«косоворотка»

Традиционные ткани и цвета

Излюбленным цветом славян был естественный белый (базовый). Желтый, зеленый или оранжевый делали искусственно путем дубления коры. Распространенным цветом одежды был синий, а праздничным вариантом – красный. Последний делали из настоя кирпича, корней морены.

По составу ткани определяли статус русского человека: чем изысканнее и дороже наряд, тем богаче его владелец. Знатные люди могли себе позволить фабричную материю и экспортные дорогие варианты: шелк (паволоку), аксамит и парчу. Простые русские люди шили одежду из шерсти, льна, конопли. После 19 века на деревенских ярмарках уже можно было приобрести сатин, ситец, парчу, штофу или позумент.

Лен при выделке приобретал серебристо-серый цвет, и его отбеливали при помощи золы, снега и солнечного света. В зависимости от степени выделки получался грубый, суровый или тонкий холст. Из последнего шили праздничные национальные наряды (платки, крестильные рубашки, платья). Грубый холст использовали для подстав к женским рубахам и повседневной одежды. Наиболее ценным материалом считали волосень — шерсть молодой овцы, которую не стригли весь год. Из длинных волокон делали нитки для вышивки. Из обычной шерстяной ткани шили поневы, сарафаны, рубахи.

Шерстяную или полушерстяную толстую домашнюю ткань (сукно, пониток, сермяжину) использовали для шитья верхней национальной одежды. Меха могли себе позволить богачи – для них добывали куниц, белок, соболей. Простым русским людям были доступны овчина и шкуры диких животных.

Национальную одежду обязательно украшали вышивкой, домотканым кружевом. Узоры в центральных и южных русских губерниях отличались от северных насыщенными цветами, разнообразием орнаментов: клеток, полосок, елочек, копытец, лапок, уступов, репьев, струй. В качестве украшений по краям национальных платьев пришивали кружевные ленты со вставками цветной ткани и вышивки.

ЛенСукноШерстьПарчаШелк

История становления

Наряд славян в период с V по IX века нашей эры походил на одежду ближайших соседей – сарматов и скифов. Это были добротные рубахи из грубой шерсти, войлока, кожи рыб и меха животных. С развитием торговых путей и появлением новых, более изящных, тонких тканей национальный костюм начал меняться. Большое влияние на богатство русской одежды оказала римская культура, позже внесли свой вклад и греки.

В Х веке, после Крещения Руси, в костюме появились элементы византийских платьев. В одежде этого времени уже преобладали элементы торжественности, ее стали украшать золотом, серебром, изделиями, покрытыми эмалью, чернью. Простой люд продолжал носить традиционную одежду, которая в большинстве своем была накладной (надевалась через голову). Изредка встречалась распашные вещи.

XII и XV века оставили немного источников о том, как одевались люди древней Руси. Благодаря изображениям в книжных миниатюрах, на иконах, фресках, современный человек имеет определенное представление об одеждах того времени. В этот период русский быт был изолированным. Костюм претерпел трансформацию – стал более солидным. Появились тяжелые, долгополые шубы, длинные кафтаны, висячие рукава.

В XVI-XVII веках и у мужчин, и у женщин появились новые элементы в одежде – кафтаны и зипуны. Поверх них зажиточные люди надевали шубы из дорогих мехов. Кафтаны представляли собой длинные, как платья, одеяния, к которым пришивали стоячие козыри (воротники). Чтобы показать свою состоятельность, их расшивали золотом, серебром, жемчугами. Кафтаны надевали на разные мероприятия – траурные, праздничные, в поездки. У женщин разнообразия практически не было. Их верхней одеждой были опашни (широкие вещи с полами, у которых капюшон оторачивался мехом). Рукава национального костюма были узкими, длинными, потому набирались на руки.

До восхождения на престол Петра I национальный русский костюм менялся медленно, новые фасоны осваивались десятилетиями. Но царь, побывав в Европе, решил облагородить облик подданных и в январе 1700 года издал указ «О ношении платья на манер Венгерского». За образец была взята французская национальная мода. Мужчин обязали носить короткие обтягивающие штаны – кюлоты, сочетая их с белыми чулками и камзолом. На ноги предписывалось надевать массивные башмаки с пряжками, а голову прикрывать напудренным париком. Женщины осваивали новую моду более охотно: широкие юбки на каркасе скрывали недостатки фигуры, туфли на высоком каблуке делали походку соблазнительной, а приталенная верхняя часть платья с глубоким декольте выгодно приподнимала грудь.

В конце XVIII–начале XIX века в холодное время года мужчины носили армяки из серого сукна, шубы (овчинные нагольные), шапки и кожаные варежки. В лютые морозы могли укрыть шею платком. Летом тоже надевали армяк, но понитковый, полукафтаны, под ними – рубаху. На ногах были порты, на головах – шляпы. У русских крестьянок теплой одежды почти не было. Летом они ходили в поневе (юбке) с рубашкой или в сарафане с рубашкой. Сверху, как и мужчины, надевали шушпан, армяк или сермягу.

Виды кроя

Русская народная рубаха может быть скроена различными способами.

Самым архаичным считается туникообразный крой. К нему прибегали многие народы, а в нашей традиции он также нашел отражение и в других одеждах, например, в глухом сарафане, завеске и нагруднике.

К самому распространенному виду относится рубашка с поликами – плечевыми вставками, которые расширяют горловину рубахи, а также соединяют перед и спинку. Среди них можно выделить:

  • рубаху с прямыми поликами, пришивание которых осуществлялось параллельно утку основной детали стана;
  • рубаху с прямыми поликами, которые были соединены параллельно с основой стана.

Первые были популярны в губерниях, расположенных в северной и центральной частях страны, а вторые – в Рязанской, Московской губерниях, а также у населения верхней Оки.

Дополняем косоворотку аксессуарами

Сшитая вами традиционная русская косоворотка украсит взрослого или ребенка на фестивале, концерте или детском утреннике. Сшить русскую рубаху на мальчика и затем придать образу колорит — отличная идея. Поэтому украшайте рубашку, делайте ее ярким элементом сценического образа:

  • Обрабатываете и декорируете стойку-ворот (горловину). Используете широкую тесьму с орнаментом, атлас, бейку, яркие тканевые вставки.
  • Подшиваете плотную подкладку под втачную планку. Саму втачную планку украшаете по образцу отделки ворота.
  • В качестве застежек применяйте пуговицы с ножкой или крючки. Их количество зависит от фантазии портного. Застежки могут располагаться вдоль втачной планки или только на воротнике-стойке. Для детской косоворотки можете в качестве застежки пришить “липучку”.
  • Концы рукавов обрамляем небольшими отворотами наружу, шириной не более 1 сантиметра. Для оторочки нижнего края рукавов используйте тот же компонент, что и для украшения ворота.
  • Подрубаете подол. Декорируете его широкой тесьмой, украшенными шитым орнаментом проставками или яркой полоской ткани.

Важным элементом национального костюма является пояс. Его вы можете сплести косым плетением в несколько рядов из толстых шерстяных нитей. Или сшить из ткани и украсить широкой тесьмой или бейкой.

Дополнением к фольклорному образу может стать головной убор — картуз или фуражка.

Расшифровка кроя и значения деталей рубахи

На стан расходовали четыре отрезка домотканого полотна или два более широкой покупной материи. Ширина холста определяла длину плечевого среза и форму линии проймы. Полик был многофункциональным:

  • Он помогал подогнать прямой крой народной рубахи на любой размер и фигуру.
  • Расширяя верх плечевой части, создавал женственные складки у ворота.
  • Обеспечивал поворот и свободное движение рукавам.
  • Служил украшением и отделкой, если выкраивался из другой, цветной или контрастной ткани. На самих поликах или в местах соединения их со станом, располагали узор вышивки.

Вставка под мышками – ластовица иногда кроилась из набивной материи, создавая акцент контрастного украшения. Но она служила и практическим целям, укрепляя швы, соединяющие рукава с боковыми полотнищами и позволяя руке свободно выполнять крестьянскую работу. Форма рукавов создавала строгий либо торжественный силуэт костюма, дополняя его отделку. Женская рубаха имела сборчатый ворот. Мягкие складки подчеркивались узкой обшивкой, а планки разреза богато декорировались.

Отделка «поляцкой» рубахи

Такая рубашка может быть как однотонной с контрастными элементами, так и пестрой. Боры делаются на пару ниток, а вышивок по ним не предусмотрено. Воротник составляет приблизительно полтора сантиметра и отделывается ручной вышивкой, кружевами или вьюнчиком. Впереди разрез горла обрабатывают в стиле замка или планки, а украшают тесьмой или тем же вьюнчиком.

Вам это будет интересно Порядок быстрого, простого и стильного шитья юбок без выкроек

Девочка в сарафане «Славянин»

Отдельно можно сказать про полики и рукава. Они могут вышиваться или нашиваться в виде ленточки и быть украшены пуговицами. Концы рукавов можно отделать зубчиками.

Пояс

Неотъемлемый элемент женского национального костюма. В старину было принято подпоясывать нижнюю сорочку. Существовал даже специальный обряд, в котором новорожденную крошку опоясывали. Ритуал проводили для защиты ребенка от нечисти и сглаза.

Существовало поверье, что пояс – это своеобразный магический амулет. Его не снимали даже отправляясь в баню. Считалось большим грехом разгуливать по улице с неподпоясанной рубахой.

В конце девятнадцатого столетия в южных регионах «ремешок» носили под сарафаном. Для их пошива брали лён, шерсть или хлопок. Их вязали либо ткали. Иногда кушак достигал длины трех метров. Подобные изделия предписывали носить незамужним девушкам.

А вот женщины, прошедшие процедуру венчания, облачались в пояс с объемным геометрическим орнаментом. Для праздничных мероприятий дамы доставали из гардероба жёлто-красный кушак из шерсти, декорированный тесьмой.

Разновидности

Не только барышни Руси и юноши могли похвастаться собственными нарядами, национальное одеяние было даже у малышей. Каждый костюм имел отличительные черты и уникальные элементы.

Женский

Вещи девушек были намного интересней и разнообразней, чем у мужчин. Это был настоящий образец искусства от славянских рукодельниц. В Древней Руси барышни облачались в сорочницу (длинная рубаха), сарафан и передник. В прохладные дни для сохранения тепла под рубашку надевали плотную сорочку.

Неотъемлемый элемент русской одежды – вышивка. Каждая губерния имела собственный узор, отличающийся по цвету. Орнамент применяли для декорирования подола и рукавов.

Отдельного внимания заслуживают платья славянских барышень. Во времена правления Ивана Грозного считалось недопустимым облачаться в одно одеяние. Как правило, носили сразу по три платья. Подобная многослойность придавала фигуре массивность. К тому же ходить в нем на протяжении дня было сложно из-за приличного веса.

Женские сарафаны имели форму трапеции, были распашными или глухими. Для пошива изделия брали одно или несколько полотен. Для повседневной жизни изготавливали платье из сукна и ситца. Праздничные модели шили из дорогостоящей материи, например, шёлка или парчи.

Мужской

Крестьян предпочитали в нарядах практичность и комфорт. Русская культура всегда была тесно связана с природой и землей. Это нашло отражение в одеянии парней из простого сословия. Для пошива вещей использовали натуральные материи, декорированные растительным орнаментом.

В состав мужского наряда входила простая сорочка, штаны и пояс. Для покрытия головы использовали грешневик из валяной шерсти. Самая популярная обувь по тем временам – это лапти.

Изделие отличалось легкостью и удобством, плюс они хорошо защищали ноги от повреждений при проведении полевых работ. Но для ношения в зимнее время лапти не подходили. С наступлением холодов мужики доставали валенки. На праздничные мероприятия они предпочитали обуваться в сапоги из кожи.

Для детей

Малышня на Руси носила простую одежду, без лишних изысков. Чаще всего это были сорочки свободного кроя без декоративного оформления. Для детей состоятельных славян шили изысканные костюмы, которые практически на 100% копировали наряд взрослых.

Однако молодые барышни в отличие от зрелых женщин до замужества обходились без головного убора.

История женского русского народного костюма

14-18 вв

С 14-го века торговые отношения между Россией и Европой расширяются. Такие страны, как Франция, Италия, экспортировали в российскую столицу шерсть, шелк, бархат. На предметах одежды было множество узоров, ярких цветов, включая украшения из кружева, искусственных камней.

Очень важен декоративный, народный характер русского народного костюма. При царе Иване Грозном иностранцев, желающих посетить Кремль, обязывали носить русскую одежду, тем самым выразить уважение к российскому престолу. Уже с 17-го века люди, пытавшиеся носить одежду, подобно европейской, да ещё с иностранными прическами, наказывались.

Традиционный народный русский костюм считался важной частью культуры, при этом, западные модные тенденции не могли проникнуть в страну. Такое положение оставалось до 18-го века, когда Петр Великий ПРОВЕЛ реформы внешнего вида верхних и средних классов и упаси было людей Санкт-Петербурга носить его, потому что считалось, что костюм принадлежал только к низшему сословию — крестьянам

С этого момента члены двора обязывались носить европейскую одежду, а давняя традиция народного русского костюма начала рушиться. С этого момента европейская мода начала оказывать влияние на страну.

Члены царской семьи первыми приняли европейский стиль, сильно ориентированный на французскую моду. За это время корсет, а также головной убор, так называемый фонтан, были привезены в Россию из Европы. Фонтан заменил традиционный головной убор, который носили замужние женщины, чтобы полностью покрыть волосы.

Европейская одежда показывала, что кто-то принадлежит к влиятельным классам, а кто-то, придерживающийся традиционной одежды, к другим классам. Одежда простых людей менялась очень медленно, но смена одежды жителей городах Санкт-Петербурга и Москвы быстро менялась.

19-20 века

Весь 19-й век рококо стиль считался очень популярным. Особенно под властью Елизаветы Петровны светская жизнь ориентировалась на французскую моду. Женщины носили платья с узкими, низкими плечами, подчеркивая тонкую талию. Очень полюбились овальные оправы, корсеты; впервые появились высокие каблуки, но юбки лишились пуха.

Французский сарафан включал традиционный головной убор с загнутыми рукавами сзади, тонкую талию, обрамленную большим шлейфом. Высшие слои общества впервые начали демонстрировать современное коктейльное платье.

20-й век ознаменовался более практичной одеждой. Узкие корсеты уступили место более свободной одежде. Комфорт считался ключевым моментом; стали модными простые сарафаны, шорты, блузки, галстуки.

Одежда для мужчин \ женщин становилась достаточно удобной для работы, ношения, передвижения. Подплечники стали элементом женской одежды для придания более мужественного вида, а строгая форма стала частью жизни. Здесь не оставалось места индивидуализму, поэтому промышленное производство одежды препятствовало появлению сложного кроя или украшений.

Завершая 20-й век, после больших перемен внутри страны, народная русская мода стала постепенно сливаться с европейской. Модельеры могли открыть свой бизнес, путешествовать по миру, а международные бренды могли открывать свои магазины во многих городах России. Многие российские дизайнеры стали специализироваться не на массовом производстве, а на аксессуарах и частных лицах. Сегодня многие российские модельеры взяли вершины ТОПа.

История мужской сорочки/рубахи

(соц.сети)
…..Страсть к кружевам приняла такие размеры, что в XVII веке во время Тридцатилетней войны специально заключались «кружевные перемирия», чтобы господа военные успели постирать свои пышные воротники и манжеты и просушить их, развесив на своих мушкетах.

В XVIII веке в русле более практичной английской моды возникает сорочка без украшений, со стоячим воротником, снабженным отогнутыми кончиками. В ней уже явно угадывается форма, сохранившаяся до наших дней.
До этого сорочку носили под верхней одеждой так, что виден был только ее воротник, потому ее считали нижним бельем. Но и в наши дни сорочка не может избавиться от ассоциаций, связанных со своим происхождением.

 На самом деле, мужчина сделает неверный шаг, если он снимет пиджак, не попросив разрешения, особенно в присутствии дам.
Мужские сорочки всегда оставались предметом, символизировавшим принадлежность к высшему классу. Они теряли свою девственную белизну при любом виде физической работы, а расходы на постоянную стирку, глаженье и крахмаление мог позволить себе далеко не каждый.
Кроме того – как любую одежду – делали их только на заказ, а хорошая работа всегда стоила денег. Ситуация стала меняться только в промышленном XIX веке.
В 1827 году Ханна Монтегю, домохозяйка в северной части штата Нью-Йорк, изобретает съемный воротник. Устав постоянно стирать всю рубашку мужа, когда пачкался только воротник, она отрезала ему воротники и придумала способ прикрепить их к горловине после стирки.

История современной мужской сорочки отсчитывается с того времени, когда в конце XIX века американская компания Brown, Davis & Со впервые предложила публике сорочку с пуговицами по всей длине.

В это же время вошли в моду сорочки в полоску, и был период борьбы, прежде чем они утвердились как элемент городского делового костюма.

Сорочки с рисунком всегда вызывали подозрение в том, что их носят из-за желания скрыть недостаток чистоты. В виде компромисса цветные сорочки снабжались белыми воротничками и манжетами.
Это соединение цветного материала с белым воротником популярно и поныне, хотя такие сорочки никогда не будут выглядеть столь же серьезно и официально, как белые.

Крахмальные стоячие воротники постепенно вытесняются из повседневной одежды. Но в первые годы ХХ века они взяли реванш в области выходного костюма: стояче-отложные воротники, подпирали щеки почтенных отцов семейств и молодых франтов таким туго накрахмаленным забором, что они не могли повернуть шею.
Эта мода ушла во время Первой мировой войны
Первое задокументированное появление выражения «снять последнюю рубашку» произошло в 1771 году как выражение, которое указывает на крайнее отчаяние или щедрость и до сих пор широко используется в разговорной речи.

Красный

Этот оттенок был любим и простолюдинами и аристократией. Красный на Руси считался символом огня, власти и плодородия. В национальных костюмах славян можно отметить до 33 разновидностей алого. Каждый оттенок имел собственное название: кровавый, червонный, кумач и т.д.

По цветовой гамме можно было легко определить возраст владельца. Ярче всего наряжались молодые барышни, не имеющие ребёнка. Пожилые люди и дети останавливались на нарядах спокойных расцветок.

Костюм девушек имел огромное количество разнообразных узоров. Вышивка на одежде перекликалась с орнаментом, используемым для оформления избы. В рисунок вплетали изображение птиц, животных и растений.

Особенности и значение деталей

Мелкие элементы в национальном одеянии славян играли огромную роль.

Детали мужского костюма

Русская народная одежда у славянских парней была представлена обычной сорочкой. Простолюдины носили рубаху, как основной элемент костюма. А вот знать использовала ее исключительно в качестве нижнего белья. Для пошива сорочки брали лён или шёлк.

С внутренней части рубаху дополняли подкладкой, именуемой подоплекой. Рукава широкие и сильно сужающиеся к низу. Воротник отличался по форме, он мог быть круглым или квадратным. В некоторых моделях вовсе отсутствовала подобная деталь.

Как правило, воротник декорировали завязками и пуговицами. Дополнением к костюму считались зипун, опашень и охабень. Все эти слова обозначали один элемент гардероба – кафтан. Поверх сорочки и зипуна надевали свитку, кожух или сермягу. Для торжественных мероприятий подбирали парадный плащ или однорядку, пошитую из шерсти.

Большой популярностью пользовались шубы. Простолюдины выбирали верхнюю одежду из меха зайца или плотной овчины. Аристократия могла позволить себе приобретение наряда из чернобурки или соболя.

Чтобы сохранить тепло, шубу шили мехом внутрь. Сверху изделие покрывали плотным сукном. Наряды, предназначенные для знати, покрывали бархатом или парчой. Меховой воротник придавал изделию роскошности.

Классическая модель русской шубы была практически до пяток. Рукава отличались невероятной длиной, но руки продевали не в них, а в специальные прорези, распложенные в передней части дохи. Одеяние носили не только в зимний, но и в летний период, чтобы добавить облику торжественности.

Еще одна важная деталь в костюме мужчин на Руси – национальный головной убор. Существовало несколько его разновидностей: тафья, клобук, мурмолка, треух.

Первая представляла собой маленькую шапочку круглой формы, которая плотно прилегала к голове. Поверх тафьи нередко надевали обычный головной убор. Для пошива аксессуара крестьяне использовали войлок, знатные славяне останавливались на бархате.

Мурмолкой именовали высокие шапки, расширяющиеся к верху. По аналогичному принципу создавали горлатные головные уборы. Их декорировали мехом лисы, соболя или зайца, идущим от горла. Он не только согревал голову, но и украшал шапку.

Детали женского костюма

В основе одеяния девушек лежала сорочка, декорированная вышивкой или уникальной оторочкой. Дамы, относящиеся к аристократии, поверх простой рубахи надевали праздничную, созданную из шёлка яркой расцветки. Самым торжественным вариантом считалась сорочка алого оттенка.

Поверх рубахи надевали летник. Классический наряд барышень Древней Руси был длиной в пол. Для его пошива применяли шёлк. Летник имел оригинальное украшение у самого горла. Аристократия носила изделие, декорированное вышивкой из золота или жемчуга. Ворот летника украшали ожерельем.

В холодное время года дамы облачались в длинные шубки, украшенные мехом. Характерная черта изделий – декоративные рукава. Они считались символом роскоши, поскольку элемент не отличался высокой практичностью.

Чаще всего руки продевал в прорези, расположенные под рукавами. Для согрева ладошек использовали муфту, украшенную снаружи и внутри оторочкой из меха.

Важную роль в одеянии девушек играл головной убор. Дамы, связанные семейными узами, в обязательном порядке прикрывали локоны, даже находясь в избе. В обычные дни для покрытия головы использовали волосник или повойник, сверху повязывали платок яркой расцветки.

В летний период славянские девушки носили венчик (широкая тканевая плоска, декорированная длинными ленточками разных оттенков). С наступлением холодов им на смену приходили меховые шапки. Но национальный костюм русского народа до сих пор ассоциируют с кокошником. Это головной убор в форме опахала. Его обильно украшали, поэтому кокошник становился главным элементов в наряде.

Мужская рубаха

Русская рубаха мужская сильно отличается от женской. Разница состоит в более архаичном крое и декоре. Раньше была популярна домотканая ткань – полотно шириной 40 см (размер обусловлен конструкцией ручного ткацкого станка). Именно отсюда берет начало и вид кроя, применяемый по настоящее время – для изготовления рубахи используются вертикальные полосы ткани разной ширины. Ассортимент ширины современного материала позволяет не прибегать к использованию дополнительной полосы вдоль стана, но именно такой крой предусмотрен духом древности и традициями предков.

Русская рубаха, выкройка которой отработана веками, не только проста, но и практична, ведь она обеспечивает полную свободу движений, что так необходимо мужчине как в работе, так и в бою.

Для декора обычно используются вышитые ленты или тесьма, основными местами расположения которых служат воротник, запястья и нижний край рубахи. Еще одним украшением является «подоплека» — участок от горловины до солнечного сплетения украшался посредством вышивки или вставки из другого материала.

Аутентичные образцы часто содержали свастичную символику. Данные элементы декора уже нельзя назвать простым украшением мужской рубахи — это скорее мощный оберег, защищающий хозяина от злой силы и черной энергии. Такой же обереговой силой обладал пояс, или кушак, который являлся неизменным и обязательным дополнением к мужскому наряду. Поэтому слово «распоясанный» означает не только потерю сдержанности и приличия, но и беззащитность перед злыми духами.

Платок

Неотъемлемый элемент гардероба замужней барышни. Его надевали поверх кики, которую доставали из шкафа лишь по великим праздникам. Изначально носили тканевые изделия, под низ натягивали шапочки из шерсти.

Пуховой аксессуар часто дарили на церемонии бракосочетания. Поскольку после обретения статуса замужней дамы, выйти из дома с непокрытой головой считалось позором.

Убрус порой достигал ширины пятидесяти сантиметров. Чаще всего платок сшили из тонкого полотна прямоугольной формы. Один конец изделия всегда декорировали вышивкой из серебряных или золотых нитей. Он свисал на плечо, девушки никогда не прятали его под верхнюю одежду.

Вторым концом платка обвязывали голову и подкалывали с помощью булавочки под подбородком. В десятом столетии поверх убруса располагали целый комплект ювелирных украшений.

Спустя некоторое время платок стали шить из куска ткани треугольной формы. В этом случае оба конца изделия закалывали под подбородком либо закрепляли на макушке с помощью фигурного узла. Некоторые девушки предпочитали опускать богато расшитые концы аксессуара на плечи или закидывали за спину. Подобная мода пришла в страну лишь в восемнадцатом столетии.

До этого момента дамы просто туго обвязывали шею, а незамысловатый узел располагали на макушке. Подобную методику современники именовали «головкой». Считалось, что с помощью платка девушка могла подчеркнуть свою индивидуальность и красоту.

Головные уборы

Особое внимание уделялось головным уборам. По ним, как и по национальным русским костюмам, можно было отличить знать от бедняков, а также определить, откуда родом владелец

Основу головных уборов мужчин составляла шапка. Русские крестьяне носили валяные колпакообразные (из сукна или войлока), а также более низкие с меховым околышем. Среди других национальных головных уборов были:

  1. Треуха – шапка, подбитая мехом.
  2. Тафья – небольшие головные уборы, которые были расшиты жемчугом. Носили только бояре и знать.
  3. Мурмолка – национальная шапка с зауженным кверху краем.
  4. Горлатная – высокая меховая шапка, которую в праздничные дни носили бояре. Делалась из горлышек пушных зверей.

Разнообразию девичьих национальных головных уборов не было предела. Они носили:

  1. Полотенце (ширинка, наметка) – узкая холстина, у которой края завязывались сзади.
  2. Круг (обруч) – делался из коры деревьев или картона и обшивался тканью.
  3. Лента (золотнуха, повязка) – почти как полотенце, только делалась из дорогой ткани, парчи.
  4. Венец (коруна, челка, рефедь, ряска). Праздничное национальное украшение головы, которое декорировали бусинами, перьями.
  5. Платок (косинка, фатка). Обычно был недомотканным, завязывался сзади.

После замужества голову уже нужно было закрывать. Так, сначала русские женщины носили кичку молодухи. С рождением малыша ее меняли на рогатую кичку – это высокий лопатообразный головной убор или повойник. Изделие символизировало плодородие. Одной из разновидностей кички была сорока. Отличие состояло в том, что лоб она прикрывала больше, а бока, наоборот, открывала. Расшивался этот национальный головной убор бисером, перьями, лентами и искусственными цветами. Чтобы не показывать волосы, на кичку надевали убрус – платок.

ТреухаТафьяМурмолкаГорлатнаяПолотенцеКичка рогатаяКокошникПовойник

Модные тренды в магазине «Атаман»

Коллекция русской и казачьей одежды создана в соответствии с народными традициями, дополнена современными деталями. Рубахи, косоворотки подчеркивают русский дух, не выглядят эпатажно в офисе, школе, на улице. Модные рубашки с аккуратной стойкой, контрастными пуговицами не ассоциируются с прошлыми веками, вписываются в урбанистический стиль.

Вся одежда из каталога:

  • выполнена из хлопка премиум-класса и льна;
  • адаптирована под современный образ жизни;
  • узоры-обереги аутентичные, в них заложен глубокий сакральный смысл;
  • косоворотки, бешметы идеально садятся по фигуре, не стесняют движений.

Женская рубаха

Русская женская рубаха является основополагающим элементом национального наряда. В южной части страны поверх нее одевалась юбка-понева, а в центральной и северной – сарафан. Льняную рубаху, по длине совпадающую с длиной сарафана, называли «станом». Кроме того, рубаха могла быть:

  • будничной;
  • праздничной;
  • ворожбенной;
  • покосной;
  • для кормления младенца.

Но к числу наиболее интересных относят рубаху-порукавку. Особенность этого одеяния состоит в очень длинных, порой до подола, рукавах, которые на уровне запястья были оснащены прорезями для рук, что позволяло завязать свисающие рукава за спиной. Кроме того, ношение подобной рубахи можно было осуществить еще одним способом: лишнюю длину рукава собрать в складку и прихватить. Конечно, такую рубаху нельзя назвать будничной, так как работать в ней, мягко говоря, неудобно (кстати, выражение «работать спустя рукава» берет свое начало именно отсюда).

Первоначально её надевали для ворожбы или какого-либо языческого религиозного обряда. А немного позже она стала праздничной одеждой либо нарядом для знатных людей.

Одежда или визитная карточка

В давние времена рубаха русская являлась не просто предметом одежды, но и визитной карточкой каждой женщины. Раньше не было бутиков и ателье, и в обязанности хозяйки входил пошив одежды для себя и своих родных. Следовательно, чем лучше сидел костюм, чем больше на нем было орнаментных элементов и украшений, тем более старательной считалась жена. Кроме того, славянское мировоззрение основывается на умении гармонизировать окружающее пространство – семью, двор, дом и т. д. А прийти к этому можно только в том случае, если будет достигнута внутренняя гармония. То есть, если у женщины все хорошо, то и результат ее работы будет великолепен. Вывод – если человек надел рваную рубаху, из которой торчат нитки, то и атмосфера в его семье и душе соответствующая.

Важно! Рукоделие считалось исключительно женским занятием. Этот факт также является подтверждением того, что, по мнению предков, за атмосферу в семье должна отвечать только жена

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector