Расселение восточных славян (карта + таблица)
Содержание:
- Альтернативные теории
- Территория расселения
- Список восточнославянских племен
- Современные теории происхождения славян
- Славянское язычество
- Славянское язычество и верования
- Общественный строй и племенные союзы
- Чем занимались
- Что известно о славянских племенах
- Образование племенных союзов
- Сведения античных авторов
- Занятия восточных славян
- Древние народы на территории России
- Автохонские теории
- Кто такие наши предки, откуда они пришли
- Тиверцы
- Набеги кочевников
- Расселение
- Кто такие славяне и откуда пришли они на наши земли
- Управление племенами и общинами
Альтернативные теории
Гиперборея и Аркаим
Гиперборея – окутанная ореолом тайны и величия страна, мифическая родина славян.
Легенда о Гиперборее известна нам из сочинений Платона и Плиния старшего. Эта версия возникновения не только славянской расы, но и всей цивилизации полна тайн и романтизма и поэтому будоражила фантазию многих искателей тайн.
Название «Гиперборея» происходит от «борей» – северный ветер, то есть страна за северным ветром, информация о ней обрывочна. Скорее всего, постоянных политических и торговых связей не было.
В 20 веке на волне повального увлечения мистицизмом было написано много сомнительных книг, из которых можно сделать вывод, что территория Гипербореи охватывала Россию, возможно Гренландию, Скандинавию и острова Северного полюса. Эта земля представлена прародиной всех ариев – предков белой расы Европы и Азии.
Аркаим – городище бронзового века, найдено археологами в 1987 году, в Челябинской области. Городище – как городище, 3-2 тыс. до н.э. Крепость, загоны, некрополь и два многоквартирных дома из кирпича. Из удобств – ливневая канава- канализация. В окрестностях нашли еще несколько таких городов, назвали – «культура синташты». Ученые сразу выдвинули три теории происхождения синаштов: местная, восточная и западная, письменности той эпохи не найдено, были ли аркаимцы протославянами – не известно.
Все было спокойно, пока в 1991 году Аркаим не посетила Тамара Глоба. После этого началось паломничество мистиков. Теперь этот город – место силы, тектонический разлом, древний вулкан, место могущества, посвященное солнцу, обсерватория и схематичная мандала, а также модель вселенной и космос в миниатюре. В Аркаиме ищут истоки Европейско-арийской культуры, цивилизации и философии, и даже находят упоминание о нем в Ригведе и Авесте. Ну, при желании, в Авесте можно найти упоминания о чем угодно, а если и не найти – то придумать.
Космическая версия
Согласно этой теории Мидгард – Земля, прародительница ариев и славян. Ее местонахождение определяется на пересечении восьми небесных космических путей, связывающих плодородные земли в девяти звездных системах светлых миров. Этот миф доносит главную мысль, что наши предки не имели ничего общего с обезьянами, а пришли из космоса 600000 лет назад. Были некие славяно-арийские боги, которые и были прародителями людей.
Впоследствии жителям Гипербореи пришлось перебраться на Евразийский континент из-за Великого потопа. Эта теория хорошо развита учеными-фантастами
Обратите внимание на труды Н Левашова, его книги читаются очень легко и интересно, практически как беллетристика
В завершение статьи нужно сказать, что фентезийных теорий гораздо больше. Например, я не упомянул В. Шемшука, который пишет о многослойной биосфере, 50 метровых людях и гигантских деревьях. О В. Асове, который написал серию книг по русскому ведизму… Таких версий сотни, у каждого современного автора – своя, при этом они почти не имеют связи с реальностью. Большинство писателей говорит о откровении высших сил, о озарениях и тайных знаниях, которые почти непроверяемы.
Территория расселения
Таблица отражает названия племён и места их проживания.
Племена |
Места их расселения |
Поляне |
расселялись по Днепру, вокруг Киева |
Кривичи |
заселяли Западную Двину и Волгу |
Словене ильменские |
берега Чудского и Ладожского озёр, недалеко от Новгорода |
Дреговичи |
проживали по рекам Припять, Днепр и Неман |
Полочане |
к югу от Западной Двины |
Волыняне |
к югу от древлян |
Древляне |
южнее Припяти |
Белые хорваты |
на западных землях между Днестром и Вислой |
Дулебы |
к востоку от белых хорватов |
Северяне |
на берегах Десны |
Уличи |
от Днестра до Южного Буга |
Вятичи |
в верховьях Дона и Оки |
Тиверцы |
от Прута до Днестра |
Радимичи |
между Днепром и Десной |
Список восточнославянских племен
К восточнославянским племенам относят:
-
Вятичей, получивших название от имени Вятко, так звали родоначальника племени. Они были присоединены к Киевской Руси князем Святославом в 10 в.
-
Бужан или волынян, как их стали называть с 11 в. Они считаются потомками дулебов. Князь Владимир подчинил и ввёл их в состав Киевской Руси.
-
Древлян или русских славян, проживающих в лесах, за что и получили своё название.
-
Дреговичей, получивших название от слова «дрегва» — «болото».
-
Дулебов (не дулёбов), известных своим участием в походе на Царьград под командованием киевского князя Олега.
-
Кривичей, к ним иногда причисляют ильменских славян, имевших политические центры ещё во времена образования Киевской Руси как государства. В древности первыми двинувшие на северо-восток.
-
Полочан, живущих у Полотна – притока Западной Двины.
-
Радимичей, названных по имени родоначальника Радима, вошедших в состав государства в 1 в.
-
Северян, названных, возможно, по имени племени «савиров» или древнеславянского слова – «родственники».
-
Словен, основного населения Новгородской земли.
-
Тиверцев, ставших частью государства в середине 10 в.
-
Уличей, столицей которых был город Пересечень.
-
Хорватов, занимавшихся скотоводством, называвшихся пастухами или стражами скота (в переводе с древнеиранского языка).
-
Полян, имевших более позднюю ступень политического развития. Их центром был Киев, и постепенно они подчиняли другие племена.
Поляне, объединив вокруг себя остальные восточные племена, стали называться русичами.
Современные теории происхождения славян
Происхождение славянского этноса – это тайна, никто точно не знает откуда он взялся и где его родина. Проблема в том, что нет достоверных источников информации, а все теории – мнения ученых, подтвержденные археологическими, лингвистическими и топонимическими фактами, которые различаются по степени достоверности и проработанности. Славянский вопрос породил массу предположений и гипотез. Уже несколько сотен лет исследователи спорят, при этом создается ощущение тайны и ореол романтизма вокруг всего, что связано с родиной славян.
Мавро Орбини (17 век), югославский историк и панславист, в своих сочинениях выражал мнение, что славяне древнейший народ, когда-то доминировавший во всем мире и старше самих пирамид. С этим трудно спорить, ведь если славяне есть сейчас, значит их предки существовали, когда пирамиды еще не были построены. Если продлить эту «логическую» цепочку, то мы дойдем до самого Адама и общечеловеческого корня:
Или так: «Адам первопредок – евреи потомки Адама – славяне потомки Адама – значит славяне – это евреи». Как мы видим, такая логика абсолютно бесполезна и ни к чему не приводит. Если все народы имеют общие, древние корни, то рассуждать об изначальном происхождении бессмысленно. Чтобы преодолеть это противоречие, точнее было бы говорить о временах, когда народ славян осознал свою самость и был признан соседями. Вот на этом этапе уже могут быть старшие и младшие этносы. Кто-то строил пирамиды, капитолий и термы, в то время как соседи жили в лесу общинно-родовым строем и «молился пням».
Все существующие гипотезы и теории происхождения славян можно разделить на две большие группы. Первая из них объединяет так называемые миграционные теории, а вторая — автохтонные. Из названия этих групп становится ясно одно: кто-то уверен в том, что славяне пришли с других территорий и земель в Европу (миграционные теории), а их оппоненты придерживаются диаметрально противоположной точки зрения. Кто из них прав, сказать сложно. Однако наибольшее распространение и признание все же получили миграционные.
Славянское язычество
Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами славян были Перун — бог грома, молнии, войны; Сварог — бог огня; Велес — покровитель скотоводства; Мокошь — богиня, оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл — бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос, что говорит об отсутствии устойчивого славянского межплеменного единства.
Славянское язычество и верования
Славянское язычество – система верований, основанная на базовых религиозных верованиях (магия, тотемизм, фетишизм, анимизм), мифологии. Суть понятия «язычество» — многобожие, вера в многих богов.
Тотемизм | – вера в общего предка, которым могло выступать как животное, так и растение. |
Магия | – вера в силу обрядов. Существовала особая группа волхвов или кудесников, считало, что они обладали магическими способностями, могли проводить обряды. |
Фетишизм | – вера в магическую силу предметов, поклонение им. |
Анимизм | – вера в духов, существование души не только в живых объектах. |
Шаманизм | – вера в наличие сверхъестественных сил у конкретного лица (шамана), который в своих обрядах обращается к силам природы. |
Особенности славянского язычества:
- Поскольку богов было много, каждая община могла поклоняться тому, кого избрала по определенным причинам.
- Храмов и культовых сооружений в славян не было, для проведения культов использовали капища – место, где устанавливали идола (скульптурное изображение божества).
- Касты жрецов не было. Процесс формирования жречества остановило введение монотеистической (единобожие) христианской религии.
- Объектом особого поклонения была природа и природные явления.
- Славянское язычество знало жертвоприношения.
- Волхвов не возвышали, не почитали, как во многих культурах, к ним обращались по необходимости. В основном, по бытовым причинам – так называемая «бытовая магия» касалась личных отношений.
- Особое значение имел культ предков, отраженный в погребальном обряде древних славян-язычников. После смерти совершалась тризна (поминки), после чего покойного сжигали.
Збручский идол – наиболее яркая иллюстрация язычества славян, найден в селе Гусятин на реке Збруч, в 1848 году. На нем вырезаны изображения, которые демонстрирую систему мировосприятия славян. На нижнем ярусе – подземный мир, на среднем – мир живых людей, на верхнем – боги.
Славянский пантеон*
Божество |
Чему покровительствовал? |
Роль в пантеоне |
Перун |
Гром, молния, покровитель князя, воинов |
Верховный бог |
Хорс или Хорос |
Воплощал собой Солнце |
Одно из основных божеств пантеона |
Дажьбог |
Покровительствовал Солнцу, смене сезонов |
Входил в пантеон князя Владимира Великого |
Мокошь |
Ткачество |
Единственное женское божество в пантеоне Владимира Великого |
Стрибог |
Ветер |
Связан с атмосферными явлениями |
Велес |
Скот |
Считался также покровителем поэзии, сказаний – есть споры, относительно его роли в пантеоне |
Сварог |
Кузнечное дело |
Не был включен в пантеон Владимира |
*перечислены только основные боги, но пантеон включал еще ритуально-календарных покровителей, региональных божеств, мог включать персонажей, известных из литературных источников.
Пантеон в таком виде оформился после реформы Владмимира Святого в 980 году.
Смотрите также:
Восточнославянские племена и их соседи
Общественный строй и племенные союзы
Изначально восточные славяне жили родовыми общинами, однако с развитием производства родовые связи начали слабеть. Поэтому в состав общин стали входить не только родственники, но и соседи. При этом каждая семья имела свой участок земли, орудия труда и урожай. Однако частная собственность не распространялась на такие природные богатства, как леса, луга и водоемы, которыми пользовались сообща (рисунок 3).
Со временем имущественное состояние семей стало различаться. Лучшие земли сосредотачивались в руках старейшин и вождей, которые преумножали свое богатство, организовывая вооруженные дружины для сбора дани с подвластного населения.
Начиная с VI века, славянские племена стали объединяться в союзы, которые возглавили самые сильные в военном отношении князья. Постепенно вокруг них стала укрепляться и местная знать. Историки выделяют таких три сильных племенных союза восточных славян, как Славия, Куявия и Артания.
Рисунок 3. Общественный строй славян предполагал строгую иерархию
Наиболее известным стало объединение вокруг племени, проживавшем на речке Рось. По одной их теорий, в дальнейшем это название перешло на всех восточных славян, которые стали называться «русами», а вся территория – Русью.
Чем занимались
Восточные славяне главным образом занимались земледелием. Специфика их расселения обуславливала способы обработки земли. В южных регионах, а также в районе Днепра, господствовала черноземная почва. Здесь земля использовалась до 5 лет, после чего наступало ее истощение. Потом люди переходили к другому участку, а истощенный восстанавливался 25-30 лет. Такой метод земледелия называется переложной.
Северный и центральный район восточно-европейской равнины характеризовались большим количеством лесов. Поэтому древние славяне сначала вырубали лес, сжигали его, пеплом удобряли почву и только потом приступали к полевым работам. Такой участок был плодородным 2-3 года, после чего его оставляли и переходили к следующему. Такой способ земледелия называется подсечно-огневым.
Если пытаться кратко охарактеризовать основные виды деятельности восточных славян, то список будет следующим: земледелие, охота, рыболовство, бортничество (сбор меда).
Основная земледельческая культура у восточных славян в древности – просо. Шкурки куницы преимущественно использовались восточными славянами в качестве денег
Большое внимание уделялось развитию ремесел
Что известно о славянских племенах
Известно, что славяне жили крупными родами, постепенно трансформировавшимися в племена и союз племен.
Самыми крупными племенными союзами были Полянский, Древлянский, Словяноильменский, с центрами в Искоростене, Новгороде и Киеве.
В IV–V веках у славян начала складываться система военной демократии, которая привела к социальному расслоению и формированию феодальных отношений.
Именно к этому периоду относится первые упоминания о политической истории славян: Германарих (германский вождь) был разбит славянами, а его приемник, Винитар, уничтожил более 70 славянских старейшин, пытавшихся договориться с германцами (упоминания об этом есть и в «Слове о полку Игореве»).
Топоним «Русь»
Также необходимо поговорить об истории топонима «Русь» и «русские». Есть несколько версий происхождения данного топонима.
- Слово произошло от названия реки Рось, которая является притоком Днепра. Росью греки называли полянские племена.
- Слово произошло от термина «русины», что в переводе означает русые люди.
- «Русью» славяне называли варяжские племена, приходившие к славянам торговать, грабить или в качестве военных наемников.
- Возможно, существовало славянское племя «русь» или «рось» (скорее это было одно из полянских племен), и позднее этот топоним распространился на всех славян.
Восточные славяне и их соседи
Восточные славяне в древности
Образование племенных союзов
На разделении по территориальному признаку процесс разобщения славянского этноса не закончился. Всего в начале IX века образовалось не менее 13 восточнославянских племен, условно поделенные на:
- Северных (ильменских). В эту группу вошли племена кривичей и словен.
- Центральных. К ним отнесли дреговичей, радимичей и вятичей.
- Западных. Сюда вошли волыняне, белые хорваты и бужане.
- Южных. Эта группа племен состояла из древлян, полян, дулебов, северян, уличей и тиверцев.
Все известные историкам племена подразделяются также по характеру политического устройства, этнографической и территориальной принадлежности, характеру украшений, типу захоронения и верованиям. Язык был общим, но присутствовали серьезные диалектические различия, из-за которых могли возникать трудности в общении.
Каждое племя имело свой «град» — столицу или центр. У полян это был Киев, у словен – Новгород, кривичи считали своим градом Смоленск, половчане – Полотск, а древляне Искоростень. Общим градом несколько позже стал Киев.
Племена славян в период расселения Восточной Европы постоянно соперничали за главенствующее положение на занимаемой ими территории, вели войны. Во время ведения боевых действий племя возглавлял князь. Ему подчинялась группа хорошо вооруженных людей, называющая себя дружиной. Все серьезные вопросы, касающиеся управления делами племени, ведало племенное или союзное вече.
Вече – общее собрание всех проживающих в племени взрослых людей, преимущественно мужчин – глав семейств. На вече решали, где и когда сеять хлеб, кому объявлять войну, каковы будут условия мира.
Изначально все славяне в период расселения Европы были равны, но обогащение отдельных членов племени за счет военных грабежей, привело к образованию родовой знати и возникновению неравенства. Постепенно участвовать в вече, стать дружинником или князем могли только самые родовитые и богатые.
При покорении одним племенем другого, побежденные должны были платить дань. Размер ее определялся победителями и выражался в предметах быта, еде, вооружении, ремесленных изделиях, любых вещах, представляющих ценность.
Народное вече
Сведения античных авторов
В то время значение для восстановления этногенеза славян приобретают письменные источники древнегреческие и римские авторы упоминают венедов, которые живут севернее Карпат, по Висле и соседствуют феннами (финно-уграми) на севере, сарматами на юге. Обширные сведения содержатся в произведениях византийских писателях, которые сообщают более подробные сведения о славянском освоении Балканского полуострова.
В первые века н.э. граница расселения славян, видимо проходила по Висле. На юге славяне расселялись до рубежей Римской империи.
Тацит в I н.э. еще не различает разные группы славян-венедов, а писатели VI века (Прокопий, Иордан) называют уже два военно-политических объединения славянских племен антов, живущих к востоку от Днестра, и склавенов – западных и южных антов.
В VI веке византийский автор Прокопий из Кесари в книге «Война с готами» писал:
Когда римляне в ходе своих завоеваний Среднего Дуная и Паннонии (нынешняя Австрия и Венгрия) столкнулись со славянами, о них появилось упоминание в работах Пилиния Старшего и Тацита. Первый называет славян венедами, соседствующими с германцами и занимавшими территорию восточнее реки Висла, которая, кроме них, была заселена сарматами, скифами, гиррами (их этническая принадлежность не ясна). Второй помещает венедов на территории от Балтийского побережья до Карпат. Венеды находились у Тацита между пивкинами (германское племя в нижнем Подунавье) и феннами (финно-угорскими племенами Восточной Прибалтики). Тацит, сомневаясь, относить ли венедов к сарматам или к германцам, склоняется все же к тому, что венеды ближе к германцам.
Древнегреческий ученый Птолемей помещает венедов вдоль Венедского залива (Балтийское море). На основании данных античных авторов можно приблизительно представить территорию, занимавшую венедами. Эта территория современной Польши, юго-западной Белоруссии, северо-западной Украины (Волынь, Полесье), а также Северное Прикарпатье и часть Балтийского побережья.
Затем сведения о славянах в письменных источниках исчезают вплоть до VI века, когда готского историк Иордан.
В произведениях византийских авторов: историка VI века Прокопия Кессарийского, юриста, историка, поэта Агафия Миринейского (ок.536-582г.), императора Маврикия (582-602) – даны характеристики жизни славян их быта, культуры, политического строя. «Племена славян и антов, — отмечается в «Стратегиконе» Маврикия, — сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе, их никоем образом нельзя склонить к рабству или подчинению в собственной стране…» «Стратегикон» отмечает, что славяне селились в лесах, у неудобно проходимых рек, болот, озер. Из произведений авторов мы видим, что славяне жили родоплеменным строем. Византийцы писали также о наличии у славян вождей, которые «не согласны друг с другом», а поэтому «нелишне некоторые из них прибрать к рукам с помощью речей и даров, в особенности тех, которые ближе к границам империи, а на других нападать». Упоминание вождей у славян позволяет предположить, что это были предводители дружин, а значит, славяне находились на стадии военной демократии.
Славяне активно совершали походы на Византию, получая большое количество пленных и забирая огромную добычу. Они надвигались на Византию с Балкан и низовьев Дуная. Стремясь защитить свои границы от этих набегов и походов других народов, византийские императоры начиная с Юстиниана (518-527гг.) приглашали на службу славянских князей с дружинами, которые несли службу на Дунае, создавая там многочисленные временные поселения.
Следует отметить, что под славянами (склавинами, склавиями) византийские авторы понимали собственно славян, двигавшихся на Византию с севера (с территории современной Австрии и Венгрии), а под антами – восточных славян (жили в низовьях Днепра, Буга и Прикарпатье). Но существует точка зрения, что термин «ант» не имеет этнического значения и славяне, видимо, не употребляли его для самоназвания. Историки и археологи считают, что в VI в. н.э. в лесостепной части современной Украины существовало политическое объединение Антский союз (30-е годы VI в.–начало VII в.), где доминировали славяне, но куда входило ирано-зычное население. Лингвисты считают, что слово «ант» в иранских языках обозначает «край», т.е. какую-то окраинную территорию, но вовсе не Украину, как это хотят видеть украинские историки начиная с М. Грушевского.
Занятия восточных славян
Занятия восточных славян определялись местностью, в которой они проживали. В основном, это было земледелие, которое требовало объединения усилий большого количества людей, что способствовало сохранению общины. Основными земледельческими культурами были: рожь, пшеница, ячмень, просо, чечевица, конопля, горох, лен. Среди огородных – капуста, редис, свекла, морковь, огурцы.
Племена, населявшие южные регионы и район Днепра, культивировали переложной метод земледелия, используя черноземные грунты до их истощения, после чего переходили к другому участку, оставив первый для восстановления на 25-30 лет (рисунок 5).
Древние славяне, проживавшие в северных и центральных районах Восточно-Европейской равнины, не имея столь плодородной земли, вынуждены были прибегать к подсечно-огневому способу хозяйствования. Для этого вырубался и сжигался лес на определенном участке, а расчищенная поверхность посыпалась пеплом. Только после этого можно было приступать к земледельческим работам. Участок оставался плодородным в течение 2-3 лет, после чего его оставляли и переходили к следующему.
Рисунок 5. Восточные славяне занимались земледелием, ремеслами и торговлей с соседними племенами
Кроме земледелия, восточные славяне занимались стойловым скотоводством (разводя коров, свиней, коз, волов, лошадей), промыслами (пушным, рыболовством, охотой, бортничеством), внешней торговлей. Развитие торговых путей способствовало появлению крупных городов и племенных центров.
Древние народы на территории России
Первые люди на территории России — 100 тысяч лет назад. Первые колонии, основанные греками, появились в 7-5 вв. до н.э.
В 5 веке до н.э. большинство этих колоний объединились в Босфорское царство, которое существовало до 2 века до н.э.
Севернее греков жили скифы — кочевники.
На территории Азербайджана в 4 веке до н.э. было образовано Скифское царство. В 3 веке они были вытеснены в Крым. Они были разгромлены готами (немецкими племенами).
С востока из-за Дона устремилась новая волна кочевников — сарматов. В 3-7 вв. н.э. в эпоху Великого Переселения народов на территории Северного Причерноморья, а позднее — между Волгой и Дунаем, хлынули гуннские племена или гунны, вышедшие из степей Забайкалья и Монголии.
В 5 веке н.э.они дошли до пределов Северной Франции. После разгрома их галльскими племенами они возвращаются обратно, где полностью растворяются среди тюркских племен.
В 6 веке из пределов Монголии вновь появляются тюркские племена, которые в середине 6 века образовали Тюркский каганат, территории которого простиралась от Монголии до Волги.
Постепенно почти всё население Восточной Европы (степная часть) подверглась тюркизации.
В лесостепной зоне утверждается славянский компонент и финно-угорский. На Центральном Кавказе проживает ираноязычный этнос — аланы. В Западном Предкавказье в 6 веке господствующее положение заняли булгары.
После распада Тюркского каганата в 80х годах 6 века здесь образовалось государство Великая Булгария, которое существовало до первой трети 7 века: распалось под ударами хазаров.
После распада часть населения ушла на юго-запад (Балканский полуостров), где и было образовано государство Дунайская Болгария.
Другая часть ушла на Северный Кавказ (современные балкарцы). Еще часть двинулась на северо-восток, в область Средней Волги и Камы, где образовалось государство Волжская Булгария. Булгары считаются предками современных чувашей, частично татар, марийцев, удмуртов.
Башкирия занимала своеобразное географическое положение — между двумя разнородными очагами этнокультур и вообще мировой культуры, на стыке Азии и Европы, на Южном Урале и в его предгорьях.
До появления башкир здесь попеременно жили различные племена: сарматы, аланы и др.
О более древних жителях Башкирии свидетельствуют рисунки Каповой пещеры в Бурзянском районе (около 20 тыс., лет до н.э.), находки городка Аркаим в 60 км от города Сибая (XVIH — XIV вв. до н.э.) и раскопки Филипповских курганов на границе Башкирии и Оренбургской области (II-IV вв. н.э.).
Отдаленные предки башкир, монгольских и тунгусо-маньчжурских народов, составлявших когда-то этнолингвистическую общность, обитали на общей территории в Центральной Азии, в предгорьях Алтая.
После распада империи гуннов в I в до н.э.произошло разделение тюркского племени и языка на восточную и западную ветви.
Из западной ветви выделилась огузо-карлуко-кыпчакская племенно-языковая общность, в составе которой впоследствии и выросли башкирские племена.
Появление в Приуралье тюрко-башкирских племен связано с движением в середине I тысячелетия н.э.
печенегов (объединение тюркских и сарматских племен). Восточное крыло печенежского объединения в Приуралье и Прикаспии как раз и составляли племена под общим названием “башкорт”.
В конце IX в. основная масса печенегов проследовала дальше на запад. А башкирские племена осели в предгорьях Южного Урала, на берегах реки Белой и стали решающей основой формирующейся башкирской народности.
Автохонские теории
Теперь перейдем ко второй, не менее известной группе теорий — автохтонной. Вообще, если быть точнее, теория тут одна. Она заключает в себе мысль о том, что славяне жили там, где изначально и появились (то есть она принципиально отличается от миграционной теории происхождения славян). Этого предположения придерживались советские историки. Славянская общность, в частности восточные славяне, образовалась на территории нынешней Польши, а также Украины и Белоруссии. Причем считается, что славянская общность стала объединением мелких и разрозненных племен, которые проживали на этих землях. Выделяют три этапа формирования славянской группы народов:
- Протославянский. Он длился с третьего по первое тысячелетия.
- Праславянский – до шестого века.
- Собственно славянский. Тогда уже сформировались полноценные и самостоятельные народы, государства.
Некоторые считают, что автохтонная теория происхождения славян просто придумана, чтобы преувеличить роль некоторых государств (Польши, Болгарии, России).
Кто такие наши предки, откуда они пришли
Славяне, которые расселились по среднему течению Днепра, стали называться полянами. Они селились большими поселками, занимались земледелием. Другие славяне, которые расселились в лесах по рекам, стали называться древлянами.
Жили они небольшими поселками, занимались в основном охотой. Быт у этих славян был тяжелым. Чтобы не умереть, им постоянно приходилось вести борьбу за выживание.
Еще одна часть славян стала жить к северо-востоку от полян и назывались они кривичами. Радимичи и вятичи поселились к северу от полян, по верховьям Днепра и Западной Двины. Занимались они кто чем мог, все зависело от места поселения, кто охотой, кто земледелием, кто рыболовством.
Враги не оставляли в покое наших предков, постоянно славянам грозила беда от набегов кочевых племен. Чтобы как-то уберечь свои поселения от нападения врагов, славяне стали селиться на возвышенностях по берегам рек, огораживая свои поселения оградой. Ограда эта состояла из толстых бревен, вплотную приставленных друг к другу и врытых в землю. Верх бревна был заострен, такая ограда называлась частоколом.
Тиверцы
Официальной и подтвержденной территорией тиверцев с 9 века считается современная Украина и Молдавия. Но вот о происхождении и названии этого восточнославянского народа до сих пор ничего не известно.
Современные раскопки помогли составить общую картину жизни тиверцев
Важно отметить их достаточно прогрессивное строительство и защиту построенных ими городов высокими каменными башнями и оврагами.В 15 веке, притесняемые другими народами, они покидают свои территории, движутся на более северные территории Европы и постепенно сливаются с европейскими народами, что приводит к их исчезновению
Набеги кочевников
Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.
5 Одерско-днепровская теория
Одерско-днепровская теория возникновения славян предполагает, что праславянские племена почти одновременно появились на огромных просторах от Одера на западе до Днепра на востоке, от Припяти на севере до Карпатских и Судетских гор на юге. При этом первославянскими считаются следующие типы культур:
- тшинецкая культура XVII—XIII вв. до н. э.,
- тшинецко-комаровская культура XV—XI вв. до н. э.,
- лужицкая и скифские лесостепные культуры XII VII вв. до н. э.
К приверженцам этой теории относятся поляки Т. Лер-Сплавинский, А. Гардавский, а в России П.Н. Третьяков, Б.А. Рыбаков, М.И. Артамонов. Однако и в версиях этих авторов есть значительные расхождения.
Расселение
Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий, и как происходило их расселение в целом. Существует 2-е основные теории появления восточных славян в восточной Европе:
- Автохтонная. Предполагает, что славянский этнос изначально был сформирован на восточно-европейской равнине. Теорию выдвинул историк Б. Рыбаков. Существенных аргументов в ее пользу нет.
- Миграционная. Предполагает, что славяне мигрировали из других регионов. Соловьев и Ключевский утверждали, что миграция были из территории Дуная. Ломоносов говорил о миграции из Балтийской территории. Также есть теория миграция из регионов восточной Европы.
Примерно в 6-7 веках восточные славяне заселили территорию Восточной Европы. Они расселились на территории от Ладоги и Ладожского озера на Севере и до черноморского побережья на юге, от Карпатских гор на Западе до поволжских территорий на Востоке.
На этой территории проживало 13-ть племен. Некоторые источники говорят о 15-ти племенах, но исторического подтверждения эти данные не находят. Восточные славяне в древности состояли из 13 племен: вятичи, радимичи, поляне, полочане, волыняне, ильмене, дреговичи, древляне, уличи, тиверцы, северяне, кривичи, дулебы.
Специфика расселения восточных славян на восточно-европейской равнине:
- Географические. Нет естественных преград, что облегчало передвижение.
- Этнический. На территории проживало и мигрировало большое количество людей с разным этническим составом.
- Коммуникабельность. Славяне селились вблизи плене и союзов, которые могли оказывать влияние на древнее государство, но с другой стороны могли делиться и своей культурой.
Скотоводство
Большое значение для славян также имело скотоводство. Славянские племена занимались разведением свиней, коров, мелкого рогатого скота. Это обеспечивало людей мясными и молочными продуктами, шерстью и кожей. Волы (кастрированные самцы крупного рогатого скота) и лошади использовались как тягловые животные для работы на пашне.
Это интересно: 506,Замок Нойшванштайн: объясняем вопрос
Кто такие славяне и откуда пришли они на наши земли
Тысячу лет назад наши предки жили на землях, которые располагались от Ледовитого моря до Черного, от Уральских гор до Карпат и до Балтийского моря. На Крайнем севере долгие месяцы стояла холодная зима, земля вся была покрыта снегом. Условия жизни в этих местах были тяжелыми. Если бы не хорошая охота да рыбалка, не стали бы тогда наши предки жить на этих землях.
На севере деревьев было мало, только к югу от этого края сначала шел мелкий кустарник, а дальше произрастали сосновые и еловые леса. В средней же полосе нашей страны было много лесов, озер и болот, где водилось много белок, куниц, зайцев, медведей и волков. Кабаны, зубры, серны бродили здесь стадами, также привольно в этих местах было птицам. Если на севере страны больше произрастали хвойные леса, то здесь, в средней полосе, уже можно встретить клен, дуб, липу, лиственницу и другие лиственные деревья. Поэтому, здесь уже много было пчел, которые откладывали мед в дуплах старых деревьев.
К югу от лесной полосы простирались богатые поля, луга, а дальше шла бескрайняя степь. В древние времена здесь не проживали люди, поэтому раздолье было в степи травоядным животным и степным птицам.
Степи располагались ближе к Черному и Азовскому морям. А ближе к Каспийскому морю земли уже становились бесплодными. И дальше, ближе к востоку, наши степи сливались с азиатскими.
Управление племенами и общинами
Рассматривая общественный строй восточных славян нужно обратить внимание на структуру его управления. Тем более, что с развитием соседской общины роль правления становится все более заметной
Общая структура управления племенами может быть представлена в виде схемы.
На схеме представлено (снизу вверх):
- Народное ополчение — все население племени. То есть те люди, которые встанут на защиту своего племени в случае нападения.
- Дружина — личные войны князя. Они не занимались ничем кроме войны. Их источник обогащения и жизни — награбленное.
- Князь — управлял племенем. Примерно к 9 веку его власть передавалась по наследству старшему сыну.
- Старейшина — хранитель традиций племени, а также человек, которые решал все спорные вопросы и конфликты.
- Вече — всеобщее собрание племени, на котором решались самые важные вопросы, а также избирался старейшина.