Апл к-524 «западная лица» проекта 671ртм «щука», 1/350

Инциденты

  • В 1981 году военный корабль США «  Драм» столкнулся с подводной лодкой класса «Виктор III» — К-324 — при попытке сфотографировать странную капсулу на ее спине. Событие было скрыто и никогда не предавалось гласности, хотя чуть не стоило жизни морякам на USS Drum .
  • 21 марта 1984 года К-314 столкнулся с авианосцем USS  Kitty Hawk в Японском море . Ни одно из кораблей не было существенно повреждено.
  • Советский сухогруз Братство столкнулся с советской подводной лодки К-53 из Victor I класса в позиции Широта 35 град 55 мин Северная и долгота 005 град 00 мин Запад, на выходе из Гибралтарского пролива в Альборан море , на 18 (как по морскому времени) или 19 (по подводному времени) сентября 1984 г.
  • 6 сентября 2006 года на корабле «Виктор III» « Даниил Московский» произошел пожар, связанный с электроникой, когда он находился в Баренцевом море, в результате чего погибли два члена экипажа. Лодке было 16 лет, и ее просрочили в капитальном ремонте. Его отбуксировали обратно в Видяево .

Средства обнаружения, связи, навигации и управления

Гидроакустический комплекс

Макет носовой антенны ГАК СКАТ.

ГАКантенны

На лодках использовался ГАК «Скат» в версиях «Скат-КС» или его модернизированный вариант «Скат-2М». По своим возможностям поиска и опознания целей комплекс «Скат» вплотную приближался к новейшим комплексам подлодок США. Следует отметить, что носовая антенна AN/BQS-13 ГАК AN/BQQ-5 АПЛ типа Los Angeles имеет сферическую форму, занимает весь носовой отсек (удалена от источников посторонних шумов самой лодки) и работает в более благоприятных условиях, а на лодках проекта 671РТМ(К) над антенной расположены торпедные аппараты. Сами размеры и масса ГАК «Скат» больше чем у его американского соперника ГАК AN/BQQ-5.

БИУС

БИУС — Боевая информационно-управляющая система, одна из наиважнейших систем целеуказания и управления стрельбой современного корабля
АПЛ проекта 671РТМ(К) оснащена БИУС семейства «Омнибус» — «Омнибус-РТМ», разработанным НПО «Агат» под руководством главного конструктора Анатолия Ильича Троян. Впервые в отечественной практике для БИУС был применён «полуоткрытый» принцип решения задач. Это означает, что часть программ жестко зашита в долговременном запоминающем устройстве на ферритах — ДЗУ (аналог ПЗУ/ROM), а часть программ находилось на магнитной ленте и могла быть оперативно заменена. Для конца 1970-х и начала 1980-х годов это было весьма новое решение. Была разработана и внедрена специальная операционная система с математическим программным обеспечением, занимавшимся как решением отдельных задач (например по гидрологии или ледовой обстановке), так и решением задач совместной комплексной обработки (например поиска, опознания, взятия на сопровождение, определения элементов движения цели (ЭДЦ), выборки боеприпаса для стрельбы, расчетов для стрельбы и пр.)

Принцип «полуоткрытости» БИУС «Омнибус» позволял отрабатывать новые задачи и тактические приёмы и адаптировать их для других лодок в более упрощённом режиме, позволяя избегать ошибок и своих предшественников. Аппаратная часть «Омнибуса» была спроектирована модульному принципу, где каждый модуль является функционально законченным прибором. Ядро системы состоит из 11 приборов-модулей.

Навигация и связь

В качестве навигационного комплекса был использован разработанный НПО «Азимут» под руководством навигационный комплекс «Медведица-671РТМ», сопряженный как с классическим прецизионным гироскопом, так и со спутниковой системой навигации Он обеспечивал непрерывную автоматическую выработку координат места, курса, скорости относительно воды и грунта, углов бортовой и килевой качки, а также автоматическую передачу этих параметров в БИУС и другие системы «Щуки».

Подводная лодка была оснащен новым автоматизированным комплексом связи «Молния-Л» с системой космической связи «Цунами-Б», специальным разведывательным комплексом, комплексом Космической связи «Цунами-Б». На лодках проекта 671РТМ(К) также установлен радиолокационный комплекс МРК-50 «Каскад с приставкой МРК-57 «Корма» имеющий универсальное назначение — и как средство навигации и как средство обнаружения, а также система обнаружения радиолокационных сигналов СОРС МРП-21А «Залив-П».

Оптические средства навигации и наблюдения — телевизионная система МТ-70-10 и перископ ПЗНС-10

Забытые темпы

Атомные подлодки 671-го проекта получились очень удачными: надежными, малозаметными, быстроходными, спокойно погружались на 400 метров, имели скорость более 30 узлов и два с лишним месяца могли находиться в автономном плавании.

Владимир Дорофеев обратил внимание на немыслимую сейчас интенсивность работы: «Технический проект корабля был защищен в 1960 году, документация передана на завод в 1962-м, головной корабль принят в состав ВМФ в 1967-м. То есть от завершения разработки техпроекта до поднятия военно-морского флага прошло всего шесть лет

С точки зрения нашей сегодняшней действительности – сроки фантастические. Да, корабли стали больше, но сроки создания выросли непропорционально».

Высокие тактико-технические характеристики АПЛ проекта 671 были получены в результате удачного сочетания новых технических решений. Это симметричная форма корпуса с оптимальными пропульсивными качествами, крестообразное оперение, где большие горизонтальные рули дополнялись малыми, предназначенными для управления на высоких скоростях, «правильная» носовая оконечность с грамотным расположением торпедных аппаратов и крупногабаритной антенной гидроакустики. Одновальная энергетическая установка с двумя водяными реакторами обеспечивала повышенную надежность. Блочная компоновка паротурбинной установки улучшила виброакустические характеристики и упростила монтаж. Из внедренных новшеств стоит назвать применение новой высокопрочной корпусной стали, использование в энергетических системах трехфазного переменного тока, широкое внедрение дистанционного управления исполнительных механизмов.

Огромный вклад в создание проекта внесли разработчики комплектующего оборудования: ОКБМ имени И. И. Африкантова, где создали ЯЭУ, СКБ Кировского завода, создавшее паротурбинную установку, специалисты ЦНИИ имени А. Н. Крылова, ЦНИИ КМ «Прометей», «Авроры», «Гранита», «Электрона», «Гидроприбора», «Новатора», «Океанприбора» и еще десятков коллективов, придумавших и изготовивших передовые по тем временам системы корабля. Как выразились участники конференции, в ходе совместной творческой работы над 671-м проектом возникла школа строительства многоцелевых АПЛ.

В 1967 году головная К-38 (заводской заказ № 600) была принята в состав Северного флота. Первым командиром корабля стал капитан 2-го ранга Евгений Чернов, будущий вице-адмирал, Герой Советского Союза.

Список построенных АПЛ

Всего было заложено 27 АПЛ проекта 671РТМ(К), построено 26 единиц — 13 в Лениграде, на Лениградском Адмиралтейском объединении — ЛАО и 13 в Комсомольске-на-Амуре, на Заводе имени Ленинского Комсомола — ЗЛК, заказ одной лодка заложенной на ЗЛК (К-315) в 1982 отозван 19.01.1983 г.

Подводные лодки проекта 671РТМ(К)
Название Строитель Заложен Спущен на воду Вошел в строй Выведен из боевого состава Примечание
К-524 ЛАО, Ленинград 07.06.1976 31.06.1977 28.12.1977 2002 С 82-го года по 91 год носила название «60 лет шефства ВЛКСМ», в 1988 — 1996 гг. дооборудована до уровня пр. 671РТМК, c 3.06.1992 — Б-524)
К-502 ЛАО, Ленинград 23.07.1979 17.08.1980 31.12.1980 2000 В 1988-1992 гг. дооборудована до уровня пр. 671РТМК, с 21.03.1999 — Б-502 «Волгоград»
К-254 ЛАО, Ленинград 24.09.1977 06.09.1979 18.09.1981 1998 С 03.06.1992 Б-254
К-527 ЛАО, Ленинград 28.09.1978 24.06.1981 30.12.1981 1999 С 03.06.1992 Б-527
К-298 ЛАО, Ленинград 25.02.1981 14.07.1982 27.12.1982 1998 С 03.06.1992 — Б-298
К-358 ЛАО, Ленинград 23.07.1982 15.07.1983 29.12.1983 1998 С 82-го года по 91-й год носила название «Мурманский комсомолец», с 03.06.1992 — Б-358
К-299 ЛАО, Ленинград 01.07.1983 29.06.1984 22.12.1984 2000 С 03.06.1992 — Б-299
К-244 ЛАО, Ленинград 25.12.1984 09.07.1985 25.12.1985 1998 С 03.06.1992 — Б-244
К-292 ЛАО, Ленинград 15.04.1986 29.04.1987 27.11.1987 2005 Строилась по проекту 671РТМК, с 07.2002 — Б-292 «Пермь»
К-388 ЛАО, Ленинград 08.05.1987 03.06.1988 30.11.1988 2013 Строилась по проекту 671РТМК, с 22.02.2005 — Б-388 «Петрозаводск»;
К-138 ЛАО, Ленинград 07.12.1988 05.08.1989 10.05.1990 В строю Строилась по проекту 671РТМК, с 5.05.2000 — Б-138 «Обнинск»
К-414 ЛАО, Ленинград 01.12.1988 31.08.1990 30.12.1990 В резерве II-й категории Строилась по проекту 671РТМК, с 18.09.1996 — Б-414 «Даниил Московский»
К-448 ЛАО, Ленинград 31.01.1991 17.10.1991 24.09.1992 В ремонте Строилась по проекту 671РТМК, с 25.03.1995 — Б-448 «Тамбов»
К-247 ЗЛК, Комсомольск-на-Амуре 15.07.1976 13.08.1978 30.12.1978 1996 С 03.06.1992 — Б-247
К-507 ЗЛК, Комсомольск-на-Амуре 22.09.1977 01.10.1979 30.11.1979 1998 С 03.06.1992 — Б-507
К-492 ЗЛК, Комсомольск-на-Амуре 23.02.1978 28.07.1979 30.12.1979 1996 С 03.06.1992 — Б-492
К-412 ЗЛК, Комсомольск-на-Амуре 29.10.1978 06.09.1979 30.12.1979 1996 С 03.06.1992 — Б-412
К-251 ЗЛК, Комсомольск-на-Амуре 26.06.1979 03.05.1980 30.08.1980 1998 С 03.06.1992 — Б-251
К-255 ЗЛК, Комсомольск-на-Амуре 07.11.1979 20.07.1980 26.12.1980 1998 С 03.06.1992 — Б-255
К-324 ЗЛК, Комсомольск-на-Амуре 29.02.1980 07.10.1980 30.12.1980 2000 В 1987 — 1990 гг. дооборудована до уровня пр. 671РТМК, с 03.06.1992 — Б-324
К-305 ЗЛК, Комсомольск-на-Амуре 27.06.1980 17.05.1981 30.09.1981 1998 С 03.06.1992 — Б-305
К-355 ЗЛК, Комсомольск-на-Амуре 31.12.1980 08.08.1981 29.12.1981 1998 С 03.06.1992 — Б-355
К-360 ЗЛК, Комсомольск-на-Амуре 08.05.1981 27.04.1982 07.11.1982 1998 С 03.06.1992 — Б-360
К-218 ЗЛК, Комсомольск-на-Амуре 03.06.1981 24.07.1982 28.12.1982 1998 С 03.06.1992 — Б-218
К-242 ЗЛК, Комсомольск-на-Амуре 12.06.1982 29.04.1983 26.10.1983 1998 С 82-го года по 91-й год носила название «50 лет Комсомольску-на-Амуре», с 03.06.1992 — Б-242
К-264 ЗЛК, Комсомольск-на-Амуре 03.04.1983 08.06.1984 26.10.1984 2003 С 03.06.1992 — Б-264.

По состоянию на 2018 год в строю СФ находилась одна лодка проекта 671РТМК Б-138 «Обнинск», Б-448 «Тамбов» проходил ремонт и восстановление технической готовности, Б-414 «Даниил Московский» находился в резерве второй категории. Остальные лодки либо утилизированы, либо находятся в процессе утилизации.

Версии

Проект 671 Ёрш (Виктор I)

Пр.671

Советское обозначение пр. 671 Ёрш ( ерш ) — первоначальный образец, принятый на вооружение в 1967 году; 16 были произведены. Каждый имел по шесть торпедных аппаратов для пуска торпед Тип 53 и противолодочных ракет СС-Н-15 и мин . Подводные лодки имели мощность 24 ствола или 48 мин (или их комбинацию). Их длина составляла 92,5 м (303 фута). Все утилизированы.

Проект 671РТ Сёмга (Виктор II)

Проект 671РТ

Советское обозначение пр. 671РТ » Сёмга» ( атлантический лосось ) — принят на вооружение в 1972 г .; семь были произведены в 1970-х годах. Первоначально они были обозначены НАТО как «Единый класс». Они имели такое же вооружение, что и «Виктор I», и были первыми советскими подводными лодками, которые внедрили сплав для акустической тишины. Производство было свернуто из-за решения о разработке улучшенного класса Виктор III. Их длина составляла 101,8 м (334 фута). Все утилизированы.

Проект 671РТМ / РТМК Щука (Виктор III)

Проект 671РТМ

Советское обозначение проекта 671РТМ / RTMK Щука ( щука ) -entered службы в 1979 году; 25 выпускались до 1991 года. Более тихие, чем предыдущие советские подводные лодки, эти корабли имели четыре ствола для запуска ракет СС-Н-21 или СС-Н-15 и торпед Типа 53, а также еще два ствола для запуска ракет СС-Н-16 и Типа. 65 торпед . На борту могло находиться 24 ствола ТПУ или 36 мин. Класс Victor III вызвал небольшой фурор в спецслужбах НАТО при его представлении из-за характерной капсулы на вертикальной кормовой плоскости. Сразу же возникло предположение, что капсула была корпусом для какой-то экзотической бесшумной двигательной установки, возможно, магнитогидродинамического привода . Другая теория предполагала, что это была какая-то система оружия. В конце концов, капсула была идентифицирована как гидродинамический корпус для буксируемой пассивной гидролокаторной группы ; впоследствии эта система была включена в ПЛА класса Sierra и Akula . В октябре 1983 года буксируемая группа К-324 , Виктора III, действующего к западу от Бермудских островов, столкнулась с буксируемой группой американского фрегата USS  McCloy . К-324 был вынужден всплыть, что позволило силам НАТО сфотографировать капсулу в развернутом состоянии. Класс Victor-III постоянно совершенствовался во время строительства, и модели позднего выпуска обладают превосходными акустическими характеристиками. Их длина составляла 106 м (348 футов). 21 ликвидировано.

Обогнавшая техзадание

На юбилейную конференцию создателей 671-го проекта пришли десять моряков из первого экипажа головной подлодки, которые вспомнили массу любопытных эпизодов рождения корабля. Как работали в три смены без выходных, как вели готовую лодку в плавдоке через разведенные невские мосты, как на испытаниях переборщили с дифферентом и пришлось всплывать в аварийном режиме, как в стоместной подлодке на первых выходах в море жили и работали свыше 300 человек. Но особенно интересны тогдашние ноу-хау.

Уже на подлодках второго поколения было решено перейти от отдельных гидроакустических станций к комплексам. Причем новая система оказалась настолько чувствительной по дальности обнаружения цели, что в несколько раз превосходила параметры технического задания. А поскольку корректировка ТЗ очень длительный и хлопотный процесс, пошли на хитрость, заменив единицы измерения с морских кабельтовых на сухопутные километры. Переход с постоянного на переменный ток позволил уменьшить габариты бортового электрооборудования и повысить его надежность. Впервые была внедрена система управления кораблем, на которую были завязаны 250 корабельных комплексов, узлов и механизмов с полутысячей источников информации. Разработанный тогда алгоритм используется на субмаринах до сих пор. Шаг за шагом совершенствовалось вооружение подводной лодки от торпед к ПЛУР и крылатым ракетам.

В общей сложности за четверть века в Ленинграде и Комсомольске-на-Амуре было построено 48 подводных лодок 671-го проекта. Причем из-за аварий не потеряно ни одного корабля, не погиб ни один моряк.

По мере развития у 671-го проекта под кодовым именем «Ерш» появились модификации: 671В оснащалась ракетно-торпедным комплексом «Вьюга», 671К – ракетным комплексом с КРБД C-10 «Гранат» (SS-N-21). На 671РТ «Семга» установлен дизель-генератор увеличенной мощности, а два 533-мм торпедных аппарата заменены на более мощные 650-мм. На 671РТМ «Щука» один семилопастный винт заменен двумя четырехлопастными, что снизило шумность, модернизировано радиоэлектронное вооружение. 671РТМК, кроме того, вооружена КР «Гранат».

По мнению западных экспертов, 671-й проект, особенно его последние модификации отличались сравнительно низким уровнем внешнего шума и по этому показателю были близки к американским субмаринам типа «Лос-Анджелес». Достаточно вспомнить, как переполошились наши заклятые друзья, когда 29 февраля 1996 года во время учений флота НАТО в самой середине их корабельного ордера всплыла наша АПЛ К-448 «Тамбов» проекта 671РТМК, которую они до этого не видели, и попросила оказать медицинскую помощь одному из моряков – тому требовалась срочная операция из-за угрозы перитонита. Подводник был доставлен на британский эсминец «Глазго», а оттуда вертолетом в госпиталь. Поблагодарив коллег, наша лодка погрузилась и вновь исчезла из поля зрения натовских локаторов. После чего о сверхскрытности наших субмарин долго писала западная пресса.

За создание первой серии кораблей 671-го проекта в 1970 году главному конструктору Георгию Чернышеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда, большую группу специалистов наградили орденами и медалями.

Сейчас в составе ВМФ находятся три подлодки 671РТМК, хотя основную нагрузку многоцелевых атомоходов несут малахитовские субмарины 971-го проекта третьего поколения. Боевой состав пополняют и универсальные подводные крейсеры четвертого поколения 885-го проекта «Ясень», также разработанные в СПМБМ. Головной крейсер «Северодвинск» уже служит на Севере, «Казань» спущен на воду. На Севмаше в разной степени готовности «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск», «Пермь», «Ульяновск» – до 2020 года планируется сдать шесть «Ясеней».

Малахитовцы тем временем уже вовсю работают над АПЛ пятого поколения «Хаски». И как отметил Владимир Дорофеев, перед проектным бюро ставится задача по снижению трудоемкости строительства корабля при безусловном достижении технических характеристик. Ведь «Малахит» всегда создает корабли не просто конкурентоспособные, но превосходящие зарубежные аналоги. Это советская школа. При проектировании подводных лодок будущего на новом техническом уровне реализуются решения, отработанные на первой многоцелевой АПЛ 671-го проекта.

Алексей Захарцев,корреспондент «ВПК» (Санкт-Петербург)

История создания

Предшественник

Атомные подводные лодки проекта 671РТ обладали мощным вооружением торпедными аппаратами (ТА) калибра 650 мм и противолодочным ракетным комплексом (ПЛРК) «Вьюга», высокой скоростью — до 34 уз., хорошей рабочей глубиной погружения — 320 м, однако ее базовый гидроакустический комплекс (ГАК) МГК-300 «Рубин» с дальностью обнаружения целей 50-60 км (впоследствии заменен на «Рубикон» дальность обнаружения до 200 км), в условиях сильной противолодочной обороны (ПЛО) или при противоборстве с малошумной или с более совершенным и чувствительным ГАК подводной лодкой НАТО в середине – конце 1970-х годов ХХ века не позволял гарантированно уничтожать корабли потенциального противника.

Предпосылки

В условиях качественного совершенствования средств ПЛО: появления ГАК большой мощности и дальности обнаружения, широкого применения противолодочных вертолетов, применения буксируемых гидроакустических станций (ГАС) переменной глубины, противолодочных управляемых ракет, и особенно вследствие начавшегося внедрения обработки акустического сигнала появившимися военными компьютерами, высокая шумность лодок проекта 671РТ отрицательно сказывалась на дальности обнаружения и опознания последних. Проще говоря их слышали раньше, и соответственно могли уничтожить, чем они.

Требования к шумности АПЛ резко ужесточились и в СССР было принято решение, как разработать принципиально новые АПЛ (проекты известные как , ), так и использовать конструктивные наработки проектов и 671РТ для создания лодки отвечающей новым требованиям. Чем собственно и занялся трудовой коллектив СКБ-143 «Малахит» (ныне АО СПМБМ «Малахит») под руководством Героя социалистического труда Георгия Николаевича Чернышева, с 1984 года главным конструктором был назначен Радий Анатольевич Шмаков. Результатом их трудов и стал проект 671РТМ (шифр «Щука») .

Проектирование

Отработанная конструкция АПЛ проекта позволила сократить время проектирования собственно корпуса лодки, механизмов, энергетической установки до минимума. Общая конструкция, ЯЭУ и ГТЗА остались прежними, а вот «начинка» радиоэлектронного вооружения мощного ГАК, навигационного комплекса, боевой информационно-управляющей системы, автоматизированного комплекса средств радиосвязи, аппаратуры разведывательного комплекса существенно поменялись в лучшую сторону.

«Щуки» отличаются так же сниженным, по сравнению с предшественницами уровнем первичных физических полей, увеличенной автономностью и усиленными ледовыми подкреплениями ограждения рубки и выдвижных устройств, титановый обтекатель основной антенны ГАК, заменили обтекателем из многослойного стеклопластика. На «Щуках» используется ГАК «Скат-КС», разработанный ЦНИИ «Океанприбор» (гл. конструктор В.В. Громковский), НПО «Агат» (гл. конструктор А.И. Троян) разработала для подлодки БИУС «Омнибус», а НПО «Азимут», (гл. конструктор В.Г. Пешехонов) – навигационный комплекс «Медведица». Но пожалуй, наибольшая работа была проведена для снижения шумности лодки (в качестве эталона по шумности была взята АПЛ США Los Angeles): для улучшения амортизации механизмов было применено так называемое «отключение фундаментов» — установленные между шумящими агрегатами и корпусом лодки специальные амортизаторы-вибропоглотители убирали общий вибрационный шум, проведены работы по акустической развязке конструкций и механизмов, были разработаны и внедрены выгородки для системы вентиляции и вертикальные шпигаты.

Отдельно проводились эксперименты по разработке и модернизации движетеля – первоначально это был один семилопастной винт с лопастями саблевидной формы, затем его заменили на два четырехлопастных винта противоположного вращения на одном валу.

С развалом СССР и прекращением финансирования, дальнейшие проработки снижения шумности задачу доведения её до эталона произвести не удалось.

Изменился так же и состав вооружения – добавился уникальный торпедный комплекс ВА-111 «Шквал» с ракето-торпедой М-5, и несколько позднее дозвуковые крылатые ракеты «Гранат» запускаемые из 533 мм ТА. Это потребовало врезки цилиндрической вставки в корпус лодки в районе 2-го отсека. В результате чего длина прочного корпуса увеличилась на 4,2 м, несколько возросло водоизмещение и уменьшилась максимальная скорость подводного хода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector