Немецкие радиоуправляемые (планирующие) бомбы
Содержание:
- Расшифровка названия
- РБК-500АО 380 кг
- Подвеска авиационных бомб
- САМОНАВОДЯЩАЯСЯ ИНФРАКРАСНАЯ АВИАБОМБА СБ1-М (ВЭИ)
- Тактико-технические характеристики
- Примечания
- РБК-500 АО-2,5РТМ
- «Турецкий крест», или время «Гигантов»
- Авиационная бомба. Виды. Характеристики.
- Авиабомбы, особенности их конструкции и классификация
- «Самые-самые» среди авиабомб
Расшифровка названия
Название бомбы состоит из типа бомбы (ФАБ
-250М-46), её калибра в килограммах (ФАБ-250 М-46), модели по году принятия на вооружение (ФАБ-250М-46 — модель 1946 года) и дополнительно (не всегда) указания её массы — если она существенно отличается от калибра (ОФАБ-250-270 , ФАБ-1500-2600 ТС) и/или конструктивной особенности бомбы либо технологии её производства (ФАБ-500Т — термостойкая, ФАБ-1500-2600ТС — толстостенная, ФАБ-100сч — сталистый чугун, ФАБ-1000сл — стальное литьё), либо коммерческого назначения (КАБ-500С-Э — экспортная).
Типы бомб
Основного назначения
|
Вспомогательные и специальные
|
РБК-500АО 380 кг
БК — разовые бомбовые кассеты. Представляют собой тонкостенные авиабомбы, предназначены для применения авиабомб малого калибра (до 20 кг.). Название состоит из сокращенного наименования и типа снаряжения.
Некоторые РБК имеют в комплекте съёмный обтекатель позволяющий эффективно устанавливать РБК на самолёты как с внешней подвеской так и с внутренним отсеком вооружения. РБК по способу разбрасывания боевых элементов делятся на два вида:
Обтюраторного типа — имеют в своей конструкции жёстко закреплённый обтюраторный диск, который после срабатывания дистанционного взрывателя и воспламенения им вышибного заряда под действием пороховых газов отделяется от стакана и перемещается внутри корпуса бомбы вместе с центральной трубой вокруг которой размещаются мелкие авиабомбы. Отделяется хвостовой конус, и боевые элементы выходят за пределы кассеты.
С центральным воспламенительно-разрывным зарядом (ВРЗ) — в конструкции бомбы есть центральная перфорированная труба с ВРЗ и боковое ослабленное сечение, закрытое планкой. При срабатывании взрывателя, инициируется ВРЗ. Образовавшиеся газы разрушают корпус бомбы по сечению и разбрасывают авиабомбы, при этом достигается больша́я площадь рассевания авиабомб.
https://www.youtube.com/watch?v=XGiueaVucrI
Подвеска авиационных бомб
Первоначально авиационные боеприпасы брались пилотом или другими членами экипажа в кабину, и просто руками выбрасывались при полёте над целью. В дальнейшем стали применяться различные дистанционные устройства подвески бомб на держатели, их приведения в активное состояние перед сбросом и непосредственно сам сброс.
При расположении боеприпасов внутри фюзеляжа (это называется «внутренняя подвеска») конструктивно предусматриваются специальные отсеки вооружения (грузовые отсеки), закрываемые в полёте створками. Внутри такого отсека, как правило, находятся кассетные бомбовые держатели (КД), представляющие собой раму с направляющими, электрозамками, механизмами подъёма грузов, цепями блокирования и сброса, и т. д. На каждую кассету может подвешиваться несколько авиабомб в ряд. Также достаточно широко применяются различные контейнеры, которые снаряжаются боеприпасами на земле специально обученными людьми и поднимаются в грузоотсек уже полностью готовыми к применению. В грузоотсеке могут находиться и другие виды держателей и различных устройств для перевозки и применения различных грузов — балочные держатели, катапультные устройства и др.
При расположении боеприпасов снаружи на конструкции самолёта («внешняя подвеска») часто применяются универсальные многозамковые балочные держатели (МБД). Например, конструкция балочного держателя МБД3-У9 позволяет подвесить на него до девяти бомб калибра 250 кг группами по три штуки. Также специализированные балочные держатели применяются для подвески ракетного оружия.
Процесс подвески авиабомб и грузов часто механизирован. Широко применяются лебёдки с ручным или электрическим приводом — в последнем случае для централизованного управления стандартными электролебёдками Бл-56 используется мобильный пульт управления на базе тележки ТСУЛ-56.
Необходимо отметить, что чем больше летательный аппарат, тем более гибко и универсально его боевое применение, допускающее множество комбинаций (вариантов загрузки) различными типами авиационных средств поражения (АСП). В отечественной авиации имеются машины, в которых предусмотрено до 300 различных вариантов загрузки, в зависимости от особенностей каждой конкретной задачи.
- Бомбовый отсек
- Узел подвески вооружения
САМОНАВОДЯЩАЯСЯ ИНФРАКРАСНАЯ АВИАБОМБА СБ1-М (ВЭИ)
Еще одним образцом управляемой авиабомбы, разработанной в годы войны, была СБ1-М (иногда СБ-1М) разработки ВЭИ. Эта бомба была оснащена инфракрасной головкой самонаведения, и предназначалась для поражения больших, активно излучающих тепло целей – в первую очередь, промышленных объектов, таких как сталелитейные заводы, нефтеперерабатывающие комплексы и электростанции.
Возможно, СБ1 — ?
СБ, предположительно, расшифровывается как «Самоуправляемая Бомба». Обозначение «М» («Модифицированная») позволяет предполагать, что существовала и просто СБ1. И поскольку между имеющимися изображениями бомбы есть существенные различия, резонно предположить, что одно является базовой моделью СБ1, а второе – усовершенствованной СБ1-М. К сожалению, невозможно разобраться, какое именно изображение к чему относится.
Разработкой бомбы занимался Всесоюзный Электротехнический Институт (имени В.И. Ленина), вскоре после эвакуации в Свердловск. Предположительно, проектирование самонаводящегося оружия началось в феврале 1942 года. Руководителями проектно-конструкторских работ выступали С.А. Лебедев и С.В. Свечарник, из лаборатории автоматики института.
Бомба СБ1-М имела цилиндрический вытянутый корпус с крестообразным крылом и Х-образным оперением. В передней части располагалась головка самонаведения, позади нее – взрывчатый заряд. В хвостовой части располагались исполнительные механизмы, приводы рулей и электрогенератор с вертушкой, раскручиваемой набегающим потоком. Детальное описание, к сожалению, мне неизвестно.
Для наведения, бомба СБ1-М использовала два теплочувствительных фотоэлемента, размещенных за фокусирующими объективами в ее носовой части. Один фотоэлемент использовался для сканирования по вертикали, другой по горизонтали: вращающийся модулирующий диск перед ними «разбивал» приходящее тепловое излучение построчно. Сигналы от обоих фотоэлементов усиливались и преобразовывались соответствующими логическими контурами в команды для системы управления.
СБ1-М на стенде со снятым обтекателем
Предполагалось, что бомба будет использоваться в ночное время для ударов по излучающим тепло промышленным объектам – контрастным целям на темном фоне. Доставляться к цели СБ1-М должна была на внешней подвеске дальнего бомбардировщика. Неясно, должен ли был захват цели выполняться перед сбросом, или же бомба должна была захватывать цель уже в полете.
В отличие от ТУБ, бомба СБ1-М была реализована в металле. Существуют фотографии бомбы на стенде со снятыми крыльями и демонтированным головным обтекателем. Постановлением от 26 мая 1943 года лаборатории автоматики ВЭМ предписывалось изготовить семь образцов, и провести испытания в июле того же года. По всей видимости, задача оказалась сложнее, чем предполагалось, потому что единственное доступное упоминание об испытаниях СБ1-М датировано уже 1945 годом. Бомбы сбрасывались на тепловые мишени, которыми служили разведенные костры. Предположительно, все испытания проводились ночью, чтобы повысить контрастность тепловой мишени на фоне поверхности. Упоминается, что в 1946 году предполагалось изготовить 30 предсерийных образцов, но вскоре работы над СБ1-М остановили.
По всей видимости, главным недостатком была сочтена малая разрушительная мощь бомбы, выполненной в 500-кг габаритах. При реалистично достижимой точности попадания, небольшая боевая часть не могла обеспечить уверенного поражения промышленных объектов. Увеличение же массы СБ1-М требовало полного пересмотра ее компоновки. Вероятно, возникли также сложности с механикой управления и аэродинамикой всей конструкции. В результате, от дальнейшего развития военного проекта отказались.
СНАБ-3000 «Краб» — можно видеть сходную компоновку ГСН, с двумя объективами
Вместо попыток доведения до ума СБ1-М, усилия группы Лебедева были перенаправлены на адаптацию наличной головки самонаведения к корпусу немецкой управляемой бомбы FX-1400, в рамках проекта СНАБ-3000 «Краб». Выбор немецкого «тела», по всей видимости, обуславливался хорошей отработкой (немцами) конструкции FX-1400 и ее системы управления — что позволяло сэкономить время и усилия. Проектирование и испытания СНАБ-3000 продолжались до 1956 года, и были прерваны ввиду устаревания немецкой конструкции.
Тактико-технические характеристики
Рассмотрим некоторые параметры различных «дымовых» боеприпасов, состоящих на вооружении США и России.
60 мм мина M722A1 | 81 мм мина М375А3 | 155 мм снаряд М110 | 82 мм мина 53-Д832 | 120 мм мина 53-Д-843 | 122 мм снаряд 3Д4 | |
Общая масса, кг | 1,72 | 4,24 | 44,63 | 3,46 | 16,5 | 21,7 |
Масса заряда, кг | 0,35 | 0,7 | 7,08 | 0,4 | 1,9 | — |
Стоит заметить, что в России был создан выстрел ВГ-40-МД для 40 мм подствольных гранатомётов. Вещество, которым он снаряжается, прямо не называется, но способность одновременно создавать «дымовую завесу и очаги возгорания» наводит на мысли о белом фосфоре.
Существует и «дымовой» вариант реактивного огнемёта «Шмель» – РПО-Д. Как заявлено, он не только ставит дымовую завесу, но и создаёт «очаги пожара» и «непереносимые условия для живой силы». Состав дымообразующего вещества при этом тоже не уточняется
Осторожность вполне понятна
В Болгарии для гранатомётов типа РПГ-7 производится дымовой выстрел RSMK-7MA, но он снаряжается красным фосфором. Им снаряжаются и болгарские боеприпасы RLV-SMK-4 для подствольных гранатомётов стандарта НАТО.
Теперь желание использовать эффективное оружие ограничивалось риском скомпрометировать себя и быть сурово осужденным «международным сообщством».
При этом надо помнить, что если солдаты готовы убивать и мучить мирное население – они справятся и без «зажигалок». А декларации и конвенции хороши, пока обе стороны готовы придерживаться их условий, или, по крайней мере, бояться ответственности.
Примечания
- Первое боевое применение авиабомб
- Чечик Д. Л. Вооружение летательных аппаратов. — М.: Издательство МАИ, 2002. — С. 33-50. — 164 с. — 500 экз. — ISBN 7-7035-1261-1.
- С небес — в преисподнюю: Удар // Популярная механика, 19 марта 2012
- CNews: «Мать всех Бомб» станет ширмой для ядерного удара? Архивировано 22 декабря 2007 года.
- США впервые сбросили самую мощную неядерную авиабомбу: топ-6 фактов о «матери всех бомб»
- фото
- На полигонах мира // Зарубежное военное обозрение. — 2012. — № 11. — 4-я стр. обложки.
- ↑ 12 Сверхмалые бомбы: оружие для легких БПЛА
- ↑ 12 Первые атомные бомбы — Little Boy и Fat Man
- ↑ 12 ВОЕННЫЙ ПАРИТЕТ. ЯДЕРНЫЕ АВИАБОМБЫ.
- Видео испытаний
РБК-500 АО-2,5РТМ
Разовая бомбовая кассета РБК-500 АО-2,5РТМ содержит 108 осколочных суббоеприпасов массой 2,5 килограммов каждый. Судя по данным Human Rights Watch, данный тип кассетной бомбы стал наиболее широко применяться в Сирии после начала операции ВКС РФ.
Скриншот c сайта Human Rights Watch
Кассета РБК-500 АО-2,5РТМ существенно отличается от РБК-500 ШОАБ-0,5. Так, длина кассеты без обтекателя составляет 2145 мм (против 1500 мм для РБК-500 ШОАБ-0,5). Кроме того, перья стабилизатора дальше отстоят от цилиндрической части кассеты, а крышка кассеты снабжена крючками для крепления обтекателя:
Источник фото РБК-500 АО-2,5РТМ, полный размер
Команде Conflict Intelligence Team удалось обнаружить две фотографии агентства «Риа Новости», сделанные на авиабазе Хмеймим, на которых изображены бомбы, внешне соответствующие бомбам РБК-500 АО-2,5РТМ :
Источник фото (копия)
Источник фото (копия)
Сирийский журналист передал нашей команде фотографии бомбы, сброшенной 14 декабря на город Маарет-эн-Нууман. На фотографиях видна бомбовая кассета РБК-500 АО-2,5РТМ, а также суббоеприпас АО-2,5РТМ:
Диаметр кассеты, измеренный представителями гражданской обороны Маарет-эн-Нуумана, составил примерно 46 сантиметров, что с учетом деформации кассеты при падении соответствует указанному в Интернете диаметру РБК-500 АО-2,5РТМ (450 миллиметров):
Фотографии бомбовой кассеты и суббоеприпасов, сброшенных на Маарет-эн-Нууман 14 декабря, опубликованы в городской группе в Фейсбуке. Представитель гражданской обороны Маарет-эн-Нуумана сообщил нашей команде место авиаудара и предоставил видео, с помощью которого нам удалось подтвердить указанные координаты.
В момент прибытия группы гражданской обороны на место авиаудара отчетливо виден дым (как видно далее, от возгорания автомобиля), купол мечети, а также бомбовую кассету, присутствующую на одной из фотографий:
Точка на карте
На другой фотографии в том же посте присутствует, по-видимому, фрагмент суббоеприпаса АО-2,5РТМ. Команде Conflict Intelligence Team удалось установить место съемки фотографии, оказавшееся приблизительно в 400 метрах от места падения бомбовой кассеты:
(ссылка на Google Maps)
Очертив круг вокруг места падения кассеты с радиусом, равным расстоянию до суббоеприпаса, мы выяснили, что, как и в случае с Эль-Латамной, под удар попало несколько городских кварталов:
Город Маарет-эн-Нууман также контролируется сирийской оппозицией:
Ранее сирийскими правительственными войсками использовались кассетные бомбы РБК-500 АО-2,5РТ (см. видео), однако, как и в случае с РБК-500 ШОАБ-0,5, к 2014 году их использование практически прекратилось. С началом операции ВКС РФ стали появляться свидетельства об использовании более новых бомб РБК-500 АО-2,5РТМ.
«Турецкий крест», или время «Гигантов»
Два года ушло у немцев на разработкусамолётов типа R» — Riesenflugzeug(«Гигант»). На них стояло от трёх до шести моторов. С января 1916 годаГигантов» обкатывали на русском фронте, где экипажи учились ночным полётам и радионавигации. А в августе 1917 года Rfa 501 — отряд новейших бомбардировщиков — перебросили из района Берлина в Бельгию, где для них специально оборудовали взлётно-посадочную полосу из бетона.
Экипаж одного самолёта состоял из двух пилотов, наблюдателя(он же штурман), двух механиков. Также специальный член экипажа следил за расходом топлива, плюс имелись радист и бортстрелок. В бомбоотсекахГиганты» несли бомбы общим весом до двух тонн.
Staaken R.VI
Но для чего же надо было так упорно бомбить британские города? Ответ предельно прост: чтобылишить врага веры в победу». Любой ценой, благо платить эту цену должно было мирное население.
Операция получила названиеТурецкий крест».
В ночь на 29 сентября 1917 года состоялся первый массированный налёт на Англию с участиемГигантов». ДваГиганта» и 25Гот» должны были бомбить Лондон, но помешала типичная английская погода — бомбы вместо города накрыли дельту Темзы. Спустя несколько неудачных попыток немцы добавили к фугасным мелкие зажигательные бомбы — по четыре-пять килограммов. ОдинГигант» разом поднимал до 820 килограммовзажигалок» и до 1200 килограммов фугасов.
Разрушенное бомбоубежище в Вестминстере
Однако ожидаемой паники не произошло, хотя на Лондон в дополнение кзажигалкам» сбрасывали и фугасные бомбы весом до 300 килограмм. Одна из таких бомб в ночь на 29 января попала в бомбоубежище Вестминстера(одного из старейших лондонских районов), убив 38 человек и ранив 90.
К весне 1918 года немцы разработали зажигательные бомбы из сплаваэлектрон», весом в килограмм. Но пилоты тяжёлых бомбардировщиков не мелочились — в буквальном смысле.
В ночь на 17 февраля 1918 года один изГигантов» впервые сбросил на Англию бомбу весом в тонну — она угодила в павильон Королевского госпиталя в Челси. Пострадало пять человек. Такую чудовищную бомбу мог поднять единственный самолёт в германских ВВС: четырёхмоторный R.39, с размахом крыла чуть меньше, чем у будущей Суперкрепости» В-29.
Staaken R.VI. Носитель тонной бомбы
Он же вместе с пятьюколлегами» атаковал Лондон в ночь на 8 марта. Это был крупнейший налётГигантов». Вскоре прожектора ПВО дали понять, что самолёты летят над Англией.
Радист послал сигнал, пойманный германскими станциями в оккупированной Бельгии. Путем триангуляции немцы установили своё положение и отбомбились.
Бомба весом в тонну, сброшенная с R.39, должна была поразить вокзал Паддингтон, но упала примерно в полумиле от него, на тихой улочке Уоррингтон Кресент. Четырёхэтажный викторианский дом № 67 снесло напрочь(бомба перед взрывом пробила два этажа), ещё двадцать домов серьёзно пострадали. Погибло 12 человек, ещё 23 ранило, порядка 400 человек оказались поцарапанными битыми стёклами. И всё это натворила одна-единственная бомба.
После взрыва тонной бомбы в Лондоне
В ночь на 20 мая состоялся последний массовый налёт на Лондон: 38Гот» и триГиганта». Хотя R.39 вновь сбросил свою тонную бомбу, английская ПВО сбила шесть меньшихГот». Всего R.39 за войну в двадцати вылетах сбросил на Англию 26 тонн бомб(для сравнения: эскадра бомбардировщиковИлья Муромец» за всю войну сбросила около 49 тонн).
Страшныеубийцы городов» только начинали своё шествие по нашей планете. Спустя довольно короткое время появились куда более жуткие бомбы, способные натворить очень много бед. Человечество неумолимо шло по пути прогресса — и разрушения. А здесь можно почитать о том, какие ещё бомбы водились в арсеналах сверхдержав.
Интересно, вспоминали ли ветераны войны с Британией свои налёты на Лондон, когда четверть века спустя настало время немцев ощутить на себе массированные бомбардировки?
Порой, изучая историю, очень легко начать верить в карму…
Авиационная бомба. Виды. Характеристики.
Авиационная бомба или Авиабомба, один из видов авиационных боеприпасов, сбрасываемых с самолёта или другого летательного аппарата и отделяющийся от держателей под действием силы тяжести или с небольшой скоростью принудительного отделения. Применяемые в настоящее время авиабомбы в зависимости от своего назначения имеют различные размеры и устройства, причем вес их колеблется от 0,5 до 2 000 кг, длина от 10 см до 4,5 м, диаметр от 5 до 60 см. Наиболее распространены авиабомбы весом около 10, 50, 100, 250, 500, 900 и 1 000 кг.
Авиационные бомбы второй мировой войны
Авиабомбы имеют формы: сигарообразную, или торпедо-образную, грушевидную, или каплеобразную. Придание бомбам различной формы вызывается необходимостью снизить влияние силы сопротивления воздуха (удобо-обтекаемость) и наиболее рационально расположить главную массу взрывчатого заряда.
Устойчивость авиабомб в полете достигается с помощью стабилизатора, который заставляет авиабомбу лететь головной частью (носом) по направлению движения.
В зависимости от свойств цели и поставленной задачи применяются различные авиабомбы:
- а) зля разрушения железнодорожных узлов и станций, мостов, заводов, складов, морских портов, верфей, а в некоторых случаях убежищ и окопов необходимы фугасные бомбы, обладающие большим разрушительным действием.
- б) для поражения живой силы войск на марше, на отдыхе и в бою, не укрытых экипажей кораблей «а аэродромах наиболее целесообразно применение осколочных бомб, дающих
- большое количество убойных осколков; кроме этих бомб, могут применяться химические бомбы;
- в) для создания пожаров в населенных пунктах, на промышленных предприятиях, заводах и в лесах применяются зажигательные бомбы мелких калибров, от 1 до 10 кг
- (в большинстве термитные, дающие температуру до 3 000° С; тушение горящего термита водой результатов не дает);
- г) для освещения местности при ночных действиях в целях разведки, фотографирования и бомбометания, а также при вынужденной посадке вне аэродрома применяются осветительные бомбы;
- д) для затруднения противнику наблюдений за действиями наземных и морских сил необходимы дымовые бомбы;
- е) для действий по кораблям и подводным лодкам необходимы бронебойные или глубинные авиабомбы и торпеды;
- ж) для разбрасывания литературы нужны агитационные бомбы;
- з) для проверки подготовительной работы перед бомбардированием, без расхода боевых бомб при пристрелке, необходимы специальные пристрелочные бомбы малого веса, но обладающие теми же свойствами в полете, что и боевые бомбы.
Авиационная бомба
Действие авиабомб по различным целям
Для надежного закрепления бомб на самолете служат бомбодержатели.
Последние разделяются на два основных типа:
- а) наружные—для подвески бомб под фюзеляжем или под крыльями,
- б) внутренние — для подвески бомб внутри самолета или в особых обтекаемых ящиках, укрепляемых на самолете.
Авиационная бомба
Бомбосбрасыватель — приспособление для приведения в действие механизма замка бомбодержателя при бомбометании. В зависимости от тактических требований бомбардирования бомбодержатели должны позволять одиночное, залповое и серийное сбрасывание бомб с любым промежутком времени между падением бомб в серии.
Бомбардировочные прицелы служат для определения с возможной точностью момента сбрасывания бомбы.
Военная авиация
Подписывайтесь на актуальные новости
Добавить комментарий
Самолет Ту 22 М3. Описание. Характеристики. Фото. Видео.
Мессершмитт Р-1101. Фото. История. Характеристики.
Самолет МиГ-29. История.
Последние новости:
Россия теперь на 7-м месте по смертности от коронавируса
В России завершается разработка двух новейших ракетных комплексов, которых нет ни у кого в мире
ЗРПК «Панцирь-С1Э» впервые сбил крылатую ракету НАТО, выпущенную с боевого корабля
Последнее видео:
День Победы 9 мая 2020 75-я годовщина Победы! Парад 1945 / Обращение президента / Бессмертный полк
Полёт российских перехватчиков МиГ-31 на малой высоте
Пустая Москва / Карантин / Видео
Далее
Авиабомбы, особенности их конструкции и классификация
Авиационная бомба – это тип боеприпаса, который состоит из корпуса, стабилизатора, снаряжения и одного или нескольких взрывателей. Чаще всего корпус имеет овально-цилиндрическую форму с конической хвостовой частью. Корпуса осколочных, фугасных и осколочно-фугасных авиационных бомб (ОФАБ) изготовлены таким образом, чтобы при взрыве давать максимальное количество осколков. В донной и носовой частях корпуса обычно находятся специальные стаканы для установки взрывателей, некоторые виды бомб имеют и боковые взрыватели.
Взрывчатые вещества, которые используются в авиационных бомбах, весьма различны. Чаще всего это тротил или его сплавы с гексогеном, аммонийная селитра и др. В зажигательных боеприпасах боевая часть заполнена зажигательными составами или горючими жидкостями.
Для подвески на корпусе авиабомб имеются специальные ушки, исключения составляют боеприпасы малого калибра, которые размещаются в кассетах или связках.
Стабилизатор предназначен для обеспечения устойчивого полета боеприпаса, уверенного срабатывания взрывателя и более эффективного поражения цели. Стабилизаторы современных авиабомб могут иметь сложную конструкцию: коробчатую, перистую или цилиндрическую. Авиабомбы, которые применяются с малых высот, часто имеют зонтичные стабилизаторы, раскрывающиеся сразу после сброса. Их задача – замедлить полет боеприпаса, чтобы дать возможность летательному аппарату отойти на безопасное расстояние от точки взрыва.
Современные авиационные бомбы оснащаются разными типами взрывателей: ударного действия, неконтактные, дистанционные и др.
- основные;
- вспомогательные.
Основные авиационные бомбы предназначены для непосредственного поражения различных целей.
Вспомогательные способствуют решению той или иной боевой задачи или же они используются при подготовке войск. К ним относятся осветительные, дымовые, агитационные, сигнальные, ориентирно-морские, учебные и имитационные.
Основные авиационные бомбы можно разделить по типу поражающего воздействия, которое они наносят:
- Обычные. К ним относятся боеприпасы, начиненные обычным взрывчатыми или зажигательными веществами. Поражения целей происходит за счет взрывной волны, осколков, высокой температуры.
- Химические. К этой категории авиационных авиабомб относятся боеприпасы, начиненные химическими отравляющими веществами. Химические бомбы никогда масштабно не применялись.
- Бактериологические. Начинены биологическими возбудителями различных заболеваний или же их носителями и также никогда не использовались масштабно.
- Ядерные. Имеют ядерную или термоядерную боевую часть, поражение происходит за счет ударной волны, светового излучения, радиации, электромагнитной волны.
- фугасными;
- осколочно-фугасными;
- осколочными;
- фугасными проникающими (имеют толстый корпус);
- бетонобойными;
- бронебойными;
- зажигательными;
- фугасно-зажигательными;
- отравляющими;
- объемно-детонирующими;
- осколочно-отравляющими.
Это список можно продолжить.
К основным характеристикам авиабомб относятся: калибр, показатели эффективности, коэффициент наполнения, характеристическое время и диапазон условий боевого применения.
Одной из главных характеристик любой авиабомбы является ее калибр. Это масса боеприпаса в килограммах. Довольно условно бомбы делятся на боеприпасы малого, среднего и крупного калибра. К какой именно группе относится та или иная авиабомба во многом зависит от ее типа. Так, например, стокилограммовая фугасная бомба относится к малому калибру, а ее осколочный или зажигательный аналог – к среднему.
Коэффициент наполнения – это отношение массы взрывчатого вещества бомбы к ее общему весу. У тонкостенных фугасных боеприпасов он выше (примерно 0,7), а у толстостенных – осколочных и бетонобойных бомб – ниже (примерно 0,1-0,2).
Характеристическое время – параметр, который связан с баллистическими свойствами бомбы. Это время ее падения при сбросе с летательного аппарата, летящего горизонтально со скоростью 40 м/с, с высоты 2 тыс. метров.
Ожидаемая эффективность также довольно условный параметр авиационных бомб. Он отличается для разных типов этих боеприпасов. Оценка может быть связана с размером воронки, количеством очагов пожаров, толщиной пробитой брони, площадью зоны поражения и др.
Диапазон условий боевого применения показывает характеристики, на которых возможно проведение бомбометания: максимальную и минимальную скорость, высоту.
«Самые-самые» среди авиабомб
Авиабомбы обычного снаряжения
Grand Slam
- ПТАБ-2,5-1,5 — самая массовая авиационная бомба СССР в годы Великой Отечественной войны.
- ФАБ-100 — основная авиационная бомба СССР в годы Великой Отечественной войны.
- ОФАБ-250-270 — самая массовая авиационная бомба в военной авиации современной России.
- ФАБ-5000НГ (НГ — от Нисон Гельперин, главный конструктор бомбы; нештатное дополнение к индексу ФАБ-5000 было принято по личному указанию И. В. Сталина)— наиболее мощная и тяжёлая авиационная бомба СССР периода Великой Отечественной войны.
- ФАБ-9000М-54 — наиболее тяжёлая (вместе с бронебойной БрАБ-9000) и мощная неядерная авиационная бомба в СССР.
- Grand Slam («Большой хлопо́к») — наиболее мощная (из неядерных) и тяжёлая (9979 кг) авиационная бомба Второй Мировой войны.
- GBU-43/B Massive Ordnance Air Blast (MOAB) — «Массивный боеприпас ударной волны», распространённый бэкроним: Mother Of All Bombs — «Мать всех бомб»; является самой мощной неядерной авиационной бомбой в мире (масса взрывчатого вещества — 8480 кг), доведенной до поступления на вооружение. Также являлась самой тяжёлой (9500 кг) управляемой авиационной бомбой в мире до поступления на вооружение GBU-57 и остается самой мощной из таких бомб. Впервые применена в боевых условиях 13 апреля 2017 года.
- GBU-57 Massive Ordnance Penetrator (MOP) — «Массивный боеприпас-взламыватель» — самая тяжелая (13609 кг) неядерная авиационная бомба в истории, доведенная до принятия на вооружение (первая партия из 20-ти бомб поставлена Воздушным Силам Соединенных Штатов в ноябре 2011 г.). Также самая тяжёлая управляемая авиационная бомба в мире.
- T-12 Cloudmaker («Создающий облака») — самая тяжёлая (калибр — 43 600 фунтов или 19 777 кг) неядерная (фугасная) авиационная бомба в истории. Её корпус был использован для изготовления «урановой сверхбомбы» Mk.18 и термоядерной авиабомбы Mk.17.
- ОДАБ-9000[источник не указан 3642 дня ] («Кузькин отец», «Папа всех бомб») — объёмно-детонирующая авиационная бомба повышенной мощности. Считается наиболее мощным неядерным боеприпасом в мире (44000 кг тротилового эквивалента).
- ХБ-2000 — самая тяжёлая химическая авиационная бомба в истории.
- GBU-44/B Viper Strike («Удар Гадюки») — самая маленькая (19 кг) серийная управляемая авиационная бомба в мире.
- Small Tactical Munition (STM) Pyros («Поджигатель»)— самая маленькая (6,13 кг) управляемая авиационная бомба, доведённая до готовности к поставке.
- Shadow Hawk («Призрачный Ястреб»)— самая маленькая (5 кг) управляемая авиационная бомба в мире.
- АО-8м6сч-фс — самая маленькая (6,67 кг) фугасная авиационная бомба в истории.
- BLU-39 (химическая) — самая маленькая (около 82 граммов) авиационная бомба в истории, доведённая до принятия на вооружение.
- Bat bomb («Мышиная бомба», зажигательная) — самая маленькая (17 граммов) авиационная бомба в истории (выпускалась опытной серией, на вооружение не поступила). Предполагалось, что носителями этих бомб будут сбрасываемые с самолётов в специальных самораспаковывающихся контейнерах летучие мыши.
Ядерные авиабомбы
- «Малыш» (англ. Mk.I «Little Boy») — первая ядерная бомба, сброшенная на Японию (Хиросима) 6 августа 1945 (8:15).
- «Толстяк» (англ. Mk.III «Fat Man») — вторая ядерная бомба, сброшенная на Японию (Нагасаки) 9 августа 1945 г. (11:02).
- РДС-1 («изделие 501») — первая советская ядерная бомба.
- Mk.18 («урановая сверхбомба») — самая мощная (500 килотонн) и тяжёлая «классическая» (только на основе реакции ядерного распада) ядерная бомба, доведённая до серийного производства и принятия на вооружение. Аналог термоядерной Mk.17, но в чисто урановом снаряжении.
- РДС-6с («изделие 6») — первая в мире термоядерная авиационная бомба (и первый в мире термоядерный боеприпас вообще).
- Mk.17 — самая мощная (15 мегатонн) и тяжёлая (21000 кг) термоядерная бомба, доведённая до серийного производства и принятия на вооружение.
- АН602 («Царь-бомба», «Кузькина мать», «Иван») — наиболее мощная (58,6 мегатонны) и тяжёлая (масса 26,5 тонн с парашютной системой) бомба в истории человечества.
- Blue Danube («Голубой Дунай») — первый ядерный боеприпас, принятый на вооружение британскими Королевскими Воздушными Силами.
- Orange Herald («Оранжевый Вестник») — самый мощный (700 килотонн) испытанный боеприпас, энерговыделение которого обеспечивалось полностью за счёт реакции деления ядер.