Восточные славяне в древности

Соседи восточных славян

В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство – Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.

Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.

Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.

Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.

В VI–IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.

Соседи древних славян

На западе соседями древних славян были племена кельтов и германцев. На востоке – балты и фино-угорские племена, а также предки современных иранцев – скифы и сарматы. Постепенно их вытеснили племена булгар и хазар. На юге славянские племена соседствовали с римлянами и греками, а также древними македонцами и иллирийцами.

Славянские племена стали настоящим бедствием для Византийской империи и для германских народов, совершая постоянные набеги и захватывая плодородные земли.

В VI в. на территории обитания восточных славян появились орды тюрков, которые вступили в борьбу со славянами за земли в районе Днестра и Дуная. Многие славянские племена переходили на сторону тюрков, целью которых было захватить Византийскую империю.
В ходе войны западные славяне были полностью порабощены византийцами, южные славяне, склавины, отстояли свою независимость, а восточнославянские племена оказались захваченными ордой тюрков.

Кривичи — древнерусские судостроители

Это племенное объединение соседствовало с ильменскими словенами и занимало огромные территории: районы городов Смоленск, Полоцк и Псков. Современные исследования позволяют утверждать, что этот племенной союз восточных славян не обладал «племенным центром», как словене или древляне. Кроме того, кривичи очень тесно взаимодействовали с балтскими племенами и скандинавами. В пользу этого говорят их курганные захоронения, вскоре после принятия христианства постепенно исчезающие.

Помимо этого, о тесном взаимодействии кривичей и их балтских соседей говорит и их этноним. По одной из гипотез, слово «кривичи» произошло от названия верховного балтского жреца — Криве. Более того, в современном латышском языке русских называют «креви», а Россию в целом — «Кревия».

Изображение Криве на Памятнике Свободы в Риге. (Wikimedia Commons)

Кривичи упоминаются и в сочинениях византийского императора Константина Багрянородного. Так, безилевс писал, что лодки, на которых славянские и варяжские дружины подходили к стенам Константинополя, были построены именно этими племенами. Русские же летописи связывали кривичей с полоцким княжеским домом, постоянно враждовавшим с киевскими и новгородскими князьями. Эти племена упоминаются в древнерусских исторических памятниках вплоть до середины 12 века.

Этнокультурные подразделения

Славяне обычно делятся по географическому признаку на три основные подгруппы: западные славяне , восточные славяне и южные славяне , каждая из которых имеет различное и разнообразное происхождение, основанное на уникальной истории, религии и культуре определенных славянских групп внутри них. Помимо доисторических археологических культур, подгруппы имели заметные культурные контакты с неславянскими цивилизациями бронзового и железного веков . Современные славянские нации и этнические группы значительно разнообразны как генетически, так и культурно, и отношения между ними — даже внутри самих отдельных этнических групп — разнообразны, начиная от чувства связи до взаимного чувства вражды.

Западные славяне происходят от ранних славянских племен, которые поселились в Центральной Европе после того, как восточногерманские племена покинули эту территорию в период миграции . Отмечено, что они смешались с германцами , венграми , кельтами (особенно бойи ), старопруссами и паннонскими аварами . Западные славяне попали под влияние Западной Римской империи (латыни) и католической церкви .

Восточные славяне происходят от ранних славянских племен, которые смешивались и контактировали с финнами и балтами . Их ранний славянский компонент, анты , смешал или поглотил иранцев , а позже получил влияние хазар и викингов . Восточные славяне ведут свое национальное происхождение от племенных союзов Киевской Руси и Русского каганата , начиная с X века. Они особенно попали под влияние Византийской империи и Восточной православной церкви .

Южные славяне из большей части региона происходят от ранних славянских племен, которые смешались с местными протобалканскими племенами ( иллирийские , дакийские , фракийские , пеонские , эллинские племена ) и кельтскими племенами (особенно скордисками ), а также с римлянами ( и романизированные остатки прежних групп), а также с остатками временно оседлых вторгшихся восточногерманских, азиатских или кавказских племен, таких как гепиды , гунны , авары , готы и булгары . Коренные жители современной Словении и континентальной Хорватии происходят от ранних славянских племен, которые смешались с римлянами и романизировали кельтов и иллирийцев, а также с аварами и германскими народами (лангобардами и восточными готами). Южные славяне (за исключением словенцев и хорватов) попали в культурную сферу Восточной Римской империи (Византийской империи), Османской империи и Восточной православной церкви и ислама , в то время как словенцы и хорваты находились под влиянием западной римской империи. Империя (латиница) и, следовательно, католической церковью аналогично западным славянам.

Расселение славянских племен

С 5-го столетия на Прикарпатской, Днестровской и Поднепровской землях начинается славянская экспансия и племена двигаются в западном, южном и северо-восточном направлении. Западные территории начали заселяться в районе реки Вислы, перейдя за рубеж Эльбы и Западных Карпат. В восточном направлении славяне расселялись вдоль берегов Оки и Волги. Племена, которые пошли на юг, стали осваивать территорию Дуная, его притоков и даже дошли до границ Византийской империи.

Карта расселения славянских племен

Славянская экспансия восточных и западных территорий подтверждается только археологическими данными, которые добывают ученые и историки, а вот южное расселение славянских племен имеет в качестве доказательства документы, в частности это свидетельства византийских авторов.

Славянская община

Основные восточнославянские племена и места их расселения

в VII-VIII вв. образовались устойчивые восточнославянские племена, расселение которых происходило следующим образом: поляне – жили вдоль реки Днепр. Севернее, вдоль реки Десне жили северяне, а на северо-западных территориях – древляне. Между реками Припять и Двиной поселились дреговичи. Вдоль реки Полота обитали полочане. Вдоль реки Волги, Днепра и Двины – кривичи.

На берегах Южного и Западного Буга были расселены многочисленные бужане или дулебы, часть которых мигрировали в сторону запада и ассимилировались с западными славянами.

Места расселения славянских племен оказывали влияние на их обычаи, язык, законы и способы ведения хозяйства. Основными занятиями было выращивание пшеницы, проса, ячменя, некоторые племена выращивали овёс и рожь. Разводили крупный рогатый скот и мелкую домашнюю птицу.

Карта расселения древних славян отображает границы и ареалы, свойственные каждому племени.

Восточнославянские племена на карте

На карте видно, что восточнославянские племена сконцентрированы в Восточной Европе и на территории современной Украины, России и Белоруссии. В этот же период группа славянских племён начали движение в сторону Кавказа, поэтому в VII в. часть племен оказывается на землях Хазарского каганата.

На землях от Буга до Новгорода проживало более 120 восточнославянских племен. Самые крупные из них:

  1. Вятичи – восточнославянское племя, жившее в устьях рек Оки и Москвы. Вятичи мигрировали в эти районы с побережья Днепра. Это племя длительное время жило обособленно и сохраняло языческие верования, активно сопротивляясь присоединению к киевским князьям. Племена вятичей подвергались набегам Хазарского каганата и выплачивали им дань. Позже вятичи были всё же присоединены к Киевской Руси, но не потеряли своей самобытности.
  2. Кривичи – северные соседи вятичей, проживали на территории современной Белоруссии и Западных областей России. Племя сформировалось в результате слияния балтов и фино-угорских племён, пришедших с севера. Большинство элементов культуры кривичей содержат балтийские мотивы.
  3. Радимичи – племена проживавшие на территории современной Гомельской и Могидёвской области. Радимичи являются предками современных белорусов. Их культура и обычаи подверглись влиянию польских племен и восточных соседей.

Эти три славянские группы впоследствии соединились и образовали великороссов. Надо понимать, что древнерусские племена и места их расселения не имели чётких границ, т.к. между племенами велись войны за земли и заключались союзы, в итоге племена мигрировали и видоизменялись, перенимая культуру друг друга.

В VIII в. восточные племена славян от Дуная до Балтики уже имели единую культуру и язык. Благодаря этому стало возможным создание торгового пути “из варяг в греки” и стало первопричиной образования русского государства.

Основные восточнославянские племена и места их расселения, таблица 2

Кривичи Верховья рек Волги, Днепра, Западной Двины
Вятичи По реке Ока
Ильменские словене Вокруг озера Ильмень и по реке Волхов
Радимичи По реке Сож
Древляне По реке Припять
Дреговичи Между реками Припять и Березина
Поляне По западному берегу реки Днепр
Уличи и тиверцы Юго-запад Восточно-Европейской равнины
Северяне По среднему течению реки Днепр и по реке Десна

Родственники? Или нет?

Но были ли руги – руты родственны русинам? Было ли это одно племя, когда-то разделившееся? Скорее всего, да.

Живших в Закарпатье русов в наших летописях называли «русинами», а землю их называли «Русська»; западные же источники на латинский лад этот же народ называли «рутенами», а язык – «рутениш».

Скорее, новгородские племена послали «за море» гонцов к славянскому князю ругов (рутов), чтобы сыновья дочери новгородского князя Гостомысла Умилы, которая была замужем за князем ругов, вернулись на свою историческую родину и помогли народу своей матери преодолеть трудные времена.

Само же племя ругов исчезло с лица земли в XII веке, когда руги-руты были покорены германскими племенами и словно нарочно забыты европейскими историками. Есть версии, что все, чтобы связано со славянскими народами, было намеренно вымарано из истории Европы папистами, а позже — нацистами.

Что же касается названия «варяги», ведь послы поехали за море к варягам – к руси, то современные авторы считают, что в летописях слово варяг имеет совершенно другое значение – это не название народа, а название рода занятий.

Территория расселения

Таблица отражает названия племён и места их проживания.

Племена

Места их расселения

Поляне

расселялись по Днепру, вокруг Киева

Кривичи

заселяли Западную Двину и Волгу

Словене ильменские

берега Чудского и Ладожского озёр, недалеко от Новгорода

Дреговичи

проживали по рекам Припять, Днепр и Неман

Полочане

к югу от Западной Двины

Волыняне

к югу от древлян

Древляне

южнее Припяти

Белые хорваты

на западных землях между Днестром и Вислой

Дулебы

к востоку от белых хорватов

Северяне

на берегах Десны

Уличи

от Днестра до Южного Буга

Вятичи

в верховьях Дона и Оки

Тиверцы

от Прута до Днестра

Радимичи

между Днепром и Десной

Классификация и использование языческой рунической символики в быту

Существовало большое количество различных групп символов, каждая из которых выделялась своими особенностями.

  • Во-первых, большинство знаков можно было разделить на женские и мужские – к примеру, такие символы как Родимич, предназначались только для ношения мужчинами, и, напротив, вышитая символика богини Макошь использовалась только в женском рукоделии. Существовали также универсальные символы, которые могли использовать все, вне зависимости от пола, возраста и рода занятий.
  • Во-вторых, можно разделить символику на бытовую и ритуальную. Одни символы использовались для защиты дома, семьи, их значение знали все наши предки буквально с пеленок, в то время как существовали сакральные знаки, о которых ведали только жрецы и волхвы. Такие особые символы были предназначены для изготовления алтарей, идолов и капищ.
  • В-третьих, практически все символы можно было разделить на две большие группы по их участию в жизни славян – привлекающие и защитные. Первые были призваны «притягивать» в дом удачу и счастье, преумножать достаток, даровать богатый урожай, вторые же предохраняли от разного рода нечистой силы и дурных событий.

Из особых групп знаков можно выделить следующие:

  • солярные (или свастические) – являющиеся олицетворением солнца, вечно движущегося по небосклону, символизирующие огонь, круговорот времени и божественную силу;
  • небесные – несущие в себе энергию природы и силы стихий.

И, разумеется, существовало большое количество знаков, посвященных тем или иным богам славянского пантеона. Их обычно носили те, кто отдавал себя под покровительство того или иного божества или был связан с его сферой деятельности. Эти символы располагались на алтарях, кумирнях и капищах, вырезались на подножиях идолов.

В обычной жизни сакральные обозначения русичей использовались чаще всего в обережном рукоделии:

  • вышивке, создании кукол и домашних оберегов;
  • их вплетали в орнаменты;
  • вырезанные на различной утвари;
  • чеканили на посуде и оружии.

Древние волхвы обладали глубокими знаниями о священной символике – они могли:

  1. изготовить мощные обереги;
  2. наполнить их энергией;
  3. наложить сильные заговоры и заклинания.

Считалось, что такие амулеты обладают гораздо большей силой. При этом изготовить простейшие талисманы для защиты себя и своих близких мог практически каждый.

Чаще всего амулеты изготавливали женщины, отсюда произошла традиция особой вышивки, живая и по сей день.

Восточные славяне

Русские

Русские – как самостоятельный народ всей славянской общности они появились в 14-18 веке. Основным центром образования всего русского народа считается Московское государство, которое с момента создания объединяло территории земель Дона, Оки, Волги и Днепра. После, расширяя границы и завоевывая новые территории, оно расширилось и заселилось до побережья Белого моря.

Углубляясь в историю быта важно отметить местоположение русских поселений. Чаще всего это влияло и на уровень жизни и их быт

Преимущественно люди занимались скотоводством, земледелием, сбором даров природы, особенно лечебных трав, и рыболовством. Ранние народы обрабатывали металл и дерево, что помогало в строительстве и быту. Так же они занимались торговлей, расширяя пути.

Украинцы

Украинцы – первое упоминание слова «украинцы» появилось приблизительно в конце 12 века. До 17 века народность располагалась преимущественно на степной территории окраины Руси, в Запорожской Сечи, но из-за усиленного натиска католической Польши украинцам пришлось бежать на территорию Слободской Украины. Примерно в 1655-1656 году Левобережная Украина объединилась с русскими территориями и только в 18 веке это сделала и Правобережная Украина, что определило ликвидацию Запорожской Сечи и расселению украинцев вплоть до устья Дуная.

Традиционный быт украинцев часто определялся глиняной лепниной домов, многообразием украшений быта. А богатая духовная культура определяется и поддерживается до наших дней в национальной одежде, песнях и украшениях;

Белорусы

Белорусы – народность сформировалась на Полоцко-Минских и Смоленских землях. Во время основного становления народа на быт культуры особенно повлияли литовцы, поляки и русские народности, сделав язык, историю и культуру близкими многим по духу.

По некоторым приданиям народность получила своё название от цвета волос коренного населения – «Белая Русь» и только в 1850 году официально начали употреблять «Белоруссия».
Быт и основные занятия населения не отличались от русских народов, поэтому земледелие было преимущественно. Сегодня у белорусов сохранилось богатое культурное наследие выраженное в праздничных песнях, знаменитой национальной кухне и украшениях для традиционных нарядов мужчин и женщин.

Великое переселение

Гунны, кочевое воинственное племя, перемещавшееся по территории Дальнего Востока и Монголии, долгое время вели военные действия с китайцами. Потерпев сокрушительное поражение во II веке до нашей эры, они устремились на запад. Путь их пролегал по заселенным районам Средней Азии и Казахстана. Они вступали в схватки с населявшими те места племенами, увлекая с собой по пути от Монголии до Волги народы иного этноса, прежде всего угорских и иранских племен. К Европе эта масса подошла, уже не являясь этнически однородной.

Племенной союз алан, обитавших в то время на Волге, оказал мощное сопротивление наступающей силе. Тоже кочевой народ, закаленный в боях, они остановили движение гуннов, задержав их на два столетия. Однако в конце IV века аланы потерпели поражение и освободили гуннам дорогу в Европу.

Дикие воинственные племена перешли Волгу и устремились к Дону, к местам обитания племен черняховской культуры, вызывая у тех ужас. По дороге они разгромили страну алан и готов, часть которых ушла в Предкавказье, а часть устремилась с массой победителей на запад.

Занятия восточных славян

К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.

Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.

Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».

В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.

Происхождение

Учёными-историками выдвинуты два варианта появления этого народа: автохтонный и миграционный.

Согласно автохтонной теории, племена появились в местах, в которых они в последствии жили и развивались. Особенностью этого предположения было необычное явление — формирование крупной языковой и культурной общности из множества разрозненных племён, живущих на общей территории.

Сторонники миграционной теории предполагали, что предками восточных славян были народы, переехавшие из других стран. Учёные расходятся во мнении о том, из каких территорий эмигрировали прародители славянства. 

Возможно это были древние представители:

  • дунайских и балканских племён (эту версию поддерживали историки Ключевский и Соловьёв, древний летописец Нестор);

  • скифских племён, населяющих Азию и Причерноморье;

  • прибалтийских племён, которые расселялись по территории Европы.

Эти племена относят к группе европейских народов, которые начали своё расселение около 5 века до нашей эры. Единого ответа о месте, из которого появились славяне, нет даже у современных учёных. 

Образование племенных союзов

На разделении по территориальному признаку процесс разобщения славянского этноса не закончился. Всего в начале IX века образовалось не менее 13 восточнославянских племен, условно поделенные на:

  1. Северных (ильменских). В эту группу вошли племена кривичей и словен.
  2. Центральных. К ним отнесли дреговичей, радимичей и вятичей.
  3. Западных. Сюда вошли волыняне, белые хорваты и бужане.
  4. Южных. Эта группа племен состояла из древлян, полян, дулебов, северян, уличей и тиверцев.

Все известные историкам племена подразделяются также по характеру политического устройства, этнографической и территориальной принадлежности, характеру украшений, типу захоронения и верованиям. Язык был общим, но присутствовали серьезные диалектические различия, из-за которых могли возникать трудности в общении.

Каждое племя имело свой «град» — столицу или центр. У полян это был Киев, у словен – Новгород, кривичи считали своим градом Смоленск, половчане – Полотск, а древляне Искоростень. Общим градом несколько позже стал Киев.

Племена славян в период расселения Восточной Европы постоянно соперничали за главенствующее положение на занимаемой ими территории, вели войны. Во время ведения боевых действий племя возглавлял князь. Ему подчинялась группа хорошо вооруженных людей, называющая себя дружиной. Все серьезные вопросы, касающиеся управления делами племени, ведало племенное или союзное вече.

Вече – общее собрание всех проживающих в племени взрослых людей, преимущественно мужчин – глав семейств. На вече решали, где и когда сеять хлеб, кому объявлять войну, каковы будут условия мира.

Изначально все славяне в период расселения Европы были равны, но обогащение отдельных членов племени за счет военных грабежей, привело к образованию родовой знати и возникновению неравенства. Постепенно участвовать в вече, стать дружинником или князем могли только самые родовитые и богатые.

При покорении одним племенем другого, побежденные должны были платить дань. Размер ее определялся победителями и выражался в предметах быта, еде, вооружении, ремесленных изделиях, любых вещах, представляющих ценность.

Народное вече  

Занятия восточных славян: земледелие, скотоводство, ремесла

Происхождение и расселение славян повлияло на род их деятельности. Славяне в большинстве своем вели оседлую жизнь, занимаясь земледелием и скотоводством, что оказало заметное влияние на область расселения восточных славян. Земледелие велось двумя способами:

  1. Подсечно-огневым. Вплоть до начала IX века при обработке земли пользовались подсечно-огневым методом. Суть его заключалась в вырубке или выжигании леса для освобождения земли под поле. Образовавшиеся пни выкорчевывались, землю вспахивали и засеивали. Поле использовалось для высадки культурных растений вплоть до момента, когда почва начинала истощаться. Плохой урожай становился сигналом для смены поля. Происходило это примерно спустя 5-6 лет. При этом старое поле забрасывалось и зарастало кустами и деревьями, а процесс выкорчевки леса для подготовки новой пахоты повторялся. Этот метод был чрезвычайно неудобным. На подготовку нового поля уходил не один месяц. Приходилось задействовать труд всей патриархальной семьи, обычно состоявшей не менее чем из 20-30 человек. Метод был опасен, так как распространяющийся при сжигании деревьев огонь не всегда можно было контролировать. По мере расселения славян в Восточной Европе и появления новых оружий труда этот метод земледелия переставал использоваться.
  2. Переложным. Этот метод земледелия простой и менее затратный. Обработанное и использованное под выращивание растений поле не забрасывалось после истощения почвы. Его не засеивали, давая земле отдохнуть, но роста сорняков и кустарников не допускали. Пока одно поле находилось под «паром» (не засеянным) второе вскапывали и засеивали. По мере истощения почвы поля меняли местами.

Происхождение и расселение славян в Европе, начиная с 9 века, изучено достаточно подробно. Найдены орудия труда, пути сбыта товаров. Известно, что для обработки земли пользовались деревянной сохой с железными наконечниками или ралом с железными лемехами. По мере развития земледелия появился плуг, в который запрягали лошадей или быков. Выращивали злаковые и овощи.

Скотоводством занимались в основном на равнинах и в степях. Выращивали коров, коз, свиней, овец и лошадей. Последних использовали в качестве тяговой силы, а также средства перемещения (верхом на лошадях ездили воины).

Крестьянин вспахивает поле 

Занятия ремеслом играли важную роль в жизни славян. Вне зависимости от племенной принадлежности, они делали оружие, орудия труда, посуду и украшения. Практически каждая женщина в племени умела прясть и ткать. Плотники, резчики по дереву и кости были в каждом доме. Мастера умело выделывали кожу, шили обувь, ковали мечи и доспехи. Украшения (серьги, браслеты, перстни, бусы) делали из кости или металла (серебро, золото, медь). Дреговичи умели делать бусы из металла с крупной зернью, пользовавшиеся большим спросом у соседей.

Посуда в большинстве своем была сделана из глины. Она обжигалась в горне, украшалась насечками, наколами и налепами. До X в. практиковалась ручная лепка, но с появлением гончарного круга процесс автоматизировался. Это привело к появлению настоящих мастеров своего дела, умевших придать своим изделиям необычную форму и размеры.

Охоте, рыболовству, собирательству и бортничеству (сбору меда из ульев диких пчел) также отводилось немало времени. Род деятельности по-прежнему был связан с половым и возрастным разделением. Так, женщины ткали и пряли, собирали ягоды, вели домашнее хозяйство.

Молодые мужчины осваивали гончарный круг, становились кузнецами, бортниками, охотниками, рыболовами. Свой вклад вносили и дети. Они собирали грибы и ягоды для заготовки на зиму.

Значительное место в жизни славян отводилось торговле с соседними племенами. Своих денег не было, потому использовали деньги, изготовленные в других странах. Практиковался и натуральный обмен ресурсами по принципу «ты — мне, а я – тебе».Расселение племен восточных славян и поспешное занятие ими ранее пустовавших земель, способствовало образованию новых взаимовыгодных торговых союзов.

Происхождение слова Русь

Русь — историческое название земель восточных славян.

Впервые употребляется как название государства в тексте русско-византийского договора 911 года, более ранние свидетельства имеют дело с этнонимом русь (то есть русь как название народа).

Как следует из летописных источников, государство восточных славян Русь получило своё название по варягам-руси.

До призвания варягов славянские племена, что населяли территорию будущего «первого русского государства», жили под своими собственными названиями. Древнерусские летописцы, самый ранний из которых монах начала XII века Нестор, просто отмечают, что «с тех варяг прозвалася Роуская земля».

Основы и суть славянского язычества

Слово «язычество» восходит корнями к греческому слову ethnos («народ»), от которого было образовано ethnikos («языческий»). Отсюда и термин «этнография» ─ наука, изучающая материальную и духовную культуру различных народностей.

Долгое время славянское язычество было предметом обсуждения учёных-религиоведов и этнографов, эта тема преимущественно интересовала только научное сообщество. Однако во второй половине двадцатого века ситуация начала меняться, а в последние десятилетия неоязычество обрело колоссальную популярность. Ряды новых течений стремительно ширятся. «Родноверы», «славяно-арии», «родичи» ─ лишь некоторые из них.

На Руси язычество было смещено христианством только в десятом веке, а искать его истоки нужно далеко за 1 – 2 тысячелетия до нашей эры. В то время практически вся человеческая цивилизация, переживающая этап активного развития, поклонялась примерно одному и тому же ─ природным явлениям, просто трактовались и назывались они по-разному. Нельзя сказать, чтобы культура славянского язычества исчезла из нашей жизни полностью, однако за давностью лет уже стерлись первоисточники некоторых традиций.

Великое переселение народов

Великое переселение народов и Восточная Европа. С конца IV в. н. э. начались многочисленные передвижения племен, вошедшие в историю под названием Великого переселения народов.

К этому времени многие народы Евразии научились изготовлять железное оружие, сели на коней, создали боевые дружины. Племена гнало вперед желание обрести добычу и новые богатые, уже освоенные земли Римской империи.

Первыми на территории Восточной Европы сдвинулись с мест германские племена готов.

Ранее они жили в Скандинавии, позднее расселились в Южной Прибалтике, но оттуда их потеснили славяне. Через земли балтов и славян готы пришли в Северное Причерноморье и прожили там два столетия. Отсюда они атаковали римские владения, воевали с сарматами.

Во главе готов стоял вождь Германарих, который, согласно некоторым сведениям, прожил 100 лет.

В 70-х гг. IV в. с востока на готов надвинулись племена гуннов. Спасаясь, часть готов переселилась в пределы Римской империи. Гунны были тюркским народом, и вместе с их появлением начинается господство тюркомонгольских племен на степных просторах Евразии. Они знали железоделательное производство, ковали мечи, стрелы, кинжалы; во время стоянок гунны жили в глинобитных домах и полуземлянках, но основой их хозяйства было кочевое скотоводство.

Все гунны были превосходными наездниками — и мужчины, и женщины, и дети. Главной их силой была легкая кавалерия. По данным римских историков, вид гуннов был ужасен: невысокие, заросшие волосами, плотные, с толстыми затылками, кривыми ногами, одетые в меховые малахаи и обутые в грубую обувь, сшитую из козьих шкур. Об их диких нравах и зверствах рассказывали легенды.

В своем движении гунны увлекали всех, кто попадался им на пути. Вместе с ними снимались со своих мест угрофинские племена, алтайские народы.

Вся эта огромная орда вначале обрушилась на алан, отбросила часть их на Кавказ, а остальных также втянула в свое нашествие.

Тяжелая, закованная в броню, вооруженная мечами и копьями аланская конница стала существенной частью армии гуннов. Разгромив готов, они огнем и мечом прошли и по южнославянским поселениям. В очередной раз, спасаясь от гибели, люди бежали под укрытие лесов, бросали плодородные черноземы. Часть славян, как и готов, вместе с гуннами также устремилась на запад.

Центром своей державы гунны сделали земли по Дунаю, располагавшие прекрасными пастбищами.

Отсюда они нападали на римские владения и наводили ужас на всю Европу. С тех пор имя гуннов стало нарицательным. Оно обозначало грубых и беспощадных варваров, разрушителей цивилизации.

Своей наивысшей мощи держава гуннов достигла при их вожде Аттиле.

Он был талантливый полководец, опытный дипломат, но грубый и беспощадный властитель. Судьба Аттилы еще раз показала, что сколь бы велик, могуч, страшен ни был властелин, но и он не может продлить вечно своей власти, своего величия. Попытка Аттилы завоевать всю Западную Европу закончилась в 451 г. грандиозным сражением в Северной Франции на Каталаунских полях.

Римская армия, в которую входили отряды многих народов Европы, разгромила наголову столь же многонациональную армию Аттилы. Вождь гуннов вскоре умер, между гуннскими вождями начались распри. Держава гуннов распалась. Но движение народов, вспененное гуннской волной, еще продолжалось несколько столетий.

Участниками Великого переселения народов стали и славяне, которые именно тогда впервые появляются в документах под своим именем.

§Анты
§Славянский вождь Кий
§Расселение племён восточных славян
§Восточные славяне
§Обычаи и верования славян

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector