*2200 | 2*1845 | 2*1695 |
Максимальная скорость, км/час | 300 | 309 | 365 |
Боевой радиус, км | 550 | 704 | 482 |
Перегоночная дальность, км | 1000 (с внешними баками) | 1260 | 1899 |
Потолок, м | до 5400 | до 6100 | 4465 |
Экипаж, чел | 2 | 2 | 2 |
Грузоподъемность | 2400 кг или 8 чел. | 2032 кг | 771 кг |
На вертолетах AH-2 используется 20 мм пушка, имеющая значительный (700 выстрелов) боекомплект. Расширенный (до 1200 штук) запас патронов имеет и 30 мм пушка М230, применяемая на Apache. Российская машина Ми-35 может противопоставить зарубежным аналогам подвесные контейнеры со стрелковым вооружением. Перечень ракетного вооружения на вертолетах схожий, включает в себя неуправляемые и управляемые ракеты, предназначенные для борьбы с наземными целями.
Из-за небольшого числа построенных машин, она ограниченно используется в боевых конфликтах. Первая потеря строевого Ми-35М произошла из-за недостаточной квалификации экипажа и ошибочной работы радара. В начале осени 2012 года вертолет врезался в склон горы в Дагестане.
Первым относительно боевым опытом использования техники стало патрулирование приграничных зон России и Украины, выполнявшееся в период присоединения Крыма. Вертолеты Ми-35М вступили в настоящий бой в ходе борьбы с исламскими террористами на территории Ирака. В середине 2014 года две машины были уничтожены огнем с земли, при этом оба экипажа погибли.
На счету иракских вертолетчиков числятся несколько десятков уничтоженных террористов. Машины применяются ВКС России в боевых действиях на территории Сирии. На сегодняшний день официально признана потеря двух российских вертолетов.
Кроме того, предприятие продолжает вести модернизацию техники. Минусом является скудное финансирование и одновременный выпуск вертолета Ми-28Н, который требует ресурсов для дальнейшего развития. Несмотря на сложности, коллектив завода выводит машины Ми-35 на новые рынки.
Так, в 2017 году первые машины получил Пакистан, Мали и Нигерия. В текущем году поставки Ми-35 в эти страны продолжатся. В 2018 году планируется передача 12 боевых вертолетов Узбекистану. Эти факты указывают на то, что техника ОКБ Миля продолжает оставаться востребованной на мировом рынке вооружений.