Словене ильменские
Содержание:
- Происхождение
- Археология
- Происхождение
- Археология
- Археология
- Поляне — предки киевлян
- Археология
- Кривичи — древнерусские судостроители
- Примечания
- Археология
- История
- История
- Обычаи и верования восточных славян
- Откуда пришли словене?
- Примечания
- Северяне — данники хазар
- Соседи восточных славян
- Происхождение
- История
- Вятичи — на фронтире славянского мира
- История
- Изгнание и призвание варягов
- Легендарные предки и правители племени
- Вятичи — на фронтире славянского мира
- История
- Происхождение
- Поляне — предки киевлян
- Радимичи — свободолюбивое племя
- Словене — предки новгородцев
Происхождение
В результате проведения краниологической характеристики черепов новгородских словен, извлечённых из погребальных памятников, расположенных на территории проживания словен и относящихся к VIII—X векам, было установлено наличие между ними и балтийскими славянами генетических связей и относительной обособленности от иных восточнославянских племён. К тому же, по мнению известного антрополога Т. И. Алексеевой, «типы населения… словен новгородских не дают основания говорить о наличии в них скандинавского компонента, что свидетельствует в пользу отсутствия смешения варягов со славянами Северо-Запада».
Религиозные верования, легенды, ряд обычаев и географическая номенклатура словен были довольно близки славянским племенам, проживавшим в Померании. Впоследствии эти данные легли в основу предположения миграции словен из региона нижней Вислы и Одры в Приильменскую низменность в первом тысячелетии нашей эры. Также наблюдается сходство в плане возведения жилищ и строительстве оборонительных сооружений. В том числе схожи конфигурации черепов.
Большое число учёных разделяло точку зрения миграции словен в Приильменье с территории Поднепровья. Так, П. Н. Третьяков указывал на наличие сходства в сооружении курганов, однако не отрицал возможность контакта словен с балтийскими славянами.
Археология
Карта балтийских и славянских археологических культур III—IV веков
Археологически словене отождествляются с так называемой «культурой сопок», распространённой в бассейне озера Ильмень и Верхнем Поволжье (памятники «удомельского» типа). У ильменских словен были распространены наземные срубные дома с характерными для славян печами-каменками в углу.
Раскопки селища на реке Прость выявили материалы третьей четверти I тысячелетия, то есть самые ранние славянские древности в истоке Волхова, хронологически более ранние, чем напластования в Старой Ладоге. Селище на реке Прость было самым крупным (10 га) неукреплённым поселением раннего Средневековья в Приильменье и, возможно, являлось центром словен Ильменского Поозерья.
В 770-е годы предположительно словене и скандинавы заняли раннее поселение в Старой Ладоге, где организовали производство стеклянных бус, использовавшихся для торговли с финскими племенами (до 840-х годов).
В VIII[источник не указан 2415 дней] — начале IX веках вблизи истока Волхова возникает укреплённое Рюриково городище, позже служившее резиденцией будущих новгородских князей — предположительно предшественник Новгорода.
Также в Южном Приильменье известен город Руса, в котором выявлен культурный слой поселения не позднее конца IX века.
В первой половине IX века в земле словен возникает Великий Новгород, ставший крупным политическим, ремесленным и торговым центром средневековой Руси.
Происхождение
В результате проведения краниологической характеристики черепов новгородских словен, извлечённых из погребальных памятников, расположенных на территории проживания словен и относящихся к VIII—X векам, было установлено наличие между ними и балтийскими славянами генетических связей и относительной обособленности от иных восточнославянских племён. К тому же, по мнению известного антрополога Т. И. Алексеевой, «типы населения… словен новгородских не дают основания говорить о наличии в них скандинавского компонента, что свидетельствует в пользу отсутствия смешения варягов со славянами Северо-Запада».
Религиозные верования, легенды, ряд обычаев и географическая номенклатура словен были довольно близки славянским племенам, проживавшим в Померании. Впоследствии эти данные легли в основу предположения миграции словен из региона нижней Вислы и Одры в Приильменскую низменность в первом тысячелетии нашей эры. Также наблюдается сходство в плане возведения жилищ и строительстве оборонительных сооружений. В том числе схожи конфигурации черепов.
Большое число учёных разделяло точку зрения миграции словен в Приильменье с территории Поднепровья. Так, П. Н. Третьяков указывал на наличие сходства в сооружении курганов, однако не отрицал возможность контакта словен с балтийскими славянами.
Археология
Карта балтийских и славянских археологических культур III—IV веков
Археологически словене отождествляются с так называемой «культурой сопок», распространённой в бассейне озера Ильмень и Верхнем Поволжье (памятники «удомельского» типа). У ильменских словен были распространены наземные срубные дома с характерными для славян печами-каменками в углу.
Раскопки селища на реке Прость выявили материалы третьей четверти I тысячелетия, то есть самые ранние славянские древности в истоке Волхова, хронологически более ранние, чем напластования в Старой Ладоге. Селище на реке Прость было самым крупным (10 га) неукреплённым поселением раннего Средневековья в Приильменье и, возможно, являлось центром словен Ильменского Поозерья.
В 770-е годы предположительно словене и скандинавы заняли раннее поселение в Старой Ладоге, где организовали производство стеклянных бус, использовавшихся для торговли с финскими племенами (до 840-х годов).
В VIII[источник не указан 2415 дней] — начале IX веках вблизи истока Волхова возникает укреплённое Рюриково городище, позже служившее резиденцией будущих новгородских князей — предположительно предшественник Новгорода.
Также в Южном Приильменье известен город Руса, в котором выявлен культурный слой поселения не позднее конца IX века.
В первой половине IX века в земле словен возникает Великий Новгород, ставший крупным политическим, ремесленным и торговым центром средневековой Руси.
Археология
Карта балтийских и славянских археологических культур III—IV веков
Археологически словене отождествляются с так называемой «культурой сопок», распространённой в бассейне озера Ильмень и Верхнем Поволжье (памятники «удомельского» типа). У ильменских словен были распространены наземные срубные дома с характерными для славян печами-каменками в углу.
Раскопки селища на реке Прость выявили материалы третьей четверти I тысячелетия, то есть самые ранние славянские древности в истоке Волхова, хронологически более ранние, чем напластования в Старой Ладоге. Селище на реке Прость было самым крупным (10 га) неукреплённым поселением раннего Средневековья в Приильменье и, возможно, являлось центром словен Ильменского Поозерья.
В 770-е годы предположительно словене и скандинавы заняли раннее поселение в Старой Ладоге, где организовали производство стеклянных бус, использовавшихся для торговли с финскими племенами (до 840-х годов).
В VIII[источник не указан 2415 дней] — начале IX веках вблизи истока Волхова возникает укреплённое Рюриково городище, позже служившее резиденцией будущих новгородских князей — предположительно предшественник Новгорода.
Также в Южном Приильменье известен город Руса, в котором выявлен культурный слой поселения не позднее конца IX века.
В первой половине IX века в земле словен возникает Великий Новгород, ставший крупным политическим, ремесленным и торговым центром средневековой Руси.
Поляне — предки киевлян
Племенному союзу полян суждено было стать ядром Киевской Руси. Именно на территории их расселения находилась будущая «мать городов русских». Так же, как и северяне, поляне в 8 веке платили дань Хазарскому каганату, однако смогли за счёт внутренних ресурсов освободиться от этой зависимости. Тем не менее, уже спустя несколько десятилетий они попадают в частичную зависимость от древлян.
Современные учёные отмечают, что очень быстро в исторических письменных свидетельствах термин «поляне» заменяется словом «киевлянин». Таким образом, в течение очень короткого времени эти восточные славяне становятся ядром городского сообщества Киева, а их племенная идентичность постепенно сходит на нет.
Поляне не занимали такие же обширные территории, как древляне или северяне, поэтому их сила заключалась не в многочисленности, а в удачном расположении. Киев был одним из важнейших торговых и перевалочных центров на Днепре. Поэтому именно поляне едва ли не первыми стали заниматься, помимо обычных восточнославянских промыслов, и торговлей.
Археология
Карта балтийских и славянских археологических культур III—IV веков
Археологически словене отождествляются с так называемой «культурой сопок», распространённой в бассейне озера Ильмень и Верхнем Поволжье (памятники «удомельского» типа). У ильменских словен были распространены наземные срубные дома с характерными для славян печами-каменками в углу.
Раскопки селища на реке Прость выявили материалы третьей четверти I тысячелетия, то есть самые ранние славянские древности в истоке Волхова, хронологически более ранние, чем напластования в Старой Ладоге. Селище на реке Прость было самым крупным (10 га) неукреплённым поселением раннего Средневековья в Приильменье и, возможно, являлось центром словен Ильменского Поозерья.
В 770-е годы предположительно словене и скандинавы заняли раннее поселение в Старой Ладоге, где организовали производство стеклянных бус, использовавшихся для торговли с финскими племенами (до 840-х годов).
В VIII[источник не указан 2415 дней] — начале IX веках вблизи истока Волхова возникает укреплённое Рюриково городище, позже служившее резиденцией будущих новгородских князей — предположительно предшественник Новгорода.
Также в Южном Приильменье известен город Руса, в котором выявлен культурный слой поселения не позднее конца IX века.
В первой половине IX века в земле словен возникает Великий Новгород, ставший крупным политическим, ремесленным и торговым центром средневековой Руси.
Кривичи — древнерусские судостроители
Это племенное объединение соседствовало с ильменскими словенами и занимало огромные территории: районы городов Смоленск, Полоцк и Псков. Современные исследования позволяют утверждать, что этот племенной союз восточных славян не обладал «племенным центром», как словене или древляне. Кроме того, кривичи очень тесно взаимодействовали с балтскими племенами и скандинавами. В пользу этого говорят их курганные захоронения, вскоре после принятия христианства постепенно исчезающие.
Помимо этого, о тесном взаимодействии кривичей и их балтских соседей говорит и их этноним. По одной из гипотез, слово «кривичи» произошло от названия верховного балтского жреца — Криве. Более того, в современном латышском языке русских называют «креви», а Россию в целом — «Кревия».
Изображение Криве на Памятнике Свободы в Риге. (Wikimedia Commons)
Кривичи упоминаются и в сочинениях византийского императора Константина Багрянородного. Так, безилевс писал, что лодки, на которых славянские и варяжские дружины подходили к стенам Константинополя, были построены именно этими племенами. Русские же летописи связывали кривичей с полоцким княжеским домом, постоянно враждовавшим с киевскими и новгородскими князьями. Эти племена упоминаются в древнерусских исторических памятниках вплоть до середины 12 века.
Примечания
- Гончарова Н. Н. Антропология словен новгородских и их генетические связи (автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата биологических наук). — М., 1995. — С. 4, 22 — 22 с.
- , с. 98.
- , с. 83.
- ↑ , с. 66.
- Третьяков П. Н. Финно-угры, балты и славяне на Волге и Днепре. — М.—Л.: Наука, 1966. — С. 284. — 308 с.
- Бунак В. В. Происхождение и этническая история русского народа. — М.: Наука, 1965. — С. 268, 269.
- К истории градообразования на территории Древней Руси, VI — первая половина XI века / М. А. Сагайдак (при участии В. В. Мурашевой, В. Я. Петрухина) // История русского искусства: в 22 т. ; отв. ред. А. И. Комеч. — М.: Сев. паломник, 2007. — Т. 1: Искусство Киевской Руси. — С. 81—108.
- Носов Е. Н., Плохов А. В., Хвощинская Н. В. Рюриково городище. Новые этапы исследований. СПб.: Дмитрий Буланин, 2017. (Труды ИИМК РАН. Т. XLIX)
- Носов Е. Н., Горюнова В. М., Плохов А. В. Городище под Новгородом и поселения Северного Приильменья (Новые материалы и исследования). СПб., 2005, С. 122—154 (Тр. ИИМК РАН; Т. XVIII)
- Лебедев Г. С. Ильменское Поозерье // Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. СПб., 2005, С. 515.
- Кривичи и словене. — Самара: Самарский государственный педагогический университет, 2007. — С. 13.
- ↑ , с. 320.
- Пилипенко М. Ф. Возникновение Белоруссии: Новая концепция. — Мн.: Беларусь, 1991. — С. 56. — 142 с.
Археология
Карта балтийских и славянских археологических культур III—IV веков
Археологически словене отождествляются с так называемой «культурой сопок», распространённой в бассейне озера Ильмень и Верхнем Поволжье (памятники «удомельского» типа). У ильменских словен были распространены наземные срубные дома с характерными для славян печами-каменками в углу.
Раскопки селища на реке Прость выявили материалы третьей четверти I тысячелетия, то есть самые ранние славянские древности в истоке Волхова, хронологически более ранние, чем напластования в Старой Ладоге. Селище на реке Прость было самым крупным (10 га) неукреплённым поселением раннего Средневековья в Приильменье и, возможно, являлось центром словен Ильменского Поозерья.
В 770-е годы предположительно словене и скандинавы заняли раннее поселение в Старой Ладоге, где организовали производство стеклянных бус, использовавшихся для торговли с финскими племенами (до 840-х годов).
В VIII[источник не указан 2415 дней] — начале IX веках вблизи истока Волхова возникает укреплённое Рюриково городище, позже служившее резиденцией будущих новгородских князей — предположительно предшественник Новгорода.
Также в Южном Приильменье известен город Руса, в котором выявлен культурный слой поселения не позднее конца IX века.
В первой половине IX века в земле словен возникает Великий Новгород, ставший крупным политическим, ремесленным и торговым центром средневековой Руси.
История
По мнению В. В. Седова, заселение славянскими племенами Приильменья произошло в VI—VII веках.
Наиболее древним поселением словен в настоящее время считается городище в Старой Ладоге, в Нижнем Поволхвье, возведённое предположительно в VIII—IX веках нашей эры. В IX—X веках в Верхнем Поволхвье появилось Рюриково городище, превратившееся в торгово-ремесленный и военно-административный центр словен, недалеко от которого, в урочище Перынь, находилось языческое капище. В 2 км от Рюрикова городища был основан Новгород, первоначально заселённый словенами.
Последнее упоминание племени в письменных источниках относится к 1036 году.
История
По мнению В. В. Седова, заселение славянскими племенами Приильменья произошло в VI—VII веках.
Наиболее древним поселением словен в настоящее время считается городище в Старой Ладоге, в Нижнем Поволхвье, возведённое предположительно в VIII—IX веках нашей эры. В IX—X веках в Верхнем Поволхвье появилось Рюриково городище, превратившееся в торгово-ремесленный и военно-административный центр словен, недалеко от которого, в урочище Перынь, находилось языческое капище. В 2 км от Рюрикова городища был основан Новгород, первоначально заселённый словенами.
Последнее упоминание племени в письменных источниках относится к 1036 году.
Обычаи и верования восточных славян
Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.
У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.
В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог – бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог – бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог – бог ветра и воздуха, Мокошь – женская богиня, Перун – бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.
Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.
Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.
Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.
Откуда пришли словене?
Согласно экспертизе черепов из курганов, это племя имело много общего с балтами и ранним населением нынешней Эстонии. В формировании облика древнерусского населения Новгородчины силен был и финский элемент. А вот «скандинавский компонент» в их генезисе отсутствует, то есть, с варягами словене почти не смешивались.
Недавние исследования показывают, что по многим показателям, например, по особенностям челюстей, словене отличались от их соседей кривичей. Те были близки к латгалам (восточным балтам). У словен же «зубной комплекс» представлял собой сочетание реликтового онтодологического компонента, характерного для племени водь и «европеоидной основы», присущей земгалам (западным балтам).
Есть версия, что предки словен могли мигрировать в Приильменье с берегов Днепра. В «Повести временных лет» говорилось, что словене пришли с Дуная.
По другим источникам, словене пришли с Вислы и Польского Поморья. В пользу последней гипотезы говорит общность в обрядности, верованиях, сходстве строения курганов и жилищ.
Этнографическим признаком этого племени в археологических материалах считаются особые женские украшения: овально- и ромбощитковые височные кольца.
Примечания
- Гончарова Н. Н. Антропология словен новгородских и их генетические связи (автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата биологических наук). — М., 1995. — С. 4, 22 — 22 с.
- , с. 98.
- , с. 83.
- ↑ , с. 66.
- Третьяков П. Н. Финно-угры, балты и славяне на Волге и Днепре. — М.—Л.: Наука, 1966. — С. 284. — 308 с.
- Бунак В. В. Происхождение и этническая история русского народа. — М.: Наука, 1965. — С. 268, 269.
- К истории градообразования на территории Древней Руси, VI — первая половина XI века / М. А. Сагайдак (при участии В. В. Мурашевой, В. Я. Петрухина) // История русского искусства: в 22 т. ; отв. ред. А. И. Комеч. — М.: Сев. паломник, 2007. — Т. 1: Искусство Киевской Руси. — С. 81—108.
- Носов Е. Н., Плохов А. В., Хвощинская Н. В. Рюриково городище. Новые этапы исследований. СПб.: Дмитрий Буланин, 2017. (Труды ИИМК РАН. Т. XLIX)
- Носов Е. Н., Горюнова В. М., Плохов А. В. Городище под Новгородом и поселения Северного Приильменья (Новые материалы и исследования). СПб., 2005, С. 122—154 (Тр. ИИМК РАН; Т. XVIII)
- Лебедев Г. С. Ильменское Поозерье // Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. СПб., 2005, С. 515.
- Кривичи и словене. — Самара: Самарский государственный педагогический университет, 2007. — С. 13.
- ↑ , с. 320.
- Пилипенко М. Ф. Возникновение Белоруссии: Новая концепция. — Мн.: Беларусь, 1991. — С. 56. — 142 с.
Северяне — данники хазар
Проживавшее на Левобережье Днепра, племенное сообщество северян в политическом развитии было очень похоже на соседних древлян. Историки, реконструируя сообщения летописцев, пришли к выводу, что эти восточные славяне сохраняли свою автономию в составе Древнерусского государства вплоть до первой трети 11 века, а затем стали ядром «северских земель» и Черниговского княжества в частности.
До прихода Олега на эти территории северяне платили дань Хазарскому каганату. Олег освободил их от такой обузы и предложил свою защиту, причём обязательства перед Киевом, наложенные Олегом на северян, были значительно легче, чем аналогичные древлянские. Чуть позже княгиня Ольга распространила на этот племенной союз полюдье, однако, по всей видимости, активно в политическую жизнь пограничных племён не вмешивалась.
Соседи восточных славян
В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство – Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.
Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.
Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.
Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.
В VI–IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.
Происхождение
В результате проведения краниологической характеристики черепов новгородских словен, извлечённых из погребальных памятников, расположенных на территории проживания словен и относящихся к VIII—X векам, было установлено наличие между ними и балтийскими славянами генетических связей и относительной обособленности от иных восточнославянских племён. К тому же, по мнению известного антрополога Т. И. Алексеевой, «типы населения… словен новгородских не дают основания говорить о наличии в них скандинавского компонента, что свидетельствует в пользу отсутствия смешения варягов со славянами Северо-Запада».
Религиозные верования, легенды, ряд обычаев и географическая номенклатура словен были довольно близки славянским племенам, проживавшим в Померании. Впоследствии эти данные легли в основу предположения миграции словен из региона нижней Вислы и Одры в Приильменскую низменность в первом тысячелетии нашей эры. Также наблюдается сходство в плане возведения жилищ и строительстве оборонительных сооружений. В том числе схожи конфигурации черепов.
Большое число учёных разделяло точку зрения миграции словен в Приильменье с территории Поднепровья. Так, П. Н. Третьяков указывал на наличие сходства в сооружении курганов, однако не отрицал возможность контакта словен с балтийскими славянами.
История
По мнению В. В. Седова, заселение славянскими племенами Приильменья произошло в VI—VII веках.
Наиболее древним поселением словен в настоящее время считается городище в Старой Ладоге, в Нижнем Поволхвье, возведённое предположительно в VIII—IX веках нашей эры. В IX—X веках в Верхнем Поволхвье появилось Рюриково городище, превратившееся в торгово-ремесленный и военно-административный центр словен, недалеко от которого, в урочище Перынь, находилось языческое капище. В 2 км от Рюрикова городища был основан Новгород, первоначально заселённый словенами.
Последнее упоминание племени в письменных источниках относится к 1036 году.
Вятичи — на фронтире славянского мира
Вятичи отличались строптивым нравом, и их интеграция в единое Древнерусское государство растянулось на долгие годы. Этот племенной союз считается самым восточным из всех известных восточных славян и долгое время находился в подчинении у Хазарского каганата. Именно с этим фактом связан первый поход киевских князей против вятичей — тогда войска, шедшие, в первую очередь, на Хазарию, возглавлял Святослав Игоревич.
Наверное, тогда мало кто мог бы подумать, что именно эти земли спустя долгое время станут «ядром» нового «собирания русских земель» — сначала с центром во Владимире, а потом и в Москве.
История
По мнению В. В. Седова, заселение славянскими племенами Приильменья произошло в VI—VII веках.
Наиболее древним поселением словен в настоящее время считается городище в Старой Ладоге, в Нижнем Поволхвье, возведённое предположительно в VIII—IX веках нашей эры. В IX—X веках в Верхнем Поволхвье появилось Рюриково городище, превратившееся в торгово-ремесленный и военно-административный центр словен, недалеко от которого, в урочище Перынь, находилось языческое капище. В 2 км от Рюрикова городища был основан Новгород, первоначально заселённый словенами.
Последнее упоминание племени в письменных источниках относится к 1036 году.
Изгнание и призвание варягов
Как гласят некоторые полулегендарные источники, после смерти одного из новгородских князей (посадников) на территорию словен пришли варяги. Племенные союзы, в которые входили и словене, в середине IX века платили им дань. Но в 862 г., как гласит «Повесть временных лет», варягов изгнали. Через некоторое время между племенами начались усобицы. Для того чтобы их прекратить, решено было призвать князя со стороны. Пришли братья Рюрик, Трувор и Синеус. Старший, Рюрик, начал княжить в Новгороде. В этой же летописи сказано, что в Новгороде население постепенно сменилось на варяжское, «а прежде были словене».
Но Д. С. Лихачев, переводивший летопись, полагал, что вставка с этой легендой была позднейшей, сделанной печерскими монахами.
Скорее всего, племя словен просто слилось с другими племенами. Образовывался единый русский этнос с единым языком и обычаями. Последнее упоминание словен относится к 1036 г. Новгородчина же как самостоятельная административно-территориальная единица существовала еще много веков, пока Иван III Великий не присоединил эту территорию к Московской Руси.
Легендарные предки и правители племени
История словен до IX века известна плохо и только по преданиям, а потому — недостоверна. Первопредками словен и их князей предание (записанное в период с конца XV по XVII века) называет Словена и Руса, которым приписывается основание городов Словенска/Новгорода и Русы задолго до нашей эры.
По другой версии, изложенной в Иоакимовской летописи, князь Словен основал только некий Великий Град (то есть столицу словен). Далее по Иоакимовской летописи власть перешла к потомку Словена легендарному князю Вандалу, после которого сменилось десять поколений вплоть до IX века. Сыновьями Вандала были три легендарных князя Избор, Владимир и Столпосвят, княжившие в трёх городах, названных в их честь, — Изборске, Владимире и Столпосвятове (отождествлялся Татищевым с Осташковым).
По информации из этой же летописи в первой половине IX века у словен был князь Буривой, воевавший с варягами и проигравший решающую битву. После поражения князь бежал в город Бярмы, расположенный где-то на острове, а варяги обложили словен данью. Затем словене пригласили на княжение Гостомысла сына Буривоя. Гостомысл будто бы разгромил всех врагов, обложил данью всех соседей и долго княжил в Словенской земле. Историки отмечают, что предание о Гостомысле очевидно имеет западнославянское происхождение (у балтийских славян известен король Гостомысл, погибший в 844 году).
Предание о трёх братьях-князьях напоминает многие подобные легенды, из которых на Руси наиболее известны легенды о Кие, Щеке и Хориве и о Рюрике, Синеусе и Труворе. Иоакимовская летопись сообщает только, что главная правящая династия происходит от Владимира, но вплоть до IX века ни одного представителя не называет. В. Н. Татищев относит время легендарного князя Вандала к VI веку. Археологических подтверждений существования княжества словен в VI веке не существует, хотя расселение первых групп славян в Южном Приильменье и на Верхней Волге отмечается отдельными памятниками V—VII веков. Следов проживания словен на Волхове в это время не обнаружено.
Вятичи — на фронтире славянского мира
Вятичи отличались строптивым нравом, и их интеграция в единое Древнерусское государство растянулось на долгие годы. Этот племенной союз считается самым восточным из всех известных восточных славян и долгое время находился в подчинении у Хазарского каганата. Именно с этим фактом связан первый поход киевских князей против вятичей — тогда войска, шедшие, в первую очередь, на Хазарию, возглавлял Святослав Игоревич.
Антропологическая реконструкция вятичей. (spadok.org.ua)
Вятичи жили в лесах на территории современных Московской, Калужской, Рязанской областей и довольно активно торговали со своими соседями разными «дарами леса». Они долгое время сопротивлялись подчинению Киеву — пока Владимир Святой окончательно не установил над ними свой контроль. Христианизация восточного фронтира Киевской Руси тоже проходила очень тяжело — вплоть до 12 века вятичи оставались язычниками и даже убивали присылаемых из Киева христианских миссионеров.
Наверное, тогда мало кто мог бы подумать, что именно эти земли спустя долгое время станут «ядром» нового «собирания русских земель» — сначала с центром во Владимире, а потом и в Москве.
История
По мнению В. В. Седова, заселение славянскими племенами Приильменья произошло в VI—VII веках.
Наиболее древним поселением словен в настоящее время считается городище в Старой Ладоге, в Нижнем Поволхвье, возведённое предположительно в VIII—IX веках нашей эры. В IX—X веках в Верхнем Поволхвье появилось Рюриково городище, превратившееся в торгово-ремесленный и военно-административный центр словен, недалеко от которого, в урочище Перынь, находилось языческое капище. В 2 км от Рюрикова городища был основан Новгород, первоначально заселённый словенами.
Последнее упоминание племени в письменных источниках относится к 1036 году.
Происхождение
В результате проведения краниологической характеристики черепов новгородских словен, извлечённых из погребальных памятников, расположенных на территории проживания словен и относящихся к VIII—X векам, было установлено наличие между ними и балтийскими славянами генетических связей и относительной обособленности от иных восточнославянских племён. К тому же, по мнению известного антрополога Т. И. Алексеевой, «типы населения… словен новгородских не дают основания говорить о наличии в них скандинавского компонента, что свидетельствует в пользу отсутствия смешения варягов со славянами Северо-Запада».
Религиозные верования, легенды, ряд обычаев и географическая номенклатура словен были довольно близки славянским племенам, проживавшим в Померании. Впоследствии эти данные легли в основу предположения миграции словен из региона нижней Вислы и Одры в Приильменскую низменность в первом тысячелетии нашей эры. Также наблюдается сходство в плане возведения жилищ и строительстве оборонительных сооружений. В том числе схожи конфигурации черепов.
Большое число учёных разделяло точку зрения миграции словен в Приильменье с территории Поднепровья. Так, П. Н. Третьяков указывал на наличие сходства в сооружении курганов, однако не отрицал возможность контакта словен с балтийскими славянами.
Поляне — предки киевлян
Племенному союзу полян суждено было стать ядром Киевской Руси. Именно на территории их расселения находилась будущая «мать городов русских». Так же, как и северяне, поляне в 8 веке платили дань Хазарскому каганату, однако смогли за счёт внутренних ресурсов освободиться от этой зависимости. Тем не менее, уже спустя несколько десятилетий они попадают в частичную зависимость от древлян.
Антропологическая реконструкция полян. (forum.kajgana.com)
Современные учёные отмечают, что очень быстро в исторических письменных свидетельствах термин «поляне» заменяется словом «киевлянин». Таким образом, в течение очень короткого времени эти восточные славяне становятся ядром городского сообщества Киева, а их племенная идентичность постепенно сходит на нет.
Поляне не занимали такие же обширные территории, как древляне или северяне, поэтому их сила заключалась не в многочисленности, а в удачном расположении. Киев был одним из важнейших торговых и перевалочных центров на Днепре. Поэтому именно поляне едва ли не первыми стали заниматься, помимо обычных восточнославянских промыслов, и торговлей.
Радимичи — свободолюбивое племя
Вполне вероятно, что радимичи так же, как и северяне, платили дань хазарам, а затем, после завоевания Киева Олегом, подчинились пришедшему с севера князю. Вместе с ним эти восточные славяне участвовали в походах на Константинополь. Однако спустя столетие, почувствовав слабость центральной власти во время междоусобных войн, отделились от Киевской Руси.
Подавлять нелояльных радимичей отправился воевода Владимира Святославича Волчий Хвост. Войска киевлян и радимичей встретились на реке Пищань, и восставшие потерпели поражение. Постепенное поглощение вновь присоединённых племён продолжилось, и в 11 — 12 веках они стали частью Смоленского и Черниговского княжеств.
***
Мы поговорили лишь о самых значительных восточнославянских племенах и союзах племён, составивших основу Древнерусского государства. Но не стоит забывать, что были ещё и более мелкие объединения: полочане, дреговичи, тиверцы, уличи — имя им легион. А помимо них — и неславянские племена, тоже оказавшие большое влияние на формирование единой Киевской Руси. С самых первых дней своего существования держава Рюриковичей была полиэтническим государством, и каждое племя оставило свой след в истории Древнерусского государства.
https://diletant.media/articles/45280571/?utm_medium=kartoteka
Словене — предки новгородцев
Племена словен расселились у озера Ильмень довольно поздно — с 8 века, однако именно им суждено было стать (наравне с пришлыми варягами) одними из главных героев всей ранней истории Древней Руси. Ильменские словене, наряду с норманнами и местными финно-угорскими племенами, заложили основу племенного суперсоюза с центром сначала в Ладоге, а потом и в Новгороде.
От других этносов, проживавших у озера Ильмень, археологи отличают словен по характерным захоронениям под сопками. Их соседи, варяги, кривичи и финно-угры, использовали иной тип погребений: длинные курганы. Исследователи сходятся во мнении, что таким образом эти восточнославянские племена стремились сохранить свою идентичность.