Подводные лодки пятого поколения «хаски», наводящие ужас
Содержание:
«Хаски» строит глазки
Вообще, именно проект 885 нужен для понимания того, какой будет российская подводная лодка будущего. В «идейном» смысле она, скорее всего, станет правопреемницей «Ясеня». Вероятно, внешне АПЛ «Хаски» будет похожа на эту субмарину.
Одно из первых конкретных упоминаний о новой лодке датируется 2013-м. Именно тогда главком ВМФ России (ныне экс-главком) Виктор Чирков заявил, что серийный выпуск подводных лодок 5-го поколения начнется в России после 2030 года.
Сначала специалисты окончательно определят облик будущей ПЛ. В марте 2016 года в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) заявили, что уже вовсю работают над этим вопросом. «В настоящее время идет работа по формированию облика новой АПЛ, Военно-морским флотом разрабатывается ТТЗ для выполнения эскизного проектирования корабля», – сказал представляющий ОСК источник. В корпорации также намекнули, что новая ПЛ будет меньше по размеру, чем ныне действующие субмарины (включая «Ясень»). Вероятно, это будет достигнуто за счет еще большей автоматизации и уменьшения численности экипажа. Предполагается, что формирование облика и создание эскизного образца удастся завершить в течение двух лет. Кораблестроители не планируют вариант с полностью титановым корпусом, но элементы из титана присутствовать будут.
Свои предположения насчет «Хаски» недавно высказал известный американский военный эксперт Дейв Маджумдар. Он полагает, что новую российскую АПЛ оборудуют реактором с жидкометаллическим теплоносителем. Такие реакторы на свинцово-висмутовом сплаве устанавливались на советских субмаринах проекта «Лира» и были образцами передовых разработок. «Лиры» превосходили все остальные атомные ПЛ по части скорости и маневренности, однако требовали особого обслуживания. Маджумдар отмечает, что атомные реакторы с жидкометаллическим теплоносителем гораздо производительнее и компактнее, чем водо-водяные. Установка такого реактора позволит сделать лодку компактной, однако потребует создания специализированных портовых систем.
Модель АПЛ проекта 705К «Лира» / Karopka
Сейчас новую лодку разрабатывает конструкторское бюро «Малахит». Отметим, что именно силами этого КБ была создана «Лира». Что же до вооружения «Хаски», то уже известно, что им, в частности, станет создаваемая ныне гиперзвуковая ракета «Циркон». Скорость этого изделия будет превышать скорость звука в 5–6 раз
Это очень важно, ведь в данном случае перехватить пущенную ракету будет очень и очень тяжело
Как известно, авианосцы действуют в составе АУГ (авианосная ударная группа), имеющей прекрасную противовоздушную оборону. Однако наличие у «Хаски» ракет «Циркон» может существенно затруднить жизнь американских моряков. Придется как минимум пересмотреть тактику защиты АУГ. Дальность действия ракеты составляет 400 км. Это немало, хотя и несколько меньше, чем у старой крылатой противокорабельной ракеты П-700 «Гранит». Последние, в частности, используются на субмаринах проекта 949А «Антей», главной задачей которых является борьба с авианосцами.
Кстати, 17 марта этого года стало известно об успешном испытании ракеты «Циркон» на одном из российских полигонов. Так что шансы на то, что «Хаски» получит достойное оружие, довольно высоки. Простым смертным, увы, «Циркон» не показали, но раньше выдвигалась версия, что данная ракета может иметь много общего с российско-индийской ракетой BrahMos-II. Кроме гиперзвуковых ракет новая лодка, очевидно, получит новые мины и торпеды, а также аппаратуру, позволяющую эффективно отслеживать вражеские АПЛ.
BrahMos-II / Militaryrussia
Откуда такое внимание
Чем же ужасают подводные лодки пятого поколения «Хаски»? Почему так пристально следят за развитием этого проекта американские военные специалисты? Ответ предельно прост: Россия строит атомную подводную лодку пятого поколения. За этой скупой фразой кроется самый грандиозный проект развития военной техники последних десятилетий РФ – подводная лодка «Хаски» станет первым и пока единственным подводным атомоходом пятого поколения.
На сегодняшний день на вооружении большинства армий, в том числе и США, состоят субмарины третьего и лишь небольшое количество четвертого поколения, а вот подводных лодок пятого поколения еще нет ни у кого. Россия же планирует наладить их серийное производство уже с 2030 года. В 2016 году субмарина получит свои очертания, над этим во всю трудятся инженеры Объединённой строительной корпорации, а проектирует подводные лодки типа «Хаски» конструкторское бюро «Малахит». Ожидается, что размеры судна будут меньше в сравнении со стоящими образцами сейчас на вооружении. Это станет возможным благодаря дальнейшей автоматизации в управлении и соответственно уменьшении численности команды. Также принято решение отказаться от корпуса, изготовленного полностью из титана. «Хаски» будет максимально унифицирован под другие субмарины, используя все лучшее из ранних разработок, что также делает проект значительно дешевле.
Что такое «поколение подводных лодок»?
Попробуем разобраться, чем же отличаются разные поколения подводных лодок. Характеризуя конструкции четвертого поколения, прежде всего, отмечают пониженную их шумность. Это обеспечивалось и конструктивными особенностями двигателей и применением материалов, способных поглощать звук, в основном резины. Снижение шумности – это одна из главных задач, над которой ломают головы конструкторы. Чем лодка тише, тем она незаметнее, тем больше у нее шансов на выживание, ведь существование техники и сохранение жизней экипажа возможно в боевых условиях до тех пор, пока ее не услышали.
Более совершенные подводные лодки пятого поколения, такие как «Хаски», — это совершенно другой технический уровень. Создаются они с использованием передовой научной мысли с применение самых новых конструкций и современных композитных материалов, которые делают проект дешевле, а ход лодки более тихим. Планируется использование композитных материалов для изготовления направляющих и глубинных рулей, для создания винтов и силовых валов, узлов, которые создают вибрации и шумы. Задействуют их и для покрытия корпусов лодок, при этом сами корпуса по-прежнему будут изготавливаться из высокопрочной стали и титана, а вот новое покрытие, благодаря своей структуре и составу, способно препятствовать отражению сигнала необходимой силы, при попытке обнаружения противником. Времена традиционно используемых металлических материалов уже далеко позади, и дальнейшее повышение боевых качеств военных кораблей возможно только с использованием новейших композитных технологий. Помимо всего, «Хаски» будет сочетать функции многоцелевых и стратегических лодок, поэтому вооружат ее гиперзвуковыми крылатыми ракетами «Циркон» и баллистическими ракетами.
Итак, выделим несомненные преимущества нового проекта:
- низкий уровень шумов;
- меньшие габариты;
- совершенное управление;
- снижение численности команды;
- более низкая себестоимость;
- совершенное вооружение;
- объединение функций стратегических и многоцелевых лодок.
Думаю, теперь становится понятен ажиотаж, который вызвали подводные лодки нового пятого поколения «Хаски».
https://youtube.com/watch?v=-aJxC1mh8d8
Два в одном
В апреле 2016 года стала известна, возможно, главная особенность «Хаски». По словам главы ОСК Алексея Рахманова, новая АПЛ будет объединять в себе возможности многоцелевой и стратегической подлодки. «Это будет лодка, которая будет унифицирована – стратегической и многоцелевой по ряду своих ключевых элементов», – заявил он.
Данная информация чрезвычайно важна: сейчас атомные субмарины четко разграничивают по спектру решаемых задач. Стратегические подлодки несут баллистические ракеты на борту и в случае ядерной войны должны будут стереть с лица земли города и страны. Задачи многоцелевых лодок более «гуманны». Такие ПЛ нужны для уничтожения надводных кораблей/субмарин, разведки, а также нанесения ударов по наземным целям высокоточным оружием.
Описанная Рахмановым унификация преследует одну цель: сделать проект более дешевым. Действительно, создание одной субмарины, которая сменит и «Ясень» и «Борей», потребует намного меньше капиталовложений, чем проектирование двух лодок. С другой стороны, новую субмарину, как правило, позиционируют именно как «многоцелевую». Поэтому пока еще не совсем понятно, каким именно будет новый корабль по своему назначению.
Кстати, Россия не единственная страна, которая трудится над созданием перспективных атомных подлодок. Похожие работы ведутся и в США. Перед американцами, правда, стоят более конкретные задачи: они хотят заменить стремительно устаревающие стратегические подлодки третьего поколения типа «Огайо». Новым носителем баллистических ракет станет SSBN-X. Эта субмарина не позиционируется как лодка пятого поколения, так что Россия в теории может стать технологическим лидером в этой отрасли. Своего рода «законодателем мод». При этом количественно американские ВМС все равно будут превосходить флот России. Не нужно забывать, что одних только многоцелевых лодок типа «Лос-Анджелес» у американцев сейчас примерно 40 единиц. Они, конечно, старые, но вскоре их заменят десятки новых «Вирджиний». В таких реалиях аналог «Хаски» США может быть попросту не нужен.
Смена поколений
В последнее время информации о перспективном российском авианосце стало меньше. И это неудивительно. В условиях постоянных экономических трудностей такой корабль выглядит слишком дорогой «игрушкой». Куда дешевле строить АПЛ (атомные подводные лодки). Возможно, именно поэтому в прессе все чаще говорят о проекте российской подводной лодки с обозначением «Хаски». Интерес к этой субмарине велик еще и потому, что она может стать первой в истории подводной лодкой пятого поколения.
Здесь, впрочем, нужно внести ясность. Что такое поколения АПЛ? В отличие от истребителей пятого поколения, которые уже вовсю летают, лодок пятого поколения еще нет. А самым последним считается четвертое поколение. Такие АПЛ отличаются главным образом еще большей малошумностью. Это достигается за счет размещения гребных винтов в кольцевых насадках или использования водометных двигательных установок. Кроме того, инженеры широко применили звукопоглощающие покрытия нового типа и ряд других мер, резко снижающих шансы на обнаружение таких лодок. Вообще, именно шумность субмарины ставят во главу угла. Лодка будет жить столько времени, сколько сможет оставаться необнаруженной. Уйти от преследования, конечно, можно, но это (с учетом развития противолодочных средств) довольно тяжело.
Первой в истории субмариной четвертого поколения стал легендарный американский «Сивулф». Его ввели в строй в 1997-м. Правда, из-за высокой цены были построены только три такие АПЛ. Иначе сложилась судьба «Вирджинии»: таких многоцелевых подлодок четвертого поколения хотят построить около 30.
Россия в этом смысле несколько отстала от США. Первая российская лодка четвертого поколения вошла в строй ВМФ только к концу 2000-х годов. Речь идет о стратегическом ракетоносце К-535 «Юрий Долгорукий» – головном корабле проекта 955 «Борей». Еще позже была введена в строй первая российская многоцелевая АПЛ четвертого поколения проекта 885 «Ясень». Сейчас ВМФ имеет лишь одну такую субмарину, а всего их планируется восемь.
Подводная лодка проекта 885 «Ясень» / Bastion-karpenko
Разработка
Как было сообщено в августе 2016 г., контракт с Минобороны РФ на разработку подводной лодки нового поколения уже заключён.
Концептуальное проектирование АПЛ пятого поколения, по заявлению главы ОСК Алексей Рахманова в мае 2018 года, завершено («Предложены несколько вариантов облика субмарины, теперь из них предстоит выбрать оптимальный… ведется разработка тактико-технических характеристик»).
В конце 2018 года «Малахит» завершил научно-исследовательскую работу под шифром «Хаски» с определением облика многоцелевой АПЛ («Результаты работы одобрены военным ведомством», как заявил источник) и приступил к следующему этапу создания подлодки — ОКР под шифром «Лайка»
ОКР по доведению эскизов до рабочих чертежей должна начаться не раньше 2020 года. Передача флоту первой лодки может произойти в 2030 году. В 2018 году было уточнено (источник в российском ОПК), что сдача головной подлодки запланирована на 2027 год.
Проект 545 «Лайка»
Опытно-конструкторские работы по новой перспективной атомной подводной лодке 5 поколения проекта 545 «Лайка» ведутся с начала 2019 года в КБ «Малахит» (разработку аванпроекта подлодки бюро завершило в декабре 2017 года).
Сообщалось, что корпус подлодок «Лайка» может быть изготовлен из композиционных материалов (не будут использоваться стандартное резиновое покрытие, призванное сделать корабль малозаметным для сонаров), лодка будет иметь модульную конструкцию и единую интегрированную систему боевого управления с искусственным интеллектом.
Согласно представленному в Национальном центре управления обороной России 24 декабря 2019 года макету АПЛ проекта 545 «Лайка» будет иметь характеристики:
- подводное водоизмещение — 11 340 тонн,
- предельная глубина погружения — 600 метров,
- полная скорость под водой — 35 узлов (около 65 километров в час),
- автономность подлодки по запасу провизии — 90 суток.
Подлодку планируется вооружить:
крылатыми ракетами 3М14 «Калибр»,
3М22 «Циркон»,
3М55 «Оникс»,
ЗУР к ПЗРК «Игла»,
ракеты 91РУ «Ответ»,
ракеты «Хищник»[источник не указан 586 дней],
торпеды «Физик-1»,
торпеды УСЭТ-80,
противоторпеды «Ласта»,
мины-ракеты ПМР-2,
мины-торпеды МТПК-1.
Также, подлодка получит «тихие» торпедные аппараты, в которых для запуска боеприпасов вместо сжатого воздуха будет использоваться вода[источник не указан 586 дней].
Как ожидается строительство первой подлодки по новому проекту начнется в период государственной программы вооружения 2018—2027 годов.