Малые противолодочные корабли проекта 1124м

Содержание:

Вооружение

  • 76-мм артиллерийская установка АК-176
  • 30-мм артиллерийская установка АК-630М
  • Пусковая установка зенитно-ракетного комплекса «Оса-МА»
  • Реактивная бомбометная установка РБУ-6000 «Смерч-2»
  • 2 спаренных 533 мм торпедных аппарата
  • 12 глубинных бомб или 18 мин

Радиотехническое вооружение

  • Комплекс РЭБ ПК-16 (2 ПУ КЛ-101) — выстрелы АЗ-ТСП-60УМ
  • РЛС общего обнаружения МР-302 «Рубка»
  • РЛС РТР «Бизань-4Б»
  • НРЛС «Дон»
  • Аппаратура госопознавания «Никель-КМ»
  • Радиопеленгатор АРП-50Р
  • ГАК МГК-335МС
  • ОГАС МГ-339Т «Шелонь»
  • ГАС звукоподводной связи МГ-26 «Хоста»
  • ГАС КМГ-12 «Кассандра»
  • ГАС приема сигналов гидроакустических буев МГС-407К
  • Станция обнаружения теплового кильватерного следа ПЛ МИ-110КМ
  • Станция обнаружения радиационного кильватерного следа ПЛ МИ-110Р

Назначение и решаемые кораблем задачи

МПК пр.11451 предназначался для проведения поиска и уничтожения подводных лодок неприятеля, а так же для патрулирования отдельных районов. Особенностью данного корабля стали высокая скорость, мощное вооружение, ГАС с большой дальностью действия. Эти особенности позволяли применять тактику поисковых групп, состоящих из 3-4 кораблей, которые скачкообразно с высокой скоростью обследовали район поиска подводной лодки. Первый корабль, установивший контакт с целью, принимал функцию наводящего и непрерывно снабжал группу атакующих кораблей координатами цели. Корабль мог выполнять основные боевые задачи на удалении до 200 миль от берега.

Корабль выполнял следующие боевые задачи:

1. Сопровождение судов и кораблей в прибрежных районах в режиме противолодочной охраны.

2. Прикрытие входа (выхода) кораблей и подводных лодок в базы.

3. Перехват и уничтожение подводной лодки, осуществляющей прорыв в охраняемый участок через систему раннего оповещения. Одна группа кораблей могла обеспечить охрану участка протяженностью до 150 миль.

4. Контрольный поиск в указанном районе. Площадь обследуемого участка составляет 1800…5500 миль /ч в режиме шумопеленгации.

Назначение и решаемые кораблем задачи

МПК пр.11451 предназначался для проведения поиска и уничтожения подводных лодок неприятеля, а так же для патрулирования отдельных районов. Особенностью данного корабля стали высокая скорость, мощное вооружение, ГАС с большой дальностью действия. Эти особенности позволяли применять тактику поисковых групп, состоящих из 3-4 кораблей, которые скачкообразно с высокой скоростью обследовали район поиска подводной лодки. Первый корабль, установивший контакт с целью, принимал функцию наводящего и непрерывно снабжал группу атакующих кораблей координатами цели. Корабль мог выполнять основные боевые задачи на удалении до 200 миль от берега.

Корабль выполнял следующие боевые задачи:

1. Сопровождение судов и кораблей в прибрежных районах в режиме противолодочной охраны.

2. Прикрытие входа (выхода) кораблей и подводных лодок в базы.

3. Перехват и уничтожение подводной лодки, осуществляющей прорыв в охраняемый участок через систему раннего оповещения. Одна группа кораблей могла обеспечить охрану участка протяженностью до 150 миль.

4. Контрольный поиск в указанном районе. Площадь обследуемого участка составляет 1800- 5500 миль /ч в режиме шумопеленгации.

Вооружение

  • 76-мм артиллерийская установка АК-176
  • 30-мм артиллерийская установка АК-630М
  • Пусковая установка зенитно-ракетного комплекса «Оса-МА»
  • Реактивная бомбометная установка РБУ-6000 «Смерч-2»
  • 2 спаренных 533 мм торпедных аппарата
  • 12 глубинных бомб или 18 мин

Радиотехническое вооружение

  • Комплекс РЭБ ПК-16 (2 ПУ КЛ-101) — выстрелы АЗ-ТСП-60УМ
  • РЛС общего обнаружения МР-302 «Рубка»
  • РЛС РТР «Бизань-4Б»
  • НРЛС «Дон»
  • Аппаратура госопознавания «Никель-КМ»
  • Радиопеленгатор АРП-50Р
  • ГАК МГК-335МС
  • ОГАС МГ-339Т «Шелонь»
  • ГАС звукоподводной связи МГ-26 «Хоста»
  • ГАС КМГ-12 «Кассандра»
  • ГАС приема сигналов гидроакустических буев МГС-407К
  • Станция обнаружения теплового кильватерного следа ПЛ МИ-110КМ
  • Станция обнаружения радиационного кильватерного следа ПЛ МИ-110Р

Описание конструкции

Основная статья: МПК на подводных крыльях проекта 11451 «Сокол».

Схема общего вида и разрез МПК проекта 11451

МПК проекта 11451, вид сбоку

МПК проекта 11451, продольный разрез

Корпус

Корпус гладкопалубный, катерного типа; выполнен сварным из лёгких алюминиево-магниевых сплавов марок АМг-61, АМг-61Т и АМг-61Н. Шесть переборок делили корпус на семь водонепроницаемых отсеков.

Крыльевое устройство в виде отдельных носового и кормового комплексов было выполнено из титанового сплава и крепилось к корпусу болтовыми соединениями.

Энергетическая установка и ходовые качества

Главная энергетическая установка на корабле газотурбинная и состояла из трёх газотурбинных двигателей: двух агрегатов М10Д по 20000 л. с. в качестве основных и одного маршевого агрегата М16 мощностью 10000 л. с., обеспечивающего малый и задний ход. Газотурбинные агрегаты посредством редукторов приводили во вращение шесть гребных винтов, смонтированных попарно тандемом на трёх угловых стойках; каждый из трёх агрегатов приводил свою собственную пару винтов. Основные двигатели при большей мощности отличались меньшим ресурсом и были нереверсивными, а маршевый, предназначенный для более длительной работы на любых ходах, имел больший ресурс и возможность реверса.

Для маневрирования на малом ходу корабль был оснащён двумя выдвижными поворотными колонками в корме и одним подруливающим устройством в носовой части.

Электроэнергию обеспечивали два дизель-генератора по 200 кВт каждый; бортовая сеть питалась переменным трёхфазным током 390 В при частоте 50 Гц.

При подъёме на крыльях корабль мог развивать скорость свыше 60 узлов, и набирал он эту скорость с полного стопа за время менее трёх минут. Передвижение на крыльях и применение оружия допускалось при волнении моря до 5 баллов, а безопасное плавание на водоизмещающем режиме, без выхода на крыло, допускалось при волнении до 8 баллов.

История создания

В 60-х годах главнокомандующий ВМФ СССР С. Г. Горшков дал указание начать разработку нового малого противолодочного корабля с повышенными возможностями противовоздушной и противолодочной обороны. Предполагалось получить новый мощный противолодочный корабль для ближней и прибрежной морских зон, как развитие проекта 204. Впервые на практике военно-морского судостроения небольшой корабль должен был получить на вооружение зенитно-ракетный комплекс самообороны и мощную буксируемую гидроакустическую станцию. В 1963 году Зеленодольскому ЦКБ -340 было выдано техническое задание на проектирование малого противолодочного корабля под шифром «Альбатрос». Главным конструктором корабля был назначен руководитель бюро Ю. А. Никольский.

В ходе конструкторских работ главное внимание было уделено выбору наиболее оптимальных обводов корпуса будущего надводного корабля. Чтобы добиться требуемой 35 узловой скорости полного хода при стандартном водоизмещении 800 тонн, предложили так называемые комбинированные обводы корпуса

Основной трудностью стала необходимость оптимизации мореходных качеств корпуса, и его ходкости при условии наличия большого подкильного обтекателя гидроакустической станции.

Надводный корабль получил гладкопалубную архитектуру с развитой носовой надстройкой во всю ширину палубы, что придавало альбатросам их неповторимый внешний облик. Сплошная протяженная надстройка в сочетании с изящной седловатостью не только повышала высоту надводного борта, но и позволила получить солидные дополнительные объемы внутри корпуса.

В проект 1124М установили более совершенный ЗРК «Оса-МА», 76-мм АУ, РЛС «Топаз-2В», ГАС с антенной в подкильном обтекателе «Платина-С» и подруливающее устройство «Поворот-159», которое обеспечивает управление кораблем во время использования ГАС «Шелонь-Т». Для компенсации весов и размещения аппаратуры КТУ-71 (телеуправления торпед) сняли одну РБУ-6000 с боезапасом и сократили запасы топлива, и на некоторых кораблях устанавливался ПЗРК «Стрела-3»

Подводные лодки


Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской» проекта 941

Центральный Военно-Морской Портал

Тяжелый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ТРПКСН) «Дмитрий Донской» (Северный флот) – головной корабль серии. Лодка заложена 30 июня 1976 года на «Севмашпредприятии» и вступила в строй ВМФ в 1981 году. В 1982 году вошла в состав Северного флота. 7 октября 2002 года стала именоваться «Дмитрий Донской». Самая большая подлодка в мире.

Самое интересное из истории подлодки

В 1987 и 1989 годах лодку занесли на Доску почета ВМФ и МО. В 1989 году вернулась на «Севмашпредприятие» для капитальной модернизации по проекту 941У. В 1991 году модернизацию свернули. В 1996 году началась модернизация по проекту 941УМ. 26 июля 2002 года лодка повторно введена в состав Северного флота. В 2008 году прошла ремонт и модернизацию на «Севмаше».

С 2008 по 2010 годы с борта произведено несколько пусков БР «Булава-М».

Назначение

«Акула» предназначена для нанесения ракетных ударов по стратегически важным военно-промышленным объектам противника.

Б-459 «Владикавказ» – дизельная подводная лодка проекта 877


ДЭПЛ «Владикавказ»

АО «ЦС «Звездочка»

ДЭПЛ «Владикавказ» (Северный флот) заложена 25 февраля 1988 года на имени Жданова в Горьком под наименованием Б-459, спущена на воду 29 апреля 1990 года, вошла в состав флота в сентябре 1990 года. 2 августа 1997 года получила наименование «Владикавказ» в связи с установлением над лодкой шефских связей администрацией Северной Осетии.

Самое интересное из истории подлодки

12 ноября 2008 года поставлена на ремонт на в Северодвинске. 27 мая 2020 года выходила в море для участия в межвидовых учениях.

Назначение

ДЭПЛ проекта 877 служат для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями противника в ближней морской зоне и мелководных районах, в которых многоцелевые атомные подлодки в силу своих размеров лишены свободы маневра и не могут действовать достаточно скрытно.

«Великий Новгород» – дизель-электрическая подводная лодка проекта 636.3 «Варшавянка»


ДЭПЛ проекта 636.3 «Великий Новгород»

FlotProm

ДЭПЛ «Великий Новгород» (Черноморский флот) заложена на Адмиралтейских верфях 30 октября 2014 года. Спущена на воду 18 марта 2020 года. Передана флоту 26 октября 2020 года.

Самое интересное из истории подлодки

23 июня 2020 года участвовала в учениях минно-тральных сил Балтийского флота.

Назначение

ДЭПЛ «Великий Новгород» предназначена для борьбы с подводными лодками и кораблями противника, для обороны военно-морских баз, береговых и морских коммуникаций, разведывательной и патрульной деятельности на коммуникациях противника.

«Колпино» – дизель-электрическая подводная лодка проекта 636.3 «Варшавянка»


Подъем Андреевского флага на борту подлодки «Колпино» (пр. 636.3, «Варшавянка»)

ЦВМП

ДЭПЛ «Колпино» (Черноморский флот) заложена на Адмиралтейских верфях 30 октября 2014 года. Спущена на воду 31 мая 2020 года. В августе 2020 года подлодка «Колпино» вышла на заводские ходовые испытания. 24 ноября 2016 года официально подлодка передана ВМФ РФ, на борту поднят Андреевский флаг.

Назначение

ПЛ «Колпино» предназначена для борьбы с подводными лодками и кораблями противника, для обороны военно-морских баз, береговых и морских коммуникаций, разведывательной и патрульной деятельности на коммуникациях противника.

Центральный военно-морской портал подготовил полную программу празднования дня ВМФ – как в Кронштадте, так и в других морских городах России.

История создания

Разрабатывались специалистами Зеленодольского судостроительного завода, в Германской Демократической Республике(ГДР). Главным наблюдающим от ВМФ по проекту был назначен капитан 2 ранга О. К. Коробков. Корабли разработаны на базе малого противолодочного корабля проекта 1124, строились для собственных ВМС (тип «Parchim»), по заказу СССР, для стран Организации Варшавского договора и на экспорт. Головной МПК проекта 1131 вступил в строй ВМФ ГДР в 1981 году. По своим ТТЭ уступают прототипу (отсутствует ЗРК «Оса-М»), но отличаются исключительно высоким качеством постройки.

Проект 1131М модернизированный вариант с обновлённым артиллерийским, гидроакустическим и радиотехническим вооружением. Головной МПК-192 проекта 1131М вступил в строй Балтийского флота в 1986 году.

В составе ВМФ СССР

БПК «Адмирал Чабаненко»

В конце 50-х годов ХХ века в СССР было принято решение создать эшелонированную противолодочную оборону, где в дальней зоне лодки перехватывались вертолётоносцами (проекта 1123) и базовой противолодочной авиацией, а в ближней — ракетными сторожевыми кораблями, первыми из которых стали БПК проекта 61. Стоит отметить, что временно в состав ВМФ СССР включались также корабли проекта 61МЭ, которые строились по заказу ВМС Индии. Позже в составе индийского военного флота эти БПК были переклассифицированы в эсминцы.

Дальнейшим развитием БПК проекта 61 стали большие противолодочные корабли с усиленным вооружением – проект 1134 «Беркут», решение о проектировании которых было принято ЦК КПСС и Советом Министров СССР 30 декабря 1961 года.

Позже проект 1134 получил развитие в виде БПК проектов 1134А и 1134Б. Несмотря на большую схожесть названий этих проектов, по сути это были существенно отличающиеся друг от друга корабли.

По тактико-техническому заданию 1972-1973 годов Северным проектно-конструкторским бюро был разработан проект новых противолодочных кораблей проекта 1155. Всего было построено 12 таких БПК.

В середине 1970-х годов в СССР начались работы по созданию нового корабля, который должен был стать ответом на создание в США крупной серии современных эсминцев УРО типа Spruance. Однако созданные эсминцы проекта 956 не удовлетворяли требованию универсальности из-за недостаточно эффективных противолодочных средств. По этой причине на основе БПК проекта 1155 был создан новый проект – большие противолодочные корабли проекта 11551. Всего планировалось построить 10 кораблей данного типа, однако до развала СССР были заложены только 3 из них, а достроен только один – «Адмирал Чабаненко».

Кроме перечисленных типов, к БПК также относили переоборудованные из эскадренных миноносцев боевые единицы – проекты 57А и 56-ПЛО. Также до 1977 года к большим противолодочным относились корабли проекта 1135, которые позже переклассифицировали в сторожевые (СКР).

Список больших противолодочных кораблей ВМС СССР

БПК проекта 57А БПК проекта 61 БПК проекта 61МЭ БПК проекта 1134 «Беркут» БПК проекта 1134А БПК проекта 1134Б БПК проекта 1155 БПК проекта 11551
«Гневный» (1958) «Комсомолец Украины» (1960) «Надёжный» (1977) «Адмирал Зозуля» (1965) «Кронштадт» (1968) «Николаев» (1969) «Удалой» (1980) «Адмирал Чабаненко» (1992)
«Упорный» (1959) «Сообразительный» (1961) «Губительный» (1978) «Вице-адмирал Дрозд» (1968) «Адмирал Исаков» (1968) «Очаков» (1971) «Вице-адмирал Кулаков» (1980)
«Гремящий» (1959) «Проворный» (1962) «Ловкий» (1979) «Владивосток» (1968) «Адмирал Нахимов» (1969) «Керчь» (1972) «Маршал Василевский» (1981)
«Жгучий» (1959) «Огневой» (1963) «Твёрдый» (1983) «Севастополь» (1969) «Адмирал Макаров» (1970) «Азов» (1973) «Адмирал Захаров» (1982)
«Зоркий» (1960) «Образцовый» (1964) «Толковый» (1986) «Маршал Ворошилов» «Петропавловск» (1974) «Адмирал Спиридонов» (1983)
«Бойкий» (1959) «Одарённый» (1964) «Адмирал Октябрьский» (1971) «Ташкент» (1975) «Адмирал Трибуц» (1983)
«Дерзкий» (1960) «Отважный» (1964) «Адмирал Исаченков» (1972) «Таллин» (1976) «Маршал Шапошников» (1985)
«Гордый» (1960) «Славный» (1965) «Маршал Тимошенко» (1973) «Симферополь» (1987)
«Храбрый» (1961) «Стройный» (1965) «Василий Чапаев» (1974) «Адмирал Левченко» (1985)
«Стерегущий» (1966) «Адмирал Юмашев» (1976) «Адмирал Виноградов» (1987)
«Красный Кавказ» (1966) «Адмирал Харламов» (1988)
«Решительный» (1966) «Адмирал Пантелеев» (1988)
«Смышлёный» (1966)
«Строгий» (1967)
«Сметливый» (1967)
«Смелый»
«Красный Крым» (1969)
«Способный» (1970)
«Скорый» (1971)
«Сдержанный» (1972)

Вооружение кораблей

Иногда БПК проекта 1155.1 называют эскадренными миноносцами. Это связано главным образом с существенным изменением комплекса вооружения. Единственный представитель этого подтипа, «Адмирал Чабаненко», намного более универсален, чем его предшественники.

БПК проекта 1155

На борту БПК проекта 1155, таких, как «Удалой», или «Адмирал Харламов», размещалось противолодочное, артиллерийское и противовоздушное оружие. Оно позволяло уничтожать практически все виды целей, а также защищать корабль от крылатых ракет и торпед.

Главной частью противолодочного вооружения является комплекс «Раструб-Б» для стрельбы ракето-торпедами. Он представляет собой две пусковые установки, размещенные под ходовым мостиком.

Схема применения комплекса «Раструб-Б»

При установлении контакта с подводной лодкой, находящейся на расстоянии до 50 километров от корабля, может быть выполнен запуск ракеты, которая доставит в район обнаружения субмарины малогабаритную торпеду УГМТ-1 (имеется также вариант с боевой частью в виде ядерной глубинной бомбы). Это средство поражения способно самостоятельно выполнять поиск целей и наводиться на них. Всего в двух установках имеется восемь ракето-торпед.

На коротких дистанциях (до шести километров) против субмарин, или для перехвата атакующих торпед может быть применен двенадцатиствольный реактивный бомбомет РБУ 6000 «Смерч-2». На кораблях проекта 1155 имеется две таких установки. Размещены они на кормовой надстройке.

Кроме того, БПК оснащается двумя торпедными аппаратами (в каждом по четыре трубы) . Устанавливаются они на вращающихся платформах. В состав боекомплекта могут входить как противолодочные торпеды СЭТ-65, так и 53-63К для поражения надводных целей.

Дополняют артиллерийское вооружение четыре шестиствольных автомата АК-630 калибром 30 мм. Эти установки предназначены для уничтожения воздушных целей, включая подлетающие противокорабельные ракеты. Кроме того, автоматы могут с успехом применяться против небольших судов.

Модуль из четырех пусковых установок комплекса «Кинжал». Находится на полубаке

Противовоздушная оборона корабля обеспечивается зенитно-ракетным комплексом «Кинжал». На полубаке размещен модуль с четырьмя пусковыми установками, еще четыре таких устройства находятся на корме – две продольно в передней части задней надстройки, между реактивными бомбометами, и еще две поперечно в задней части средней настройки. В состав боекомплекта входит 64 ракеты, по 8 на каждую установку.

Дальность действия «Кинжала» составляет 12 километров, высота поражения целей – от 10 до 6000 метров. Вертикальный старт ракет обеспечивает всеракурсность комплекса, способного одновременно вести огонь по четырём разным целям. Основной режим работы «Кинжала» автоматический, система самостоятельно выбирает приоритетные цели и осуществляет запуск.

БПК проекта 1155.1

«Адмирал Чабаненко», единственный представитель больших противолодочных кораблей проекта 1155.1, наряду с противолодочным и противовоздушным оружием мог применять крылатые ракеты «Москит-М», предназначенные для поражения надводных кораблей и наземных объектов, находящихся на значительном удалении. Дальность действия этого оружия при полете по маловысотной траектории на сверхзвуковой скорости (до 2,5М) может составлять до 120 километров.

Несмотря на то, что в ходе учений американским корабельным средствам ПВО удалось по крайней мере один раз поразить малоразмерную цель, летящую со скоростью «Москита», проделать то же самое с настоящей ракетой будет значительно труднее, поскольку она еще и маневрирует по траектории, причем очень активно.

Противокорабельная крылатая ракета «Москит»

Перечень других изменений, внесенных в комплекс вооружения, выглядит следующим образом:

  1. Установки «Раструб-Б» демонтированы. Вместо них используется противолодочный комплекс «Водопад» — те же самые ракето-торпеды запускаются из обычных торпедных аппаратов. Боекомплект составляет 64 ракето-торпеды;
  2. Вместо двух артустановок АК-100 поставлена одна двуствольная АК-130;
  3. Автоматы АК-630 демонтированы;
  4. Установлены два боевых модуля зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик»;
  5. Вместо РБУ-6000 используются РБУ-12000 – десятиствольные 300-мм реактивные бомбометы.

ЗРАК «Кортик» представляет собой комбинацию из пусковой установки для зенитных ракет 9М311-1 и двух шестиствольных автоматических пушек калибра 30 мм. Он способен уничтожать воздушные цели на дистанциях до 8 километров в диапазоне высот от 5 до 3500 метров. В боекомплект входят 128 ракет и 24 000 патронов.

Служба

1 октября 1992 года корабль вышел из порта Севастополь и своим ходом начал переход в Петропавловск-Камчатский. 20 декабря 1992 года прибыл в пункт базирования на Камчатке. Зачислен в состав 117-го дивизиона ПЛК 114-й БрОВР ТОФ (бухта Завойко). За время перехода, который занял 81 сутки, экипаж прошел 2 океана, 12 морей и 14 проливов, всего пройдено 11 815 миль. Индийский океан МПК-82

прошел на буксире.

23 февраля 1993 года поднял Андреевский флаг. МПК-82

один из крайних кораблей ВМФ России, так долго носивший Военно-Морской Флаг СССР после его развала.

В 2009 году по итогам состязаний на первенство ВМФ был объявлен лучшим кораблём 3-го ранга в рядах КТОФ, и награждён переходящим призом и грамотой ГК ВМФ.

В 2011 году принял участие в учениях Тихоокеанского флота.

В марте 2013 года МПК-82

в составе ОБК под общим командованием капитана 1-го ранга Василия Опрышко совместно с малыми ракетными кораблями «Смерч» и «Иней» успешно сдал курсовую задачу №2.

24 августа 2014 года МПК-82

вернулся с трёхмесячной боевой службы в районе Курильских островов и Сахалина. А уже в сентябре экипаж принял участие в стратегических командно-штабных учениях «Восток-2014».

В мае 2020 года близ Камчатки МПК-82

совместно с МРК «Мороз» отработал действия по ведению морского боя в составе группы.

В мае 2020 года появилась информация, что во время ремонта будет отремонтировано радиотехническое вооружение корабля: МГК-335МС и МГ-339Т «Шелонь-Т». В июле 2020 года в составе отряда кораблей (МРК Мороз, Иней, Разлив, МПК-107 и БТ-325) вернулся в базу после восьмимесячной БС.

Современное состояние

На 2020 год корабль входит в состав 117-го дивизиона кораблей охраны водного района с базированием на Петропавловск-Камчатский.

Под огнем

Хотя малые противолодочные корабли разрабатывались для действий в прибрежной зоне, они не раз совершали морские походы за пределами территориальных вод России. Во время гражданской войны в Эфиопии МПК «Комсомолец Молдавии» провел более 30 конвоев гражданских судов и кораблей ВМФ в Красном море. При проводке танкера «Шексна» и тральщика «Параван» конвой был обстрелян с побережья ракетами «Град» и 122-мм артиллерийскими орудиями.

«Комсомолец Молдавии» открыл ответный огонь из штатной 76-мм артиллерийской установки. Бой был скоротечным: две батареи нападавших были подавлены, а склад боеприпасов взлетел на воздух. Грамотную боевую работу оценило командование — командир корабля и члены экипажа получили ордена и медали.

В августе 2008 года МПК «Комсомолец Молдавии», к этому времени переименованный в «Суздалец», вновь отличился. При сопровождении больших десантных кораблей «Цезарь Куников» и «Саратов» с десантом из 500 морских пехотинцев на борту он вместе с малым ракетным кораблем «Мираж» отбил атаку грузинских ракетных катеров в акватории Черного моря.

Точный ракетный удар был нанесен с расстояния более 10 км. После попаданий один из катеров противника затонул, а другой, получив серьезные повреждения, укрылся в порту. Позднее их экипажи были разоружены российским армейским спецназом. Героический «Суздалец» до сих пор числится в составе Черноморского флота.

Вооружение

Артиллерийское

АУ АК-176

На корме размещается 1 одноствольная 76-мм артиллерийская установка АК-176. Боезапас составляет 152 выстрела. Ресурс ствола – 3000 выстрелов. Расчёт состоит из 2 человек. Скорострельность АУ – 30, 60 или 120 выстрелов в минуту. Максимальное количество выстрелов в непрерывной очереди – 70, после чего необходимо охлаждение в течение 25-30 минут. Начальная скорость снаряда достигает 980 м/с, а дальность стрельбы – до 15 км с помощью корабельных средств обнаружения цели и максимальный потолок – до 8 км. Масса АУ – 13,1 тонн. Наводка артустановки автоматическая и полуавтоматическая при помощи дистанционного управления и в ручную по визирам-дублерам ВД-221, находящимся в самой башенной установке. Управление стрельбой осуществляется СУО, совмещённой с РЛС МР-123/176 “Вымпел-А”.

АК-630М

Противолодочное и противоминное вооружение

Реактивный бомбомёт РБУ-6000 “Смерч-2”

Глубинная бомба ББ-1

2 реактивных бомбометных установок РБУ-6000 “Смерч-2” с 12 стволами расположены в носовой части корпуса. Боезапас установки – 48 РГБ. Длина – 2165 мм, ширина – 2000 мм, высота – 2030 мм, масса – 3100 кг. Калибр РГБ – 212 мм, длина ствола РГБ – 1800 мм, Длина РГБ – 1830 мм, Масса РГБ – 113 кг (119.5 кг по др.данным) Масса взрывчатого вещества – 23.5 кг, дальность действия – 300-5800 м, глубина поражения – 15-350 м (РГБ-60), скорость погружения – 11.6 м/с (РГБ-60), скорострельность в залпе – 2,4 выстр/с

На корме находится 2 кормовых бомбосбрасывателя и 12 глубинных бомб ББ-1. Вес бомбы составляет 165 кг, вес тротила – 135 кг, бомба погружалась со скоростью 2,3-2,5 м/с, эффективный радиус взрыва – 5 м, глубина погружения бомбы – 10-210 м.

Зенитно-ракетное

ПЗРК «Стрела-3»

2 ПУ МТУ-4УС для ПЗРК “Стрела-3”, располагались побортно на кормовых срезах носовой надстройки. Скорость ракеты 9К36 – 670 м/с, дальность стрельбы – 500-4500 м, потолок – 30-3000 м при скорости цели до 310 м/с. Система управления: пассивная ИК головка самонаведения. Вес комплекса: 16 кг.

Торпедное вооружение

Из торпедного аппарата ДТА-53-1124 выстреливается практическая противолодочная торпеда.

Торпедное вооружение состоит из 2 двухтрубных 533-мм поворотных торпедных аппаратов ДТА-53-1124, комплектующихся автоматическим прибором АТУ-1 для ввода в торпеды текущего угла. Для стрельбы используются самонаводящиеся противолодочные торпеды СЭТ-53М. Вес боевой части торпеды 92 кг, скорость хода 29 узлов, дальность действия 14 км, глубина поражения цели 20-200 метров. Активно-пассивная акустическая система самонаведения торпеды в активном режиме имела радиус реагирования по подводной лодке 600 метров.

Радиолокационное вооружение

Корабли проекта 1331М комплектуются РЛС обнаружения воздушных целей МР-352 «Позитив».
РЛС осуществляет задачи:

  • освещение воздушной и надводной обстановки в интересах эффективного использования огневых средств;
  • определение уровня угрозы целей;
  • выдача целеуказания оружию.

Основные характеристики:
Зона обзора:
по дальности – 128 км
по углу места – 40 град.
Масса – 3,5 т

РЛС управления огнем МР-123 “Вымпел” осуществляет наведение и сопровождение артиллерийских установок АК-176 и АК-630М на воздушные, надводные и наземные цели на дальности до 5000 м. ПУ стрельбой оборудован ТВ-визиром. В системе предусмотрен резервный пост управления стрельбой в виде визирной колонки с коллиматорным прицелом.
Дальность обнаружения цели ТВ-визиром:
– 75 км (морская цель типа катера пр.205)
– 7 км (воздушная цель типа МиГ-19)

Радиоэлектронное вооружение

РЛС радиоэлектронной борьбы (РЭБ) “Вымпел-Р2”, предназначена для обнаружения излучения работающих корабельных и самолётных РЛС, а так же головок самонаведения ракет (ГСН) и создания для них активных помех. 2 антенных поста обнаружения излучения, расположенных побортно на срезах крыльев ходового мостика и 2 антенных постов активного противодействия, размещены побортно на мачте. РЭБ обеспечивает:

  • автоматизированную разведку и идентификацию излучений РЛС различного типа;
  • автоматизированное создание активных помех и управление постановкой пассивных помех;
  • решение задач РЭБ, скоординированное с решением задач огневых средств ПВО и ПРО надводного корабля.

История службы

15 февраля 1992 года «Иркутский комсомолец» переименован в «МПК-107»

До 1993 года МПК-107

года имел бортовой номер 342.

В 1999 году МПК-107

в составе КПУГ завоевал Приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке.

В сентябре 2000 года МПК-107

принял участие в совместных российско-японских военно-морских учениях в районе Авачинской губы.

5 марта 2005 года коснулся грунта обтекателем антенны гидроакустического комплекса МГК-335МС у восточной кромки мели Раковой.

Летом 2014 года МПК-107

принял участие в дальнем походе в южную часть Охотского моря. В ходе него было пройдено более 4000 миль и выполнен полный комплекс упражнений и задач боевой подготовки в условиях удалённости от пункта базирования. В ходе несения службы боевой противолодочный расчет корабля обнаружил и поддерживал контакт с иностранной субмариной, осуществляющей слежение за отрядом российских кораблей.


МПК-107 и малые ракетные корабли «Мороз» и «Разлив» в Золотом Роге, 14 декабря 2015 года В феврале—марте 2020 года соединение кораблей охраны водного района (МПК-82, МПК-107

, МРК «Иней», МРК «Мороз», МРК «Смерч» и тральщики) отработали учебные задачи по противовоздушной и противодиверсионной обороне Камчатки.

С 16 июня по 3 августа 2020 года проходил боевую службу в районе южных курил. А с 5 по 15 ноября в составе 114 БрКОВР совершил переход во Владивостокскую ВМБ для выполнения задач боевой подготовки.

С 16 июня по 18 июля 2020 года МПК-107

принял участие в морских учениях под Владивостоком и выполнял задачи боевой службы на южных курилах. 20 июля корабль прибыл в Петропавловск-Камчатский — в постоянный пункт базирования. И уже в сентябре в акватории Авачинского залива совместно с МПК-82 выполнил учебные ракетные стрельбы ЗРК «Оса-М» по воздушной целе — ракете выпущенной с берегового комплекса «Рубеж».

По состоянию на октябрь 2020 года МПК-107

находится в боевом составе Тихоокеанского флота, входит в состав 117-го дивизиона кораблей охраны водного района 114-ой бригады кораблей охраны водного района Камчатской флотилии разнородных сил. Бортовой номер 332.

Построенные корабли

Тактический № Название Верфь Заложен Спущен Введен в строй
МПК-192 «Peene-Werft» 26.2.1985 29.8.1985 19.12.1986
МПК-205 «Казанец» «Peene-Werft» 4.1.1985 28.12.1985 28.4.1987
МПК-67 «Peene-Werft» 28.3.1985 19.4.1986 30.6.1987
МПК-99 «Зеленодольск» «Peene-Werft» 25.6.1985 12.8.1986 28.12.1987
МПК-105 «Peene-Werft» 30.12.1985 20.11.1986 16.3.1988
МПК-213 «Peene-Werft» 8.4.1986 28.2.1987 29.7.1988
МПК-216 «Peene-Werft» 22.6.1986 25.6.1987 30.9.1988
МПК-219 «Peene-Werft» 7.11.1986 30.9.1987 23.12.1988
МПК-224 «Peene-Werft» 28.2.1987 30.3.1988 31.3.1989
МПК-227 «Peene-Werft» 2.9.1987 16.8.1988 29.6.1989
МПК-228 «Башкортостан» «Peene-Werft» 20.11.1987 31.10.1988 26.9.1989
МПК-229 «Калмыкия» «Peene-Werft» 23.2.1988 30.1.1989 6.4.1990

Проектирование

В феврале 1967 года Главнокомандующим ВМФ СССР было утверждено тактико-техническое задание и заключен договор на выполнение эскизного проекта корабля 1141. Главным конструктором корабля стал А. В. Кунахович. В проекте необходимо было обосновать выбор надежного крыльевого устройства, системы угловых передач (колонок) и винтов, рассчитать прочность и долговечность крыльевого устройства и корпуса.

Эскизный проект был разработан к концу 1967 года и был утвержден в 1969 году.

В 1968 году А. В. Кунахович умер, исполняющим обязанности главного конструктора стал А. М. Шейдвассер, в 1971 году главным конструктором проекта был назначен Е. И. Овсиенко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector