Снайперы, танкистки и морпехи: женщины на фронтах великой отечественной
Содержание:
- Марина Раскова
- Женщины-морпехи
- Марина Раскова
- Поющая эскадрилья
- Женщины-герои Великой Отечественной войны
- Путь в небо
- Евдокия Носаль
- «Лётчик с особой искрой»
- После войны
- Стихи о ночных ведьмах летчицах
- Марина Раскова
- Аналогичные награды иностранных государств
- Положение о звании «Герой Советского Союза»
- Ольга Лисикова
- Героини-снайперы
- 1941-1945 гг.
- Литература
- В годы войны
- 7.
Марина Раскова
Пилот, Герой Советского союза, установила несколько женских рекордов по дальности перелетов. Создала женский боевой легкобомбардировочный полк, прозванный немцами «Ночные ведьмы».
Родилась 28 марта 1912 года в Москве.
В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12; в 1938 году — в установлении 2-х мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолёте МП-1.
24-25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 «
Родина
» совершила беспосадочный перелёт Москва-Дальний Восток (Керби) протяжённостью 6450 км (по прямой — 5910 км). При вынужденной посадке в тайгу выпрыгнула с парашютом и была найдена только через 10 суток. В ходе перелёта был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта.
Когда началась Великая Отечественная война, Раскова использовала своё положение и личные контакты со Сталиным, чтобы добиться разрешения на формирование женских боевых частей.
С началом
Великой Отечественной войны
Раскова приложила все свои усилия и связи, чтобы добиться разрешения на формирование отдельной женской боевой части. Осенью 1941 года с официального разрешения правительства она приступила к созданию женских эскадрилий. Раскова разыскивала по всей стране воспитанниц аэроклубов и лётных школ, в состав авиаполков – от командира до обслуживающего персонала – подбирались только женщины.
Под ее руководством были созданы и отправлены на фронт авиаполки – 586 й истребительный, 587 й бомбардировочный и 588 й ночной бомбардировочный. За бесстрашие и мастерство немцы прозвали лётчиц полка «
ночными ведьмами
».
Сама Раскова, одна из первых женщин, удостоенная звания
Герой Советского Союза
, была награждена
двумя орденами Ленина
и
орденом Отечественной войны 1 степени
. Еще она автор книги «
Записки штурмана
».
Женщины-морпехи
Самым удивительным было то, что женщины служили и в морской пехоте. Правда, известно их совсем немного, и среди них — Альбина Гантимурова, командир отделения разведки морской пехоты, миниатюрная девушка, командовавшая здоровенными разведчиками-морпехами. Но, несмотря на размеры, Альбина обладала выдающимся мужеством и силой характера. Например, во время сильного обстрела по приказу командира она сняла шапку, чтобы было видно, что она девушка, и поднялась в атаку. Увидев, что она идет вперед, бойцы тут же последовали за ней.
Альбина Гантимурова
Даже первого своего «языка» она взяла в одиночку, когда перепрыгивая окоп была схвачена немцем за ногу. Разведчица начала с ним бороться и через некоторое время, вспомнив об автомате, прострелила противнику ноги и взяла в плен. Были и курьезные ситуации: заметив блеск стереотрубы, Альбина подумала, что видит вражеского разведчика, рассматривающего позиции наших. Доложила начальству и была отправлена брать пленного. Справилась на отлично, вырубила и притащила наблюдателя в штаб. Когда он очнулся — оказалось что это наш горе-разведчик, который по глупости вместо вражеских окопов пялился на советские. Войну Альбина Гантимурова закончила кавалером Ордена Славы двух степеней.
Много других профессий было освоено женщинами во время войны — были и зенитчицы, и командиры, и минометчицы, были и связистки и санинструкторы. Нельзя забывать и о миллионах женщин, которые осваивали мужские профессии в тылу, когда их мужчины воевали на фронте. Как, например, моя бабушка, которая всю войну валила лес для фронтовых нужд в составе чисто женской бригады, под руководством единственного мужчины-инвалида.
У войны не женское лицо, и когда милые, хрупкие и красивые девушки массово берут в руки оружие — значит мир встал на самую грань, за которой только холод и смерть.
Марина Раскова
Фото: Википедия
К началу войны Марина Михайловна уже была прославленным штурманом: она работала в аэронавигационной лаборатории и участвовала в перелетах на большие расстояния. Будучи героем Советского Союза, именно она в 1941 году лично обратилась в ЦК ВКП(б) с просьбой разрешить ей сформировать женский авиационный полк. Ее идею поддержали, а желающих вступить в ряды летчиц оказалось настолько много, что пришлось формировать сразу три полка: 586-й истребительный, 587-й бомбардировочный и 588-й ночной легкобомбардировочный. Добровольцев искали в аэроклубах, партийных организациях. Специально созданному для отбора женщин отделу кадров приходилось нелегко: им нужно было выбирать строго и вдумчиво, отказывая еще совсем юным девушкам, которые, как им казалось, не были готовы взвалить на себя тяготы войны. Майор Марина Раскова во время войны возглавила бомбардировочный полк, на его вооружении находился новейший по тем временам пикирующий бомбардировщик Пе-2. Женщина погибла в авиационной катастрофе во время одной из боевых миссий, ее похоронили у Кремлевской стены.
Поющая эскадрилья
Как отметил военный историк Юрий Кнутов, полк Василия Зайцева отличился не только в воздушных сражениях, но и в области художественной самодеятельности. Существует версия, что именно история одной из эскадрилий 5-го гвардейского истребительного авиаполка натолкнула Леонида Быкова на идею снять знаменитый фильм «В бой идут одни старики».
«В одной из эскадрилий полка существовала такая самодеятельность, которая помогала снять стресс, установить узы боевого товарищества. Такие вещи помогают решать многие психологические проблемы, учат понимать друг друга с полуслова», — подчеркнул эксперт.
Также по теме
«Кошмар для нацистов»: какую роль в истории сыграл дважды Герой Советского Союза Борис Сафонов
105 лет назад родился дважды Герой Советского Союза Борис Сафонов. По словам экспертов, он был одним из самых результативных…
По словам Андрея Горбунова, самодеятельность существовала во многих частях Красной армии, но так вышло, что подчинённые Зайцева прославились больше других.
«Музыка стала для лётчиков 5-го гвардейского разрядкой. После кровопролитных тяжёлых боёв, изнурительных перегрузок они брали в руки инструменты и играли музыкальные произведения. Таким образом они хотя бы на время забывали ужасы войны и горечь утрат, возвращаясь в нормальное русло жизни», — отметил сотрудник Музея Победы.
Как рассказал Николай Бодрихин, хотя за всю войну Зайцев ни разу не был сбит врагом в небе, на земле его почему-то преследовали несчастные случаи. Однажды во время войны он травмировался, упав с коня, а затем, осенью 1945 года, в чехословацком городе Брно прославленный лётчик попал в автокатастрофу. Травмы оказались очень серьёзными и тяжело поддавались лечению. Зайцев был списан с лётной службы, а в 1946 году в звании гвардии полковника отправлен в отставку.
После завершения службы Василий Зайцев возглавлял Коломенский аэроклуб, а также некоторое время был директором Коломенского шиноремонтного завода. Умер Василий Зайцев в возрасте 50 лет — 19 мая 1961 года.
- Памятник Василию Зайцеву
«Зайцева высоко ценили однополчане. Список его побед был огромен. Он учил подчинённых беречь товарищей и хорошо знать врага. Он проявил себя одновременно и как великий лётчик, и как отличный организатор. Его боевая работа была бесподобна, он всегда умел удивить необычным ходом и неприятеля, и сослуживцев», — подытожил Николай Бодрихин.
Женщины-герои Великой Отечественной войны
Андрей Тарусов – художник, работающий в стиле «пин-ап» и известный всем своими календарями на тему спорта в СССР, представил свои новые работы. На открытках изображены молодые, красивые женщины-герои ВОВ. Автор работ утверждает, что все деньги, вырученные с продажи открыток, пойдут в фонд ветеранов.
#
Женщины-герои Великой Отечественной войны.
#
Алия Молдагуулова — советский снайпер, в годы Великой Отечественной войны служила в 54-й отдельной стрелковой бригаде 22-й армии 2-го Прибалтийского фронта, ефрейтор. Герой Советского Союза (1944, посмертно). На её счету — 78 уничтоженных солдат и офицеров противника.
#
Лидия Литвяк, самая результативная женщина-истребитель Второй Мировой войны, Герой Советского Союза, лётчик-истребитель, командир авиационного звена, гвардии младший лейтенант.
#
Мария Долина — советская лётчица, участница Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза. Гвардии капитан, заместитель командира эскадрильи. Выполнила 72 боевых вылета на самолёте Пе-2, сбросила 45000 килограммов бомб.
#
Людмила Павличенко — советский военный деятель, снайпер 25-й Чапаевской стрелковой дивизии. Герой Советского Союза (1943). После окончания войны была сотрудником Главного штаба ВМФ СССР в звании майора войск береговой обороны. Самая успешная женщина-снайпер в мировой истории, имевшая на своём счету 309 подтверждённых смертельных попаданий.
#
Александра Самусенко — советский офицер связи, командир танка Т-34 во время Великой Отечественной войны. По некоторым сведениям, единственная женщина-танкист в 1-й гвардейской танковой армии и единственная женщина-заместитель командира танкового батальона.
#
Наталья Меклин — советский офицер, военный лётчик, во время Великой Отечественной войны старший лётчик 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии лейтенант. Герой Советского Союза.
#
Роза Шанина — советский одиночный снайпер отдельного взвода снайперов-девушек 3-го Белорусского фронта, кавалер ордена Славы. Была известна способностью вести точную стрельбу по движущимся целям дуплетом — двумя идущими друг за другом выстрелами. На счету Розы Шаниной записано 59 подтверждённых уничтоженных солдат и офицеров противника.
Подпишитесь на RSS
19.08.2015
Путь в небо
Параллельно с учёбой Сафонов, как и многие его сверстники, в 1931 году начал посещать кружок планеристов при школе лётчиков Осоавиахима. Это и определило его будущее. Вскоре он стал учеником лётчика. Причём его инструктором была Валентина Гризодубова, которая вскоре побьёт пять мировых авиационных рекордов и станет первой женщиной — Героем Советского Союза.
В 1933 году после успешного прохождения программы аэроклуба Борис Сафонов получил направление в находившуюся в крымском посёлке Кача школу военных лётчиков. По словам историков, педагоги сразу увидели в юноше большой потенциал, но были к нему весьма требовательны, помогая юноше реализовать себя.
Также по теме
«Привыкла быть лидером»: как лётчица Валентина Гризодубова стала первой женщиной — Героем Советского Союза
27 апреля исполняется 110 лет со дня рождения Валентины Гризодубовой — первой женщины, ставшей Героем Советского Союза. По словам…
В конце 1934 года Сафонов получил квалификацию лётчика-истребителя и отбыл для прохождения воинской службы в Белорусский военный округ. Вскоре Сафонов завоевал репутацию способного лётчика и мастера воздушной стрельбы.
В 1939 году, после начала Советско-финской войны, Борис Сафонов попросил направить его на Север. В поезде он случайно познакомился с одним из первых полярных лётчиков СССР — Борисом Чухновским, под влиянием которого Сафонов решил продолжить службу в морской авиации.
«Служба лётчиком в Заполярье требовала особого мужества. Самолёты не были ещё приспособлены для таких условий. Но Сафонова это не смущало», — рассказал в интервью RT военный историк Юрий Кнутов.
На север Сафонов был направлен командиром звена в 72-й смешанный авиационный полк военно-воздушных сил Военно-морского флота. В ходе Советско-финской войны он наносил удары по наземным силам противника и выполнял разведывательные задания.
- Советский одномоторный поршневой истребитель-моноплан 1930-х годов И-16 (ЦКБ-12)
- РИА Новости
С учётом личного лётного мастерства и прекрасных организаторских способностей старший лейтенант Сафонов в 1941 году был повышен в должности до командира учебно-тренировочной эскадрильи.
Как пишут авторы сборника «Лётчики», «Борис Сафонов был терпеливым и строгим педагогом. В воздухе он следил за каждым движением новичков в полёте, наблюдал, как реагируют пилоты на его команды. Постепенно полёты усложнялись, и самолёты поднимались в воздух в различных метеорологических условиях: в дождь, туман, при низкой облачности и снежных зарядах, стремительно налетавших с Баренцева моря».
Евдокия Носаль
Евдокия Ивановна начинала свой боевой путь с обычного пилота, затем за боевые заслуги ее назначили командиром звена, а после – заместителем командира эскадрильи. Носаль работала в авиации еще до войны: она была инструктором Николаевского аэроклуба. В составе 46-го Гвардейского Таманского полка женщина совершила 354 боевых вылета. Дусю, как ее ласково называли сослуживцы, дважды наградили орденом Красной Звезды за то, что в 1942 она разрушила несколько немецких переправ через реки и взрывала лагеря противников на оккупированной территории. Ночью 23 апреля 1943 года Дуся в последний раз поднялась в небо. Во время операции над Новороссийском в кабине летчицы разорвался осколок снаряда. Евдокия Носаль стала первой девушкой в Таманском полку, посмертно удостоенной звания Героя Советского Союза.
«Лётчик с особой искрой»
В марте 1942 года Сафонов был удостоен британского ордена — креста «За выдающиеся лётные заслуги».
30 мая 1942 года Борис Сафонов вылетел на помощь атакованному нацистами союзному конвою. Во главе тройки советских истребителей он атаковал несколько десятков немецких самолётов. Спустя некоторое время командный пункт принял от него радиограмму: «Подбил третьего… мотор…» Это были его последние слова. Самолёт Сафонова упал в воду и моментально затонул. Причины его трагической гибели до сих пор не установлены. Две основные версии, которые обсуждают историки, — это попадание в самолёт советского аса пули противника и неисправность двигателя.
Число побед Сафонова в различных источниках оценивается по-разному. Чаще всего в литературе фигурируют данные о 30 самолётах, уничтоженных им лично, и трёх — в групповых боях. Однако некоторые историки придерживаются мнения, что, по официально подтверждённым данным, Сафонов одержал от 22 до 25 воздушных побед.
«Вне зависимости от разницы в оценках Сафонов был одним из самых результативных советских истребителей на начальном этапе войны. И это в тяжелейших условиях Севера», — подчеркнул Юрий Кнутов.
В различных городах Советского Союза Борису Сафонову были установлены памятники, в его честь называли улицы, учебные заведения, корабли, самолёты и воинские части. Название Сафоново носит один из посёлков Мурманской области.
«Такие пилоты, как Сафонов, были в годы Великой Отечественной на вес золота. Они учили, подавали пример мужества. Его героизм достоин восхищения», — заявил в беседе с RT заслуженный лётчик-испытатель РФ, Герой России генерал-майор Магомед Толбоев.
- Бюст Б.Ф.Сафонова у въезда в посёлок Сафоново (Мурманская область)
По словам заслуженного лётчика РФ генерал-майора Владимира Попова, красноречивым свидетельством беспрецедентного мужества Сафонова является наличие у него двух Золотых звёзд Героя Советского Союза.
Юрий Кнутов считает, что Борис Сафонов был уникальным человеком, который не смог до конца реализовать свой огромный потенциал из-за трагической гибели.
«С учётом потрясающих результатов, продемонстрированных на самом тяжёлом, начальном этапе войны, существовали все предпосылки для того, чтобы Сафонов был признан одним из лучших лётчиков в мире. Это был прирождённый истребитель, лётчик с особой искрой, поразительно совмещавший в себе лётное мастерство, организационные способности и талант педагога. За неполный год участия в боевых действиях он стал настоящим кошмаром для нацистов», — подытожил Кнутов.
После войны
Многие женщины, воевавшие за свою землю наравне с мужчинами, после войны вернулись к мирным профессиям. Интересна судьба Байды Марии Карповны. В войну она служила медсестрой, позже санинструктором. В одном из боев за Севастополь в одиночку расправилась с пятнадцатью врагами, освободила восемь солдат и одного офицера. За этот подвиг приставлена к звезде Героя. По окончанию боевых действий эта уникальная женщина стала заведующим ЗАГСа г. Севастополя, который так отчаянно защищала в войну.
Заместителем руководителя библиотеки в Белорусской ССР работала Елена Григорьевна Мазаник. Звание Героя она получила за операцию по уничтожению генерального комиссара Белоруси В. Кубе. Он был подорван на мине в собственной постели. Устройство разместила там Елена Мазаник, работавшая в доме уборщицей.
Стихи о ночных ведьмах летчицах
«Ночные ведьмы». Сергей Соколов. Москва, 9 мая 2012 г.
Под снегом, ливнем и в хорошую погоду
Крылами резали вы над землёю мглу.
«Ночные ведьмы» на «небесных тихоходах»
Бомбят фашистские позиции в тылу.
Ещё по возрасту и норову — девчонки…
Пора влюбляться да любимыми вам быть.
Под шлемы лётчика запрятали вы чёлки
И в небо ринулись врага Отчизны бить.
И сразу взлёт во тьму от парт аэроклубов
Без парашюта и без пушки, лишь с ТТ.
Вам небо звёздное, наверно, было любо.
Вы и на бреющем всегда на высоте.
Вы для своих бойцов — «небесные созданья»,
А для чужих — «ночные ведьмы» на По-2.
Страх наводили вы над Доном и Таманью,
Да и на Одере была о вас молва.
Не все, не все вернутся из ночного боя.
Порою крылья, корпус — хуже решета.
Садились чудом с грудой вражеских пробоин.
Заплаты — днём, а ночью снова — «От винта!»
Как только солнце в свой ангар зайдёт на треть и
Обслужат техники крылатый аппарат,
Идут на взлёт по полосе «ночные ведьмы»,
Чтоб на земле устроить немцам русский ад.
Марина Раскова
Пилот, Герой Советского союза, установила несколько женских рекордов по дальности перелетов. Создала женский боевой легкобомбардировочный полк, прозванный немцами «Ночные ведьмы».
Родилась 28 марта 1912 года в Москве.
В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12; в 1938 году — в установлении 2-х мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолёте МП-1.
24-25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 «Родина» совершила беспосадочный перелёт Москва-Дальний Восток (Керби) протяжённостью 6450 км (по прямой — 5910 км). При вынужденной посадке в тайгу выпрыгнула с парашютом и была найдена только через 10 суток. В ходе перелёта был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта.
Когда началась Великая Отечественная война, Раскова использовала своё положение и личные контакты со Сталиным, чтобы добиться разрешения на формирование женских боевых частей.
С началом Великой Отечественной войны Раскова приложила все свои усилия и связи, чтобы добиться разрешения на формирование отдельной женской боевой части. Осенью 1941 года с официального разрешения правительства она приступила к созданию женских эскадрилий. Раскова разыскивала по всей стране воспитанниц аэроклубов и лётных школ, в состав авиаполков – от командира до обслуживающего персонала – подбирались только женщины.
Под ее руководством были созданы и отправлены на фронт авиаполки – 586 й истребительный, 587 й бомбардировочный и 588 й ночной бомбардировочный. За бесстрашие и мастерство немцы прозвали лётчиц полка «ночными ведьмами».
Сама Раскова, одна из первых женщин, удостоенная звания Герой Советского Союза, была награждена двумя орденами Ленина и орденом Отечественной войны 1 степени. Еще она автор книги «Записки штурмана».
Аналогичные награды иностранных государств
По подобию Советского Союза, звание Героя как высшая государственная награда или как почётное звание, было учреждено в большинстве государств социалистического лагеря и в ряде развивающихся государств (как правило, ориентировавшихся в своей политике на СССР), с учётом национальных особенностей. После распада СССР в России было учреждено звание «Герой Российской Федерации», тоже присваиваемое за выдающиеся подвиги; а также учреждены звания Героя (Национального Героя) в ряде государств, образовавшихся на месте бывших союзных республик, и в некоторых непризнанных или частично признанных государствах, или государственных образованиях.
Герой ГДР |
Герой Народной Республики Болгария |
Герой ЧССР |
Герой Монгольской Народной Республики |
Герой Социалистической Республики Румыния |
Народный герой (Албания) |
Народный герой Югославии |
Герой Лаосской Народно-Демократической Республики |
Герой Демократической Республики Афганистан |
Герой Народных Вооружённых сил Вьетнама |
Герой республики Куба |
Герой КНР |
Герой КНДР |
Герой Сирийской Арабской Республики |
Герой Мозамбика (англ.)русск. |
Герой Непала (англ.)русск. |
Положение о звании «Герой Советского Союза»
16 апреля 1934 года постановлением ЦИК СССР было учреждено звание Героя Советского Союза в редакции: «Установить высшую степень отличия — присвоение за личные или коллективные заслуги перед государством, связанные с совершением геройского подвига, звания Героя Советского Союза
». Никакие знаки отличия не предусматривались, выдавалась только грамота от ЦИК СССР.
Орден Ленина к званию получили все одиннадцать лётчиков — первых Героев Советского Союза. Практика награждений была закреплена Постановлением ЦИК в Положении о звании Героя Советского Союза 29 июля 1936 года. В этой редакции гражданам, удостоенным звания, кроме грамоты полагался также орден Ленина.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года введён особый отличительный знак для Героев Советского Союза — медаль «Герой Советского Союза». Другим Указом от 16 октября 1939 года был утверждён внешний вид медали, которая получила название «Золотая Звезда». В отличие от первоначального Положения теперь предусматривалась возможность многократного награждения «Золотой Звездой». Дважды Герою Советского Союза выдавали вторую медаль «Золотая Звезда» и ему сооружали бронзовый бюст на родине. Трижды Герою Советского Союза выдавали третью медаль «Золотая Звезда», и его бронзовый бюст должен быть установлен при Дворце Советов в Москве. Выдача орденов Ленина при награждении второй и третьей медалями не предусматривалась. О присвоении звания в четвертый раз в Указе ничего сказано не было, как и о возможном количестве награждений одного человека.
Нумерация медалей для первого, второго и третьего награждения была отдельная. Так как строительство грандиозного Дворца Советов в Москве в связи с войной закончено не было, то бюсты трижды Героев устанавливались в Кремле.
Указом от 6 сентября 1967 года был введён ряд государственных льгот для Героев Советского Союза.
В новой редакции утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 мая 1973 года (Ведомости Верховного Совета СССР, 1973 г., № 20, ст. 268). Положение гласит:
Ольга Лисикова
Для Ольги Михайловны Великая Отечественная стала не первой войной в жизни. Она окончила Батайскую летную школу, а в 1939-1940 годах участвовала в войне с белофиннами. Уже через год девушка вступила в ряды «ласточек», но убивать она не планировала – изначально девушка летала исключительно на санитарных самолетах. Она перевозила раненых, медикаменты и кровь для переливания. Но однажды Ольгу попытался сбить немецкий «Мессершмитт». Отвечать ей было нечем, ведь самолет не был предназначен для боя, но девушка провернула несколько ловких маневров: прижала вражеский самолет к земле, а затем заставила петлять по ущелью. Одним из выстрелов врагу все-таки удалось задеть хвост санитарного самолета, но Лисикова держала ситуацию под контролем. В итоге «Мессершмитт» спикировал настолько низко, что уже не смог подняться и разбился. После этой истории Лисикова пересела в кабину двухмоторного DC-3 (крупнейшего американского транспортного самолета в годы Второй мировой), став единственной в СССР женщиной-командиром самолетов этого типа. На счету девушки 408 вылетов, в том числе в блокадный Ленинград, немецкий тыл и Заполярье. Ольга Лисикова прожила долгую жизнь и умерла 7 сентября 2011 года в Санкт-Петербурге в возрасте 94 лет.
Героини-снайперы
Когда говорят «женщина-снайпер», первое имя, которое приходит на ум, — лейтенант Людмила Павличенко. И вполне заслуженно: как-никак звание Героя Советского Союза она получила, будучи самой результативной женщиной-снайпером в истории! Но кроме Павличенко высшей награды за искусство меткой стрельбы были удостоены еще пять ее боевых подруг, и три из них — посмертно.
Снайпер.
Одна из полных кавалеров ордена Славы — старшина Нина Петрова. Ее история уникальна не только тем, что на ее счету было 122 уничтоженных врага, но и возрастом снайпера: она воевала, когда ей уже исполнилось 52 года! Редко кто из мужчин добивался права попасть на фронт в таком возрасте, а инструктор снайперской школы, за спиной которой была Зимняя война 1939–1940 годов, этого добилась. Но, увы, она не дожила до Победы: Нина Петрова погибла в автокатастрофе за неделю до нее, 1 мая 1945 года.
1941-1945 гг.
Как профессионал своего дела и патриот до глубины души, Валентина не осталась в стороне и защищала Родину от фашистских захватчиков. Ей было поручено командовать 101-м авиационным полком. Примечательно, что Марина Раскова получила в командование женское отделение, а Гризодубовой в подчинение дали мужчин. Это наглядно демонстрирует отношение властей к этой героической женщине и иллюстрирует ее волевой и решительный характер. Раскова позже геройски пала в бою.
Валентина осуществила больше двухсот боевых полетов. За голову полковника Гризодубовой была назначена крупная награда. Сама Валентина вспоминала, что на протяжении всей войны ей пришлось неоднократно доказывать свою состоятельность как летчика и как командира. К женщинам в армии, а тем более в командовании относились с пренебрежением. Подчиненные же любили и уважали строгого, но справедливого полковника. Во время боевых действий ее полк бомбил тылы врага, из зон, попавших под обстрел, ей удалось вывезти более 4000 детей.
Литература
- Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1987. — Т. 1 /Абаев — Любичев/. — 911 с. — 100 000 экз. — ISBN отс., Рег. № в РКП 87-95382.
- Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1988. — Т. 2 /Любов — Ящук/. — 863 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-203-00536-2.
- Кавалеры ордена Славы трёх степеней: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии Д. С. Сухоруков. — М.: Воениздат, 2000. — 703 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-203-01883-9.
- Герои Советского Союза: Историко-статистический очерк / Под ред. И. Н. Шкадова. — М.: Воениздат, 1984. — 288 с.
- Бортаковский Т. В. Расстрелянные Герои Советского Союза. — М.: Вече, 2012. — 400 с. — ISBN 978-5-9533-6190-3
В годы войны
Портрет Валентины Гризодубовой в форме полковника ВВС Источнк: http://www.progressprim.ru
Начало войны потребовало перестройки Управления международных воздушных линий СССР, которое она возглавляла. Гризодубова и лётчики управления стали выполнять особо сложные задания в тылу врага. В 1942 году ей было поручено укомплектовать 101-й авиационный полк дальнего действия из состава пилотов Гражданского флота. В состав полка были включены и лётчики, которые летали ещё с отцом Гризодубовой и те, кого она сама подготовила с предвоенные годы. Валентина Степановна сама постоянно вылетала на боевые задания – бомбить врага, оказывать помощь партизанам.
Задачи перед 101-м полком всегда ставились сложные. Надо было пробиться к далёким целям в тылу противника, отразить атаки фашистских истребителей. Техника была несовершенная, летать приходилось в любую погоду и выйти на цель без ошибки. Вот Валентина Степановна на своём личном примере и показывала, как это надо делать.
Особые трудности вызывали полёты к партизанам. Много надо было уметь, чтобы добраться до места дислокации партизан, сесть на плохо подготовленную полосу, разгрузиться, забрать раненых, детей, связных, взлететь и вернуться на Большую землю.
Лётчики полка вывезли из тыла противника 4 тысячи раненых, много детей, доставили в Центр множество оперативных документов, добытых у врага разведчиками и партизанами. Полк стал гвардейским, Краснознамённым, Красносельским.
С 1946 года Валентина Гризодубова вернулась к мирной жизни. Работала в гражданской авиации, заместителем начальника НИИ-17 (позднее – институт приборостроения) по лётной части. Институт разрабатывал радиоэлектронные приборы для армии и гражданской авиации. Она лично принимала участие в испытательных полётах.
Умерла В. С. Гризодубова 28 апреля 1993 года и похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.
7.
Екатерина Зеленко
Екатерину называют единственной женщиной-камикадзе в истории. Она окончила авиационную школу, была испытателем самолетов и авиационного оборудования.
Екатерина участвовала в боях с первых дней войны. Совершила 40 боевых вылетов, принимала участие в 12 воздушных боях.
В 1941 году Зеленко отправилась в разведывательный вылет. Самолет повредили, когда она осуществляла второй вылет. Несмотря на это, Зеленко решила полететь еще раз.
Самолет атаковали противники. Она смогла подбить один самолет. После того, как закончились боеприпасы, Екатерина пошла на таран. Она уничтожила противника, для этого пожертвовала своей жизнью.