Совет федерации рф: члены совфеда и полномочия сенаторов

Конституция РФ 1993 г. предусматривает возможность досрочного роспуска одной из палат Федерального Собрания – Государственной Думы

4. Конституция РФ 1993 г. предусматривает
возможность досрочного роспуска одной из палат Федерального Собрания – Государственной
Думы.
Это может сделать Президент РФ в случаях и порядке, установленных ст.
111,117 КонституцииРФ: 1) после трехкратного отклонения данной палатой
представленных главой государства кандидатур Председателя Правительства РФ; 2)
если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие
ПравительствуРФ; 3) при отказе этой палатой в доверии Правительству РФ,
если его Председатель сам поставил вопрос о доверии Правительству (в последних
двух ситуациях ПрезидентРФ может не распускать эту палату, а объявить
об отставке Правительства).

Распуская Государственную Думу досрочно,
Президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Государственная
Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Однако в
некоторые периоды эта палата не может быть распущена либо вообще, либо по
некоторым основаниям. В течение года после избрания Государственная Дума не
может быть распущена по основаниям, обозначенным в ст. 117 Конституции РФ
(отказ в доверии Правительству или повторное в течение трех месяцев выражение
недоверия Правительству РФ). Она не может быть распущена вообще в течение шести
месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ, кроме того, с момента
выдвижения ею обвинения против Президента и до принятия соответствующего
решения Советом Федерации, а также в период действия на всей территории
Российской Федерации военного или чрезвычайного положения.

Состав палат

2. Состав палат
определяется Конституцией РФ. Совет Федерации состоит из представителей от
каждого субъекта Российской Федерации – по два от каждого из субъектов РФ. Согласно
Федеральному закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации» от 5 декабря 1995 г.*, этими представителями являются главы исполнительного и законодательного (представительного)
органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые входят в
Совет Федерации по должности. С учетом числа субъектов Федерации (89) состав
Совета Федерации должен насчитывать 178 человек. Число депутатов
Государственной Думы установлено Конституцией РФ, их 450 (ч. 3 ст. 95).

* СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4869.

Последний этап

В декабре 2012 г. вступил в действие новый закон, которым закреплялся порядок создания Сената. В нормативном акте определены требования для кандидатов в представители от регионов. В настоящее время членом Совета может стать гражданин:

  1. Достигший 30 лет.
  2. Имеющий безупречную репутацию.
  3. Проживающий на одном месте в пределах РФ постоянно не менее пяти лет.

В качестве представителя от законодательного института региональной власти может выступать только его депутат. Кандидатуры вносит председатель фракции или группа однопартийцев. Принятие решения осуществляется большинством. Что касается представителя от исполнительной властной структуры, то его кандидатура определяется заранее. В ходе избрания высшего лица в регионе каждый кандидат предоставляет список, в который включается три человека. В случае получения необходимого числа голосов, первый в этом списке станет представителем СФ. Второй или третий человек может стать сенатором только при досрочном завершении полномочий предыдущего. Решение о наделении лица соответствующим статусом принимает избранный гражданин после вступления на свой пост (на следующий день).

История парламента в мире и в России

Прежде, чем рассматривать понятие парламента, необходимо обратиться к истории парламентаризма. Родиной парламента может являться Англия, в которой с 13 века королевская власть ограничивалась собранием крупных феодалов, высшего духовенства и представителей графств и городов. В дальнейшем парламенты появляются в других государствах Европы. В условиях современности они существуют уже в измененном виде в большинстве мировых стран.

Замечание 1

В нашем государстве рассматриваемое «изобретение» человечества не прижилось сразу. Еще в октябре 1905 года царем Николаем II был подписан Манифест. В нем он заявил о формировании парламента, поскольку в то время было сильное давление демократически настроенного общества России.

Особенности российского парламентаризма

У российского парламента есть ряд интересных особенностей:

  • Общее направление работы президента и доминирующей партии. Путин неоднократно высказывался одобрительно о партии «Единая Россия». Опираясь на мнение президента, большинство граждан отдавали свои голоса именно за данную партию. С одной стороны, такой подход имеет ряд плюсов. Например, позволяет лидеру страны оперативно получать одобрение в думе его важных законодательных инициатив. В некоторых странах решения президента иногда блокируются оппозиционными силами в парламенте, что ведет к затягиванию решения некоторых вопросов. Но все же такой подход несколько ущемляет интересы оппозиции, которая представлена в думе меньшинством;
  • Стабильная поддержка левых сил. Несмотря на развал СССР, немалое число граждан все еще симпатизируют коммунистической партии. Она регулярно получает около 50 мест в парламенте;
  • Несколько попыток задействования процедуры импичмента в отношении одного лидера страны. Ельцина депутаты трижды пытались отстранить от управления страной. В последний раз в 1999-м году представители парламента обвиняли его в ухудшении обороноспособности государства, в развязывании позорной чеченской войны и резком ухудшении жизни граждан. В итоге комиссия по импичменту была вынуждена отстранить Ельцина на должности, так как ни один пункт из обвинений не набрал положенных 300 голосов депутатов.

Назначение членов СФ

Представитель законодательного органа госвласти от субъекта выбирается этим же органом на срок его полномочий. Кандидатура вносится председателем. Группой депутатов, численность которой не меньше 1/3 общего количества членов законодательного органа, может быть внесено предложение о рассмотрении альтернативных кандидатур. Представитель исполнительной ветви власти региона назначается лицом, занимающим высшую должность в субъекте. Согласно Закону, регламентирующему порядок формирования Совета Федерации, решение законодательного органа об избрании члена СФ принимается путем тайного голосования.

Результаты оформляются соответствующим постановлением. При выдвижении от двухпалатного законодательного органа принимается соответствующий нормативный акт от обеих палат. Решение, принятое высшим должностным лицом о назначении члена СФ, оформляется Указом. Как гласит закон, устанавливающий порядок формирования Совета Федерации, документ вступает в действие, если на внеочередном либо плановом заседании законодательного органа 2/3 от общего количества депутатов не проголосует против кандидата. Принятый указ исполнительной власти должен быть направлен на рассмотрение в течение трех дней. По закону, определяющему порядок формирования Совета Федерации, решения о назначениях членов направляются в СФ в течение 5-ти дней со вступления их в действие.

Что такое парламент в Госдуме?

Как уже было сказано, Госдума является частью российского парламентаризма. В нее избираются депутаты от разных партий. Поэтому правильнее сказать, что парламент является более общим определением. С ним не должна отождествляться лишь одна Госдума. То есть парламента как такового в ней нет.

С точки зрения политологов депутаты Госдумы в наибольшей степени влияют на судьбу страны. Дело в том, что Совфед часто играет лишь вспомогательную роль. Основные задачи решает именно Госдума. Хотя в некоторых случаях Совфед имеет полномочия по отклонению законов, принятых депутатами думы.

Поэтому на практике получается, что ведущей парламентской «силой» является именно Госдума. В связи с этим многие россияне ставят знак равенства между ней и парламентом, не особо интересуясь работой Совфеда.

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Полномочия Совета Федерации:

  • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
  • Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
  • Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
  • Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
  • Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
  • Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
  • Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
  • Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

Полномочия Государственной Думы:

  • Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
  • Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
  • Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
  • Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
  • Объявление амнистии.
  • Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Государственная Дума — «нижняя» палата парламента: порядок выборов, структура, компетенция

Государственная Дума — это так называемая «нижняя» палата парламента. В отличие от Совета Федерации, который представляет интересы субъектов РФ и федерального центра, она призвана представлять интересы всей российской нации, всего многонационального народа России.

Государственная Дума состоит из450-ти депутатов, избираемых путем всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании по так называемой смешанной (пропорционально-мажоритарной) системе сроком на 5 лет. Половина депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ — один депутат). Вторая половина — по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы, с заградительным пунктом в 5%.

Структура Государственной Думы включает в себя Совет

Государственной Думы, комитеты и комиссии, депутатские объединения (фракции и депутатские группы).

Компетенция Государственной Думы:

  • утверждение по представлению Президента РФ кандидатуры Председателя Правительства РФ;
  • утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, за исключением федеральных министров, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;
  • решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  • заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;
  • заслушивание ежегодных отчетов Центрального банка РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Обязательные вопросы

Их перечень установлен ст. 106 Конституции. К вопросам, которые обязательно рассматриваются, относят ФЗ, принятые Госдумой относительно:

  1. Федеральных сборов и налогов.
  2. Таможенного, кредитного, валютного, финансового регулирования и денежной эмиссии.
  3. Федерального бюджета.
  4. Защиты и статуса госграницы России.
  5. Мира и войны.

На практике на заседаниях СФ рассматривается большинство принимаемых Госдумой законов. Согласно ст. 105, ч. 4 Конституции, ФЗ считается одобренным, если за него отдало голос больше половины общего количества членов или он не был рассмотрен в течение 14-ти дней. При отклонении закона палаты вправе образовать согласительную комиссию с целью преодоления разногласий, возникших в ходе обсуждения. После этого ФЗ повторно рассматривается Госдумой. Принятые ФЗ направляются Президентом в течение 5-ти дней для подписания и последующего обнародования.

Здание Федерального Собрания

Дом Советов России

Идея строительства Дома Советов в Москве зародилась еще в начале 60-х годов прошлого века. Уже были выстроены все Сталинские Высотки и руководство СССР решило построить не менее габаритный и такой же красивый Дом Советов РСФСР. По завершению строительства в 1981 году Дом Советов был передан комитету народного контроля и Верховному Совету РСФСР.

Дом Советов России в 1992 году

В 1991 году Дом Советов стал настоящим домом сопротивления. В августе 1991 года под его стенами собирались тысячи людей, которые были не согласны с Августовским путчем. Именно здесь и произошла самая знаменитая речь Ельцина на башни танка.

После распада Советского Союза здание продолжал занимать Верховный Совет РСФСР (Верховный Совет России). А с принятием новой Конституции в 1993 году и избранием первого созыва Федерального Собрания там начали работу Государственная Дума и Совет Федерации.

Федеральный центр

Идея строительства в Москве нового парламентского центра обсуждалась с начала 2000-х годов. Среди возможных мест размещения центра назывались стадион «Красная Пресня» и территория у Китайгородского проезда (Зарядье). Тогда предполагалось строительство парламентского комплекса в центре Москвы, внутри Садового кольца.

Жители Красной Пресни выступили против стройки на стадионе, и этот вариант был отменён. Эксперты и общественность выступали и против застройки Зарядья, так как это могло бы привести к транспортному коллапсу и принизить значение Кремля как памятника архитектуры.

Наконец, в 2003 году было согласовано новое место для парламентского центра — хозяйственная зона поймы Нижних Мневников. Проект нового здания Федерального Собрания отлично вписывалось в развитие западного района Москвы, который активно вёлся в располагавшемся недалеко международном деловом центре «Москва-сити». В июне 2004 года был проведён закрытый архитектурный конкурс. Парламентский центр (прозванный тогда «Федеральный центр») был привязан к местности, рядом с ним запланировано размещение объектов инфраструктуры, спортивных площадок и жилья.

Здание Федерального собрания

Здание Федерального собрания со стороны Москвы-реки

Здание Федерального собрания со стороны парка

Что такое коалиция в парламенте?

Коалицией называется союз разных сил, которые объединяются для достижения общих целей. Если говорить относительно парламента, то коалиции в нем чаще всего возникают при доминировании определенной партии.

К примеру, одна партия занимает около половины мест в думе. У нее появляются все возможности для продвижения интересов своих избирателей. Более мелкие партии, имея разногласия, оказываются в проигрыше. В парламенте будут приниматься те законы, за которые голосует доминирующая фракция.

Создание коалиционной силы в парламенте связано с двумя сложностями:

  1. Невозможность объединения диаметрально противоположенных идеологий. К примеру, коммунисты вряд ли найдут общий язык с либералами;
  2. Необходимость иногда жертвовать своими интересами. Часть депутатов не всегда настроена голосовать так, как хочет большинство в коалиции.

Парламент играет ключевую роль в выборе вектора развития страны. Принятые им законы влияют на судьбы миллионов граждан. При этом депутаты могут ставить вопрос об импичменте, снятии с должности председателя Центробанка и т. д.

Видео: о парламенте простым языком

В этом ролике будущий депутат Илья Морозов расскажет, что такое парламент, что входит в его функции:

Законодательная инициатива

Совет Федерации обладает достаточно широкими возможностями. Так, орган обладает правом вносить в Госдуму проекты ФЗ или конституционных положений, предложений о пересмотре и внесения поправок в последние. В данном случае стоит также учесть, что аналогичная возможность имеется и у представительных органов регионов. Из 723 субъектов, наделенных правом законодательной инициативы, больше 1/3 представляют интересы территориальных единиц России на федеральном уровне. Такое представительство в мировой практике отмечается крайне редко. Еще одним проявлением законодательной инициативы выступает возможность вносить поправки в текст проекта ФЗ в процессе его рассмотрения Госдумой.

Третья стадия

В начале президентства В. В. Путина была предложена новая реформа Сената. Преобразования предполагали замену губернаторов и высших должностных лиц заксобраний назначенными представителями. Эти служащие включались в состав Совета на постоянной основе. При этом один из представителей назначался губернатором, а другой – законодательным институтом субъекта. Реформа, таким образом, лишала высших должностных лиц от исполнительных органов возможности самостоятельно лоббировать свои интересы в Москве и принимать участие в политических событиях, партийной жизни на федеральном уровне. Однако этим лицам была предложена своего рода альтернатива.

Для лидеров субъектов был сформирован Госсовет, не обладающий конституционным статусом. Он периодически собирается в столице. На заседаниях присутствует и президент. На собраниях обсуждаются актуальные внутригосударственные и общественные вопросы. Окончательно структура Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации была создана к январю 2002 г.

Еще по теме § 7.4. Парламент Российской Федерации:

  1. Статья 23. Акты Правительства Российской Федерации Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
  2. Контрольная функция парламентов субъектов Российской Федерации за исполнением законов всегда занимает центральное место в их деятельности.
  3. Статья 13. Общие полномочия Правительства Российской Федерации Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;
  4. Статья 7. Предоставление защиты и покровительства гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации
  5. Статья 3. Избирательные права граждан Российской Федерации при выборах Президента Российской Федерации
  6. ПОЛОЖЕНИЕ о предъявлении иностранными гражданами и лицами без гражданства гарантий предоставления средств для их проживания на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации
  7. Правовое регулирование права собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
  8. Статья 31.11. Исполнение постановления о назначении административного наказания лицу, проживающему или находящемуся за пределами Российской Федерации и не имеющему на территории Российской Федерации имуществаКомментарий к статье 31.11
  9. Статья 18.8. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации Комментарий к статье 18.8
  10. 2.1. Деятельность органов при Президенте Российской Федерации и Правительстве Российской Федерации в области энергосбережения
  11. Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253 УК РФ)
  12. 36.5. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
  13. В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
  14. Статья 4. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации
  15. Статья 16. Основания отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации
  16. Статья 18.5. Нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации или к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации Комментарий к статье 18.5
  17. Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации (ст. 2921 УК РФ)
  18. Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации (ст. 329 УК РФ)
  19. Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (ст. 2581 УК РФ)

Совет Федерации

Согласно Конституции РФ (ст. 94) Федеральное Собрание является парламентом РФ, представительным и законодательным органом.

Представительный орган означает, что формой государства является представительная парламентская демократия, опосредованная выборами народа, посредством которой реализуется принцип народовластия.

Законодательный орган означает, что народ передал парламенту законодательную власть.

Поэтому ни один закон в РФ не может быть принят без парламента.

Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совет Федерации и Государственной Думы.

Порядок формирования: согласно ч. 2 ст. 95 Конституции РФ в Совет Федерации входит по два представителя от каждого субъекта федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Порядок формирования Совета Федераций устанавливается Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ». Наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (Президентом, губернатором) на срок полномочий указанного органа) и если депутаты парламента не проголосуют против данной кандидатуры более чем двумя третями голосов, данная кандидатура утверждается.

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ, достигший возраста 30 лет и обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти, избирается его депутатами на срок полномочий этого органа. В законе установлен перечень случаев, когда гражданин Российской Федерации не может быть кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. В частности, не может быть кандидатом гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации – вносятся председателем, фракцией или группой депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Председатель, фракция, группа депутатов вправе внести на рассмотрение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не более одной кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации.

Важную роль Совет Федерации играет в законодательном процессе.

Законы, принятые Государственной Думой, в течение 14 дней должны быть одобрены Советом Федерации. Деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного свободного обсуждения вопросов. Основной формой работы являются пленарные заседания палаты, проводимые открыто, но при необходимости могут проходить и закрытые заседания. Совет Федерации избирает тайным голосованием из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Председатель и его заместители не могут быть представителями одного субъекта федерации. Председатель Совета Федерации осуществляет общее руководство деятельностью палаты: председательствует на заседаниях палаты; представляет на рассмотрение членов палаты повестку дня заседания. Заместители выполняют поручения Председателя и замещают его, когда он отсутствует.

Полномочия:

  • утверждение изменения границ между субъектами РФ;
  • утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения;
  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;
  • назначение выборов Президента РФ;
  • отрешение Президента РФ от должности;
  • назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Структура: Руководство (председатель и его заместители), Совет палаты (входят председатель Совета Федерации и его заместители, а также председатели комиссий и комитетов – осуществляют организацию СФ ФС РФ), члены Совета Федерации, комитеты (по обороне и безопасности, по экономической политике), временные комиссии (по развитию информационного общества), аппарат Совета Федерации.

Общие сведения

Федеральное Собрание, в соответствии со ст. 95 Конституции, состоит из Госдумы и Совета Федерации. Первая палата выступает в качестве представительного органа всего населения страны. Порядок формирования Совета Федерации таков, что в него входят высшие должностные лица от каждого субъекта. СФ призван выражать региональные, местные мнения. Вместе с этим, он является и государственным органом всей страны (это подтверждает его порядок формирования). Компетенция Совета Федерации распространяется не отдельно на тот или иной субъект. Его волеизъявления и решения адресуются всей России, всему государству в целом.

Итог

Во-первых, необходим переход к парламентской республике, что мы обосновывали в статье о политических системах. Что же касается количества палат парламента, то для разных стран решение о том, быть ли парламенту однопалатным или двухпалатным, будет разным, так как здесь нет универсального решения для государств с разной территориальной площадью и устройством. В случае России будет предпочтительным двухпалатный парламент. Среди недостатков двухпалатного парламента мы обозначили следующие:

  1. Консервативность в принятии решений;
  2. Возможность создания ситуации, при которой одна из палат будет избираться недемократическим путём;
  3. Замедление процесса принятия законопроектов.

Первые две проблемы решаются обеспечением сменяемости членов второй палаты, а также швейцарской системой избрания её членов. Третий недостаток, к сожалению, неизбежно связан с достоинством второй палаты как противовеса вероятным поспешным и недостаточно продуманным законодательным решениям. Но даже при том, что этот недостаток остаётся, наша система минимизирует всю сумму недостатков и является, на наш взгляд, оптимальным решением для Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector