Военная техника: 20 самых удивительных транспортных средств

О танке Т-72Б

Разработчиком в России военной техники стал Уральский вагоностроительный завод. Проектирование танка было начато в 1985 году. Экипаж боевой транспортной единицы состоит из трех человек. Весит танк 42,5 т. Т-72Б с противоснарядным комбинированным бронированием. Кроме того, для техники предусмотрена навесная динамическая защита. Оснащен 125-миллиметровой пушкой 2А46М. Функцию дополнительного вооружения выполняют танковый пулемет Калашникова и зенитный НСВТ калибров 7,62 и 12,7 мм.

Кроме того, Т-72Б оснащен комплексом 9К120 «Свирь», стрельба из которого ведется противотанковыми управляемыми ракетами. Показатель максимальной дальности ведения огня из основного орудия составляет 4 тыс. м. Весит снаряд не более 23 кг. Боевой комплект основного орудия состоит из 45, ПТРК — 4 снарядов, пулемет Калашникова – 2 тыс. патронов, НСВТ – 300. Силовой агрегат представлен дизельным двигателем В-84-1 мощностью 840 л.с. На ровной поверхности танк движется со скоростью 60 км/ч. Пересеченную местность проходит в 35 км/ч. Т-72Б оборудован радиостанцией Р-173, переговорным устройством Р-174, навигационной аппаратурой ГПК-59, средством создания дымовой завесы ТДА, прицельным комплексом ТКН-3В. Кроме того, в танке имеется противопожарное оборудование ЗЭЦ13 «Иней» и хладоновые баллоны. Т-72Б – танк с катаной и литой стальной броней. Корпус изготавливается путем сваривания. В производстве использованы катанные броневые детали с различной толщиной и конструкцией.

406-мм орудие на Ржевском полигоне

Фото: aroundspb.ru, Сергей Шаров

Длина ствола этой уникальной пушки «Б-37» – 16 метров, двухметровый снаряд для неё весит более тонны, дальность выстрела составляет 45 километров. На бронированной башне прикреплена табличка: «406-мм артустановка Военно-Морского Флота Союза ССР. Это орудие Краснознаменного НИМАП (Научно-испытательного морского артиллерийского полигона) с 29 августа 1941 года по 10 июня 1944 года принимало активное участие в обороне Ленинграда и разгроме врага. Метким огнём оно разрушало мощные опорные пункты и узлы сопротивления, уничтожало боевую технику и живую силу противника, поддерживало действия частей Красной Армии Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота на Невском, Колпинском, Урицко-Пушкинском, Красносельском и Карельском направлениях». Уточнение с сайта НИМАП: Из этой пушки «в январе 1944 года во время прорыва блокады Ленинграда по врагу было выпущено 33 снаряда. Один из снарядов попал в здание электростанции №8, занятое противником. В результате попадания здание было полностью разрушено. Рядом была обнаружена воронка от 406-мм снаряда диаметром 12 м и глубиной 3 м». Эта экспериментальная установка была самой мощной советской артсистемой, применённой во время Второй Мировой войны. Такими орудиями в трёхорудийных башнях планировалось вооружить четыре линейных корабля типа «Советский Союз», заложенные в 1939–1940 годах. В связи с началом войны ни один из кораблей этого проекта не удалось построить.

Военная техника времён Великой Отечественной войны, установленная в качестве памятников и музейных экспонатов в Санкт-Петербурге.

Стенгазеты благотворительного образовательного проекта «Коротко и ясно о самом интересном» (сайт к-я.рф) предназначены для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга. Они бесплатно доставляются в большинство учебных заведений, а также в ряд больниц, детских домов и других учреждений города. Издания проекта не содержат никакой рекламы (только логотипы учредителей), политически и религиозно нейтральны, написаны лёгким языком, хорошо иллюстрированы. Они задуманы как информационное «тормошение» учащихся, пробуждение познавательной активности и стремления к чтению. Авторы и издатели, не претендуя на академическую полноту подачи материала, публикуют интересные факты, иллюстрации, интервью с известными деятелями науки и культуры и надеются тем самым повысить интерес школьников к образовательному процессу. Отзывы и пожелания направляйте по адресу: pangea@mail.ru или через диалоговое окошко на сайте к-я.рф. Мы благодарим Отдел образования администрации Кировского района Санкт-Петербурга и всех, кто бескорыстно помогает в распространении наших стенгазет. Благодарим проект «Книга Памяти», Военно-исторический Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Музейно-выставочный комплекс «Сестрорецкий рубеж» и Сергея Шарова за предо­ставленные в номер материалы. Большое спасибо Алексею Шварёву и Денису Шаляпину за ценные замечания.

Этот выпуск посвящён военной технике, которая сражалась на полях Великой Отечественной войны, а ныне установлена в качестве памятников на территории Санкт-Петербурга. С помощью этих танков, кораблей, самолётов и орудий Вооруженные Силы Советского Союза одержали победу над фашистской Германией, прогнав врага с территории нашей страны и освободив народы Европы. Эти боевые машины (а некоторые из них остались в единичных экземплярах) достойны того, чтобы их бережно сохраняли, изучали, помнили и гордились ими. Выпуск подготовлен в сотрудничестве с проектом «Книга памяти», задача которого – разыскать и систематизировать все памятники, посвященные событиям Второй Мировой войны 1939–1945 годов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. «За кадром» газеты пока остались послевоенные памятники: танк «Т-80» на Нефтяной дороге, «ракетный поезд» в Музее железнодорожной техники, подводная лодка «С-189» на набережной Лейтенанта Шмидта, самолёт «МИГ-19» в парке Ави­аторов, подводная лодка «Тритон-2М» в Кронштадте и некоторые другие. А военной технике, установленной на постаментах в Ленинградской области, мы планируем посвятить отдельную газету. Также в отдельном выпуске мы поговорим и об обширной коллекции Артиллерийского музея на Кронверкском острове.

«Воевода»

Основная защита государства обеспечивается ядерным стратегическим вооружением. Оно представлено целым комплексом из боеприпасов, носителей, управленческих систем и транспортных средств. Данное оружие использует ядерную энергию, которую добывают путем деления и синтеза ядер. На сегодняшний день новым российским ядерным оружием считается РС-24 «Ярс».

Создавать его начали еще в годы Советского Союза, после развала которого Россия стала обладательницей всех конструкторских наработок. Собирают ядерные комплексы рабочие Воткинского машиностроительного завода. Развертывание ракет состоялось в 2009 году. Вскоре на базе «Ярса» инженеры создали подобный комплекс, который известен как «Тополь-М».

Башни главного калибра крейсера «Киров»

Фото: к-я.рф, Георгий Попов

Советский лёгкий артиллерийский крейсер «Киров» построен на Балтийском заводе №189 в Ленинграде и спущен на воду в 1936 году. В самый первый день войны отражал зенитным калибром авианалёт на Ригу, затем – массированные авианалёты на Главную базу Балтийского флота в Таллине. После перебазирования эскадры Балтийского флота в Кронштадт и до конца войны «Киров» оставался флагманским кораблём (так называют корабль, на котором находится командующий). Активно участвовал в обороне Ленинграда. Всего за время войны «Киров» отразил налеты 347 вражеских самолетов. В 1942–44 годах занимал позицию в основном между Дворцовым мостом и мостом Лейтенанта Шмидта, откуда вёл боевые стрельбы. В конце войны своим главным калибром поддерживал наступательные операции нашей армии. 100-килограммовые снаряды, выпущенные из тройных орудий длиной 10 метров, поражали цель на рекордном по тем временам расстоянии в 40 километров. Более тысячи членов экипажа за героизм и мужество были удостоены правительственных наград. В 1961 году «Киров» был переквалифицирован в учебный корабль и регулярно совершал походы с курсантами по Балтийскому морю. После исключения корабля из списков флота в 1974 году было решено установить две его носовые 180-мм башни и винты в качестве Мемориала подвигу моряков Балтийского флота. Установлен в 1990 году. Адрес: Морская набережная, 15-17.

Ледокол «Красин»

Фото: к-я.рф, Георгий Попов

Ледокол «Красин» (до 1927 года – «Святогор») был построен в 1916 году в Англии по заказу российского правительства. На протяжении нескольких десятилетий он был самым мощным арктическим ледоколом в мире. В 1928 году «Красин» спас выживших участников экспедиции к Северному полюсу на дирижабле «Италия», потерпевшем крушение у берегов Шпицбергена. После этого «Красин» стал известен во всём мире. Во время Второй Мировой войны прославленный ледокол обзавёлся корабельной артиллерией и прокладывал путь «полярным конвоям». Так назвались караваны кораблей с военными и гражданскими грузами, которые наши союзники (США и Великобритания) отправляли в СССР. Десятки судов провел «Красин» сквозь льды Карского моря, моря Лаптевых и Белого моря. За мужество и отвагу, проявленные при выполнении проводки в военные годы, свыше 300 красинцев получили правительственные награды. С 2004 года ледокол является Филиалом Музея Мирового океана. Адрес: набережная Лейтенанта Шмидта у 23-й линии Васильевского острова.

«Большой прогресс»

На сегодняшний день танковый парк России развивается за счёт совершенствования семейств дизельных и газотурбинных машин, которые уже стоят на вооружении, а также посредством изготовления абсолютно новой боевой гусеничной техники.

В частности, РФ остаётся единственным в мире государством, в арсенал которого входит танк третьего поколения. Одна из ключевых конструктивных особенностей Т-14 «Армата» заключается в наличии бронекапсулы, защищающей экипаж от поражения извне и спасающей военнослужащим жизнь в случае подрыва боекомплекта.

  • Танк Т-14
  • РИА Новости

Установка современных средств обработки информации, управления и связи позволила встроить «Армату» в единую систему управления тактического звена (ЕСУ ТЗ), которая призвана обеспечить информационное и коммуникационное превосходство над противником. Система позволяет Т-14 взаимодействовать со средствами разведки и поражения в режиме реального времени.

По информации «Ростеха», в тактическое звено могут входить тяжёлые боевые машины пехоты (БМП), самоходные артиллерийские установки, Т-90, ударные вертолёты. При этом «Армата» способна выполнять функции разведчика, целеуказателя и корректировщика огня. 

«Успех сетецентрических войн будет зависеть от скорости и качества передаваемой информации. Для этого у нового российского танка имеются все возможности. Т-14 можно назвать первым в мире SMART-танком — настолько он наполнен и пронизан современной цифровой электроникой», — говорится в материалах госкорпорации.

Также по теме


«Прошёл обкатку в районах боевых действий»: как модернизируется российский зенитно-ракетный комплекс «Тор»

Ижевский электромеханический завод «Купол» работает над модернизацией и улучшением всех тактико-технических характеристик ЗРК «Тор»….

Поражение целей «Армата» осуществляет с помощью необитаемого боевого модуля с 125-мм гладкоствольным орудием 2А82-1М, оснащённым полностью автоматизированной системой заряжания. В «Ростехе» уверены, что по уровню огневой мощи Т-14 превосходит все существующие в мире танки.

Позаботились российские конструкторы и об оборонительных возможностях «Арматы». Российский танк третьего поколения имеет особые геометрические параметры, которые делают его менее видимым в тепловом и радиолокационном спектрах наблюдения.

Как утверждают в «Ростехе», броня Т-14 способна выдержать попадание любого противотанкового боеприпаса. Также на «Армате» установлен комплекс активной защиты «Афганит», включающий радары-пеленгаторы, средства радиоэлектронной борьбы и дымо-металлическую завесу.

В последнее время в войска РФ поставляется ещё один уникальный тип военной техники — боевая машина поддержки танков (БМПТ) «Терминатор», разработанная на «Уралвагонзаводе». Её главная задача — прикрытие танков на театре военных действий.

«Боевая машина поддержки танков «Терминатор» — многоцелевая и высокозащищённая, имеющая мощное вооружение, современные приборы управления огнём и высокую манёвренность. «Терминатор» способен поражать легкобронированные цели, танки и БМП, совместно с войсковой ПВО вести борьбу с вертолётами и низколетящими малоскоростными самолётами», — говорится в материалах Минобороны РФ.

Арсенал «Терминатора» состоит из двух 30-мм пушек, четырёх противотанковых ракетных комплексов «Атака», двух автоматических гранатомётов АГС-17Д и 7,62-мм пулемёта. Как полагают специалисты «Уралвагонзавода», боевой потенциал БМПТ позволяет заменить на ТВД две боевые машины пехоты и один мотострелковый взвод.

  • БМПТ «Терминатор»
  • РИА Новости

«Сочетание в одной машине мощного многоканального вооружения с большим боекомплектом (он в два раза больше, чем у современных БМП), совершенных средств поиска и обнаружения целей, всеракурсной защиты обеспечивают БМПТ значительное превосходство по военно-техническому уровню над лучшими образцами зарубежных бронированных машин типа БМП», — сообщается на сайте «Уралвагонзавода».

В беседе с RT кандидат военных наук Сергей Суворов отметил, что на современном поле боя танкам сложно обойтись без «Терминатора». Именно эта машина, как полагает эксперт, позволит решить проблему борьбы с низколетящей авиацией и живой силой, которая нередко оснащена мобильными ракетными комплексами и ручными гранатомётами.

Т-14 «Армата»

Данный образец военной техники России является основным танком. Производится в конструкторском бюро УралВагонЗавода. В экипаже танка три человека. Боевой вес одной боевой единицы составляет 57 тыс. кг. Танк оборудован 12-цилиндровым Х-образным дизельным турбопоршневым двигателем А-85-3А. С целью сэкономить моторесурс «Арматы» мощность силовой установки с 1500 л.с. понизили до 1200. На ровной поверхности Т-14 способен двигаться со скоростью 70 км/ч. «Армата» вооружена 125-миллиметровой гладкоствольной пушкой 2А82. В качестве снарядов используются управляемые ракеты.

Кроме того, данная военная техника России в качестве дополнительного вооружения комплектуется одним 7,62 миллиметровым танковым модернизированным пулеметом Калашникова и одним пулеметом «Корд» калибра 12,7 мм. Основное и дополнительное вооружение с дистанционно-цифровым управлением. Для пушки предусмотрены 45 снарядов. Из них 32 расположены в заряжающем автомате. Боекомплект для пулемета Калашникова состоит из 2 тыс. патронов. Из них в боевой готовности находится 1 тыс. Еще тысяча расположена в специальных лентах. Для «Корда» предусмотрено 300 боеприпасов. Содержатся они в ящиках. Заряжение выполняется автоматически. Обнаружить цель «Армата» может на дистанции 5 тыс. м. Поражение осуществляется на расстоянии до 7 тыс. м. В танке используется универсальная гусеничная платформа, в создании которой применены лучшие наработки таких моделей, как «Черный орел» и Т-95. Особенность «Арматы» заключается в наличии необитаемой башни. При изготовлении брони использованы высококачественная сталь 44С-СВ-Ш и дополнительные керамические и композитные прослойки.

305-мм железнодорожная артиллерийская установка

Фото: Виталий В. Кузьмин

В Музее железнодорожной техники на бывшем Варшавском вокзале экспонируется множество уникальных экспонатов. Один из самых интересных – это огромное орудие. На пояснительной табличке написано: «Железнодорожная артиллерийская установка ТМ-3-12. Калибр орудия – 305 мм. Максимальная дальность стрельбы – 30 км. Скорострельность – 2 выстрела в минуту. Вес – 340 т. Построена на Николаевском государственном заводе в 1938 году. Всего построено 3 установки данного типа, при этом использованы орудия, демонтированные с линкора «Императрица Мария». Участвовали в советско-финской войне 1939–1940 годов. С июня по декабрь 1941 года принимали участие в защите советской военно-морской базы на полуострове Ханко (Финляндия). Выведены из строя советскими моряками при эвакуации базы, впоследствии восстановлены финскими специалистами с использованием орудий русского линкора «Александр III». Состояли на вооружении до 1991 года, списаны в 1999 году. Установка поступила в музей в феврале 2000 года». Такой же артиллерийский транспортёр стоит в московском музее на Поклонной горе. Адрес: Набережная Обводного канала, 118, Музей железнодорожной техники.

Автомобили второй мировой войны

Военные легковые автомобили сыграли не малую роль во времена Великой Отечественной Войны.

Взять, к примеру, популярный во времена СССР автомобиль ГАЗ-М1, он же «эммка». Является прототипом американского «Форд-А».

Серийно выпускался на Горьковском заводе в период с 36 по 43 года ХХ века. За весь промежуток его существования было выпущено свыше 62 000 единиц.

Металлические детали в салоне были отделаны под дерево дорогих пород, а обивка выполнена из сукна коричневого и серого цветов.

Тогда существовало несколько основных модификаций.

  • М1 Такси. Выпуск пришелся на 37-41 года. Оснащался таксометром имел отличие в окраске кузова.
  • ГАЗ-415. Выпуск с 39 по 41 года. Грузоподъемность автомобиля 500 кг. За все время выпущено более 8 000 пикапов.
  • М11. Выпускался с 40-41 года. 6-цилиндровый двигатель ГАЗ-11 с модернизированной облицовкой радиатора и капотом.
  • ГАЗ 61-37. Выпуск пришелся на 41-45 года. Сходил исключительно мелкосерийными партиями. Считается первым в мире полноприводным седаном. За срок чуть более 4 лет было выпущено всего 200 экземпляров.

Базовая модель имела бак на 60 литров, высоту клиренса 210 мм. Масса автомобиля 1 370 кг. ГАЗ М-1 мог без проблем развить скорость до 105 км/ч.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector