К какой ветви власти относится прокуратура?
Содержание:
- Система органов прокуратуры в Российской Федерации
- К какой ветви власти относится прокуратура?
- Какие полномочия есть у прокуратуры РФ
- Принципы работы
- Уголовное преследование
- Структура органов и ведомств
- Принципы организации и деятельности прокуратуры
- Участие органов прокуратуры в международном сотрудничестве
- Административное преследование
- Взаимодействие с исполнительной властью
- Основные функции и задачи прокуратуры
- Полномочия
- Функции Генеральной прокуратуры
- Основные принципы деятельности прокуратуры
Система органов прокуратуры в Российской Федерации
Прокуратура в Российской Федерации – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, а также реализующая иные функции, установленные федеральным законодательством в целях обеспечения единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства
Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры. Среди учреждений, входящих в систему органов прокуратуры, выделяют научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами и имеющие в оперативном управлении различные объекты социально-бытового и хозяйственного назначения. В структуру органов прокуратуры входит Следственный комитет при прокуратуре РФ.
Система органов прокуратуры построена по принципу: 1) административно-территориального и национально-государственного устройства РФ; 2) постоянной дислокации воинских частей и подразделений; 3) отраслевой принадлежности к определенной сфере деятельности.
Например, территориальные прокуратуры образовываются в субъектах РФ, а также в районах, составляющих административную структуру этого субъекта. Вместе с тем в некоторых субъектах РФ созданы межрайонные территориальные прокуратуры, полномочия которых распространяются на несколько административных образований.
Военные прокуратуры осуществляют свои полномочия в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в некоторых иных государственных органах. Система этих прокуратур организована в соответствии с местами постоянной дислокации воинских частей и подразделений, а также видов Вооруженных Сил РФ.
В основе создания специализированных прокуратур лежит конкретный специфический вид деятельности или отраслевая принадлежность. Например, прокуратуры закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) создаются в связи с особым режимом деятельности на этих территориях, характерным для оборонно-промышленной отрасли.
Одним из важнейших признаков организации системы органов прокуратуры является то обстоятельство, что образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются исключительно Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории России органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, запрещено законом.
К какой ветви власти относится прокуратура?
выходит ни к какой ветвьи власти не относится
Статья 1. Прокуратура Российской Федерации
1. Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.
2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
надзор за исполнением законов судебными приставами;
надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
3. Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее – суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.
4. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.
5. Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.Статья 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации
1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее – органы прокуратуры) и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
2. Органы прокуратуры:
осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;
действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;
информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.
{SOURCE}
Какие полномочия есть у прокуратуры РФ
Задачи и функции прокурорских органов реализуются в виде полномочий. По Закону № 2202-1 в список полномочий входит:
- направление представлений об устранении нарушений (например, в отношении работодателя, задерживающего зарплату персоналу);
- направление запросов и требований о предоставлении документов, информации;
- проведение выездных проверок на предмет соблюдения трудовых, налоговых и иных прав;
- надзор за ведением уголовных дел, вынесением постановлений и обвинительных заключений;
- участие в гражданских, уголовных и административных судебных процессах (прокурор может принять участие в любом деле, даже если это не обязательно требуется по закону);
- дача правовых заключений в суде по вопросам, указанным в законе – о лишении родительских прав, об усыновлении ребенка, по иным вопросам;
- привнесение протестов на судебные акты, нарушающие закон или интересы участников процесса;
- ведение приема граждан и представителей организаций, рассмотрение жалоб и заявлений, передача их для решения по существу в уполномоченные ведомства (если прокурор не вправе сам решать вопрос).
Естественно, это далеко не полный перечень полномочий, имеющих практическое значение. К прокурору можно обратиться по фактам коррупции или конфликта интересов, при нарушении сроков и порядка рассмотрения обращений в государственных службах, по множеству иных вопросов. Как для других ведомств, срок рассмотрения обращений в прокуратуре не превышает 30 дней, после чего заявителю направляется письменный ответ.
При рассмотрении гражданских дел прокуроры вправе не только принимать участие в любом процессе, но и подавать жалобы и протесты на судебные акты. Это можно сделать, даже если представитель прокуратуры не участвовал в заседании. Обратиться в суд от имени граждан прокурор может, если это необходимо для восстановления законности.
Принципы работы
Прокуратура в своей деятельности руководствуется основными принципами. Что это такое? Принципы прокуратуры — основополагающее начало, определяющее главные стороны, признаки и существующие условия, предъявляемые органам для регулирования их деятельности. Рассмотрим их более подробно.
Принцип законности является главенствующим основополагающим началом. Он обеспечивает деятельность и организацию работы комитетов прокуратуры. Все основано на соблюдении законодательства.
Принцип централизации отвечает за единство системы учреждений и органов прокуратуры. Также он обеспечивает их иерархичность по отношению друг к другу.
Принцип независимости состоит в том, что принятие решений и совершение действий сотрудниками основаны на их собственных убеждениях, и они руководствуются в своей деятельности нормативно-правовыми актами. Влияние на органы прокуратуры в отношении их работы и ее результата влечет установленную законодательством ответственность.
Принцип гласности или открытости обеспечивает доступность информации для обычных граждан и средств, через которые она поступает в массы. Он должен осуществляться таким образом, чтобы это не противоречило законодательству и не наносило вреда репутации органов прокуратуры и их сотрудников.
Принцип единства. Название говорит само за себя. Он обеспечивает единство всех органов прокуратуры, составляющих общую систему, руководствующуюся в своей деятельности основами законодательства РФ.
Принцип внепартийности работников прокуратуры. Это правило означает запрет для сотрудников быть членами политических организаций.
Уголовное преследование
Для усиления воздействия на состояние законности в ходе исполнения наказания в форме лишения свободы и прочих принудительных мер, которые назначаются судом, действуют соответствующие прокуратуры. Они осуществляют контроль над соблюдением законности в уголовной сфере. Данные подразделения имеют статус районных. Они находятся в подчинении соответствующих субъектных прокуратур. Подразделения, в ведомстве которых находятся исправительные центры, исполняют обязанности по надзору за ходом исполнения законов и соответствия им правовых актов, соблюдением свобод и прав человека и гражданина.
Структура органов и ведомств
Нельзя сказать, что Прокуратура — это какой-то конкретный орган. Она представляет собой единую цельную систему подразделений и ведомств, возглавляемую генпрокурором. В подчинении у последнего находятся прокуроры всех нижестоящих рангов.
Генеральная прокуратура выступает высшим звеном структуры. Верховный прокурор назначается Советом Федерации по представлению главы государства на 5 лет. После происходит переназначение нового лица. Главный прокурор представляет первых заместителей на одобрение высшей палаты парламента. Все остальные служащие назначаются сугубо по решению генпрокурора.
К среднему звену системы относятся соответствующие учреждения регионов. Их главы вступают в должность по представлению государственной власти субъектов после одобрения кандидатуры генпрокурором.
Принципы организации и деятельности прокуратуры
Прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральномупрокурору РФ. Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами. Они действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.
Этим задачам соответствует статус прокуроров и следователей, которые не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Они не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений и не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.
Участие органов прокуратуры в международном сотрудничестве
В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 03.08.1998 № 50 «Об организации международного сотрудничества прокуратуры Российской Федерации» прокуроры должны проявлять инициативу в развитии международно-правовых отношений, вносить руководству Генеральной прокуратуры РФ предложения о постановке перед компетентными органами государственной власти и международными организациями актуальных вопросов по борьбе с преступностью.
Исходя из координирующей роли прокуратуры в борьбе с преступностью, прокуроры должны принимать активное участие в международных совещаниях, конференциях, семинарах и других мероприятиях, проводимых международными организациями и правоохранительными структурами других государств по вопросам правового характера, имеющих международное значение, при этом добиваться формирования у участников объективных позиций и выводов о характере деятельности правоохранительных органов РФ и их роли в борьбе с преступностью, обеспечении законности, защите прав и свобод человека.
Необходимо усилить прокурорский контроль за исполнением международных поручений о правовой помощи, регулярно обобщать практику исполнения органами прокуратуры международных договоров РФ.
Уполномоченным прокурорским работникам следует повысить качество подготовки заключений по проектам международных договоров и соглашений, поступающих в Генеральную прокуратуру РФ, а также подготовки проектов таких актов в прокуратуре, не допускать формализма в этой работе, вносить конкретные предложения, с тем чтобы в международно-правовом переговорном процессе проводилась четкая линия на защиту и отстаивание интересов РФ, включение в проекты договоров и соглашений, оправдавших себя на практике положений и принципов российского законодательства.
Особое внимание следует обращать на положительный опыт работы правоохранительных организаций других государств, который можно использовать в практической деятельности правоохранительных органов РФ, широко разъяснять отечественный опыт и методы борьбы с преступностью в России. В целях обеспечения комплексной проработки конкретных вопросов международного сотрудничества, подготовки и реализации международных правовых актов и программ, касающихся борьбы с преступностью, органы прокуратуры должны наладить постоянное взаимодействие с соответствующими подразделениями Министерства иностранных дел РФ, правоохранительных ведомств РФ, а также Исполнительного Секретариата и Межпарламентской Ассамблеи СНГ, советов правоохранительных ведомств государств СНГ
В целях обеспечения комплексной проработки конкретных вопросов международного сотрудничества, подготовки и реализации международных правовых актов и программ, касающихся борьбы с преступностью, органы прокуратуры должны наладить постоянное взаимодействие с соответствующими подразделениями Министерства иностранных дел РФ, правоохранительных ведомств РФ, а также Исполнительного Секретариата и Межпарламентской Ассамблеи СНГ, советов правоохранительных ведомств государств СНГ.
Органы прокуратуры должны установить тесный контакт и обмен информацией с Секретариатом Координационного совета генеральных прокуроров государств СНГ и Научно-методическим центром при этом Совете. Сотрудники Генеральной прокуратуры РФ и ее органов на местах должны регулярно анализировать и обобщать практику и эффективность международного сотрудничества и вносить руководству Генеральной прокуратуры РФ предложения о мерах по совершенствованию этой деятельности.
Прокуроры субъектов РФ при решении практических вопросов сотрудничества и взаимодействия с правоохранительными органами других государств и международными организациями должны исходить из того, что все отношения с правоохранительными органами иностранных государств необходимо осуществлять через Генеральную прокуратуру РФ, если иной порядок прямо не установлен международными договорами РФ.
Участие прокурорско-следственных работников в мероприятиях международного характера следует согласовывать с руководством Генеральной прокуратуры РФ и информировать об итогах их проведения. Положительный опыт международного сотрудничества прокуратуры и его конкретные результаты, эффективность взаимодействия правоохранительных органов в этом вопросе должны освещаться в печати и других средствах массовой информации.
Административное преследование
Прокурор, в рамках данной функции реализует полномочия, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, иными законными актами, а также способствует работе принципа неотвратимости ответственности за совершение административного правонарушения.
Пример
Прокурор выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, участвует в рассмотрении дела об административном правонарушении и др., обращается в уполномоченные органы для снятия иммунитета с отдельных лиц, выполняющих государственные функции (депутатов, судей и др.), непосредственно санкционируя привлечение этих категорий субъектов к административной ответственности.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Взаимодействие с исполнительной властью
Особенно важным считается взаимодействие исполнительной ветки власти и данного органа. Чем же обычно занимается эта служба в таком случае? Какую основную деятельности здесь стоит выделить? Согласно имеющемуся законодательству, речь идет о контроле над качественным исполнением базовых норм, которые прописаны в документах федеральной и местной власти. Еще большим значением обладает управление деятельностью службы прокуратуры. Правда, стоит выделить главные элементы взаимодействия подробно:
- Осуществление местных и федеральных программ по борьбе с правонарушениями и преступностью.
- Проведение различных собраний и заседаний.
- Ликвидация причины преступности.
- Оказание требуемой помощи различным органам.
- Проведение анализа степени эффективности работы, а, кроме того, некоторые иные функции.
Основные функции и задачи прокуратуры
В содержании Закона № 2202-1 указано на основную функцию прокурорских органов – надзор за исполнением Конституции РФ и законодательства.
Эти задачи исполняются следующими способами:
- проверкой обращений граждан, организаций, государственных и муниципальных учреждений;
- проведением плановых и внеочередных проверок (программы таких мероприятий всегда утверждаются на региональном уровне);
- представлением интересов государства в судебных процессах (например, прокурор поддерживает обвинение по уголовным процессам);
- запросом и проверкой документации (требование прокурора о предоставлении документов обязательно к исполнению).
Также в задачи прокуратуры входит своевременное реагирование на выявленные нарушения. По отдельным составам КоАП РФ прокуроры вправе сами возбуждать административное дело. Однако в большинстве случаев прокурорские органы только направляют документы и ходатайства о возбуждении уголовных или административных дел в полицию, ФСБ, иные ведомства. Также у прокурора есть право обратиться в суд с исковым заявлением – в интересах государства, либо от имени граждан, не имеющих возможности реализовать свои права.
Полномочия
Так как прокуратура – это орган, следящий за исполнением закона, то задач у него много:
- координация деятельности правоохранительных органов в области борьбы с преступностью;
- контроль за исполнением законодательства государственными органами и служащими;
- расследование резонансных и особо значимых преступлений;
- надзор за тем, чтобы соблюдались права граждан во всех сферах;
- контроль за соблюдением законов органами, которые осуществляют предварительное следствие, оперативно-розыскную работу, дознание и так далее.
За приведенным перечнем стоит очень серьезная и объемная работа. Каждое направление следует рассматривать как отдельную задачу. А отделения на местах выполняют все в пределах подведомственной территории. Так, прокуратура Москвы занимается надзором и расследованиями в пределах города и так далее. Все территориальные подразделения работают в тесном взаимодействии.
Функции Генеральной прокуратуры
В основные функции прокуратуры РФ, входящие в компетенцию генерального органа, внесены следующие задачи.
- Ведение надзора.
- Сотрудничество с государствами, организациями международного уровня и другими органами.
- Налаживание контактов с вышеуказанными учреждениями.
- Принятие соглашений, способствующих оказанию правовой помощи и борьбе с преступностью.
- Выпуск определенных изданий.
- Оказание содействия в разработке международных договоров и других правовых актов.
- Оперативное управление объектами хозяйственного и социально-бытового назначения, имеющимися в ведении Генеральной прокуратуры.
Основные принципы деятельности прокуратуры
Деятельность прокуратуры базируется на следующих принципах.
- Принцип единства. Под этим понимается, что прокуратура — это уникальный госорган, наделенный функциями/полномочиями по ведению прокурорского надзора, которые присущи исключительно ему. Согласно части 3 статьи 11 ФЗ «О прокуратуре РФ» на территории государства не допускается формирование и функционирование прокурорских органов, которые не входят в единую государственную систему прокуратуры. Помимо этого принцип единства подразумевает, что структурные подразделения и прокуроры страны организованы и ведут свою деятельность согласно единому законодательству, которое определяет правовую основу их деятельности. Сюда же можно отнести единый для всех прокуроров статус, единые их полномочия касательно установления фактов нарушения законодательства и применения мер реагирования на подобные выявленные факты.
- Принцип централизации. Под ним понимается то, что прокуратура в целом (включая структурные подразделения) организуется федеральным центром, то есть Советом Федерации и Генеральным прокурором. Помимо этого сюда относится подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору, а также обязательность указаний Генпрокурора.
- Принцип независимости. Согласно этому принципу прокуроры выполняют свои функции вне зависимости от органов государственной власти и общественных объединений, строго следуя законам, которые действуют на территории государства. Такая независимость гарантируется рядом законодательных запретов. Так, прокурорам запрещается: становиться членами органов, которые формируются государственными органами власти или органами местного самоуправления, становиться членами общественных политических объединений, совмещать основную деятельность с иной (кроме преподавательской, научной или творческой). Помимо этого принцип прокурорской независимости гарантируется законодательным запретом на вмешательство в прокурорский надзор и прочие функции под угрозой административной и уголовной ответственности.
- Принцип законности. Под ним понимается тот факт, что прокуратура сформирована как гарант соблюдения Конституции РФ, а также исключительно правильного исполнения и применения законодательства объектами, находящимися под надзором прокуратуры. Помимо этого данный принцип провозглашает обязательность выполнения прокурорами надзора и прочих функций в строгом соответствии Конституции и ФЗ.
- Принцип публичности. Под ним понимается обязанность безусловного применения прокурорами своих прав/полномочий в любом случае, если на то имеются как фактические, так и юридические основания.
- Принцип гласности. Под ним понимается обязательность открытых действий прокуроров и их гласности в мере, которая не противоречит законодательству государства касательно охраны прав/свобод граждан, а также касательно требований к государственной и иной тайне. Также под принципом гласности понимается обязанность прокуроров информировать население посредством СМИ о состоянии законности и изменениях в штате.
Принцип обязательности исполнения прокурорских требований. Под ним понимается угроза привлечения к ответственности руководителей/должностных лиц, которые уклоняются от выполнения указанных требований или не выполняющих их. Этот принцип является следствием прокурорского полномочия выполнять прокурорские проверки законности поднадзорных объектов. На основании проведенных проверок прокурор в обязательном порядке издает акты реагирования, которые подлежат обязательному рассмотрению.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.