Су-24 и его американский дядюшка (f-111)

Дизайн

Схема F-111К в разрезе

F-111K должен был базироваться на планере оригинальной версии F-111A, построенной для ВВС США, но должен был иметь ряд изменений и приспособлений. Конструктивно самолет будет аналогичен F-111A с усиленной ходовой частью от варианта стратегического бомбардировщика . Это позволило разработать самолет с большей полной массой. Другим серьезным изменением конструкции F-111A была авионика , при этом дизайн требовал пакета Mark II, разработанного для версии F-111D, который имел новую инерциальную систему навигации и атаки, включающую Rockwell International AN / APQ- 130 атаки радар , IBM бортовой компьютер, Marconi / APN-189 доплеровской навигационной РЛС и Sperry Corporation AN / APQ-128 повышенной проходимости следующих радаром . План заключался в том, чтобы соединить этот пакет авионики с британскими разработанными и разработанными системами полетов, основными элементами которых были разведывательная способность и вооружение. F-111K должен был иметь обновленный отсек вооружения, содержащий новый съемный пилон для вооружения центральной линии, что было выгодно с учетом конструкции подкрыльевых пилонов — у F-111 было по четыре станции под каждым крылом, но только внутренняя пара была предназначена для pivot, что означает, что внешняя пара не может использоваться с крыльями в режиме полной стреловидности. Все пилоны вооружения были оснащены эжекторными стойками британской конструкции . На самолете был предусмотрен поддон внутри оружейного отсека, на котором должна была быть установлена ​​система разведки, разработанная британцами, с тремя окнами для камер, расположенными рядом с шасси носового колеса (которым не были оснащены версии для США). Самолет был спроектирован с воздушным дозаправочным зондом, совместимым с системой «зонд и тормоз», используемой Королевскими ВВС, аналогичной той, что установлен на F-111B , хотя и установленной по-другому.

Технические характеристики (предсерийный F-111B)

F-111B, BuNo 151974, в NAS Moffett Field, Калифорния, во время полномасштабных испытаний управления полетом в аэродинамической трубе.

Первый предсерийный F-111B 152714 на хранении на авиабазе Дэвис Монтан в 1971 году.

Для опытных самолетов № 6 и № 7:

Данные Thomason, Miller, Logan

Общие характеристики

  • Экипаж: 2 (пилот и оператор системы вооружения)
  • Длина: 68 футов 10 дюймов (20,98 м)
  • Высота: 15 футов 9 дюймов (4,80 м)
  • Аэродинамические : NACA 64-210.68 корня, NACA 64-209.80 наконечника
  • Пустой вес: 46100 фунтов (20910 кг)
  • Полная масса: 79000 фунтов (35800 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 88000 фунтов (39900 кг)
  • Размах крыла:

    • Ширина: 70 футов (21,3 м)
    • Стреловидность: 33 фута 11 дюймов (10,34 м)
  • Площадь крыла:

    • Ширина: 655,5 футов 2 (60,9 м 2 )
    • Стреловидность: 550 футов 2 (51,1 м 2 )
  • Двигатель: 2 × Pratt & Уитни TF30-P-3 турбовентиляторных , 10750 фунт — сила (47,8 кН) тяги каждый сухой, 18500 фунт — сила (82 кН) с форсажной камерой

Представление

  • Максимальная скорость: 1450 миль / ч (2330 км / ч, 1260 узлов)
  • Максимальная скорость: 2,2 Маха
  • Дальность: 2100 миль (3390 км, 1830 миль); с 6 ракетами AIM-54 и внутренним топливом 23000 фунтов
  • Перегоночная дальность: 3200 миль (5150 км, 2780 миль); с 2 внешними баками по 450 галлонов
  • Практический потолок: 65000 футов (19800 м)
  • Скорость подъема: 21 300 футов / мин (108 м / с)
  • Тяга / масса : 0,47
  • Нагрузка на крыло:

    • Распространение: 120 фунтов / фут 2 (586 кг / м 2 )
    • Стреловидность: 144 фунта / фут 2 (703 кг / м 2 )

Вооружение

  • Орудия: 1 × M61 Vulcan 20-мм (0,787 дюйма) пушка Гатлинга (устанавливается редко)
  • Узлы подвески: 6 подкрыльевых пилонов для артиллерийских орудий и внешних топливных баков.
  • Ракеты: 6 ракет « воздух-воздух» большой дальности AIM-54 Phoenix (четыре под крыльями, две в отсеке вооружения).

Авионика

Импульсный доплеровский радар AN / AWG-9

ТТХ в сравнении с конкурентами

Из-за особенностей конструкции F-111 не имеет прямых конкурентов. Единственной близкой по характеристикам машиной является советский фронтовой бомбардировщик Су-24. Иногда с F-111 сравнивают бомбардировщик Ту-22, но это сравнение не корректно, поскольку советская машина в два раза крупнее.

Параметр F-111Е Су-24М
Длина, мм 22 400 24 594
Высота, мм 5 220 6 193
Размах крыла, мм 19 200 17 638
Масса пустого, кг 21 394 21 200
Взлетный вес, кг 37 577 32 300
Максимальный вес, кг 45 359 39 700
Скорость макс., км/час 2 655 1 700
Потолок, м 17 985 11 000
Скороподъемность, м/с 131,5 Нет данных
Экипаж, чел 2 2

Бомбардировщик Су-24 оснащен нерегулируемыми каналами воздухозаборников и может нести вооружение только снаружи.

Боевая нагрузка советского и американского самолета примерно одинаковая.

Варианты

Первыми прототипами были F-111B под номерами 1–3; № 4 и 5 — прототипы с облегченным планером. № 6 и 7 имели облегченные планеры и улучшенные двигатели TF30-P-12 и были построены почти в соответствии с производственными стандартами. Они также были примерно на 2 фута (0,6 метра) длиннее из-за дополнительной секции между кабиной и обтекателем. Первые пять самолетов имели воздухозаборники Triple Plough I. Последние два имели воздухозаборники Triple Plough II. Первые три модели B были оснащены катапультными креслами, а остальные включали капсулу аварийного экипажа.

Список F-111B
Номер Серийный номер Описание Место или судьба
1 151970 Опытный образец с тяжелым планером, двигателями TF30-P-3 После летных испытаний использование было прекращено в декабре 1969 г.
2 151971 Опытный образец с тяжелым планером, двигателями TF30-P-3 Используется для испытаний ракет Hughes. Погиб в авиакатастрофе 11 сентября 1968 года.
3 151972 Опытный образец с тяжелым планером, двигателями TF30-P-3 Был поврежден и ушел на пенсию. Использовался для испытаний реактивной струей в NATF, NAES Лейкхерст , штат Нью-Джерси, и, вероятно, был там списан.
4 151973 Опытный образец с облегченным планером, двигателями ТФ30-П-3 Разрушен в результате аварии двойного двигателя 21 апреля 1967 года.
5 151974 Опытный образец с облегченным планером, двигателями ТФ30-П-3 Авария совершила посадку в NAS Point Mugu , Калифорния, в октябре 1968 года . В 1970 году была демонтирована на NAS Moffett Field , Калифорния.
6 152714 Опытная версия, двигатели TF30-P-12 Используется для испытаний ракет Hughes. Списан в 1969 году. Выведен из инвентаря в 1971 году и использован на запчасти. Был сфотографирован в 2008 году на свалке в Мохаве, Калифорния .
7 152715 Опытная версия, двигатели TF30-P-12 Списан и хранится в NAWS China Lake , Калифорния (ожидает восстановления).

F-111B, BuNo 151974, на корабле USS Coral Sea в июле 1968 года. Он совершил аварийную посадку в NAS Point Mugu, Калифорния, 11 октября 1968 года и впоследствии был списан.

История эксплуатации

EF-111 пролетает над Альпами во время операции «Запретить полет»

EF-111A достиг первоначальной готовности к эксплуатации в 1983 году. EF-111A получил официальное популярное название Raven, хотя на вооружении он получил прозвище «Spark ‘Vark». EF-111s первым увидел боевого применения с 20 — го тактического истребительного крыла в RAF Верхний Heyford во время операции Эль Дорадо Каньон против Ливии в 1986 году, и операции Just Cause в Панаме в конце 1989 года.

«Ворон» участвовал в войне в Персидском заливе во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году. 17 января 1991 года экипаж ВВС США EF-111, состоящий из капитана Джеймса Дентона и капитана Брента Брэндона, неофициально уничтожил иракский самолет Dassault Mirage F1 , в который им удалось маневрировать. на земле, что делает его единственным представителем семейства F-111 / FB-111 / EF-111, который одержал победу над другим самолетом в воздухе.

Ни один самолет Коалиции не погиб в результате попадания ракеты с радиолокационным наведением во время «Бури в пустыне», когда на станции находился EF-111 Raven.

13 февраля 1991 г. EF-111A, AF Ser. № 66-0023, позывной Ratchet 75, врезался в местность при маневрировании для уклонения от предполагаемой угрозы. убивает пилота, капитана Дугласа Л. Брэдта, и EWO, капитана Пола Р. Эйхенлауба. Это был единственный EF-111A, потерянный в ходе боевых действий, единственная потеря, убившая его экипаж, и один из трех EF-111, потерянных во время эксплуатации самолета. Тем не менее, оспаривается, присутствовал ли враг в то время, поскольку два F-15E наблюдали, как Ratchet 75 совершил резкие маневры уклонения и врезался в землю, в то время как в районе не было вражеских самолетов.

Позже действие

EF-111 были развернуты на авиабазе Авиано в Италии для поддержки операции «Делиберит форс» в середине 1990-х годов. «Ворон» также участвовал в операциях «Обеспечение комфорта» , «Северный дозор» и «Южный дозор» .

Последним развертыванием Raven был отряд EF-111, дислоцированный на авиабазе Аль-Хардж / Принц Султан в Саудовской Аравии до апреля 1998 года. Вскоре после этого ВВС США начали вывод из эксплуатации последних EF-111A и поместили их на хранение на склад аэрокосмического Техническое обслуживание и Регенерация центр (AMARC) на Davis-Монтан AFB , штат Аризона. Последние EF-111 были списаны 2 мая 1998 года на авиабазе Кэннон, штат Нью-Мексико. Это были последние находящиеся на вооружении ВВС США F-111.

Тактико-технические характеристики


General Dynamics F-111

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации F-111E:

Технические характеристики

  • Экипаж: 2 человека
  • Длина: 22,40 м
  • Размах крыла:

    • в сложенном положении: 9,47 м
    • в развёрнутом положении: 19,20 м
  • Высота: 5,22 м
  • Площадь крыла:

    • в сложенном положении: 48,77 м²
    • в развёрнутом положении: 61,07 м²
  • Профиль крыла: NACA 64-210.68 корень крыла, NACA 64-209.80 законцовка крыла
  • Масса пустого: 21 394 кг
  • Масса снаряжённого: 37 577 кг
  • Максимальная взлётная масса: 45 359 кг
  • Масса топлива: 14 700 кг (во внутренних баках)
  • Двигатель: 2 двухконтурных турбореактивных Pratt & Whitney TF-30-P-100

    • максимальная тяга: 79,6 кН
    • тяга на форсаже: 112 кН
  • Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0186
  • Эквивалентная площадь сопротивления: 0,87 м²
  • Коэффициент удлинения крыла:

    • в сложенном положении: 1,95
    • в развёрнутом положении: 7,56

Лётные характеристики

F-111F перед налётом на Ливию, Великобритания, 14 апреля 1986

  • Максимальная скорость:

    • у земли: 1475 км/ч
    • на высоте: 2655 км/ч (M=2,5)
  • Посадочная скорость: 200 км/ч
  • Разбег: 900—910 м
  • Пробег: 730—915 м
  • Боевой радиус: 2140 км
  • Перегоночная дальность: 5190 км
  • Практический потолок: 17 985 м
  • Скороподъёмность: 131,5 м/с
  • Нагрузка на крыло:

    • в сложенном положении: 771 кг/м²
    • в развёрнутом положении: 615,2 кг/м²
  • Тяговооружённость: 0,36
  • Аэродинамическое качество самолёта: 15,8
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +6

Вооружение

Боевая нагрузка: до 14 290 кг различного вооружения на 2 (3) внутренних и 8 наружных узлах подвески вооружения (по 2 на каждой и 2 вращающихся в параллель с фюзеляжем на )

Внутренний отсек:

  • съёмная шестиствольная пушка M61A1 (20 мм) с боезапасом 2084 снарядов или
  • дополнительные баки или
  • 2х750-фунтовые (340 кг) авиабомбы M117 или
  • атомная бомба или
  • вариант для флота и КМП: до 2 УР AIM-54 Phoenix

    F-111C/-F оснащались поворотным креплением для AN/AVQ-26 Pave Tack — блока целеуказания, оснащённого ИК- и электронно-оптической системами и лазером подсвета целей. В нерабочем положении блок убирался внутрь отсека.

На узлах подвески размещались управляемые и неуправляемые бомбы (в том числе ядерные) — до 2300 кг на каждом, — подвесные топливные баки и до 4 ракет AGM-69 SRAM на внутренних узлах. Также на наружные узлы подвешивалось до 4 УР AIM-9P3.

Австралийские F-111C оснащались узлами для подвески ПКР Harpoon и AGM-142.

Варианты

  • F-111A — начальный всепогодный бомбардировочный вариант для ВВС США (158 экземпляров)
  • F-111B — заряженная версия для ВМС США (7 экземпляров до отказа от проекта)
  • F-111C — версия, предназначенная для Австралии (24 единицы)
  • RF-111C — разведывательный вариант для Австралии (4 модифицированных F-111C)
  • F-111D — доработанные воздухозаборники, обновленная авионика, новый двигатель (96 экземпляров)
  • F-111E — та же модификация воздухозаборников, что и F-111D (94 экз.)
  • F-111F — более мощные двигатели, улучшенная авионика (106 экземпляров)
  • FB-111A — вариант, предназначенный для стратегической бомбардировки (76 единиц)
  • F-111G — FB-111A, модифицированный для обеспечения возможности обстрела обычными бомбами.
  • EF-111A Raven — вариант радиоэлектронной борьбы (42 модифицированных самолета)

Тактико-технические характеристики[ | код]

General Dynamics F-111

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации F-111E:

Технические характеристики | код

  • Экипаж: 2 человека
  • Длина: 22,40 м
  • Размах крыла:
    • в сложенном положении: 9,47 м
    • в развёрнутом положении: 19,20 м
  • Высота: 5,22 м
  • Площадь крыла:
    • в сложенном положении: 48,77 м²
    • в развёрнутом положении: 61,07 м²
  • Профиль крыла: NACA 64-210.68 корень крыла, NACA 64-209.80 законцовка крыла
  • Масса пустого: 21 394 кг
  • Масса снаряжённого: 37 577 кг
  • Максимальная взлётная масса: 45 359 кг
  • Масса топлива: 14 700 кг (во внутренних баках)
  • Двигатель: 2 двухконтурных турбореактивных Pratt & Whitney TF-30-P-100
    • максимальная тяга: 79,6 кН
    • тяга на форсаже: 112 кН
  • Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0186
  • Эквивалентная площадь сопротивления: 0,87 м²
  • Коэффициент удлинения крыла:
    • в сложенном положении: 1,95
    • в развёрнутом положении: 7,56

Лётные характеристики | код

F-111F перед налётом на Ливию, Великобритания, 14 апреля 1986

  • Максимальная скорость:
    • у земли: 1475 км/ч
    • на высоте: 2655 км/ч (M=2,5)
  • Посадочная скорость: 200 км/ч
  • Разбег: 900—910 м
  • Пробег: 730—915 м
  • Боевой радиус: 2140 км
  • Перегоночная дальность: 5190 км
  • Практический потолок: 17 985 м
  • Скороподъёмность: 131,5 м/с
  • Нагрузка на крыло:
    • в сложенном положении: 771 кг/м²
    • в развёрнутом положении: 615,2 кг/м²
  • Тяговооружённость: 0,36
  • Аэродинамическое качество самолёта: 15,8
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +6

Вооружение | код

Боевая нагрузка: до 14 290 кг различного вооружения на 2(3) внутренних и 8 наружных узлах подвески вооружения (по 2 на каждой и 2 вращающихся в параллель с фюзеляжем на )

Внутренний отсек:

  • съёмная шестиствольная пушка M61A1 (20 мм) с боезапасом 2084 снарядов или
  • дополнительные баки или
  • 2х750-фунтовые (340 кг) авиабомбы M117 или
  • атомная бомба или
  • вариант для флота и КМП: до 2 УР AIM-54 Phoenix

    F-111C/-F оснащались поворотным креплением для AN/AVQ-26 Pave Tack — блока целеуказания, оснащённого ИК- и электронно-оптической системами и лазером подсвета целей. В нерабочем положении блок убирался внутрь отсека.

На узлах подвески размещались управляемые и неуправляемые бомбы (в том числе ядерные) — до 2300 кг на каждом, — подвесные топливные баки и до 4 ракет AGM-69 SRAM на внутренних узлах. Также на наружные узлы подвешивалось до 4 УР AIM-9P3.

Австралийские F-111C оснащались узлами для подвески ПКР Harpoon и AGM-142.

Фон

Правительство Австралии закупило 24 F-111C в 1963 году. Они были построены в течение 1968 и начале 1969 года, а первый из самолетов RAAF был передан службе 4 сентября 1968 года. Однако вскоре весь флот был остановлен в Соединенных Штатах. впоследствии были исправлены серьезные недостатки в конструкции F-111. RAAF, наконец, принял 24 самолета в 1973 году, и они вылетели в Австралию четырьмя группами в период с 1 июня по 4 декабря того же года.

Четыре F-111C были модифицированы в самолет-разведчик RF-111C. Первый, A8-126, получил эти модификации в Соединенных Штатах в период с октября 1979 года по апрель 1979 года; остальные три были преобразованы в Австралию в период с июля по сентябрь 1980 года.

RAAF закупили четыре бывших ВВС США (USAF) F-111A в 1981 году в качестве замены. Эти самолеты поступили на вооружение в 1982 году и впоследствии были переоборудованы под стандарт F-111C.

В 1992 году правительство Австралии приняло решение закупить до 18 бывших ВВС США F-111G, чтобы продлить срок службы этого типа. В конечном итоге было приобретено 15 F-111G, которые были доставлены RAAF в конце 1993 — начале 1994 года. Еще три F-111G бывших ВВС США также находились в Австралии в Соединенных Штатах, но так и не были доставлены. Другие бывшие ВВС США F-111 также хранились в 309-й аэрокосмической группе технического обслуживания и восстановления (AKA The Boneyard) в Аризоне в качестве источников запасных частей для парка самолетов RAAF.

Правительство Австралии объявило 7 ноября 2003 г., что F-111 RAAF будут сняты с вооружения с 2010 г., а 16 марта 2007 г. было объявлено, что этот тип будет снят к концу 2010 г. F-111G были сняты с вооружения раньше, чем F-111G. 111C, последний из которых был выведен из эксплуатации 3 сентября 2007 года. Флот F-111C был сокращен, и тип был окончательно списан 3 декабря 2010 года. Восемь F-111 RAAF (семь F-111C и один F-111G) были уничтожены в результате крушений во время эксплуатации типа, десять летчиков погибли.

После вывода из эксплуатации F-111 13 уцелевших самолетов (12 F-111C и один F-111G) были сохранены в авиационных музеях и на авиабазах RAAF. Оставшийся самолет был захоронен на полигоне Суонбанк за пределами Ипсвича, Квинсленд , с 21 по 23 ноября 2011 года.

История эксплуатации

F-111B, BuNo 151974, запускался с корабля USS Coral Sea в июле 1968 года. Это был единственный F-111B, который проводил эксплуатационные испытания авианосца.

Летные испытания

Летные испытания F-111B продолжались в NAS Point Mugu , Калифорния, и NAWS China Lake , Калифорния, даже после того, как программа была прекращена. В июле 1968 года предсерийный F-111B номер бюро 151974 использовался для испытаний авианосца на борту USS  Coral Sea . Оценка прошла без проблем.

Хьюз продолжил разработку ракетной системы Phoenix с четырьмя F-111B. Всего в авиакатастрофах было потеряно два F-111B, а третий серьезно поврежден. Последний рейс F- 111B совершал самолет 151792 из Калифорнии в Нью-Джерси в середине 1971 года. Семь F-111B налетали 1748 часов, совершив 1173 полета.

И пришёл молодой технократ

Пятидесятые годы двадцатого века были поистине золотым временем для ВВС США. Основные «доставщики» атомной бомбы — авиаторы — стали, по сути, главным американским родом войск. Доходило до того, что высказывались такие идеи: армия и флот более не нужны и их можно расформировать. Разумеется, ВВС в то время не испытывали недостатка в финансировании множества специализированных и дорогих программ. Но счастье длилось не вечно. Уже к концу десятилетия из-за ряда неудач авиаторы потеряли часть поддержки, а в высших кругах возникла мысль, что настало время реформ и борьбы за эффективность.

Роберт Макнамара: для некоторых — спаситель американский вооружённых сил, для других — их могильщик, лишь чудом не погубивший всё окончательно

Но по-настоящему история стала интересной в 1961 году, с приходом на пост министра обороны США Роберта Макнамары. По сей день это, наверное, самая спорная личность, среди занимавших этот пост.

Кто-то называет его спасителем американских вооружённых сил, кто-то клеймит его чуть ли не предателем и коммунистом.

Людей вроде Макнамары сейчас принято называть «молодыми технократами»: на момент вступления в должность ему было всего 45 лет и он уже прославился как эффективный кризисный менеджер, сумевший вытащить автостроительного гиганта «Форд» из пропасти.

Президент Кеннеди, предложивший Макнамаре должность министра обороны, ожидал, что он проделает подобное и с американскими вооружёнными силами — превратит их в эффективную структуру, не тратящую огромные деньги в никуда.

У Макнамары было своё видение путей развития военной техники. Он считал, что будущее — за максимальной унификацией. Единые программы хоть и дороже, чем специализированные, но позволяют сэкономить огромные деньги в будущем в ходе эксплуатации. И Роберт сразу же деятельно начал воплощать свои планы в жизнь. Первым результатом этого подхода стало принятие на вооружение ВВС США флотского истребителя F-4 Phantom II.

У авиаторов в то время было достаточно плохо с современными истребителями: программа F-107 окончилась неудачей и на время основным самолётом стал F-105 (пока не был бы создан новый). Но вместо финансирования очередных проектов министр обороны продавил сначала решение об испытании F-4 в ВВС, а потом и сам самолёт — на вооружение авиации.

Без Макнамары F-105 мог надолго стать основным самолётом ВВС США

Модификации

Первой серийной модификацией стал бомбардировщик F-111А, построенный в количестве 160 экземпляров. Первые 30 машин оснащались силовой установкой TF30-P-1, на остальных стояла усовершенствованная TF30-P-3 с увеличенной тягой. Несколько ранних машин не имели катапультируемой кабины и оснащались катапультными креслами.

Флотский самолет имел укороченную носовую часть с возможностью отклонения вверх. Данная особенность позволила размещать машины на полетных палубах и в ангарах авианосцев.

Из-за более жестких условий взлета и посадки применялись шины с увеличенным рабочим давлением. Консоли крыла оснащались дополнительными законцовками. Сильно различалось установленное на борту радиолокационное оборудование.

Всего было собрано от 4 до 7 самолетов модели F-111B. Заказчик отказался от постройки машин из-за значительного превышения веса (почти на 9 000 кг).

По заказу Австралии строился вариант F-111C, представляющий собой комбинацию решений от истребителя F-111A и от стратегического бомбардировщика FB-111A. Самолет оснащался восемью точками внешней подвески вооружения. Общий вес вооружения мог достигать 14 300 кг.

Всего было собрано 96 машин этой версии, которые прослужили до 1993 года.

Возникшие при доводке электроники проблемы привели к созданию версии F-111E, которая представляла собой модель F-111А с воздухозаборниками от модификации D. Корпорация General Dynamics построила 94 самолета этой модели.

Из-за высокой стоимости нового радиоэлектронного оборудования, примененного на F-111D, было принято решение о создании упрощенной версии под обозначением F-111F. Самолеты оснащались новой модификацией двигателя TF30-P-100. Всего построили 106 машин.

Еще одним вариантом стал F-111G, построенный на базе планеров, оставшихся после отказа Великобритании от приобретения партии F-111K (специальная версия для Соединенного Королевства).

На базе истребителя-бомбардировщика производился стратегический бомбардировщик FB-111, который отличался удлиненным на 640 мм фюзеляжем, позволявшим увеличить запас топлива на борту, и удлиненными консолями крыла от флотской машины. Всего было собрано 77 машин, часть из которых впоследствии переделали до стандарта F-111G.

Дальше только больше

В итоге F-111А взлетел зимой 1964 года, а F-111В осенью 1965 года. Но если версия ВВС прошла испытания без особых проблем, то флотский перехватчик «забуксовал». Оказалось, что для палубного самолёта F-111В недостаточно мощный и при этом слишком большой. Сказывалось и то, что этот самолёт совершенно не отвечал требованиям флота, предъявленным к перехватчику.

Флотский перехватчик General Dynamics/Grumman F-111B

Чтобы F-111В хоть как-то адекватно влез на палубу авианосца, в 1967 году инициировали программу CWIP (Colossal Weight Improvement Program) по уменьшению размеров и веса самолёта. Но с уходом Макнамары потребность в ней пропала и она была закрыта

Но все эти проблемы не помешали министру обороны объявить, что идея, заложенная в TFX, доказала свою успешность, — и начать искать для самолёта новые роли.

В 1965 году объявили, что доработанная версия F-111 заменит в стратегической авиации В-58. Для этого версия А получила крыло от флотского В, увеличенные баки и новое шасси под больший вес самолёта и новое наименование — FВ-111А.

Более того, Макнамара считал, что F-111 должен стать единым стратегическим бомбардировщиком, а потому приложил все усилия, чтобы свернуть программу AMSA (будущего В-1) в пользу своего любимчика. Окончательно сделать это не вышло, но программа затянулась в том числе из-за минимального финансирования, выделяемого Макнамарой.

Финал развития бомбардировочной версии F-111 — FВ-111H, значительно увеличенный и приближающийся к настоящим стратегическим бомбардировщикам

В 1965 году ВВС США закончили основной этап испытаний перспективного перехватчика YF-12 и согласовали заказ на 93 машины.

Вот только Макнамара считал, что такой самолёт Америке не нужен, а нужно — кто бы мог подумать — закупить ещё F-111.

По новому плану, сразу после того, как F-111В доведут до ума и начнётся его серийное производство, должны были стартовать разработки его наземной версии, которая и стала бы перехватчиком для ВВС. При этом требования авиаторов настолько сильно отличались от требований моряков, что, по сути, наземный перехватчик создавался бы с нуля. Вот только работы по флотскому самолёту заканчиваться не спешили.

Возможный внешний вид перехватчика на базе F-111B для ВВС США

В 1967 году Макнамаре в голову пришла ещё одна идея о том, куда можно пристроить F-111.

В то время США и ФРГ совместно начали работы над сверхзвуковым ударным самолётом вертикального взлёта и посадки. Он должен был занять место основного самолёта непосредственной поддержки войск всего блока НАТО и носителя тактического ядерного оружия в Европе. И конечно же, по мнению Макнамары, и тут нашлось бы место для F-111. Благо General Dynamics оперативно разработали несколько вариантов F-111 вертикального взлёта. И лишь активное противодействие этой идее со стороны немцев позволило её достаточно быстро свернуть.

Различные варианты превращения F-111 в СВВП

В 1968 году по множеству причин (хотя основной был не самый удачный старт войны во Вьетнаме) Макнамара покинул пост министра обороны. И почти сразу же бо́льшая часть программ, связанных с F-111, полетела в мусорное ведро. В том же 1968 году флот закрыл работы по F-111В, а значит, и все планы по созданию версии перехватчика для ВВС обратились в прах. В 1969 году свернули идею разработки на основе F-111 полноценного стратегического бомбардировщика в пику AMSA. В итоге на вооружении остался лишь базовый тактический бомбардировщик.

Во многом история F-111 напоминает современную историю F-35. Хотя вроде бы у последнего пока всё же получается чуть лучше. Но кто знает, вполне вероятно, что в один момент, когда основные сторонники программы будут оттеснены от рычагов управления, она может так же резко пасть, как это случилось с F-111.

Статья про проект палубного истребителя-перехватчика Douglas F6D Missileer:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector