Малогабаритный автомат ср-3 вихрь / ср-3м / ср-3мп
Содержание:
- Варианты
- Судьба электропоездов СР3
- Описание страйкбольного автомата AY СР-3М Вихрь AY-A0024 (6 мм, складной приклад)
- Боеприпасы
- История разработки
- Боеприпасы
- Автоматы России
- Патрон и убойная сила
- Двухсистемные модификации
- Боеприпасы
- Модификация
- Характеристики страйкбольного автомата АУ СП-3М Вихрь АУ-А0024 (6 мм, складной приклад)
- Поставки
Варианты
СР-3М с прицелом ПСО-1
СР-3МП оснащался оптическим прицелом и глушителем
Обратите внимание: приклад прикреплен под пистолетной рукояткой.
СР-3М
СР-3М — модернизированный вариант СР-3 «Вихрь». Он получил улучшенную полимерную мебель, более удобную рукоятку для зарядки, элементы управления в стиле AS (предохранительный рычаг, полуавтоматический / полностью автоматический селекторный переключатель находится внутри спусковой скобы), складывающийся вбок приклад в стиле AS, переработанное цевье с складывающаяся цевьё и там, где теперь расположен целик, специально разработанный быстросъемный глушитель, Железнодорожный транспорт Варшавского договора крепление и новый магазин на 30 патронов, который обеспечивает более надежную подачу при автоматическом ведении огня, при этом совместим с магазинами на 10 и 20 патронов от SR-3, AS Val и ВСС Винторез. Также стоит отметить, что магазин на 30 патронов также совместим с автоматами AS Val и VSS Vintorez.
СР-3МП
СР-3МП — это дальнейшая модернизация СР-3М. Он имеет новый Рельс ласточкин хвост крепление для установки различных оптических прицелов. Цевье получает два Планки Пикатинни по бокам для крепления лазерных прицелов, тактических фонарей и других тактических принадлежностей. Под пистолетной рукояткой добавлена дополнительная направляющая для установки складного приклада для операторов, которые носят полнолицевую защитную маску, пуленепробиваемый шлем или оборудование ночного видения, чтобы по-прежнему иметь возможность прицеливаться плечом, не попадая в приклад. путь.
Судьба электропоездов СР3
Электровагон ВЛс-606 (переоборудованный вагон секции СР−606) на станции Ясиноватая
Массовое исключение из инвентаря моторвагонных секций серии СР3 началось в конце -х годов.
- В России электропоезда СР3 работали на линии Кандалакша — Апатиты до середины 1990-х годов; дольше всего в пригородной зоне Ярославля — последние из них были исключены из инвентаря в конце 1997 года (линия Ярославль-Александров).
- На Украине СР3 работали на Львовской, Донецкой и Приднепровской дорогах до начала 2000-х годов. Также до мая 2012 года две секции СР3 (1524 и 1758) продолжали работать на ведомственной линии Орджоникидзевского ГОКа в Днепропетровской области Украины. В сентябре 2012 года эти поезда были выставлены на продажу. В 2014 году Ср3-1524 (настоящий номер 1637) передана из ОГОКа в музей ЮЖД в Харькове. В экспозиции только один моторный вагон.
- На Грузинской железной дороге до 2012 года эксплуатировались одновагонные электромотрисы (линия Хашури-Сурами), переделанные из моторных вагонов электросекций.
- Электросекция СР3−1687 в 1994 году передана в Музей Октябрьской железной дороги (в 2017 году переименован в Музей железных дорог России) в Санкт-Петербурге. По непонятным причинам порезана на базе запаса Зеленогорск в 2007 году.
- Электросекция СР3−1775 является экспонатом Музея истории железнодорожной техники Московской железной дороги (была установлена на площадке натурных образцов на Рижском вокзале в Москве).
- Электросекция СР3−1668 постройки 1957 года эксплуатировалась на Октябрьской, Приволжской и Северной дорогах, после чего была передана на баланс ВНИИЖТ и отправлена на испытательный полигон ВНИИЖТ в Щербинке. Машина была отреставрирована в начале 2000-х годов и до 2009 года работала действующим музейным экспонатом на Экспериментальном кольце ВНИИЖТ. В 2021 году снова доведена до рабочего состояния, с использованием частей от вышеупомянутой секции СР3−1775. Работники полигона сделали из двух донорских колёсно-моторных блоков один, переставили его на моторный вагон СР3−1668; восстановили рычажную передачу, а также взяли с музейной электросекции токоприёмник. Согласно техническим инструкциям ОАО «РЖД» электросекция не может полноценно работать с пассажирами, однако может использоваться как ретропоезд при движении по кольцу со скоростями не выше 50 км/ч.
Описание страйкбольного автомата AY СР-3М Вихрь AY-A0024 (6 мм, складной приклад)
Шикарная страйкбольная модификация электропневматического типа от китайской компании AY станет отличным выбором, как для новичков, так и для профессиональных спортсменов. Внешне страйкбольный привод АУ ЦП-3М Вихрь АУ-А0024 полностью реплицирует российский огнестрельный автомат Вихрь.
Благодаря расположению основного производства в Китае, цена страйкбольного автомата AY CP-3M Вихрь AY-A0024 приятно порадует каждого покупателя своей доступностью. Доставка осуществляется силами нашей компании с доставкой до любого отдаленного города Российской Федерации.
При изготовлении корпуса оружия используется высококачественный алюминиевый сплав и ударостойкий пластик. Благодаря таким материалам производителю удалось снизить общую массу всей конструкции до 2.59 кг. Длина модели составляет всего 725 миллиметров.
Пластиковыми элементами являются такие элементы, как цевье, магазин, тактическая и пистолетная рукояти.
С помощью тактической и пистолетной рукояти каждый пользователь сможет с комфортом устроиться для совершения выстрела. Наличие горизонтальных нарезов способствуют более крепкому хвату.
Приклад из облегченного металла имеет возможность складывания. Для того, чтобы сложить приклад понадобится надавить на него и сдвинуть в правую сторону. Для полного раскладывания необходимо потянуть его на себя до небольшого щелчка.
Основными снарядами для совершения выстрела выступают пластиковые шарики калибром 6 мм. Для их заряжения используется бункерный магазин на 250 снарядов.
При вылете из гладкого оружейного ствола начальная скорость шарика составляет 120 метров в секунду. Такая внушительная мощность достигается благодаря компактной аккумуляторной батареи Li-Po 11.1 V 1000 mAh.
Отсек для инсталляции аккумулятора спрятан под крышкой ствольной коробки. Также там находится специальный разъем mini-Tamiya для подключения батареи.
Несмотря на отсутствие нарезов внутри ствола, модель отличается высокой кучностью стрельбы. Это стало возможным благодаря наличию регулируемой системы Hop-up. Регулировка производится при помощи небольшого ползунка, расположенного под имитатором затвора.
Мушка и целик являются стандартными прицельными приспособлениями и с их помощью можно точно поразить цель с небольшой дистанции.
Купить страйкбольный автомат АУ ЦП-3М Вихрь АУ-А0024, можно придя в наш магазин или сделав заявку на официальном сайте.
Боеприпасы
В «Вихре» используются два типа патронов СП-5, снайперский, и СП-6, бронебойный, калибром 9 мм. Они располагаются в секторном магазине в количестве 10/20 штук. Такие патроны применяются также в АС «Вал» и ВСС «Винторез».
Читайте Гранатомет ГМ 94
Мощь бронебойных патронов калибра 9 х 39 мм позволяет поражать противника из СР-3 «Вихрь» в бронежилетах 3-го класса на расстоянии до 200 метров, индивидуальные средства суперзащиты пятого класса не спасут от СП-6 на пятидесятиметровой дистанции. Автомат удобен при боях в городской черте, ведении огня на короткой дистанции, с автотранспорта, служит для поражения живой силы противника и небронированной техники. Компактное оружие, сходное по размерам с пистолет-пулеметом, значительно превосходит его по мощности. В конструкции он сохранил лучшие качества своего предшественника «Вала»: автоматический режим газоотводного двигателя, схема работы затвора, принцип работы УСМ (ударно-спускового механизма).
В СР-3 «Вихрь» проведены работы, которые значительно улучшили эксплуатацию оружия. Выбирать режим ведения огня возможно при помощи продольной кнопки, находящейся сзади спускового крючка. Возможны варианты одиночной стрельбы и автоматическими очередями. Рычаг предохранителя располагается с обеих сторон устройства. Приклад, выполненный из штампованного металла, складывается кверху. Некоторые элементы автомата сделаны из жесткого пластика: цевье, пистолетная рукоятка. Для прицела используется открытая регулируемая мушка и переходной (100 и 200 м) целик.
История разработки
В 90-х заказ на изготовление оружия приняли отечественные конструкторы В. Н. Левченко и А. Д. Борисов, которые трудились над разработкой новых видов вооружения в подмосковном Климовске. Совсем скоро изобретателями был представлен укороченный, практически бесшумный вариант автомата, созданного на базе востребованной модели АС «Вал». Новый образец предназначался для ведения огня патронами калибра 9 мм бронебойной серии СП-6.
После нескольких лет тестирования оружия сотрудники ФСБ официально приняли образец на вооружение. За высокую скорострельность и компактность, автомат получил название СР-3 «Вихрь». Позже была разработана модификация модели, что получила обозначение СР3М. Последняя сохранила за собой основные достоинства предыдущего варианта и открывала широкие возможности для дополнительной комплектации продвинутой съемной оптикой, компактными коллиматорными прицелами.
Боеприпасы
В «Вихре» используются два типа патронов СП-5, снайперский, и СП-6, бронебойный, калибром 9 мм. Они располагаются в секторном магазине в количестве 10/20 штук. Такие патроны применяются также в АС «Вал» и ВСС «Винторез».
Читайте Пулемет «Корд» — современное крупнокалиберное орудие
Мощь бронебойных патронов калибра 9 х 39 мм позволяет поражать противника из СР-3 «Вихрь» в бронежилетах 3-го класса на расстоянии до 200 метров, индивидуальные средства суперзащиты пятого класса не спасут от СП-6 на пятидесятиметровой дистанции. Автомат удобен при боях в городской черте, ведении огня на короткой дистанции, с автотранспорта, служит для поражения живой силы противника и небронированной техники. Компактное оружие, сходное по размерам с пистолет-пулеметом, значительно превосходит его по мощности. В конструкции он сохранил лучшие качества своего предшественника «Вала»: автоматический режим газоотводного двигателя, схема работы затвора, принцип работы УСМ (ударно-спускового механизма).
В СР-3 «Вихрь» проведены работы, которые значительно улучшили эксплуатацию оружия. Выбирать режим ведения огня возможно при помощи продольной кнопки, находящейся сзади спускового крючка. Возможны варианты одиночной стрельбы и автоматическими очередями. Рычаг предохранителя располагается с обеих сторон устройства. Приклад, выполненный из штампованного металла, складывается кверху. Некоторые элементы автомата сделаны из жесткого пластика: цевье, пистолетная рукоятка. Для прицела используется открытая регулируемая мушка и переходной (100 и 200 м) целик.
Автоматы России
SR.3 «Vikhr» assault rifle
В укороченных (малогабаритных) автоматах оказались весьма полезны патроны СП5 и СПб типа 9×39 с тяжелыми пулями с дозвуковой начальной скоростью» невысоким импульсом отдачи. Это позволяет создать оружие, сравнимое по массогабаритным характеристикам с пистолетами-пулеметами, но заметно превосходящее их по огневой мощи. Уменьшенный, по сравнению с обычным автоматным патроном, уровень звукового давления при выстреле и меньшая склонность низкоскоростной пули к рикошетам способствует применению оружия в тесных помещениях. Применение специальных бронебойных патронов СПб позволяет бороться с противником в индивидуальных средствах защиты (бронежилетах) вплоть до 3-го класса защиты на дальностях до 200 м.
Первым малогабаритным автоматом под патроны типа 9×39. представленным в 1990-е годы, был автомат, созданный в 1994 г. в ЦНИИТОЧМАШ А. Д. Борисовым, Е. Ш. Левченко и А. Т. Шлыковым на базе «бесшумного» автомата АС «Вал». Новый, автомат получил обозначение МА «Вихрь», а позже — индекс СРЗ (аббревиатура «СР» расшифровывается как «специальная разработка»).
Автоматика оружия — с газовым двигателем и длинным ходом газового поршня, жестко связанного с затворной рамой, запирание канала ствола производится поворотом затвора с 6 боевыми выступами. Ствол автомата СРЗ, в отличие от базового образца, не имеет отверстий для отвода пороховых газов в глушитель и самого интегрированного глушителя. Нарезы ствола выполнены с переменной крутизной. что должно повысить устойчивость пули и кучность стрельбы. Ствол снабжен компенсатором-пламегасителем. Ударно-спусковой механизм — ударникового типа, как и в АС, обеспечивает ведение огня одиночными выстрелами или очередями, но в его конструкцию внесен ряд изменений. Флажковый предохранитель выполнен двухсторонним и рассчитан на работу пальцами руки, удерживающей пистолетную рукоятку управления. Переводчик видов огня выполнен в виде поперечной кнопки, расположен позади спускового крючка.
Автомат СРЗ в неполной разборке: 1 — ствол со ствольной коробкой, пистолетной рукояткой, прикладом, крышкой; 2 — возвратный механизм; 3 — затворная рама с газовым поршнем; 4 — ударный механизм; 5 — газовая трубка; 6 — затвор; 7 — магазин
Автомат был снабжен пластмассовой пистолетной рукояткой и пластмассовым цевьем с утолщениями, предотвращающими смещение кисти вперед, к дульной части ствола. Металлический приклад со складным плечевым упором складывался вперед-вверх, чтобы не увеличивать ширины оружия. Для той же цели вместо рукоятки перезаряжания использованы насеченные захваты (движки) по бокам, над цевьем.
Открытое прицельное приспособление включает мушку в передней части оружия и перекидной двухпозиционный целик на крышке ствольной коробки.
Коробчатые пластмассовые отъемные магазины секторной формы заимствованы от «бесшумных» предшественников — винтовки ВСС и автомата АС.
Дальнейшее развитие автомата в соответствии с требованиями, предъявлявшимися силовыми структурами, привело к созданию модификации СРЗМ8 отличающуюся большей универсальностью — он может использоваться в качестве малогабаритного автомата или автомата с уменьшенным уровнем звука выстрела, с дневными или ночными прицелами.
На затворной раме автомата появилась рукоятка перезаряжания. Муфта на дульной части ствола позволяет крепить съемный глушитель.
Автомат СРЗМ получил складывающийся влево рамочный приклад, новое цевье, складывающуюся переднюю рукоятку удержания на цевье.
Автомат может использоваться как с прежними магазинами на 10 и 20 патронов, так и магазином увеличенной до 30 патронов емкости.
Автомат СР.3 «Вихрь» с откинутым прикладом
Тактико технические характеристики автомата СР.3 «Вихрь»
Калибр: 9 мм Патрон: 9х39 (СП.5, СП.6) Масса оружия без патронов: 2,0 кг Длина оружия: с откинутым прикладом: 640 мм со сложенным прикладом: 395 мм Длина ствола: 156 мм Начальная скорость пули: 290 м/с Темп стрельбы: 900 выстр./мин Боевая скорострельность: 40/60 выстр./мин Прицельная дальность: 200 м Емкость магазина: 10 или 20 патронов
Патрон и убойная сила
Девятимиллиметровый патрон обладает уникальной останавливающей способностью, пробивая на малых дистанциях практически любой бронежилет. Можно уверенно сказать, что противник будет сражен наповал первым же выстрелом. Даже если противник облачен в доспехи 5-го класса и находится на расстоянии нескольких десятков метров, выстрел из «Вихря» остановит и обезвредит его. Пластины брони примут сокрушительную энергию выстрела, но не погасят ее. Такой удар может обернуться серьезными внутренними повреждениями, вплоть до разрывов внутренних органов и переломов костей. Профессионалы в таких случаях говорят, что иногда пробитая пулей дырка предпочтительнее попадания в пластину бронежилета.
В укороченных автоматах весьма полезными оказались патроны СП5 и СПб с тяжелыми пулями с начальной дозвуковой скоростью. Они обладали невысоким импульсом отдачи. Сочетание этих показателей позволило конструкторам создать оружие, по массогабаритным характеристикам сравнимое с пистолетами-пулеметами, при этом значительно превосходящее последние по огневой мощи и убойной силе. Патрон «Вихря» по сравнению с обычным дает уменьшенное звуковое давление и имеет меньшую склонность к рикошетам. Это дает возможность вести огонь в тесных закрытых помещениях. Для стрельбы из «Вихря» используются специальные бронебойные патроны 9х39 мм, позволяющие успешно поражать противника в бронежилетах пятого класса защиты на расстоянии до 50 м, четвертого класса — до 120 м, третьего класса — до 200 м, второго класса — до 300 м.
Магазины коробчатого типа были позаимствованы у предшественников и сначала содержали по 20 патронов. Для версии СР-3М был разработан магазин, рассчитанный на 30 патронов.
Двухсистемные модификации
После 1945 года было принято решение дополнить подвижной состав электрифицированных линий моторвагонными секциями, которые могли бы работать как при напряжении 1500 В, так и при 3000 В. Моторные вагоны, приспособленные для двух напряжений, должны были облегчить постепенный переход со старых 1500 В линий на новые 3000 В.
СМ
Электросекция СМ3−031, Донецкая область, станция Жданов
В конце 1946 года завод «Динамо» на секции с недостроенным в 1941 году моторным вагоном СД261 установил новое электрооборудование и новые тяговые электродвигатели (ТЭД) ДК-103А. Эта секция стала первой для работы на два напряжения. Серия получила обозначение СМ (для Северной железной дороги, модернизированная).
При разработке аппаратов и электрических схем использовались решения, уже проверенные на моторных вагонах СВ и вагонах метрополитена. Силовая схема состояла из отдельных схем (для ТЭД 1, 2 и 3, 4 соответственно), которые могли соединяться последовательно-параллельно для работы с напряжением 1500 В и последовательно — с напряжением 3000 В. ТЭД ДК-103 имел остов, подобный остову двигателя ДПИ-152, что позволяло производить замену двигателей без переделки тележек. В свою очередь его характеристики были очень близки к характеристикам ТЭД ДПИ-150, что давало возможность совместно работать моторным вагонам с электродвигателями всех трёх типов.
Как и на предшествующих сериях на крыше моторного вагона располагались два пантографа — рабочий и резервный.
Ряд секций серий СВ и СД были переделаны в секции СМ. Также некоторое количество секций СД были оснащены оборудованием на два напряжения, однако остались со старыми ТЭД ДПИ-150.
В 1950 году пять секций серии СВ были оборудованы ТЭД ДК-105 улучшенного по сравнению с ДК-103 типа и получили наименование СМВ, однако особых преимуществ в ходе эксплуатации выявлено не было.
СР
Одновременно с переоборудованием старых секций типа СВ и СДРижский вагоностроительный завод наладил выпуск механической части новых трехвагонных секций и монтаж на них электрооборудования завода «Динамо». Новые вагоны имели лишь незначительные отличия от выпускавшихся Мытищинским вагоностроительным заводом (отсутствие переходных площадок, улучшенные светильники). Данная серия получила обозначение СР (тип Северной железной дороги, постройка Рижского завода).
Электропоезд СР3−1775 в музее истории развития железнодорожного транспорта Московской железной дороги
Первая новая моторвагонная секция была выпущена заводом в начале 1947 года и в этом же году прошла обкатку на Ярославской железной дороге. Всего за год было выпущено семь секций с моторными вагонами серии СР.
Моторные вагоны имели следующие характеристики:
- Мощность часового режима — 680 кВт
- Передаточное число тягового редуктора — 70:19
- Скорость часового режима — 45,7 км/ч, конструкционная скорость — 85 км/ч (ограничивалась механической частью)
- Масса моторного вагона — 61,5 т, прицепного — 38,2-39 т (в зависимости от наличия багажного отделения)
Секции с моторными вагонами серий СМ и СР могли работать по системе многих единиц с секциями серии СД, что облегчало их эксплуатацию на участках старой системы тока (с напряжением 1500 В).
С 1949 года электрооборудование изготавливалось Рижским электромеханическим заводом.
В связи с принятым решением использовать моторвагонную тягу на участках, электрифицированных с напряжением 3000 В, но не имевших высоких пассажирских платформ (Челябинск, Пермь, Свердловск, Мурманск, Тбилиси и пр.), Рижский завод в 1950 году выпускает часть секций серии СР (заводское обозначение СР-Н) с тамбурами и лестницами для выхода на низкие платформы.
С 1951 года вагоны строились с крышами, покрытыми листовой сталью, вместо деревянных, крытых крашенным брезентом. Часть моторных вагонов этих секций изготавливалась с ТЭД ДК-103В с увеличенным диаметром коллектора.
Всего за период с по 1952 год Рижским заводом было построено 343 секции серии СР. Секции этого типа использовались в первую очередь на участках, где ещё существовали отрезки с разным напряжением контактной сети, а также в переходный период при переводе различных участков на новую систему тока (с напряжением 3000 В).
Боеприпасы
В «Вихре» используются два типа патронов СП-5, снайперский, и СП-6, бронебойный, калибром 9 мм. Они располагаются в секторном магазине в количестве 10/20 штук. Такие патроны применяются также в АС «Вал» и ВСС «Винторез».
Читайте Гранатомет ГМ 94
Мощь бронебойных патронов калибра 9 х 39 мм позволяет поражать противника из СР-3 «Вихрь» в бронежилетах 3-го класса на расстоянии до 200 метров, индивидуальные средства суперзащиты пятого класса не спасут от СП-6 на пятидесятиметровой дистанции. Автомат удобен при боях в городской черте, ведении огня на короткой дистанции, с автотранспорта, служит для поражения живой силы противника и небронированной техники. Компактное оружие, сходное по размерам с пистолет-пулеметом, значительно превосходит его по мощности. В конструкции он сохранил лучшие качества своего предшественника «Вала»: автоматический режим газоотводного двигателя, схема работы затвора, принцип работы УСМ (ударно-спускового механизма).
В СР-3 «Вихрь» проведены работы, которые значительно улучшили эксплуатацию оружия. Выбирать режим ведения огня возможно при помощи продольной кнопки, находящейся сзади спускового крючка. Возможны варианты одиночной стрельбы и автоматическими очередями. Рычаг предохранителя располагается с обеих сторон устройства. Приклад, выполненный из штампованного металла, складывается кверху. Некоторые элементы автомата сделаны из жесткого пластика: цевье, пистолетная рукоятка. Для прицела используется открытая регулируемая мушка и переходной (100 и 200 м) целик.
Модификация
Приклад СР-3М отличается облегченной, скелетной конструкцией. Он удобно складывается вбок при скрытной транспортировке оружия. Цевье содержит дополнительную встроенную рукоятку, что позволяет надежно фиксировать оружие в руках во время ведения огня продолжительными очередями.
Левая сторона ствольной коробки содержит крепления для монтажа специализированного кронштейна, что открывает возможность комплектации оружия приборами ночного видения и прицельной оптикой. На дульной части располагается муфта, куда присоединяется быстросъемный глушитель.
Модель СР-3М может эксплуатироваться с металлическими магазинами емкостью 30 патронов и 10 либо 20-зарядными патронниками, выполненными из пластика.
Характеристики страйкбольного автомата АУ СП-3М Вихрь АУ-А0024 (6 мм, складной приклад)
Производитель | |
Боевой прототип | СР-3 Вихрь / СР-3М (Россия) |
Вид | Страйкбольный автомат |
Тип | AEG (электропневматическое) |
Калибр | 6.0 мм |
Скорость | 250 м/с |
Вид боеприпасов | Пластиковые шарики 6 мм |
Тип ствола | Гладкий |
Количество зарядов | 250 шт |
Режим стрельбы | Полуавтоматический / Автоматический |
Источник энергии | AEG (электропривод) |
Blowback | Нет |
Предохранитель | Есть |
Прицельная планка Вивер (Пикатинни) / Ласточкин хвост 11 мм | Есть |
Материал корпуса | Металл |
Материал ложа | Пластик |
Цвет | Черный |
Размер | Длина — 485 мм, с разложенным прикладом — 725 мм |
Масса | 2585 грамм |
Страна производства | Китай |
Комплектация | Винтовка, упаковка, краткая документация, копия сертификата (по запросу покупателя) |
Поставки
- Производство управляемых ракет «Вихрь» крупнейшим экспортным и внутренним направлением в производственной деятельности концерна «Калашников» в 2016 году. В апреле 2016 года гендиректор концерна Алексей Криворучко объявил о подписании двухлетнего контракта на поставку «Вихрей» для неназванного инозаказчика. Параллельно с этим был подписан и новый трехлетний контракт с Минобороны на продолжение производства этих ракет (предыдущий, на 13 миллиардов рублей, был завершен к началу 2016 года). Для его выполнения завод увеличил штат на 30 % и перешел на работу с января 2017 в три смены